Захват муниципальной земли

Разъясняем законодательство

Захват муниципальной земли

Разъясняет: заместитель прокурора Центрального административного округа г.Курска Дудина Ирина Генриховна

Самовольное занятие земельного участка — одно из правонарушений в сфере земельных отношений, за которое наступает административная и имущественная ответственность. Административная ответственность за такое правонарушение предусмотрена, как известно, статьей 7.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно статьи 7.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, влечет наложение административного штрафа на:

граждан в размере — от 500 до 1000 рублей;

должностных лиц — от 1000 до 2000 рублей;

юридических лиц — от 10000 до 20000 рублей.

Текст указанной статьи, помимо самовольного занятия земельного участка, содержит в себе дополнительно ещё два состава административного правонарушения:  использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю и использование земельного участка без оформленных в установленном порядке документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности.

Собственно, «самовольное занятие» земельного участка заключается в том, что лицо использует земельный участок, не имея на это правовых оснований и против воли собственника.

Если законом не установлена обязанность лица оформить правоустанавливающие документы на землю, пользование земельным участком без оформления таких документов не образует указанный состав правонарушения.

Самовольное занятие земельного участка может выражаться в противоправной застройке земельного участка, временном или постоянном складировании и других противоправных действиях.

Лицам, самовольно занимающим пустующие земельные участки, следует знать, что в соответствии со статьёй 16 Земельного кодекса РФ земельные участки не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований являются государственной собственностью. Иными словами, у любого земельного участка есть собственник. Собственниками могут быть: граждане, юридические лица, муниципальные образования, субъекты Российской Федерации или Российская Федерация.

Также к самовольному занятию земельного участка относятся действия собственника (арендатора) направленные на расширение границ своего земельного участка путём самовольного (необоснованного) вынесения ограждения земельного участка за его фактические границы, а также размещение строений или осуществление складирования за границами предоставленного ему участка.

Лицо, осуществившее самовольную постройку, не может приобретать на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой — продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.

В соответствии со статьёй 76 Земельного кодекса РФ самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.

Использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю:

В соответствии со статьёй 131 Гражданского кодекса РФ права, сделки и ограничения на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации.

Таким образом, имея на руках постановление о предоставлении земельного участка в собственность, договор аренды или иной документ, необходимо обязательно обратится в органы Росреестра для регистрации своего права на земельный участок, поскольку правоустанавливающие документы на земельный участок должны быть оформлены установленном порядке, т.е. зарегистрированы.

Использование земельного участка без оформленных в установленном порядке документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, охватывает целый ряд норм действующего законодательства Российской Федерации.

Это может быть ведение строительства без разрешения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ведающего вопросами строительства и архитектуры; ведение мелкорозничной торговли без разрешения органов местного самоуправления, проведение земельных работ без согласования Государственного архитектурно-сроительного надзора и т.д.

Источник: http://prockurskobl.ru/legislation/298.html

Самовольный захват земли: как узаконить прирезку к участку

Захват муниципальной земли

В практике государственного земельного надзора встречаются случаи самовольного расширения собственниками  используемой площади земельного участка. Согласно земельному законодательству все земли Российской Федерации распределены между собственниками.

Земельные участки могут находиться в собственности государства, муниципалитетов, организаций, предприятий, граждан. Ничьих земельных участков не бывает. Пригораживая (прирезая) земельный участок к своему участку, гражданин тем самым посягает на чью-то собственность.

Занятие или использование земельного участка без разрешения и против воли его собственника является административным правонарушением и наказывается штрафными санкциями.

Уже более года действует новая глава Земельного кодекса Российской Федерации о перераспределении земель и земельных участков.

Исходя из содержания данной главы, граждане имеют право перераспределить к используемым участкам земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.

Иными словами у граждан появилась возможность в порядке перераспределения земель присоединить к своим участкам неиспользуемые земли.

Для перераспределения земель установлен ряд ограничений. Например, этим могут воспользоваться только те граждане, которые являются собственниками земельных участков, предоставленные им для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства.

Кроме того, данные земельные участки должны быть отмежёваны. Прирезаемые земельные участки должны находиться в государственной или муниципальной собственности.

Площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, должна увеличиваться в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков. Перераспределяемые земельные участки должны относиться к одной функциональной зоне.

Напомним, что предельные максимальные размеры земельных участков, функциональные зоны устанавливаются правилами землепользования и застройки соответствующего муниципального образования.

Перераспределение земель и (или) земельных участков осуществляется на основаниисоглашения между органами, уполномоченными на предоставление земельных участков, и собственниками земельных участков.

Для заключения соглашения гражданин, собственник земельного участка, заинтересованный в его расширении, подаёт в администрацию города, поселения, а если прирезаемые земли относятся к государственной собственности, то в республиканский орган государственной власти, заявление о перераспределении земельного участка.  

К заявлению о перераспределении земельных участков прилагаются:

1) копии правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на земельный участок, принадлежащий заявителю, в случае, если право собственности не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

2) схема расположения земельного участка в случае, если отсутствует проект межевания территории, в границах которой осуществляется перераспределение земельных участков;

3) в случае необходимости, иные документы.

Согласно требованиям Земельного кодекса Российской Федерации в случае перераспределения земель подготовку схемы расположения земельных участков возлагается на собственников таких земельных участков.

По результатам рассмотрения заявления о перераспределении земель орган государственной власти или орган местного самоуправления может принять одно из следующих решений: об утверждении схемы расположения земельного участка; о даче согласия на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; об отказе в заключение соглашения при наличии оснований, установленных Земельным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с утвержденным проектом межевания территории или при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка собственник земельного участка за свой счет обеспечивает проведение кадастровых работ для постановки на кадастровый учет образованного в результате перераспределения земельного участка. Кадастровый паспорт земельного участка, образованного в результате перераспределения, будет являться обязательным приложением к соглашению о перераспределении земель.

В заключение соглашения о перераспределении земель может быть отказано, если прирезаемые земельные участки изъяты из оборота или ограничены в обороте, зарезервированы для государственных или муниципальных нужд, если в результате перераспределения площадь земельного участка превысит более чем на 10 % установленные предельные максимальные размеры земельных участков, а также в иных случаях, установленных Земельным кодексом Российской Федерации.

 В случае заключения соглашения о перераспределении земель, прирезаемый земельный участок подлежит выкупу.

Размер выкупной цены исчисляется от кадастровой стоимости земельных участков и устанавливается органом государственной власти, органом местного самоуправления.

Если земельный участок является федеральной собственностью, то размер платы составляет 15% от кадастровой стоимости земельного участка. В Республике Тыва для земель республиканской и муниципальной собственности установлен такой же размер платы.

   Таким образом, перераспределение земельных участков позволяет гражданам оформить уже пригороженные (прирезанные) земельные участки, без проведения торгов дополнительно приобрести земельный участок с целью увеличения полезной площади используемого участка. Перераспределение земельных участков также возможно и в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы.

Старший специалист 1 разряда отдел государственного земельного надзора,

геодезии и картографии Управления Росреестра по Республике Тыва

Эртине Ч.О.

Источник: https://tuvaplus.ru/news/17194

Юр-решение
Добавить комментарий