Восстановление прав на земельный участок, снятый с кадастрового учета

Росреестр

Восстановление прав на земельный участок, снятый с кадастрового учета

ПРЕСС-РЕЛИЗ

Чем опасен «временный» статус земельного участка?

С 1 января 2017 года кадастровый учет и регистрация прав на недвижимое имущество осуществляется по новым правилам. Существовавшие ранее информационные ресурсы – государственный кадастр недвижимости (ГКН) и  Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) объединились в новый информационный ресурс – Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).

Ранее, до 2017 года, при постановке земельных участков на государственный кадастровый учет (ГКУ), сведениям об образованных объектах недвижимости присваивался статус «Временный». Если государственная регистрация права не была осуществлена в течение пяти лет с момента постановки на ГКУ, сведения о таких объектах исключались из ГКН с присвоением статуса «Аннулированный».

При переносе сведений из унаследованных систем в ЕГРН временный характер сведений не менялся. В соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» такой статус сохранится до 1 марта 2022 года.

Новый закон определил, что временный характер сведений государственного кадастра недвижимости о земельных участках, поставленных на учет до 1 января 2017 года, сохраняется до момента государственной регистрации права на такой объект недвижимости либо до момента государственной регистрации аренды на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, но не позднее 1 марта 2022 года.

Проще говоря, в том случае, если до 1 января 2017 года вы не успели собрать документы и зарегистрировать в установленном законом порядке право на «временный» земельный участок, вы еще можете это сделать до 1 марта 2022 года.

Информацию о земельном участке можно узнать бесплатно на сайте Росреестра в сервисе «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online». Сведения о зарегистрированных правах будут отображаться в разделе «Права и обременения». Если запись о регистрации права имеется, значит, участок не будет снят с учета.

Следует учесть еще один момент. Если участок стоит на кадастровом учете, но точные границы его не определены, т.е. в отношении данного участка не проводилась процедура межевания, при регистрации прав на него необходимо провести межевание.

Снятые с кадастрового учёта земельные участки приобретают статус свободных (неразграниченных) земель, право распоряжения которыми переходит уполномоченному органу местного самоуправления и восстановление прав в таком случае может затянуться в сложные судебные процессы.

За полгода до принятия решения о снятии такого участка с учёта Росреестр проведёт работу по уведомлению правообладателя  о том, что в случае, если в течение 6 месяцев со дня направления уведомления не будут представлены документы для проведения регистрации прав, такие земельные участки будут сняты с учета.

Уведомление будет направляться либо по почтовому адресу правообладателя, либо по адресу электронной почты (при наличии сведений в органе регистрации), либо по адресу самого земельного участка.

В случае непоступления в Росреестр документов для осуществления регистрации прав на указанные образованные земельные участки в течение 6 месяцев со дня направления уведомления земельные участки снимаются с кадастрового учёта.

Чтобы не «потерять» внесенные в ЕГРН сведения необходимо вовремя обратиться с заявлением о государственной регистрации права на объект недвижимости в многофункциональный центр.

Также у владельцев земельных участков есть право снять «временный» земельный участок с кадастрового учета. Сведения о нем могут быть исключены из Единого государственного реестра недвижимости по заявлению собственника земельного участка или собственников земельных участков, в результате преобразования которых был образован такой «временный» земельный участок.

Об Управлении Росреестра по Пермскому краю

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) по Пермскому краю является территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, землеустройства, государственного мониторинга земель, а также функции по федеральному государственному надзору в области геодезии и картографии, государственному земельному надзору, надзору за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контролю деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, организации работы Комиссии по оспариванию кадастровой стоимости объектов недвижимости. Осуществляет контроль за деятельностью подведомственного учреждения Росреестра – филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пермскому краю по предоставлению государственных услуг Росреестра. Руководитель Управления Росреестра по Пермскому краю – Лариса Аржевитина.

http://rosreestr.ru/

http://.com/public49884202

Контакты для СМИ

Пресс-служба Управления Федеральной службы 
государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) по Пермскому краю

+7 342 218-35-83

press@rosreestr59.ru

Назад

Источник: http://kishert.ru/rosrejestr/13772/

Новые правила: земля и дачные дома – аналитика недвижимости и строительства

Восстановление прав на земельный участок, снятый с кадастрового учета

Снятые с кадастрового учета земельные участки выбывают из гражданского оборота и не могут быть предметами сделок. Таковы требования федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ.

Для восстановления земельных участков заинтересованным лицам придется заново проводить межевание земельных участков, что повлечет дополнительные финансовые затраты, а в некоторых случаях это возможно будет сделать только в судебном порядке.

С 1 января 2017 года при отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости необходимых сведений о земельных участках или расположенных на них зданиях Управление Росреестра направляет запросы в органы власти о наличии документов для регистрации прав. Если в течение 3 месяцев со дня направления запросов ответы не поступают или поступит информация об отсутствии документов, такие земельные участки будут сняты с кадастрового учета.

Росреестр напоминает, что существует несколько способов оформления земли в собственность. Основной – приобретение участка в собственность в порядке наследования и передачи его по договору купли-продажи или дарения.

Согласно российскому земельному законодательству приобрести участок в собственность возможно через торги и без, а также за плату или бесплатно.

Бесплатно земельный участок имеют право получить отдельные категории граждан, например, инвалиды, многодетные семьи.

Также собственники объектов, могут получить участок, где они расположены на безвозмездной основе, если их права на недвижимость возникли до вступления в силу Земельного кодекса России.

В любом случае после этого следует оформить права собственности на земельный участок. Можно сделать это самостоятельно или попросить уполномоченный орган предоставить от своего имени заявление и необходимые документы в орган регистрации прав.

Подтверждением права собственности на участок будет выписка из единого государственного реестра недвижимости. После этого участок считается свободным, восстановить права на него прежний землевладелец сможет только по решению суда.

Перед тем как снять участок с учета, Росреестр обязан отправить специальное уведомление землевладельцу. Ему дают 6 месяцев на то, чтобы зарегистрировать права на этот участок. Но уведомить собственника возможно только в том случае, если у Росреестра есть его адрес.

Если в течение 6 месяцев со дня направления уведомления собственник не подал документы в Росреестр, чтобы зарегистрировать права на земельный участок, такие земельные участки будут сняты с учета.

Узнать статус земельного участка можно, указав его кадастровый номер на публичной кадастровой карте на сайте Росреестра.

Кроме того, на земельные участки, полученные до 30 октября 2001 года, то есть до введения в действие Земельного кодекса РФ, распространяется упрощенная схема оформления прав собственности.

Оформить такие участки в собственность по упрощенной схеме можно до 31 декабря 2020 года. Для этого нужно обратиться в МФЦ и представить документы о праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.

Это могут быть выписка из похозяйственной книги, акт о выделении участка администрацией или свидетельство о собственности.

Однако не все участки, перешедшие в собственность до принятия Земельного кодекса РФ 2001 года, автоматически попали в базу данных Росреестра. Узнать, внесен ли участок в базу и каковы его точные границы, можно на публичной кадастровой карте на сайте Росреестра. Для этого достаточно ввести кадастровый номер или адрес.

Если в Росреестре отсутствует информация о границах земельного участка, право на который уже зарегистрировано, необходимо предоставить документы в соответствии с требованиями закона.

Для установления границ земельного участка необходимо заказать план межевания у кадастрового инженера.

После этого – подать документы в Росреестр для внесения необходимой информации в единый государственный реестр недвижимости.

Чтобы оформить право собственность на участок, находящийся в территориальных границах города, нужно получить в правлении СНТ выписку из протокола общего собрания о распределении земельных участков. Кроме того, потребуется схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (схема КПТ), ее готовит кадастровый инженер.

Дачные дома

Владельцам садовых участков придется уведомлять Росреестр, на который возложены функции по кадастровому учету недвижимости, о начале строительства или реконструкции домов. Аналогичное уведомление необходимо направить в ведомство и по завершении работ. Соответствующая правовая норма вступила в силу с 1 марта 2019 года.

Напомним, уведомительный порядок строительства объектов ИЖС ввели в августе прошлого года.

Однако до 1 марта 2019 года закон допускал постановку на кадастровый учет жилых дачных строений без уведомлений о начале и завершении строительства.

И если владелец до этого срока не сообщил в Росреестр о своих планах, но после подал заявление о постановке на кадастровый учет уже построенного дома, регистрирующий орган не вправе отказать ему.

В уведомлении об окончании строительства нужно подтвердить оплату государственной пошлины за регистрацию прав. В документе должны быть указаны реквизиты платежного документа или его копия, а также кассовый чек.

Ранее «Парламентская газета» сообщала, что владельцы садовых участков, которые строят капитальные дома для круглогодичного проживания, с 1 января 2019 года получают возможность беспрепятственно переоформлять их в жилые и прописываться в них.

Прежде законодательство, регулирующее правовой статус садовых и дачных домов, регистрацию в таких строениях запрещало. Теперь садовый домик, согласно новым нормам, может быть признан жилым.

Это происходит на основании решения органа местного самоуправления муниципального образования, в границах которого расположено строение.

Для признания садового дома жилым собственник должен представить в уполномоченный орган либо через многофункциональный центр заявление, в котором надлежит указать кадастровый номер дома и кадастровый номер земельного участка, на котором расположено строение, свой почтовый адрес или адрес электронной почты.

 Необходимые документы для регистрации дома на земельном участке:

– заявление о госрегистрации права собственности на строение;

– паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, а также доверенность (в случае представительства третьего лица);

– квитанция об оплате госпошлины (требование не обязательное, но позволит ускорить процедуру);

– правоудостоверяющие бумаги на земельный участок, включая свидетельство о госрегистрации и выписки ЕГРП;

– бумаги, подтверждающие факт постройки здания, включающие его описание.

Размер госпошлины указан в Налоговом кодексе. Для граждан – 350 руб., для юрлиц – 1 тыс. руб.

Кадастровая стоимость

Зачастую кадастровая стоимость объекта недвижимости превышает рыночную стоимость этого объекта, что отражается на сумме налога. Росреестр помогает скорректировать ее, если на то есть законные основания.

В соответствии с действующим законодательством результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими и физическими лицами в случае, если они затрагивают права и обязанности этих лиц, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной и муниципальной собственности.

Для этого можно обратиться в суд или в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, действующую при Управлении Росреестра по Новосибирской области, с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости и необходимыми документами.

Законом об оценочной деятельности предусмотрено 2 основания для пересмотра кадастровой стоимости в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Как показывает практика, самым распространенным основанием для пересмотра кадастровой стоимости в комиссии является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Актуальным остается вопрос снижения кадастровой стоимости объектов капитального строительства (здания, строения, сооружения, жилые и нежилые помещения, объекты незавершенного строительства), являющейся налогооблагаемой базой по налогу на имущество.

Всего в комиссии за период ее деятельности рассмотрено 542 заявления в отношении 871 объекта недвижимости. По 418 (77 %) заявлениям приняты положительные решения. При этом суммарная величина кадастровой стоимости объектов капитального строительства после оспаривания в комиссии снизилась на 32 млрд руб., или 40 %.

Источник: http://vseon.com/analitika/zakon/novye-pravila-zemlya-i-dachnye-doma

Признание права собственности на земельный участок…снятый с кадастрового учета

Восстановление прав на земельный участок, снятый с кадастрового учета

Коллеги, интересует ваше мнение относительно разрешения одного весьма интересного казуса.

Суть дела такова. Решением суда за гражданином признается право собственности на земельный участок в СНТ. В качестве индивидуализирующих признаков данного участка суд указывает местоположение участка: № аллеи в СНТ, № участка по указанной аллее; площадь, а также кадастровый номер. Решение суда вступает в законную силу.

После этого истец, обратившийся в целях исполнения решения суда к кадастровому инженеру за составлением межевого плана, так как границы участка не были установлены, обнаруживает, что, оказывается, участок с данным кадастровым номером аннулирован (снят с кадастрового учета).

Самое пикантное в том, что снятие с учета произошло буквально за месяц до обращения гражданина в суд и эти сведения (о снятии с учета) были в выписке ЕГРН, которая запрашивалась судом у Росреестра.

Но ни гражданином, обратившимся за признанием права в суд, ни самим судом эта информация не была взята во внимание и в резолютивной части решения теперь фигурирует аннулированный кадастровый номер.

Как выяснилось, снятие с учета земельного участка произошло на основании ч. 3 ст. 70 Федеральный закон от 13.07.

2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», согласно которой «орган регистрации прав в соответствии с установленными правилами ведения Единого государственного реестра недвижимости также снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, учтенный в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 1 марта 2008 года, в случае, если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости».

Таким образом, у гражданина, имеющего на руках положительное решение о признании права собственности на земельный участок, возник непростой вопрос исполнения данного судебного акта.

Как известно, по общему правилу зарегистрировать права на объекты недвижимости невозможно, если они не учтены в кадастре недвижимости.

Однако в данной ситуации подготовка межевого плана в связи с образованием земельного участка упирается в то, что вновь образованному участку должен быт присвоен свой уникальный кадастровый номер, в то время как в судебном акте-основании кадастрового учета и регистрации права указан другой кадастровый номер этого объекта недвижимости.

Подготовка межевого плана в связи с уточнением границ земельного участка, который снят с кадастрового учета, также невозможна в силу положений Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Все-таки, выбрав первый вариант (подготовка межевого плана в связи с образованием земельного участка), гражданин обратился в Росреестр и получил вполне ожидаемое уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права.

Соответственно, на этом этапе возникла проблема выбора правильной траектории решения возникшего правового конфликта. Что разумней и правильней сделать гражданину для исполнения имеющегося судебного решения? Вот некоторые из мыслимых вариантов:

  1. Обращение в суд с заявлением о разъяснении решения. Велика вероятность отказа в разъяснении решении, но очень интересно было бы посмотреть на содержание определения, если суд все-таки согласится с неясностью своего акта.
  2. Обращение в суд c требованием к Росреестру о восстановлении аннулированных и исключенных из реестра недвижимости сведений о земельном участке. (Такая практика в судах имеется. К примеру, см. решение Одинцовского городского суда Московской области от 10 июня 2015 г. по делу № 2-5527\2015. Также возможность восстановления аннулированных и исключенных из государственного кадастра недвижимости сведений о земельных участках на основании решения суда подверждается позицией Минэкономразвития РФ в письме от 4 марта 2011 г. № Д23-879. Сложность в том, что в рамках такого дела необходимо установить, что действия Росреестра по снятию участка с учёта были незаконными, чего в нашей ситуации не наблюдается, так как снятие с учёта состоялось до обращения в суд).
  3. Обращение в суд с новым иском о признании права собственности на земельный участок, только в этот раз без указания аннулированного кадастрового номера. Тут проблема в том, что фактически это будет спор между теми же сторонами о том же предмете и по тем же основаниям, что согласно ст. 134 ГПК РФ является основанием для отказа в принятии искового заявления.
  4. Еще один вероятный способ устранения сложившейся правовой проблемы гражданином уже был использован – обращение с заявлением об исправлении описки в решении суда (опиской предлагалось признать указание в резолютивной части решения на аннулированный кадастровый номер). Однако, этот, в некотором смысле пижонский способ (и, вероятно, самый простой способ) не нашел своей поддержки у суда и в исправлении описки было отказано.

Что можно посоветовать в сложившейся ситуации? Какие еще возможны варианты решения возникшего казуса?

UPD.

Действия по исправлению описки не дали результата, обращение с заявлением о разъяснении решения тоже не привело к положительному исходу, так как то разъяснение, которое дал суд, никак не могло помочь в решении вопроса. Однако, пока шли данные процессы, Росреестр самостоятельно восстановил спорный земельный участок на кад. учете. В итоге эта история весьма длительной продолжительности все равно закончилась хэппи эндом:)

Источник: https://zakon.ru/discussion/2018/12/30/priznanie_prava_sobstvennosti_na_zemelnyj_uchastoksnyatyj_s_kadastrovogo_ucheta

Юр-решение
Добавить комментарий