ВУЗ не прошел аккредитацию, что делать студенту?

[Право на образование] Что делать студенту, если ВУЗ не прошел аккредитацию?

ВУЗ не прошел аккредитацию, что делать студенту?

По данным Рособрнадзора, в 2016 году лишились государственной аккредитации 163 ВУЗа России. Так ли это страшно, и что делать студенту “неблагополучного” ВУЗа?

Для начала обозначим, что такое лишение аккредитации. Приостанавливая аккредитацию, Рособрнадзор не прекращает его деятельность вообще. ВУЗ вправе осуществлять образовательную деятельность, но не может выдавать дипломы государственного образца, предоставлять отсрочку от армии и оплачиваемые отпуска. От этого ценность обучения в нем близится к нулю.

Нельзя путать аккредитацию и лицензию. Лишившись лицензии на образовательную деятельность, ВУЗ больше не может заниматься обучением студентов. Потеряв лицензию, ВУЗ автоматически теряет и государственную аккредитацию, но наоборот это не работает. Что- то вроде несостоятельности и банкротства юридических лиц.

Процедура лишения аккредитации обратима. В течение года после приостановки действия аккредитации ВУЗ может подать заявление на восстановление звания “добропорядочного” ВУЗа. Исходя из этого студент должен выстраивать свое поведение. Первым делом нужно оценить шансы на прохождение повторной аккредитации.

Как это сделать?

Во-первых, учтите государственный ВУЗ или частный. Хотя это официально отрицают, но существует негласная программа сокращения численности частных ВУЗов. Все это из-за того, что в 90-ые годы наплодилось огромное количество ВУЗов – “выдавалок дипломов”.

Обучение по большей части формальное, а результат окончания – диплом, вполне материальный. В целом практика сокращения приносит положительные плоды, но есть и случаи-исключения, когда не разобравшись, пытались лишить лицензии “честные” ВУЗы.

Если Вы учитесь в государственном учреждении, то шансы все-таки пройти аккредитацию резко повышаются.

Во-вторых, нужно сравнить качество сайта ВУЗа с точки зрения прозрачности документации. В обязательном порядке должна быть освещен механизм оплаты программ обучения, документы удостоверяющие право на осуществление образовательной деятельности, новости прохождения аккредитации в реальном времени.

В-третьих, следить за “настроем” руководства в отношении прохождения этой процедуры. Это обманчивый фактор, так как преподаватели, завучи могут подчиняться политики ВУЗа о неразглашении реальной информации, в целях сохранения студентов.

Далее нужно оценить свою возможность ждать аккредитации. Ведь согласно ст. 92 ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”:

“Принятие аккредитационным органом решения о государственной аккредитации образовательной деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, осуществляется в срок, не превышающий ста пяти дней со дня приема заявления о проведении государственной аккредитации и прилагаемых к этому заявлению документов”.

Если Вы парень, и в эти 105 дней входит призывная кампания, то на 1 год Ваше обучение может отложиться.

Теперь поговорим о ситуации, когда Вы поняли, что ВУЗ с малой долей вероятности пройдет аккредитацию, либо Вы не готовы ждать.

Что же делать в таком случае?

Первый вариант

Подходит для студентов не выпускных курсов. Это перевод в другой ВУЗ.

По закону (приказ Минобрнауки №1122) руководство ВУЗа обязано предоставить список учебных учреждений для перевода с сохранением специальности, оплаты, формы обучения и курса.

Все это предоставляется после написания Вами заявления на имя руководства ВУЗа. При желании специальность можно поменять (указывается в заявлении).

Если ВУЗы из списка Вам не подходят, Вы можете получить соответствующую справку и самостоятельно выбрать ВУЗ. Но по словам некоторых педагогов, поступить в таком случае в престижные ВУЗы скорее всего не выйдет.

Но здесь есть подводные камни

При переводе нужно сдать академический пробел – те предметы, которые не изучались в прошлом ВУЗе. При окончании 2 курса и переводясь на ту же специальность в другой ВУЗ придется досдать от 10 до 15 зачетов и экзаменов.

При этом сдать нужно в кратчайшие сроки – 2 месяца. Могу предположить, что можно немного продлить до 4- 5 месяцев, до наступления сессии. Согласитесь, задача непростая, особенно в приличных ВУЗах.

Второй вариант

Для студентов выпускного курса. Есть 2 пути: первый – стандартный, а второй – я не уверен, что работает должным образом (прошу за эту неясность меня простить).

Идя по первому пути, студент выпускник ВУЗа, не прошедшего аккредитацию, сдает аттестацию в другом, аккредитованном ВУЗе (если в нем присутствует данная специальность). Плюс надо досдать все дисциплины, не пройденные студентом за все время. При этом выпускник получает диплом ВУЗа, в котором сдал аттестацию. Крайне не удобно и трудозатратно.

Второй путь по идее должен исключать первый. Еще в первой половине 2016 года Министр образования и науки Дмитрий Ливанов сказал:

“Я уже дал соответствующее распоряжение Рособрнадзору сделать так, чтобы для студентов выпускного курса все-таки решения, которые принимаются [имеются в виду решения о приостановлении аккредитации вуза. – Ред.], вступали в силу после выпуска, чтобы студенты могли спокойно получить дипломы”

Работает это сейчас или нет, я не знаю. Но первый, неудобный, путь работает точно.

И последнее. о взыскании с вуза компенсации

Если Вы обучаетесь на платной основе, то можете потребовать назад заплаченные деньги за срок, когда ВУЗ был не аккредитован. Также с “недобросовестного” ВУЗа можно взыскать средства, потраченные студентом на проживание около ВУЗа, проезд – в общем ВУЗ обязан возместить все затраты связанные с ним.

Автор – @obrazhizni

Источник: https://golos.io/vox-populi/@vp-pravogolosa/pravo-na-obrazovanie-chto-delat-studentu-esli-vuz-ne-proshel-akkreditaciyu

Не согласны с произволом: как студенты МИУ устроили забастовку

ВУЗ не прошел аккредитацию, что делать студенту?

Утром в понедельник вместо пар студенты Минского инновационного университета собрались в фойе альма-матер с плакатами. Забастовку инициировал и собрал недовольных студент 4-го курса Федор Богданов.

Повод – несогласие с решением Министерства образования лишить вуз аккредитации по пяти специальностям. На этих специальностях учатся 1600 человек – из 1670 студентов.

“То, что сегодня произошло, – это наше несогласие с, по сути, безосновательным произволом. Это действительно произвол, потому что, если бы мы сами замечали какие-то проблемы с качеством образования, мы бы даже в это не лезли. Я бы точно не вступился, если бы чувствовал, что что-то не так”, – говорит Богданов.

Письмо из Департамента контроля качества образования с результатами проверки вуза пришло в университет в начале ноября. И стало для руководства и студентов неожиданным. Университету 28 лет, до сих пор раз в пятилетку он исправно выдерживал все испытания. Что стало основанием для такого резкого решения в этот раз, студенты и преподаватели инновационного университета так и не поняли.

Все претензии, которые легли в основу решения, выглядят достаточно формальными и легко устранимы.

О качестве образования ни слова

Накануне вечером Богданов четыре часа рисовал плакат “МИУ не прошел аккредитацию или идеология не та?”. Он немного волновался, что придуманную им забастовку не поддержат. Но пришли и студенты, и преподаватели.

© Sputnik / Виктор Толочко

Ни студенты, ни преподаватели не понимают подоплеки решения, которое принял Минобр в отношении их вуза

Ни одни, ни вторые не понимают подоплеки решения, которое приняло Минобразования в отношении их вуза.

“Я смотрел документ, который показывали. Там не было сказано об основаниях, по которым нам не продлевают аккредитацию. Все студенты все сдали. У нас на “Правоведении” сдавало две группы – 33 человека. Если бы пять из них не сдали два экзамена, специальность бы закрыли. Но все сдали экзамены. Все, что нужно было от нас, мы выполнили”, – говорит Богданов.

“У нас очень хорошие преподаватели – из бывшего нархоза (БГЭУ), БГУ, со степенями. К тому же здесь они не зажаты рамками и могут давать материал более свободно – рассказывать об истории и праве “так, как это есть на самом деле”, – говорит Федор. По его словам, когда слушал эти лекции, у него никогда не возникало мысли, что с белорусским образованием что-то не так.

Кроме того, с этими преподавателями невозможно, что называется, “договориться” – потому что в университете действует жесткая система оценок.

© Sputnik / Виктор Толочко

По словам Федора Богданова, на лекциях в вузе у него никогда не возникало мысли, что с белорусским образованием что-то не так

“За то, как ты отвечал на парах, как готовился, тебе выставляется рейтинг. С этим рейтингом ты идешь в центр тестирования, а там компьютер. С компьютером не договоришься. У многих, конечно, результаты бывают плохие, потому что информации много.

Но это честные результаты. Вот вам пример: я выступал на олимпиаде по философии. За это предусматривается, наверное, автомат, но мне поставили 10 баллов и все равно отправили на экзамен. Я сдал экзамен на 6.

Была выведена итоговая, но никакого автомата не было”, – рассказывает Богданов.

За что?

Преподаватели студентов поддержали. Присоединились к студенческому выступлению, потому что им также осталась не ясна подоплека такого жесткого решения.

© Sputnik / Виктор Толочко

Ни по одной специальности не прописано, за что она не аккредитована, недоумевает проректор по научной работе МИУ Валентина Гедранович

Если дело действительно только в тех замечания формального характера, которые сформулированы в решении, то они легко устраняются.

“Ни по одной специальности не прописано, за что она не аккредитована. Просто какие-то общие замечания формального характера. Качество образования не проверялось. Не было ни одного замечания по содержанию дипломных и курсовых работ.

Узкие специалисты не посещали занятия, хотя обычно в предыдущие аккредитации они их посещали и проверяли, как, насколько качественно ведется образовательный процесс.

В этот раз этого не было”, – рассказывает проректор по научной работе МИУ Валентина Гедранович.

По тем же специальностям, где были проведены комплексные контрольные работы, как на том же “Правоведении”, студенты показали хорошие результаты.

“Выше 9 баллов средний балл по “Правоведению”. Почему “Правоведение” не аккредитовать?! Потому что что-то не так записано, не совсем совпадают слова. Это формальные признаки, которые обычно легко устраняются”, – говорит Гедранович.

Вузу вменили, к примеру, проблему с учебной литературой. Но по ряду специальностей, например в IT, достаточного количества учебных пособий с грифом Министерства образования, как того требует порядок, просто не существует физически.

Или еще один пример, говорит Валентина Васильевна: в учебных пособиях должен быть обязательный раздел “Пояснительная записка” и в скобках “Введение”. А в ряде учебно-методических комплексов, разработанных МИУ, написано только “Введение”, без словосочетания “пояснительная записка”. Хотя по сути это и есть пояснительная записка, говорит Гедранович.

Что дальше

Ко вторнику в ректорате намерены собрать объяснения на принятое решение и подать своеобразную апелляцию с просьбой его пересмотреть. В конечном счете все обнаруженные комиссией недостатки легко устранимы.

Студенты в свою очередь готовят петицию – обращение к министру образования с просьбой не лишать аккредитации специальности МИУ.

© Sputnik / Виктор Толочко

Студенты хотят обратиться в Минобр с петицией, чтобы специальности в их вузе не лишали аккредитации

В случае если решение пересмотрено не будет, вузу предстоит провести переаккредитацию специальностей. Для студентов как минимум одной из них такое развитие событий может оказаться фатальным.

“Когда ректор забирал заключение, ему сказали: через три месяца можно. Но есть нюанс: студенты дневной формы на специальности “Транспортная логистика” учатся 4,5 года. У них защита дипломного проекта в январе. Они уже занимаются дипломным проектированием. Когда через три месяца их переаккредитовывать?!” – говорит проректор.

Переаккредитоваться не проблема, говорят в вузе, если со стороны проверяющих будет нормальное непредвзятое отношение.

© Sputnik / Виктор Толочко

Если со стороны проверяющих будет непредвзятое отношение, в вузе готовы пройти аккредитацию повторно

“Расписание скорректируем. У нас такого нет, как в государственных вузах, что, если где-то какие-то мероприятия, могут нагрузку списать. У нас такого нет. Надо будет отработать”, – пояснила проректор.

Источник: https://sputnik.by/live/20191111/1043208042/Ne-soglasny-s-proizvolom-studenty-MIU-ustroili-zabastovku.html

Без аккредитации мы в трудной ситуации: насколько опасно поступать в негосударственный вуз

ВУЗ не прошел аккредитацию, что делать студенту?

Смотреть в будущее с оптимизмом Однако студентам кажется, что ректор лукавит. Во-первых, зачем было нужно рассылать письма в различные вузы, если Корабелка уже готова была всех принять? Во-вторых, студентов не информируют, как идут переговоры по их переводу, и это злит их больше всего.

«Нас целый месяц кормили «завтраками» и призывали смотреть в будущее с оптимизмом, но одним оптимизмом сыт не будешь», – говорят студенты. Корреспонденту «ПД» показали список тех вузов, куда студентам предлагали переводиться. Это заведения во Пскове, Саратове, Тамбове. Есть, конечно, и петербургские.

И видно по датам, что положительные ответы о готовности зачислить к себе новых студентов были получены еще в мае. Как только был получен очередной ответ, ректорат отправлял запрос новому вузу и получал еще одну 10-дневную паузу.

В комитете по науке и высшей школе правительства Петербурга сообщили, что о ситуации в ИПП им известно, повода для конфликта не усматривается. Но ситуация сложнее, чем может показаться на первый взгляд.

Ведь только студенты и их родители заявляют о том, что их программы в ИПП полностью совпадают с программами в Морском техническом университете или в ЛГУ имени Пушкина (еще один вуз, в котором готовы принять учащихся ИПП). В действительности программы могут и отличаться.

«Надо понимать, что договор о переводе должен соблюдаться с учетом интересов не только студента, но и принимающего вуза, – отметила зам. председателя комитета Анна Степанова. – Он не может позволить себе уронить свою репутацию и выдать диплом студенту, не получившему знаний в должном объеме».

Поэтому ситуация с переходом и одновременным понижением на курс кажется вполне реальной, к этому надо быть готовыми. «Действительно: в Морской технической академии, как и в ЛГУ, нет специальности «Государственное и муниципальное управление», – сообщил «Петербургскому дневнику» один из преподавателей на условиях анонимности. – И студентов у нас не 400, а больше, есть ведь еще и заочники. Мы понимаем желание сохранить вуз, но даже если удастся удержать половину студентов, институт все равно будет нерентабельным и работать не сможет».

Гуманитариев становится меньше Добавим, кстати, что, по данным портала «Вузопедия», за последние три года в городе закрылись восемь негосударственных вузов, обучавших, в основном, менеджменту, психологии и творческим специальностям.

О том, что делать студенту, чей вуз неожиданно лишился аккредитации, нам рассказал HR-специалист Дмитрий Градов. «Во-первых, аккредитацию вузу выдают раз в пять лет, поэтому, если вам все равно где учиться, надо найти вуз, который эту процедуру только-только прошел.

Любой вуз сведения о лицензии и аккредитации публикует на самом почетном месте. Тогда вы успеете получить образование, а если даже институт потом лишится всех своих регалий, вас это не коснется: диплом есть, сведения в реестре тоже.

Это я говорю про вузы из группы риска: частные, созданные в 90-е годы, обучающие по гуманитарным специальностям. Второй шаг: поинтересоваться судьбой выпускников у них самих, через социальные сети.

Знаю одну девушку, которая уже собиралась идти сдаваться в вуз без аккредитации, ведь в приемной комиссии ее дурачили, говорили, что все в порядке. Но списалась «ВКонтакте» с выпускниками, и они ей раскрыли глаза.

Насколько я знаю, при переводе в другой вуз можно поменять профессию – если не пугает перспектива много досдавать, но лично таких людей я не знаю. Но хорошо знаю двух студентов, которые не сидели сиднем, ожидая, пока за них все решат преподаватели, а сами искали вуз, в который они хотели бы перевестись.

Один в итоге уехал в Москву, а другая, будущий юрист, перевелась с уголовного права на гражданское, потому что в том вузе, который ей понравился, преподавали только его». Также Градов отметил, что вуз должен представить каждому студенту список вариантов для перевода в течение пяти дней.

Так что возмущение студентов ИПП, коих держали в неведении не меньше месяца, вполне оправданно.

P.S. В понедельник утром в вузе наконец объявили собрания для всех оставшихся студентов. Им сообщили, что Морской технический университет готов взять студентов на обучение (за исключением факультета соцработников: им предложено пойти в техникум). Учащимся остается только написать заявления, а ректору – подписать. Но, как сообщают нам студенты, ректор опять саботирует процесс и всячески уклоняется от этой обязанности, предлагая «еще подождать».

Источник: https://spbdnevnik.ru/news/2019-06-17/bez-akkreditatsii-my-v-trudnoy-situatsii-naskolko-opasno-postupat-v-negosudarstvennyy-vuz

Частному вузу не продлили аккредитацию по некоторым специальностям. Студенты хотят бастовать

ВУЗ не прошел аккредитацию, что делать студенту?

Читатели сообщили TUT.BY, что Минобр не продлил аккредитацию некоторых специальностей Минского инновационного университета. Если ситуация не решится, более 1500 студентов могут остаться без дипломов. В знак протеста в стенах университета в понедельник, 11 ноября, парни и девушки собираются устроить забастовку. В учебном заведении эту информацию подтвердили.

Министр образования прокомментировал ситуацию с частным вузом: «Студентам не стоит волноваться»

Снимок используется в качестве иллюстрации. Reuters

Все учебные заведения страны проходят аккредитацию раз в пять лет. В прошлый раз Минский инновационный университет проверяли в 2014 году.

Тогдашняя аккредитация, говорит ректор Николай Суша, заканчивалась в ноябре 2019-го. Во вторник, 5 ноября, вуз получил заключение из Департамента контроля качества образования.

В документе сообщалось: пять специальностей вуза не получили аккредитацию.

— Среди них «Правоведение», «Экономика и управление на предприятии», «Программное обеспечение информационных технологий», «Транспортная логистика» и «Психология», — перечисляет Николай Суша. — Всего у нас около 20 специальностей на двух ступенях образования. Однако именно на этих пяти специальностях учится большинство студентов.

В цифрах это выглядит так: из 1670 студентов вуза 1600 человек обучаются именно на этих пяти специальностях. У вуза, продолжает собеседник, бессрочная лицензия, поэтому студенты могут продолжить учиться. Но, если ситуация не решится, выпускникам мы не сможем выдать диплом гособразца.

 — Почему вам отказали в аккредитации?

— Все критерии, которые нужно было выполнить, мы выполнили. Студенты выполняли комплексные работы и показали великолепные знания, — отвечает ректор. — Например, для подтверждения своих знаний из всех экзаменуемых 85% должны получить положительные оценки, а результат составил 87%, 90%, 93%, но это все равно гораздо больше предельно допустимых 85%.

Кроме знаний, поясняет собеседник, комиссия проверяла «сотни показателей». Например, общежитие, аудитории, буфеты, базу отдыха, учебный план. И везде, утверждает ректор, у университета все в порядке.

— Были, конечно, и замечания. Например, в отдельных случаях несоответствие учебных планов стандартам, необеспеченность в полной мере литературой в библиотеке. Но кто сейчас ходит в библиотеку, когда есть интернет и электронная библиотека? — задается вопросом Николай Суша. — Но это все негрубые нарушения.

А аккредитация не подтверждается только при серьезных нарушениях законодательства об образовании. Например, по лицензии мы можем учить 1000 студентов, а учим 1001 или, предположим, готовим специалистов, которые не предусмотрены лицензией. С уверенностью скажу: все замечания, что сделали нам, исправимы.

Сейчас у университета есть три дня, чтобы подать апелляцию в Департамент контроля качества образования и обжаловать полученное решение.

— Нашему университету более 28 лет, за это время мы проходили множество аккредитаций и аттестаций. И всегда все было успешно, — говорит ректор. — Что случилось сейчас, я не знаю. До этого с марта министр образования Игорь Карпенко устроил нам большую проверку.

Наш университет — единственный в стране, который предоставлял возможность дистанционно обучаться заключенным. После проверки эту инициативу министр зарубил на корню, обучать заключенных нам запретили. Но в канун 1 сентября он отменил свое решение, и нам снова разрешили обучать заключенных.

Правда, к тому моменту по разным причинам все они были отчислены.

По словам собеседника, Игорь Карпенко также написал письмо в Генпрокуратуру по поводу вуза.

— После прокуратура передала рассмотрение нашего вопроса в ОБЭП. Недавно меня вызывали в ОБЭП и сообщили: нарушений законодательства об образовании нет, и основания для возбуждения уголовного дела отсутствуют, — говорит Николай Суша.

Параллельно с апелляцией руководство вуза решает, как, если что, помочь студентам. А студенты в это время и сами готовы защищать свои права. В понедельник, 11 ноября, в стенах вуза они готовы выйти на забастовку.

— У нас очень мощное студенческое самоуправление, и студенты меня предупредили, что хотят устроить забастовку в стенах вуза, — говорит ректор. — Я не возражал. Они не намерены выходить на улицы и тем самым нарушать общественный порядок. В этом случае мы не видим оснований для запрета защищать свои гражданские права.

В университете говорят: вуз намерен бороться за восстановление справедливости и, если понадобится, прибегнуть к судебной защите в рамках закона.

В приемной Департамента контроля качества образования сказали, что их руководитель уехал в Министерство образования. Общаться по мобильному руководитель департамента Михаил Мирончик отказался.

TUT.BY будет следить за развитием ситуации.

Источник: https://news.tut.by/society/660417.html

Юр-решение
Добавить комментарий