Правомерно ли требование о замене приборов учета воды?

Требование «Алматы Су» по установке новых приборов учета необоснованно – «Атамекен»

Правомерно ли требование о замене приборов учета воды?

Требование «Алматы Су» по установке новых приборов учета необоснованно – «Атамекен»

Палата предпринимателей Алматы сообщила о том, что изучила правомерность требования монополиста об обязательной замене приборов учета либо оснащения их средствами дистанционной передачи данных, передает Zakon.kz.

«13 декабря 2018 года в Палату предпринимателей г.Алматы обратилась группа предпринимателей с жалобами на ГКП «Алматы Су».

Со слов бизнеса, сотрудники гороводоканала требовали установить на объектах приборы учета воды с устройством дистанционной передачи данных на сервер ГКП «Алматы Су».

При этом замена счетчика должна производиться в течение месяца с даты получения уведомления и за счет средств предпринимателей», – рассказали в палате.

Палата предпринимателй изучила правомерность подобных требований монополиста и пришла к выводу, что оно необоснованное.

«Требования… ГКП «Алматы Су» противоречат нормам законодательства. Согласно п.

24 «Правил выбора, монтажа и эксплуатации приборов учета воды в системах водоснабжения и водоотведения», утвержденного приказом министра национальной экономики Республики Казахстан от 28 августа 2015 года № 621, определено, что в существующих жилых домах (зданиях) при первичной установке, замене или истечении установленного срока эксплуатации индивидуальные (поквартирные) приборы учета холодной и горячей воды допускается устанавливать без средств дистанционной передачи данных, но оснащенных устройствами для возможности последующей дистанционной передачи данных», – сообщили в ПП.

При этом средства дистанционной передачи данных для таких приборов учета воды приобретаются и устанавливаются:

– организациями, осуществляющими допуск в эксплуатацию приборов учета воды (опломбирование), при наличии соответствующей статьи затрат на внедрение ИИС в действующей инвестиционной программе субъекта естественной монополии;

– при желании самостоятельно водопотребителями либо иными заинтересованными организациями.

Согласно закону «О естественных монополиях» «потребитель обязан иметь приборы учета (газа, воды, электроэнергии), своевременно и в полном объеме оплачивать приобретение и установку прибора учета, а также выполнять технические требования, установленные субъектом естественной монополии в соответствии с законодательством Республики Казахстан».

«Вместе с тем, в соответствии с действующим законодательством, не установлены четкие требования по замене действующих приборов учета воды до истечения установленного срока их эксплуатации.

Требования по замене либо установке приборов учета воды устанавливаются только в проектах строительства, реконструкции, технического перевооружения, модернизации, капитального ремонта и при вновь вводимых в эксплуатацию объектах», – отметили в палате предпринимателей.

Кроме того, Водный кодекс РК предусматривает, что «во вновь вводимых в эксплуатацию объектах предусматривается установка приборов учета воды, имеющих высокий метрологический класс с низким порогом чувствительности с дистанционной передачей данных.

Данное требование распространяется и в случае замены неработающих или отработавших установленный срок эксплуатации общедомовых приборов учета воды». Однако, согласно пп. 1) п.

5 Правил определено, что требования Правил не распространяются на приборы узлов учета воды, введенные в эксплуатацию до введения в действие настоящих Правил и до окончания срока эксплуатации.

«В этой связи требования субъекта естественной монополии (ГКП «Алматы Су») являются неправомерными и оказывают на субъекты предпринимательства административное давление и дополнительную финансовую нагрузку, – считают в ПП.

– Более того, в вышеуказанных действиях монополиста существует и коррупционная составляющая, так как в ходе изучения было установлено, что на предпринимателей оказывается давление со стороны контролеров ГКП «Алматы Су» путем угрозы отключения от водоснабжения».

Как отмечается, у обратившихся предпринимателей в эксплуатацию объекты вновь не вводились и сроки эксплуатации приборов учета воды не истекли (наступают в 2019 – 2021гг.).

Палата предпринимателей отправила запрос в адрес ГКП «Алматы Су» с просьбой дать разъяснения касательно выставления перед субъектами предпринимательства вышеуказанных требований. Однако получила ответ, в котором действия монополиста обосновываются Водным кодексом РК без ссылки на конкретные нормы.

Источник: https://www.zakon.kz/4956731-trebovanie-almaty-su-po-ustanovke-novyh.html

Собственников квартир заставляют менять счетчики: в каких случаях это незаконно

Правомерно ли требование о замене приборов учета воды?

Последние, как вы уже догадались, собственники, поэтому будем сегодня разбираться, на что владельцы жилья имеют право, а на что – все остальные.

Вестись не надо!

За последнее время ничего не изменилось, и главными в доме остаются владельцы недвижимости в лице общего собрания (статья 47): проали против установки общедомового прибора учета – всем до свидания, никто не имеет права вас заставить.

Все законодательные нормы, обязывающие к учету потребления воды и тепла, относятся исключительно к монополистам-коммунальщикам и застройщикам.

Смотрим статью 92-8 Водного кодекса РК:

“1. В проектах строительства, реконструкции, технического перевооружения, модернизации, капитального ремонта многоквартирных жилых домов (жилых зданий) предусматривается обязательная установка общедомовых и индивидуальных (поквартирных) приборов учета воды для организации коммерческого учета воды. 2.

Во вновь вводимых в эксплуатацию объектах предусматривается установка приборов учета воды, имеющих высокий метрологический класс с низким порогом чувствительности с дистанционной передачей данных.

Данное требование распространяется и в случае замены неработающих или отработавших установленный срок эксплуатации общедомовых приборов учета воды”.

Цитата, возможно, большая, но приведена мною намеренно – именно ее вы будете показывать доброхотам от монополистов-коммунальщиков, желающим повесить на вас внеплановую установку ОПУ (общедомовой прибор учета).

Запоминаем: обязательная установка предусмотрена только тогда, когда ваш дом строится либо вы захотели провести его модернизацию и капитальный ремонт.

Второе: просто так поменять один ОПУ на другой, более современный с дистанционной передачей показаний поставщику – нельзя, кодекс этого не предусматривает, вот отработает прибор свой срок, пусть тогда и приходят.

Я не случайно остановилась на этом подробно, некоторые умы сейчас охвачены жаждой осовременить ЖКХ страны до … скажем мягко, неузнаваемости, не думая при этом о целесообразности. Алматинец наказал тепловые сети за нарушения почти на 7 миллионов

Пока понимание придет – делов могут натворить много, поэтому собственники твердо и спокойно имеют право их остановить в пределах своего дома, сославшись на Водный кодекс РК и Закон “О жилищных отношениях”.

К слову, поправки в него, находящиеся сейчас на обсуждении в парламенте, не затрагивают священное право владельцев недвижимости самим решать эти вопросы.

https://www.youtube.com/watch?v=_w4ExyMzpyQ

Что еще нужно знать: доброхоты еще те проныры, на ваше законное возражение и ссылку на закон и кодекс могут приплести какое-нибудь постановление правительства.

Так вот вестись, извините за моветон, на подобные замечания не надо, в юридической табели о рангах постановление правительства есть всего лишь нормативно-правовой акт, а выше кодекса только Конституция страны, о чем и сообщите ходокам-коммунальщикам.

Все под Учет 2.0

Для того чтобы пойти дальше, напомним небольшой фрагмент из нашей статьи “Собственников заставят быть счастливыми”, который касался намерения государства ввести контроль за поставщиками коммунальных услуг.

“Инвентаризация жилищного фонда Республики Казахстан позволит, прежде всего, определить состояние многоквартирных жилых домов и их оснащенность приборами учета с функцией передачи данных.

В случае выявления по итогам инвентаризации отсутствия в многоквартирных жилых домах приборов учета указанные дома подлежат приборизации общедомовыми приборами учета с функцией передачи данных.

При этом многоквартирные жилые дома, ранее оснащенные общедомовыми приборами учета, но без функции передачи данных, подлежат доукомплектации устройством сбора и передачи данных (IoT-устройства).

При этом установка общедомовых приборов учета или их доукомплектация устройством сбора и передачи данных будет осуществляться за счет собственников жилья в соответствии с нормами Закона Республики Казахстан “О естественных монополиях”.

Следует отметить, что установкой и доукомплектацией приборов учета занимаются местные исполнительные органы совместно с субъектами естественных монополий”.

Вот отсюда сразу же и возникла неразбериха, если общедомовой прибор учета тепла и горячей воды уже стоит, то зачем нужен другой.

И сразу же возникают вопросы: а как это сообразуется с ныне существующим законодательством, приведенным нами выше. Почему коммунальщики изначально не установили в домах, где собственники дали свое согласие, приборы учета нового поколения.

Сами монополисты путают потребителей еще больше. Смотрим, какой ответ мы получили от алматинского поставщика: “Все установленные ПУТЭ (прибор учета тепловой энергии. – Прим. авт.) по г.

Алматы и допущенные в эксплуатацию ТОО “АлТС” внесены в реестр Государственные средства измерения РК. В рамках реализации программы “Установка ПУТЭ в многоквартирных жилых домах г. Алматы” ТОО “АлТС” приобретает посредством финансового лизинга 2 500 ПУТЭ.

После проведения тендерных мероприятий стартует их установка. Причем установка сопровождается 4-летним сроком гарантийного обязательства, куда входят сам прибор, его наладка и модем, то есть весь комплект ПУТЭ.

Кроме того, предусмотрена рассрочка на 4 года (ранее только 1 год), что значительно облегчит ежемесячные платежи потребителям”. Как пытаются заработать на смене счетчиков воды в Алматы: расследование “КАРАВАНА”

Как видим, прямого ответа мы не получили, а разбираться с этой кампанейщиной как-то придется.

Ну, давайте думать: некоторые открытые источники говорят, что в Алматы находится 7 750 многоквартирных жилых домов. Исходя из этого 2 500 приборов, скорей всего, планируют установить там, где их еще нет. Хотя, согласитесь, возможны и варианты… К сожалению, с информацией по приборизации всей страны еще хуже, оттого и мы не можем вам донести ее в полном объеме.

Просто резюмируем, алматинские монополисты ни слова не сказали о неких новых системах передачи данных и IoT-устройствах, значит, ждать от них следует чего угодно.

Но это не должно никого пугать, о правилах пользования Водным кодексом РК и Законом “О жилищных отношениях” мы уже рассказали, теперь пришло время ударить по противнику его же оружием, называется оно Закон “О естественных монополиях”. Страсть как любят на него ссылаться разномастные чиновники и монополисты-коммунальщики, подменяя понятия “кто должен” на “кто не должен”.

Итак, смотрим статью 10.

“Права потребителя услуг (товаров, работ) субъекта естественной монополии”: “ Потребитель услуг (товаров, работ) субъекта естественной монополии вправе: 1) покупать регулируемые услуги (товары, работы) субъекта естественной монополии в порядке и по тарифам (ценам, ставкам сборов), которые установлены уполномоченным органом, требовать установки приборов учета либо самостоятельно приобретать и устанавливать их (выделено автором. – Прим.)”.

Вот эту статью и выделенную мною часть вышеупомянутый люд собственникам не сообщает никогда, а почему – ответ очевиден: право решать, устанавливать прибор учета или нет, данный закон отводит исключительно потребителям (собственникам), а не им.

Как писалось выше, решили не ставить – всем до свидания! И Закон “О естественных монополиях” вам здесь тоже в помощь.

А вот если решили поставить, то имеете право требовать от поставщика прибор установить, и он это сделать обязан. Снова смотрим закон, на этот раз – статья 7: “Субъект естественной монополии обязан: 9) приобретать и устанавливать потребителям приборы учета регулируемых коммунальных услуг (товаров, работ) в соответствии с договорами, заключенными с потребителями…”.

И вот только после этого наступает действие столь обожаемой и цитируемой монопольщиками и чиновниками статьи 11: “Потребитель услуг (товаров, работ) субъекта естественной монополии обязан: 2) своевременно и в полном объеме оплачивать приобретение и установку приборов учета регулируемых коммунальных услуг (товаров, работ) в соответствии с условиями заключенных договоров;..

”.

Итак, вначале – согласие, и только потом – обязаны оплатить, а никак не наоборот.

***

Сегодня мы не стали касаться темы достоверности тарифов и самих начислений, некоторые чиновники, желая поставить под контроль поставщиков коммунальных услуг, делают упор на показаниях счетчиков, но там не все так однозначно.

Генеральной прокуратурой была проведена проверка деятельности монополистов по поручению Президента страны. По словам генерального прокурора Казахстана Кайрата КОЖАМЖАРОВА: “Выявлено умышленное завышение монополистами собственных расходов и их сомнительные сделки на сумму 29 миллиардов тенге.

Так, в тарифы, с молчаливого согласия антимонопольного ведомства необоснованно включались премии и бонусы своим работникам, а также вознаграждения по кредитам.

В целях увеличения затрат умышленно создавались различные аффилированные, в том числе и сервисные предприятия для ремонта и покупки оборудования по завышенным ценам”. А это уже совсем другая история…

К слову, в ближайших номерах мы планируем поговорить как раз о незаконных начислениях и о том, когда и как они будут собственникам возвращаться.

Алматы

Источник: https://www.caravan.kz/gazeta/sobstvennikov-kvartir-zastavlyayut-menyat-schetchiki-v-kakikh-sluchayakh-ehto-nezakonno-493772/

Требуют вынести электросчетчик на фасад дома (ближайший столб). Насколько это законно? Судебная практика

Правомерно ли требование о замене приборов учета воды?

30.05.2018

Свет / Счетчики и учет электроэнергии

Ситуация: у давно установленного и успешно работающего счетчика заканчивается срок эксплуатации. Или, как вариант, истекает межповерочный интервал.

Собственник обращается в энергосбыт за заменой (проведением поверки). А ему в ответ — счетчик, конечно, поменяем (поверим), но место его установки должно измениться.

Прибор учета должен быть вынесен на фасада дома. Или на ближайший к участку столб.

При этом новый (прошедший поверку) счетчик электроэнергии вводить в эксплуатацию отказываются до тех пор, пока он не будет установлен на месте, указанном энергетикам.

Собственника дома переводят на оплату по нормативу, он начинает получать заметно большие счета за свет.

А если «старый» счетчик был снят самостоятельно, без уведомления энергосбыта (что трактуется как самовольное вмешательством в работу прибора учета), то счета выходят и вовсе астрономические.

Что делать в такой ситуации? Согласиться с требованиями энергетиков и вынести счетчик на улицу? Или бороться, вплоть до разбирательств в судебном порядке?

Требование вынести счетчик на столб: на чем основано требование энергокомпаний

Итак, почему энергетики требуют выносить счетчики на фасад дома или на столб? Если говорить о реальных проблемах, которые энергокомпании пытаются решить за счет установки прибора учета за пределы дома, то их две:

— борьба с воровством. Если счетчик стоит внутри жилого дома, то собственник может подключиться к электричеству еще до него (например, сделать «отвод» в толще стены)

— удобство проверки показаний. Если счетчик стоит на столбе, то инспектора энергосбыта легко могут до него добраться, проверить показания. И, заодно, удостовериться, что счетчик исправен и нет признаков несанкционированного вмешательства в работу прибора учета.

Если же говорить с формальной точки зрения, то в своих претензиях энергокомпании опираются на требования «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии» (утверждены Постановлением правительства №442 от 4 мая 2012 года).

Согласно «Положениям», прибор учета должен быть расположен на границе балансовой принадлежности электросетей и электроустановки потребителей. Если технической возможности нет, то счетчик должен быть установлен максимально близко к этой границе.

Дословно это положение сформулировано следующим образом:

… Приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности (объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка — потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее — смежные субъекты розничного рынка), а также в иных местах, определяемых в соответствии с настоящим разделом с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета.

При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки. …

Тут, впрочем, возникает вопрос: а где проходит эта граница? Варианты могут быть такие: либо по стене дома, либо по границе участка.

В случае, если речь идет об установке счетчика при первичном подключении к электросетям частного дома либо земельного участка, на котором еще не зарегистрировано жилых строений, энергетики обычно исходят из того, что граница зон ответственности приходит по границе земельного участка.

Если же речь идет о замене уже действующего счетчика, то границей электроустановкой потребителя может считаться и внешняя стена дома.

Это, что касается позиции энергетиков. Но есть и другая сторона медали.

Оставить счетчик внутри дома. Обоснование

Одним из ключевых нормативных актов, регулирующих сферу электроэнергетики в РФ, являются «Правила устройства электроустановок» (ПУЭ). Это свод нормативов, которыми в отрасли регламентируется строительство и эксплуатация объектов.

В ПУЭ, в частности, имеется раздел 1.5.27 «Установка счетчиков и электропроводка к ним». В нем конкретизируются требования к месту размещения приборов учета электроэнергии. В ПУЭ это описывается следующим образом:

… Счетчики должны размещаться в легко доступных для обслуживания сухих помещениях, в достаточно свободном и не стесненном для работы месте с температурой в зимнее время не ниже 0°С. …

… Допускается размещение счетчиков в неотапливаемых помещениях и коридорах распределительных устройств электростанций и подстанций, а также в шкафах наружной установки.

При этом должно быть предусмотрено стационарное их утепление на зимнее время посредством утепляющих шкафов, колпаков с подогревом воздуха внутри них электрической лампой или нагревательным элементом для обеспечения внутри колпака положительной температуры, но не выше +20°С….

Таким образом, выходит, что счетчик необходимо ставить в сухом, защищенном от воздействия влаги помещении, с температурой зимой не ниже 0°С. Если же счетчик ставится снаружи, то он должен быть размещен в специальном обогреваемом ящике. Никто, конечно, такие ящики добровольно ставить не собирается, а навязывать их установку энергокомпании права не имеют.

Энергетики предпочитают, естественно, на требования ПУЭ внимания не обращать. В крайнем случае, когда дело доходит до официальных разбирательств, заявляют, что современные приборы учета могут эксплуатироваться и при отрицательных температурах.

На это, впрочем, есть возражение, что далеко не все счетчики рассчитаны на такие температуры. А навязывать какой-либо конкретный тип прибора учета электроэнергии энергокомпания права, опять же, не имеет.

Единственное требование к счетчику – он должен быть допущен к использование в РФ. При этом у многих счетчиков электроэнергии, официально допущенных к использованию, четко указано, что они могут применяться лишь внутри жилых помещений.

Требования вынести счетчик: что делать и стоит ли судиться?

Вывод из написанного выше следующий: если вы получили требование вынести счетчик на фасад дома, не стоит думать, что ваш случай это какое-то недоразумение и ситуация разрешится, если вы напишите официальную жалобу в энергокомпанию. Нет, не разрешится. И да, это общая практика.

Что делать дальше? Либо согласиться с требованиями и поставить счетчик там, где требуют. Либо пойти на конфликт, рассчитывая добиться своего в судебном порядке.

Если говорить о первом пути, то тут размер потерь будет зависеть от того, куда требуют переместить счетчик. Если на фасад дома – то дело ограничится незначительными изменениями в электропроводке.

Но если надо будет ставить счетчик на столб, то тут стоит готовится к серьезным тратам. Помимо шкафа для щитка и счетчика придется потратиться на кабель и работу электрика, который все это смонтирует. Объем расходов составит минимум 15-20 тысяч рублей.

Еще одна потенциальная проблема – сохранность установленного за забором счетчика. Обычно собственников участка сильно смущает тот факт, что любой может подойти и вскрыть ящик с прибором учета. Испортить или украсть его. Ущерб может составить до 15 тысяч рублей, если речь идет о дорогом электронном многотарифном счетчике.

Естественно, возникает вопрос: если перспектив «мирного» урегулирования вопроса с требованием вынести счетчик нет, ставить счетчик снаружи дома собственника так же категорически не желает, то каковы шансы добиться своего в судебном порядке? ЭнергоВОПРОС.ру изучил несколько решений судов по такого рода делам.

Суд запретил требовать вынести электросчетчик на фасад дома

В 2016 году в ходе очередной проверки прибора учета электроэнергии жительница Алтайского края получила от «Алтайкранйэнерго», местной энергосбытовой компании, предупреждение о том, что межповерочный интервал ее счетчика истек. Энергетики потребовали его поверки (или замены), а так же выставили требование вынести счетчик на фасад дома.

Хозяйка дома счетчик поменяла, однако выносить его наружу не стала. Новый прибор учета был установлен внутри дома, на старом месте.

Когда женщина обратилась к энергетикам просьбой установить на счетчик пломбу и ввести прибор в эксплуатацию, то получила отказ. Энергокомпания настаивала на том, что счетчик должен быть вынесен на фасад дома.

Спор затянулся, дом был переведен на оплату электроэнергии по нормативам. Собственница обратилась с исковым заявлением в суд.

В ходе судебного разбирательства стороны предъявили свои аргументы. С точки зрения хозяйки дома требование вынести прибор учета незаконны хотя бы потому, что в паспорте приобретенного ею счетчика указано, что он может эксплуатироваться при температуре не ниже -30°С. А в их местности температура зимой опускается и ниже.

Энергетики опирались на требование «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии» по установке прибора учета на границе баланосовой принадлежности, либо в максимальной близости к ней.

Что же касается невозможности эксплуатации счетчика снаружи дома в сильные морозы, то тут позиция энергокомпании свелась к тому, что хозяйка дома, мол, сама виновата. Надо было покупать прибор учета другого типа.

В ходе судебного разбирательства была проведена техническая экспертизу прибора учета. Она показала, что счетчик действительно не может эксплуатироваться при температурах ниже — 30°С.

«Точность показаний прибора учета при отклонении температуры наружного воздуха от предельно допустимых температур, установленных в паспорте прибора учета, не гарантируется», — говорится в отзыве экспертов.

Решить возникающие проблемы могла бы лишь установка в специальный герметичный шкаф с подогревом.

В итоге судья приняла решение в пользу хозяйки дома. В судебном решении говорится:

… Cуд находит, что расположение истцом прибора учета электрической энергии в жилом доме является правомерным. Сведений о недоступности к прибору учета судом не выявлено. Навязывание ответчиком (т.е. энеркомпанией) … требований по установке прибора учета вне ее жилого дома нарушает ее права, как потребителя этих услуг.

Может повлечь для нее дополнительные необоснованные затраты, связанные с демонтажем фактически установленного прибора учета, переустановкой его в ином месте, а также необходимостью нести дополнительные обременения, связанные с обеспечением целостности и сохранности прибора учета, защиты его от несанкционированного доступа третьих лиц, погодных условий, поддержанию рабочих параметров применения и других затрат.

Следовательно, отказ ответчика в опломбировании прибора учета по тому основанию, что прибор учета не вынесен на фасад жилого дома, незаконен….

Суд обязал «Алтайкрайэнерго» ввести прибор в эксплуатацию и обеспечить расчет за потребляемую электроэнергию исходя из показаний счетчика. Энергетики пытались оспорить решение в апелляционной инстанции, однако проиграли. С полным текстом решения суда можно ознакомиться на сайте Тальменского районного суда Алтайского края.

Суд поддержал требование вынести электросчетчик на фасад дома

А вот история с противоположным финалом. Суть дела такова: жительница города Соликамска (Пермский край) заменила счетчик электроэнергии и обратилась в местную электросетевую компанию «Пермэнерго» с просьбой ввести прибор учета в эксплуатацию. Энергетики отказались и потребовали вынести счетчик из дома.

На выбор женщине было предоставлено три варианта размещения счетчика: на ближайшем столбе, на границе земельного участка, либо на фасаде ее дома. Свою позицию энергетики обосновали тем, что при установке прибора учета на прежнем месте (т.е. в доме), энергокомпания лишается возможности проверки состояния электрической проводки ведущей к электрическому счетчику.

Жительница Соликамска с этими требованиями не согласилась и обратилась в местную прокуратуру. Та, в свою очередь, подала судебный иск против «Пермэнерго». И в Соликамском городском суде добилась решения в интересах своей подопечной. Суд обязал энергетиков ввести новый счетчик в эксплуатацию, оставив его на старом месте.

Энергкомпания, однако, подала апелляционную жалобу в вышестоящий суд. И там уже энергетики добились успеха.

В судебном решении, в частности, говорится:

… приборы учета должны быть установлены на границе балансовой принадлежности электрических сетей, принадлежащих ответчику и электрических сетей (энергопринимающего устройства) потребителя.

При этом, разделом X Основных положений [функционирования розничных рынков электрической энергии] возможность установки приборов учета электрической энергии в иных местах предусмотрена только в одном случае: при отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики Энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка. …

А такая возможность, по мнению судьи вполне себе существует. Более того, «Пермэнерго» предложило потребителю аж целых три варианта (на столбе, границе участка, фасаде дома).

Что касается требований ПУЭ об установке приборов учета лишь в теплых помещениях, то суд счел, что энергокомпания имеет право указать «метрологические характеристики приборов учета, возможных к установке (замене)».

И они вполне могут быть установлены в «шкафах», расположенных на улице.

Полностью текст решения доступен на сайте Пермского краевого суда.

И какое резюме относительно судебных перспектив? Оно такое: добиться своего можно, такие случаи судебная практика предоставляет. Но в целом процесс выглядит как лотерея. Отказов удовлетворить требования собственников домов так же немало.

И если собственник все-таки решается вступить в судебные разбирательства, то ему будет необходима помощью юриста, специализирующегося в вопросах энергетики.

Обойтись без этого не получится, «помощь» будет не бесплатна, а результат – не гарантирован.

Источник: http://energovopros.ru/issledovania/2322/2326/49821/

Что нужно знать о счетчиках на воду и электричество в квартирах?

Правомерно ли требование о замене приборов учета воды?

2016-08-15T12:07+0300

2016-08-15T12:18+0300

https://realty.ria.ru/20160815/407866349.html

Что нужно знать о счетчиках на воду и электричество в квартирах?

https://cdn25.img.ria.ru/images/realty/40786/64/407866404_0:201:2904:1845_1036x0_80_0_0_04c17f4cf7c064997bf22c55e6fe7c40.jpg

Недвижимость РИА Новости

https://cdn22.img.ria.ru/i/export/realty/logo.png

Недвижимость РИА Новости

https://cdn22.img.ria.ru/i/export/realty/logo.png

15 августа 2016, 12:15

15 августа 2016, 12:14

Счетчики на воду и электроэнергию для многих собственников квартир стали уже привычным явлением, однако вопросов, связанных с их эксплуатацией, меньше не становится. Сайт “РИА Недвижимость” решил ответить на самые распространенные из них.

Да, есть. Не нужно путать межповерочный интервал с окончанием срока службы прибора. Сроки службы счетчиков по ГОСТу для крыльчатых приборов учета ГОСТ Р 50601-93 устанавливает срок службы 12 лет, однако на разные модели счетчиков горячей и холодной воды срок годности может меняться, нужно сверяться с техническим паспортом.

Если у счетчика закончился его срок службы, то необходимо заменить его самостоятельно или обратившись в свою УК, ТСЖ, ресурсопоставляющую организацию.

Опломбировку производит управляющая компания дома, причем согласно Постановлению №824 эта процедура абсолютно бесплатна. Он собственника потребуется только написать заявление и представить документы на квартиру.

При этом покупка и установка счетчика производится за счет средств собственника квартиры.

До тех пор, пока новый счетчик не установят, плата будет начисляться по нормативам, утвержденным региональными энергетическими комиссиями (РЭК).

Материал подготовлен на основании комментариев: ПАО “Мосэнергосбыт”, а также президента ассоциации АКОН, заместителя председателя комитета по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства ТПП РФ Сергея Крекова

Получить информацию об окончании срока межповерочного интервала можно в паспорте своего прибора учета или на сайте завода изготовителя, который и устанавливает данный срок для каждого определенного типа счетчика. На самом приборе учета указана дата выпуска, от которой зависит и срок поверки.

Но, если техпаспорт утерян, тогда необходимо произвести внеплановую проверку, которая покажет исправность того или иного прибора, и в соответствие с этим можно установить срок его службы и рабочее состояние счетчика.

Клиенты “Мосэнергосбыта” могут получить консультацию по сроку очередной поверки электросчетчика в контактном центре компании (тел.8-495-981-981-9).

Да, законно. Для счетчика как прибора измерения имеет значение поверка его точности.

Первая поверка делается на заводе, на ее основании в техпаспорте указывается не дата изготовления прибора, а дата поверки, означающая, что в этот день ОТК принял прибор к эксплуатации и гарантирует потребителю его качественную работу в течение определенного срока.

Счетчик, не прошедший вовремя очередную поверку, согласно действующему законодательству считается непригодным для дальнейшего использования, пока не будет произведена поверка, которая покажет обратное. Поэтому до проведения поверки и предоставления ее результатов в УК абоненту будет начисляться плата по нормативам.

Однако окончание межповерочного интервала не означает, что нужно обязательно менять счетчик (не путать с окончанием срока службы). Поэтому управляющие организации не могут принуждать, навязывать или требовать от собственника замены счетчика, если поверка показала, что он находится в рабочем состоянии и годен к эксплуатации.

С одной стороны, собственник сам должен контролировать состояние приборов учета и быть заинтересован в проверках. С другой стороны, управляющие компании и специализированные организации не обязаны по закону заниматься бесплатным консультированием собственников. Данная услуга оказывается ими на платной основе. Их задача – контролировать.

В ситуации, если счетчик не работает, для начала необходимо выяснить период, когда он вышел из строя или закончился срок эксплуатации. До момента проведения поверки вы должны будете оплатить услуги по нормативам. Нормативы рассчитываются исходя из усредненного потребления за период последних трех-шести месяцев.

В принципе, да, но тут есть тонкость – управляющая компания или ресурсоснабжающая организация могут заранее не уведомить о том, что срок межповерочного интервала истекает и пора менять счетчик.

К тому же они могут устанавливать или заменять счетчики без согласия жильцов, взыскивая средства на установку в судебном порядке. Это очень противоречивое положение, которое сейчас оспаривается экспертами.

В большей степени этим собственников стимулируют на установку и замену приборов учета.

В силу требований “Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов”, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 № 354, потребитель в случае выхода прибора учета из строя (неисправности), в том числе истечения межповерочного интервала поверки приборов учета обязан незамедлительно известить об этом организацию, предоставляющую коммунальные услуги, сообщить показания прибора учета на момент его выхода из строя и обеспечить устранение выявленной неисправности (осуществление ремонта, замены или поверки) в течение 30 дней со дня выхода прибора учета из строя.

При этом согласно п. 81(12) Правил ПП № 354 прибор учета считается вышедшим из строя в случаях:

а) неотображения приборами учета результатов измерений;

б) нарушения контрольных пломб и (или) знаков поверки;

в) механического повреждения прибора учета;

г) превышения допустимой погрешности показаний прибора учета;

д) истечения межповерочного интервала поверки приборов учета.

Дополнительно сообщаем, что периодичность поверки счетчиков воды определяет производитель. Информация о межповерочном интервале указана в паспорте на прибор учета расхода воды. Следует помнить, что лучше озаботиться вопросом поверки/замены счетчика заранее, за 1-1,5 месяца до окончания срока межповерочного интервала.

Проверка бывает трех видов. Первичная – это когда проверка проводится до начала эксплуатации прибора учета. Периодическая осуществляется по определенным интервалам времени. А внеочередная проводится, когда утеряны документы и необходимо проверить насколько правильно работает прибор. Поэтому у собственника обязательно должен быть паспорт, в котором указывается его период эксплуатации.

Также на каждый вид счетчика устанавливаются разные периоды межпроверочного интервала. Это связанно с конструктивными особенностями прибора и условиями эксплуатации, которые предусмотрены на определенный тип счетчика. Для электросчетчиков разных конструкций межпроверочный интервал может составлять от 8 (механические) до 16 лет (электронные).

После проверки метрологическая служба делает отметки в паспорте прибора учета и выписывается свидетельство о проверки. Если говорить о счетчиках на воду, то межпроверочный интервал составляет на горячую воду 4-5 лет, на холодную 5-6 лет. Первый межпроверочный интервал исчисляется из даты первой проверки и выпуска из производства.

Стоимость поверки одного прибора учета в среднем составляет порядка 300-500 рублей.

Для  проведения поверки необходимо обратиться в специализированную организацию, например, Центр стандартизации и метрологии или в ближайший клиентский офис ПАО “Мосэнергосбыт”, где помогут организовать поверку счетчика. В случае если прибор поверку не пройдет, то будет предложена его замена.

Перед тем, как самостоятельно приобретать счетчик, очень важно договориться с мастером, уполномоченным аккредитованной организацией. Ведь счетчик должен соответствовать техническим характеристикам и качественно снимать показатели.

Без согласования, счетчик лучше не приобретать, дабы не понести незапланированные расходы. Также зачастую компании сами производят продажу приборов учета и в связи с этим могут отказаться ставить ваш счетчик.

Организации, в которую вы обратились, с уже самостоятельно приобретенным счетчиком экономически не выгодно принимать заявку. Ведь сама процедура ввода счетчика в эксплуатацию и опломбировка прибора после проверки по закону является бесплатной.

А составляющая бизнеса организаций, которые занимаются установкой, являются продажи. Они будут всячески стараться найти причину, по которой установить счетчик будет не допустимым и вам будет сложно дискутировать с сотрудниками данной организации.

Лучше всего обратиться к уполномоченной организации. В крупных городах выбор компаний, которые занимаются продажей и установкой приборов учета много.

После установки счетчика, в любом случае нужно вызвать специалиста вашей УК для подписания акта ввода устройства в эксплуатацию, после этого идет заключение договора об оплате.

Поэтому заранее подготовьте договор, паспорт, акт ввода прибора в эксплуатацию и сертификат соответствия на установку счетчика.

Установку прибора учета электроэнергии должен устанавливать квалифицированный и опытный специалист, знающий все многочисленные тонкости установки электросчетчиков, имеющий определенный допуск по безопасности.

Например, если замену прибора учета производит специалист ПАО “Мосэнергосбыт”, то перед демонтажем снимет последние показания старого счетчика. После завершения работ – сразу опломбирует новый прибор учета и составит акт.

Ведь только после установки пломбы и регистрации нового счетчика расчеты за электроэнергию производятся на основании его показаний.

За установкой счетчика можно обратиться в вашу управляющую компанию, при условии, что она имеет полномочия на установку приборов учета. Если этого нет, то УК должна предоставить список сервисных организаций, которые занимаются установкой счетчиков.

Также для установки приборов учета электроэнергии и воды можно обратиться в любую специализированную организацию.

Но при установке/замене прибора учета электроэнергии в Москве необходимо до проведения работ по установке подать письменную заявку в обслуживающий клиентский офис ПАО “Мосэнергосбыт” для осуществления допуска нового прибора учета в эксплуатацию.

Оформить заявку на услугу по установке/замене прибора учета в ПАО “Мосэнергосбыт” можно следующими способами:

  • в Личном кабинете клиента во вкладке “Услуги и товары” выбрав соответствующую услугу;
  • через оператора контактного центра по телефону +7 (495)988-90-30 (ежедневно с 08:30 до 20:30);
  • воспользоваться услугой “Обратный звонок” или заполнив заявку на сайте
  • в любом клиентском офисе ПАО “Мосэнергосбыт”.

После установки/замены прибора учета расхода воды клиент обращается в ресурсоснабжающую организацию (ДЭЗ, УК) для заключения договора. Далее самостоятельно обращается в ЕРЦ для приемки к расчетам ИПУ расхода воды.

В 2009 году был принят закон № 261-ФЗ “Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности”, согласно которому собственники обязаны были установить счетчики учета потребляемых коммунальных ресурсов. А в конце 2014 года президентом РФ был подписан акт о необязательности установки газовых счетчиков. Соответственно, обязательство установки счетчиков с населения были сняты.

С 1 января 2015 года применение санкционных требований решили поменять и тарифы ЖКХ оплачивались с повышенным коэффициентом: начиная с первого полугодия 2015 г. – 1,1, со второго полугодия 2015 г.- 1,2, с первого полугодия 2016 г.

– 1,4 со второго полугодия 2016 г.- 1,5, а с 2017 года – 1,6.

В тех ситуациях, когда ранее установленный и принятый к расчетам электросчетчик вышел из строя (утрачен), начисления производятся исходя из среднемесячного объема энергопотребления или по нормативу энергопотребления.

При этом в случае утраты прибора учета либо его выхода из строя потребитель обязан незамедлительно уведомить об этом энергосбытовую компанию, а также принять меры по восстановлению надлежащего учета потребляемой электроэнергии в соответствии с действующим законодательством.

Кроме того, в случае выявления несанкционированного подключения к электросети (несанкционированного вмешательства в работу прибора учета), производится доначисление (расчет) платы за электроэнергию исходя из суммарной мощности несанкционированно подключенного (либо всего используемого потребителем) электрооборудования.

В соответствии с п.

145 “Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии”, утвержденных постановлением Правительства РФ от 4 мая 2012 № 442, обязанность по организации учета электроэнергии путем оснащения помещения прибором учета (счетчиком), обеспечению надлежащего технического состояния и работы счетчика возлагается на собственников энергопринимающих устройств (то есть на потребителя).

Таким образом, люди вынуждены самостоятельно принимать решение: выгодно ли им устанавливать счетчики или нет. Со стороны государства это своего рода стимуляция населения в пользу установки приборов учета. Отсутствие счетчика грозит людям финансовыми потерями.

ЖКХРоссияПолезноеF.A.Q. – Полезное

Источник: https://realty.ria.ru/20160815/407866349.html

Юр-решение
Добавить комментарий