Нужно ли платить налог при займе физ лица юридическому лицу?

О налогообложении заемных средств

Нужно ли платить налог при займе физ лица юридическому лицу?

06.02.2015

Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь информирует, что с 1 января 2015 года вступили в силу изменения в статью 178 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – Налоговый кодекс), предусматривающие в определенных случаях налогообложение подоходным налогом займов, кредитов, полученных гражданами от иных физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, иностранных организаций, не осуществляющих деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство, иностранных индивидуальных предпринимателей.

Важно: налогообложение таких займов, кредитов производится только в случае, если они подлежат указанию в декларации о доходах и имуществе, представленной физическим лицом по требованию налогового органа, либо указаны в пояснениях об источниках доходов, представленных по требованию налогового органа в рамках проверки истребованных деклараций о доходах и имуществе.

Подоходный налог подлежит уплате на основании извещения налогового органа в тридцатидневный срок со дня его вручения. Ставка налога составляет 13 процентов.

Важно: подоходный налог в указанном порядке не исчисляется с сумм займов, полученных от белорусских организаций и индивидуальных предпринимателей, а также кредитов, полученных в белорусских банках и небанковских кредитно-финансовых учреждениях.

При полном погашении (возврате) займов, кредитов уплаченный подоходный налог подлежит зачету или возврату лицу, уплатившему налог.

Зачет (возврат) подоходного налога производятся налоговым органом по месту постановки на учет физического лица на основании его заявления и документов, подтверждающих полное погашение (возврат) займов, кредитов, в течение одного месяца со дня подачи заявления о зачете, возврате.

Вместе с тем, при погашении (возврате) займов, кредитов за счет денежных средств, полученных на возвратной или условно возвратной основе от лиц, перерасчет подоходного налога не производится и налог возврату (зачету) не подлежит.

Важно: налоговым органом не исчисляется налог с доходов в виде займов, кредитов, если такие займы, кредиты:1. получены от лиц, состоящих в отношениях близкого родства: супруги, родители (усыновители), дети (в том числе усыновленные, удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка, внуки, прадед, прабабка, правнуки;2.

получены от лиц, состоящих в отношениях свойства: близкие родственники другого супруга, в том числе умершего;

3. полностью погашены (возвращены) и в налоговый орган представлены документы, подтверждающие факт полного погашения (возврата) займов, кредитов. При частичном погашении (возврате) займа, кредита налог исчисляется с непогашенной (невозвращенной) суммы такого займа, кредита.

В отношении порядка декларирования доходов и имущества поясняем, что данный порядок установлен Законом Республики Беларусь от 4 января 2003 г. № 174-З «О декларировании физическими лицами доходов и имущества» (далее – Закон).

Статьей 12 указанного Закона установлено, что декларирование доходов и имущества осуществляется путем представления физическими лицами деклараций о доходах и имуществе по письменному требованию налоговых органов.

Важно: декларация о доходах и имуществе представляется только теми физическими лицами, которым направлено письменное требование налогового органа о ее представлении.

В соответствии со статьей 15 Закона налоговые органы на основании истребованных деклараций о доходах и имуществе осуществляют контроль за соблюдением физическими лицами порядка декларирования, а также контроль за соответствием расходов физического лица полученным им доходам. При установлении превышения расходов над доходами физическое лицо, у которого истребована декларация о доходах и имуществе, обязано по письменному требованию налогового органа в течение тридцати календарных со дня его получения представить пояснения об источниках доходов, за счет которых понесены такие расходы.Резюмируя изложенное, отметим, что уплата налога с сумм полученных займов, кредитов будет осуществляться только при одновременном соблюдении следующих условий:– представление физическим лицом по письменному требованию налогового органа декларации о доходах и имуществе и (или) пояснений об источниках доходов;– указание в такой декларации (либо пояснениях об источниках доходов) займов, кредитов, полученных от иных физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, иностранных организаций, не осуществляющих деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство, иностранных индивидуальных предпринимателей;– займы, кредиты полностью либо частично не погашены (не возвращены); – займы, кредиты получены не от лиц, состоящих в отношениях близкого родства или свойства.Главное управление налогообложения физических лиц

Источник: http://www.nalog.gov.by/ru/news_ministerstva_ru/view/o-nalogooblozhenii-zaemnyx-sredstv-15338/

Физическое лицо выдает займ юридическому лицу

Нужно ли платить налог при займе физ лица юридическому лицу?

На практике часто возникает необходимость привлечения денег от физических лиц юридическим лицам. Для этого используются различные конструкции – “временная финансовая помощь”, “безвозмездная финансовая помощь”, “временные взносы учредителей”.

Если деньги привлекаются на основе возвратности и срочности, такие сделки признаются займом, независимо от того, как они названы в заключенном договоре.

Возможно ли привлечение юридическим лицом займов от физических лиц? Могут ли физические лица получать вознаграждение за эти займы? Какие налоговые последствия влекут такие сделки?

В каких случаях применяется такой заем?

заем юридическому лицу может быть предоставлен:

  • участником (участниками) юридического лица;
  • директором или другим работником;
  • третьим лицом.

в соответствии с пунктом 1 статьи 55 закона республики казахстан “о товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью” членам исполнительного органа тоо запрещается: без согласия общего собрания заключать с товариществом сделки, направленные на получение от него имущественных выгод (включая договоры дарения, займа, безвозмездного пользования, купли- продажи и др.). таким образом, если договор займа влечет выплату вознаграждения директору тоо, то такой договор должен быть утвержден общим собранием участников (единственным участником).

целями привлечения такого займа могут являться:

  • пополнение оборотных средств;
  • оплата по заключенной сделке;
  • погашение имеющейся задолженности.

причины привлечения займов:

  • отсутствуют деньги у самого юридического лица;
  • нежелание передавать деньги юридическому лицу на постоянной основе (например, увеличивать уставный капитал);
  • нежелание платить лишние налоги (при безвозмездной безвозвратной передаче имущества юридическому лицу у последнего возникнет налогооблагаемый доход).

возможен ли такой договор?

В соответствии с пунктом 3 статьи 715 ГК юридическим лицам и гражданам запрещается привлечение денег в виде займа от граждан в качестве предпринимательской деятельности, и такие договоры признаются недействительными с момента их заключения.

Данный запрет не распространяется на случаи, когда заемщиками являются банки, имеющие лицензию уполномоченного государственного органа на прием депозитов, а также на случаи приема денег в обмен на ценные бумаги, выпуск которых зарегистрирован в установленном законодательством порядке. Данная норма послужила основанием для существования распространенной точки зрения, согласно которой юридическое лицо ни при каких условиях не может привлечь заем у физического лица с выплатой вознаграждения последнему. Такую позицию в прошлом иногда занимали и налоговые органы при даче разъяснений.

Однако указанный запрет имеет целью оградить граждан от мошенничества и организации различных “финансовых пирамид”. Привлечение денег в виде займа от граждан в виде предпринимательской деятельности иными словами означает прием депозитов от населения с выплатой вознаграждения, что относится к банковским операциям и требует наличия лицензии.

В настоящее время преобладающей является точка зрения, что указанное ограничение распространяется лишь на случаи использования займа в качестве способа осуществления предпринимательской деятельности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Гражданского кодекса Республики Казахстан (Общая часть) предпринимательство – это инициативная деятельность граждан и юридических лиц, независимо от формы собственности, направленная на получение чистого дохода путем удовлетворения спроса на товары (работы, услуги), основанная на частной собственности (частное предпринимательство) либо на праве хозяйственного ведения государственного предприятия (государственное предпринимательство). Из этого понятия следует, что предпринимательская деятельность носит постоянный и систематический характер. Отсюда следует, что предоставление денег взаймы, не в целях предпринимательской деятельности, даже за вознаграждение, не запрещается. Разовое или эпизодическое привлечение займов не может рассматриваться в качестве предпринимательства и не влечет последствий в виде признания договора займа недействительным.

Такая позиция в настоящее время поддерживается налоговыми органами, (см. например, Письмо Налогового департамента по городу Алматы Министерства финансов Республики Казахстан от 14 января 2010 года № НД-06.1-11/67-ю).

Для юридического лица-заемщика

В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Закона Республики Казахстан “О бухгалтерском учете и финансовой отчетности”, доходы представляют собой увеличение экономических выгод в течение отчетного периода в форме притока или прироста активов или уменьшения обязательств, которые приводят к увеличению капитала, отличному от увеличения, связанного с взносами лиц, участвующих в капитале. При наличии обязанности по возврату полученного займа полученные деньги подлежат признанию в бухгалтерском учете заещика в качестве обязательств, под которыми в согласно пункту 1 этой же статьи Закона понимаются существующие обязанности индивидуального предпринимателя или организации, возникающие из прошлых событий, урегулирование которых приведет к выбытию ресурсов, содержащих экономические выгоды. При возврате предмета займа обязательства будут уменьшены на сумму возврата.
Тким образом, сумма займа, подлежащая возврату, не признается доходом юридического лица-заемщика, и, соответственно, не подлежит включению в совокупный годовой доход в качестве безвозмездно полученного имущества.

Поскольку договором займа предусмотрена выплата вознаграждения, физическое лицо-займодатель получает доход, который должен быть обложен индивидуальным подоходным налогом у источника выплаты по ставке 10% (статья 158 Налогового кодекса Республики Казахстан).

Юридическое лицо в данном случае выступает в качестве налогового агента.

При этом в зависимости от того, является ли займодатель работником юридического лица-заемщика, доходы будут облагаться налогом, как:

  • доходы работника (статья 163 Налогового кодекса);
  • доход физического лица по заключенным с налоговым агентом в соответствии с законодательством Республики Казахстан договорам гражданско-правового характера (статья 168 Налогового кодекса).

Возможен ли такой договор?

В отношении заключения договора о предоставлении займа физическим лицом юридическому лицу без вплаты вознаграждения законодательство, в том числе и статья 715 Гражданского кодекса, ограничений не содержит.

Налоговые последствия по договору займа

Нужно ли платить налог при займе физ лица юридическому лицу?

Физическое лицо по договору займа предоставляет юридическому лицу денежные средства. Рассмотрим, каковы последствия налогообложения доходов, полученных по такому договору.

В соответствии со ст.

 1046 Гражданского кодекса по договору займа одна сторона (заимодатель) передает в собственность другой стороне (заемщику) денежные средства или другие предметы, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодателю такую же сумму денежных средств (сумму займа) или такое же количество предметов того же рода и такого же качества.

Договор займа является заключенным с момента передачи денег или других предметов, определенных родовыми признаками.

Согласно п. 5.2 ст. 5 Налогового кодекса в случае если понятия, термины, правила и положения других актов противоречат понятиям, терминам, правилам и положениям этого Кодекса, для регулирования отношений налогообложения применяются понятия, термины, правила и положения этого Кодекса.

Термин «заем» определен пп. 14.1.267 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса — это денежные средства, предоставляемые резидентами, являющимися финансовыми учреждениями, или нерезидентами, кроме нерезидентов, имеющих офшорный статус, заемщику на определенный срок с обязательством их возврата и уплатой процентов за пользование суммой займа.

В соответствии со ст.

 1 Закона о финансовых услугах финансовое учреждение — это юридическое лицо, которое согласно закону предоставляет одну или несколько финансовых услуг, а также другие услуги (операции), связанные с предоставлением финансовых услуг, в случаях, прямо определенных законом, и внесено в соответствующий реестр в установленном законом порядке.

К финансовым учреждениям относятся банки, кредитные союзы, ломбарды, лизинговые компании, доверительные общества, страховые компании, учреждения накопительного пенсионного обеспечения, инвестиционные фонды и компании и другие юридические лица, исключительным видом деятельности которых является предоставление финансовых услуг, а в случаях, прямо определенных законом, — другие услуги (операции), связанные с предоставлением финансовых услуг. Не являются финансовыми учреждениями (не имеют статуса финансового учреждения) независимые финансовые посредники, предоставляющие услуги по выдаче финансовых гарантий в порядке и на условиях, определенных Таможенным кодексом.

Следовательно, денежные средства, предоставленные физическим лицом юридическому лицу по договору займа, в понимании Налогового кодекса не являются займом, поскольку его могут предоставлять только финансовые учреждения (резиденты).

Вместе с тем плательщиками налога на доходы физических лиц в соответствии с пп. 162.1.1 п. 162.1 ст. 162 Налогового кодекса являются, в частности, физическое лицо — резидент, получающее доходы из источника их происхождения в Украине, налоговый агент.

Доход с источником происхождения из Украины — это любой доход, полученный резидентами или нерезидентами, в том числе от любых видов их деятельности на территории Украины (включая выплату (начисление) вознаграждения иностранными работодателями), ее континентальном шельфе, в исключительной (морской) экономической зоне (пп. 14.1.54 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса).

То есть в понимании Налогового кодекса плательщиком налога на доходы физических лиц является физическое лицо, получившее доход с источником происхождения из Украины.

 Вместе с тем следует отметить, что согласно ст.

 1048 Гражданского кодексазаимодатель имеет право на получение от заемщика процентов от суммы займа, если иное не установлено договором или законом.

Размер и порядок получения процентов устанавливаются договором. Если договором не установлен размер процентов, он определяется на уровне учетной ставки Нацбанка Украины.

При отсутствии другой договоренности сторон проценты выплачиваются ежемесячно до дня возврата займа.

В соответствии с пп. 14.1.206 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса проценты — это доход, уплачиваемый (начисляемый) заемщиком в пользу кредитора в качестве платы за использование привлеченных на определенный или неопределенный срок денежных средств или имущества. В проценты включаются:

  • платеж за использование денежных средств или товаров (работ, услуг), полученных в кредит;
  • платеж за использование денежных средств, привлеченных в депозит;
  • платеж за приобретение товаров в рассрочку;
  • платеж за пользование имуществом согласно договорам финансового лизинга (аренды) (без учета части лизингового платежа, предоставляемого в счет компенсации части стоимости объекта финансового лизинга);
  • вознаграждение (доход) арендодателя как часть арендного платежа по договору аренды жилья с выкупом, уплаченное физическим лицом плательщику налога, в пользу которого уступлено право на получение таких платежей.

Проценты начисляются в виде процентов на основную сумму задолженности или стоимости имущества либо в виде фиксированных сумм.

Платежи по другим гражданско-правовым договорам независимо от того, установлены они в абсолютных (фиксированных) ценах или в процентах суммы договора или другой стоимостной базы, не являются процентами.

В общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход плательщика налога включаются суммы вознаграждений и других выплат, начисленных (выплаченных) плательщику налога в соответствии с условиями гражданско-правового договора (пп. 164.2.2 п. 164.2 ст. 164 Налогового кодекса).

Налоговый агент, понятие которого определено пп. 14.1.180 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса, начисляющий (выплачивающий, предоставляющий) налогооблагаемый доход в пользу плательщика налога, обязан удерживать налог с суммы такого дохода за его счет, используя ставку налога, определенную в ст. 167 этого Кодекса (пп. 168.1.1 п. 168.1 ст. 168 Кодекса).

 Таким образом, проценты, начисленные физическому лицу юридическим лицом по гражданско-правовому договору (договор займа), в понимании Налогового кодекса не будут считаться процентами, поскольку не соответствуют термину «проценты», определенному в пп. 14.1.257 п. 14.1 ст. 14 этого Кодекса. В целях налогообложения такие денежные средства на основании пп. 164.2.2 п. 164.2 ст.

 164 указанного Кодекса следует рассматривать как другие выплаты, которые начислены (выплачены) плательщику налога в соответствии с условиями гражданско-правового договора и будут облагаться налогом по ставке 15 (17)%, определенной п. 167.1 ст. 167 этого Кодекса. При этом юридическое лицо должно выполнить все установленные разделом IV указанного Кодекса функции налогового агента.

Источник: http://www.visnuk.com.ua/ru/pubs/id/7814

Налогообложение НДФЛ процентов по займам предоставленным обществу, а не полученным от общества | Народный вопрос.РФ

Нужно ли платить налог при займе физ лица юридическому лицу?
0 нравится [ 0 ] не нравится [ 0 ]

Налогообложение НДФЛ процентов по займам предоставленным обществу, а не полученным от общества

Нередко работники (или другие граждане Российской Федерации, или лица без гражданства, иностранцы) предоставляют организации процентный заем. При этом лица, предоставившие заем, получают доход в виде процентов по займу.

В данной статье рассмотрим порядок определения налоговой базы по НДФЛ в отношении дохода налогоплательщика, полученного в виде процентов по займу.

Прежде отметим, что заемные отношения оформляются договором займа.

Гражданско-правовые основы договора займа установлены параграфом 1 главы 42 “Заем и кредит” Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 807 ГК РФ по договору займа одна сторона (займодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества. Договор займа считается заключенным с момента передачи денег или других вещей.

Исходя из требований пункта 1 статьи 161 и пункта 1 статьи 808 ГК РФ, если одной из сторон договора займа является юридическое лицо, то договор займа должен быть заключен в письменной форме.

В силу пункта 1 статьи 809 ГК РФ по общему правилу заимодавец имеет право на получение с заемщика процентов на сумму займа в размерах и в порядке, которые определены договором.

При отсутствии в договоре условия о размере процентов их размер определяется существующей в месте жительства заимодавца ставкой банковского процента (ставкой рефинансирования) на день уплаты заемщиком суммы долга или его соответствующей части.

Проценты по договору займа могут выплачиваться в любом согласованном сторонами порядке. Если такой порядок заранее не оговорен, то проценты на основании пункта 2 статьи 809 ГК РФ выплачиваются ежемесячно до дня возврата суммы займа.

В соответствии с пунктом 1 статьи 810 ГК РФ заемщик обязан возвратить займодавцу полученную сумму займа в срок и в порядке, которые предусмотрены договором займа.

В случаях, когда срок возврата договором не установлен или определен моментом востребования, сумма займа должна быть возвращена заемщиком в течение тридцати дней со дня предъявления займодавцем требования об этом, если иное не предусмотрено договором.

В силу пункта 2 статьи 810 ГК РФ сумма займа, предоставленного под проценты, может быть возвращена досрочно с согласия займодавца.

В случае возврата досрочно суммы займа, предоставленного под проценты в соответствии с пунктом 2 статьи 810 ГК РФ, займодавец имеет право на получение с заемщика процентов по договору займа, начисленных включительно до дня возврата суммы займа полностью или ее части (пункт 4 статьи 809 ГК РФ).

По общему правилу сумма займа считается возвращенной в момент передачи ее займодавцу или зачисления соответствующих денежных средств на его банковский счет (пункт 3 статьи 810 ГК РФ).

Налог на доходы физических лиц

Физическое лицо, предоставившее организации заем, получает доход в виде процентов по займу. Данный доход является объектом налогообложения по налогу на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) (подпункт 1 пункта 1 статьи 208 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), статья 209 НК РФ).

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 223 НК РФ определено, что дата фактического получения дохода в виде процентов считается день выплаты такого дохода физическому лицу, выдавшему организации заем. При этом под выплатой дохода следует понимать не только выдачу наличных денежных средств, но и их перечисление на расчетный счет физического лица или по его поручению на счета третьих лиц.

С процентов по займу, предоставленному резидентом Российской Федерации, НДФЛ удерживается по ставке 13% (пункт 1 статьи 224 НК РФ), а с процентов по займу, выплаченных нерезиденту, НДФЛ удерживается по ставке 30% (пункт 3 статьи 224 НК РФ).

Согласно статье 226 НК РФ российские организации, от которых или в результате отношений с которыми физическое лицо, признаваемое налогоплательщиком НДФЛ, получило доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога. Исключение составляют доходы, в отношении которых исчисление сумм и уплата налога производятся в соответствии со статьями 214.3, 214.4, 214.5, 214.6, 226.1, 227 и 228 НК РФ.

Следовательно, организация, которая получила заем от физического лица (в том числе от своего работника) и выплачивает ему проценты, обязана, как налоговый агент исчислить, удержать у заимодавца с этих процентов сумму НДФЛ и уплатить ее в бюджет.

В силу пункта 4 статьи 226 НК РФ удержание НДФЛ производится за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств. При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50% суммы выплаты.

При невозможности удержать исчисленную сумму НДФЛ налоговый агент обязан в течение одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме налога (пункт 5 статьи 226 НК РФ).

В такой ситуации исчисление и уплату НДФЛ налогоплательщик осуществляет самостоятельно в порядке, предусмотренном статьей 228 НК РФ.

Пунктом 2 статьи 230 НК РФ предусмотрено, что по общему правилу налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации за этот налоговый период налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, форматам и в порядке, которые утверждены федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Указанные сведения представляются налоговыми агентами в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или на электронных носителях. Заметим, что при численности физических лиц, получивших доходы в налоговом периоде, до 10 человек налоговые агенты могут представлять такие сведения на бумажных носителях.

Налоговые агенты выдают физическим лицам по их заявлениям справки о полученных физическими лицами доходах и удержанных суммах налога по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (пункт 3 статьи 230 НК РФ).

Напомним, что форма справки № 2-НДФЛ утверждена Приказом ФНС России от 17 ноября 2010 года № ММВ-7-3/611@ “Об утверждении формы сведений о доходах физических лиц и рекомендаций по ее заполнению, формата сведений о доходах физических лиц в электронном виде, справочников”.

Обратите внимание!

Согласно статье 123 НК РФ в случае неисполнения налоговым агентом обязанностей, связанных с удержанием и (или) перечислением НДФЛ, к нему могут быть применены штрафные санкции в размере 20% от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.

При удержании НДФЛ следует помнить, что организация (заемщик) может предоставить своему сотруднику (заимодавцу) стандартные налоговые вычеты, предусмотренные статьей 218 НК РФ. Данный вычет предоставляется в отношении любых доходов налогоплательщика, облагаемых НДФЛ по ставке 13% (пункт 3 статьи 210 НК РФ), к которым, в частности относятся, и проценты по займу.

Стандартный налоговый вычет, согласно статье 218 НК РФ, предоставляется отдельным категориям физических лиц. Причем стандартные налоговые вычеты фактически поделены на две категории, а именно на вычеты:

– предоставляемые самому налогоплательщику;

– предоставляемые на ребенка (детей) налогоплательщика, так называемые “детские” вычеты.

Указанные налоговые вычеты являются фиксированными, применяемыми ежемесячно.

Стандартными налоговыми вычетами, которыми вправе воспользоваться сам налогоплательщик, являются вычеты в размере 3 000 рублей и 500 рублей.

Помимо собственных стандартных налоговых вычетов налогоплательщик может воспользоваться “детскими” вычетами.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 218 НК РФ такие вычеты распространяются на родителя, супруга (супругу) родителя, усыновителя, опекуна, попечителя, приемного родителя, супруга (супругу) приемного родителя, на обеспечении которых находится ребенок, и предоставляются в следующих размерах:

1 400 рублей – на первого ребенка;

1 400 рублей – на второго ребенка;

3 000 рублей – на третьего и каждого последующего ребенка;

3 000 рублей – на каждого ребенка в случае, если ребенок в возрасте до 18 лет является ребенком-инвалидом, или учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте до 24 лет, если он является инвалидом I или II группы.

Налоговый вычет действует до месяца, в котором доход налогоплательщика, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода (в отношении которого предусмотрена налоговая ставка в размере 13%) налоговым агентом, предоставляющим данный стандартный налоговый вычет, превысил 280 000 рублей.

Начиная с месяца, в котором указанный доход превысил 280 000 рублей, налоговый вычет, предусмотренный подпунктом 4 пункта 1 статьи 218 НК РФ, не применяется.

Отметим, что работникам (заимодавцам), которые являются нерезидентами, стандартные налоговые вычеты организация (заемщик) предоставить не вправе (пункт 4 статьи 210 НК РФ).

Рассмотрим на конкретном примере порядок расчета НДФЛ с процентов по займу, предоставленному сотрудником – резидентом Российской Федерации, своей организации.

Пример (цифры условные)

13 января 2015 года единственный учредитель (он же – генеральный директор) ООО “А” предоставил своей организации денежный заем в сумме 300 000 рублей. Указанный заем выдан на 15 дней под 15 % годовых.

Сумма процентов составляет 1 849,32 рубля (300 000 рублей x 15% / 365 дней x 15 дней).

Предположим, что должностной оклад генерального директора составляет 25 000 рублей. Он имеет право на получение стандартного вычета на ребенка в размере 1 400 рублей.

27 января 2015 года организация вернула сотруднику сумму денежного займа и выплатила начисленные проценты.

С суммы процентов удержан НДФЛ в размере: (1 849,32 рубля – 1 400 рублей) х 13% = 58,41 рубля.

28 января 2015 года бухгалтерия ООО “А” перечислила удержанную сумму НДФЛ в бюджет.

Сумма НДФЛ при выплате заработной платы за январь составит 3 250 рублей (25 000 рублей + 1 849,32 рубля – 1 400 рублей) x 13% – 58,41 рубля.

Далее приведем пример расчета НДФЛ с процентов по займу, предоставленному сотрудником – нерезидентом Российской Федерации.

Пример (цифры условные)

Один из учредителей ООО “А” является гражданином Украины и работает в организации коммерческим директором.

Предположим, что 3 февраля 2015 года сотрудник предоставил организации денежный заем в сумме 200 000 рублей. Заем выдан на 15 дней под 15% годовых.

Сумма процентов составляет 1 232,88 рубля (200 000 рублей х 15% / 365 дней х 15 дней).

Допустим, что должностной оклад сотрудника составляет 25 000 рублей.

17 февраля 2015 года организация вернула сотруднику заем и выплатила начисленные проценты.

С суммы процентов удержан НДФЛ в размере: 1 232,88 рубля х 30% = 369,87 рубля.

18 февраля бухгалтерия ОО “А” перечислила в бюджет удержанную сумму НДФЛ.

Сотруднику выплачена заработная плата за февраль месяц 11 марта. По состоянию на 1 марта он не имеет статуса налогового резидента Российской Федерации. При выплате заработной платы удержан налог в сумме 7 500 рублей (25 000 рублей х 30%).

Источник: http://xn--80aefurcfeajeho7k.xn--p1ai/Home/Article/2831

Беспроцентный заем: зачем прислушиваться к юристу?

Нужно ли платить налог при займе физ лица юридическому лицу?

Беспроцентный заем — довольно распространенное в российской экономике явление.

Оно не только распространено среди аффилированных лиц, которые таким образом нередко перераспределяют средства между собой, но и часто фигурирует в отношениях между независимыми хозяйствующими субъектами.

Всех их волнуют налоговые последствия таких сделок: не возникает ли при получении беспроцентного займа внереализационный доход, в виде сэкономленных процентов, который подлежит обложению в обычном порядке?

Согласно действующему законодательству договор займа представляет собой соглашение, в соответствии с которым заимодавец осуществляет передачу заемщику в собственность денежных средств или каких-либо вещей, определенных родовыми признаками. При этом заемщик берет на себя обязательства вернуть заимодавцу сумму полученного займа либо возвратить полученные вещи.

В соответствии со ст. 809 ГК РФ договор займа предполагается беспроцентным, если в нем прямо не предусмотрено иное, в следующих случаях:

  • договор заключен между гражданами на сумму, не превышающую пятидесятикратного установленного законом минимального размера оплаты труда, и не связан с осуществлением предпринимательской деятельности хотя бы одной из сторон;
  • по договору заемщику передаются не деньги, а вещи, определенные родовыми признаками.

Таким образом, договор займа является беспроцентным, когда он не связан с осуществлением предпринимательской деятельности хотя бы одной из сторон. Такие договоры могут быть на практике, но придется доказывать тот факт, что одна из сторон не преследует коммерческой выгоды при заключении данного договора.

При беспроцентном займе вполне допустим досрочный возврат суммы долга, поскольку такой заем не приносит дохода заимодавцу (он заинтересован в скорейшем погашении обязательства).

Но после возврата денег правовые обязательства сторон по договору займа не прекращаются, пока не будут уплачены соответствующие налоги (налоговые последствия здесь разные для физических и юридических лиц).

Юридическое и физическое лицо как заимодавцы не подлежат налогообложению, так как предоставление суммы займа не влечет получения дохода.

Спорным остается вопрос налогообложения заемщика.

Работниками налоговых органов часто излагается мнение, согласно которому у налогоплательщика, получившего беспроцентный заем, возникает внереализационный доход в виде безвозмездно потребленной услуги либо безвозмездно полученного имущественного права.

В обоснование этой точки зрения ее сторонники ссылаются на п. 8 ст. 250 НК РФ, предусматривающий включение в состав внереализационных доходов безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав.

Стоимостная оценка экономической выгоды согласно данной точке зрения должна производиться исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ.

К СВЕДЕНИЮ

Ставка рефинансирования в 2017 г. составляет 9 % годовых (Информация Банка России от 19.06.2017).

Следует заметить, что данная позиция зачастую излагается работниками налоговых органов и воспринимается налогоплательщиками как официальное мнение МНС России. Трудно судить, чем это вызвано, однако документальные подтверждения тому, что подобные доводы исходят из МНС России, пока не приведены.

По договору беспроцентного займа юридическое лицо (компания-заемщик) при передаче денежных средств компанией-заимодавцем получает определенную экономическую выгоду, так как оно получило средства и использовало их в своей экономической деятельности.

Данные средства не попадают под определение «налогооблагаемая база» (п. 10 ст. 251 НК РФ). В этом случае юридическое лицо (компания-заимодавец) не уплачивает налоги с образовавшегося дохода. Таким образом, оно не уплачивает ни НДС, ни налог на прибыль.

Ситуация с физическим лицом — заемщиком совершенно иная. Если физическое лицо берет заем у физического лица, то оно также не должно платить никаких налогов. Если заем физлицу (например, своему сотруднику) выдала организация, то именно она будет являться налоговым агентом по НДФЛ в отношении дохода в виде материальной выгоды. Следовательно, организация должна будет (ст. 226 НК РФ):

  • ежемесячно рассчитывать доход в виде материальной выгоды и НДФЛ с него;
  • удерживать налог из ближайших денежных выплат физлицу;
  • перечислять удержанный налог в бюджет;
  • по итогам года подавать на физлицо справку 2-НДФЛ.

Если денежные доходы физлицу не выплачиваются и удержать налог не из чего, то по окончании года не позднее 1-го марта нужно сообщить в ИФНС о невозможности удержать налог (п. 5 ст. 226 НК РФ).

Начиная с января 2016 г. материальная выгода по беспроцентным займам рассчитывается по следующей формуле (подп. 1 п. 1, п. 2 ст. 212 НК РФ):

Материальная выгода на последнее число = Сумма займа × 2/3 ключевой ставки ЦБ, действующей на последнее число месяца × Количество календарных дней пользования займом в месяце / 365 (366).

Количество дней пользования займом рассчитывают:

  • в месяце, когда заем выдан, — со дня, следующего за днем выдачи займа и по последнее число месяца;
  • в месяце, когда заем погашен, — с первого числа месяца по день погашения займа;
  • в остальных месяцах — как календарное число дней в месяце.

Беспроцентные займы между двумя юридическими лицами возможны, но они не должны быть постоянными. В противном случае у компании-заимодавца может возникнуть проблема такого характера, как незаконная банковская деятельность.

Образует ли доход получение налогоплательщиком беспроцентного займа?

Утверждения об образовании внереализационного дохода у налогоплательщика, получившего беспроцентный заем, помимо рассуждений о безвозмездном получении им имущественного права либо услуги нередко аргументируются ссылками на ст.

41 НК РФ. При этом акцент делается на возникновении у заемщика экономической выгоды, которая согласно данной статье определяет термин «доход».

Однако не всегда учитывается, что механизм оценки экономической выгоды заемщика фактически отсутствует.

Главное при заключении договора беспроцентного займа между двумя юридическими лицами — доказать, что предоставляемый заем не является финансовой услугой.

Услугойдля целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

В данном определении содержится один из обязательных признаков услуги — реализация результатов деятельности.

В отношении беспроцентных займов этот признак не соблюдается, так как деятельность заимодавца завершается в тот момент, когда заем передан, а заемщик потребляет результаты деятельности лишь после ее окончания. Поэтому считать беспроцентный заем финансовой услугой в целях налогообложения нельзя.

На практике при заключении договора беспроцентного займа между юридическими лицами, по мнению налоговых органов, у заемщика возникает налогооблагаемый доход по налогу на прибыль в виде права безвозмездного пользования чужими денежными средствами (безвозмездно полученная услуга). Но арбитражная практика признает такую позицию налоговых органов неправомерной.

Как известно, в соответствии с гл. 25 НК РФ любые проценты (полученные по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам) в силу требований п. 6 ст. 250 НК РФ относятся к внереализационным доходам.

Если рассматривать выдачу займа как услугу, а проценты по займу как плату за услугу, то в таком случае проценты должны рассматриваться в качестве дохода от реализации услуги.

Однако, как было указано выше, случаи, когда доходы в виде процентов для целей обложения налогом на прибыль учитывались бы в составе доходов от реализации, по НК РФ невозможны. Поэтому говорить о выдаче займа как об услуге неправомерно.

При разрешении спорных вопросов необходимо учитывать арбитражную практику. Следует отметить, что судебные органы не рассматривают заем в качестве услуги.

Источник: https://www.profiz.ru/peo/article_besprocent/

Юр-решение
Добавить комментарий