Мачеха овладела квартирой

Читать онлайн

Мачеха овладела квартирой

Мачехе неожиданное богатство словно в голову ударило. Очень скоро у нее оказалось ровно столько врагов, сколько было жителей в узком переулке. Своей бывшей подруге, с которой она когда-то пила по утрам на кухне кофе, она заявила прямо в лицо, что та слишком плохо одета и с ней стыдно показаться на улице.

(Подарить подруге новое платье ей, разумеется, и в голову не приходило.) Пироги, торты и коврижку фрау Бебер она ругала на каждом перекрестке и покупала теперь дорогое печенье и пирожные в кондитерской в центре города. (То, что фрау Бебер отпускала ей прежде целые горы сдобы в долг, разумеется, выпало у нее из памяти.)

Эрвин, которому фрау Талер всякий раз старалась потихоньку подсунуть еще немного денег на карманные расходы, разыгрывал мальчика из богатой семьи. Он носил полуботинки на чудовищно толстой подметке, длинные брюки и очень яркие галстуки.

Кроме того, он потихоньку курил и изображал из себя знатока лошадей.

Только Тим втайне проклинал богатство, виновником которого был сам.

Часами бродил он теперь в отдаленных кварталах большого города, надеясь встретить господина в клетчатом. Может быть, Треч согласится вернуть ему его смех, если Тим навсегда откажется от богатства? Но Треча нигде не было.

Господин в клетчатом, однако, не терял Тима из виду. Время от времени по кварталу, где жил Тим, проезжал роскошный автомобиль, и в нем, откинувшись на кожаные подушки, сидел господин в клетчатом кепи.

Заметив на улице Тима, он приказывал шоферу остановиться и с озабоченным, почти боязливым выражением лица наблюдал за мальчиком.

Этот господин позаботился и о том, чтобы в квартиру Тима попал календарь, где рядом с рекламными стишками, воспевающими кофе, какао и масло, были приведены изречения знаменитых людей. На первой странице кален даря можно было прочесть:

К контракту надо относиться, как к браку: сначала взвесить все “за” и “против”, а потом хранитъ верность.

Ч. Треч К счастью для Тима, мачеха оторвала и припрятала этот листок, потому что на оборотной стороне его был напечатан гороскоп – объяснение судеб по звездам. Она родилась под созвездием Скорпиона.

Тяжелее всего Тиму было то, что очень скоро к нему стали враждебно относиться в переулке. Серьезное выражение лица соседи принимали за признак высокомерия и зазнайства и решили между собой, что мачеха, Эрвин и Тим одного поля ягоды.

“Выскочки!” – только так их теперь и называли.

Поэтому никто так не радовался, как Тим, – насколько он вообще мог еще радоваться, – когда мачеха сняла квартиру в богатом квартале и они переехали из переулка в большой дом на широкой улице.

Мебель – разумеется, только старую – мачеха раздарила соседям по переулку – тем немногим, с кем она еще разговаривала.

Она хотела подарить и большие старинные часы, в которых были спрятаны сбережения Тима, но, к счастью, Тим вовремя услыхал об этом и попросил ее разрешить ему поставить часы в своей будущей комнате на новой квартире.

Он просил об этом так горячо, что мачеха наконец согласилась; она была скорее удивлена, чем рассержена. Так сейф, отбивающий время, оказался вместе с Тимом в его собственной отдельной комнате, где он впервые в жизни мог без всякой помехи готовить уроки.

Мачеха, поселившись в новой квартире, наняла прислугу. Но ни одна прислуга не могла с ней ужиться.

За Марией последовала Берта, за Бертой Клара, Клару сменила Иоганна, и, наконец, когда Иоганна ушла, появилась пожилая женщина по имени Грит.

Она сумела продержаться дольше всех, потому что не спускала мачехе ни одного слова и, когда та ее ругала, огрызалась в ответ. Так они то ссорились, то мирились, а время шло, пока наконец Тиму не исполнилось четырнадцать лет.

Теперь пора было подумать, какую профессию ему избрать.

Мачеха настаивала и даже требовала, чтобы Тим поступил учеником в контору при ипподроме. Это имело свои причины. Год назад, как раз в тот день, когда Тиму исполнилось тринадцать лет, он поставил большую сумму на лошадь, которую только из милости в последний раз допустили к скачкам.

Ни один человек, кроме Тима, не решился на нее ставить. Но раз на нее поставил Тим, лошадь, к изумлению всех знатоков, пришла первой. Тим получил в окошке тридцать тысяч марок. После этого выигрыша он объявил мачехе, что теперь они достаточно богаты и больше он не будет играть на скачках. Ни слезы, ни побои не могли изменить его решения.

С этого дня он больше ни разу не был на ипподроме.

https://www.youtube.com/watch?v=8cm22LgEeg0

И вот теперь мачеха надеялась, что Тим снова почувствует вкус к скачкам, если поступит учеником в контору при ипподроме. Она даже вступила в переговоры с самым богатым в городе устроителем скачек. Но Тим упрямился и говорил, что хочет пойти в моряки и отправиться в плавание и никогда больше не играть на скачках.

Однажды – это было через несколько дней после того, как Тим окончил школу, – мачеха снова завела свой обычный разговор о будущем Тима:

– Ведь ты уже не ребенок, Тим! Так и так пора тебе приниматься за какое-нибудь дело. А в конторе ты со своими способностями можешь разбогатеть! Ведь я тебе только добра желаю, мой мальчик! Ведь не о себе думаю, только о тебе!

– Не пойду я в контору, – резко ответил Тим. – Я хочу отправиться в плавание!

Мачеха сперва рассердилась, потом разъярилась, а под конец расстроилась. Как всегда, она стала плакать и кричать, что он хочет ее покинуть, чтобы на старости лет она осталась без гроша в кармане и пошла просить милостыню. Хочет бросить ее и своего брата Эрвина на произвол судьбы, а сам стать богачом. Да и вообще он ничуть не привязан к своей семье! Даже никогда не улыбнется!

Последнее замечание задело Тима куда больнее, чем могла подозревать мачеха.

Кровь бросилась ему в лицо. Ему захотелось убежать сейчас же, сию же минуту! Но, с тех пор как он потерял свой смех, он приобрел самообладание, редкое и удивительное для мальчика его лет.

Он и на этот раз настолько овладел собой, что мачеха ничего не заметила, разве только, что он покраснел.

– Дай мне в следующее воскресенье столько же денег, сколько тогда, в последний раз, – сказал он. – У меня, наверное, будет большой выигрыш.

И раньше, чем мачеха успела ответить, Тим выбежал из дому, помчался к реке, сел на уединенную скамейку на берегу и попытался справиться со своим волнением. Но это ему не удалось – он заплакал.

Он не хотел плакать и боролся с собой, но рыдал все горше и горше, пока наконец не дал полную волю своему отчаянию.

Когда же рыдания стали стихать, а слезы иссякли, Тим начал трезво и хладнокровно обдумывать свое будущее.

Он решил, что в следующее воскресенье снова поставит на какую-нибудь захудалую лошадь и выиграет много денег. Все деньги он отдаст мачехе, а сам просто убежит, бросив ее и Эрвина. Может, наймется юнгой на какой-нибудь корабль, может, еще кем-нибудь. Насчет денег ему беспокоиться нечего. Играть на скачках можно везде.

А от богатства – теперь-то уж он знал это наверняка – все равно никакой радости.

Он отдал свой смех за то, что ему вовсе не нужно.

И тут же на берегу Тим принял еще более важное решение: во что бы то ни стало он вернет свой смех! Он отправится за ним в погоню и разыщет господина Треча, где бы тот ни скрывался, хоть на краю света.

Как было бы хорошо, если б в целом мире нашелся хоть какой-нибудь человек – пусть пьяный кучер или полоумный бродяга, – с которым Тим мог бы поделиться своим решением! Самые сложные вещи иной раз становятся простыми, когда поговоришь о них с кем-нибудь.

Но Тиму нельзя было ни с кем говорить об этом. Он должен был замкнуться в своей тайне, как улитка в раковине. Сложенный вчетверо листок бумаги, лежавший теперь вместе с деньгами в больших старинных часах, сделал его самым одиноким мальчиком на земле.

Тим стал думать об отце и о деньгах, скопленных на мраморную плиту. И он решил еще вот что: прежде чем навсегда покинуть город, он поставит плиту на могилу отца. Он понимал, что это будет не так-то просто, но твердо надеялся преодолеть любые трудности.

Источник: https://www.rulit.me/books/tim-taler-ili-prodannyj-smeh-read-34886-9.html

Биография

Мачеха овладела квартирой

Михаил Васильевич Ломоносов родился 19 ноября 1711 г. в деревне Мишанинской на Курострове в дельте Северной Двины. Отец Ломоносова – Василий Дорофеевич – был настоящим помором: смелым, трудолюбивым, предприимчивым, энергичным. Он владел домом с двором и прудом, в котором разводили рыбу.

Василий Дорофеевич занимался крестьянским трудом, морским рыбным и зверобойным промыслом, перевозкой грузов. Мать Михаила – Елена Ивановна Сивкова, дочь дьякона. Рано оставшись сиротой, она уже в 10 лет пряла шерсть, ткала половики. Елена Ивановна была хорошей хозяйкой, женой и очень любила сына. При заботливом уходе мальчик рос здоровым, крепким, смышленым.

Мать отдавала ему все свое тепло и заботу, как будто чувствовала близкую смерть.

Дети на Курострове рано учились грести и править лодкой. С десяти лет Михаил ходил с отцом на рыбный промысел. Это был тяжелый и опасный труд: соль разъедала пальцы, ныли руки и плечи, но мальчик научился не поддаваться усталости. Почти девять лет Михаил вместе с отцом совершал дальние морские переходы в Северный Ледовитый океан и к Новой Земле.

С детства ему были хорошо знакомы промыслы Поморья: резьба по кости, выварка соли, ловля жемчужных раковин, охота на тюленя, моржа, морского зайца. Беззаботное детство Михаила закончилось в 1720 г., когда умерла мать. Детские воспоминания о ней мальчик хранил глубоко в сердце. Смерть матери была тяжелым ударом для него. Новая жена отца – Ирина Семеновна – оказалась «злой мачехой».

Жажда знаний овладела Михаилом с детства. Семен Никитич Сабельников, местный дьяк, научил мальчика читать и писать. И в 14 лет юный Ломоносов стал лучшим чтецом в деревне и приходской церкви. На Севере любили и уважали книги. Их берегли как величайшую святыню. Самая большая библиотека на Курострове была в семье Дудиных.

Здесь Ломоносов впервые увидел «Грамматику» Мелентия Смотрицкого и «Арифметику» Леонтия Магницкого, для изучения которых требовались большое терпение и настойчивость. Их впоследствии он назвал «вратами своей учености». В это же время Ломоносов пристрастился к стихам. Большое впечатление произвела на него Псалтырь, которую переложил в стихах Симеон Полоцкий.

От своего первого учителя Михаил узнал, что «для приобретения большого знания и учености требуется знать язык латинский». А им можно было овладеть только в Москве, Киеве или Петербурге. И он загорелся желанием уйти учиться. Его решение ускорило следующее обстоятельство. Василий Дорофеевич мечтал оставить сыну свои промыслы и хозяйство, а для того, чтобы удержать его дома, надумал женить.

И вот заняв у своего соседа Фомы Шубного три рубля денег и выпросив у него полукафтанье, 9 декабря 1730 г. Ломоносов с очередным караваном рыбы отправился в Москву. По дороге он задержался в Антониево-Сийском монастыре у родного дяди – Ивана Дорофеевича, обратясь к нему с просьбой помочь деньгами, но получил отказ. Пришлось полукафтанье заложить одному из крестьян.

Спустя три недели, в начале января 1731 г. Михайло Ломоносов прибыл в Москву. С 1731 г. начинается его трудный путь в науку. Сначала юноша познакомился с большим городом, а потом стал выбирать учебное заведение, где можно получить необходимое ему образование. Первоначально свой выбор Ломоносов остановил на математико-навигацкой школе.

Здесь обучали многим наукам, но в курс обучения не входил латинский, который был в то время международным научным языком. В середине января 1731 г. юноша подал прошение о зачислении в Славяно-греко-латинскую академию (это было высшее духовное учебное заведение).

Ломоносову пришлось скрыть свое происхождение и назваться сыном холмогорского дворянина (по другим источникам – холмогорского священника), так как туда не принимали крестьянских детей. Было ему в ту пору 19 лет. Михаила зачислили в самый низший класс, хотя он умел читать, писать, знал основы арифметики.

Ломоносов вспоминал: «Школьники, малые ребята, кричат и перстами указывают: смотри-де, какой болван в 20 лет пришел латыни учиться». Вместе с ним учились ребята 10-11 лет, и насмешек было не избежать. Но благодаря природному уму и таланту Ломоносов за один год окончил курс трех классов и перешел в четвертый.

В академии он изучал латинский язык, географию, арифметику, историю, литературу, ораторское искусство. В отличие от других учеников, проводивших свободное время в играх и шалостях, Ломоносов читал книги и летописи в монастырской библиотеке. В Спасских школах юноша провел 5 лет. В 1735 г. Ломоносов после тщательной проверки знаний стал студентом Петербургской Академии наук.

Михаила Васильевича отличало очень серьезное отношение к наукам. Вскоре президент академии барон Корф решил направить в Германию трех лучших студентов, среди которых был и наш 25-летний земляк. Они должны были изучать в Германии химию, физику, физическую географию, механику, горное дело, иностранные языки. Всего 8 месяцев провел Ломоносов в Академии до своего отъезда в Германию. Все это время он занимался науками, поэзией, изучал немецкий язык. В конце сентября 1736 г. будущий ученый с товарищами отплыл из Кронштадта в Германию.

3 ноября 1736 г. русские студенты прибыли в Марбург, где их встретил известный философ, одаренный физик Христиан Вольф. О Марбургском университете шла слава как о лучшем научном и учебном центре Европы. Студенты Марбурга вели беззаботный образ жизни. Это было так непривычно после суровой дисциплины в учебных заведениях России.

В университете Ломоносов начал изучать философию, механику, оптику, учиться рисованию. Вскоре юноша стал посещать лекции по химии. В ноябре 1738 г. Ломоносов отправил в Петербургскую Академию наук свою первую студенческую диссертацию «Работа по физике о превращении твердого тела в жидкое в зависимости от движения предсуществующей жидкости».

Он был любимым учеником Христиана Вольфа, никогда не пропускал лекций известного химика и был прилежен в учении. Вольф вспоминал о Ломоносове: «Я любил видеть в лектории этот высокий лоб, этот взгляд, сияющий разумом. Но ах! Как часто этот лоб украшается зловещей шишкой, и фонарь под глазом светит ярче сияния ума.

…» В Марбурге Михаил Васильевич поселился в доме Екатерины-Елизаветы Цильх, вдовы пивовара. Он был скромен в быту, вел размеренный образ жизни, его завтрак состоял из «нескольких селедок и доброй порции пива». Основную часть денег юноша тратил на книги, платил за стол и квартиру. Вскоре молодой человек увлекся скромной милой дочкой хозяйки дома – Елизаветой Цильх.

Он видел, что она воспитана в добрых семейных традициях. Это увлечение переросло в глубокое чувство. После двухлетнего знакомства, в 1738 г. произошло объяснение, а в феврале 1739 г. Ломоносов и Елизавета Цильх поженились. У них родилась дочь Екатерина-Елизавета, которая считалась незаконнорожденной. В июле 1739 г.

русские студенты закончили свое обучение в Марбургском университете. Перед их отъездом Вольф вручил каждому свидетельство о достигнутых ими успехах.

После Марбурга Ломоносов с товарищами прибыл в город Фрейберг к новому учителю – Иоганну Фридриху Генкелю. Он посещал лекции по металлургии и горному делу и в то же время изучал труды по этим наукам, бывал в рудниках Саксонии. В Германии Ломоносов продолжил заниматься поэзией.

Из Фрейберга он отправил в Петербург оду «На взятие Хотина» – о событиях русско-турецкой войны. По мнению В.Г. Белинского, именно с этого произведения Ломоносова началась русская литература. Вместе с одой он послал в Академию наук работу «Письмо о правилах российского стихотворства». В мае 1740 года будущий ученый покинул Фрейберг.

Причиной тому послужили плохие взаимоотношения с Генкелем. Начался богатый событиями период странствований Ломоносова по Европе. Сначала он поехал в Марбург повидаться с Елизаветой Цильх. Затем Михаил Васильевич стал переезжать из города в город в поисках денег. Его едва не завербовали в прусскую армию. В апреле 1741 г.

получив из Академии наук необходимую сумму денег, Ломоносов отправился в Петербург, куда прибыл в июне. Жену он временно оставил в Марбурге. Первое задание, которое получил молодой ученый, – составление «Минерального каталога» Кунсткамеры. На эту работу Ломоносов затратил несколько месяцев.

Составленный им каталог камней включал 227 страниц с описанием 3030 образцов на латинском языке. Летом 1743 г. к нему приехала из Марбурга жена. После отъезда Ломоносова в Россию у них родился сын, который через месяц умер. В Петербурге состоялось венчание в православной церкви. В это время Михаил Васильевич плодотворно работал, продолжал сочинять оды, стихотворения.

В начале 1745 г. Ломоносов написал диссертацию по химии и металлургии «О металлическом блеске». В июле 1745 г. наряду с Василием Кирилловичем Тредиаковским наш земляк стал первым русским академиком (профессором). Именно Ломоносов был инициатором создания Химической лаборатории, которая была построена в 30 метрах от его дома. С 1748 г.

Михаил Васильевич много и плодотворно работал в Химической лаборатории и читал лекции студентам. В 1755 г. ученый закончил многолетний обширный труд – «Российская грамматика», который стал первой полной научной работой по грамматике русского литературного языка. Михаил Васильевич Ломоносов заботился о распространении просвещения в России. В начале 50-х гг.

он предложил открыть в Москве университет, доступный для всех сословий, и разработал проекты его устава и внутреннего устройства. Указ об учреждении Московского университета был подписан 12 января 1755 г, в Татьянин день (День студента), а 26 апреля состоялось его торжественное открытие.

Первоначально в Московском университете было три факультета: философский, медицинский, юридический. Через год при нем была открыта типография для публикаций работ профессоров и других ученых. Здесь же было издано и двухтомное собрание сочинений самого Ломоносова. Этими книгами стали награждать студентов, показавших отличные результаты в освоении наук.

Впервые в истории русского книгопечатания в них был помещен гравированный портрет автора. Большое внимание Михаил Васильевич уделял надзору за учебными заведениями Академии. Он обеспечивал учащихся общежитием, следил за своевременной выплатой денег. Ломоносов жестко относился к ленивым ученикам и недобросовестным преподавателям.

Михаил Васильевич настоял на создании университетской гимназии. Им был разработан ее проект, в который была включена система отметок, наказаний и поощрений учеников. В 1757 г. семья Ломоносовых переехала в собственный двухэтажный дом. Здесь же разместились химическая лаборатория, астрономическая обсерватория. А рядом – находилась мозаичная мастерская.

Дом великого ученого был открыт для всех и отличался гостеприимством. Матрена Евсеевна, племянница Ломоносова, вспоминала, как на широком крыльце «накрывался дубовый стол и сын Севера пировал до поздней ночи с веселыми земляками своими, приходившими из Архангельска на кораблях и привозившими ему… в подарок моченой морошки и сельдей». Великий ученый с удовольствием встречался с земляками: ведь больше на родине побывать ему не удалось.

https://www.youtube.com/watch?v=cdh8g286608

В апреле 1760 г. Шведская Академия наук избрала Ломоносова своим почетным членом. Между тем здоровье его ухудшалось. В марте 1762 г. он заболел и долго не выходил из дома. В октябре 1763 г. Екатерина II произвела Ломоносова в чин статского советника со значительным увеличением годового жалованья. В середине марта 1765 г.

Михаил Васильевич сильно простудился, ему становилось все хуже и хуже. 4 апреля 1765 г. великий ученый ушел из жизни. Незадолго до смерти он в полном сознании прощался с женой, дочерью, близкими, друзьями.

По свидетельству друга Ломоносова академика Якоба Штелина, Михал Васильевич сказал перед смертью: «Друг, я вижу, что должен умереть, и спокойно и равнодушно смотрю на смерть; жалею только о том, что не мог я совершить всего того, что предпринимал я для пользы Отечества, для приращения наук и славы Академии…» Ломоносов был похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге. Его провожало в последний путь множество людей. На могиле великого ученого граф Михаил Илларионович Воронцов поставил памятник из белого мрамора в виде стелы. В честь заслуг нашего земляка у здания МГУ в 1953 г. был установлен памятник работы скульптора Николая Васильевича Томского. 4-метровая бронзовая фигура Ломоносова стоит на высоком пьедестале в виде колонны. Другой известный памятник Ломоносову находится в Архангельске. Он был сооружен на народные деньги. Среди жертвователей была и внучка Ломоносова – Софья Алексеевна Раевская, приславшая 1 тыс. рублей. Создал памятник скульптор Иван Петрович Мартос. Скульптуру несколько раз переносили с места на место. Сейчас она находится около здания САФУ на Набережной Северной Двины.

Жена Ломоносова – Елизавета Андреевна – пережила мужа лишь на полтора года и умерла в возрасте 46-ти лет. Дочь – Елена Михайловна – получила прекрасное образование, знала языки, литературу, увлекалась музыкой. Она вышла замуж за главного библиотекаря Императорской библиотеки Алексея Константинова. В браке они прожили всего 6 лет.

Елена умерла в возрасте 23-х лет, оставив 4-х детей. Их дочь Софья вышла замуж за героя Отечественной войны 1812 года Николая Николаевича Раевского, дружившего с Пушкиным и декабристами. Младшая дочь Раевских – Мария Николаевна – была женой декабриста князя Волконского и отправилась за мужем в Сибирь.

Так потомки Ломоносова по женской линии породнились с самыми знаменитыми фамилиями России.

Список литературы:

1. Астафуров В.И. М.В. Ломоносов: книга для учащихся / В.И. Астафуров. – М.: Просвещение, 1985. – 143 с., ил. – (Люди науки).

2. Белявский М.Т. …Все испытал и все проник / М.Т. Белявский. – Издательство Московского университета, 1986. – 221 с.

3. Ишлинский А. Ю. М. В. Ломоносов – великий русский ученый / А. Ю. Ишлинский, Г. Е. Павлова. – М.: Педагогика, 1986. – 127 с.

4. Лебедев Е. Михаил Васильевич Ломоносов / Е. Лебедев. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. – 640 с.

5. Младшим школьникам о М.В. Ломоносове: учебно-методическое пособие. – Архангельск: Поморский университет, 2006. – 192, ил.

6. Морозов А. Юность Ломоносова / А. Морозов. – Архангельск: Архангельское кн. изд-во, 1953. – 506 с.

7. Муратов М.В. Ломоносов / М.В. Муратов. – М.: Гос. учеб.-пед. изд-во м-ва просвещения РСФСР, 1960. – 228 с.

8. Павлова Г. Е. Михаил Васильевич Ломоносов (1711 – 1765) / Г.Е.Павлова, А.С. Федоров. – М.: Наука, 1988. – 465 с., ил. – (Научно-биографическая литература).

9. Перевезенцев С. Михайло Ломоносов / С. Перевезенцев. – М.: Белый город, 2001. – 47 с.

10. Селезнев А.Г. Михайло Ломоносов / А.Г. Селезнев. – Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1969. – 31 с.

11. Уроки с Ломоносовым: учебное пособие для учащихся 7-9 классов / сост. Е.Н. Старостина, О.Е. Образцова. – Архангельск: Поморский университет, 2009. – 137 с.

12. Щеблыкин И.П. Михаил Васильевич Ломоносов: книга для учащихся / И.П. Щеблыкин. – М.: Просвещение, 1993. – 128 с. – (Биография писателя).

Назад в раздел

Источник: http://www.aodb.ru/lomonosov/index.php?ELEMENT_ID=1299

Юр-решение
Добавить комментарий