В чем разница между платой по счетчику и платой по нормативу?

«Коммуналка» и счётчики на воду – кто платит больше?

В чем разница между платой по счетчику и платой по нормативу?

Плата за воду – одна из самых важных строчек в квитанциях за коммунальные услуги. Именно на горячее и холодное водоснабжение, а также водоотведение приходится львиная доля наших трат на ЖКХ. При этом разобраться в тонкостях этих расчетов не так то просто.

Судя по интернет-форумам, существенная часть потребителей плохо понимает принцип, по которому коммунальщики берут с них деньги.

Более того, людям сложно решить, что выгоднее: ставить в квартирах счетчики или платить по нормативу? При этом по закону приборы учета должны были появится в домах россиян еще 1 июля 2012 года.

В правительстве обещают всерьез взяться за «уклонистов» и придумать для них штрафные санкции. Минстрой в лице замминистра Андрея Чибиса грозит, что с 1 января 2015 года квартирам без счетчиков каждый квартал будут повышать коммунальные платежи на 30 %.

Нежелание многих россиян ставить приборы учета понятно: мало того, что делать это придется за свой счет, так еще и выгоды не очевидны.

Одним удается сэкономить, а другие резко начинают платить за воду больше.

Часто причина в том, что система ЖКХ «на местах» работает по разному: где-то перерасход и дополнительные платежи «вешают» на квартиры со счетчиками, где-то на тех, кто платит по тарифу.

Процесс расчета коммунальных платежей за воду регламентирует слишком много запутанных законодательных актов и постановлений.

Основные документы – это Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилья в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённые Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г.

№354 и изменения в эти правила под номером № 344, которые были внесены Постановлением Правительства РФ от 16.04.2013. Именно в этих источниках потребителям стоит искать ответ на свои вопросы к коммунальщикам.

В многоквартирных домах сегодня расход воды складывается из нескольких показателей. Мы платим отдельно за:

  • Холодную воду (ХВС)
  • Горячую воду (ГВС)
  • Водоотведение
  • Воду на «общедомовые нужды»

Те, кто установил в квартирах счетчики, могут подсчитать фактическое количество использованной воды по показателям. Для квартир без приоров учета установлены нормативы потребления воды на человека.

Как рассчитывается платёж за воду со счетчиком и без счетчика

Если в квартире есть счетчик, все относительно просто. Размер платы за воду рассчитывается исходя из объёма потребляемых коммунальных услуг:

  • Плата за ХВС = Потребление ХВС × Тариф
  • Плата за ГВС = Потребление ГВС × Тариф
  • Плата за водоотведение = (Потребление ХВС + Потребление ГВС) × Тариф

Кроме того, потребителям приходится оплачивать так называемые «общедомовые нужды», которые рассчитываются коммунальщиками отдельно по сложной формуле. «Общая» вода тратится на мытьё подъезда, полив газонов и т.д.

При этом под сурдинку «списать» на «общедомовые нужды» лишние кубометры ЖЭК не имеет права – для этого существует лимит потребления.

«Распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления», указано в пункте 44 постановления №354 в редакции Постановления Правительства РФ от 16 апреля 2013 г. №344.

В идеале, эта схема должна быть максимально прозрачной, но многие россияне жалуются, что вынуждены переплачивать за соседей без счётчиков.

По действующим правилам, квартиры без приборов учета оплачивают воду по нормативу в зависимости от того, сколько людей проживает на квадратных метрах. Теоретически, расчет должен вестись по аналогии: Плата за воду = Норматив потребления × Тариф.

Однако, часто фактически в квартире живет гораздо больше людей, чем значится в квитанции. В этом случае образуются неоплаченный перерасход воды, на которую не пришел счет в конце месяца.

Он повисает на балансе дома и в итоге перераспределяется между всеми жителями подъезда, что, конечно, вызывает недовольство соседей.

Решать эту проблему каждой жилконторе приходится самостоятельно. Но, как правило, если образуется перерасход, его приходится на кого-то повесить.

И сами владельцы квартир без счетчиков при этом оказываются «крайними» ничуть не реже.

По сведениям столичного департамента ЖКХ и благоустройства и обозревателей газеты «Аргументы и факты», за недвижимость в Москве переплачивают именно горожане без счетчиков.

Для них схема расчета выглядит так: из всего количества потраченной воды в доме вычитаются расходы на нежилые помещения, затем объем воды, учтенный по счетчикам, и общедомовые траты.

Полученная сумма кубометров в равных долях делится между соседями, у которых нет счётчиков. В этом случае люди платят даже не по нормативу, а по среднему объёму потребления воды.

Выходит, они финансируют все текущие в подвалах трубы и другие потери коммунального ресурса.

Сколько стоит установить счётчики на воду и как это сделать

Отчасти, проблема с установкой приборов учета в том, что это удовольствие не из дешевых. Сам счетчик стоит примерно 400–450 рублей, а вот установка может обойтись значительно дороже.

В стандартных «прайсах» на сайтах сантехнических услуг указана цена от 500 рублей, но столько попросят за самую простую работу. Установка механизма в старых домах, с учетом состояния труб, может стоить от 3 до 6 тысяч рублей.

При этом все траты придется взять на себя жильцам.

Для установки придется позвать профессиональных сантехников. Можно воспользоваться услугами любой квалифицированной фирмы на рынке либо пригласить специалиста из ЖЭКа.

В некоторых регионах местные власти идут навстречу пенсионерам, ветеранам и малоимущим – им устанавливают приборы учета за счет казны. Иногда расходы льготной категории жильцов берет на себя управляющая компания, но такие примеры единичны. По общей практике россиянам не стоит рассчитывать на поддержку государства, средства на необходимое оборудование придется выделить из семейного бюджета.

Как часто нужно менять счётчики на воду

Законопослушным собственникам жилья, которые установили счетчики воды, не стоит расслабляться надолго – эти приборы не вечны. Срок их эксплуатации указывается в паспорте устройства, в среднем это 16 лет.

Также аппараты должны проходить техническую проверку: каждые 6 лет для счетчиков холодной и каждые 4 года для счетчиков горячей воды. Все это, естественно, за счет потребителя.

В среднем, проверка обойдется в 1000 рублей за прибор.

А вот за первичное опломбирование счетчика ЖЭК не имеет права требовать с жильцов деньги. Эта операция бесплатная, и провести её необходимо сразу после того, как вы установили аппарат.

Для этого в управляющую контору по месту жительства подается заявление с просьбой принять приборы учета в эксплуатацию. Специалист должен в присутствии хозяина снять первые показания, подписать акт о приёмке и опломбировать каждое устройство.

В дальнейшем коммунальщики могут иногда навещать вашу квартиру с ревизией – проверять целостность пломб и верность показаний, заявленных в квитанции.

Источник: ГдеЭтотДом.РУ

 Сергеева Дарья, корреспондент ГдеЭтотДом.РУ

Источник: https://www.gdeetotdom.ru/articles/2033636-2014-10-02-kommunalka-i-schyotchiki-na-vodu-kto-platit-bolshe/

Тратим – по счетчику, платим – по нормативу?

В чем разница между платой по счетчику и платой по нормативу?

24.01.2018 16:09

Когда летом прошлого года Госдума приняла поправки в Жилищный кодекс, простым гражданам протрубили со всех каналов, что проблема начисления платы за общедомовые нужды наконец-то решена. Якобы изменения позволят, как и прежде, платить за ресурсы по домовому счетчику, а не по нормативам. Не тут-то было…

Поправки эти до сих пор не работают. Причина банальна – Правительство РФ не выпустило порядок перерасчета платы, исходя из показаний коллективного счетчика. Поэтому фактически управляющим компаниям дан карт-бланш: плата по умолчанию начисляется по нормативам.

Однако активным гражданам уже сейчас можно пользоваться иными возможностями снижения платежей. На общем собрании собственники помещений могут принять решение об определении размера расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества (КРСОИ), исходя из показаний общедомового прибора учета (ОДПУ).

Жилищный кодекс предусматривает два варианта оплаты при наличии в доме ОДПУ:

– исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством РФ;

– исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ.

Таким образом, Правительство РФ должно разработать, но пока этого не сделало, лишь порядок расчета КРСОИ по среднемесячному объему. Для расчета КРСОИ по общедомовому прибору учета такого порядка ЖК РФ не предусматривает, так как объем КРСОИ в этом случае распределяется на собственников пропорционально доле площади их помещения в общей площади всех жилых и нежилых помещений.

Вывод: сэкономить, как это часто бывает, могут лишь осведомленные и активные граждане, кто читает законы и готов организовать общее собрание собственников.

В помощь таким инициативным жильцам – интервью специалиста Государственной жилищной инспекции Архангельской области.

Возможно, применяемые в нем термины и ссылки не совсем понятны обывателю, но даже у самих работников управляющих компаний в ходу такое говорящее выражение: «Кто КРСОИ начислял, тот в цирке не смеется!».

Порядок расчета платы за коммунальные ресурсы на общедомовые нужды (ОДН) за последний год кардинально изменился. Люди не понимают, почему снова с них берут по нормативам, если в домах стоят счетчики. Почему так много стали платить, особенно если на весь подъезд горит одна лампочка, а пол моют от силы два раза в месяц?

«Все в руках собственников», – отвечают в Государственной жилищной инспекции (ГЖИ) Архангельской области. Что следует предпринять жильцам для большей прозрачности цифр в квитанциях за содержание, рассказала начальник отдела контроля расчетов, взимания платежей и надзора за управлением многоквартирными домами ГЖИ Светлана Пашкова.

– Светлана Владимировна, как сегодня оплачиваются коммунальные ресурсы на содержание общего имущества (КРСОИ)?

– По общему правилу, коммунальные ресурсы на содержание общего имущества многоквартирного дома с 1 июня 2017 года оплачиваются по нормативам, которые утверждены Министерством ТЭК и ЖКХ Архангельской области.

В том случае если платежи по нормативу превысили фактическое потребление по общедомовому прибору учета (ОДПУ), управляющие организации должны сделать собственникам перерасчет.

Но на сегодняшний день законодательно не определен этот период и непонятно, как делать перерасчет, – методика Правительством РФ не утверждена…

При наличии автоматизированной системы дистанционной передачи показаний приборов учета плата за КРСОИ начисляется на основании показаний ОДПУ. Речь идет об устройстве, которое одномоментно снимает показания во всем доме. Только в этом случае можно по умолчанию оплачивать коммунальные ресурсы по фактическому объему.

– Если собственники не желают платить по нормативам, у них есть право изменить порядок расчета?

– На общем собрании собственников может быть принято одно из двух вариантов решений: либо платить по показаниям ОДПУ, либо исходя из среднемесячного объема с последующим перерасчетом на основании показаний коллективного счетчика.

Оговорюсь, что такой порядок применяется только к тем домам, где есть управляющая организация либо создано ТСЖ или ЖСК. Потребители, проживающие в домах, где осуществляется непосредственное управление либо способ управления не выбран, оплачивают коммунальные услуги на общедомовые нужды в прежнем порядке.

– Что вы советуете собственникам?

– Внимательно изучить цифры – сколько платил дом за коммунальные ресурсы по фактическим показаниям счетчика (до 1 января 2017 года) и сравнить эти данные с платежами по нормативам (с 1 июня 2017-го).

Если выгода платежей очевидна, необходимо провести общее собрание собственников. Его инициатором может стать любой собственник квартиры.

На собрании должно присутствовать не менее 50 процентов собственников, решение принимается простым большинством.

– Управляющая компания вправе инициировать собрание?

– Безусловно, управляющая организация наделена таким правом. Но очевидно, что изменить существующий порядок заинтересован тот, кому он невыгоден. Кстати, ошибочно полагать, что управляющая компания в случае оплаты коммунальных ресурсов по нормативам всегда остается в выигрыше.

Когда возникает так называемый «сверхнорматив» (по счетчику объем КРСОИ выходит больше), управляющая организация обязана оплатить разницу из собственных средств. И это правильно. Изначально реформа порядка оплаты «общедомовых нужд» преследовала цель ограничить расходы населения, ведь во многих домах плата по факту была слишком высокой.

Новый подход должен стимулировать управляющие компании снижать потери и заботиться об энергоэффективности.

– Многие недоумевают – зачем дому коллективный прибор учета, если платить приходится по нормативу? Счетчик нужно содержать, оплачивать поверку… к чему такие затраты?

– Общедомовой прибор учета сегодня нужен прежде всего управляющей организации, чтобы не получить штраф за несоблюдение требований Федерального закона «Об энергосбережении…».

Кроме того, на основании прибора учета УК рассчитывается с ресурсоснабжающей организацией и в случае выявления сверхнорматива заплатит разницу из своего кармана.

Наличие ОДПУ стимулирует проводить мероприятия по энергосбережению, чтобы исключить несанкционированные подключения…

– За чей счет устанавливается общедомовой прибор учета?

– Об этом сказано в федеральном законе об энергосбережении: ресурсоснабжающая организация обязана оборудовать дома ОДПУ.

В свою очередь в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением правительства, сказано, что, если такой прибор учета установлен, собственники обязаны оплатить его стоимость и услуги по монтажу. Если жители дома не согласны с выставленным счетом, они могут обратиться в суд.

После установки общедомовой счетчик входит в состав общего имущества.

– Для достоверности расчетов необходимо контролировать своевременную передачу показаний счетчиков, кто этим должен заниматься?

– Жилищная инспекция в рамках проведения проверки начисления платы запрашивает журнал регистрации показаний. Оснований не доверять этим цифрам, как правило, у нас нет.

Когда к нам поступают жалобы о завышенных показаниях, мы отвечаем, что в доме должен работать совет многоквартирного дома. Этот орган и призван решать все внутренние вопросы, в том числе по передаче данных ОДПУ. Активные собственники и должны следить за передачей показаний, это в их интересах.

– Новые нормативы по электроэнергии, действующие с 1 июня 2017 года в Архангельской области, учитывают площади чердаков и подвалов, лестничных маршей и других мест общего пользования. Но если в доме не освещается, к примеру, чердак, почему его площадь закладывается в норматив?

– У этого вопроса есть предыстория: в 2016 году Верховный суд отменил нормативы потребления электроэнергии (ОДН) в Архангельской области, потому что они были рассчитаны без учета площадей чердаков и подвалов. В новых нормативах данные требования учтены.

С учетом постановления министерства ТЭК и ЖКХ норматив потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества определяется путем суммирования нормативов, установленных для соответствующего оборудования и устройства, потребляющих электроэнергию и входящих в состав общего имущества многоквартирного дома.

Например, норматив по кабельным сетям связи и информатики применяется только в том случае, если указанные сети входят в состав общего имущества дома. Аналогичная ситуация распространяется и на другое электрооборудование.

Исходя из методики расчета, нормативы максимально приближены к фактическому объему потребления. Кстати, законодательство предоставляет право заинтересованным лицам обратиться в министерство и доказать, что предлагаемый норматив завышен или занижен. В этом случае для конкретного дома может быть рассчитан индивидуальный норматив, исходя из уровня благоустройства конкретного здания.

– При расчете платы за коммунальные ресурсы нормативы потребления должны учитывать площадь общего имущества дома: например, чердаки, подвалы, лестничные марши и так далее. Как решилась эта проблема, ведь таких данных в техпаспортах, как правило, не было?

– Действительно, в большинстве случаев технический паспорт на дом не содержит таких данных.

Соответственно, подтвердить достоверность расчетов мы не могли и возбуждали административные дела в отношении управляющих организаций и ТСЖ в связи с воспрепятствованием законной деятельности должностного лица по проведению проверок. Несколько дел дошло до суда – мировые судьи вставали на сторону компаний, поддерживая их позицию.

Мы настаивали на том, что сведения о чердаках и подвалах входят в техническую документацию, и управляющие компании должны актуализировать эти данные, заказывать изменения в техпаспорта в органах технической инвентаризации. Мы предполагали, что, не обладая такими данными, возможно допустить обсчет жителей.

Самостоятельный расчет площади мы не принимали, так как для правильности расчетов нужно обладать официальными данными, знать методику, использовать специальные измерительные приборы…

7 декабря 2017 года в этом вопросе поставлена точка – Архангельский областной суд вынес решение, определив, что управляющая организация в силу специфики своей деятельности должна обладать документами технической инвентаризации жилищного фонда в полном объеме. Аналогичные решения приняты Котласским городским судом и Ломоносовским районным судом Архангельска в конце прошлого года.

– Много жалоб о правомерности расчетов поступает в ГЖИ? Как часто проверки заканчиваются штрафами и предписаниями?

– На первом этапе реформы обращений граждан было очень много – за 2017 год сотрудники инспекции подготовили около тысячи разъяснений о применении нового законодательства.

Что касается предписаний – то их действительно немного. В ходе проверки проверяемое лицо предпринимает действия для устранения нарушения в добровольном порядке. В этом случае результат достигнут, а это в нашей работе самое главное.

Нормативы по холодной и горячей воде в Архангельской области принципиально не изменились, так как и в 2013 году использовался расчетный метод. Но с 1 июня 2017-го, в соответствии с изменениями в законодательстве, нормативы усреднены для домов от 1 до 5 этажей, от 6 до 9 этажей и от 10 до 16 этажей.

Источник: ИД «Двина» (dvina29.ru)

просмотров: 2635  |  комментариев: 0

Только авторизированные пользователи могут оставлять комментари. Авторизироваться.

Источник: https://gkh.dvinaland.ru/news/tratim_po_schetchiku_platim_po_normativu/

Плата за отопление в квартире: формулы расчета тепловой энергии по счетчику и нормативу

В чем разница между платой по счетчику и платой по нормативу?

Оплата услуг централизованного теплоснабжения стала существенной статьей расходов семейного бюджета жильцов квартир.

Соответственно, увеличилось количество пользователей, желающих разобраться в непростой методике начисления платежей за потребление тепловой энергии.

Постараемся дать четкое разъяснение, как рассчитывается плата за отопление в частном и многоквартирном доме согласно действующим нормативам и правилам.

Какой способ оплаты выбрать для расчета

Посчитать стоимость горячей и холодной воды, указанную в квитанции коммунального предприятия, довольно просто: показания квартирного счетчика умножаются на утвержденный тариф. Не так обстоит с теплом – порядок расчета зависит от ряда факторов:

  • наличие либо отсутствие домового измерителя тепловой энергии;
  • учитывается ли обогрев всех без исключения помещений индивидуальными счетчиками тепла;
  • как приходится платить – во время зимнего периода или круглогодично, в том числе летом.

Примечание. Решение о плате за отопление в летний период принимает местная власть. В РФ изменение способа начисления утверждается государственным органом управления (согласно постановлению №603). В остальных странах бывшего СССР вопрос может решаться другими способами.

Законодательство Российской Федерации (Жилищный Кодекс, Правила №354 и новое постановление №603) позволяет считать размер оплаты за отопление пятью различными способами в зависимости от перечисленных выше факторов. Чтобы понять, как рассчитывается сумма платежа в конкретном случае, выберите свой вариант из предлагаемых ниже:

  1. Многоквартирный дом не оборудован приборами учета, плата за тепло взимается в период оказания услуги.
  2. То же, но теплоснабжение оплачивается равномерно весь год.
  3. В жилом многоквартирном доме установлен коллективный счетчик на вводе, плата начисляется во время отопительного периода. В квартирах могут стоять индивидуальные приборы, но их показания не учитываются, пока теплосчетчики не регистрируют обогрев всех без исключения комнат.
  4. То же, с применением круглогодичных выплат.
  5. Все помещения – жилые и технические – оснащены приборами учета плюс на вводе стоит общедомовой измеритель потребленной тепловой энергии. Реализуется 2 способа оплаты – круглогодичный и сезонный.

Замечание. Жители Украины и Республики Беларусь наверняка найдут среди них подходящие варианты, соответствующие законодательству этих стран.

Схема отражает существующие варианты начислений за услугу централизованного теплоснабжения

О монтаже квартирных тепломеров и выгоде подобного учета рассказывается в отдельной статье.  Здесь мы предлагаем рассмотреть каждую методику по отдельности, дабы максимально прояснить решение задачи.

Вариант 1 – платим без теплосчетчиков в течение отопительного сезона

Суть методики проста: количество потребленного тепла и размер оплаты рассчитывается по общей площади жилища, учитывающей квадратуру всех комнат и подсобных помещений. Сколько стоит отопление квартиры в данном случае, определяет формула:

Здесь:

  • P – сумма, которую нужно оплатить;
  • S – общая площадь (указана в техническом паспорте квартиры либо частного дома), м²;
  • N – норма теплоты, выделяемая на обогрев 1 квадратного метра площади в течение календарного месяца, Гкал/м²;
  • T – тариф – цена 1 Гкал тепловой энергии.

Для справки. Тарифы на коммунальные услуги для населения устанавливаются государственными органами. Расценка на отопление учитывает стоимость производства тепла и содержания централизованных систем (ремонт и техобслуживание трубопроводов, насосов и прочего оборудования). Удельные нормы теплоты (N) устанавливаются специальной комиссией в зависимости от климата отдельно в каждом регионе.

Чтобы правильно провести расчет, узнайте в офисе компании – поставщика услуги величину установленного тарифа и норматива теплоты на единицу площади. Приведенная формула позволяет вычислить стоимость 1 кв.м отопления квартиры либо частного дома, подключенного к централизованной сети (вместо S подставьте цифру 1).

Пример расчета. В однокомнатную квартиру 36 м² поставщиком подается тепло по тарифу 1700 руб./Гкал. Норма потребления утверждена в размере 0.025 Гкал/м². Цена отопления в составе квартплаты за 1 месяц считается так:

P = 36 х 0.025 х 1700 = 1530 руб.

Важный момент. Приведенная методика действует на территории РФ и справедлива для зданий, куда нельзя установить общедомовые тепловые счетчики по техническим причинам. Если прибор учета можно поставить, но монтаж и регистрация узла не выполнена до 2017 года, то к формуле добавляется повышающий коэффициент 1.5:

Повышение стоимости отопления в полтора раза, предусмотренное постановлением №603, применяется также в случаях:

  • введенный в эксплуатацию общедомовой узел учета тепловой энергии вышел из строя и не отремонтирован в течение 2 месяцев;
  • теплосчетчик украден либо поврежден;
  • показания домового прибора не передаются в теплоснабжающую организацию;
  • не обеспечивается допуск специалистов организации к домовому счетчику с целью проверки технического состояния оборудования (2 посещения и более).

Вариант 2 – круглогодичное начисление без приборов учета

Если вас обязывают оплачивать теплоснабжение равномерно в течение года, а на вводе в многоквартирный дом не установлен узел учета, то формула расчета тепловой энергии принимает следующий вид:

Расшифровка задействованных в формуле параметров приведена в предыдущем разделе: S – площадь жилища, N – норматив потребления теплоты на 1 м², Т – цена 1 Гкал энергии.

Остается коэффициент К, показывающий периодичность внесения платежей в течение календарного года.

Значение коэффициента рассчитывается просто – число месяцев отопительного периода (включая неполные) делится на количество месяцев в году – 12.

В качестве примера рассмотрим ту же однокомнатную квартиру площадью 36 м². Сначала определяем коэффициент периодичности при длительности отопительного сезона 7 месяцев: К = 7 / 12 = 0.583. Затем подставляем его в формулу вместе с прочими параметрами: P = 36 х (0.025 х 0.583) х 1700 = 892 руб. придется платить ежемесячно в течение календарного года.

Если ваш дом не оборудован теплосчетчиком без документально подтвержденных причин, то формула дополняется повышающим коэффициентом 1.5:

Тогда плата за отопление рассматриваемой квартиры составит 892 х 1.5 = 1338 руб.

Примечание. В случае перехода на другой способ оплаты коммунальной услуги отопления (с круглогодичного на сезонный и наоборот) организация – поставщик производит корректировку — перерасчет ежемесячных выплат.

Вариант 3 – плата по общедомовому счетчику в холодный период

Данная методика применяется для расчета оплаты услуг центрального отопления в многоквартирных зданиях, где имеется общедомовой измеритель, и только часть квартир оборудована индивидуальными теплосчетчиками. Поскольку тепловая энергия поставляется на обогрев здания целиком, расчет все равно производится через площадь, а показания индивидуальных приборов не учитываются.

Разберем, как рассчитать стоимость отопления с выплатами в течение холодного периода:

Здесь:

  • P – сумма к оплате за месяц;
  • S – площадь конкретной квартиры, м²;
  • Sобщ – площадь всех обогреваемых помещений здания, м²;
  • V – общее количество теплоты, потребленной согласно показаниям коллективного счетчика в течение календарного месяца, Гкал;
  • T – тариф – цена 1 Гкал тепловой энергии.

Если вы хотите самостоятельно определить размер оплаты данным способом, придется найти значения 3 параметров: площадь всех жилых и нежилых комнат в многоквартирном доме, показания прибора учета на вводе тепловой магистрали и величину тарифа, установленного в вашей местности.

Так выглядит регистратор потребления теплоты многоквартирным зданием

Пример вычислений. Исходные данные:

  • квадратура конкретной квартиры – 36 м²;
  • квадратура всех помещений дома – 5000 м²;
  • потребленный за 1 месяц объем тепловой энергии – 130 Гкал;
  • расценка 1 Гкал в регионе проживания – 1700 руб.

Размер платежа за учетный месяц составит:

P = 130 х 36 / 5000 х 1700 = 1591 руб.

В чем суть метода: через квадратуру жилища определяется ваша доля оплаты за тепло, потребленное зданием за расчетный период (как правило, 1 месяц).

Вариант 4 – начисления по прибору учета с разбивкой на весь год

Это самый сложный для пользователя способ вычислений. Порядок расчета выглядит так:

  1. Определяется размер среднемесячного потребления тепла в соответствии с показаниями домового счетчика за прошлый год (Vгод), отнесенный к общей площади всех помещений здания, как предписывает формула. 
  2. Полученное значение Vср подставляется в формулу вычисления оплаты.
  3. Ежегодно производится перерасчет платежей с целью корректировки по следующей формуле.

Здесь Ргод и Ркв — суммы прошлогодних начислений по вводному теплосчетчику на все здание и конкретную квартиру соответственно, Рп — размер корректировки.

Приведем пример вычислений для нашей однокомнатной квартиры, учитывая, что за прошлый год общедомовой измеритель тепла насчитал 650 Гкал:

Vср = 650 Гкал / 12 календарных месяцев / 5000 м² = 0.01 Гкал. Теперь считаем размер платежа:

P = 36 х 0.01 х 1700 = 612 руб.

Примечание. Основная проблема – не сложность расчетов, а поиск исходных данных. Хозяин квартиры, желающий проверить правильность начисления оплаты, должен узнать прошлогодние показания общедомового счетчика либо заранее их фиксировать.

Вдобавок нужно выполнять ежегодную корректировку с привязкой к новым показаниям измерителя. Предположим, годовое потребление теплоты зданием выросло до 700 Гкал, тогда увеличение платежа за отопление нужно определять так:

  1. Считаем общую сумму платы за прошедший год согласно тарифу: Ргод = 700 х 1700 = 1190000 руб.
  2. То же, относительно нашей квартиры: Ркв = 612 руб. х 12 месяцев = 7344 руб.
  3. Размер доплаты составит: Рп = 1190000 х 36 / 5000 — 7344 = 1224 руб. Указанную сумму начислят вам в будущем году, после перерасчета.

Если потребление тепловой энергии уменьшится, то результат корректировочного расчета получится со знаком «минус» — организация должна уменьшить размер платежа на эту сумму.

Вариант 5 – теплосчетчики установлены во всех помещениях

Когда на входе в многоквартирный дом установлен коллективный счетчик, плюс организован индивидуальный учет тепла во всех помещениях, оплата в течение отопительного сезона определяется по следующему алгоритму:

  1. Вычисляется разница между расходами тепла, показанными общедомовым измерителем и всеми остальными счетчиками, вместе взятыми. Формула приведена ниже.
  2. Полученный результат подставьте в окончательную формулу и посчитайте ежемесячный платеж за отопление.

Зачем такие сложности? Ответ прост: показания доброй сотни индивидуальных приборов априори не могут совпадать с данными общего измерителя из-за погрешности и неучтенных потерь. Поэтому разница разбивается между всеми владельцами квартир в долях, соответствующих площади жилищ.

Расшифровка параметров, участвующих в расчетных формулах:

  • P – искомая сумма платежа;
  • S – квадратура вашей квартиры, м²;
  • Sобщ – площадь всех помещений, м²;
  • V – расход теплоты, зафиксированный коллективным измерителем за расчетный период, Гкал;
  • Vпом – потребленное за тот же период тепло, показанное вашим квартирным счетчиком;
  • Vр – разность между расходами, показанными домовым узлом учета и группой остальных приборов, стоящих в нежилых и жилых помещениях;
  • T – стоимость 1 Гкал теплоты (тариф).

В качестве примера расчета возьмем нашу квартиру 36 м² и предположим, что за месяц индивидуальный счетчик (либо группа отдельных измерителей) «накрутил» 0.6, домовой – 130, а группа приборов во всех комнатах здания дала в сумме 118 Гкал. Остальные показатели оставляем прежними (смотри предыдущие разделы). Сколько в данном случае стоит отопление:

  1. Vр = 130 — 118 = 12 Гкал (определили разность показаний).
  2. P = (0.6 + 12 х 36 / 5000) х 1700 = 1166.88 руб.

Когда требуется рассчитать величину круглогодичной платы за отопление, применяется идентичная формула. Только показатели расходов тепловой энергии используются среднемесячные, взятые за прошлый год. Соответственно, плата за израсходованную энергию ежегодно корректируется.

Почему жители соседних домов платят за тепло разные суммы

Данная проблема возникла вместе с введением различных способов оплаты – по квадратуре (нормативу), по общему счетчику либо по индивидуальным измерителям тепла.

Если вы просматривали предыдущие разделы публикации, то наверняка заметили разницу в величине ежемесячной платы.

Факт объясняется довольно просто: при наличии измерительных приборов жильцы платят за реально израсходованный ресурс.

Теперь перечислим причины, по которым квартирные хозяева получают платежки с разными суммами, невзирая на установленные в домах измерители тепла:

  1. Обогревом двух соседних зданий занимаются разные теплоснабжающие организации, для которых утверждены различные тарифы.
  2. Чем больше в доме квартир, тем меньше удается платить. Повышенные теплопотери наблюдаются в угловых комнатах и жилищах последнего этажа, остальные граничат с улицей только через 1 наружную стену. И таких квартир – подавляющее большинство.
  3. Одного счетчика на вводе в дом недостаточно. Необходим регулятор расхода – ручной либо автоматический. Арматура позволяет ограничивать подачу слишком горячего теплоносителя, чем грешат теплоснабжающие организации. А потом взимают соответствующую плату за услугу.
  4. Большую роль играет компетентность руководства, выбираемого совладельцами многоквартирного дома. Грамотный хозяйственник решит вопрос учета и регулирования теплоносителя в первую очередь.
  5. Неэкономное использование горячей воды, нагреваемой теплоносителем из централизованной сети.
  6. Проблемы с приборами учета от разных производителей.

Заключительный вывод

Существует множество причин появления больших сумм в счетах за отопление. Очевидная: строение с толстыми кирпичными стенами теряют меньше теплоты, чем железобетонные «девятиэтажки». Отсюда и повышенный расход энергии, фиксируемый счетчиком.

Но прежде чем браться за модернизацию (утепление) здания, важно наладить контроль и учет – установить тепловые измерители во всех комнатах и на подающей магистрали. Расчетная методика показывает, что подобные технические решения дают наилучший результат.

Источник: https://otivent.com/kak-rasschityvaetsya-plata-za-otoplenie

Почему жители должны оплачивать ОДН и откуда возникает ОДН?

В чем разница между платой по счетчику и платой по нормативу?

1 сентября 2012 года вступили в силу Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённые Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. №354. Новые Правила во многом отменяют предыдущие, поэтому отнестись к ним следует с особым вниманием.

Общедомовые нужды (ОДН) по холодному (ХВС) и горячему (ГВС) водоснабжению  – шокируют многих жителей г. Азнакаево и п.г.т. Актюбинский.

Для многих  непонятно откуда берутся  дополнительные  кубометры  в платежной квитанции.

Некоторых, строка ОДН просто приводит в шок – за общедомовые нужды нужно платить даже больше, чем мы используем воды у себя в квартире по индивидуальному прибору учета.

В данной статье я постараюсь объяснить, откуда берется  ОДН за воду и что  нужно сделать для того чтобы минимизировать и избежать вообще переплаты по данной статье квитанции на оплату ЖКУ.

Начисление ОДН регламентировано  п.

40 Правил «Потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды.

При наличии общедомового счетчика разница между объемом, который показал общедомовой прибор учета, и суммой показаний индивидуальных счетчиков и расходов по нормативу в квартирах, не оборудованных приборами учета, распределяется между всеми собственниками помещений пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме. При отсутствии общедомового прибора учета, плата за расход воды на общедомовые нужды начисляется всем собственникам помещений по нормативу независимо от оснащения квартиры индивидуальными приборами учета (также пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме)».

Расчёт объёма холодной воды на общедомовые нужды приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем холодной воды, предоставленный на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета холодной воды, определяется по формуле 11 Приложения №2 к Правилам:

где:

объем (количество) холодной воды, потребленный за расчетный период в многоквартирном доме, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета холодной воды. В случаях, предусмотренных “пунктом 59” Правил, для расчета размера платы за коммунальные услуги используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанного “пункта”;

объем (количество) холодной воды, потребленный за расчетный период в u-м нежилом помещении, определенный в соответствии с “пунктом 43” Правил;

объем (количество) холодной воды, потребленный за расчетный период в v-м жилом помещении (квартире), не оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета;

объем (количество) холодной воды, потребленный за расчетный период в w-м жилом помещении (квартире), оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной воды, определенный по показаниям такого прибора учета. В случаях, предусмотренных “пунктом 59” Правил, для расчета размера платы за коммунальные услуги используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанного “пункта”;

объем (количество) горячей воды (в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения)), потребленный за расчетный период в i-м жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенный в соответствии с “пунктами 42” и “43” Правил;

определенный в соответствии с “пунктом 54” Правил объем холодной воды, использованный исполнителем при производстве коммунальной услуги по отоплению (при отсутствии централизованного теплоснабжения), который кроме этого также был использован исполнителем в целях предоставления потребителям коммунальной услуги по холодному водоснабжению;

общая площадь i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме;

общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме.

Если коротко, то данная формула под общедомовыми нуждами понимает любой перерасход воды по отношению к расчётному потреблению для дома. 

Расчёт объёма горячей воды на общедомовые нужды приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем горячей воды, предоставленный на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета горячей воды, определяется по формуле 13 Приложения №2 к Правилам:

Соответственно, ОДН это –  расчётная доля в перерасходах, допущенных домом:

– занижение жильцами показаний индивидуальных приборов учета,

– несанкционированные подключения граждан к внутридомовым инженерным сетям,

– несанкционированное вмешательство в работу индивидуальных приборов учета с  использованием всевозможных устройств,

– утечки в стояках, –

– незарегистрированные жильцы и др.

            Начисление за водоотведение производится на основании Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ №354 от 06.05.2011 г.

            Потребители  жилых  и нежилых помещений вносят  плату за объем водоотведение как суммарный объем потребленной холодной и горячей воды.

            Объём водоотведение взаимозависим от потребления  воды в целом  по показаниям общедомовых приборов учета холодного и горячего  водоснабжения.

Также согласно пунктам  44 – 47 Правил объем коммунального ресурса в размере образовавшегося разницы между показанием  коллективного (общедомового) приборов учета  и   суммы объемов коммунального ресурса,  предоставленных потребителями   всех  жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, исполнитель обязан распределить между всеми потребителями жилых и нежилых помещений  пропорционально  размеру общей площади каждого потребителя.

Хотелось бы подробней остановиться на мерах по снижению расходов по ОДН.

Во-первых, это своевременная передача достоверных показаний индивидуальных приборов учета. Согласно п.

34 Правил № 354 потребитель обязан снимать ежемесячно показания индивидуального прибора учета в период с 23 по 25 число текущего месяца и передавать полученные показания не позднее 26-го числа текущего месяца в расчетный центр посредством телефона или личным посещением ЕРЦ (информация  размещена в квитанции), использовать их будут при расчете размера платы за коммунальные услуги именно за тот расчетный период, за который были сняты показания.

В этой связи хотел бы рекомендовать избрать старших по домам, старших по подъездам которые могли бы обеспечить своевременную передачу показаний приборов учета и совместно с ТСЖ и УК осуществляли съем показаний общедомовых приборов учета.

Во-вторых, это своевременная поверка или замена индивидуальных приборов учета вышедших из строя или с истекшим сроком эксплуатации. Неисправный прибор учета и прибор учета с истекшим сроком эксплуатации ведет к предоставлению недостоверных данных и при начислении данные такого прибора во внимание не принимаются.

В случае если у вашего прибора учета истек срок поверки либо он не исправен, плата за коммунальные услуги будет начислена по нормативам в соответствии с  п.п.59,60 Правил. Для того чтобы начисления производились вновь по приборам учета необходимо провести поверку прибора учета или установить новый прибор учета и ввести его в эксплуатацию.

Перерасчет платы в этом случае производиться не будет, расчёт по приборам учета начнётся с даты ввода прибора учета в эксплуатацию.

В-третьих, это пресечение несанкционированных подключений граждан к внутридомовым инженерным сетям и несанкционированных вмешательств в работу индивидуальных приборов учета с  использованием всевозможных устройств (магниты, струбцины и пр.). Описанные выше граждане занимаются банальным воровством, они обворовывают своих соседей.

В связи с этим, если вам стала известна информация о том, что какой-то жилец незаконно врезался в линию подачи воды или с помощью всевозможных устройств блокирует работу индивидуальных приборов учета, что влечет искажение показаний прибора учета, необходимо сообщить об этом в свое ТСЖ, Управляющую компанию или МУП «Департамент ЖКХ и благоустройства Азнакаевского муниципального района РТ». По предоставленным данным будет проведена проверка и составлен акт. Показания такого прибора учета при расчетах за коммунальную услугу приниматься не будут и будет произведен перерасчет размера платы за коммунальную услугу для потребителя исходя из объемов коммунального ресурса, рассчитанных как произведение мощности имеющегося ресурсопотребляющего оборудования (для водоснабжения иводоотведения – по пропускной способности трубы) и его круглосуточной работы за период начиная с даты несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, указанной в акте проверки состояния прибора учета, составленном исполнителем с привлечением соответствующей ресурсоснабжающей организации, до даты устранения такого вмешательства. Если дату осуществления несанкционированного подключения или вмешательства в работу прибора учета установить невозможно, то доначисление должно быть произведено начиная с даты проведения исполнителем предыдущей проверки, но не более чем за 6 месяцев, предшествующих месяцу, в котором выявлено несанкционированное подключение или вмешательство в работу прибора учета (п. 62 Правил).

В-четвертых, это выявление фактов занижения показаний индивидуальных приборов учета гражданами.

В-пятых, это доведение до обслуживающей организации (ТСЖ, УК) информации о квартирах в которых никто не зарегистрирован, а  проживают незарегистрированные граждане.

В таких квартирах, как правило, нет прибора учета и в соответствии с Правилами начисление за ХВС и ГВС не производится, то есть нулевой показатель, а вода проживающими гражданами используется в необходимых им объемах.

По предоставленным данным также будет проведена проверка и составлен акт, а начисление будет произведено по нормативам от количества проживающих.

Изучив проблему образования ОДН по коммунальным платежам, руководители города и района, ТСЖ, Управляющие компании, ресурсоснабжающие организации активно работают с населением, проводят выездные проверки и встречи, объясняют все нововведения.  

   На общем собрании  проводится разъяснение по начислению за коммунальные услуги и ОДН, анализ по проведенному контрольному съему показаний  поквартирных  счетчиков, озвучивается  количество квартир  с явными выявленными нарушениями и меры принятые  по выявленным нарушениям во  время     обхода квартир при контрольном съеме показаний поквартирных счетчиков. 

Для снижения  величины ОДН  Управляющие организации  и  правлениям  ТСЖ   ведут  конкретную работу по предотвращению потерь воды, выявлению  жителей, которые искажают  показания счетчиков, проживают без регистрации, которые занимаются хищением  воды.   

  В   домах проводится единовременный съем показаний индивидуальных приборов учета со старшими по дому  и подъездов  совместно с ТСЖ.  В домах, где проводится единовременный съем показаний индивидуальных приборов учета с участием самих собственников, есть явное  уменьшение  ОДН.

 Ежемесячно в средствах массовой информации опубликовываются статьи с разъяснениями по начислениям за коммунальные услуги и ОДН,  о проводимых работах управляющими  организациями   и правлениями ТСЖ   по предотвращению потерь воды  в жилых домах и  о причинах влияющих на возникновение  высоких ОДН.

Также, информация  с разъяснениями по начислениям за коммунальные услуги и ОДН  печатается на оборотной стороне  счет – квитанции.

Такие проверки по многоквартирным домам г. Азнакаево и п.г.т. Актюбинский будут проводиться регулярно и в случае выявления фактов описанных ранее будут приниматься меры в соответствии с нормами действующего законодательства.

В заключении хотелось отметить, что новые правила явно прогрессивней старых и сколько платить за коммунальные услуги во многом зависит от нас самих жителей, от их совести и честности. Только при совместной работе   ТСЖ  с собственниками  многоквартирных домов,  можно быстрее добиться   снижения   перерасходов по ОДН.

Источник: http://aznakayevo.tatarstan.ru/rus/chasto-zadavaemie-voprosi.htm?pub_id=318506

Без счетчика: РСО не вправе начислять плату за комуслугу по нормативу, если в итоге ее размер превысит предельный индекс повышения расходов на ЖКХ

В чем разница между платой по счетчику и платой по нормативу?

Новости и аналитика Новости Без счетчика: РСО не вправе начислять плату за комуслугу по нормативу, если в итоге ее размер превысит предельный индекс повышения расходов на ЖКХ

РСО не вправе начислять плату за тепло по нормативу – в отсутствие ОДПУ, находящегося на поверке более полутора лет, – если в результате такого начисления платежи потребителей-граждан за тепло вырастут сильнее, чем это предусмотрено предельными индексами роста платы за коммунальные услуги.

На это указали суды всех инстанций, рассматривая дело об оспаривании предписания органа ГЖН (Определение Верховного Суда РФ от 22 октября 2019 г. N 301-ЭС19-19814). 

Предписание в адрес теплоснаба было выдано после внеплановой проверки по жалобе на выросшую платежку за ЖКУ. Выяснилось вот что:

  • МКД в свое время был оборудован ОДПУ тепла, жители платили за тепло “по счетчику”, и все были довольны;
  • затем подошел срок поверки отдельных узлов ОДПУ, и счетчик сняли с эксплуатации (часть его узлов отправили на поверку в лабораторию, и функционировать ОДПУ не мог);
  • через полтора года ОДПУ, наконец, вернулся с поверки, был вновь допущен к коммерческой эксплуатации, но примерно еще полгода УК не передавала его показания в теплоснаб;
  • теплоснаб, руководствуясь Правилами предоставления коммунальных услуг № 354, выставлял платежки за теплоэнергию, исходя из норматива потребления;
  • поскольку норматив потребления оказался в данном случае значительно выше, чем “привычный” расход по счетчику, счета за тепло сильно выросли. Что вызвало гнев и возмущение граждан.

Оценив ситуацию, орган ГЖН счел, что виноват в ней именно теплоснаб, – он, конечно, все считал согласно Правилам № 354, однако ему следовало руководствоваться еще и региональными предельными индексами и не допускать, чтобы платежи для жителей – по сравнению с прошлогодними, по счетчику – выросли сильнее, чем это разрешается предельными индексами роста тарифов ЖКХ.

Предписание обязывало теплоснаб пересчитать плату – но не по “среднему”, например потреблению, – а просто таким образом, чтобы начисленная плата не была выше платы, исчисленной с применением предельных индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги.

Собственно, правильность расчета платы по нормам Правил № 354 никем не оспаривалась.

Теплоснаб пошел в суд – и проиграл во всех инстанциях:

  • ст. 157.1 Жилищного кодекса предусматривает обязательность применения предельного индекса роста цен на коммунальные услуги организациями, осуществляющими предоставление коммунальных услуг гражданам, и не содержит как оснований для ее неприменения, так и возможности предъявления платы без учета указанных предельных индексов;
  • следовательно, довод РСО о том, что в данном случае предельные индексы применяться не должны, поскольку использовались нормы Правил № 354, основаны на неверном толковании указанных норм жилищного законодательства;
  • в соответствии с пунктом 10 Основ формирования предельных индексов роста цен на коммунальные услуги, применение индексов должно обеспечивать рост вносимой гражданами платы за комуслуги – по отношению к прошлогоднему – не более чем на установленную величину предельного индекса;
  • пунктом 5 упомянутых Основ определен закрытый перечень случаев, при которых при применении и расчете предельных индексов и индексов по субъектам РФ не учитывается разница в размере платежей. Установленные по рассматриваемому делу обстоятельства к перечисленным в данном пункте ситуациям не относятся;
  • аргументы РСО, что спор возник по вине УК, выразившейся в ненадлежащем содержании и обслуживании ОДПУ, не влияют на правовую оценку изложенных обстоятельств;
  • довод о том, что предельный индекс учитывается именно при принятии тарифных решений и не может быть поставлен в зависимость к изменению размера платы граждан за коммунальные услуги, не основана на содержании применяемого положения ст. 157.1 Жилищного кодекса РФ;
  • утверждение теплоснаба о необходимости применения предельных индексов исключительно при исчислении размера платы граждан за весь комплекс коммунальных услуг – неправомерно;
  • итак, поскольку размер вносимой жильцами платы за коммунальные услуги превышает предельные индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденные указом губернатора, у ГЖН были основания для выдачи оспариваемого предписания.

Верховный Суд РФ не усмотрел оснований для пересмотра дела.

Документы по теме:
Жилищный кодекс Российской Федерации

Источник: http://www.garant.ru/news/1303232/

Юр-решение
Добавить комментарий