Законно ли начисление услуг ЖКХ по нормативу при наличии индивидуальных счетчиков?

Тратим – по счетчику, платим – по нормативу?

Законно ли начисление услуг ЖКХ по нормативу при наличии индивидуальных счетчиков?

24.01.2018 16:09

Когда летом прошлого года Госдума приняла поправки в Жилищный кодекс, простым гражданам протрубили со всех каналов, что проблема начисления платы за общедомовые нужды наконец-то решена. Якобы изменения позволят, как и прежде, платить за ресурсы по домовому счетчику, а не по нормативам. Не тут-то было…

Поправки эти до сих пор не работают. Причина банальна – Правительство РФ не выпустило порядок перерасчета платы, исходя из показаний коллективного счетчика. Поэтому фактически управляющим компаниям дан карт-бланш: плата по умолчанию начисляется по нормативам.

Однако активным гражданам уже сейчас можно пользоваться иными возможностями снижения платежей. На общем собрании собственники помещений могут принять решение об определении размера расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества (КРСОИ), исходя из показаний общедомового прибора учета (ОДПУ).

Жилищный кодекс предусматривает два варианта оплаты при наличии в доме ОДПУ:

– исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством РФ;

– исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ.

Таким образом, Правительство РФ должно разработать, но пока этого не сделало, лишь порядок расчета КРСОИ по среднемесячному объему. Для расчета КРСОИ по общедомовому прибору учета такого порядка ЖК РФ не предусматривает, так как объем КРСОИ в этом случае распределяется на собственников пропорционально доле площади их помещения в общей площади всех жилых и нежилых помещений.

Вывод: сэкономить, как это часто бывает, могут лишь осведомленные и активные граждане, кто читает законы и готов организовать общее собрание собственников.

В помощь таким инициативным жильцам – интервью специалиста Государственной жилищной инспекции Архангельской области.

Возможно, применяемые в нем термины и ссылки не совсем понятны обывателю, но даже у самих работников управляющих компаний в ходу такое говорящее выражение: «Кто КРСОИ начислял, тот в цирке не смеется!».

Порядок расчета платы за коммунальные ресурсы на общедомовые нужды (ОДН) за последний год кардинально изменился. Люди не понимают, почему снова с них берут по нормативам, если в домах стоят счетчики. Почему так много стали платить, особенно если на весь подъезд горит одна лампочка, а пол моют от силы два раза в месяц?

«Все в руках собственников», – отвечают в Государственной жилищной инспекции (ГЖИ) Архангельской области. Что следует предпринять жильцам для большей прозрачности цифр в квитанциях за содержание, рассказала начальник отдела контроля расчетов, взимания платежей и надзора за управлением многоквартирными домами ГЖИ Светлана Пашкова.

– Светлана Владимировна, как сегодня оплачиваются коммунальные ресурсы на содержание общего имущества (КРСОИ)?

– По общему правилу, коммунальные ресурсы на содержание общего имущества многоквартирного дома с 1 июня 2017 года оплачиваются по нормативам, которые утверждены Министерством ТЭК и ЖКХ Архангельской области.

В том случае если платежи по нормативу превысили фактическое потребление по общедомовому прибору учета (ОДПУ), управляющие организации должны сделать собственникам перерасчет.

Но на сегодняшний день законодательно не определен этот период и непонятно, как делать перерасчет, – методика Правительством РФ не утверждена…

При наличии автоматизированной системы дистанционной передачи показаний приборов учета плата за КРСОИ начисляется на основании показаний ОДПУ. Речь идет об устройстве, которое одномоментно снимает показания во всем доме. Только в этом случае можно по умолчанию оплачивать коммунальные ресурсы по фактическому объему.

– Если собственники не желают платить по нормативам, у них есть право изменить порядок расчета?

– На общем собрании собственников может быть принято одно из двух вариантов решений: либо платить по показаниям ОДПУ, либо исходя из среднемесячного объема с последующим перерасчетом на основании показаний коллективного счетчика.

Оговорюсь, что такой порядок применяется только к тем домам, где есть управляющая организация либо создано ТСЖ или ЖСК. Потребители, проживающие в домах, где осуществляется непосредственное управление либо способ управления не выбран, оплачивают коммунальные услуги на общедомовые нужды в прежнем порядке.

– Что вы советуете собственникам?

– Внимательно изучить цифры – сколько платил дом за коммунальные ресурсы по фактическим показаниям счетчика (до 1 января 2017 года) и сравнить эти данные с платежами по нормативам (с 1 июня 2017-го).

Если выгода платежей очевидна, необходимо провести общее собрание собственников. Его инициатором может стать любой собственник квартиры.

На собрании должно присутствовать не менее 50 процентов собственников, решение принимается простым большинством.

– Управляющая компания вправе инициировать собрание?

– Безусловно, управляющая организация наделена таким правом. Но очевидно, что изменить существующий порядок заинтересован тот, кому он невыгоден. Кстати, ошибочно полагать, что управляющая компания в случае оплаты коммунальных ресурсов по нормативам всегда остается в выигрыше.

Когда возникает так называемый «сверхнорматив» (по счетчику объем КРСОИ выходит больше), управляющая организация обязана оплатить разницу из собственных средств. И это правильно. Изначально реформа порядка оплаты «общедомовых нужд» преследовала цель ограничить расходы населения, ведь во многих домах плата по факту была слишком высокой.

Новый подход должен стимулировать управляющие компании снижать потери и заботиться об энергоэффективности.

– Многие недоумевают – зачем дому коллективный прибор учета, если платить приходится по нормативу? Счетчик нужно содержать, оплачивать поверку… к чему такие затраты?

– Общедомовой прибор учета сегодня нужен прежде всего управляющей организации, чтобы не получить штраф за несоблюдение требований Федерального закона «Об энергосбережении…».

Кроме того, на основании прибора учета УК рассчитывается с ресурсоснабжающей организацией и в случае выявления сверхнорматива заплатит разницу из своего кармана.

Наличие ОДПУ стимулирует проводить мероприятия по энергосбережению, чтобы исключить несанкционированные подключения…

– За чей счет устанавливается общедомовой прибор учета?

– Об этом сказано в федеральном законе об энергосбережении: ресурсоснабжающая организация обязана оборудовать дома ОДПУ.

В свою очередь в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением правительства, сказано, что, если такой прибор учета установлен, собственники обязаны оплатить его стоимость и услуги по монтажу. Если жители дома не согласны с выставленным счетом, они могут обратиться в суд.

После установки общедомовой счетчик входит в состав общего имущества.

– Для достоверности расчетов необходимо контролировать своевременную передачу показаний счетчиков, кто этим должен заниматься?

– Жилищная инспекция в рамках проведения проверки начисления платы запрашивает журнал регистрации показаний. Оснований не доверять этим цифрам, как правило, у нас нет.

Когда к нам поступают жалобы о завышенных показаниях, мы отвечаем, что в доме должен работать совет многоквартирного дома. Этот орган и призван решать все внутренние вопросы, в том числе по передаче данных ОДПУ. Активные собственники и должны следить за передачей показаний, это в их интересах.

– Новые нормативы по электроэнергии, действующие с 1 июня 2017 года в Архангельской области, учитывают площади чердаков и подвалов, лестничных маршей и других мест общего пользования. Но если в доме не освещается, к примеру, чердак, почему его площадь закладывается в норматив?

– У этого вопроса есть предыстория: в 2016 году Верховный суд отменил нормативы потребления электроэнергии (ОДН) в Архангельской области, потому что они были рассчитаны без учета площадей чердаков и подвалов. В новых нормативах данные требования учтены.

С учетом постановления министерства ТЭК и ЖКХ норматив потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества определяется путем суммирования нормативов, установленных для соответствующего оборудования и устройства, потребляющих электроэнергию и входящих в состав общего имущества многоквартирного дома.

Например, норматив по кабельным сетям связи и информатики применяется только в том случае, если указанные сети входят в состав общего имущества дома. Аналогичная ситуация распространяется и на другое электрооборудование.

Исходя из методики расчета, нормативы максимально приближены к фактическому объему потребления. Кстати, законодательство предоставляет право заинтересованным лицам обратиться в министерство и доказать, что предлагаемый норматив завышен или занижен. В этом случае для конкретного дома может быть рассчитан индивидуальный норматив, исходя из уровня благоустройства конкретного здания.

– При расчете платы за коммунальные ресурсы нормативы потребления должны учитывать площадь общего имущества дома: например, чердаки, подвалы, лестничные марши и так далее. Как решилась эта проблема, ведь таких данных в техпаспортах, как правило, не было?

– Действительно, в большинстве случаев технический паспорт на дом не содержит таких данных.

Соответственно, подтвердить достоверность расчетов мы не могли и возбуждали административные дела в отношении управляющих организаций и ТСЖ в связи с воспрепятствованием законной деятельности должностного лица по проведению проверок. Несколько дел дошло до суда – мировые судьи вставали на сторону компаний, поддерживая их позицию.

Мы настаивали на том, что сведения о чердаках и подвалах входят в техническую документацию, и управляющие компании должны актуализировать эти данные, заказывать изменения в техпаспорта в органах технической инвентаризации. Мы предполагали, что, не обладая такими данными, возможно допустить обсчет жителей.

Самостоятельный расчет площади мы не принимали, так как для правильности расчетов нужно обладать официальными данными, знать методику, использовать специальные измерительные приборы…

7 декабря 2017 года в этом вопросе поставлена точка – Архангельский областной суд вынес решение, определив, что управляющая организация в силу специфики своей деятельности должна обладать документами технической инвентаризации жилищного фонда в полном объеме. Аналогичные решения приняты Котласским городским судом и Ломоносовским районным судом Архангельска в конце прошлого года.

– Много жалоб о правомерности расчетов поступает в ГЖИ? Как часто проверки заканчиваются штрафами и предписаниями?

– На первом этапе реформы обращений граждан было очень много – за 2017 год сотрудники инспекции подготовили около тысячи разъяснений о применении нового законодательства.

Что касается предписаний – то их действительно немного. В ходе проверки проверяемое лицо предпринимает действия для устранения нарушения в добровольном порядке. В этом случае результат достигнут, а это в нашей работе самое главное.

Нормативы по холодной и горячей воде в Архангельской области принципиально не изменились, так как и в 2013 году использовался расчетный метод. Но с 1 июня 2017-го, в соответствии с изменениями в законодательстве, нормативы усреднены для домов от 1 до 5 этажей, от 6 до 9 этажей и от 10 до 16 этажей.

Источник: ИД «Двина» (dvina29.ru)

просмотров: 2635  |  комментариев: 0

Только авторизированные пользователи могут оставлять комментари. Авторизироваться.

Источник: https://gkh.dvinaland.ru/news/tratim_po_schetchiku_platim_po_normativu/

Начисление платы за жилищно-коммунальные услуги

Законно ли начисление услуг ЖКХ по нормативу при наличии индивидуальных счетчиков?

Порядок изменения размера платы при предоставлении жилищно-коммунальных услуг ненадлежащего качества

Проверка индивидуальных приборов учета может быть проведена по заявлению потребителя!

У потребителя есть право требовать выплаты штрафа за нарушения, допущенные исполнителем при начислении платы.

Разъяснения по вопросу начисления платы за жилищно-коммунальные услуги при отсутствии регистрации граждан в жилом помещении.

Как собственникам проконтролировать снятие показаний с общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов?

Порядок действий гражданина после установки прибора учета коммунальных ресурсов

Порядок изменения размера платы при предоставлении жилищно-коммунальных услуг ненадлежащего качества

 Действующим законодательством  предусмотрено право граждан требовать  изменения размера платы за жилищно-коммунальные услуги в случае оказания жилищно-коммунальных ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими, установленную продолжительность.

Основанием для уменьшения размера платы за жилищно-коммунальные услуги являются акт нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ (далее – акт проверки). В акте проверки  отражаются факты ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ по содержанию и ремонту общего имущества.

Акт проверки составляется в порядке, предусмотренном главой X Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.

Акт проверки составляется по итогам проведенной проверки, которая должна быть назначена исполнителем не позднее 2 часов с момента получения  от потребителя сообщения о нарушении качества услуги, если с потребителем не согласовано иное время.

В случае не проведения исполнителем проверки в указанный срок, а также в случае невозможности уведомить его о факте нарушения качества предоставляемых услуг в связи с ненадлежащей организацией работы круглосуточной аварийной службы потребитель вправе составить акт проверки качества предоставляемых коммунальных услуг в отсутствие исполнителя.

Указанный акт подписывается не менее чем 2 потребителями и председателем совета многоквартирного дома, в котором не созданы товарищество или кооператив, председателем товарищества или кооператива, если управление многоквартирным домом осуществляется товариществом или кооперативом.

Заявление об изменении размера платы за содержание и ремонт общего имущества в течение 6 месяцев после установления факта  предоставления услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, необходимо направить в адрес исполнителя с приложением акта проверки.

 Отказ в проведении перерасчета платы за жилищно-коммунальные услуги при соблюдении гражданином  вышеуказанного порядка является основанием для проведения инспекций государственного жилищного надзора Волгоградской области контрольно-надзорных мероприятий. 

Разъяснения по вопросу начисления платы за жилищно-коммунальные услуги при отсутствии регистрации граждан в жилом помещении.

В соответствии со ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) обязанность по внесению платы за коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на помещение, у нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения с момента заключения такого договора. Согласно ч. 11 ст.

155 ЖК РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием для невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Размер платы рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии – исходя из нормативов потребления (ч. 1 ст.

157 ЖК РФ).

Как следует из вышеуказанных требований законодательства, а также из рекомендаций Министерства регионального развития Российской Федерации о применении Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, при отсутствии заявления собственника, не зарегистрированного в помещении, о его временном отсутствии в принадлежащем помещении, не оборудованном индивидуальными приборами учета, плата должна рассчитываться и начисляться на собственника помещения.

Дополнительно сообщаем, что обязательная установка собственниками в жилых и многоквартирных домах индивидуальных приборов учета предусмотрена Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ “Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности”.

Исходя из вышеизложенного, выходом из возникшей ситуации должна быть установка собственниками помещений индивидуальных приборов учета.

В связи с этим Инспекцией рекомендовано управляющей компании довести до сведения собственников помещений информацию о целесообразности установки индивидуальных приборов учета.

По мнению Инспекции, обозначенный вопрос имеет высокую социальную направленность, так как объем коммунального ресурса, потребленного на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется исполнителем коммунальных услуг исходя из его показаний как разница между объемом коммунального ресурса, потребленного за расчетный период в многоквартирном доме, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета коммунального ресурса, и суммарным объемом потребления коммунального ресурса в жилых и нежилых помещениях.

Таким образом, объем коммунального ресурса на общедомовые нужды в доме, где установлен общедомовой прибор учета, напрямую зависит от того, учтены ли в расчете все постоянно и временно проживающие в нем лица.

Поэтому отсутствие начисления платы собственникам, не зарегистрированным в жилом помещении, не оборудованном индивидуальными приборами учета, приводит к увеличению объема потребления ресурса на общедомовые нужды и затрагивает финансовые интересы жителей дома. 

Как собственникам проконтролировать снятие показаний с общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов?

Источник: https://gzhi.volgograd.ru/other/citizens/spravochnaya-informatsiya-i-metodicheskie-rekomendatsii/Nachislenie_plati_za_gku/

Оплата отопления по показателям общедомового, а не индивидуального счетчика: справедливо или нет?

Законно ли начисление услуг ЖКХ по нормативу при наличии индивидуальных счетчиков?

Действующее законодательство предусматривает два способа расчета размера платы за коммунальные услуги: на основании определяемого по показаниям приборов учета объема потребляемых ресурсов, а при отсутствии счетчиков – исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса).

Конкретный порядок расчета и внесения платы устанавливается Правительством РФ. Так, например, для определения размера платы за отопление в МКД используется одна из нескольких формул, приведенных в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила).

При выборе нужной формулы стоит исходить, во-первых, из того, каким образом оплачивается отопление: в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года (абз. 1 п. 42.1 Правил).

Во-вторых, на порядок расчета влияет оснащенность помещений счетчиками: в случае, когда МКД оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, а индивидуальные или квартирные счетчики отсутствуют во всех или некоторых помещениях в нем, размер платы за отопление в каждом из этих помещений определяется исходя из показаний общедомового прибора учета (абз. 3 п. 42.1 Правил). Если же все жилые и нежилые помещения МКД оснащены индивидуальными приборами учета тепла, при расчете размера платы за отопление учитываются показания и этих счетчиков, и общедомового прибора учета (абз. 4 п. 42.1 Правил).

Таким образом, на практике, если хотя бы одна квартира или одно нежилое помещение в МКД не оборудованы индивидуальным прибором учета, объем потребленной энергии по показаниям общедомового счетчика “распределяется” между помещениями пропорционально их площади.

Такой порядок расчета применяется и тогда, когда счетчик перестал использоваться в связи с ненадлежащим исполнением обязанности по обеспечению его надлежащей эксплуатации, сохранности или своевременной замены собственником (ч. 7 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г.

№ 261-ФЗ “Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”; далее – закон об энергосбережении).

Именно с такой ситуацией столкнулся гражданин Д.

Все помещения в МКД, в котором он проживает, на момент ввода дома в эксплуатацию были оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии (напомним, ими, согласно указанной выше норме закона об энергосбережении, с 1 января 2012 года должны быть оснащены все новые МКД, а также дома, вводимые в эксплуатацию после капремонта – при наличии технической возможности установки таких счетчиков). Однако впоследствии в ряде помещений счетчики были демонтированы, что повлекло перерасчет размера платы за отопление для всех собственников помещений в доме, и расходы Д. на коммунальные услуги увеличились. Он посчитал это несправедливым и подал в Верховный Суд Российской Федерации административный иск о признании недействующими абз. 3 п. 42.1 и частично абз. 4 п. 42.1 Правил. Суд пришел к выводу о том, что Правительство РФ при введении дифференцированного подхода к определению размера платы за отопление не вышло за рамки своих полномочий по определению правил предоставления гражданам коммунальных услуг, а доводы истца о противоречии указанных норм закону об энергосбережении несостоятельны, поскольку целью последнего является закрепление основ стимулирования энергосбережения, а не определение размера платы за коммунальные услуги и порядка ее расчета (решение ВС РФ от 31 мая 2017 г. по делу № АКПИ17-201). Не было удовлетворена и апелляционная жалоба истца – Суд добавил, что установленный оспариваемыми нормами порядок расчета платы за отопление принят на основании общего принципа распределения фактически потребленного всеми помещениями МКД объема тепловой энергии для поддержания в них нормативной температуры воздуха (пропорционально площади занимаемого помещения в доме) с соответствующим распределением размера платы, что позволяет обеспечить непрерывное теплоснабжение всех помещений в доме в течение отопительного периода. Причем, по мнению ВС РФ, тот факт, что при применении такого порядка размер оплаты увеличивается, не свидетельствует о незаконности соответствующих положений Правил (определение Апелляционной коллегии ВС РФ от 5 сентября 2017 г. по делу № АПЛ17-300). В передаче надзорной жалобы на рассмотрение в судебном заседании истцу было отказано (постановление ВС РФ от 25 декабря 2017 г. № ПФ17-137).

Вынесенные решения Д. не удовлетворили, и он обратился в КС РФ с заявлением о проверке конституционности ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса, абз. 3 п. 42.1 и абз. 4 п. 42.1 (в части) Правил.

В жалобе заявителя подчеркивается: согласно оспариваемым нормам порядок расчета платы за отопление, а значит и ее размер, фактически зависит от недобросовестных действий одного или нескольких собственников помещений в МКД, не сохранивших счетчики, что причиняет прямые убытки добросовестным собственникам. В дальнейшем, по мнению Д.

, это может привести к отказу от счетчиков граждан, эффективно расходующих энергию, так как они поймут, что никакой экономической выгоды им это не приносит.

Как отметили представители органов власти, присутствовавшие на вчерашнем заседании КС РФ, в ходе которого рассматривалось дело о проверке конституционности оспариваемых Д. норм, оснований для признания ч. 1 ст.

157 Жилищного кодекса РФ противоречащим Конституции РФ нет, поскольку конкретный порядок расчета платы ею не устанавливается, а вот соответствующие положения Правил действительно необходимо скорректировать.

Нельзя назвать справедливой ситуацию, когда одна и та же формула расчета платы применяется и в отношении тех домов, где ни одно помещение не оборудовано индивидуальными приборами счета, и тех, где счетчик отсутствует лишь в одной квартире, подчеркнула полномочный представитель Генерального прокурора РФ в КС РФ Татьяна Васильева. По ее словам, заявитель абсолютно обоснованно указывает на то, что ответственность за недобросовестное поведение собственника, не сохранившего индивидуальный прибор учета тепла, не может быть возложена на других собственников, обеспечивающих исправную эксплуатацию счетчиков. Применение в таком случае иного порядка определения размера платы, влекущего увеличение расходов добросовестных владельцев помещений, не отвечает принципам справедливости и разумности.

Судя по всему, это понимает и само правительство – в настоящее время на рассмотрении кабинета министров находится подготовленный Минстроем России проект постановления о внесении изменений в Правила, предусматривающий особый порядок расчета платы за отопление для МКД, в которых не все помещения оборудованы индивидуальными приборами учета.

Как сообщила советник Министра юстиции РФ Мария Мельникова, министерство дало положительное заключение на проект, однако согласованного решения всех заинтересованных ведомств по предлагаемым проектом формулам расчета пока нет.

По ее мнению, вынесенное КС РФ решение по рассматриваемому делу станет определенным стимулом для утверждения проекта.

По мнению полномочного представителя Президента РФ в КС РФ Михаила Кротова, рассмотрение указанных поправок может затянуться, поскольку обеспечить объективный учет объема потребляемого в каждом помещении тепловой энергии проблематично, так как в отличие, например, от электроэнергии, которая потребляется в точках подключения электроприборов, теплоотдача происходит от всех элементов системы отопления (радиаторов, стояков, трубопроводов), размещаемых в том числе в соседних помещениях, что и определяет МКД как единый теплотехнический объект. “Даже если кто-то из собственников, у кого установлен индивидуальный прибор учета, начнет экономить расход тепла у себя в квартире, это не означает, что он не пользуется той тепловой энергией, которая отраженно попадает в его квартиру от отапливаемых помещений соседей (через стояки, например)”, – отметил эксперт. Тем не менее он поддержал мнение о несоответствии оспариваемых положений Правил принципам рационального и эффективного использования энергетических ресурсов, подчеркнув, что лишение возможности оплачивать потребление тепла по показаниям исправных счетчиков делает бесполезными старания собственников по снижению расходов на отопление за счет экономии ресурсов, притом что они, помимо этого, несут расходы на обслуживание счетчиков.

Таким образом, предпосылок для корректировки Правил в части расчета платы за отопление в МКД более чем достаточно. Обяжет ли законодателя к внесению в них поправок КС РФ, портал ГАРАНТ.РУ расскажет после вынесения соответствующего постановления.

права человека, тарифы ЖКХ, ВС РФ, Генеральная прокуратура РФ, КС РФ, Минстрой России, Минюст России, Правительство РФ, Президент РФ, Мария Мельникова, Михаил Кротов, Татьяна Васильева

Подписаться на наш канал в Яндекс.Дзене

Документы по теме:

Источник: http://www.garant.ru/news/1202275/

Непредставление сведений о показаниях ИПУ

Законно ли начисление услуг ЖКХ по нормативу при наличии индивидуальных счетчиков?

Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные ПП РФ от 06.05.

2011 № 354 (далее — Правила 354) устанавливают, что размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) приборомучета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период. В настоящей статье рассмотрим порядок расчета размера платы за коммунальную услугу в случае непредставления потребителем показаний индивидуального или общего (квартирного) прибораучета (далее — ИПУ).

Передача показаний ИПУ

Подпункт «к(1)» пункта 33 Правил 354 устанавливает:
«Потребитель имеет право:

к(1)) при наличии индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета ежемесячно снимать его показания и передавать полученные показания исполнителю или уполномоченному им лицу не позднее даты, установленной договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг».

При этом исполнитель согласно подпункту «ж» пункта 31 Правил 354 обязан принимать от потребителей показания ИПУ. Необходимо отметить, что принимать переданные показания — это обязанность исполнителя, а вот передача показаний ИПУ — это право потребителя, а не обязанность.

Исполнитель при этом имеет право проверять достоверность передаваемых потребителем сведений о показаниях ИПУ (подпункт «г» пункта 32 Правил 354) и даже несет обязанность такую проверку осуществлять (подпункт «б» пункта 82 Правил 354), а потребитель, соответственно, несет обязанность допускать исполнителя в занимаемое помещение для снятия показаний ИПУ, но не чаще 1 раза в 3 месяца (подпункт «ж» пункта 34 Правил 354).

Таким образом, потребитель имеет право передать показания ИПУ не позднее даты, установленной договором, а исполнитель обязан такие показания принять. При этом исполнитель имеет право и обязанность проверять достоверность передаваемых потребителем сведений, а потребитель обязан допустить исполнителя в занимаемое помещение, но не чаще 1 раза в 3 месяца.

Необходимо отметить, что в обязанности исполнителя, кроме того, входит уведомление о сроках и порядке снятия потребителями показаний ИПУ и передачи сведений исполнителю. Такое уведомление должно не реже 1 раза в квартал указываться в платежных документах (подпункт «з» пункта 31 Правил 354).

Последствия непредставления показаний ИПУ

Если потребитель не предоставил сведения о показаниях ИПУ в установленные договором сроки, тогда в соответствии с подпунктом «б» пункта 59 Правил 354 плата за коммунальную услугу определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям ИПУ за период не менее 6 месяцев, а если период работы прибора составил меньше 6 месяцев, то за фактический период работы ИПУ, но не менее 3 месяцев. Расчет по среднемесячному объему производится начиная с расчетного периода, за который потребителем не представлены показания прибора учета, до расчетного периода (включительно), за который потребитель представил исполнителю показания прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.

Если по истечении указанных трех расчетных периодов потребитель так и не предоставил сведения о показаниях ИПУ, тогда в соответствии с пунктом 60 Правил 354 размер платы за коммунальную услугу рассчитывается исходя из норматива потребления коммунальной услуги. При этом повышающий коэффициент не применяется!

Применение в расчетах показаний ИПУ, представленных позднее установленного срока

Необходимо отметить, что в случае перехода на расчет по среднемесячному объему потребления коммунального ресурса и при последующем переходе на расчет по нормативу предоставление потребителем показаний ИПУ не влечет за собой никаких перерасчетов. Перерасчет в этом случае Правилами 354 не предусмотрен.

Показания, переданные потребителем, в этом случае учитываются как начальные показания ИПУ, применяемые для определения размера платы за коммунальную услугу в расчетном периоде, следующем за тем расчетным периодом, в котором потребитель передал сведения о показаниях ИПУ.

Нормы, дословно устанавливающей применение переданных потребителем показаний ИПУ в качестве начальных показаний для расчета в следующем периоде, Правила 354 не содержат.

Однако, из совокупности положений Правил 354 следует, что исполнитель обязан принять переданные потребителем показания ИПУ и обязан применить эти показания в расчетах, при этом проведение перерасчета за предыдущие расчетные периоды исходя из переданных с нарушением установленного срока показаний ИПУ, Правила 354 не предусматривают.

Источник: https://acato.ru/articles/20170227/raschet-pri-nepredstavlenii-pokazanij-ipu

Плата за коммунальные услуги: что изменилось с 1 января 2017 года

Законно ли начисление услуг ЖКХ по нормативу при наличии индивидуальных счетчиков?

Можно сразу сказать, что все изменения в жилищном законодательстве, вступившие в силу в начале года,  направлены на то, чтобы стимулировать установку общедомовых и индивидуальных приборов учета в домах и квартирах, а также активизировать работу управляющих компаний с собственниками жилья и нанимателями жилых помещений.

Новый порядок начисления платы за коммунальные услуги и содержание жилья в домах, находящихся в управлении УК и ТСЖ

С 1 января в составе платы за содержание жилья собственники и наниматели жилых помещений будут вносить плату за холодное и горячее водоснабжение, электрическую энергию, которые используются на содержание общего имущества дома.

Размер расходов граждан будет определятся исходя из нормативов потребления на ОДН, действовавших на 1 ноября 2016 года. Для начисления данной платы решения собрания собственников не требуется.

Эти деньги вносятся дополнительно к плате, установленной ранее общим собранием собственников жилья.

Что касается квитанций, которые жители региона получат в феврале, то здесь ниже строки «содержание жилого помещения» будет отражаться плата по каждому ресурсу, необходимому на содержание общедомового имущества, отдельно. Это сделано в целях более полного информирования собственников о составе затрат на оплату жилищных услуг.

В свою очередь показания общедомовых приборов учета будут использованы при расчетах управляющих компаний и ТСЖ с ресурсоснабжающими организациями. Если фактическое потребление ресурсов превысило нормативное, то затраты по оплате «сверхнормативного» объема ресурса будут возложены на исполнителя услуг.

Прежняя схема начисления платежей за ОДН, когда их размер определялся исходя из показаний общедомовых приборов учета и суммы показаний индивидуальных приборов учета, сохраняется лишь для многоквартирных домов с непосредственным способом управления, либо МКД, собственники которых не выбрали или не реализовали выбранный способ управления.

Перерасчет в связи с временным отсутствием

С 1 января существенно меняется порядок проведения перерасчетов за коммунальные услуги при временном (более 5 полных календарных дней подряд) отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном прибором учета.

Раньше в течение 30 дней после прибытия потребителю достаточно было написать заявление о том, что он не проживал в квартире в течение определенного времени, и приложить следующие документы, подтверждающие продолжительность временного отсутствия:

  • копия командировочного удостоверения или справка о командировке, заверенные по месту работы
  • справка о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении
  • проездные билеты, оформленные на имя потребителя (в случае если имя потребителя указывается в данных документах в соответствии с правилами их оформления), или их копии
  • счета за проживание в гостинице, общежитии или другом месте временного пребывания или их копии
  • справка органа внутренних дел о временной регистрации потребителя по месту его временного пребывания
  • справка организации, осуществляющей охрану жилого помещения, в котором потребитель временно отсутствовал
  • иные документы, подтверждающие временное отсутствие потребителя

С 2017 года перерасчет платы за коммунальные услуги в период отсутствия потребителя в квартире будет производиться по новым правилам.

Согласно изменения в жилищном законодательстве на возврат уплаченных средств могут претендовать только те жители, в чьих квартирах отсутствует техническая возможность установки индивидуального или общего (квартирного) прибора учета. Получить соответствующий документ можно у исполнителя коммунальных услуг.

Расчет платы за ЖКУ при отсутствии постоянно и временно проживающих граждан

Следующее изменение касается скорее тех, у кого в собственности несколько квартир. С 1 января при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан, а также приборов учета объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.

Кроме того, если раньше количество временно проживающих определялось на основании заявления потребителя или протокола об административном правонарушении, составленного уполномоченным органом, то теперь достаточно акта, составленного исполнителем услуг.

Повышающие коэффициенты

Для тех, у кого приборы учета не установлены, с 1 января 2017 года применяется повышающий коэффициент к нормативу потребления – 1,5. Но есть исключение: строго по нормативу продолжат платить те, кто не имеет технической возможности установить прибор учета.

Что касается потребителей, которые не передают поставщикам показания счетчиков, то для них тоже предусмотрены неприятные санкции.

Если ранее для граждан, не передающих показания приборов учета, расчет платы за электроэнергию и за услуги холодного и горячего водоснабжения в течение полугода производился на основании среднемесячных значений, то теперь этот срок сократился до трех месяцев. То есть в случае отсутствия данных три месяца абонент будет платить по-среднему, а затем – сразу по нормативу.

Источник: http://www.k-sc.ru/press-center/news/3455-plata-za-kommunalnie-uslugi-chto-izmenilos-s-1-yanvarya-2017-goda

Поправки в Жилищный кодекс позволят платить за отопление по счетчику

Законно ли начисление услуг ЖКХ по нормативу при наличии индивидуальных счетчиков?

Платеж за отопление является одной из самых больших сумм в квитанциях россиян, поэтому любые новации в этой области могут существенно повлиять на семейные бюджеты.

Теперь жители смогут пользоваться поквартирными счетчиками на батареях и оплачивать только фактическое потребление тепла без оглядки на соседей. Сегодня платить по индивидуальным счетчикам можно только в домах, полностью ими оборудованных.

В итоге один сломанный счетчик может лишить возможности платить только за потребленную энергию весь дом. Минстрой решил исправить эту несправедливость и подготовил поправки в Жилищный кодекс.

Сейчас за тепло по счетчикам платят собственники квартир в домах, где все квартиры и нежилые помещения оснащены приборами учета, а также количество тепла измеряется на входе в дом. Таких зданий в стране не так уж мало. “По данным правительства, их количество составляет около 20 процентов.

И практически все 20 процентов – это новостройки. С 2012 года все новостройки оборудуются индивидуальными приборами учета в обязательном порядке, зато в старых домах их практически нет”, – говорит Игорь Кокин, эксперт Научно-образовательного центра федеральных и региональных программ Высшей школы госуправления РАНХиГС.

Установлены региональные индексы повышения тарифов ЖКХ

При вселении в новый дом все жильцы платят по счетчикам. Но проходит год-два, и в соседях уже нет согласия. У одного прибор учета сломался, у второго пропущен срок поверки. А в итоге права платить по счетчику лишаются все и переходят на оплату по общедомовому счетчику тепла.

В июле Конституционный суд вынес постановление по жалобе Сергея Деминца, в доме которого сложилась такая ситуация. Из-за этого УК сделала перерасчет и заставила всех жильцов платить по общему счетчику, даже тех, у кого есть индивидуальные.

“Правила предоставления коммунальных услуг в определенной части не соответствуют Конституции.

Они ограничивают возможности человека, у которого легально установлен индивидуальный прибор учета по теплу, пользоваться им, если кто-то один или несколько собственников вывели свои счетчики из строя или не сделали поверку.

Страдает добросовестный человек, он не может использовать для оплаты показания своего прибора учета”, – говорит ведущий юрисконсульт направления “Городское хозяйство” Института экономики города Дмитрий Гордеев.

Тарифы ЖКХ будут увеличены в два этапа: сколько будем платить

В итоге суд предписал изменить законы. Во исполнение этого решения минстрой и разработал поправкив ЖК.

Разобраться в том, как считается отопление, не так уж просто. Хотя бы потому, что правила начисления платежей часто меняются. В них вносились изменения в 2012, 2013 и 2017 годах.

При этом существует несколько видов формул расчета в зависимости от того, имеется ли в доме центральная система теплоснабжения, есть ли счетчики и какие, платят ли собственники за тепло в отопительный период или платежи распределяются на весь год.

Так, в доме без счетчиков платеж зависит от площади помещения, норматива потребления тепловой энергии и тарифа на тепло. При наличии общедомового счетчика расчет платы зависит от объема потребленной домом энергии. На каждую квартиру же платеж рассчитывается с учетом ее площади.

В домах, полностью оснащенных счетчиками, платеж состоит из двух частей: за тепло, потребленное внутри квартиры, и тепло, которое ушло на обогрев общедомовых помещений: холлов, лестниц и площадок.

Размер платы за отопление в многоквартирном доме должен рассчитываться на основании показаний в первую очередь индивидуального счетчика, а уже затем – общедомового

Если закон изменится, то в доме может появиться два типа собственников – которые платят по внутриквартирному счетчику и без него. По счетчику нужно будет платить за свое тепло и часть общедомового.

А без счетчика на каждого собственника также будет рассчитываться часть общих затрат тепла с учетом площади помещения квартиры и части затрат на отопление общих помещений дома.

Конкретные формулы расчета тепла для домов, в которых есть разные типы плательщиков за тепло, пока минстроем не подготовлены. Платеж по нормативу для домов со счетчиками не предусмотрен.

Поправки минстроя относятся в первую очередь к новостройкам. Они не стимулируют переходить на индивидуальные счетчики собственников старых домов

Поправки минстроя относятся в первую очередь к новостройкам, говорит Игорь Кокин. Они не стимулируют переходить на индивидуальные счетчики тепла собственников домов в старом фонде. Для них это может быть дорогим и невыгодным удовольствием.

Так как в таких домах разводка чаще всего не позволяет установить один счетчик на квартиру, это можно сделать только на каждую батарею. В результате затраты выше в несколько раз, чем в новых квартирах.

Кроме того, пользоваться личным счетчиком в квартире можно, только если есть общедомовой, что тоже проблема домов старого фонда. Возможным выходом могла бы стать программа капитального ремонта. “По ней не устанавливают счетчики в квартирах, так как это уже территория жильцов, – говорит Кокин.

– Иногда сложно добиться даже замены самих батарей”. Так что там, где до сих пор метры греют старые добрые чугунные батареи, изменений, скорее всего, не заметят.

Инфографика “РГ”: Леонид Кулешов/Ирина Жандарова

Игорь Кокин отмечает, что не всегда счетчик на тепло дает экономию. В домах, где норматив низкий, выгоднее платить по нему. Невыгодными счетчики оказываются для собственников небольших домов – малоэтажной застройки. А вот обладатели квартир в многоэтажках практически всегда снижают размер платежей при переходе на счетчики.

Сергей Степашин раскрыл планы по расселению аварийного жилья

Счетчики несут выгоду жителям тех домов, которые расположены далеко от котельной. Доставка теплоносителя по трубам сопровождается потерями в сети, но эти теплопотери оплачивает конечный потребитель.

С владельцами счетчиков это не происходит. Кроме того, собственники без счетчиков платят за соседей, например тех, что присоединили к своей жилой площади балкон и не согласовали его.

Ведь платежи начисляются в зависимости от площади квартир в документах.

Стоимость самых простых и доступных механических теплосчетчиков начинается от 3,5 тысячи рублей, однако это не полная стоимость, так как этот тип счетчиков требует еще установки фильтра для воды.

Поэтому иногда выгоднее поставить более дорогой вариант прибора учета. К примеру, ультразвуковой. Он, кстати, считается более точным. Стоимость таких счетчиков начинается от 6 тысяч рублей и может достигать 30 тысяч.

Другие типы счетчиков, например вихревой, распространены у нас меньше.

Лучше, если счетчик будет считать тепло в гигакалориях, так как именно в этом виде показания принимает управляющая компания. В противном случае каждый месяц придется пересчитывать киловатты в час, мегаватты в час и гигаджоули по формуле.

Кроме непосредственно счетчиков в России распространены распределители. Это не совсем счетчики, они учитывают не гигакалории, а объем тепла, прошедший в помещение. По распределителям также можно рассчитывать тепло индивидуально на каждую квартиру, если такими приборами оснащено более 50 процентов помещений, поясняет эксперт.

Источник: https://rg.ru/2018/11/21/popravki-v-zhilishchnyj-kodeks-pozvoliat-platit-za-otoplenie-po-schetchiku.html

Юр-решение
Добавить комментарий