Миграция, трудовое право

15. Трудовая миграция

Миграция,  трудовое право

ЭкономикаОбществоЭкологияЗанятостьЗащитаПраваДиалог
Актуальные задачи ЦУР 8.8, 10.7Актуальные результаты политики 9 1, 2, 7, 8, 10

Миграция сегодня стала глобальным явлением растущего масштаба и сложности. Многие страны мира теперь являются местом происхождения, транзита или назначения работников-мигрантов.

Динамика трудовой миграции может оказывать огромное влияние на социально-экономическую ситуацию в странах происхождения, транзита или назначения мигрантов.

В последних трудовая миграция может способствовать омоложению рабочей силы, обеспечить функционирование трудоинтенсивных отраслей, таких как сельское хозяйство, строительство и личные услуги, стимулировать предпринимательство, поддержать работу систем социальной защиты, а также помочь в удовлетворении кадровых потребностей.

В свою очередь, страны происхождения получают пользу в виде денежных переводов, которые мигранты отправляют на родину своим семьям, и в виде инвестиций, технологий и важнейших навыков, источником которых выступают вернувшиеся мигранты и сообщества соотечественников за границей (диаспоры) (51).

Согласно глобальным оценкам трудовой миграции в 2013 году трудовые мигранты составляли 150 млн из примерно 232 млн международных мигрантов в мире. На долю таких мигрантов приходится 4,4% мировой рабочей силы, что больше, чем доля международных мигрантов в населении мира (3,3%).

Если у женщин-мигрантов уровень экономической активности выше, чем у женщин в целом (67% против 50,8%), то у мужчин он практически не зависит от статуса мигранта (78% против 77,2%). Хотя работники-мигранты вносят свой вклад в рост и развитие стран своего назначения и происхождения, процесс миграции порождает сложные проблемы в сфере управления, защиты таких работников, взаимосвязей миграции и развития, а также международного сотрудничества. МОТ прилагает усилия для разработки мер, способствующих получению максимальной выгоды от трудовой миграции всеми участниками этого процесса.

Защита работников-мигрантов стала одним из приоритетов МОТ сразу же после ее создания. В Уставе 1919 года содержится призыв «защищать интересы трудящихся, нанятых за границей».

В октябре 2013 года трудовая миграция получила новый импульс после принятия Генеральной ассамблеей ООН соответствующей декларации в результате диалога на высоком уровне по вопросам международной миграции и развития (ДВУ), в которой признается важный вклад миграции в достижение Целей развития тысячелетия и отмечается, что мобильность людей является ключевым фактором устойчивого развития. В своем докладе перед участниками ДВУ Генеральный секретарь ООН представил программу действий, состоящую из восьми пунктов и направленную на укрепление роли миграции в деле развития, призвав сократить связанные с ней затраты, такие как стоимость денежных переводов и затраты по привлечению кадров. При этом выгоды от трудовой миграции можно увеличить за счет большей портативности прав на социальное обеспечение и содействия взаимному признанию дипломов, квалификаций и навыков. Тема трудовой миграции была затронута и в нью-йоркской декларации о беженцах и мигрантах, принятой Генеральной ассамблеей ООН в сентябре 2016 года, и, как ожидается, будет фигурировать в Глобальном договоре ООН о безопасной, упорядоченной и легальной миграции, который государства-члены обязались принять в 2018 году.

Вопросы трудовой миграции, несомненно, входят в сферу компетенции МОТ, относящуюся к социальной справедливости.

МОТ содействует уважению прав работников-мигрантов, а также справедливому управлению трудовой миграцией посредством свода норм, включающих в себя восемь основополагающих конвенций: Конвенцию 1949 года о работниках-мигрантах (пересмотренную) (№ 97), Конвенцию 1975 года о злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении работникам-мигрантам равенства возможностей и обращения (№ 143), а также Рекомендации к ним — 1949 года (№ 86) и 1975 года (№ 151) — а также Конвенцию 2011 года о достойном труде домашних работников (№ 189). Другие актуальные документы включают в себя Многосторонние основы по вопросам трудовой миграции (2006) и Общие принципы и практические рекомендации по справедливому найму (2016). МОТ объединяет различных участников сферы труда — министерства труда, организации работодателей и работников, а также структуры гражданского общества — в целях выработки единой позиции по вопросам справедливой миграции с учетом потребностей рынка труда в работниках всех квалификаций, одновременно отстаивая права и интересы трудящихся в целом.

https://www.youtube.com/watch?v=2WSFQfn2UjE

На Международной конференции труда 2014 года Генеральный директор МОТ отметил, что тема миграции является «одним из ключевых вопросов современной сферы труда, который сопряжен со сложными задачами в области политики».

В своем докладе он призвал МКТ «сформулировать программу по обеспечению справедливой миграции, которая не только способствует уважению основополагающих прав работников-мигрантов, но и обеспечивает их реальными возможностями достойного труда».

Это означает справедливое распределение плодов процветания, которое они помогают создавать, а также потребность в упорядоченной миграции, которая в равной мере отвечала бы интересам таких работников, их работодателей и граждан стран происхождения и назначения мигрантов.

Программа по обеспечению справедливой миграции включает в себя следующие элементы:

  • сделать миграцию вопросом выбора, а не необходимости, путем создания в странах происхождения мигрантов возможностей для достойного труда;
  • обеспечить уважение прав человека, в том числе права всех мигрантов на труд;
  • во избежание эксплуатации работников-мигрантов обеспечить справедливые условия найма и гарантировать равенство обращения в целях наделения их равными правами с гражданами принимающей страны;
  • установить справедливый порядок миграции в процессе региональной интеграции;
  • содействовать распространению двухсторонних соглашений в целях упорядоченной и справедливой миграции между государствами-членами;
  • пресекать неприемлемую практику путем содействия повсеместному соблюдению основополагающих принципов и прав в сфере труда;
  • содействовать социальному диалогу посредством привлечения министерств труда, профсоюзов и организаций работодателей к процессам принятия решений в области миграции;
  • вносить вклад в укрепление многосторонней программы по вопросам миграции, опирающейся на уважение прав (44).

Трудовая миграция и мобильность труда, включая потоки беженцев, становятся все более сложной проблемой. Многие страны в силу плохого функционирования рынка труда и слабой системы управления неспособны справиться с этой ситуацией, что порождает нелегальную миграцию, недоиспользование кадров, несоответствие квалификаций имеющимся вакансиям, дискриминацию, усугубление неравенства и эксплуатацию, в том числе при приеме на работу. При отсутствии надлежащего регулирования трудовая миграция может усугубить дефицит достойного труда для работников-мигрантов и их семей, а также вызвать неблагоприятные и долгосрочные социально-экономические последствия в странах происхождения и назначения мигрантов. Вероятность пользы от трудовой миграции во многом зависит от политической системы в странах происхождения и назначения, а также от двухстороннего, регионального и многостороннего сотрудничества между ними. Ни одна страна не может эффективно решить проблему трудовой миграции самостоятельно.
В пункте 29 Повестки дня в области устойчивого развития до 2030 года сказано следующее: «Мы признаем позитивный вклад мигрантов в обеспечение всеохватного роста и устойчивого развития. Мы также признаем, что международная миграция представляет собой многоплановое явление, имеющее большое значение для развития стран происхождения, транзита и назначения и требующее применения согласованного и всеобъемлющего подхода. Мы будем сотрудничать на международном уровне в деле обеспечения безопасной, упорядоченной и законной миграции, предполагающей полное уважение прав человека и гуманное обращение с мигрантами, независимо от их статуса, с беженцами и перемещенными лицами». Эта цель получает конкретное воплощение в задачах 8.8 «защищать трудовые права и содействовать обеспечению надежных и безопасных условий работы для всех трудящихся, включая трудящихся-мигрантов, особенно женщин-мигрантов, и лиц, не имеющих стабильной занятости» и 10.7 «содействовать упорядоченной, безопасной, законной и ответственной миграции и мобильности людей, в том числе с помощью проведения спланированной и хорошо продуманной миграционной политики», обе из которых со всей очевидностью входят в сферу деятельности МОТ, что недавно нашло свое отражение в программе по обеспечению справедливой миграции. МОТ отвечает за дальнейшую разработку двух индикаторов задачи 8.8 касательно охраны труда и свободы объединения и ведения коллективных переговоров, оба из которых предполагают разукрупнение по полу и миграционному статусу. Совместно со Всемирным банком МОТ также осуществляет сбор данных и разработку методики измерения затрат по привлечению кадров, что является одним из индикаторов задачи 10.7. Начиная с двухлетнего периода 2016−17 годов, для трудовой миграции установлен отдельный результат политики, а именно, результат № 9, озаглавленный «Обеспечение справедливой и эффективной международной трудовой миграции и мобильности». Этому же способствуют и многие другие результаты политики; в самом деле, трудовая миграция тесно связана со всеми четырьмя основами ПДТ. Хотя главным стимулом трудовой миграции является поиск работы, в странах своего назначения работники-мигранты нередко лишены социальной защиты, прав и участия в социальном диалоге. МОТ и ее государства-члены обязаны применять комплексный подход к достойному труду для повышения уровня жизни таких работников. Как указывалось выше, трудовая миграция является предметом целого ряда документов МОТ, применение которых в 2016 году рассматривалось в Общем обзоре применения конвенций, касающихся работников-мигрантов. Далее в своей работе, касающейся трудовой миграции, МОТ будет руководствоваться выводами общей дискуссии Международной конференции труда 2017 года, которая была посвящена управлению трудовой миграцией на национальном, двухстороннем и региональном уровне, а также справедливым условиям найма. Примерно 150 млн работников-мигрантов — это женщины, многие из которых особенно часто подвергаются эксплуатации, домогательствам и насилию. Работа МОТ в области обеспечения гендерного равенства и недопущения дискриминации направлена на решение таких проблем, как глобальные системы услуг по уходу, насилие против женщин-мигрантов, эксплуатация и негативное влияние на здоровье, а также дискриминация при найме на работу и на рабочем месте по признаку этнического происхождения, национальности, половой принадлежности, инвалидности и ВИЧ-статуса. Поскольку трудовая миграция является трансграничным явлением, стержнем работы МОТ в данной области должно быть укрепление национальных, субрегиональных и региональных механизмов, процессов и институтов социального диалога в вопросах трудовой миграции. Это требует тесного взаимодействия с региональными экономическими комиссиями ООН, а также с региональными экономическими сообществами (РЭС). Наконец, изменение климата и ухудшение состояния окружающей среды могут также стать причиной трудовой миграции вследствие невозможности продолжать заниматься сельским хозяйством или рыболовством, или в силу повышения уровня мирового океана, что вынуждает все население покинуть страну. МОТ сотрудничает с региональными и субрегиональными организациями и, будучи членом Глобальной группы по миграции (ГГМ), участвовала в разработке руководства по вопросам мигрантов и перемещенных лиц для Рамочной программы ООН по оказанию помощи в целях развития, подготовка которого в настоящее время близится к завершению. Кроме того, МОТ совместно с Международной организацией по миграции (МОМ) является сопредседателем рабочей группы ГГМ по миграции и достойному труду. МОТ является партнером Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев в целях управления процессами миграции на основе уважения прав, а также создала партнерство с ним для реализации плана действий в соответствии с Меморандумом о взаимопонимании 2016 года. Со Всемирным банком МОТ взаимодействует в области проведения исследований и опросов, измеряющих связанные с миграцией затраты, в том числе в области разработки методологии для индикатора ЦУР о затратах по привлечению кадров (индикатор 10.7.1; см. выше). При этом МОТ также укрепляет партнерства с неправительственными организациями (НПО), научными кругами, средствами массовой информации и органами местного самоуправления в вопросах трудовой миграции. В области развития одним из главных партнеров МОТ, финансирующих программы трудовой миграции, является Еврокомиссия; проекты МОТ также поддерживает Швейцарское агентство по развитию и сотрудничеству (SDC). Работу МОТ в области трудовой миграции возглавляет отдел по миграции, который входит в структуру департамента условий труда и равенства. Во всех регионах мира и многих внешних бюро отдел представляют региональные координаторы. Актуальный перечень сотрудников, занимающихся вопросами миграции, можно найти здесь. К таковым относятся национальные и международные эксперты, работающие в составе проектов по трудовой миграции. Помимо сотрудников отдела, техническую помощь в отношении отдельных аспектов миграции могут оказывать их многочисленные коллеги по МОТ, работающие в таких сферах, как трудовые нормы, инспекция труда, условия труда, развитие предприятий и кооперативного движения, гендерное равенство и недопущение дискриминации, социальная защита и социальный диалог.

В декабре 2016 года в Иоганнесбурге прошли занятия академии по трудовой миграции(АТМ), флагманского учебного мероприятия МОТ в этой области, которое проводилось в пятый раз.

В тематическом разделе сайта МОТ о трудовой миграции приводятся ссылки на различные инструменты и статистику, включая самую свежую (2015), а также на базу данных передового опыта с классификацией по регионам, темам и секторам. Дополнительные сведения можно найти в разделе трудовой миграции библиотеки МОТ, а также с помощью раздела трудовой миграции сайта МУЦ-МОТ (Турин). 44. ILO. Decent work in global supply chains – Report IV to the 105th ILC. Geneva : ILO, 2016.

51. —. Integrating Labour Migration into the 2013 UN High-level Dialogue on International Migration and Development, and the Post-2015 UN Development Agenda / ILO position paper. Geneva : ILO, 2013.

Источник: https://www.ilo.org/moscow/dw4sd/themes/migration/lang--ru/index.htm

Рекомендательный законодательный акт

Миграция,  трудовое право

Данный акт содержит базовые принципы согласованной законодательной политики в области миграции трудовых ресурсов в СНГ, его цель – урегулировать (узаконить) процесс трудовой миграции в рамках СНГ; обеспечить гарантии нрав трудящихся-мигрантов независимо от того, на чьей территории они находились, находятся или будут находиться; способствовать разработке и сближению национального законодательства в странах СНГ, заключению межгосударственных соглашений в области трудовой миграции и на этой основе взаимодействию государств по вопросам, представляющим взаимный интерес.

Действие модельного закона распространяется на трудящихся-мигрантов и членов их семей, органы власти и управления, субъекты всех форм хозяйствования, занимающиеся направлением граждан для трудовой деятельности за границу, привлечением на территорию республики (государства) рабочей силы в соответствии с международными соглашениями и двусторонними межгосударственными договорами. В то же время закон не применяется к:

  • – беженцам и вынужденным переселенцам;
  • – въехавшим на короткий срок лицам свободных профессий;
  • – лицам, приезжающим специально с целью получения образования.

“Трудящимся-мигрантом” в законе обозначается лицо, которое на законном основании будет заниматься, занимается или занималось оплачиваемой трудовой деятельностью в государстве, гражданином которого он не является.

Термин “приграничный трудящийся” означает лицо, которое сохраняет свое обычное местожительство в соседнем государстве, в которое он обычно возвращается каждый день или по крайней мере один раз в неделю.

Термин “государство выезда” означает государство, из которого выезжают трудящиеся-мигранты и члены их семей для получения оплачиваемой работы в другом государстве.

Термин “государство трудоустройства” означает государство, в котором трудящийся-мигрант будет заниматься, занимается или занимался оплачиваемой трудовой деятельностью. Термин “члены семьи” – лицо, состоящее в браке с трудящимся- мигрантом, а также находящиеся на его иждивении дети и другие лида, которые признаются членами семьи в соответствии с законодательством государства трудоустройства.

Трудовой миграцией согласно рассматриваемому Закону признается:

  • – выезд граждан за границу для получения оплачиваемой работы по договору (контракту);
  • – въезд граждан другого государства для получения оплачиваемой работы на территорию государства, гражданами которого они не являются.

Ограничения на въезд трудящихся-мигрантов допускаются лишь в случаях, прямо предусмотренных в законодательстве государства трудоустройства. Въезд трудящихся- мигрантов может быть ограничен:

  • – с учетом ситуации на внутреннем рынке труда;
  • – по соображениям национальной безопасности;
  • – в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
  • – для определенных категорий лиц, совершивших преступления против мира, человечества или иные тяжкие преступления, предусмотренные в законодательстве государства трудоустройства.

Ограничения на выезд граждан для трудоустройства в ином государстве недопустимы.

Трудовая деятельность трудящегося-мигранта оформляется трудовым договором (контрактом) в соответствии с действующим законодательством государства трудоустройства.

Трудовой договор (контракт) между трудящимся- мигрантом и нанимателем (работодателем) заключается в письменной форме и должен содержать исчерпывающие данные об условиях и характере работы и проживания, порядке переезда трудящегося-мигранта и членов его семьи и возвращения в государство выезда, социальных гарантиях в государстве трудоустройства. Наниматель (работодатель) обязан зарегистрировать заключенный трудовой договор (контракт) в учреждениях, определенных уполномоченными органами.

Особым образом Закон оговаривает вопросы возмещения ущерба, причиненного здоровью трудящегося-мигранта, социальному обеспечению трудящихся-мигрантов, их праву на вступление в профессиональные союзы, доступ к образованию и т.п.

В целях предотвращения нелегальной трудовой миграции государство в лице его уполномоченных органов должно в силу модельного Закона принимать все надлежащие меры для предотвращения и пресечения незаконных или тайных переездов и найма граждан и иностранных граждан, не имеющих легального статуса, включая при необходимости применение санкций в отношении нанимателей трудящихся-мигрантов в случаях, предусмотренных законодательством.

Концепция модельного Трудового кодекса[1]. Наиболее значимым документом в плане развития трудового законодательства стран СНГ является Концепция модельного Трудового кодекса (далее – Концепция), принятая Межпарламентской ассамблеей 9 декабря 2000 г.

Целью концепции является формирование единых подходов к реформированию трудового законодательства стран – членов Содружества.

Авторы концепции полагают, что оно должно осуществляться с учетом того, что трудовое право является особой формой осуществления социальной политики государства и поэтому должно оставаться самостоятельной отраслью, принципиально отличающейся от других отраслей (гражданского, административного законодательства) по предмету и методу регулирования, особым гарантиям и защите прав и свобод человека труда. Именно трудовое законодательство направлено на достижение социальной справедливости в социально-трудовых отношениях, в обществе в целом.

В национальных правовых системах в обязательном порядке должны быть закреплены конституционные нормы в области труда и, в частности, о недопущении снижения уровня трудовых прав и социальных гарантий, положения конвенций и рекомендаций МОТ, основополагающие процедуры их осуществления, а также комплекс гарантий по каждому институту трудового права, общеобязательных для применения на всей территории страны. Таким образом, трудовое законодательство, как система, должно состоять из норм Конституции, международных актов, действующих на территории государства, Трудового кодекса, других национальных законодательных актов, актов исполнительной власти, локальных актов, соглашений и коллективных договоров.

Принципиальным подходом к трудовому законодательству является перенесение акцента со сверхимперативности его норм на большую диспозитивность при усилении охранительной деятельности государства.

Вместе с тем изменение роли государства не должно привести к полному саморегулированию трудовых отношений.

При определении соотношения государственного и договорного регулирования должен быть найден оптимальный механизм, при котором переход к локальному и индивидуальному регулированию трудовых отношений не повлек бы за собой ослабления правовой защищенности работников.

Это означает, что государством должны быть установлены обязательные стандарты, гарантирующие соблюдение трудовых прав работников, государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства и ряд процедур, которым стороны трудовых отношений и их представители обязаны следовать.

Трудовое законодательство стран – участников СНГ должно опираться, прежде всего, на нормы международного права, в частности, Конвенции МОТ, а также международно-правовыми актами ООН, МОТ, Европейского Союза, Содружества Независимых Государств и т.п.

с учетом накопленного опыта правового регулирования трудовых отношений национальными правовыми системами. Основным нормативным правовым актом, непосредственно регулирующим трудовые и связанные с ними отношения, должен стать модельный Трудовой кодекс СНГ.

В Концепции подчеркивается, что практика принятия законов по отдельным институтам трудового права себя не оправдывает. Кроме того, модельный Трудовой кодекс должен включать нормы прямого действия. К компетенции исполнительных органов может быть отнесено решение лишь отдельных вопросов, предусмотренных в Кодексе.

При подготовке модельного Трудового кодекса следует исходить из приоритета трудовых прав работников с учетом принципиального различия между трудовым и гражданским законодательством, поскольку при регулировании трудовых отношений учитывается фактическое неравенство сторон трудового отношения на рынке труда в отличие от отношений гражданско-правового характера. Такой подход должен быть обеспечен при определении как индивидуальных, так и коллективных прав человека в сфере труда. В трудовых кодексах должны быть закреплены и обеспечены основные права человека в сфере труда: свобода объединения и действенное признание права на ведение коллективных переговоров; упразднение всех форм принудительного или обязательного труда; эффективное упразднение детского труда; исключение дискриминации в области труда и занятий.

Источник: https://studme.org/55048/pravo/rekomendatelnyy_zakonodatelnyy_akt_migratsiya_trudovyh_resursov_stranah_sng

Юр-решение
Добавить комментарий