Порядок предоставления участка

Порядок предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства

Порядок предоставления участка

Земельный участок представляет собой часть поверхности земли, границы которого были удостоверены в установленном порядке. Гражданам России гарантируется равный доступ к земле. Государственные и муниципальные власти вправе передавать землю в аренду (собственность) на платной  либо на бесплатной основе.

 Порядок предоставления земель, которые находятся в собственности государственных и муниципальных властей, регламентирован Земельным кодексом Российской Федерации. Отдельные положения содержатся в Гражданском кодексе Российской Федерации.

С 1 марта 2015 года в России вступил в силу новый порядок формирования и предоставления земель из государственной и муниципальной собственности физическим и юридическим лицам. Ключевые моменты отражены в Федеральном законе от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Указанными изменениями установлен закрытый перечень оснований перехода прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. В соответствии с п. 1 ст. 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации основаниями возникновения прав на земельные участки, предоставляе­мые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, являются:

решение органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;

договор купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за ­плату;

договор аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;

договор безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

Земельное законодательство предусматривает две процедуры предоставления участков под индивидуальное жилищное строительство  без торгов и с торгов в форме аукционов.

Основания предоставления земельных участков без торгов закреплены:

в п. 2 ст. 39.3  Земельного кодекса Российской Федерации – продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности;

в ст. 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации – предоставление земельного участка бесплатно;

в п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации – заключение договора аренды без торгов;

в ст. 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации – предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в безвозмездное пользование.

Таким образом, земельный участок под индивидуальное жилищное строительство  можно получить безвозмездно без торгов.

Особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства регламентированы ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации. 

Так, лицо, заинтересованное в получении земельного участка подготавливает схему расположения земельного участка и подает в уполномоченный орган заявление о его предварительном согласовании.

При поступлении заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства в границах населенного пункта уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты  поступления этих заявлений, совершает одно из следующих действий:

1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее – извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка.

В случае, если земельный участок предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка и схема расположения земельного участка представлена в форме электронного документа, схема расположения земельного участка прилагается к извещению, размещенному на официальном сайте и на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Граждане, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.

Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан  о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий:

осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка;

принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со ст. 39.15 Земельного  кодекса Российской Федерации при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», и направляет указанное решение заявителю.

Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов в порядке, установленном ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.

В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение:

об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка;

об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

 В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

После получения на руки решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка  заинтересованное лицо проводит кадастровые работы  в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка либо кадастровые работ, необходимые для уточнения границ земельного участка. Указанные работы проводятся специализированной организацией (являются платными)  кадастровым инженером.

В соответствии с п. 15 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации решение об утверждении схемы расположения  земельного  участка  действительно в течение двух лет и оно гарантирует предоставление лицу, которому согласована схема расположения земельного участка  именно этого земельного участка

Далее заинтересованным лицом осуществляется государственный кадастровый учет земельного участка или государственный кадастровый учет в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственная регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена.

После совершения вышеуказанный действий гражданин обращается в уполномоченный орган повторно с заявлением  о предоставлении земельного участка без проведения торгов. При этом повторная публикация сообщения исполнительным органом не требуется.

В 30-дневный срок, уполномоченный орган заключает договор купли-продажи, договор аренды земельного участка, договор безвозмездного пользования земельным участком, принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование либо отказывает в предоставлении земельного участка.

Прокурор учебно-методического отдела Н.А. Петрова

Источник: http://www.sarprok.ru/node/52769

Разъясняем законодательство

Порядок предоставления участка

Вопрос: Могу ли я как обычный гражданин получить в аренду или в собственность земельный участок сельскохозяйственного назначения, находящийся в муниципальной собственности? В каком порядке осуществляется предоставление таких участков?

Отвечает и.о. прокурора Пристенского района Иванов А.Г.

: Предоставление гражданам  и юридическим лицам в собственность или аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном ст. 10 Федерального закона  от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Что касается собственности, то земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах).

Что касается аренды, то в соответствии с ч. 1 ст. 10 указанного закона передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.

Порядок, установленный ст. 34 Земельного кодекса РФ, таков:

1.

Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче им земельных участков в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети “Интернет”, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в орган местного самоуправления,. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.

При этом в заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.

2.  Орган местного самоуправления на основании указанного заявления с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

3. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом “О государственном кадастре недвижимости”.

4. Орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в аренду заявителю и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

5. Договор аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного решения.

Вместе с тем, данный порядок применяется в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления.

В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).

Организация и проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, а также права на заключение договоров аренды таких земельных участков осуществляются в соответствии со статьей 38 Земельного кодекса Российской Федерации.

Следует иметь ввиду, что переданный в аренду гражданину или юридическому лицу земельный участок может быть приобретен таким арендатором в собственность по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, или по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка.

Источник: http://prockurskobl.ru/legislation/646.html

Предоставление в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в федеральной собственности, без проведения торгов

Порядок предоставления участка

Заявители имеют право на досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) Комитетом, должностными лицами, государственными служащими Комитета, в ходе предоставления государственной услуги.

Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не исключает возможность обжалования решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) в ходе предоставления государственной услуги, в судебном порядке.

Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не является для заявителя обязательным.

Заявитель может обратиться с жалобой, в том числе в следующих случаях:

  • нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги;
  • нарушение срока предоставления государственной услуги;
  • требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами Санкт‑Петербурга, для предоставления государственной услуги;
  • отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами Санкт‑Петербурга, для предоставления государственной услуги, у заявителя;
  • отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами Санкт‑Петербурга;
  • затребование с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами Санкт‑Петербурга;
  • отказ Комитета, должностного лица Комитета в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.

В случае, если жалоба подается через представителя заявителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя. В качестве документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени заявителя, может быть представлена:

  • оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность (для физических лиц);
  • оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность, заверенная печатью заявителя и подписанная руководителем заявителя или уполномоченным этим руководителем лицом (для юридических лиц);
  • копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности.

Жалоба подается в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме в Комитет. Жалобы на решения, принятые председателем Комитета, подаются в Правительство Санкт‑Петербурга.

Жалоба может быть направлена по почте, через МФЦ, с использованием сети Интернет, Cайта Комитета, федерального Портала (www.gosuslugi.ru) либо Портала (www.gu.spb.ru), а также может быть принята при личном приеме заявителя.

Жалоба должна содержать:

  • наименование Комитета, должностного лица Комитета, предоставляющего государственную услугу, либо государственного служащего, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
  • фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) или почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
  • сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) Комитета, должностного лица Комитета, предоставляющего государственную услугу, либо государственного служащего;
  • доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) Комитета, предоставляющего государственную услугу, должностного лица Комитета, предоставляющего государственную услугу, либо государственного служащего. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

Жалоба, поступившая в Комитет, подлежит рассмотрению председателем Комитета и иным уполномоченным им лицом в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, а в случае обжалования отказа Комитета, должностного лица Комитета в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений — в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.

По результатам рассмотрения жалобы Комитет принимает одно из следующих решений:

  1. Удовлетворяет жалобу, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных Комитетом опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга, а также в иных формах.
  2. Отказывает в удовлетворении жалобы.

Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.

В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалоб, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.

Источник: https://gu.spb.ru/188879/

1. Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности

Порядок предоставления участка

Лекции №6-9(сокращенная)

Вопросы:

  1. Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

  2. Приватизация земельного участка.

Предоставлениеземельных участков для строительстваиз земель, находящихся в государственнойили муниципальной собственности,осуществляется с проведением работ поих формированию:

1) без предварительногосогласования мест размещения объектов;

2) с предварительнымсогласованием мест размещения объектов.

Органы государственнойвласти субъектов Российской Федерациии муниципальные власти вправе устанавливатьперечень случаев, когда предоставлениенаходящихся в их собственности земельныхучастков осуществляется исключительнона торгах.

Предоставлениеземельных участков для строительствав собственность без предварительногосогласования мест размещения объектовосуществляется исключительно на торгах(конкурсах, аукционах) в соответствиисо статьей 38 настоящего Кодекса, заисключением случая, если земельныйучасток, предоставляется для строительствалицом с которым заключен договор оразвитии застроенной территории.

Указанный земельныйучасток по выбору лица предоставляетсябесплатно в собственность или в аренду.Размер арендной платы за указанныйземельный участок определяется в размереземельного налога, установленногозаконодательством Российской Федерацииза соответствующий земельный участок.

Орган местногосамоуправления после утверждениядокументации по планировке застроеннойтерритории, в отношении которой приняторешение о развитии, на основании заявленияо предоставлении земельного участка,определяет:

  • технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения;

  • плату за подключение;

  • принимает решение о предоставлении указанного земельного участка.

Предоставлениеземельного участка для строительствабезпредварительного согласованияместа размещения объекта осуществляетсяв следующем порядке:

1) проведение работпо формированию земельного участка:

  • выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости” (далее – Федеральный закон “О государственном кадастре недвижимости”), работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка;

  • определение разрешенного использования земельного участка;

  • определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (далее – плата за подключение);

  • принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);

  • публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);

2) проведение торгов(конкурсов, аукционов) по продажеземельного участка или продаже правана заключение договора аренды земельногоучастка или предоставление земельногоучастка в аренду без проведения торгов(конкурсов, аукционов) на основаниизаявления гражданина или юридическоголица, заинтересованных в предоставленииземельного участка. Передача земельныхучастков в аренду без проведения торгов(конкурсов, аукционов) допускается приусловии предварительной и заблаговременнойпубликации сообщения о наличиипредлагаемых для такой передачи земельныхучастков в случае, если имеется толькоодна заявка;

3) подписаниепротокола о результатах торгов (конкурсов,аукционов) или подписание договорааренды земельного участка в результатепредоставления земельного участка безпроведения торгов (конкурсов, аукционов).

Предоставлениеземельного участка для строительстваспредварительным согласованиемместа размещения объекта осуществляетсяв следующем порядке:

1) выбор земельногоучастка и принятие в порядке, установленномстатьей 31 настоящего Кодекса, решенияо предварительном согласовании местаразмещения объекта;

2) выполнение вотношении земельного участка кадастровыхработ, осуществление его государственногокадастрового учета;

3) принятие решенияо предоставлении земельного участкадля строительства в соответствии справилами, установленными статьей 32настоящего Кодекса.

Решение исполнительногооргана государственной власти илиоргана местного самоуправления,предусмотренных статьей 29 настоящегоКодекса, о предоставлении земельногоучастка для строительства или протоколо результатах торгов (конкурсов,аукционов) является основанием:

1) государственнойрегистрации права постоянного(бессрочного) пользования при предоставленииземельного участка в постоянное(бессрочное) пользование;

2) заключениядоговора купли-продажи и государственнойрегистрации права собственностипокупателя на земельный участок припредоставлении земельного участка всобственность;

3) заключениядоговора аренды земельного участка игосударственной регистрации данногодоговора при передаче земельного участкав аренду.

Решение или выпискаиз него о предоставлении земельногоучастка для строительства либо об отказев его предоставлении выдается заявителюв семидневный срок со дня его принятия.

Решение об отказев предоставлении земельного участкадля строительства может быть обжалованозаявителем в суд.

В случае признаниясудом недействительным отказа впредоставлении земельного участка длястроительства суд в своем решенииобязывает исполнительный органгосударственной власти или органместного самоуправления, предусмотренныестатьей 29 настоящего Кодекса, предоставитьземельный участок с указанием срока иусловий его предоставления.

Предварительноесогласование места размещения объектане проводится при размещении объектав городском или сельском поселении всоответствии с градостроительнойдокументацией о застройке и правиламиземлепользования и застройки (зонированиемтерриторий), а также в случае предоставленияземельного участка для нуждсельскохозяйственного производстваили земельных участков из состава земельлесного фонда либо гражданину дляиндивидуального жилищного строительства,ведения личного подсобного хозяйства.

Иностраннымгражданам, лицам без гражданства ииностранным юридическим лицам земельныеучастки для строительства могутпредоставляться в порядке, установленномнастоящей статьей, в соответствии спунктом 2 статьи 5, пунктом 3 статьи 15,пунктом 1 статьи 22 и пунктами 4 и 5 статьи28 Земельного Кодекса.

Акционерномуобществу, сто процентов акций которогопринадлежит Российской Федерации,управляющей компании, в случае привлеченияих в порядке, предусмотренномзаконодательством Российской Федерацииоб особых экономических зонах, длявыполнения функций по созданию за счетсредств федерального бюджета, бюджетасубъекта Российской Федерации, местногобюджета объектов недвижимости в границахособой экономической зоны и на прилегающейк ней территории и по управлению этимии ранее созданными объектами илирезиденту особой экономической зоныземельные участки предоставляются безпроведения торгов и предварительногосогласования мест размещения такихобъектов на основании заявлений всоответствии с законодательствомРоссийской Федерации об особыхэкономических зонах.

Земельный участокв границах особой экономической зоныили на прилегающей к ней территориипредоставляется для строительстваобъектов инфраструктуры этой зоны безпроведения торгов (конкурсов, аукционов)и предварительного согласования местразмещения таких объектов лицу, с которымуполномоченным Правительством РоссийскойФедерации федеральным органомисполнительной власти заключеносоглашение о взаимодействии в сфереразвития инфраструктуры особойэкономической зоны, в аренду на основаниизаявления о предоставлении земельногоучастка. Примерная форма соглашения овзаимодействии в сфере развитияинфраструктуры особой экономическойзоны утверждается уполномоченнымПравительством Российской Федерациифедеральным органом исполнительнойвласти.

Источник: https://studfile.net/preview/3731606/

Юр-решение
Добавить комментарий