Уклонение от прохождения первоначальной комиссии

Уклонение от призыва на военную службу и его последствия

Уклонение от прохождения первоначальной комиссии

    В целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества (ст. 59 Конституции РФ) Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ “О воинской обязанности и военной службе” (далее – Закон) регламентированы порядок и правила реализации воинской обязанности и военной службы.

   В п. 1 ст. 1 Закона установлено, что воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает: воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

    Отбор граждан на военную службу осуществляется по правилам, предусмотренным Положением об отборе граждан, подлежащих призыву на военную службу, а также граждан, поступающих на военную службу по контракту, для исполнения специальных обязанностей военной службы (утв.

Постановлением Правительства РФ от 26.02.

1999 N 222), и начинается с их первоначальной постановки на воинский учет при достижении ими 17 лет специальной комиссией, создаваемой в районе, городе без районного деления или ином равном муниципальном (административно-территориальном) образовании.

  Гражданин (допризывник) при первоначальной постановке на воинский учет подлежит первичному обязательному медицинскому освидетельствованию врачами-специалистами.

По результатам этого освидетельствования комиссия определяет годность допризывника к военной службе по состоянию здоровья и принимает решение о постановке на воинский учет либо вносит на рассмотрение призывной комиссии вопросы о зачислении в запас гражданина, признанного ограниченно годным к военной службе, или об освобождении от исполнения воинской обязанности гражданина, признанного негодным к военной службе.

   Получить освобождение от исполнения воинской обязанности граждане Российской Федерации могут только по основаниям, предусмотренным Законом.

   Нарушение Закона влечет за собой ответственность. Некоторые нарушения являются административными, ответственность за которые предусмотрена главой 21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

  Так, в ст. 21.

5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за: а) неявку гражданина, состоящего или обязанного состоять на воинском учете, по вызову (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, в установленные время и место без уважительной причины; б) убытие на новое место жительства либо место временного пребывания на срок более 3 месяцев без снятия с воинского учета; в) выезд из Российской Федерации на срок свыше 6 месяцев без снятия с воинского учета; г) прибытие на новое место жительства либо место временного пребывания или возвращение в Российскую Федерацию без постановки на воинский учет в установленный срок; д) несообщение в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, об изменении семейного положения, уровня образования, места работы или должности, места жительства в пределах района, города без районного деления или иного муниципального образования.

  К административной ответственности по данной статье могут быть привлечены и лица, достигшие 17 лет, допризывники, за умышленное или по неосторожности неисполнение обязанностей по воинскому учету без уважительной причины.

    В ст. 21.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за уклонение от медицинского обследования. При этом к ответственности за уклонение или отказ от медицинского обследования могут быть привлечены лица как допризывного, так и призывного возраста.

По данной статье также подлежат административной ответственности граждане, признанные при первоначальной постановке на воинский учет или при призыве на военную службу временно негодными к военной службе, в случае их повторного отказа или уклонения от медицинского обследования по направлению комиссии по постановке граждан на воинский учет.

  В случае уклонения призывника от медицинского обследования или неявки на призывной пункт с результатами обследования для повторного медосвидетельствования военный комиссар в установленном порядке извещает органы внутренних дел о необходимости розыска гражданина и административного задержания, при этом виновный может быть привлечен к административной ответственности.

    Призыв граждан на военную службу в соответствии с п. 1 ст.

25 Закона осуществляется на основании Указов Президента РФ “О призыве граждан на военную службу и об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву”, которые издаются дважды в год (во время так называемых весеннего и осеннего призывов), и ограничивается указанными в Законе сроками (с 1 апреля по 30 июня и с 1 октября по 31 декабря).

   Если на период действия Указа гражданин Российской Федерации, отвечающий предъявляемым требованиям (достиг возраста 18 лет; состоит или обязан состоять на воинском учете; не пребывает в запасе; не освобожден от исполнения воинской обязанности или призыва; не имеет отсрочки от призыва; не имеет иных предусмотренных законом препятствий к призыву на военную службу), уклонился от проводимых призывной комиссией мероприятий, связанных с призывом на военную службу, без уважительных причин, подтвержденных документально, эти действия образуют состав уголовно наказуемого деяния, предусмотренного ч. 1 ст. 328 УК РФ.

   В п. 2 ст. 7 Закона определены уважительные причины неявки гражданина по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет (при условии документального подтверждения причин):

– заболевание или увечье гражданина, связанные с утратой трудоспособности;

– тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц;

– препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;

– иные причины, признанные уважительными комиссией или судом.

   Следует иметь в виду, что если у призывника имеются законные основания для освобождения (отсрочки) от призыва, но военный комиссар не обладает подобными сведениями по вине призывника (например, в случае отбытия призывника в сопредельное государство без снятия с воинского учета), то материалы направляются в следственные органы для возбуждения уголовного дела.

   Если гражданин Российской Федерации, достигший возраста 17 лет, вставший на воинский учет, после медосвидетельствования был признан годным к прохождению военной службы, а по достижении возраста 18 лет злостно уклоняется от явки на медосвидетельствование и мероприятия, связанные с призывом, то здесь также имеются все основания для уголовного преследования.

   Тот факт, что лицо по достижении приписного возраста умышленно не встает на воинский учет и не проходит специальную военную подготовку с целью уклонения от прохождения военной службы и по достижении призывного возраста уклоняется от призыва на военную службу, однозначно свидетельствует о прямом умысле.

    Лицо, организовавшее, подстроившее либо способствующее уклонению призывника от военной службы, подлежит ответственности по ст. 33 и ч. 1 ст. 328 УК РФ.

Старший помощник Нагатинского межрайонного прокурора О.А. Норова                                                               

Источник: https://tsaricino.mos.ru/safety-and-security/nagatinskaya-interregional-prosecutor-s-office-informs/detail/2218813.html

Ответственность граждан за нарушение закона о воинской обязанности и военной службе | Прокуратура Республики Бурятия

Уклонение от прохождения первоначальной комиссии

Конституция Российской Федерации устанавливает, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин несет военную службу в соответствии с федеральным законом и имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой в установленных федеральным законом случаях (статья 59).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее Закон) воинская обязанность (за исключением периода мобилизации, периода военного положения и военного времени) предусматривает:

-воинский учет;

-обязательную подготовку к военной службе;

-призыв на военную службу;

-прохождение военной службы по призыву;

-пребывание в запасе;

-призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

Одной из форм реализации конституционной обязанности по защите Отечества является прохождение альтернативной гражданской службы вместо военной службы по призыву в порядке, установленном Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе».

В вопросах организации исполнения воинской обязанности ключевую роль играют военные комиссариаты и их структурные подразделения.

Обязанности граждан, подлежащих призыву на военную службу, предусмотрены статьёй 31 Закона и гласят:

 – граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы.

– граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку.

 Повестки вручаются гражданам работниками военного комиссариата или по месту работы (учебы) гражданина руководителями, другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций.

В повестках должны быть указаны правовые последствия невыполнения гражданами изложенных в них требований.

В случае невозможности вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу, указанными работниками, руководителями или должностными лицами обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагается на соответствующие органы внутренних дел на основании соответствующего письменного обращения военного комиссариата.

Согласно статье 7 Закона в случаях неявки граждан в указанные в повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, место и срок без уважительных причин, а также в иных случаях, установленных Законом, они привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Уважительными причинами неявки гражданина по повестке военного комиссариата, согласно статье 7 Закона, являются:

-заболевание или увечье гражданина, связанные с утратой трудоспособности;

-тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц;

-препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;

-иные причины, признанные уважительными призывной комиссией, комиссией по первоначальной постановке на воинский учет или судом.

Обязательным условием признания указанных причин уважительными является их документальное подтверждение.

Действующее законодательство Российской Федерации устанавливает административную и уголовную ответственность за нарушения закона о воинской обязанности и военной службе.

Статья 21.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету.

На основании этой статьи неявка гражданина, состоящего или обязанного состоять на воинском учете, по вызову (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, в установленное время и место без уважительной причины, неявка в установленный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию, а равно несообщение в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания влечет предупреждение или наложение штрафа в размере от ста до пятисот рублей.

Такие же меры административного наказания предусмотрены за уклонение гражданина от медицинского освидетельствования либо обследования по направлению комиссии по постановке граждан на воинский учет или от медицинского обследования по направлению призывной комиссии (статья 21.6 КоАП РФ), а также за умышленную порчу или уничтожение военного билета или удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, либо небрежное хранение военного билета или указанного удостоверения, повлекшее их утрату (статья 21.7 КоАП РФ).

Дела об административных правонарушениях указанных видов рассматривают от имени военных комиссариатов военные комиссары, начальники отделов военных комиссариатов и начальники отделений отделов военных комиссариатов.

За уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы предусмотрена уголовная ответственность (статья 328 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Частью первой этой статьи установлено, что уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

К ответственности за уклонение от призыва на военную службу привлекаются граждане мужского пола, достигшие возраста 18 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе, подлежащие в установленном законом порядке призыву на военную службу.

После достижения возраста 27 лет уголовному преследованию за уклонение от призыва на военную службу могут подлежать только лица, совершившие это преступление до указанного возраста, при условии, что не истекли сроки давности привлечения их к уголовной ответственности.

Уклонение от призыва на военную службу может быть совершено путем неявки без уважительных причин по повесткам военного комиссариата на медицинское освидетельствование, на заседание призывной комиссии или в военный комиссариат для отправки к месту прохождения военной службы, путем выезда с постоянного места жительства с нарушением правил снятия и постановки на воинский учет и другими способами.

По части 1 статьи 328 УК РФ квалифицируется самовольное оставление призывником сборного пункта до отправки его к месту прохождения военной службы в целях уклонения от призыва на военную службу.

Как уклонение от призыва на военную службу квалифицируются также действия по получению призывником обманным путем освобождения от военной службы в результате симуляции болезни, причинения себе какого-либо повреждения, подлога документов или иного обмана.

Уклонение от призыва на  военную службу (часть 1 статьи 328 УК РФ) отграничивается от неисполнения обязанностей по воинскому учету (статья 21.5 КоАП РФ) по цели, которую преследует лицо, нарушающее закон о воинской обязанности и военной службе.

Источник: http://prokuratura-rb.ru/?page_id=13222

Ответственность граждан за уклонение от прохождения военной службы

Уклонение от прохождения первоначальной комиссии

Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ).

Уголовный кодекс (УК РФ).

Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ “О воинской обязанности и военной службе”.

Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. N 719 “Об утверждении Положения о воинском учете”.

Постановление Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. N 663 “Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации”.
Постановление Правительства РФ от 4 июля 2013 г. № 565 “Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе”.

Указ Президента РФ от 7 декабря 2012 г. N 1609
“Об утверждении Положения о военных комиссариатах”.

Граждане мужского пола, подлежащие призыву на военную службу обязаны состоять на воинском учете, за исключением граждан:

освобожденных от исполнения воинской обязанности в соответствии Федеральным законом №53-ФЗ 1998г.;

отбывающих наказание в виде лишения свободы;

постоянно проживающих за пределами Российской Федерации.

Воинский учет граждан осуществляется военными комиссариатами по месту их жительства, а граждан, прибывших на место пребывания на срок более трех месяцев или проходящих альтернативную гражданскую службу, – по месту их пребывания.

Первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола осуществляется в период с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет комиссиями по постановке граждан на воинский учет.

В целях обеспечения воинского учета граждане обязаны:

явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место либо по вызову соответствующего органа местного самоуправления поселения или соответствующего органа местного самоуправления городского округа, осуществляющего первичный воинский учет;

при освобождении от отбывания наказания в виде лишения свободы, приобретении гражданства Российской Федерации (для граждан, подлежащих постановке на воинский учет) явиться в двухнедельный срок со дня наступления указанных событий в военный комиссариат для постановки на воинский учет;

сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания;

явиться в двухнедельный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию;

бережно хранить удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу.

В случае утраты документов в двухнедельный срок обратиться в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, для решения вопроса о получении документов взамен утраченных.

Граждане, подлежащие призыву на военную службу, выезжающие в период проведения призыва на срок более трех месяцев с места жительства или места пребывания, должны лично сообщить об этом в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет.

 

Статья 21.5 Неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету.

Неявка гражданина, состоящего или обязанного состоять на воинском учете, по вызову (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, в установленные время и место без уважительной причины, неявка в установленный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию, а равно несообщение в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания –

 влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.

21.6. Уклонение от медицинского обследования.

   Уклонение гражданина от медицинского освидетельствования либо обследования по направлению комиссии по постановке граждан на воинский учет или от медицинского обследования по направлению призывной комиссии,

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.

Статья 21.7.Умышленные порча или утрата документов воинского учета

Умышленные порча или уничтожение военного билета или удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, либо небрежное хранение военного билета или удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, повлекшее их утрату, –

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.

2. Призыв граждан на военную службу

Призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.

На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с Федеральным законом №53-ФЗ 1998г. освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.

Призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает:

явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии;

явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы.

При призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений:

о призыве на военную службу;

о направлении на альтернативную гражданскую службу;

о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу;

об освобождении от призыва на военную службу;

о зачислении в запас;

об освобождении от исполнения воинской обязанности.

При зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом “в” пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе”, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 г., при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.

В случае уклонения граждан от призыва на военную службу призывная комиссия или военный комиссариат направляют соответствующие материалы руководителю следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по месту жительства указанных граждан для решения вопроса о привлечении их к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Обязанности граждан, подлежащих призыву на военную службу

Граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы.

Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку.

В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ответственность граждан, подлежащих призыву на военную службу за уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы

Статья 328.Уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы

1. Уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы –

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

2. Уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы лиц, освобожденных от военной службы, –

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо арестом на срок до шести месяцев.

В ч. 1 ст. 328 УК РФ уклонением от призыва считается неявка гражданина без уважительных причин по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, к которым ч. 1 ст. 31 Федерального закона №53-ФЗ 1998г. относит явку на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы.

Уважительными причинами неявки гражданина по повестке комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, в соответствии с ч. 2 ст. 7 Федерального закона №53-ФЗ 1998г. являются:

заболевание или увечье лица, связанные с утратой трудоспособности;

тяжелое состояние здоровья или смерть близкого родственника или усыновителя гражданина либо участие в похоронах таких лиц;

непреодолимая сила или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;

иные причины, признанные уважительными призывной комиссией или судом.

Уклонение может выражаться и в незаконном получении гражданином освобождения от военной службы или отсрочки от нее, например путем симуляции болезни.

Преступление является длящимся, оно протекает во времени на стадии оконченного преступления вплоть до достижения лицом возраста 27 лет, явки его с повинной или пресечения преступления правоохранительными органами.

В ч. 2 ст. 328 УК содержится самостоятельный состав преступления, объектом которого является установленный порядок прохождения альтернативной гражданской службы.

В соответствии с ч. 3 ст.

59 Конституции РФ гражданин Российской Федерации, в случае если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой. Альтернативная гражданская служба по своему характеру и предназначению существенным образом отличается от военной службы.

Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. “Об альтернативной гражданской службе” альтернативная гражданская служба – особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемый гражданами взамен военной службы по призыву.

Гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если: несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию; он относится к коренному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами. В указанных случаях гражданин должен лично подать заявление в военный комиссариат о желании заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой.

Объективная сторона преступления выражается в бездействии призывника – уклонении от прохождения альтернативной гражданской службы.

Под уклонением следует понимать неявку гражданина без уважительных причин по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с направлением на альтернативную гражданскую службу.

Уклонением является также неявка без уважительных причин к месту прохождения службы и самовольное досрочное прекращение исполнения обязанностей альтернативной гражданской службы, которое возможно в течение всего срока такой службы.

Источник: https://62.xn--b1aew.xn--p1ai/document/3300672

Ответственность граждан за уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы

Уклонение от прохождения первоначальной комиссии

Разъясняет начальник управления по надзору за процессуальной деятельностью органов Следственного комитета Российской Федерации прокуратуры г.Москвы Олег Викторович Левченко

Конституцией Российской Федерации, 20-летие действия которой 12 декабря 2013 года отметила страна, устанавливается (статья 59), что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

Гражданин Российской Федерации – как указано в Конституции – несет военную службу в соответствии с федеральным законом, а в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях гражданин имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

Основным законом, который осуществляет правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, является Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Согласно данному Закону (статья 22), призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. Призыв граждан на военную службу осуществляется на основании указов Президента Российской Федерации.

В соответствии с федеральным законодательством, 26 сентября 2013 года Президентом Российской Федерации издан Указ № 732 «О призыве в октябре-декабре 2013 г. граждан Российской Федерации на военную службу и об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву».

Указом предписывается осуществить с 1 октября по 31 декабря 2013 г.

призыв на военную службу граждан Российской Федерации в возрасте от 18 до 27 лет, не пребывающих в запасе и подлежащих в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» призыву на военную службу в количестве 150 030 человек.

Призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии, явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы.

Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку, явиться в указанные в повестке время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы.

Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» предусматривает перечень причин неявки по повестке военного комиссариата, которые могут быть признаны уважительными (статья 7).

Это заболевание или увечье гражданина, связанные с утратой трудоспособности; тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц; препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина. Закон определяет, что в военный комиссариат должны быть представлены документы, подтверждающие уважительную причину неявки на мероприятия, связанные с воинским призывом.

Приведенный перечень не является исчерпывающим, Закон допускает наличие и иных причин, признанных уважительными призывной комиссией, комиссией по первоначальной постановке на воинский учет или судом. На практике, однако, такое случается крайне редко.

В соответствии с п. 4 ст. 31 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», в случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

За уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы, федеральное законодательство предусматривает только один вид ответственности – уголовную.

В соответствии со ст. 328 Уголовного кодекса Российской Федерации (в редакциях Федеральных законов от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ, от 7 марта 2011 г. № 26-ФЗ и от 7 декабря 2011 г.

№ 420-ФЗ), такого рода деяния наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

За уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы лиц, освобожденных от военной службы, предусмотрено наказание менее строгое, однако, на практике, такого рода уклонение практически не встречается.

Предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст.

328 Уголовного кодекса Российской Федерации, осуществляется только следственными органами Следственного комитета Российской Федерации, в которые должностные лица территориальных отделов военного комиссариата, как правило, и направляют материалы в отношении лиц, уклоняющихся от призывных мероприятий, для решения вопроса об их уголовном преследовании.

За последние годы число граждан, уклоняющихся от призыва на военную службу, заметно снизилось. По данным Военного комиссариата города Москвы, в 2009 году их количество составляло 314 челок, в 2010 г. – 199, в 2011 г. – 240. В 2012 году количество уклоняющихся снизилось до 38, в первом полугодии 2013 года их число составило 24.

По всей видимости, молодые люди стали более осознанно относится к выбору жизненного пути. Большинство из них понимают, что лучше отслужить один год по воинскому призыву, исполнив таким образом конституционную обязанность по защите Родины, чем долгие годы скрываться от правоохранительных органов, не имея возможности устроиться на приличную работу или продолжить образование.

Источник: https://www.mosproc.ru/prokuratura-razjasnjaet/uklonenie-prohozhdenija-voennoj-alternativnoj-grazhdanskoj-sluzhby.php?special_version=Y

Первоначальная постановка на воинский учет

Уклонение от прохождения первоначальной комиссии

Граждане РФ принимаются на учет в год достижения ими возраста 17 лет комиссией по первоначальной постановке на воинский учет:

  • юноши — с 1 января по 31 марта;
  • девушки, получившие военно-учетные специальности, — в течение всего календарного года.

По повестке военкомата они обязаны явиться на медицинское освидетельствование и заседание комиссии с документами, указанными в повестке.

Медицинское освидетельствование проводится врачами-специалистами, персональный состав которых утверждается председателем комиссии.

До освидетельствования призывники по направлению военкомата должны пройти обязательные диагностические исследования (не ранее, чем за 30 дней до освидетельствования), в частности:

  • флюорографическое (рентгенологическое) исследование органов грудной клетки в двух проекциях (если в медицинских документах отсутствуют сведения о данном исследовании в течение последних 6 месяцев);
  • анализ крови (определение СОЭ, гемоглобина, лейкоцитов);
  • анализ мочи (удельный вес, белок);
  • измерение роста и массы тела.

Медицинское освидетельствование граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу проводят врачи специалисты: хирург, терапевт, невропатолог, психиатр, окулист, оториноларинголог, стоматолог, а в случае необходимости — врачи других специальностей.

Медицинское освидетельствование граждан, являющихся детьми-инвалидами, инвалидами I группы или имеющих иную группу инвалидности без указания срока переосвидетельствования, с их согласия или с согласия их законных представителей проводится заочно.

Категории годности призывников к военной службе содержатся в Положении о военно-врачебной экспертизе и определяются на основании состояния здоровья граждан:

  • «А» — годен к военной службе;
  • «Б» — годен к военной службе с незначительными ограничениями;
  • «В» — ограниченно годен к военной службе;
  • «Г» — временно не годен к военной службе;
  • «Д» — не годен к военной службе.

Перечень заболеваний, категории годности к военной службе и дополнительные требования к состоянию здоровья для службы по отдельным военно-учетным специальностям и для учебы в военно-учебных заведениях приведены в Приложении к Положению о военно-врачебной экспертизе.

При первоначальной постановке граждан на воинский учет председатель комиссии может, кроме того, принять решение о годности призывника к обучению по военно-учетным специальностям и управлению транспортными средствами.

При невозможности принять решение самостоятельно комиссия направляет призывника на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию.

Гражданин может обжаловать вынесенное военно-врачебной комиссией заключение в вышестоящую военно-врачебную комиссию или в суд.

По решению вышестоящей военно-врачебной комиссии гражданин может быть направлен на контрольное обследование и повторное медицинское освидетельствование.

При несогласии гражданина с заключением военно-врачебной комиссии, а также с результатом медицинского освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет, гражданин имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы.

Независимая экспертиза производится за счет гражданина в медицинских организациях, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей в том числе выполнение работ (услуг) по военно-врачебной экспертизе. Если заключение независимой военно-врачебной экспертизы не совпадает по своим выводам с заключением военно-врачебной комиссии, военно-врачебная комиссия назначает проведение новой военно-врачебной экспертизы.

Если призывник нуждается в продолжительном (свыше 3 месяцев) медицинском обследовании (лечении), комиссия выносит заключение о его временной негодности к военной службе на срок до 12 месяцев.

Направление на обследование (лечение) выдается призывнику на руки при объявлении ему решения комиссии. В направлении должны быть указаны: наименование медицинского учреждения, выдавшего направление, фамилия, имя, отчество, год рождения призывника, цель его направления на обследование (лечение), предварительный диагноз и дата явки в медицинское учреждение.

В случае направления на оперативное лечение в листе медицинского освидетельствования должна быть сделана отметка о согласии призывника на операцию, скрепленная его личной подписью.

Бланк направления должен иметь угловой штамп, печать военного комиссариата и подпись военного комиссара или его заместителя, а также номер, соответствующий порядковому номеру записи в книге протоколов заседаний комиссии.

К направлению на обследование (лечение) должны быть приложены два экземпляра бланка акта исследования состояния здоровья, медицинская карта амбулаторного больного и другие медицинские документы, характеризующие состояние здоровья призывника.

Своевременность обследования (лечения) контролируется военкоматом. По его завершении составляется акт исследования состояния здоровья призывника. Уклонение от первичного и последующих медицинских освидетельствований влечет административную ответственность в виде предупреждения или штрафа от 100 до 500 рублей.

Участие в лечебно-оздоровительных мероприятиях относится к правам, а не к обязанностям призывника. Он сам должен прийти в медицинское учреждение с жалобой на состояние своего здоровья.

Постановка на воинский учет еще не означает, что гражданину в обязательном порядке придется служить в армии.

Призывнику на этом этапе (под личную подпись) выдается лишь удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, с соответствующим штампом военкомата, разъясняются правила воинского учета и ответственность за их нарушение, порядок подготовки к призыву на военную службу и срок прохождения призывной комиссии.

Пример

ВОПРОС: Военкомат прислал повестку на медицинское освидетельствование юноше, которому не исполнилось 18 лет. Обязан ли тот выполнить предписание повестки?

ОТВЕТ: Обязан, если медкомиссия назначена в период с 1 января по 31 марта. Встать на воинский учет гражданин должен в год, когда ему исполняется 17 лет, а не 18. Несмотря на то, что призывной возраст еще не наступил, гражданин является военнообязанным, а воинский учет входит в понятие воинской обязанности.

Военкомат должен завести на юношу «карточку призывника». После медицинского освидетельствования комиссия должна определить, годен ли он к военной службе. Возможно, ему придется пройти что-то вроде психологического отбора (ответить на вопросы анкеты). Военкомат должен также определить, в какие войска в будущем его лучше направить.

После этого юноша вернется домой. Призвать его на военную службу до 18 лет нельзя.

Предыдущая
глава
Следующая
глава

Нормативно-правовые акты и прочие документы на которые ссылается раздел:

Источник: https://edu.garant.ru/education/army/5/3/

Юр-решение
Добавить комментарий