Нужно ли мне опасаться, если вызывают в страховую компанию?

Каждое четвертое ДТП оформляется по европротоколу без ГИБДД

Нужно ли мне опасаться, если вызывают в страховую компанию?

Автовладельцы привыкли оформлять ДТП по старинке, вызывая ГИБДД /С. Портер

Попавшие в ДТП автовладельцы имеют право оформлять мелкие ДТП для получения страховки по ОСАГО по упрощенной схеме – самостоятельно без участия сотрудников ГИБДД (европротокол). Правда, воспользоваться этим можно не во всех случаях.

Европротокол применятся, если в ДТП участвует не более двух автомобилей, оба водителя имеют действующий полис ОСАГО, происшествие обошлось без ущерба жизни и здоровью людей, а также имуществу третьих лиц (например, дорожным ограждениям).

Кроме того, у участников ДТП не должно быть разногласий относительно виновника аварии и всех ее обстоятельств.

Если любое из этих условий не соблюдено, участники аварии не могут оформить ДТП по европротоколу. В этом случае необходимо вызывать сотрудников ГИБДД и выяснять обстоятельства аварии с их помощью.

Для европротокола действует прямое возмещение убытков – потерпевший должен обращаться за возмещением только в ту страховую компанию, где он приобрел полис ОСАГО.

Чтобы европротокол сработал и страховка не уплыла из рук, необходимо при оформлении ДТП соблюдать ряд важных правил.

Если вы оказались в небольшом ДТП, после включения аварийки и установки знака первым делом надо проверить полис ОСАГО второго участника.

«Сейчас выросло число поддельных полисов ОСАГО, поэтому мы рекомендуем прямо на месте ДТП проверять действительность полисов по их номерам на сайте Российского союза автостраховщиков (РСА)», – говорит юрист юридической компании «Главстрахконтроль» Инна Жаврид. Если он недействителен, сразу вызывайте ГИБДД – европротоколом пользоваться нельзя.

Второй важный момент – максимально точная документальная фиксация места и последствий ДТП с помощью фото- и видеосъемки.

Для европротокола требуется четкое соблюдение правил составления извещения о ДТП, предупреждает Михаил Барышев, руководитель дирекции по урегулированию убытков «Либерти страхования».

Поэтому юристы настоятельно рекомендуют заполнять их максимально точно – в какой-то момент неверно заполненный пункт, неполная (без дорожной разметки) схема ДТП, отсутствие подписи на одной из сторон бланка могут послужить поводом для отказа в выплате (см. врез).

Лимит выплат по европротоколу в ОСАГО в целом по стране сейчас составляет 50 000 руб. По данным РСА, порядка 80% убытков в ОСАГО укладывается в эту сумму.

Но на территории Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга или Ленинградской области с октября прошлого года действует так называемый безлимитный европротокол – т. е. на всю сумму покрытия по имуществу в рамках ОСАГО, или 400 000 руб.

Однако, чтобы воспользоваться им, нужны дополнительные средства фиксации ДТП с помощью системы, которая может контролировать движение автомобиля, его местонахождение так, что эти данные не могут быть изменены (некорректируемые данные).

Например, с помощью технологий глобальных спутниковых навигационных систем.

Извещение о ДТП заполняют шариковой ручкой оба водителя – каждый свою колонку на лицевой стороне. Затем документ разделяется на листы и каждый водитель ставит по две подписи – под «Информацией» и под «Согласием». Подпись на оборотной стороне ставит водитель, у которого остается данный экземпляр протокола.

В протокол заносятся персональные данные каждого водителя, идентификационные данные транспортных средств, обстоятельства ДТП. Особое внимание уделите схеме ДТП: на ней должны быть обозначены улицы, дорожные знаки и разметка, направления движения машин, отмечены места повреждений обоих автомобилей.

Европротокол нужно отправить в свою страховую компанию в течение 5 рабочих дней с момента ДТП; в течение 15 дней нельзя ремонтировать автомобиль без согласия страховщика.

«Страховщики не могут отказать в возмещении по безлимитному европротоколу, если человек предоставляет фото- и видеосъемку с места ДТП и некорректируемые данные об обстоятельствах ДТП с координатами места происшествия – их позволяют получить, например, системы мониторинга «Цезарь сателлит», «Глонасс» и др. Если в автомобиле не установлена мониторинговая система, то возмещение свыше 50 000 руб. можно получить только по справке из ГИБДД», – поясняет исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев.

По его словам, с лета автомобилисты могут воспользоваться для фиксации ДТП приложением РСА «ДТП европротокол», которое можно заранее скачать в Google Play и App Store. В нем фотографии автоматически загружаются в информационную систему РСА и привязываются к договору ОСАГО. Приложение скачивалось уже около 100 000 раз, но пользуются им пока нечасто, сообщает Уфимцев.

«Система некорректируемой фиксации еще несовершенна, поэтому своим клиентам при значительных повреждениях автомобилей в ДТП мы рекомендуем вызывать сотрудников ГИБДД», – говорит Жаврид.

Если после оценки повреждений в ДТП где-то в регионе окажется, что автомобилю требуется ремонт, скажем, на 56 000 руб., страховая компания не откажет в выплате, но ограничит ее установленной для европротокола суммой.

«При значительной сумме ущерба мы выплачиваем страховое возмещение в объеме установленного европротоколом лимита», – указывает Андрей Чечелов, директор департамента экспертизы и урегулирования убытков СК «Согласие».

«Недостающую сумму можно попробовать получить с виновника ДТП. Но если он откажется добровольно оплатить разницу, то шансов взыскать средства по суду немного, – предупреждает Жаврид.

– Согласно постановлению январского пленума Верховного суда по ОСАГО, которому должны следовать все суды, не подлежит удовлетворению иск к страховщику или виновнику ДТП о возмещении вреда на сумму, превышающую предельный размер страховой выплаты в рамках лимита европротокола.

К тому же потерпевший, получивший возмещение в рамках европротокола, не вправе предъявлять дополнительные требования о возмещении вреда».

Представители страховых компаний рассказывают, что количество обращений за возмещением после ДТП по европротоколу растет от месяца к месяцу. По данным РСА, доля убытков в ОСАГО, урегулированных без вызова представителя ГИБДД на место происшествия, увеличилась с 11–12% на 1 июля 2015 г.

(когда вступили в силу поправки в правила дорожного движения, обязавшие водителей после фото- и видеофиксации ДТП освобождать проезжую часть при создании препятствий движению других автомобилей) до 24,6% на конец октября.

Причем, по словам страховщиков, практически все обращения за возмещением по европротоколу касаются убытков до 50 000 руб.

Европротоколов могло бы быть больше, но автовладельцы пока опасаются остаться без выплаты, если оформят ДТП без ГИБДД.

Сотрудник департамента автострахования крупной компании добавляет: «У людей нет устройств для того, чтобы предоставлять информацию в некорректируемом виде, как того требует закон, чтобы пользоваться расширенным европротоколом. Мы еще ни разу не платили возмещения выше 50 000 руб. по европротоколу – никто и не обращается».

По мнению страховщиков, многие из клиентов воздерживаются от его использования, поскольку боятся на глаз неверно оценить ущерб. Кроме того, многие водители привыкли оформлять аварии по старинке, считает Денис Макаров из «Альфастрахования».

Источник: https://www.vedomosti.ru/finance/articles/2015/11/06/615757-kazhdoe-chetvertoe-dtp-oformlyaetsya-evroprotokolu-gibdd

Европротокол: применять или не рисковать?

Нужно ли мне опасаться, если вызывают в страховую компанию?

Когда случается ДТП, важно не пропустить ни одного шага по оформлению происшествия. Рассказываем по порядку.

Итак, после ДТП одно из первых решений, которое нужно принять, — как его оформлять: с привлечением сотрудников ГИБДД или без них (в упрощенной форме), ехать ли в отделение или сразу в страховую.

Часто, впрочем, это решение принимают за водителей — «гаишники» все чаще отказываются выезжать на аварии без человеческих жертв (если нет ущерба здоровью и жизни людей).

Если кто-то пострадал, сотрудник ГИБДД выехать обязан, а европротокол оформить невозможно.

Имеют ли правоохранители право игнорировать ДТП без жертв? В теории — нет: если попавший в аварию настаивает на приезде сотрудника ГИБДД, тот должен выехать на место происшествия.

На практике, однако, они даже на серьезные ДТП выезжают через 5—6 часов — однажды мы из окна офиса наблюдали много часов столкнувшиеся на перекрестке автомобили, один из них был буквально всмятку.

ГИБДД появилась после обеда, хотя все случилось до начала рабочего дня.

По статистике Российского союза автостраховщиков (РСА), в ноябре 2018 года доля происшествий, оформляемых в упрощенной форме, превысила 50%, хотя в январе 2017 года составляла всего 32%. И вряд ли это все добровольные решения попавших в аварию, так как с европротоколом можно «попасть».

Что нужно знать, принимая решение, дожидаться ГИБДД или оформлять европротокол?

Главное, что нужно выяснить, — есть ли у обоих участников действующий полис ОСАГО. Сделать это можно, либо введя данные полиса на сайте РСА, либо через мобильное приложение «ДТП. Европротокол», разработанное РСА именно для этих целей. Наличие полисов «автогражданки» у всех участников столкновения является вторым непременным условием применения европротокола при отсутствии жертв.

Третий важный момент — сумма ущерба автомобилю пострадавшего. В определении суммы ущерба и кроется главная опасность: нужно «вписаться» в отведенный упрощенной формой лимит. Далеко не всегда можно на глаз оценить стоимость ремонта, к тому же могут быть скрытые повреждения, которые выявятся только на СТО.

Так что при наличии сомнений лучше все-таки вызвать работников ГИБДД и подождать их, пусть даже полдня. А вот автомобиль с дороги лучше убрать, чтобы не получить штраф за загромождение проезжей части.

Только не забудьте предварительно зафиксировать все произошедшее, в том числе с помощью камер смартфонов и в извещении, где нужно обязательно зарисовать положение машин на дороге.

Нервопротокол

Будучи водителем с двадцатилетним стажем, я, к своему стыду, лишь недавно выучила, что делать, если попала в аварию. Вызывать ли ГАИ? Ждать ли инспектора? Звонить ли в страховую, если ты не виновата? Но положение обязывает — пришлось идти учиться.

Если вы понимаете, что удар был не сильным, например слегка помято крыло или поцарапан бампер, то смело оформляйте «упрощенку». А если повреждения явно серьезные, то лучше не рисковать. Точнее оценить стоимость ремонта (страховую сумму) можно на сайтах станций техобслуживания или позвонив знакомому автослесарю.

Стоит иметь в виду, что с 1 июня 2018 года вступили в силу новые условия оформления ДТП по европротоколу, расширяющие лимит стоимости ущерба с 50 тыс. до 100 тыс. рублей по всей стране. В Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях проводится эксперимент с «безлимитным европротоколом» (в рамках 400 тыс.

рублей, отведенных по закону об ОСАГО на возмещение по «железу»). Однако стоит иметь в виду, что непременным условием «безлимитности» в этих четырех регионах является фотофиксация обстоятельств без возможности внесения в данные изменений (есть соответствующие требования Банка России).

Обстоятельства ДТП в теории могут быть зафиксированы либо с помощью устройств контроля «ЭРА-ГЛОНАСС», которые пока не функционируют, либо с помощью мобильного приложения РСА «ДТП. Европротокол», которое Банк России в прошлом году разрешил применять.

Приложение поможет проверить полисы участников, а также даст рекомендации, какие фото необходимо сделать для фиксации обстоятельств ДТП. Эксперты советуют обязательно делать фотографии таким образом, чтобы была привязка к местности — номер дома с названием улицы или неперемещаемые объекты.

Приложение лучше скачать заранее. Делать это после аварии, находясь в состоянии шока, гораздо сложнее. К тому же сигнал Интернета может быть слабым или вовсе отсутствовать в нужное время в нужном месте. Заблаговременно стоит запастись и бланками извещений о ДТП, которое стороны обязаны заполнить и отправить в страховую компанию в любом случае.

Эти бланки выдаются страховщиком вместе с полисом, также их можно скачать на сайте любой страховой компании. Однако с июня прошлого года бланки несколько изменились: в них появилось место для записи разногласий об обстоятельствах ДТП, если таковые имеются у участников.

Теперь европротокол можно оформить и при наличии разногласий, но нужно иметь под рукой правильные бланки.

В будущем планируется отказаться от бумажных бланков — в 2019 году ожидается выход постановления правительства РФ, которое даст старт эксперименту по использованию электронного извещения в ряде регионов России.

Процедура проверки и заполнения извещения станет более простой и надежной: идентификация участников ДТП — пользователей мобильного приложения будет проводиться на основании регистрационных записей водителей на Едином портале государственных услуг. Итоги этого эксперимента будут анализироваться только в 2020 году, сообщал РСА.

Полностью переход на электронные извещения произойдет еще позже, так что пока запасаемся правильными бумажными бланками.

С сентября 2019 года появится еще один способ фиксации — запланирован запуск второго «легитимного» мобильного приложения «Помощник ОСАГО», которое разработано Банком России, сейчас происходит его передача Российскому союзу автостраховщиков. Об этом заявил недавно IT-директор РСА Алексей Самошин.

В течение какого-то времени приложения будут работать параллельно, однако впоследствии РСА планирует сформировать единое мобильное приложение для оформления электронного извещения по европротоколу, на которое будут ориентироваться участники страхового рынка.

Существующие приложения страховщиков, помогающие оформить европротокол, скорее всего, будут интегрированы с приложением РСА.

В 2019 году должны наконец заработать и устройства контроля «ЭРА-ГЛОНАСС», которые будут еще более надежны, чем приложение.

Использование таких устройств открывает большие перспективы, поскольку они позволяют не только надежно фиксировать и передавать в РСА и в компанию данные о ДТП.

«ЭРА-ГЛОНАСС» также фиксирует телематические данные, которые позволят страховщикам оценить стиль вождения водителя и дать ему справедливый индивидуальный тариф по ОСАГО и по автокаско.

«​Жертв нет? Разбирайтесь сами!»

С 1 июня вступают в силу новые условия оформления ДТП по европротоколу, облегчающие жизнь сотрудникам дорожной инспекции — они смогут еще чаще отказываться от выезда на место происшествия.

Итак, что необходимо сделать при ДТП:

1. Убедиться, что все живы и здоровы.

2. Проверить полисы ОСАГО участников ДТП.

3. Сфотографировать (лучше через приложение РСА) автомобили и место происшествия с разных сторон. Если есть приложение, то надо, следуя инструкциям, заполнить формы и отправить их в РСА. Он передаст данные в компанию.

4. Заполнить бумажные извещения, зарисовав картинку на дороге, внеся данные обоих водителей и обеих машин. Описать разногласия относительно произошедшего, если они есть. На каждом из двух бланков (обычно они самокопирующиеся) должны стоять обе подписи участников ДТП.

5. Сообщить страховщику о случившемся.

6. Оценить приблизительно сумму ущерба. Если она меньше 100 тыс. рублей (400 тыс.

рублей для четырех экспериментальных регионов при наличии устройств «ГЛОНАСС» или приложения РСА), можно не вызывать ГИБДД и спокойно разъезжаться. Если есть опасения, что сумма больше, — ждать ГИБДД, настаивая на их приезде.

Самая распространенная ошибка — поехать в отделение в надежде, что они выдадут протокол о ДТП там, без выезда на место. Не выдадут. Не имеют права.

7. Если остановились на европротоколе, то спокойно разъезжаетесь, подписав бумаги. Важно в установленный срок — в течение 15 рабочих дней — отнести извещение в страховую компанию. Даже в том случае, если вы все отправили через приложение РСА.

8. Если европрокотол по каким-либо параметрам может не подойти, ждете ГИБДД — до победного, не стесняясь названивать и напоминать о себе.

Источник: https://www.banki.ru/news/columnists/?id=10881712

Разумные опасения. Почему страхование непопулярно у россиян | Финансы и инвестиции

Нужно ли мне опасаться, если вызывают в страховую компанию?

«Пока гром не грянет, мужик не перекрестится». Идти вслед за событиями, полагаясь на авось, — стереотипная особенность русского менталитета. Иностранцы в этом плане гораздо предусмотрительнее и без страховки шага не сделают. В западных странах на каждую семью в среднем приходится до 10 страховых полисов по различным программам.

Россияне не очень активно пользуются помощью страховщиков, и многие риски взгромождают на свои собственные плечи. При этом каждого могут подстерегать случайные, совершенно непредсказуемые события: транспортные аварии, взрывы, пожары и затопления, которые уничтожают объекты инфраструктуры, производства, другое имущество и приводят к тяжелым финансовым потерям.

Привычное течение жизни могут осложнить и менее глобальные события. Соседи сверху залили квартиру, злоумышленники угнали машину, внезапная травма и потеря трудоспособности — неприятная ситуация может случиться с каждым. Страхование является мощным механизмом защиты интересов от непредвиденных убытков и расходов, бремя которых возьмет на себя страховая компания.

Пожар, произошедший в октябре 2017 года в торговом центре «Синдика», причинил владельцу здания ущерб более чем 5,5 млрд рублей. Потери же арендаторов составили порядка 6 млрд рублей, не считая упущенную прибыль. При этом тариф на страхование подобного имущества составляет менее 0,1% от его стоимости.

Таким образом, арендатор небольшого павильона в торговом центре за 1 млн рублей своих товарных запасов мог бы заплатить страховую премию размером около 1000 рублей в год. Всего несколько тысяч рублей в год за страховку позволили бы этим бизнесменам возместить ущерб своему товару на миллионы.

Миф № 2. «Все страховые компании жулики»

С одной стороны, недоверие россиян к страховщикам обусловлено тем, что механизм работы системы страхования не понятен населению.

Невысокий уровень культуры потребления, собственной финансовой грамотности, незнание нюансов, связанных со страхованием, невнимательное изучение договора и, как следствие, проблемы получения возмещения при наступлении страховых событий формируют негативное мнение у потребителя о страховщиках.

С другой стороны, ряд игроков страхового рынка действительно пользуются недостаточной грамотностью потребителей, зарабатывая на их пробелах в знаниях. Дополнительный негативный отпечаток на восприятие страховых услуг оставила ситуация с ОСАГО — самым массовым видом страхования в России. Рынок захлестнул зашкаливающий уровень мошенничества предприимчивых сограждан и недобросовестных юристов.

Только за первое полугодие 2017 года размер страхового возмещения, взысканного со страховых компаний автоюристами, составил около 8 млрд рублей.

В большинстве случаев они действуют вне рамок правового поля: фальсифицируют ДТП, вводят в заблуждение и спекулируют доверием водителей, злоупотребляют правосудием.

Противостояние страховщиков и автоюристов длится не один год, вызывая большой резонанс в профессиональном сообществе.

В итоге оно привлекло внимание Генпрокуратуры, которая заинтересовалась деятельностью юридических посредников, работающих по случаям ОСАГО. В ответ на это часть страховых компаний вообще ушли из сегмента ОСАГО, а кто-то был вынужден существенно сократить продажи таких полисов и, конечно же, начать жестче контролировать выплаты возмещения.

Тем не менее страховой рынок в нашей стране выполняет свою главную функцию — компенсировать потери, если реализуются предусмотренные договором страхования риски. В 2017 году национальные страховые компании выплатили 510 млрд рублей возмещения.

Подавляющее большинство страховых компаний ведут прозрачную деятельность, строгий надзор за которой осуществляет Банк России. Только за последние три года регулятор отозвал лицензии у более 180 страховщиков, деятельность которых не соответствовала требованиям ЦБ.

По состоянию на начало 2018 года на российском рынке осуществляют деятельность 225 компаний.

страховщика, информация о его финансовой устойчивости, статистика по выплатам отчасти помогут потребителю определиться с выбором надежной страховой компании и необходимой программы страхования.

За профессиональной помощью и консультацией в этом плане можно обратиться к страховому брокеру, который занимается экспертной оценкой и управлением страховыми рисками для своих клиентов.

Крупный брокер сотрудничает одновременно с целым пулом страховых компаний и действует в интересах своего клиента, представляя на выбор условия страхования сразу нескольких компаний.

Миф № 3. «Лидеры не ошибаются»

Считается, что руководитель предприятия — всегда лидер, мастер своего дела, который никогда не ошибается. Желание преуспеть, обойти конкурентов, неоправданные ожидания легкого и быстрого успеха зачастую приводят к фатальным ошибкам. Самонадеянность руководителя может разрушить любой бизнес, даже самый успешный.

В каждой неприятности есть элемент переоценки собственных способностей, и подобных примеров в архивах деловой прессы немало. В 2006 году суд признал вину нескольких директоров обанкротившегося АСБ-банка в приобретении банком неликвидных векселей и обязал их выплатить пострадавшим вкладчикам 200 млн рублей.

Сумма исковых претензий акционеров «Совкомфлота» к бывшему генеральному директору компании за заключение контрактов по заниженным ценам составила $200 млн. И аргумент, что от ошибок никто не застрахован, здесь не сработал. Неправильное решение руководителя может иметь непоправимые последствия как для компании, так и для него лично.

Для того чтобы топ-менеджер чувствовал себя защищенным от финансовых претензий, обращенных в его адрес, страховые компании предлагают варианты программ страхования ответственности директоров — D&O (Directors and OfficersLiability). Лимит ответственности по ним для отраслевых компаний может достигать сотни миллионов долларов. А вот ущерб, возникший в результате умышленных действий руководителя, такие полисы не покрывают.

Миф № 4. «Страховщики скучные консерваторы и бюрократы»

Для многих процедура заключения полиса страхования и тем более получения страхового возмещения кажутся сложными, утомительными, отнимающими много времени и требующими кучи бумажек. На самом деле в классическом варианте нет особых трудностей, пакет документов для получения выплаты ограничен и логичен, его нетрудно собрать и предоставить страховщику.

При этом сейчас в мире и в России мы наблюдаем технологическую революцию, а в страховании возникла новая индустрия — InsurTech, которая открывает для клиентов страховых компаний возможность получать услугу практически мгновенно, в любом месте, в удобное время, не отрываясь от смартфона.

Выбрать страховку по оптимальной цене можно с помощью онлайн-агрегатора. Многие страховые компании уже предлагают клиентам дистанционное урегулирование убытков через свои мобильные приложения.

С их помощью также можно пролонгировать полис, получить подробную инструкцию с планом действий при наступлении страхового случая, записаться к врачу, проконсультироваться у него по видеосвязи и многое другое.

Мы наблюдаем волну инноваций в этом сегменте, которая уже демонстрирует, как технологии могут менять страховую отрасль.

Искусственный интеллект при расчете индивидуальных тарифов, борьбе со страховым мошенничеством, новые цифровые каналы общения с клиентом, конкуренция страховщиков вокруг сервиса и удобства пользования страховым продуктом, замена традиционной страховой компании на P2P-модель страхования — свидетелями всего этого мы являемся уже сейчас. В 2017 году InsurTech компании суммарно привлекли порядка $2,1 млрд, что в шесть раз больше, чем в 2012 году, когда объем инвестиций составил всего $326 млн. Растущие инвестиции в этот сегмент заметно меняют мировое страхование, делают его понятнее и комфортнее для потребителей.

Источник: https://www.forbes.ru/finansy-i-investicii/361311-razumnye-opaseniya-pochemu-strahovanie-nepopulyarno-u-rossiyan

В чем опасность европротокола для виновника дтп?

Нужно ли мне опасаться, если вызывают в страховую компанию?

Как известно, при оформлении дорожной аварии в рамках ОСАГО стороны вправе обойтись без инспекторов ГИБДД. Такой порядок взаимодействия участников происшествия и страховщиков называется «Европротокол». Он позволяет существенно сэкономить время, если машины получили незначительные повреждения.

Многие автовладельцы все еще относятся к «Европротоколу» с недоверием. Причем речь идет как о потерпевших, так и о виновниках ДТП. Опасения последних вполне оправданы, ведь для них оформление аварии без участия инспектора ГИБДД может иметь серьезные последствия. О чем нужно знать водителю-виновнику, чтобы не столкнуться с неприятным сюрпризом?

Правилами ОСАГО предусмотрено право потерпевшего требовать возмещение ущерба у виновника аварии, когда возмещения по «Европротоколу» не хватает на ремонт автомобиля. При этом потерпевший не может предъявлять имущественные претензии страховщику, выплатившему возмещение.

Другими словами, восстановление автомобиля потерпевшего оплачивает виновник, но только когда стоимость ремонта превышает размер максимальной выплаты по «Европротоколу».

При этом потерпевший вправе требовать возмещения ущерба без учета износа деталей. Как правило, в подобных обстоятельствах виновные водители не соглашаются добровольно оплачивать ремонт.

Естественно, разрешить спор между участниками дорожного происшествия может только суд.

Примечательно, что размер долга виновника определяется на основании оплаченных счетов за ремонт. Конечно же, для виновной стороны подобный вариант развития события становится сущим кошмаром, особенно когда речь заходит о крупной денежной сумме.

Получается, что водитель-виновник заплатил за страховку, но все равно должен частично оплатить ремонт автомобиля потерпевшего. В довершении всего для него увеличится тариф в калькуляторе ОСАГО , ведь страховая компания произвела выплату в пределах суммы возмещения по «Европротоколу».

Таким образом, виновник дорожного происшествия всегда рискует столкнуться с неожиданными расходами. Следовательно, нужно очень внимательно подходить к оформлению происшествия без вызова инспекторов ГИБДД. Кроме того, в случае с «Европротоколом» виновный водитель всегда может прибегнуть к маленькой хитрости.

Допустим, водитель не сомневается в том, что происшествие спровоцировал именно он, а пострадавший предлагает оформить происшествие по «Европротоколу». В этой ситуации нужно первым делом оценить характер и масштабы повреждений. Конечно же, порой очень трудно определить, сколько стоит ремонт какой-либо детали чужой машины.

В таком случае желательно связаться с дилером производителя автомобиля, чтобы иметь хотя бы примерное представление о цене восстановительных работ. При этом не стоит доверять оценке потерпевшего, ведь он может ошибаться. Кроме того, он может попросту солгать, чтобы получить возможность отремонтировать машину без учета износа.

Если у виновника происшествия есть малейшие подозрения относительно того, что стоимость ремонта превышает размер максимальной выплаты в рамках «Европротокола», следует оформлять аварию при участии сотрудников дорожной полиции.

Это займет больше времени, но виновный водитель будет точно уверен, что в будущем ему не предъявят финансовые претензии. При оформлении аварии с участием полицейских максимальная выплата составляет полмиллиона рублей. Виновнику придется доплачивать за ремонт машины потерпевшего, только если цена восстановления автомобиля превысит указанную сумму.

Если же пострадавший по какой-либо причине не хочет обращаться за помощью к дорожным полицейским, виновнику аварии следует получить от него расписку об отсутствии претензий. В этом документе должно быть указано:

«Я не имею финансовых претензий к виновнику ДТП относительно повреждения моего автомобиля в части, превышающей размер максимально возможной страховой выплаты по договору ОСАГО в рамках «Европротокола».

Потерпевший обязательно должен поставить дату выдачи расписки и подпись. Кроме того, желательно, чтобы он указал следующие сведения.

  • Дата и обстоятельства происшествия.
  • Информация об автомобилях, участвовавших в аварии.
  • Данные участников происшествия, включая номера водительских удостоверений.

При возможности расписка должна быть заверена двумя свидетелями. В документе непременно стоит указать их данные, а также контактные координаты. Показания свидетелей пригодятся, если потерпевший захочет оспорить расписку в судебном порядке.

Итак, если водитель-виновник решил обойтись без вызова полиции и не стал требовать у пострадавшего расписку, он может оказаться в трудном положении. Оценивать последствия такого выбора лучше всего на конкретном примере.

Пример

В результате аварии были повреждены бампер, фара и крыло. Потерпевший получил максимально возможную выплату по «Европротоколу». При этом независимый эксперт указал в своем заключении, что бампер и крыло можно отремонтировать, а фару следует заменить.

В дальнейшем потерпевший передал автомобиль для ремонта сотрудникам дилерской СТОА. В процессе ремонта выяснилось, что бампер и крыло необходимо заменить. Соответственно, это автоматически увеличило стоимость восстановления машины. В итоге потерпевшему не хватило возмещения по «Европротоколу» для полной оплаты ремонта.

Он обратился в суд, чтобы взыскать с виновника аварии разницу между ценой ремонта и размером страховой выплаты. Суд удовлетворил иск, использовав при оценке ущерба счета автосервиса. Виновник происшествия почти не имеет шансов оспорить такое судебное решение, а значит будет вынужден оплачивать все расходы потерпевшего на ремонт.

Кроме того, нужно помнить, что потерпевший получил выплату по «Европротоколу», следовательно, водитель-виновник дороже заплатит за пролонгацию страховки. Как известно, наличие аварий увеличивает стоимость ОСАГО у всех без исключения страховщиков.

Источник: https://www.inguru.ru/kalkulyator_osago/stat_opasnost_evroprotokola_vinovnik_dtp

Это должен знать каждый водитель. Как вести себя при ДТП и получить выплаты по страховке

Нужно ли мне опасаться, если вызывают в страховую компанию?

Зима в Беларуси – это целое приключение. Особенно для водителей. То снегом заметет, то дождь пойдет, а то и вовсе гололед. Из-за сложных погодных условий, невнимательности и прочих факторов можно угодить в ДТП. Что делать в такой ситуации и как не пролететь со страховкой – рассказываем подробно.

Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) — происшествие, совершенное с участием хотя бы одного находившегося в движении механического транспортного средства, в результате которого причинен вред жизни или здоровью физического лица, его имуществу либо имуществу юридического лица (пп. 2.18 п. 2 Главы 1 ПДД Республики Беларусь).

Проще говоря, даже если ваш заведенный автомобиль поцарапал собственное зеркало об ограду, это все равно будет считаться ДТП.

В пункте 31 Главы 6 действующих Правил дорожного движения Республики Беларусь подробно прописан алгоритм поведения водителя при ДТП.

Если водитель не выполняет этих действий, его смело можно назвать правонарушителем.

Обязательный порядок действий в случае ДТП

Шаг 1

Остановить транспортное средство. И не перемещать его или его части с места ДТП. Водителю нужно оставаться на месте ДТП, по возможности вне проезжей части дороги.

Шаг 2

Включить аварийную световую сигнализацию. Выставить знак аварийной остановки. В темное время суток в дополнение к знаку аварийной остановки может быть выставлен фонарь с мигающим красным светом. Знак аварийной остановки и фонарь с мигающим красным светом устанавливаются на расстоянии не менее 15 метров от автомобиля в населенных пунктах и не менее 40 метров — вне населенных пунктов.

Шаг 3

Если в ДТП причинен вред здоровью либо жизни граждан, водитель обязан принять меры по оказанию необходимой помощи пострадавшему, вызвать скорую помощь. Если вызвать скорую помощь невозможно, принять меры по доставке пострадавшего в ближайшее медицинское учреждение (попытаться словить попутку, вызвать такси, в крайнем случае отвезти на машине, которая участвовала в ДТП).

Внимание! Водитель должен оказать первую помощь только в том случае, если уверен в ее необходимости и если эта помощь не навредит пострадавшему.

Водитель, доставивший пострадавшего в ближайшее медицинское учреждение, обязан сообщить о себе:

  • фамилию, предъявив документ, удостоверяющий личность;
  • регистрационный знак (временный номерной знак) транспортного средства, предъявив водительское удостоверение;
  • свидетельство о регистрации транспортного средства (паспорт ТС).

После этого нужно вернуться на место ДТП.

Шаг 4

Если необходимо воспользоваться автомобилем, которое задействовано в ДТП, для транспортировки пострадавшего, предварительно зафиксируйте в присутствии свидетелей положение транспортного средства, следы и приметы, относящиеся к ДТП. Не забудьте записать фамилии и адреса очевидцев ДТП (очень желательно удостовериться по документам).

Для этого можно позвать прохожих. Если поблизости нет пешеходов, постарайтесь остановить машину. В крайнем случае, можно снять все на телефон.

Шаг 5

Сообщить о случившемся в ГАИ и ожидать прибытия сотрудников автоинспекции. После этого участники ДТП должны сделать все возможное, чтобы сохранить следы и предметы, относящиеся к ДТП. Нужно попытаться их оградить, организовать объезд места ДТП.

Если на место ДТП вызывают ГАИ, то виновного и меру наказания определяют они. Сотрудники Госавтоинспекции составляют протокол, опрашивают свидетелей, выдают участникам ДТП справки, с которыми в течение 5 дней нужно обратиться в страховую компанию.

Когда можно НЕ вызывать ГАИ

Бывают ситуации, когда можно не вызывать сотрудников ГАИ. Тогда процедура оформляется по так называемому «европротоколу».

Если оба участника ДТП согласны на такую сделку, достаточно просто заполнить извещение о ДТП.

В таком случае участники сами решают, кто прав, а кто виноват, оценивают ущерб и следят за правильностью составления документов. С извещением о ДТП пострадавший обращается в страховую компанию виновника ДТП.

Участники ДТП имеют право не сообщать об инциденте в ГАИ, если одновременно соблюдены все следующие условия:

  • В результате ДТП вред причинен только транспортным средствам, участвовавшим в дорожно-транспортном происшествии. И кроме двух участников ДТП не причинен ущерб третьим физическим или юридическим лицам. Если в результате ДТП помяли чей-то ларек, ограду, движимое или недвижимое имущество, придется вызывать ГАИ.
  • ДТП произошло с участием двух транспортных средств. Даже если из-за гололеда вы не смогли вовремя остановить ночью на парковке свой автомобиль и чуть-чуть поцарапали рядом стоящие машины (более 1), придется разбираться с ГАИ.
  • Лица, управлявшие транспортными средствами, имеют право на управление транспортным средством соответствующей категории. Тут все предельно ясно. Если у водителя Range Rover права только на вождение мотоцикла, разбираться в этом будет ГАИ.
  • В отношении транспортных средств имеются действующие договоры страхования ОСАГО. Напомним, что в Республике Беларусь страхование транспортных средств является обязательным для участия в движении.
  • Оба участника ДТП должны быть согласны с обстоятельствами причинения ущерба. Иными словами, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не должен вызывать разногласий. Все обстоятельства происшествия и повреждения должны быть зафиксированы в извещении о ДТП. Участники ДТП заполняют его собственноручно.
  • Участники ДТП не предъявляют претензий к состоянию друг друга. Оба должны быть трезвые и здоровые. Проверить самостоятельно на глаз это достаточно проблематично, но если оба участника решили довериться друг другу, то никто против не будет.
  • Вред, причиненный каждому транспортному средству, участвовавшему в дорожно-транспортном происшествии, оценивается водителями-участниками ДТП в размере до 400 евро. Оценка производится на месте на глаз. Внимание! Если сомневаетесь в правильности оценки, лучше вызвать ГАИ. Ведь выплата страховки по «европротоколу» тоже будет не более 400 евро.

Где взять «европротокол»?

«Извещение о дорожном транспортом происшествии» или «европротокол» можно взять в ближайшем отделении почты, страховой компании или АЗС. Там же вам скорее всего объяснят все нюансы заполнения документа. По сути, это просто подробная анкета. Читайте внимательно вопросы, отвечайте вдумчиво и честно – и все получится!

Можете на всякий случай положить бланк извещения в бардачок. Лишним не будет.

Здесь вы найдете подробную инструкцию по заполнению «европротокола», а здесь – уже заполненный образец.

Как получить деньги от страховки ОСАГО после ДТП?

В течение 5 рабочих дней со дня ДТП водитель должен уведомить страховую организацию о произошедшем ДТП. Для этого необходимо предоставить документы:

  • Заявление о выплате страхового возмещения в результате ДТП (пишется на месте в страховой компании);
  • Письменные объяснения обстоятельств ДТП;
  • Справка, выданная ГАИ на месте ДТП (или заполненный «европротокол»).

Страховка по ОСАГО («автогражданке») выплачивается только пострадавшему в ДТП автовладельцу, который не виновен в аварии!

Оценка ущерба

Далее страховой компанией назначается дата осмотра транспортного средства. Оценщик, назначенный страховой компанией, обязан провести осмотр в день ДТП либо в течение 4 рабочих дней после подачи заявления. Если этого не произошло, владелец автомобиля может сам выбрать оценщика.

Обратите внимание, что при оценке учитывается усредненная цена нормо-часа для ремонта, установленная Белорусским бюро по транспорту. То есть в дилерском центре ремонт явно обойдется дороже. Скорее всего денег хватит только на покупку новых деталей.

По договору ОСАГО выплата производится «с учетом износа». Это значит, что на подлежащие замене запчасти в зависимости от года выпуска автомобиля и пробега начисляется износ. Это коэффициент, который по сути снижает размер выплаты. Если автомобиль старый, денег на покупку новых запчастей, скорее всего, не хватит.

Производится только внешняя оценка. Специалист из страховой компании не полезет под капот и не будет диагностировать поломки. Если подозреваете, что в ДТП пострадали «внутренности» машины, лучше оплатить услуги независимого оценщика и продиагностировать авто полностью.

После этой процедуры составляется акт оценки ущерба при ДТП. В документе написана сумма, которую страховая компания должна выплатить пострадавшему.

Как полностью компенсировать ущерб от ДТП?

Есть два варианта, в которых пострадавший может полностью компенсировать ущерб.

  • Ремонт на автосервисе, который имеет необходимые сертификаты и ПО.

1 июля 2014 года вступил в силу Указ №165 (от 14 апреля 2014г.). С тех пор появилась возможность получить возмещение вреда по фактическим затратам на ремонт. Сначала проводятся расчеты. Пострадавшему автовладельцу выплачивают расчетную сумму.

Затем он обращается в СТО, имеющее все необходимые сертификаты. Там производят ремонт с полным документальным подтверждением.

Если суммы страховой выплаты недостаточно для ремонта, хозяин машины вправе обратиться в страховую компанию, предоставить подтверждающие документы (акт выполненных работ, чеки за купленные запчасти и проч.), и ему компенсируют разницу.

  • Ремонт на автосервисе, с которым у страховой компании заключен договор.

В таком случае вообще не придется касаться денежной стороны вопроса. Все расчеты будут происходить между страховой компанией и автосервисом-партнером.

«А если у меня КАСКО?»

В случае с КАСКО процедура в целом похожа, но есть приятные нюансы.

Если ваша машина застрахована по полному КАСКО, то в зависимости от условий страхового соглашения вам должны выплатить полную сумму на ремонт автомобиля. При этом КАСКО выплачивается автовладельцу вне зависимости от виновности в ДТП.

Выплату по КАСКО за ущерб в ДТП можно получить без обращения в ГАИ при повреждении стекол, зеркал, фар, парктроников, кузова и т.д. При этом размер ущерба не должен превышать 5−7% от страховой суммы по договору. Иначе – только с вызовом ГАИ.

Также обратите внимание, что без обращения в ГАИ КАСКО могут выплатить лишь дважды в течение действия страхового договора. В третий раз придется вызывать инспекторов, даже если вы просто повредили боковое зеркало. Важно учитывать срок обращения в страховую компанию.

В разных компаниях он отличается. Чаще всего это 2-3 дня.

Внимательно читайте страховой договор, знайте свои права и будьте внимательны на дорогах! Искренне надеемся, что вышеизложенная информация не пригодится вам на практике.

Читайте нас в Telegram и первыми узнавайте о новых статьях.

Источник: https://mtblog.mtbank.by/eto-dolzhen-znat-kazhdyj-voditel-kak-vesti-sebya-pri-dtp-i-poluchit-vyplaty-po-strahovke/

Юр-решение
Добавить комментарий