Обратная сила в административном праве

Обратная сила закона в административном праве примеры

Обратная сила в административном праве

Правовая категория «обратная сила закона» берет свое начало из римского права. И с тех пор ее постулаты остались без изменений:

  1. длящиеся правоотношения должны быть подчинены нормативному акту, который действовал в момент их начала.
  2. закон распространяет свои нормы только на те отношения, которые возникли после его вступления в силу;

В правоприменении предусматривается 2 случая, когда закон всё же будет иметь обратную силу: Обратная сила в уголовном праве — это вариант реализации принципа гуманизма и защиты прав граждан.

В ст. 10 УК РФ указывается на исключения из общего правила, которые распространяются на случаи:

  1. декриминализации деяния;
  2. смягчения наказания;
  3. улучшения положения лица.

Закон же, который, устанавливает преступность деяния или ухудшает положение гражданина, обратной силы иметь не будет никогда.

Таким образом, обратная сила закона направлена на защиту прав гражданина.

Обратная сила закона

Говоря о принципе обратимости закона, стоит начать с того, чтобы дать определение данного понятия.

Придание закону обратной силы является применение нового закона к событию, факту, отношению, имевшим место до его опубликования.

Закон является ретроактивным по своему содержанию без каких-либо указаний на это в самом тексте закона. Путем толкования закона делается вывод, что законодатель хотел придать закону обратную силу. 4) Придание обратной силы закону посредством коллизионных норм.

Лекция 2

Административно-правовые нормы имеют определенные пределы действия во времени, пространстве и по кругу лиц. Действие административно-правовых норм в пределах территории государства обусловлено статусом органа, принявшего соответствующую норму, а также статусом нормативного правового акта, содержащего данную норму.

Так, в соответствии с Конституцией РФ можно обозначить пределы действия: Постановления и распоряжения Правительства РФ действуют на всей ее территории и, согласно ч.

2 ст. 115 Конституции РФ, обязательны к исполнению в Российской Федерации.

Акты федеральных органов исполнительной власти действуют на всей территории РФ, если иное не будет предусмотрено в самих актах.

выступает за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, иными действиями создает угрозу безопасности Российской Федерации или граждан Российской Федерации; финансирует, планирует террористические (экстремистские) акты, оказывает содействие в совершении таких актов или совершает их, а равно иными действиями поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность.

Запрет обратной силы закона

Частный случай применения обратной силы – введение нового налога – это всегда ухудшение положения лица.

Это еще раз подчеркивает то, что обязанности не носят такого естественного характера, что и права. 1) Обязанность платить законно установленные налоги и сборы.

2) Обязанность по защите Отечества. Защита Отечества является долгом и обязанностью каждого гражданина РФ. Хотя в мире существует общая тенденция отказа от срочной воинской службы.

Основания приобретения гражданства по законодательству РФ.

Закон не имеет обратной силы — что это значит, и как это понимать?

Обратная сила в административном праве

Закон обратной силы не имеет – устойчивое выражение, используемое юристами, означающее, что новый законодательный акт не распространяется на отношения, возникшие до его утверждения. Подробнее о данном основополагающем конституционном принципе расскажем в статье.

Что значит закон не имеет обратной силы?

Каждый день принимаются новые законы, которые начинают действовать либо с определенной даты, либо при наступлении определенного события, либо с момента их подписания. Но распространяют ли они свое действие на отношения, которые имели место до принятия нового закона – ведь на тот момент никакого нормативного акта не было?

Ответ на этот вопрос становится очевидным после ознакомления с двумя основными правовыми постулатами.

  1. Согласно первому, закон действует только на те отношения, которые появились после вступления его в силу.
  2. Второй гласит, что если отношения являются длительными (например, продолжительный договор аренды), то они регулируются актом, действующим на момент возникновения отношений (в приведенном примере – при заключении договора аренды).

Между тем, указанные выше постулаты – это лишь общее правило, которое действует далеко не всегда. Законодатель оговаривает и случаи, когда закон имеет обратную силу, т.е. распространяет действие на временной промежуток до его принятия.

Например, в самом нормативном акте может указываться, что он распространяет действие на отношения, которые имели место до его принятия.

Второе исключение касается законов, улучшающих положение лиц, на которых он распространяет действие. Речь идет о случаях отмены статей УК РФ, предполагающих уголовное преследование за различные преступления.

В этом случае преступления, которые совершались до введения в действие до принятия такого закона также декриминализуются.

Аналогичное правило действует в отношении поправок к КоАП РФ, улучшающих положение правонарушителей, либо поправок в Налоговый кодекс РФ.

Конституция РФ об обратной силе закона

Конституция РФ – основной закон страны. В нем содержатся основополагающие правила относительно действия законов России во времени. Такие правила закреплены в ст. 54 Конституции.

По общему принципу закон, который утверждает ответственность за действия или бездействие (хотя ранее такой ответственности не было), либо увеличивает уровень ответственности за действия или бездействие, которые имели место до введения в действие нового закона, не имеет обратной силы. Таким образом, по данному постулату Конституции РФ — закон обратной силы не имеет.

Но существует и второй постулат, который отражен в ч. 2 ст. 54 Конституции РФ.

Никто не должен быть наказан за действия, которые не признавались правонарушением или преступлением в момент их совершения, даже если они признаются неправомерными по новому закону.

Правило дополняется утверждением о том, что если после совершения действий или бездействия ответственность за них упразднена, либо стала более мягкой, на основании нового закона, то применяется исключительно он.

Что значит обратная сила закона применительно к гражданским и уголовным правоотношениям?

Правила применения постулата о том, что закон не действует на ранее возникшие отношения заложена в ГК РФ (ст. 4) и УК РФ (ст. 10).

Согласно п. 1 ст. 4 ГК РФ гражданские нормативные акты не могут иметь обратной силы и действуют только применительно к тем отношениям, которые возникли после их принятия.

Однако в этой же норме указывается на исключение – если в законе прямо указано, что его действие распространяется на ситуации, которые имели место до его принятия, то такие отношения также подлежат регулированию таким законом.

Если же правоотношения длящиеся, и возникли до принятия закона, то после начала его применения они будут урегулированы новым актом (ранее исполненные права и обязанности будут регулироваться по-старому).

Об уголовном законодательстве мы уже упоминали. Согласно ст. 10 УК РФ, если деяние ранее считалось преступным, но новый закон смягчает ответственность или улучшает положение преступника, то новый акт распространяет действие на ранее осужденных лиц. Это касается как лиц, отбывающих наказание, так и уже отбывших его, но не погасивших судимость.

Если же новым законом в ранг преступления возводятся действия, ранее не признававшиеся преступлением, либо ответственность усиливается, то такой закон не имеет обратной силы.

Таким образом, по уголовному законодательству обратную силу имеют только те положения нового закона, которые:

  1. Упраздняют преступность деяния.
  2. Смягчают наказание.
  3. Иным образом делают положение лица, привлеченного к ответственности, лучше.

***

Таким образом положения Конституции РФ, ГК РФ, УК РФ относительно обратной силы действия законодательных норм во многом совпадают. ГК РФ и УК РФ лишь дополняют указанные в Конституции РФ основополагающие принципы.

Источник: https://zakoved.ru/dlya-grazhdan/zakon-ne-imeet-obratnoj-sily-chto-e-to-znachit-i-kak-e-to-ponimat.html

Обратная сила в административном праве

Обратная сила в административном праве

Вместе с тем в ст.2 названного Закона содержится перечень правовых актов различной юридической силы, принятых государственными органами Российский Федерации за период с 1977 по 2001 г., признанных утратившими силу полностью либо частично.

Одновременно внесены изменения в ряд законодательных актов РСФСР, сохранивших свою силу (например, Закон РСФСР от 9 октября 1992 г. «О валютном регулировании и валютном контроле»). Таково действие законодательства об административных правонарушениях (включая и производство по ним) во времени.

Что же касается его действия в пространстве, то имеется в виду территориальный фактор: место совершения административного правонарушения и производства по нему.

Обратная сила закона в административном праве

Важное значение имеет тот факт, что никто не может нести административную ответственность за действия (бездействие), не признаваемые правонарушением в момент совершения.
Этот принцип нашел свое выражение в Федеральном законе «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» в виде правовой нормы, в соответствии с которой с 1 июля 2002 г.

прекращаются находящиеся в производстве уполномоченных судей, органов, должностных лиц дела об административных правонарушениях, не признающихся таковыми в связи с утратой силы законов и иных нормативных правовых актов на основании названного Закона, либо дела, по которым истек срок давности привлечения к административной ответственности (см.
ст.4.5 КоАП РФ). С 1 июля 2002 г.

Вас рф разъяснил, как применять обратную силу закона

В ч.2 ст.1.7 КоАП РФ в сфере применения законодательства об административных правонарушениях закреплен конституционный принцип, в соответствии с которым закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность либо иным образом улучшающий положение правонарушителя, имеет обратную силу.

Это означает, что подобного рода меры действуют, например, при установлении менее строгого административного взыскания либо его отмены, при исключении административной ответственности с отягчающими обстоятельствами (например, повторность совершения правонарушения и т.п.

), при исключении ответственности за ранее наказуемые правонарушения и т.п.

Обратная сила распространяется также на случаи неисполнения постановления о назначении административного наказания до вступления в силу закона, улучшающего положение лица, совершившего административное правонарушение.

Статья 6. обратная сила закона об административных правонарушениях

Вопросы снижения ответственности при производстве по делам об административных правонарушениях на стадии исполнения судебных постановлений (либо постановлений административных органов) волнуют юристов крайне давно.

При этом фактических возможностей реализовать идею снижения ответственности нам предоставляет прямое указание ч.
2 ст. 1.

7 КоАП РФ, согласно которой закон смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение, либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу, и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

КоАП РФ. Ввиду отмены исправительных работ в качестве административного взыскания не подлежат исполнению неисполненные постановления о их наложении.

В соответствии с упомянутым Законом осуществляется также следующее: органы и должностные лица, не уполномоченные ныне рассматривать дела об административных правонарушениях в связи с преобразованием системы федеральных органов исполнительной власти и упразднением некоторых из них, должны передать находящиеся у них дела судьям, органам, должностным лицам, которые уполномочены новым КоАП РФ на рассмотрение таких дел.

Имеются в виду органы регулирования естественных монополий, валютного контроля, государственной регистрации юридических лиц, которые в КоАП РФ РСФСР не были обозначены. 2.

По общему правилу производство осуществляется в порядке, определенном нормативным актом, действующим на момент его проведения, даже если сам факт правонарушения подпадал под юрисдикцию иного нормативного акта.

В указанном случае применение мер ответственности осуществляется в соответствии с предписаниями акта, действовавшего в момент совершения правонарушения, а производство по делу осуществляется по правилам, установленным законом, действовавшим в момент его возбуждения.

Положения настоящей статьи в большинстве случаев можно рассматривать как в качестве общих, так и в качестве переходных, поскольку их реализация имела принципиальное юридическое значение на момент введения в действие КоАП РФ и применения предусмотренных им мер ответственности в отношении уже совершенных правонарушений, находящихся на различных стадиях административного производства.

Источник: http://rusblank.ru/obratnaya-sila-v-administrativnom-prave/

Принципы обратной силы административного правонарушения

Обратная сила в административном праве

Физические лица подлежат ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.

Административное правонарушение и административная ответственность Иными словами, основанием для привлечения лица к административной ответственности могут служить только его противоправные действия (или в ряде случаев — бездействие).

Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения. 2.

Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет. 2.1.

Глава 13. состав административного правонарушения

Внимание Наиболее важным и значимым из указанных положений является применение нормативного акта во времени, поскольку определяет совокупность правоотношений, которые могут быть урегулированы с помощью предписания такого документа.

Принципы обратной силы административного правонарушения Как вид принуждения административная ответственность обладает следующими качествами: — имеет межотраслевую направленность, так как охраняет не только административные, но и налоговые, таможенные, земельные и иные правовые общественные отношения, складывающиеся преимущественно в сфере государственного управления; — проявляется во внешнем государственно-правовом воздействии на сознание и поведение людей в форме ограничений личного, организационного или имущественного характера, т.е.Определите в ст Обеспечение законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением.

Принципы административной ответственности

Федеральному законодателю предписано внести в КоАП РФ необходимые изменения, а впредь до этого установленный оспариваемыми нормами штраф, может быть снижен судом ниже низшего предела санкции соответствующей статьи в случаях, когда это необходимо для недопущения чрезмерного ограничения экономических прав привлекаемых к административной ответственности юридических лиц. По существу, оглашенное Постановление Конституционного Суда РФ сформулирован общий принцип назначения административных наказаний, который должен учитываться судами при рассмотрении любых дел об административном правонарушении.
Вместе с тем, соответствующие изменения должны быть также внесены в текст КоАП РФ, но их скорое появление представляется сомнительным.

Обратная сила административного закона

Обратная сила в административном праве

Традиционно правоприменение как способ реализации административно-правовых норм рассматривают в контексте издания компетентным органом исполнительной власти, должностным лицом или судом определенного правового акта.

Однако, на наш взгляд, необходимо учитывать и еще одну область правоприменения, которое может осуществляться без издания соответствующих актов.

Речь идет о непосредственных фактических действиях, которые вправе осуществлять должностные лица, государственные служащие в рамках полномочий, предоставленных им нормативными правовыми актами.

Наиболее характерным примером таких действий, по нашему мнению, будет применение военнослужащими, сотрудниками органов внутренних дел, другими государственными служащими оружия и специальных средств в порядке, установленном соответствующими законодательными актами.

определение военной службы как вида федеральной государственной службы, содержащееся в ст. б Закона, применяется со дня вступления в силу федерального закона о внесении соответствующих изменений и дополнений в федеральные законы, регулирующие вопросы прохождения военной службы;

В российском праве правило об «обратном бессилии закона» было сформулировано еще в законодательстве Екатерины II и с тех пор последовательно проводилось в жизнь.

Оно было включено в Основные законы: «закон действует токмо на будущее время; никакой закон не имеет обратного действия и сила оного не распространяется на деяния, совершившиеся до его обнародования» (ст. 60). Из общего правила, установленного ст.

60 Основных законов, в качестве исключений предусматривались случаи: «когда в законе именно сказано, что он есть токмо подтверждение и изъяснение смысла закона прежнего; когда в самом законе постановлено, что сила его распространяется на времена, предшествовавшие его обнародованию» (ст. 61).

Напр., согласно ст. 10 УК РФ* уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, т.е. распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в т.ч.

на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость. Уголовный закон, устанавливающий преступность деяния или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

Если новый уголовный закон смягчает наказание, которое отбывается лицом, то это наказание подлежит сокращению в пределах, предусмотренных уголовным законом.

Статья 1

1. При истолковании данной статьи следует учитывать, что в соответствии с ч. 2 ст. 54 Конституции РФ никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением.

Действие законодательства об административной ответственности во время и по месту совершения правонарушения означает, что к нарушителю применяются административные наказания и меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, определенные КоАП: органы государственной власти субъектов Федерации, а также муниципальные органы не вправе устанавливать административные санкции, однако правомочны осуществлять предусмотренные КоАП виды административно-процессуальной деятельности.

Интересное:  Как вернуть налог при покупке квартиры пенсионеру

а) данное правило применяется в отношении постановления о назначении административного наказания, вступившего в законную силу согласно ст. 31.1 КоАП, но не приведенного в исполнение в соответствии со ст. 31.4 КоАП. Таким образом, указанное правило действует также применительно к постановлению, обращенному к исполнению (см. ст. 31.3 КоАП);

Обратная сила закона при назначении административного наказания в свете постановления КС РФ

При этом фактических возможностей реализовать идею снижения ответственности нам предоставляет прямое указание ч. 2 ст. 1.

7 КоАП РФ, согласно которой закон смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение, либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу, и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

Вместе с тем, 25 февраля 2014 года Конституционный Суд РФ провозгласил Постановление по делу о проверке конституционности ряда норм Кодекса РФ об административных правонарушениях, в котором выражена позиция о несоответствии Конституции РФ ряда положения КоАП РФ в той мере, в которой они в системе действующего правового регулирования, не допускающего назначения административного штрафа ниже низшего предела, не позволяют в полной мере учесть характер и последствия правонарушения, степень вины правонарушителя, его имущественное и финансовое положение, а также иные обстоятельства, имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности и тем самым – обеспечить справедливое и соразмерное административное наказание.

Особенности и нюансы обратной силы закона

Обратная сила закона — это распространение нормы, установленной законом, на правоотношения, которые зародились до его принятия. Возможность придания нормативному акту ретроспективного действия используется законодателем для смягчения каких-либо требований или наложения более мягкого наказания, а также в иных случаях.

Исходя из принципов гуманности и справедливости, законодатель установил, что всегда имеет обратную силу закон, смягчающий положение лица, привлекающегося к уголовной ответственности.

Это касается объема наказания, декриминализации и др. аспектов (ст. 10 УК РФ). Аналогичные нормы есть в ст. 5 НК РФ, ст. 1.7 КоАП РФ. Применение смягчающих норм допускается ФЗ «О таможенном регулировании в РФ» от 27.11.

2010 № 311-ФЗ (ч. 2 ст. 6).

Какой закон имеет обратную силу на территории РФ и как его определить

В остальных сферах права: гражданской, гражданско-процессуальной, налоговой и так далее – закон зачастую обратной силы не имеет. Подобное явление связано, в первую очередь, с тем, что принятие ретроактивных законов сильно усложнит все правоотношения, начавшиеся до их принятия, и в целом усугубит положение дел для субъектов конкретного права.

Обратная сила закона или ретроактивность закона – это явление, при котором принятый в определенный момент закон распространяется и на те правоотношения, что возникли до его принятия. Возможность существования обратной силы закона в конкретном государстве определяется его Конституцией и прочими кодифицированными актами.

Какой закон имеет обратную силу

обратная сила закона означает распространение закона со дня его вступления в силу на те случат и те обстоятельства , которые имели место до его вступления в силу. Принцип права «закон обратной силы не имеет» относится к числу неопровержимых положений (юридических аксиом) юридической теории и практики.

Интересное:  Если потерял стс что делать

1) в силу прямого указания закона. При этом обратное действие закона всегда специально оговаривается в этом законе либо в акте (постановлении) о введении его в действие (например, ст. 10 УК РФ). Согласно п. 2 ст. 4 ГК РФ и ст.

10 Федерального закона о введении в действие части первой Гражданского кодекса РФ гражданское законодательство применяется также к правам и обязанностям, которые возникли хотя и после введения его (ГК) в действие, но на основе существовавших до этого момента правоотношений;

Кодекс Республики Беларусь об Административных ПравонарушенияхСтатья 1

В соответствии с требованиями ст. 15 Конституции РФ законы подлежат официальному опубликованию, а неопубликованные законы не применяются.

Под законодательством, подлежащим применению в отношении лица, совершившего административное правонарушение, нужно понимать как нормы статей Особенной части Кодекса, так и нормы его Общей части, поскольку они также влияют на решение вопроса об ответственности лица, совершившего административное правонарушение.

1 ст. 12.8 КоАП РФ в части, предусматривающей ответственность за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, определяемом как наличие в выдыхаемом воздухе чистого этанола в концентрации менее 0,16 мг/л.

Вместе с тем, 25 февраля 2014 года Конституционный Суд РФ провозгласил Постановление по делу о проверке конституционности ряда норм Кодекса РФ об административных правонарушениях, в котором выражена позиция о несоответствии Конституции РФ ряда положения КоАП РФ в той мере, в которой они в системе действующего правового регулирования, не допускающего назначения административного штрафа ниже низшего предела, не позволяют в полной мере учесть характер и последствия правонарушения, степень вины правонарушителя, его имущественное и финансовое положение, а также иные обстоятельства, имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности и тем самым – обеспечить справедливое и соразмерное административное наказание. Федеральному законодателю предписано внести в КоАП РФ необходимые изменения, а впредь до этого установленный оспариваемыми нормами штраф, может быть снижен судом ниже низшего предела санкции соответствующей статьи в случаях, когда это необходимо для недопущения чрезмерного ограничения экономических прав привлекаемых к административной ответственности юридических лиц. По существу, оглашенное Постановление Конституционного Суда РФ сформулирован общий принцип назначения административных наказаний, который должен учитываться судами при рассмотрении любых дел об административном правонарушении . Между тем, поскольку предметом рассмотрения Конституционным Судом РФ были лишь конкретные нормы КоАП РФ, а сформулированная им позиция не может сама по себе носить ущемляющий конституционные права характер .

Обратная сила в административном праве

Следовательно, решение о привлечении к административной ответственности (постановление о назначении административного наказания) за правонарушение, допущенное до 1 июля 2002 г., не может быть вынесено судом (иным уполномоченным органом) после вступления в силу КоАП РФ, если ответственность за соответствующее правонарушение им не установлена.

В разделе Прочие юридические вопросы на вопрос Обратная сила КОАП заданный автором ARTEM лучший ответ это Помимо статьи 1.7 пункта 2 КоАП РФ, еще нужно обязательно учитывать еще и статью 31.7.Статья 31.

7 Прекращение исполнения постановления о назначении административного наказанияСудья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление о назначении административного наказания, прекращают исполнение постановления в случае:1) издания акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;2) отмены или признания утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное;Т.

30 Июл 2018      yslygiur         427      

Источник: https://urist-yslugi.ru/test_category/obratnaya-sila-administrativnogo-zakona

Принципы обратной силы административного правонарушения

Принципы обратной силы правонарушения § 2. Таким основанием является совершение правонарушения, то есть совершение такого деяния, которое предусмотрено законодательством об административном правонарушении в качестве такового.

Задачи и принципы законодательства об Кодекс Российской Федерации об от 30 декабря 2001 г.

Статья 1.7. Действие законодательства об правонарушениях во времени 1. Сущность и ее принципы Во всех случаях ответственность за административные правонарушения наступает перед государством, которое устанавливает полномочия органов (должностных лиц) по рассмотрению дел об этих правонарушениях и назначению наказаний.

Этим обстоятельством административная сходна с уголовной и отличается от дисциплинарной, а также гражданско-правовой. 76. Задачи и принципы законодательства об право­нарушениях.

Юр-решение
Добавить комментарий