Всеобуч: обязаны ли учителя ходить по квартирам

Ходить или не ходить на всеобуч, вот в чем вопрос

Всеобуч: обязаны ли учителя ходить по квартирам

Каждый год копилка “страшилок всеобуча” пополняется все новыми и новыми фактами. Не стал исключением и этот год: во время всеобуча напали на минского педагога. Но чиновники от образования только и говорят, что:

Мы всего лишь выполняем постановление Совмина

Вот мы и решили почитать это самое Постановление, которое размещено на сайте Минского областного института развития образования. И начнем с первого пункта:

Положение определяет порядок осуществления местными исполнительными и распорядительными органами учета детей, подлежащих обучению на уровне общего среднего образования (далее – учет детей), а также механизм их взаимодействия с учреждениями общего среднего образования, учреждениями специального образования, реализующими образовательные программы специального образования на уровне общего среднего образования (далее, если не определено иное, – общеобразовательные учреждения), и иными организациями в процессе осуществления учета детей.

Прочитали? А правильно поняли, кто осуществляет учет? Правильно! Местные исполнительные и распорядительные органы, которые взаимодействуют с учреждениями образования.

Продолжим. Пункт четвертый говорит нам о том, что:

Учет детей осуществляют местные исполнительные и распорядительные органы через отделы (управления) образования.

Тут бы следовало заметить, что отделов образования осталось очень мало, если остались вовсе. Их же переименовали. Так что фактически мы находим первый казус, который говорит о том, что Постановление не соответствует действительности.

Идем дальше: пункт пятый говорит, что

Контроль за деятельностью отделов (управлений) образования местных исполнительных и распорядительных органов по учету детей осуществляет Министерство образования.

Как может Министерство контролировать деятельность отделов, которых фактически нет, да и они ему не подчинены?

А дальше посмотрим, как должен проходить учет детей в городе. Для этого почитаем Главу 2 Постановления:

6. В целях осуществления учета детей, проживающих в городах и поселках городского типа, являющихся центрами районов, городскими, районными исполнительными комитетами и местными администрациями принимаются решения о закреплении за отдельными общеобразовательными учреждениями, расположенными на подведомственных им территориях, жилых домов (далее – микрорайон).

Решения указанных в части первой настоящего пункта местных исполнительных и распорядительных органов доводятся ими до всех общеобразовательных учреждений, расположенных на подведомственных им территориях, а также до организаций, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда, для представления информации о детях в возрасте до 18 лет, проживающих на территории микрорайона (далее – информация о детях).

Интересно? Получается, что за школами закрепляются дома, а информацию о детях представляют организации, осуществляющие эксплуатацию жилищного фонда. Это школы? Не думаем!

Идем дальше:

7. Организации, осуществляющие эксплуатацию жилищного фонда, представляют информацию о детях в соответствующие общеобразовательные учреждения до 15 января и 15 августа ежегодно по месту расположения тех общеобразовательных учреждений, за которыми закреплены микрорайоны.

Все правильно вы поняли: ЖЭС-ы предоставляют информацию о детях в школы. А дальше школы начинают выполнять свою часть работы:

8.

Общеобразовательные учреждения (за исключением расположенных на территориях, подведомственных сельским (поселковым) исполнительным комитетам) на основании информации о детях ежегодно формируют списки детей, проживающих на территории микрорайона и подлежащих обучению на уровне общего среднего образования, по форме согласно приложению 1 и до 31 января направляют их в отделы (управления) образования местных исполнительных и распорядительных органов на бумажном и электронном носителях.

Все просто, школы получили информацию от ЖЭС-ов и должны обработать ее. А также:

9. В начале учебного года с 1 по 20 сентября общеобразовательные учреждения на основании списков, указанных в пункте 8 настоящего Положения, проводят проверку факта обучения детей, проживающих на территории микрорайона.

А как проверить, учится ребенок у вас в школе или нет? Правильно, взять информацию, предоставленную ЖЭС-ом и сверить ее со списком детей. И вы хотите сказать, что где-то написано, что учитель должен ходить по квартирам?

Идем дальше:

При этом общеобразовательные учреждения:
до 10 сентября уведомляют иные общеобразовательные учреждения (с учетом закрепленных за ними микрорайонов) о детях, обучающихся в данном общеобразовательном учреждении, но проживающих на территории других микрорайонов;

Тут все просто. Школы обменялись информацией о детях, которые пришли учиться к ним, но не проживают в закрепленном микрарайоне.

в случае необходимости посещают семьи, проживающие на территории микрорайона, в которых имеются необучающиеся дети, в целях принятия мер по привлечению данных детей к обучению;

Это единственный пункт, который предлагает учреждению образования В СЛУЧАЕ НЕОБХОДИМОСТИ посетить семью, в которое имеются необучающиеся дети. Но еще раз подчеркнем, что информация о детях предоставляется ЖЭС-ами. И прежде, чем идти туда, следует узнать, а не учится ли ребенок в другой школе.

А что, если ребенок учится за пределами синеокой?

в случае выявления факта обучения ребенка за пределами Республики Беларусь запрашивают у родителей (усыновителей) документы, подтверждающие обучение ребенка в учреждении образования иностранного государства; (абзац введен постановлением Совмина от 15.01.2008 N 33)

И финальный пункт для города это:

по результатам проведенной работы ежегодно до 20 сентября представляют в отделы (управления) образования местных исполнительных и распорядительных органов уточненные списки детей, проживающих на территории микрорайона и подлежащих обучению на уровне общего среднего образования, по форме согласно приложению 1.

Как проводится порядок учета детей в сельской местности вы можете почитать в Постановлении.

И скажите мне, где написано, что учитель должен ходить по всем квартирам и узнавать кто там живет?

Думаю, что данного “прочтения” будет достаточно для того, чтобы оформить соответствующий запрос в Министерство образования для того, чтобы одни выполнили свою функцию по контролю, а другие – наказали тех, кто превысил свои полномочия и отправил учителей в городах ходить по квартирам.

Обращение к Министру образования

В сентябре 2018 года в Минск произошла конфликтная ситуация во время всеобуча. О ситуации написали крупные Интернет-СМИ Беларуси, например https://news.tut.by/society/609588.html?crnd=85457 В связи с чем и было принято направить в Ваш адрес соответствующее обращение.

Во-первых отметим, что согласно Постановлению Совета Министров определен четкий порядок учета детей городскими, районными исполнительными комитетами и местными администрациями.

Если кратко, то схема взаимодействия следующая: ЖЭС-ы предоставляют информацию в школы, а школы ее обрабатывают. И определен лишь один случай, когда учреждения образования может в случае необходимости посетить квартиру: выявления факта наличия необученного ребенка.

Таким образом в данном конкретном случае усматривается факт превышения служебных полномочий должностными лицами, которые отправили учителей ходить по квартирам и собирать информацию, которую должны предоставлять ЖЭС-ы.

В связи с изложенным и учетом того факта, что контроль за деятельностью отделов (управлений) образования местных исполнительных и распорядительных органов по учету детей осуществляет Министерство образования, просим:– провести проверку по данному конкретному случаю и выяснить, почему ЖЭС-ы не предоставили информацию, а вместо них эту работу проделывали учителя;– привлечь к ответственности лиц, нарушивших порядок организации и проведения учета;– дать исчерпывающий ответ по существу организации всеобуча: кто за что отвечает и кто что делает и довести это до всех учреждений образования;– проинформировать нас о результатах проверки и принятых мерах по недопущению нарушения законодательства;

– а также привести текст Постановления в надлежащий порядок с учетом того,что управления образования были переименованы.

Источник: http://eschool.by/go-not-go/

Топ-5 неоплачиваемых обязанностей учителя

Всеобуч: обязаны ли учителя ходить по квартирам

Назначая почти два года назад Михаила Журавкова на должность министра образования, Александр Лукашенко в числе прочего поручил ему освободить учителей от всякой лишней нагрузки.

«Разберитесь в школе, освободите от несвойственных функций учителя, освободите от несвойственных функций школу, дайте им возможность заниматься образованием, воспитанием. Какие могут быть политические, экономические и финансовые отчеты у учителя? Чего вы к учителю пристаете?», — заявил тогда Лукашенко.

И что? Легче стало учителям? Меньше бумажек стали заполнять? Появилось больше времени для выполнения своих прямых обязанностей — учить детей? Как бы не так! Ничего не изменилось. А кое-где стало даже хуже. Учителей уже заставляют собирать у детей анализы.

Какие обязанности, не свойственные профессии и, само собой, не оплачиваемые, чаще всего приходится выполнять учителям?

1. Контроль за питанием школьников

Питание детей в школе обязательно, и это значит, что каждый классный руководитель — немножко кассир и немножко диетолог.

Сначала надо уговорить родителей, чтобы дети питались в школе. Далее — собрать деньги, найти при необходимости сдачу, заложить за тех, кто принесет через день, потому что забыл или потому что у мамы аванс только в четверг. И каждый день подсчитывать, сколько в классе детей будет кушать, кто не пришел в школу и, соответственно, не будет. Питание оплачивается ежедневно!

При этом дети очень часто не хотят есть то, что предлагает школьная столовая — салаты, каши, котлеты или борщ. Их тянет в буфет за булочкой или в магазин за чипсами.

Учительница одной из минских школ рассказала, как мама 10-летней девочки высказывала претензии по поводу того, что ее дочь набрала лишний вес. Мама девочки пеняла учительнице, что в младшей школе за питанием ее ребенка следили, не позволяли не есть суп, а теперь относятся безразлично.

Учителя говорят, что именно организация питания занимает львиную долю их времени.

2. Посещение учеников на дому

К тому, что учителя ходят на дом к ученикам, чтобы проверить, в каких условиях они живут, все привыкли. Однако порядок таких визитов в нормативных актах не прописан. Учителя не относятся к должностным лицам, которым люди обязаны открывать дверь и впускать в свое жилье.

Учителям за визиты домой к ученикам не доплачивают. Наоборот, многим приходится тратить собственные деньги на проезд, особенно в городах, где дети могут жить на достаточно большом расстоянии от школы.

Кроме того, бывает, что учителей параллельно обязывают выполнять функции райсобесов, ЖЭСов или МЧС и проверять исправность отопления, проводки, наличие топлива на зиму в частных домах.

Однажды наглости чиновников возмутилась даже вице-премьер Наталья Кочанова:«Одно из районных управлений образования столицы направило в учреждения образования письмо с информацией о задолженности граждан по оплате за жилищно-коммунальные услуги.

Педагогам предлагается в рамках «всеобуча» обследовать условия проживания несовершеннолетних и провести разъяснительную работу с родителями о необходимости погашения задолженности по оплате за услуги жилищно-коммунального хозяйства. Скажите, как это понимать?..

Разъяснительной работой должны заниматься не педагоги, а те, кто обязан это делать! Не надо доводить ситуацию до абсурда!»

3. Всеобуч

В Беларуси данные об охвате детей школьным образованием собираются по еще советской методике — учителя ходят по квартирам, территориально закрепленным за определенной школой, чтобы узнать, есть ли там ребенок, какого возраста и в каком учреждении образования учится.

С одной стороны, необходимость такого мониторинга трудно оспорить. С другой, это дополнительная нагрузка на учителей, в нередких случаях сопряженная с риском для здоровья и даже жизни.

Очевидно, что всеобуч необходимо организовывать иначе. Возможно, привлекать к нему надо не всех подряд, а учителей-добровольцев и оплачивать эту работу.

4. Сбор макулатуры

Приучать детей к экологически правильному поведению важно, но доводить до школ план по сбору макулатуры или металлолома — еще один архаизм советской образовательной системы. Впрочем, ему в ближайшей перспективе ничего не грозит, по той простой причине, что такие методы одобряет глава государства.

«Я вспоминаю свое детство и школьные годы и думаю: а как объединить детей на хорошее дело. Ведь это же был сбор макулатуры, сбор металлолома — и мы за это никогда не получали денег, мы всегда соревновались для того, чтобы сделать нашу Родину богаче», — говорил Лукашенко в конце 2014 года.

5. Подписка на государственные газеты

Учителей обязывают выписывать «Настаўніцкую газету» и другие государственные издания. Принуждение подписаться на профильное издание еще можно как-то объяснить (хотя подшивка есть в каждой учительской). Но учителей заставляют делать подписку и среди учеников. В некоторых школах классному руководителю доводят план, сколько его ученики каких газет и журналов должны выписать.

В советские времена школьники массово выписывали «Пионерскую правду». Теперь схожей «популярностью» может похвастаться «Юный спасатель».

Никаких требований относительно необходимости педагогам подписываться даже на профильные издания в законодательстве, само собой, нет.

Маразм крепчал. Учителя собирают анализы

На учителей повесили еще и обязанности медработников. В одной из школ Фрунзенского района Минска классных руководителей обязали собрать у детей анализы… кала.

Собирать анализы в школах можно, но делать это должны медработники, а не учителя. И хотя теперь далеко не в каждой школе есть медсестра, это не означает, что задачу возиться с чужим г… можно повесить на учителя, даже если это г… любимых учеников.

Источник: https://naviny.by/article/20161019/1476859462-top-5-neoplachivaemyh-obyazannostey-uchitelya

«Всеобуч»

Всеобуч: обязаны ли учителя ходить по квартирам

Итак, приступим…

Ни для кого не секрет, что в скором времени настанут горячие деньки для учителей, работающих в средних школах – так называемый ВСЕОБУЧ! Для начала посмотрим, есть ли такое понятие в нормативных правовых актах Республики Беларусь. И убеждаемся, что это всего лишь сокращённая форма порядка организации учёта детей (согласно Положению о порядке организации учета детей, подлежащих обучению на уровне общего среднего образования).

Ну что же. С определением, вроде, разобрались. А что дальше? А дальше бесконечные походы по квартирам, такие же бесконечные походы за подтверждениями… СТОП! ДОВОЛЬНО!

Начнём разбирать по порядку.

1. Может, это вовсе не задача учителя – всеобуч? Заглянем в Положение. И что же мы видим в Главе 1 п.5: «Учёт детей осуществляют местные исполнительные и распорядительные органы через отделы (управления) образования.» Учителя ни при чём!

Читаем далее: Глава 2, п.7: «Организации, осуществляющие эксплуатацию жилищного фонда, представляют информацию о детях в соответствующие общеобразовательные учреждения до 15 января и 15 августа ежегодно по месту расположения тех общеобразовательных учреждений, за которыми закреплены микрорайоны.» Где учителя? Нет!

2. Двигаемся дальше: Глава 2 п.

8: «Общеобразовательные учреждения (за исключением расположенных на территориях, подведомственных сельским (поселковым) исполнительным комитетам) на основании информации о детях ежегодно формируют списки детей, проживающих на территории микрорайона и подлежащих обучению на уровне общего среднего образования, по форме… и до 31 января направляют их в отделы (управления) образования местных исполнительных и распорядительных органов на бумажном и электронном носителях.» Кто обязан формировать списки детей? Естественно, не учителя, а общеобразовательные учреждения, т.е. ответственный за всеобуч в нём (администрация).

Глава 2 п.9: «В начале учебного года с 1 по 20 сентября общеобразовательные учреждения на основании списков…проводят проверку факта обучения детей, проживающих на территории микрорайона. При этом общеобразовательные учреждения:

до 10 сентября уведомляют иные общеобразовательные учреждения (с учетом закрепленных за ними микрорайонов) о детях, обучающихся в данном общеобразовательном учреждении, но проживающих на территории других микрорайонов;

в случае необходимости посещают семьи, проживающие на территории микрорайона, в которых имеются необучающиеся дети, в целях принятия мер по привлечению данных детей к обучению;

в случае выявления факта обучения ребенка за пределами Республики Беларусь запрашивают у родителей (усыновителей) документы, подтверждающие обучение ребенка в учреждении образования иностранного государства;…». Заметьте, что учителя не обязаны посещать семьи! А случай необходимости устанавливается кем? Он указан в третьем абзаце – если ребёнок НЕ ОБУЧАЕТСЯ В ШКОЛЕ.

3. И следующее: возникает резонный вопрос: а чем же должна заниматься администрация? Сидеть и смотреть, как рабы выполняют их приказы? Извините, в таком случае они также должны ходить, так как понятие «общеобразовательные учреждения» относятся и к ним.

4. Продолжаем. Учитывая, что общеобразовательные учреждения должны «проводить проверку факта обучения детей» – каким образом эта проверка должна проводиться? Очень просто – если Ваш ребёнок обучается в другом микрорайоне, то НЕ ВЫ должны ехать туда, а школа ТОГО МИКРОРАЙОНА должна уведомить ВАШУ ШКОЛУ! Об этом прямо указывает Глава 2 п.9 абзац 2.

5. Разбираемся далее. Предположим, Вы всё-таки пошли в квартиру, чтобы проверить, проживает ребёнок там или нет. Как это называется? Наведение справок.

Так вот, учителя не имеют таких полномочий! Полномочия по наведению справок о проживающих, особенно несовершеннолетних, относятся к специфике МВД.

Поэтому, если на Вас всё-таки надавили и Вы согласились пойти в семью, ТРЕБУЙТЕ от администрации Вашего общеобразовательного учреждения сопровождения в лице как минимум участкового милиционера. Администрация должна связаться с ним и согласовать время (видимо, ещё и оплату).

6. Ну и наконец добьём наглую администрацию, заявив, что работа в не ваше основное время работы является СВЕРХУРОЧНОЙ. А сверхурочная работа, по ТК РБ, может выполняться ТОЛЬКО с предложения работодателя и ТОЛЬКО с согласия работника (если, правда, у Вас не форс-мажорные обстоятельства, коими всеобуч не является).

В ответ на то, что учителям установлен сокращённая рабочая неделя в 36 часов и Вы должны отрабатывать это время – смело отвечайте: «36 часов – это предельная продолжительность рабочего времени учителя» (цитата из ответа на моё электронное обращение в Комитет по образованию). И ненормируемая часть рабочей недели выполняется работниками в соответствии с ДОЛЖНОСТНЫМИ ОБЯЗАННОСТЯМИ (у Вас написано, что Вы должны ходить по квартирам в каникулярное время?), причём исключительно на рабочем месте (доп. контроль, МО и др.).

Евгений, Блог учителей Беларуси

Источник: http://www.nastaunik.info/node/13466

Будни белорусского учителя

Всеобуч: обязаны ли учителя ходить по квартирам

С таким вопросом мы недавно обратились к нашим читателям. Нашей целью, в первую очередь, было выяснить, сколько времени уходит на основную работу. Мы также поговорили с обычным учителем одной из белорусских школ, который в подробностях описал свои учительские будни.

«У меня 25 часов в неделю преподавания по предмету. И я – классный руководитель.

Оплачивается мне официально 33 часа, потому что еще 8, помимо предметных часов, — это внеклассная работа, включающая классный час, оформление кабинета, 2 часа – на проверку тетрадей и т.д.

В реальности же в неделю у меня выходит минимум 40 часов, и это не считая «бумажной» работы и различных мероприятий». По словам педагога, считать часы, которые уходят не на прямую работу учителя, надо начинать с начала года.

Что надо экстренно начинать делать в начале года:

— План воспитательной работы. Точнее два плана – на год и по неделям. В этих планах учитель указывает время, когда он проводит свои классные и информационные часы.

1 раз в неделю – классный час и 1 раз – информационный.

«Еще нужно заполнить план идеологической и нравственной работы — как минимум на предстоящую четверть: описать темы мероприятий, время проведения кинолекториев, походов в театры и музеи».

На составление такого плана, по подсчётам учителя уходит как минимум 6 часов. Это если не отвлекаться.

«Каждую субботу проводятся какие-то мероприятия вне школы. На одно мероприятие уходит не меньше 3 часов», — говорит педагог.

— Нужно начинать «изучать» жилищные условия каждого ребёнка в классе. Предполагается, что классный руководитель должен посетить на дому каждого ученика, и далее составить акт.

В нём указывается площадь квартиры и условия жизни ребёнка: какой у него письменный стол, чем он питается, где спит и т.д. «У меня в классе – 30 учеников, посетить всех нужно в течение года. Но лучше не откладывать, и начинать с начала года, особенно если берешь 5-е классы.

На каждого ученика нужен минимум час – это само посещение с дорогой туда и обратно». Итого: 30 часов.

— Обязательно составить планирование по предметам. «Раньше мы брали тетрадь и вручную писали, в какие дни уроки, в какие – контрольные, проверочные, самостоятельные работы и т.д.

Теперь такие тетради продаются, и мы, по крайней мере, ничего не чертим – просто заполняем. Покупаем тетрадь за свои деньги, ведь считается, что это для облегчения работы самого учителя.

Минимум на каждый класс уходит 1 час». Итого: 6 классов — 6 часов.

— Еще один важный пункт – составление социального паспорта класса. Это такая таблица, где мы указываем, сколько полных/неполных, обеспеченных/малообеспеченных семей в нашем классе. Опросы детей либо их родителей в целом отнимают около 2-х часов. На составление самого паспорта потратить надо также часа 2.

— В начале учебного года классному руководителю выдают классный журнал. Чтобы его заполнить, надо часов 10 или даже больше. На заполнение дают обычно дают дня 3.

В журнал помимо основного списка детей, надо вписать данные социального паспорта класса, группы здоровья каждого ученика, все медицинские показания, список тех, кто отдыхает в санаториях и проч.

В общем, в журнале записываются данные не только по предметам, но и, так сказать, по внеклассной жизни детей и их родителей.

— Нужно подумать о том, чем дети будут заняты после уроков. Эти данные мы в заносим в журнал: указываем все кружки и секции, которые будут посещать дети. «Тратишь на это не менее 3 часов».

«Часто бывает, что у детей деньги крадут, поэтому в своем классе деньги на питание я собираю сама»

«В течение всего года классный руководитель организовывает питание для своих учеников. Раньше доводили показатели, сколько нужно, чтобы питалось человек. Сейчас у нас такого нет, — рассказывает учитель.

– В зависимости от возраста дети подразделяются на разные категории и, соответственно, по-разному должны платить. Например, для льготников из многодетных семей доплата за питание у детей 13 лет – одна, для 14-ти – уже другая.

Если в классе есть ответственный ребёнок, и он согласен собирать деньги, он занимается этим. Но часто бывает, что у детей деньги крадут, поэтому в своем классе деньги на питание я собираю сама».

По словам учителя, в начале года «столько документации надо «перевернуть», что работаешь с утра до вечера, и все равно не успеваешь».

«В этом году из управления образования нам пришло распоряжение за два прошедших учебных года посчитать, сколько по каждому классу и по каждой параллели учеников закончили год на высоком уровне (9-10 баллов), достаточном (7-8), среднем (5-6), удовлетворительном (3-4) и низком (1-2). Для чего это надо — не совсем понятно.

Вроде бы для того, чтобы оценить качество преподавания предмета. На практике это значит , что надо посчитать все классы, начиная с пятых. Все учителя в нашей школе разделили классы между собой».

По мнению педагога, такие подсчеты, которые отнимают к тому же немало времени (в этом году 4 часа, не отрываясь), едва ли могут охарактеризовать качество преподавания. «Если я в этом году веду 11-й класс, и дети там сами по себе сильные, то в следующем могу набрать слабых, и как их ни учи,результат может быть хуже».

Но и это не всё, что надо сделать учителю в начале года. «Надо было собрать у всех родителей согласие на прививки против гриппа их детей. И это тоже, как вы понимаете, — время. Потому что кто-то забудет, кто-то потеряет заявление от родителей, и приходится вызванивать или вообще домой идти к детям».

Отдельно надо собрать у детей медицинские справки. «Потом все данные из медицинской справки каждого я должна перенести сначала в отдельный список, затем — в таблицу, и после этого — в классный журнал. Исходя из этих данных также формируется у детей группа по физкультуре». На такую работу уходит, как минимум, часа 3.

И традиционно в начале года всех школьных учителей нагружают т.н. всеобучем.

«Это значит, что за каждым учителем закрепляется свой дом в районе, который нужно обязательно обойти и по каждой квартире записать, сколько детей проживает от 0 до 18 лет. Узнаешь фамилию, имя, отчество родителей и ребенка, а также место, где этот ребенок обучается или работает».

За такие «обходы» учителям дают отгулы, рассказывает педагог. «Ну а сколько времени занимает… У каждого по-разному. Кто дом не знает, то можно и день потратить. У меня уходит часов 6. Это в случае, если все сразу открыли двери. Некоторые не открывают, и надо идти еще раз. А может и еще раз».

После этого каждый учитель пишет отчет. «У нас есть координаторы, которые распределяют, кто и что будет обрабатывать.

Один учитель, например, собирает по всему району 93-й год рождения ребенка, второй — 95-й год рождения и т.д. В отчете должны быть указаны все дети района по возрастам и по домам.

Отдельная отчетность — сколько из всех детей района ходит в садик, сколько учится в ссузах, пту, вузах, школах и т.д».

Такая обязанность, по словам педагога, закреплена почти за каждым учителем независимо от того, есть у него классное руководство или нет. «Морально не очень приятно ходить по квартирам. Бывает и собака выскочит, пьяный обругает. Так и живем».

По мнению учителя, такую работу, как, впрочем, и всю остальную «бумажную» не должны вести учителя.»Если бы не было классного руководства в том виде, как его понимают в министерствах и на местах, работать было бы нормально.

Классный руководитель при выполнении им всех вышеперечисленных функций – это отдельная должность. Ходить по домам, узнавать жилищные условия и т.д. – это вообще должны делать социальные работники».

Если проверять тетради как нам платят, то на одну тетрадь будет уходить 5-6 секунд

У нашего собеседника 133 ученика. Поскольку предмет преподавания связан с проверкой тетрадей, то в расчетном листке учителя указывается так: проверка тетрадей — 2 часа и 5 минут в неделю. «Реально я трачу в неделю я трачу больше 10 часов.

В 7—8-х классах я должна проверять рабочие тетради 1 раз в 2 недели, 5-6 классы – 1 раз в неделю, 10-11 классы – 1 раз в месяц. Кроме этого есть контрольные работы. Например, одно контрольное изложение можно проверять и 20 минут, — говорит педагог.

– Мы как-то подсчитали, что если проверять тетради по времени столько, сколько нам платят, то на 1 тетрадь должно уходить 5-6 секунд».

Помимо основных ежедневных уроков почти каждую неделю в школе 1 час — обязательное совещание. «Помимо этого всего – ежедневная подготовка к урокам, которая каждый день занимает не меньше трех часов, — добавляет учитель.

— Каждую четверть классный руководитель проводит родительское собрание — каждое проходит часа 2. Еще около часа нужно для того, чтобы к собранию подготовиться.

Еще минимум часа 3 в четверть уходит на переговоры либо встречи с родителями».

А вот, что написали нам педагоги на форуме, отвечая на вопрос о тос, сколько времени уходит у них на постороннюю работу:

— Всё свободное время! Остаётся только на сон, часов 6-7.

— Работаю преподавателем в колледже 15 лет. Последние годы стало совсем невыносимо работать. Появляются мысли кинуть все к чертовой матери. За сентябрь месяц я специально подсчитал — потратил 670 листов бумаги на всякие необходимые первоочередные отчеты, планы, акты и т.д.

— А обойти 72 квартиры это ещё немного…У меня участок был 5-этажка (40 квартир) и малосемейная общага 9-этажка… Где-то 200 комнат и в каждой были дети. Помню, ходил до полдесятого вечера.

Некоторые на 8-9 этажах встречали уже со словами: «Вы что ли в ночную теперь работаете?». Другие учителям вообще жесть была, по несколько улиц с частными домами и в каждом собаки….

И ходить нужно вечером, когда все дома… в т.ч. и собаки!)

— Я в сфере образования работаю не первый год, но всегда хотела попасть именно в школу. С сентября мне это удалось. Работаю только месяц, но уже решила, что надо сваливать! Всеобуч — отдельная тема.

Какое отношение всё это имеет к учителям? Есть социальные службы — пусть работают! И не надо мне премий, отгулов. Дайте жить спокойно! Бумаготворчество пышно процветает! 333 бумажки надо сдать разным людям, в короткие сроки.

И получается, что времени готовиться к уроку нет. Сложилось впечатление, что процесс обучения в школе задвинули. А дети пишут «шОл», «шЁрАх», «пОрОзит» и далее по тексту. У меня нагрузка 30 часов с классным руководством.

Рабочий день — круглосуточно! Домой из школы иду в 6 вечера. А дома? А там тетрадки 4 классов проверь, план напиши, ещё как-то надо учащихся посетить.

Школой должны управлять школьные советы, а не вертикаль

Разумеется, что систему не поменяешь мгновенно, образование — очень консервативная сфера, которую много лет подстраивают под нужды авторитарной государственной машины, считает председатель «Таварыства беларускай школы» (ТБШ) Тамара Мацкевич. По ее мнению, ситуация будет ухудшаться до тех пор, пока мы не возьмем курс на демократию в образовании.

«Это означает, что школой должны управлять школьные советы, а не вертикаль. И как только директор будет отчитываться школьному совету, которая включает в себя учителей, родителей, представителей местного сообщества, сразу исчезнут те обязанности, которые навешивают на учителя сверху.

А у учителя сразу появятся силы и время на собственную профессиональную работу».

Самая большая проблема, что наши учителя не понимают главного: пока они подчиняются не законам, а приказам, — ситуация не изменится, добавляет Тамара Мацкевич.

Екатерина Синюк

Источник: https://obrazovanie.by/01_articles/12_128.html

«Зачем нашу квартиру каждый год обследуют аж два учителя?»

Всеобуч: обязаны ли учителя ходить по квартирам

– Я мама двоих детей-школьников. У нас обычная семья: муж – менеджер в торговой компании, я работаю в банке. В начале каждого учебного года к нам приходит классный руководитель старшего сына, и уже третий год подряд – еще и младшего, – пишет Светлана из Минска.

– Приходят с бланками, в которых немало вопросов: кто является собственником жилья, что еще у нас в собственности, какая у нас с мужем зарплата… Каждый год сразу два учителя изучают: есть ли у детей спальное место, рабочий стол, место для игр.

Зачем нужны эти ежегодные визиты? К чему такие анкеты? От знакомых знаю, что во многих школах достаточно расписаться в ведомости, что у ребенка нормальные жилищные условия…

Учителя тоже задаются вопросом о посещениях школьников на дому.

– Нужно ли ежегодно составлять акты обследования семей в начальной школе, или достаточно одного акта в 1-м классе с внесением в него изменений, если они есть? – пишет Нина Ивановна из Кировска.

Эти вопросы мы переадресовали специалистам Министерства образования Беларуси.

«Школа обязана выяснить, почему 1 сентября ребенок не сел за парту»

– Согласно Кодексу РБ об образовании, общее базовое образование (9 классов) и создание условий для получения общего среднего образования (11 классов) в нашей стране обязательны, – рассказывает замначальника управления общего среднего образования министерства Ирина Каржова. – В постановлении Совета Министров от 8 ноября 2006 г.

№ 1493 прописано: все дети от рождения до 18 лет включительно, в том числе те, кто уехал учиться за границу, подлежащие обучению на уровне среднего образования, должны быть на учете (сокращенную форму этого документа называют всеобучем. – Ред.). задача этого документа – проконтролировать, все ли школьники 1 сентября сели за парты.

Как этот механизм работает? За каждой школой исполком закрепляет прилегающий микрорайон. Теоретически все дети этого микрорайона должны прийти в эту школу. Дважды в год – до 15 января и до 15 августа – ЖКХ обязано информировать школу о количестве проживающих в ее микрорайоне детей.

Как только школа получает эту информацию, формируются списки детей. Дальше проходит сверка – все ли дети из списка учатся в этой школе. Ведь бывают случаи, когда родители не содействуют тому, чтобы ребенок получил образование, или же сам ребенок не ходит в школу.

Чтобы исключить такие случаи, в рамках всеобуча администрации школ организуют посещение учителями таких семей. В этом случае учитель действует согласно постановлению Совета Министров.

Не зная, что происходит в семье ребенка, сложно делать ему даже замечания.

«Знать, в каких условиях живет ученик, – инициатива школы»

– А с какой целью приходят домой классные руководители в начале учебного года?

– Каждый классный руководитель должен знать, в каких условиях и в какой семье проживает ребенок, – поясняет начальник отдeла сoциально-пeдагогической рабoты и охpаны дeтства Министерства образования Маргарита Матвеенко. – Ведь классное руководство подразумевает еще и индивидуальный подход к каждому ученику.

Не зная, что происходит в семье ребенка, сложно делать ему даже замечания. К примеру, если в семье есть тяжело больной человек, это накладывает на ребенка определенный отпечаток. Когда дети переходят в 5-й класс, они сталкиваются с проблемами: много преподавателей, у каждого – свои требования.

Чтобы создать для школьника комфортные условия, в том числе и в классном коллективе, на помощь приходит классный руководитель. И чтобы сделать это максимально грамотно, он как минимум должен пообщаться с родителями, возможно, оговорить какие-то нюансы.

Посещение педагогами семей на дому – совершенно оправданная практика.

– К некоторым приходят даже дважды в год…

– Ничего плохого в этом нет. Ситуация в семьях может меняться. И если педагог пришел дважды, это говорит о его ответственности.

– А что за анкеты, с которыми приходят педагоги? Кто их составляет и куда идет эта информация?

– Никаких утвержденных министерством анкет, которые во время визитов школьников на дому могли бы заполнять классные руководители, не существует. Каждый педагог может разработать определенные вопросы, чтобы, придя в семью, было легче изучать условия воспитания ребенка. Данные о посещении никуда не направляются. Эта информация только для педагога.

Если бы хоть кто-нибудь из учителей обследовал условия проживания Гарри Поттера в семейке Дурслей, маленького волшебника точно бы признали находящимся в социально опасном положении!

– Что должен проверить педагог во время посещения ученика на дому?

– В первую очередь педагог обращает внимание на общую атмосферу в семье, наличие спального и рабочего места у ребенка, условия его воспитания и проживания… В квартире должно быть чисто, созданы условия, в том числе для игр и отдыха ребенка.

– Читатели нам рассказывали, что при посещении ребенка из неполной семьи педагоги должны произвести более тщательный осмотр…

– Это не так. Сейчас даже подход другой: если раньше семьи, воспитывающие детей, в основном делили на три категории: полная семья, родители в разводе и одинокая мать, то сейчас ситуация изменилась.

Во многих семьях отец ребенка устанавливает отцовство, родители проживают совместно, но официально в брак не вступают. То есть по факту у ребенка полная семья. Но не это главное для педагога.

И полная семья, и одинокий родитель должны надлежащим образом заниматься воспитанием ребенка.

– А если педагог предупредил, что придет с визитом, а родитель против?

– Если родитель это корректно объяснит, конечно, педагог настаивать не будет. Но если ситуация постоянно повторяется – это повод задуматься. Возможно, родители что-то скрывают. Я бы призвала родителей быть в более тесном контакте с педагогами. Хотя бы для того, чтобы у ребенка не было дискомфорта из-за непонимания между родителями и педагогами.

– Почему в разных школах разные требования к посещениям? Достаточно ли педагогу обследовать семью один раз и больше не приходить, если в ней все нормально?

– Цель данных посещений одна: увидеть условия проживания и воспитания ребенка, установить контакт с родителями, а также индивидуально, а не только на классном собрании, обсудить отдельные вопросы воспитания ребенка. Периодичность посещений, как правило, составляет два раза в год. Но как мы уже отметили – бывают разные семьи, разные дети и разные ситуации.

«Отнеситесь к приходу педагога на дом с пониманием»

– Если, побывав в семье, педагог сделает вывод, что отношения между родителями и ребенком сложные, что будет дальше?

– Он проинформирует социального педагога и педагога-психолога, которые будут решать, как можно помочь ребенку и родителям, – говорит заместитель начальника управления социальной, воспитательной и идеологической работы министерства Елена Головнева.

– А кто принимает решение о том, что ребенок находится в социально опасном положении?

– Иногда сигналы приходят от посторонних людей или от соседей, которые могут сообщить о частых скандалах в квартире или о том, что ребенок часто остается без присмотра. Могут заметить учителя в школе, что дети пропускают занятия или приходят с невыученными уроками.

Или классный руководитель пришел домой к ученику и увидел, что в семье явные проблемы. Конечно, в такую семью надо идти. И вот такие посещения регулируются постановлением Министерства образования. Обследование проводит комиссия, куда входят социальный педагог, педагог-психолог, классный руководитель.

Составляется акт обследования, его выносят на рассмотрение педсовета учреждения образования или совета по профилактике безнадзорности.

И если ребенок признан находящимся в социально опасном положении, составляется индивидуальный план защиты прав несовершеннолетнего, где прописаны посещения семьи и мероприятия по коррекции детско-родительских отношений.

И это далеко не все случаи, когда семью могут посетить педагоги, и в каждом случае это делается для защиты интересов детей. Поэтому необходимо с пониманием относиться к приходу специалистов из школы.

Есть вопросы о школе? Присылайте по адресу: 220005, Минск, а/я 192 или по электронной почте: shkola@phkp.by с пометкой «Педсовет».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

«Ребенок исправляет свою же ошибку, а его наказывают – это непедагогично!»

Оказывается, если исправления есть в работе по математике, по правилам снижать оценку учитель за это не должен

– Всегда ли за исправления в системе образования снижались оценки? – спросили мы у специалистов Национального института образования.

– По предметам «Русский язык» и «Беларуская мова» в контрольных работах (диктантах, изложениях, сочинениях) исправления учитывались всегда,- рассказывает заведующая лабораторией гуманитарного образования Национального института образования, доктор педагогических наук Анна Волочко.

– В частности, в «Нормах оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебному предмету «Русский язык» указано: при оценке контрольного диктанта «два исправления на месте орфограммы (пунктограммы) считаются за ошибку». Если в работе меньше 5 исправлений не на месте орфограммы (пунктограммы), оценка не снижается.

При 5 – 7 исправлениях – минус 1 балл. Если исправлений больше 7– минус 2 балла. (подробнее)

«Отступил в задании пять клеточек вместо трех? Никто не имеет права наказывать ни учителя, ни ученика!»

Учебный год только стартовал, а у родителей, учителей и школьников уже накопилось уйма вопросов (читать далее)

«В школьных нормативах по физкультуре нет ничего нереального»

Можно ли отменить оценки по физкультуре, как рассчитываются нормативы и что делать, если ребенок не может их выполнить – в этих вопросах мы разбирались со специалистами Республиканского центра физического воспитания и спорта учащихся и студентов, которые участвуют в разработке концепции преподавания физкультуры, нормативов и методик. (подробнее)

Источник: https://www.kp.by/daily/26603.1/3620466/

Юр-решение
Добавить комментарий