Отвечает ли школа за здоровье ребенка с заболеванием?

Кто виноват, еслиребёнок пришёл из школыс синякамии переломами

Отвечает ли школа за здоровье ребенка с заболеванием?

Детские падения и ушибы в школе — такое же обычное дело, как снег зимой. Школьники от 7 до 17 лет по всей стране каждый день попадают в передряги.

Зачастую и учителя, и администрация школы боятся брать на себя ответственность за травмы ученика, и перебрасывают её друг на друга. А поранившийся ребёнок может оказаться предоставлен сам себе.

Мы почитали родительские форумы и постарались ответить на самые важные вопросы, а также составили алгоритм действий, когда травма оказывается серьёзней, чем царапина или синяк.

Первый класс. Рассылка

Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников

«Урок физкультуры у четвёртого класса, дети на матах кувыркаются друг за другом. Учитель велит моему сыну остановиться и подождать.

Тот останавливается, сидит на мате, сзади на него накатывается мальчик (весом раза в полтора тяжелее моего), падает сыну на руку.

Итог — у моего ребёнка трещина кости между локтем и запястьем, носить лонгету две недели. Факт травмы зафиксирован. Кто виноват?».

Кто несёт ответственность

Пока ребёнок находится на территории школы, ответственность за его жизнь и здоровье всегда лежит на школе, это установлено законодательно (статьи 32 и 51 закона «Об образовании в РФ»).

Обеспечение безопасности входит в обязанности работников школы как во время занятий, так и во время перерывов между ними (приказ Минобрнауки от 27 марта 2006 г. N69).

Семейный кодекс (статья 56) уточняет, что во время уроков за ребёнка отвечает учитель, на переменах, до и после уроков — дежурный педагог.

«Сегодня старший сын вернулся из школы и рассказал, что играл с мальчиком на перемене, тот его сильно толкнул и сын, падая, ударился лицом о стену. Всё происходило на перемене в коридоре, а учительница была в классе.

Итог: раскрошены два передних зуба, а они уже не молочные. Теперь нужно восстанавливать зубы, наращивать, а это требует немалых денег, да и самое главное — ребёнку больно, есть не может. Что мне делать в такой ситуации?».

Что должен делать родитель

1. В письменной форме призвать директора провести служебное расследование ситуации и выдать вам акт о несчастном случае, если он имеет место. Также родители вправе попросить администрацию наказать виновных преподавателей, проверить безопасность помещения, и выяснить, соблюдаются ли необходимые правила.

2. Зафиксировать факт травмы. Для этого необходим акт о несчастном случае, выданный директором, либо запись об осмотре ребёнка в травмпункте.

3. Требовать возмещения затрат на лечение и компенсацию морального вреда, причинённого ребёнку. Размер компенсации морального вреда определяет суд, равно как и степень вины того, кто причинил вред.

«Сын из школы пришёл с сильным ушибом мягких тканей окологлазничной области (синяк, отёк, ссадина). Травма была получена на уроке физкультуры.

Никто из педсостава вечером, когда я забирала ребёнка из школы, ответить на вопрос „что случилось“, не мог. Со слов сына на уроке физкультуры в него с разбегу врезался одноклассник, в то время как сын стоял на месте.

К кому обращать вопрос: что случилось на уроке? В каких случаях сотрудники школы обязаны связываться с родителями ученика?».

Что должен сделать учитель

Во-первых, ообщить о травме школьной администрации.

Во-вторых, необходимо позвонить родителям и постараться рассказать о ситуации максимально объективно, избегая оценочных реплик, в том числе фраз вроде «ваш Вася, как обычно, бежал сломя голову».

Но избегая и оправдывающегося тона: «Не уберегла я, Мария Ивановна, вашего сына». Постараться успокоить ребёнка, если он напуган, организовать медицинскую помощь и, конечно, не разводить панику.

12 признаков хорошего учителя

Администрация школы должна составить акт о получении травмы и отправить его в Управление образования.

«Звонит мне учительница около четырёх часов дня и рассказывает, что моя дочь на уроке физкультуры столкнулась с девочкой головами, ударилась носом. Учитель физры отправила мою дочь к медику в сопровождении двух девочек. Пришли они к кабинету медика, а медика нет — работает до полчетвертого.

Решили искать свою учительницу. Пока ходили по этажам, у неё пошла кровь из носа. Нашли учителя, оказали моему ребёнку медицинскую помощь: приложили лёд на нос. Позвонили мне на работу. Я пока в такси ехала, вызвала скорую помощь. Нас увезли в травматологическое отделение с подозрением на перелом носа и сотрясение головы.

У меня вопросы: а есть ли какой-то утверждённый регламент действий в данной ситуации? Почему ребёнку скорую вызывала я, а не те люди, которые видели, в каком состоянии мой ребёнок? Почему моя дочь ходила по кабинетам и этажам и сама искала, кто бы ей оказал первую медицинскую помощь? И что это такое — отправили ребёнка в сопровождении таких же детей?».

Что должен делать медицинский работник

Первую помощь пострадавшему ребёнку должны оказать школьные врачи. В случае если травма требует более серьёзного вмешательства или если врачей нет на месте, администрация или кто-то из медперсонала обязан вызвать скорую помощь.

Врачи должны описать повреждения (тип, характер, степень тяжести) в журнале учёта пациентов и выдать родителям пострадавшего справку с предварительным диагнозом, а также дать рекомендации по уходу. Сообщить о случившемся в полицию.

«На прошлой неделе ребёнок упал (говорит, что на перемене во время дошкольной подготовки), ушиб колено и стал хромать.

Так как за сутки боль и хромота не проходили, я с перепугу решила отвезти его в травмпункт. Там врач сказал, что это просто ушиб и что может быть хромота дня три.

А сегодня мне почему-то позвонили из полиции по поводу этого ушиба, спрашивали обстоятельства падения. Почему они этим интересуются?».

Что должен делать сотрудник полиции

После получения сообщения о травме полицейский должен опросить пострадавшего, его родителей и того, кто нанёс травму (если участников инцидента было двое и больше). Выяснить у родителей пострадавшего ребёнка, намерены ли они подавать жалобу или иск. Потребовать, чтобы Управление образования проверило соблюдение мер безопасности в школе.

«Перед праздниками мальчик пришёл из школы с синяком под глазом. Сказал, что подрался с одноклассником. Кто-то кому-то что-то сказал, кто-то кого-то толкнул, завязалась драка. „Бойцы“ обменялись несколькими ударами, потом одноклассники их растащили и уговорили помириться. Мать приложила к синяку холод и посчитала инцидент исчерпанным. Через три дня её вызвали к директору школы.

Выяснилось, что родители второго драчуна отвели его в травмпункт, зафиксировали гематому на лице, написали заявление в полицию и директору школы. Мальчика теперь чуть ли не на учёт в детской комнате ставят. Мать в шоке, не знает, что делать, синяк-то у сына прошёл не зафиксированный. Я предложила себя в свидетели.

Это нормально? Может быть, теперь стоит с каждой царапиной наперегонки в полицию бежать?»

Если дети подрались

Важно помнить, что даже в этой ситуации ответственность лежит на администрации школы и дежурном учителе. Поэтому алгоритм действий начинается с того же: для начала нужно установить факт учительской вины или её отсутствия.

В то же время родителю нужно выяснить подробности. Затем сообщить родителям второго участника о случившемся, не унижая и не оскорбляя ни их, ни их ребёнка. И постараться выяснить причины конфликты и урегулировать его.

Если родители второго участника не идут на контакт, попросить о помощи учителя или школьного психолога.

Управление гневом: что делать, если ребёнок вечно злится

Если выяснится, что один из детей намеренно избил другого, и второй получил травмы средней и тяжкой степени, то обидчик, если он старше 14 лет, может быть привлечён к уголовной ответственности.

К травмам средней и тяжкой степени относятся:

1. Потеря зрения, речи, слуха или какого-либо органа или утрата органом его функций;

2. Прерывание беременности;

3. Психическое расстройство;

4. Обезображивание лица;

5. Утрата общей трудоспособности не менее чем на одну треть;

6. Полная утрата профессиональной трудоспособности.

Если есть смягчающие обстоятельства и инцидент произошёл впервые, скорее всего, уголовное наказание будет заменено воспитательными мерами. В случаях, когда травма слишком тяжкая, — условным наказанием. Кроме этого, ребёнка поставят на учёт в отделе по делам несовершеннолетних.

«На перемене дети шли с учителем. Двое первоклассников повздорили и один толкнул другого. Тот стукнулся о стеклянную витрину для кубков и сильно порезал колено. Учительница ничего не заметила и, только поднявшись в класс, увидела, что у мальчика задралась штанина. Она попросила его поправить, а там кровища. В результате была скорая, травмпункт, ребёнку зашивали рану.

Сейчас он ходит на перевязки и сидит дома. На вопрос мамы, как это произошло, учительница выдала (дословно): „Не знаю, я отвернулась и ничего не видела“. После чего учительница заявила, что родители должны оплатить витрину. Родители молчат, так как почему-то думают, что ребёнка могут отчислить из школы.

Кто же прав и кто виноват в случившемся? Что делать родителям?»

На что может претендовать пострадавший

В случае физической или психологической травмы, родители могут предъявить иск к администрации школы, но только после того как докажут, что ребёнок не виноват в случившемся.

При этом под виной школы подразумевается недосмотр за детьми в момент причинения вреда.

Если ребёнок получает травму во время пребывания в школе, родители могут претендовать на возмещение расходов, связанных с лечением этой травмы (статья 1087 ГК РФ).

Размер компенсации морального вреда определяет суд в зависимости от характера причинённых физических и нравственных страданий, а также степени вины того, кто причинил вред. В случае если вина доказана, суд обяжет школу выплатить семье школьника денежную сумму.

Если при этом установлена вина работника школы, то директор может сделать виновному замечание или выговор, или даже уволить. Когда виноват директор — за него отвечает районное Управление образования. И, разумеется, никакие витрины родители оплачивать не должны.

Почему ребёнка тошнит от школы

6 слов, значение которых вы можете перепутать

Что делать, если ваш ребёнок влюбился

Источник: https://mel.fm/zdorovye/156987-injury_school

Как не отстать по программе, если ребенок находится на лечении в больнице?

Отвечает ли школа за здоровье ребенка с заболеванием?

Версия для печати

После возвращения в школу после болезни приходится наверстывать упущенное по программе. Это неизбежно отражается на оценках. Количество сложностей можно уменьшить, если воспользоваться правом на получение образования в период нахождения на длительном лечении непосредственно в больнице или на дому.

Для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования организуется на дому или в медицинских организациях. 

Для обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, создаются образовательные организации, в т. ч. санаторные, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия.

Обучение таких детей, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, может быть также организовано образовательными организациями на дому или в медицинских организациях (п.10 статьи 66 и п.

5 статьи 41 Закона «Об образовании в РФ»).

“Обучающийся, нуждающийся в длительном лечении” – обучающийся, которому по заключению медицинской организации проводится лечение или медицинская реабилитация продолжительностью более 21 дня в медицинской организации (включая дневной стационар).

Если ребенок находится в больнице более 21 календарного дня или он восстанавливается после лечения и не может по заключению врача посещать школу – для него должно быть организовано обучение на дому или в медицинской организации. Подробнее об организации обучения на дому читайте по ссылке.

Как может быть организовано обучение в больнице?

Порядок организации обучения в медицинском стационаре определяется региональными нормами.

Получение образования может быть организовано:

  1. в образовательной организации, находящейся по месту постоянного жительства ребенка, нуждающегося в длительном лечении, в которую он зачислен на обучение, в том числе с использованием электронного образования и дистанционных образовательных технологий;
  2. в специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей лечение, реабилитацию, оздоровление;
  3. в структурном подразделении образовательной организации, расположенном в помещении организации, осуществляющей лечение, реабилитацию, оздоровление;
  4. в близлежащей образовательной организации приходящими по расписанию педагогическими работниками данной образовательной организации.

Организация обучения детей, нуждающихся в длительном лечении, формирование индивидуального учебного плана, утверждение объема учебной нагрузки осуществляется организаторами обучения во взаимодействии с медицинскими организациями, в которых дети находятся на лечении, реабилитации, оздоровлении (включая дневной стационар), и школой, в которую ребенок зачислен.

Основанием для начала организации обучения ребенка, нуждающегося в длительном лечении, является заключение медицинской организации и заявление родителей.

Кто отвечает за организацию лечения в стационаре?

Реализация права на общее образование обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, относится к полномочиям органов власти субъектов Российской Федерации в сфере образования. В соответствии с федеральными требованиями орган власти региона обязан принять нормативные акты, которые утверждают порядок организации обучения в стационаре.

Например, порядок обращения для обучения по месту лечения в Санкт-Петербурге предусматривает:

  • Длительным лечением считается нахождение в стационаре более 21 дня.
  • Если больница имеет лицензию на общеобразовательную деятельность (это могут быть специализированные лечебные учреждения для детей, предполагающие совмещение лечения и обучения), она начинает обучение на основании заявления родителя на имя руководителя лечебного учреждения. Ребенок продолжает числиться в школе, в которой проходил обучение ранее.
  • Если больница не имеет лицензии, то она заключает договор с близлежащей общеобразовательной школой, которая оказывает соответствующие образовательные услуги. Ребенок на время лечения переводится в школу, с которой больница заключила соглашение. Он не числится в прежней школе, но за школой остается обязательства восстановить обучающегося, после завершения лечения. 
  • При выписке из медицинской организации обучающимся выдается справка об обучении с указанием результатов освоения обучающимся учебных предметов, а также сроков обучения и воспитания.
  • Форма заявления об организации обучения и воспитания обучающихся, находящихся на длительном лечении в медицинских организациях

В Нижегородской области перечень образовательных организаций, которые берут на себя обучения детей в медицинских стационарах определяется учредителем. Порядок предусматривает следующие требования к организации обучения:

3.8. Время начала учебных занятий обучающегося после поступления его в медицинскую организацию определяют заведующий отделением, в котором обучающийся проходит курс лечения, совместно с лечащим врачом в зависимости от состояния здоровья обучающегося. Данное решение фиксируется в истории болезни обучающегося.

3.10. Образовательный процесс организуется с учетом состояния здоровья обучающегося. Ежедневная учебная нагрузка не должна превышать 3,5 академического часа.

3.11.  Для обучающихся, лишенных возможности двигаться, и для обучающихся, имеющих постельный режим, учебные занятия проводятся по индивидуальному учебному плану в соответствии с заключением лечащего врача.

Если в регионе нет специального постановления, которое регламентирует порядок взаимодействия школы и медицинской организации, решить вопрос на уровне больницы может быть затруднительно. В этом случае родители могут обратиться с требованиями по поводу организации обучения на период лечения в Министерство образования своего региона (орган власти субъекта РФ в сфере образования).

Нормативные акты, которые регламентируют вопросы обучения детей в период лечения

Пункт 5 статьи 41 и пункт 10 статьи 66 Закона «Об образовании в РФ»

Письмо Минобрнауки России от 31.08.2015 N ВК-2101/07 «О порядке организации получения образования обучающимися, нуждающимися в длительном лечении»

Источник: https://usperm.ru/clarify/kak-ne-otstat-po-programme-esli-rebenok-nahoditsya-na-lechenii-v-bolnice

Родителями становятся до зачатия

Отвечает ли школа за здоровье ребенка с заболеванием?

Жизненную программу, записанную в геноме, которая определяет внешность, характер, здоровье и т.д., ребенок получает от мамы и папы, когда их половые клетки сливаются при зачатии. Но кроме генетической программы на будущего человека влияет еще масса разных вещей, происходящих с родителями, причем как после зачатия, так и до него.

О том, как зачать здорового ребенка, «Газете.Ru» рассказал Георгий Местергази, главный врач госпиталя для ветеранов войн № 2, заслуженный врач РФ… →

Специалисты Исследовательского института Робинсона и Школы педиатрии и репродуктивного здоровья Университета Аделаиды проанализировали все, что науке на сегодня известно о наследственности, и опубликовали свои выводы в последнем выпуске журнала Science. «Только в последние лет десять научное сообщество стало серьезно обсуждать эти проблемы, и только в последние пять лет мы начали понимать механизмы того, что происходит», — замечает Сара Робертсон, профессор Университета Аделаиды в Австралии.

Некоторые факты уже стали общеизвестными, например то, что будущей маме нельзя курить и выпивать.

О том, что и папе тоже нельзя, причем за несколько месяцев до зачатия, задумываются немногие.

С позиции врача «Газете.Ru» рассказывал об этом акушер-гинеколог Георгий Местергази. О том, как это объясняет наука, пойдет речь дальше. А есть и совсем удивительные факты, например то, что на здоровье ребенка влияет питание не только будущей матери, но и будущего отца, так же как и его склонность к ожирению.

«Люди обычно думают, что все это не имеет значения, так как с зачатием начинается новая жизнь, — говорит Сара Робертсон. — Но на самом деле мы награждаем будущего ребенка всем грузом своего собственного жизненного опыта.

Зачатие детей в позднем возрасте приводит к тому, что детям передается больше мутаций, возникающих в половых клетках отца. Впрочем, мужчинам можно… →

Такие факторы, как возраст родителей, характер питания, ожирение, курение, и многое другие, — все они посылают сигналы, влияющие на здоровье ребенка.

Они могут повысить риск диабета и других метаболических, сердечно-сосудистых заболеваний, иммунологических или неврологических нарушений».

Причем роль отца в этом не меньше, а зачастую больше, чем роль матери.

Сначала ученые описывают все факторы, которые влияют на будущего человека в момент зачатия и сразу после него.

Яйцеклетка оплодотворяется сперматозоидом в полости фаллопиевой трубы и, в то время как зигота начинает делиться, продвигается по трубе, направляясь в матку.

В слизистую оболочку матки она внедряется через несколько дней на стадии бластоцисты (это шарик, состоящий из клеток, числом от 30 до 200). А пока делящаяся яйцеклетка проходит по фаллопиевой трубе, она окружена жидкостью.

На состав этой жидкости влияют разные факторы — питание женщины, особенности метаболизма, какие-то воспалительные процессы. Уже на этой стадии они действуют на работу генов в первых клетках и могут ускорять или замедлять скорость деления.

А нередко на этой стадии яйцеклетка из-за серьезных генетических патологий отбраковывается, беременность не наступает, и женщина даже не знает о том, что имело место оплодотворение.

Очень сильно влияет на раннее развитие эмбриона питание будущей мамы.

Снижение белкового питания в первые три дня развития замедляет размножение клеток и дифференциацию их в так называемые зародышевые листки, из которых в дальнейшем закладываются разные ткани и органы.

Генетическое тестирование позволяет выявлять неблагоприятные мутации в геноме и рожать здоровых детей. Это гораздо дешевле, чем лечить серьезные… →

После внедрения бластоцисты в матку питание влияет на развитие плаценты, которая связывает эмбрион с организмом матери.

Воспалительные заболевания также накладывают отпечаток на развитие эмбриона. В эксперименте ученые показали, что мыши с бактериальным липополисахаридом рождали детенышей с избыточным весом и нарушением исследовательского поведения.

Отцовский вклад в условия оплодотворения тоже присутствует. Ученые объясняют, что на развитие эмбриона влияет состав семенной жидкости. Она содержит множество веществ — цитокинов, — в том числе факторы роста, стимулирующие деление клеток. А воспалительные заболевания и инфекции негативно сказываются на ее составе.

Более ранний опыт родителей передается потомству, потому что влияет на созревание их половых клеток. Причем между яйцеклетками и сперматозоидами есть принципиальная разница.

Все яйцеклетки в полном количестве имеются уже тогда, когда девочка появляется на свет. С началом полового созревания в каждом менструальном цикле они только дозревают, проходя последнее деление мейоза.

В отличие от них сперматозоиды образуются в течение всей жизни.

Чем старше становится мужчина, тем через большее число делений проходят его сперматозоиды, а значит, в них увеличивается число ошибок — мутаций.

Недостаток фолиевой кислоты в рационе отца может привести к заболеваниям будущего потомства, показали ученые на мышах. Возможно, это одна из причин… →

В этом причина того, как писала «Газета.Ru», что возраст отца увеличивает количество мутаций, которые он передает потомству. В 20 лет это 25 мутаций, а в 40 лет — уже 65. Возраст матери такой роли не играет.

Все это касается самих генов, записанной в них наследственной информации. Но в ДНК возникают не только такие изменения, которые затрагивают ее нуклеотидную последовательность. Есть химические изменения внешние, не меняющие строение молекулы, они называются эпигенетическими.

Чаще всего это метилирование — присоединение метильных групп CН3 к азотистому основанию цитозину. Метилирование — важнейший инструмент, регулирующий активность генов, потому что, если метильных групп много, они не дают гену работать в полную силу, снижают его экспрессию.

И это тот механизм, по которому внешняя среда влияет на работу генов. Степень метилирования изменяется под влиянием питания, стрессов, различного индивидуального опыта, и часть этих изменений может передаваться потомству.

При образовании половых клеток ДНК тоже метилируется. Правда, перед самим оплодотворением большая часть эпигенетических маркеров стирается. Но не все, некоторые остаются и через половые клетки передаются в зиготу и развивающийся эмбрион.

Эпигенетика объясняет многие совершенно удивительные вещи, такие как память поколений: на мышах было показано, что травмирующие события передавались таким образом не только детям, но и внукам. Ну и более приземленные факты, например влияние питания отцов на здоровье детей.

Известно, что избыточный вес отца (больше, чем избыточный вес матери) может привести к нарушению нормального метаболизма у ребенка. Курение, алкоголь, наркотики — все это накладывает эпигенетический отпечаток на сперматозоиды во время из созревания.

Явление «памяти предков» до сих пор воспринималось исключительно на обывательском уровне и, казалось, не имело и не могло иметь никакого научного… →

Плохое питание отцов, с пониженным содержанием белка, также может повлиять на детей не лучшим образом. А в исследовании, о котором писала «Газета.Ru», было показано, что недостаток фолиевой кислоты в рационе будущих отцов может стать причиной врожденных дефектов у потомства из-за нарушения метилирования.

Что касается яйцеклеток, то большая часть их влияния на эмбрион передается через митохондрии. Это органеллы, в которых происходят энергетические процессы для жизнедеятельности клетки. Развитие эмбриона — это энергетически затратный процесс.

А митохондрии эмбрион получает именно от яйцеклетки, по женской линии, так как от яйцеклетки в зиготу переходит вся цитоплазма — клеточное содержимое (в сперматозоиде содержится только ядро и хвост, цитоплазмы он практически лишен).

Во-первых, эмбрион получает митохондриальную ДНК, в которой могут быть мутации (и уже разработан способ избавления от передающихся с ними заболеваний). Во-вторых, на митохондрии влияет питание, курение и ожирение матерей, это может изменять их расположение и активность.

На мышах убедительно показано, что при ожирении и диабете митохондрии неправильно влияют на развивающийся эмбрион.

Так что на здоровье потомства, к сожалению, влияет все. И с высоты полученных знаний ученые настоятельно советуют будущим родителям перед тем, как планировать беременность, изменить свой образ жизни на более здоровый. Даже небольшие изменения в правильную сторону будут иметь долговременный положительный эффект.

Источник: https://www.gazeta.ru/science/2014/08/15_a_6176801.shtml

Можно ли отправлять ребенка в школу, если он заболел? Сколько должен весить рюкзак? Главные вопросы (и ответы!) о здоровье школьников — Meduza

Отвечает ли школа за здоровье ребенка с заболеванием?

Нормально ли, что ребенок так часто болеет? Как избежать сколиоза? И что делать, если в школе ребенка травят? «Медуза» отвечает на самые популярные вопросы о здоровье, которые возникают у родителей школьников.

Как защитить ребенка от инфекций?

Вовремя делать прививки и не забывать мыть руки — ничего лучше пока не придумали. Чеснок на шее, маски, безрецептурные иммуностимуляторы, гомеопатические препараты, носимые устройства-блокаторы вирусов, оксолиновая мазь, эхинацея не доказали в качественных исследованиях свою эффективность.

Прививать ребенка в общем случае нужно в соответствии с национальным календарем прививок. Но нужно иметь в виду, что национальный календарь, который утверждается Минздравом, составляют с учетом не только эпидемиологической обстановки, но и финансовых возможностей государства.

Из-за этого некоторые важные прививки туда не попадают, однако их стоит сделать. Например, ребенок, по-хорошему должен быть привит от гепатита A, вируса папилломы человека, ротавирусной и менингококковой инфекции, а также ветрянки.

При желании можно ориентироваться на американский календарь: он более или менее полный.

От гриппа лучше прививаться вакцинами, которые соответствуют стандартам Всемирной организации здравоохранения и не содержат малоизученных иммуностимуляторов. От ОРВИ прививку еще, к сожалению, не создали.

Когда можно сказать, что ребенок болеет подозрительно часто?

В среднем здоровые дети 6–8 раз за год переносят ОРВИ, а некоторые даже чаще. Всемирная организация здравоохранения считает, что это не повод для беспокойства.

Но на самом деле частотность в принципе не очень важна — куда большее значение имеет тяжесть и продолжительность болезни.

Заподозрить у ребенка что-то серьезное, а именно — , можно только если есть как минимум два признака из этого списка.

Если ребенок заболел, когда его можно отправлять в школу?

В большинстве случаев универсального ответа на этот вопрос нет. И если вы отправили ребенка в школу, а потом ему стало хуже, это совсем не значит, что вы поступили неправильно: предсказать такое развитие событий не всегда могут даже врачи. Когда вы принимаете решение, важно ориентироваться на три обстоятельства:

  1. Ребенок должен быть в состоянии учиться.
  2. В школе должна быть такая ситуация, чтобы учитель мог уделить ребенку достаточно внимания и сообщить вам, если тому станет хуже.
  3. У ребенка не должно быть опасного инфекционного заболевания. Американская академия педиатрии считает, что можно не оставлять ребенка дома, если заболевание не очень серьезное. Например, ОРВИ или педикулез (вши). А вот с ветрянкой лучше, конечно, посидеть дома. Если дело в обычной простуде, то ребенок просто должен правильно чихать, кашлять и сморкаться. Чихать и кашлять нужно в бумажной платок, который надо сразу выбросить, а потом вымыть руки. Если платка нет, то можно делать это в локоть. Если чихать или кашлять в ладонь, то потом с ее помощью ребенок легко делится вирусами с окружающими, прикасаясь к разным предметам. Сморкаться тоже надо в бумажный платок.

Как избавляться от вшей? И как от них можно защититься?

Для борьбы со вшами есть несколько средств, но начинать лучше с шампуня, содержащего перметрин. После того, как ребенок вымыл голову, нужно расчесать волосы металлической расческой с частыми зубьями и делать это регулярно в течение 7–10 дней. Чтобы лечение было эффективным, надо строго выполнять эти и другие правила, указанные в инструкции к шампуню.

Никакой особой обработки квартиры не требуется: вши плохо выживают не на человеке. Но все же лучше почистить и постирать при температуре больше 50 °C вещи, которые соприкасались с головой ребенка за пару дней до лечения. Если какие-то вещи нельзя стирать, можно положить их в полиэтиленовый пакет на две недели. Расчески лучше подержать под горячей водой 5–10 минут.

Вши не умеют летать или прыгать — они ползают, поэтому передаются только при прямом контакте. Например, когда люди обнимаются или (гораздо реже) делятся друг с другом расческами и резинками для волос. Поэтому рекомендации по профилактике сводятся к тому, чтобы просто так не делать, если у кого-то в школе нашли вшей.

Сколько должен весить рюкзак, чтобы не вредить ребенку?

Американская академия педиатрии рекомендует следить, чтобы вес рюкзака был не больше 10–20% от веса ребенка, и 10%, конечно, лучше. Из-за перевеса иногда страдает осанка и начинает болеть спина (хотя зависимость тут до конца не установлена) и вообще так легче упасть, например, на лестнице. 

Чтобы рюкзак весил не больше положенного, лучше выбирать тот, что сам по себе весит немного. Лямки должны быть широкими, мягкими и подтянутыми, особенно если рюкзак тяжелый: так легче его нести. Регулярно носить его только на одной лямке очень нежелательно: это создает лишнюю нагрузку. Соответственно, сумки, которые надевают через плечо или на одно плечо, тоже лучше не носить в школу.

Министерство здравоохранения Израиля рекомендует также наклеивать на рюкзаки светоотражающие элементы, чтобы ребенку было безопаснее ходить в темное время суток.

Как помочь ребенку поддерживать осанку?

Для этого должны быть:

  1. Удобное и правильно организованное рабочее место: по ссылке — картинка, как оно выглядит, и описание на английском.
  2. Сильные мышцы, поддерживающие позвоночник: со слабыми тяжело ровно держать спину.
  3. Самоконтроль. Подросткам и взрослым для этого можно использовать компактные носимые электронные устройства, следящие за правильной осанкой — они размером чуть больше пуговицы, прикрепляются к одежде или телу и вибрируют, если человек сутулится.

Чтобы осанка была хорошей, ребенок также не должен подолгу сидеть в асимметричной позе: например, подложив ногу под себя или поставив ее на стул.

Травматолог-ортопед детской клиники «Фэнтези» Илья Зеленкин также отмечает, что нередко сутулость возникает у детей с неоткорректированной близорукостью, то есть у тех, кто не носит очки или линзы.

И еще высоких детей: они часто стесняются, что выше своих сверстников и пытаются казаться меньше.

Если вы заметили нарушение осанки у ребенка, не стоит сразу называть это сколиозом. По сути, это два разных понятия. Сколиоз — заболевание, искривление позвоночника больше, чем на 10 градусов.

Небольшое нарушение осанки — когда лопатки или плечи находятся не на одном уровне или когда ребенок сутулится — по сути, не является заболеванием, хотя и может привести к боли в спине. В любом случае стоит обратиться к врачу, который оценит, насколько все серьезно.

Кстати, скорее всего, доктор рекомендует физические упражнения: это хорошая профилактика болей в спине и у здоровых людей, и у людей со сколиозом. 

Но часто, если родители видят, что у ребенка одно плечо выше другого, они считают, что достаточно носить сумку на другом плече и спина станет ровной. Однако, по словам Ильи Зеленкина, это ничего не изменит. Корректоры осанки (плечевые ремни) не имеют доказанной эффективности.

Сколько ребенку нужно спать?

Это зависит от возраста ребенка. Американская академия медицины сна рекомендует детям с 6 до 12 лет спать 9–12 часов, с 13 до 18 лет — 8–10 часов. Важно также учитывать, что подростки нередко становятся «совами». Это можно назвать особенностью развития. Поэтому Американская академия педиатрии из-за этих особенностей советует начинать уроки не раньше 8:30.

Сколько времени ребенок может проводить у компьютера?

Четких границ нет, и предполагается, что это решение должны принимать родители. Главное — чтобы:

  • ребенок спал столько, сколько нужно, и для этого не стоит позволять ему смотреть в экран за час до сна;
  • активно двигался не меньше часа в день;
  • проводил больше времени на улице и таким образом предотвращал развитие близорукости.

Как сохранить психическое здоровье ребенка?

В первую очередь важно внимательно относиться к тому, что происходит с ребенком, и вовремя прийти на помощь. Имеет смысл внимательнее присмотреться к ситуации, если ребенок:

  • внезапно становится агрессивным, раздражительным, постоянно на взводе;
  • долгое время в подавленном настроении;
  • отдаляется от друзей и родных;
  • часто тревожится;
  • не интересуется тем, чем интересовался раньше;
  • из раза в раз категорически отказывается идти в школу;
  • с трудом концентрируется;
  • стал вялым и апатичным (этот признак легко спутать с обычной ленью);
  • у него появляются новые страхи, например страх темноты у младших школьников. 

Другими словами, любые внезапные негативные изменения в поведении ребенка — это признак того, что в его жизни что-то не так.

Напряженная обстановка в школе (травля, повышенные требования к успеваемости, психологическое давление учителя) может влиять и на физическое здоровье ребенка.

Головные боли, бессонница, ночные кошмары, потеря аппетита или, наоборот, чрезмерный аппетит, атопический дерматит, расстройство желудка (боль, тошнота, тяжесть), ухудшение ситуации с тиками, частые травмы, самоповреждение (когда человек бьет, режет себя, делает ожоги), скрежетание зубами (бруксизм), навязчивые действия (ребенок грызет ногти, выдергивает волосы) и ночная потливость — все это может быть следствием существенного хронического стресса у детей.

Сначала, если вы чувствуете в себе силы, можно попробовать разобраться с ситуацией самостоятельно. Для этого, конечно, нужно понять причину происходящего. Говорить с ребенком необходимо в спокойной атмосфере, без критики и категоричных советов.

По словам психолога детской клиники «Фэнтези» Марии Чурсиновой, многим детям, с которыми она работала по поводу травмы из-за издевательств в школе, родители говорили: «Не обращай внимания», — что было неэффективно и даже вредно.

Гораздо лучше искать решение вместе с ребенком, сочувствовать ему, помогать отстаивать себя и защищать его, где это возможно. Когда человек чувствует, что он может что-то решать сам и что у него есть поддержка, это позволяет гораздо проще справляться со стрессом.

Если проблемы возникли из-за самооценки ребенка, то стоит сосредоточиться на том, что у него получается хорошо, и разрешить ему отвергнуть ту деятельность, где он терпит хронический неуспех.

Важно, чтобы родители подавали адекватный пример своим детям и не боролись со стрессом с помощью алкоголя или компьютера. Нужно показывать детям, что внутренними переживаниями можно делиться с близкими.

Расслабление и неструктурированное времяпрепровождение — это важный способ профилактики психологических проблем и борьбы с ними. Мария Чурсинова советует почаще выкраивать свободное время. Причем отдых может быть самым разным.

К примеру, старшеклассник, даже несмотря на приближающиеся экзамены, имеет право сидеть во дворе с друзьями, гулять в парке или часами смотреть в окно.

Такое поведение не стоит осуждать: отдых и общение полезны для психического здоровья ребенка и помогают мозгу структурировать информацию, а личности — усваивать жизненный опыт.

Если, несмотря на все усилия, ничего не меняется, стоит обратиться к психологу. В школах встречаются хорошие специалисты, которые знают ситуацию изнутри. Но если у психолога недостаточное образование или мало опыта, то лучше довериться профессионалу.

Источник: https://meduza.io/feature/2017/09/10/mozhno-li-otpravlyat-rebenka-v-shkolu-esli-on-zabolel-skolko-dolzhen-vesit-ranets

Можно ли ходить в школу без прививок?

Отвечает ли школа за здоровье ребенка с заболеванием?

Ежегодно родителей просят подписать согласие (или отказ) на прививку. И это не простая формальность. Ставить прививку или нет – дело действительно добровольное. Однако в этом вопросе есть подводные камни.

Отсутствие некоторых прививок становится поводом для отстранения от учебы. Как и во многих других ситуациях, когда право человека вступает в конфликт с требованиями безопасности, – свои права приходится отстаивать, а последней инстанцией, которая может поставить точку при определении приоритетов – является суд. Приведем несколько примеров из практики.

Право на отказ от прививок или право на охрану здоровья

У каждого согласно Конституции есть право на личную неприкосновенность. Любое медицинское вмешательство может быть только добровольными.

Конституция также закрепляет право на охрану здоровья граждан, которое предполагает, что государство предпринимает меры, направленные на предотвращение нездоровья, в том числе на защиту от инфекционных заболеваний.

Государство гарантирует каждому доступность и бесплатное проведение профилактических прививок, которые включены в национальный календарь профилактических прививок и календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям.

Граждане имеют право на отказ от профилактических прививок.

Отсутствие профилактических прививок влечет временный отказ в приеме граждан в образовательные организации и оздоровительные учреждения в случае возникновения массовых инфекционных заболеваний или при угрозе возникновения эпидемий (Федеральный закон от 17.09.1998 N 157-ФЗ “Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»)

Право человека или безопасность окружающих

Классическая дилемма, можно ли ограничивать права человека в общественных интересах. В практике российских и европейских судов этот вопрос решается через оценку соразмерности ограничений и возможной угрозы. Чем выше риски, тем более оправданным являются ограничения.

По российским законам добровольность медицинского вмешательства может ограничиваться:

  1. на основании судебного решения в отношении лиц, страдающих психическими расстройствами и совершивших общественно опасные деяния,
  2. в случаях, когда оставление без медицинской помощи составляет угрозу жизни и здоровью больного,
  3. в случаях, когда заболевание представляет опасность для здоровья окружающих.

Есть еще один важный принцип – права человека могут быть ограничены только в случаях и на основаниях, которые предусмотрены федеральным законом.

В нашем случае Федеральный закон Об иммунопрофилактике инфекционных болезней определил условия ограничения прав граждан, в связи с отказом от прививки достаточно однозначно — это возможно в случае возникновения массовых инфекционных заболеваний или при угрозе возникновения эпидемий.

Но вся беда в том, что далеко не всегда временное отстранение от занятий связано с действительным наличием массовых инфекционных заболеваний. Довольно часто должностные лица легко принимают решение об ограничении прав отдельного лица ради соблюдения инструкций и в интересах безопасности на всякий случай. В таких случаях приходится обращаться в суд.

Примеры из практики

Яркий пример – дело двухлетней давности, в Свердловской области глава Новолялинского городского округа решил бороться с эпидемией гриппа и запретил детям и взрослым без прививок против сезонного гриппа посещать образовательные учреждения. То есть своим постановлением «О мерах по предупреждению распространения ОРВИ и гриппа в эпидемический сезон 2017/2018 года» он фактически закрыл части сотрудников и учащихся доступ в школы.

Тогда после вмешательства прокуратуры соответствующий пункт постановления был отменен. Ключевые положения протеста прокурора остаются актуальными:

  1. Конституцией России устанавливаются общедоступность школьного образования и запрет дискриминации в сфере труда.
  2. Статья 5 Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» устанавливает право граждан на отказ от профилактических прививок.
  3. Органы местного самоуправления в соответствии с действующим федеральным законодательством участвуют в деятельности по здравоохранению, но не наделены полномочиями по установлению запретов для граждан в данной сфере.

То есть наличие прививки от инфекционных заболеваний не может быть условием допуска на места работы или учебы.

История повторилась в январе 2019 года, когда Роспотребнадзор ввел ограничительные меры из-за сложной ситуации с корью и ОРВИ в Екатеринбурге (4 ребенка заболели корью).

Департамент образования администрации Екатеринбурга разослал рекомендации не допускать в школы и детские сады детей, а также педагогов, у которых не проставлены прививки от кори и ОРВИ.

После вмешательства прокуратуры рекомендации были отозваны и детям разрешили свободно посещать образовательные организации.

Почему пермский суд отказал в удовлетворении иска родителей

Решение пермского суда от 29.05.2018 года.

Семья отказалась от прививки Манту, поскольку дочери была противопоказана внутрикожная иммунодиагностика по медицинским показаниям из-за наличия кожного заболевания.

Семья предоставила школьному фельдшеру и директору школы результаты альтернативной платной иммунодиагностики, которая подтвердила отрицательный результат.

Однако, директор школы отстранил ребенка от занятий, также отказался перевести ребенка на заочное обучение или обучение по индивидуальному учебному плану.

Суд посчитал что действия пермской школы являются законными и не являются нарушением прав ребенка. В удовлетворении требований о восстановлении в школе, проведении дополнительных занятий и компенсации морального вреда родителям отказано.

В качестве решающего аргумента приведено Постановление Главного государственн ого санитарного врача по Пермскому краю № 4 от 21.03.2017 г. «Об усилении мероприятий по профилактике туберкулеза среди населения Пермского края на 2017-2019 гг.

», которое предписывает не допускать в детские организации детей, если они были направлены на консультацию в противотуберкулезный диспансер и родители которых не представили в течение 1 месяца с момента поставки пробы Манту заключение врача-фтизиатра об отсутствии заболевания туберкулезом; детей, туберкулинодиагностика которым не проводилась; использовать альтернативные способы обучения детей, не обследованных в установленном порядке.

Почему крымский суд удовлетворил требования родителей и прокуратуры

Решение суда г. Евпатория Республики Крым, от 17.11.2015 года.

Представитель Роспотребнадзора и детской поликлиники просили пересмотреть все медицинские карты и отобрать детей, которые не имеют вакцинации вообще, в том числе против полиомиелита, а также медицинские карты детей, которые имеют одну либо две прививки против полиомиелита.

Также представители Роспотребнадзора и детской клинической больницы сказали издать приказ об отстранении детей, не привитых вакциной против полиомиелита, а также имеющих одну либо две прививки, от образовательного процесса. Управление образования администрации города также порекомендовало выполнять приказ.

Во исполнение распоряжений заведующая детского сада издала приказ об отстранении 15 детей от образовательного процесса.

Отец одного из детей обратился в прокуратуру, которая обратилась в суд в защиту прав родителей. Суд постановил привлечь заведующую детским садом к административной ответственности за нарушение прав на образование в виде штрафа размером 30 тысяч рублей.

Одним из аргументов в суде стало то, что заболеваемость полиомиелитом в территории не регистрируется с 1962 года, город не отнесен к территории массового заболевания граждан полиомиелитом.

Нормы законодательства

  1. Федеральный закон от 17.09.1998 N 157-ФЗ “Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»
  2. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 21 марта 2014 г. N 125н “Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям”
  3. Порядок проведения профилактических прививок согласно национальному календарю профилактических прививок, приведенный в МУ 3.3.1889-04, утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 4 марта 2004 г.

Источник: https://usperm.ru/clarify/mozhno-li-hodit-v-shkolu-bez-privivok

Юр-решение
Добавить комментарий