Когда подавать в суд, если человек пропал без вести?

Ни письма, ни весточки. Признание лица пропавшим без вести

Когда подавать в суд, если человек пропал без вести?

Иногда случается так, что мы теряем связь с близкими людьми. Это влечет за собой не только моральные издержки, но и правовые последствия. Для преодоления сложностей, спровоцированных утерей связи с человеком, необходимо признание его судом пропавшим без вести.

Согласно статьи 43 Гражданского кодекса Украины (далее – ГК) физическое лицо может быть признано судом пропавшим без вести, если в течение одного года в месте его постоянного проживания отсутствуют сведения о месте его нахождения.

Данная статья устанавливает три важных условия, при наличии которых можно говорить о том, что человек пропал без вести. Условие первое заключается в том, что заинтересованное лицо не имеет сведений о месте нахождения конкретного человека.

Условие второе – такие сведения отсутствуют в течение одного года. Третье условие – сведения отсутствуют в месте постоянного проживания пропавшего.

Несмотря на то, что все эти условия касаются информации об отсутствующем лице, наличие их совокупности дает основания для обращения в суд.

Рассмотрим каждое из условий в разрезе существующей судебной практики.

Круг лиц, которым предоставлено право инициирования процесса признания лица пропавшим без вести, четко не установлен. В ГК Украины законодатель ограничился указанием «заинтересованное лицо» или орган опеки и попечительства.

Даже грамматическое толкование термина «заинтересованное лицо» дает возможность понять, что это лицо, на чьи права и законные интересы, влияет другой участник правоотношений или определенный юридический факт.

В данном случае это лицо, для которого важны юридические последствия признания человека пропавшим без вести.

В действующем законодательстве установлены такие последствия признания лица пропавшим без вести:

– получение государственной помощи на ребенка;

– получение пенсии по потере кормильца;

– расторжение брака;

– усыновление / удочерение без согласия второго родителя;

– выезд за границу малолетнего ребенка без согласия второго родителя;

– выбытие участника полного общества;

– прекращение представительства по доверенности;

– прекращение договора поручения;

– прекращение договора простого товарищества;

– прекращение начисления коммунальных платежей и т.п.

Чаще всего инициатором процесса выступает второй супруг, родители отсутствующего, другие лица, с которыми пропавший имеет гражданские правоотношения.

По требованиям процессуального законодательства, в тексте заявления должно быть указано заинтересованное лицо, которое определяется исходя из целей признания лица пропавшим без вести, а также тех прав и интересов, которых они касаются.

Заявитель также должен отвечать требованию неведения о месте нахождения пропавшего.

Для этого недостаточно пассивного поведения – статья 247 Гражданского процессуального кодекса Украины (далее – ГПК Украины) обязывает инициатора указать в заявлении цель, для достижения которой необходимо признать лицо пропавшим без вести, а также обстоятельства, подтверждающие безвестное отсутствие физического лица, или обстоятельства, угрожавшие смертью физическому лицу, которое пропало без вести. В связи со ст. 60 ГПК Украины, указанная норма обязывает представить доказательства, обосновывающие те обстоятельства, на которые ссылается сторона процесса или же ходатайствовать об истребовании судом доказательств, в том числе вызове и допросе свидетелей. В частности, статья 248 ГПК Украины предусматривает, что суд до начала рассмотрения дела устанавливает лиц (родственников, сотрудников и т.п.), которые могут дать показания о физическом лице, местонахождение которого неизвестно, а также запрашивает соответствующие организации по последнему месту проживания отсутствующего (ЖЭО, органы внутренних дел или органы местного самоуправления) и по последнему месту работы о наличии сведений относительно физического лица, место нахождения которого неизвестно.

В гражданских делах данной категории доказательствами могут выступать:

– если отсутствующий зарегистрирован как субъект предпринимательской деятельности – данные о поступлении налогов, сборов;

– данные (сведения) из системы персонифицированного учета;

– данные адресного бюро;

– показания свидетелей;

– справка соответствующего органа МВД о заведении оперативно-розыскного дела категории «Розыск»;

– справка ЖЭО или акт депутата местного совета об отсутствии лица по месту регистрации;

– справка о пересечении государственной границы;

– справка ОГИС о задолженности по алиментам и т.п.

Как указывалось ранее, тяжесть доказывания возлагается на заявителя о признании лица пропавшим без вести, поскольку суду важно установить были ли исчерпаны все возможности заявителем для нахождения лица, место нахождения которого неизвестно.

В формировании доказательной базы важную роль играет адвокат, который не только определит перечень доказательств в конкретном деле, но и с помощью адвокатских запросов, действуя в интересах клиента, поможет их собрать или, если необходимая информация находится под защитой закона о персональных данных, поможет правильно сформулировать ходатайство суду об истребовании доказательств.

Возвращаясь к написанному выше, рассмотрим второе условие подачи заявления. Итак, законодатель установил, что отсутствие сведений должно длиться не менее года. Согласно ч. 2 ст.

43 ГК Украины в случае невозможности установить день получения последних сведений о месте нахождения лица началом его безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены такие сведения, а в случае невозможности установить этот месяц – первое января следующего года.

По моему мнению, начало истечения годичного срока должно быть зафиксировано документально. Это означает, что заявителем как минимум в течение одного года, предшествующего дате обращения в суд, предпринимались активные меры по розыску отсутствующего (например, обращение в органы МВД с заявлением о пропаже человека).

В случае если сведений о человеке нет, и поисковые мероприятия длятся более одного года, на мой взгляд, целесообразно будет получить повторное подтверждение от соответствующих органов, что в течение последнего года искомый человек по месту своего постоянного проживания отсутствует, как и сведения о его местонахождении.

Как свидетельствует судебная практика, с соблюдением условия касательно срока отсутствия сведений, у заявителей обычно сложностей не возникает. Чего нельзя сказать о третьем условии, неправильное понимание которого зачастую приводит к отказу в удовлетворении требований.

Важным является понимание разницы между терминами «место проживания» и «место нахождения». Статьей 3 Закона Украины «О свободе передвижения и свободном выборе места жительства в Украине» даны следующие определения.

Место нахождения – административно-территориальная единица, на территории которой лицо проживает сроком менее шести месяцев в году.

Место проживания – жилье, расположенное на территории административно-территориальной единицы, в котором лицо проживает постоянно или временно.

Согласно ст.

29 ГК Украины местом проживания физического лица является жилье, в котором оно проживает постоянно или временно. Согласно ст. 379 ГК жильем физического лица является жилой дом, квартира, иное жилое помещение, предназначенные и пригодные к постоянному или временному проживанию в них.

При этом и место проживания, и место нахождения лица подлежат регистрации согласно действующему законодательству.

Согласно п. 1.2.

Порядка регистрации места проживания или нахождения физических лиц в Украине и образцов необходимых для этого документов, регистрация места проживания или места нахождения лица – внесение информации в Единый государственный демографический реестр о месте проживания или месте нахождения лица с указанием адреса, по которому с лицом может вестись официальная переписка или вручение официальной корреспонденции.

Таким образом, место проживания от места нахождения отличается длительностью физического присутствия лица в указанном месте.

Проанализировав судебную практику, можно говорить о несоблюдении заявителем условия отсутствия по месту жительства сведений о местонахождении отсутствующего лица, в таких случаях.

– если сведения о человеке исчезли после отчуждения квартиры, которая ранее была указана как его место жительства, то указанный адрес не может быть признан адресом места проживания;

– если гражданин Украины снялся с регистрации и пересек государственную границу, то отсутствие о нем сведений по последнему месту проживания, не является основанием для признания лица пропавшим без вести, так как такой адрес не признается судом местом жительства пропавшего;

– если лицо, будучи иностранцем, проживало на территории Украины без регистрации, его отсутствие по месту фактического проживания не является отсутствием по месту жительства.

Поскольку законодательно не ограничено количество мест проживания физического лица, в таком случае необходимо собирать информацию об отсутствии сведений о нем в каждом из известных заявителю мест проживания пропавшего человека.

На основании решения суда о признании физического лица пропавшим без вести нотариус по последнему месту его проживания описывает принадлежащее ему имущество и устанавливает над ним опеку.

Назначенный опекун принимает исполнение гражданских обязанностей в пользу пропавшего лица обязанностей, погашает за счет его имущества долги, управляет имуществом в его интересах, предоставляет за счет имущества содержание лицам, которых он обязан содержать.

Согласно ст.

45 ГК Украины если физическое лицо, признанное пропавшим без вести, появилось или если получены сведения о месте его нахождения, суд по месту его нахождения или суд, вынесший решение о признании этого лица пропавшим без вести, по его заявлению или заявлению заинтересованного лица, отменяет решение о признании физического лица пропавшим без вести. Естественно, что и в этом случае, при невозможности явки самого лица, которое было признано пропавшим без вести, заявитель, инициирующий отмену решения, должен представить суду доказательства.

Таким образом, признание лица пропавшим без вести влечет за собой широкий спектр правовых последствий, призванных, главным образом, устранить неопределенность близких людей отсутствующего лица для решения вопросов, связанных с принятием наследства, получения пенсии как иждивенца, реализации отдельных субъективных прав.

Существующая судебная практика складывается таким образом, когда возможность злоупотребления заинтересованным лицом правом на обращение в суд для признания лица пропавшим без вести, минимизирована.

Это обусловлено требованием от заявителя той или иной формы активного поведения, направленного на получение сведений об отсутствующем лице. Как и в любом судебном процессе, профессиональная помощь адвоката в производстве о признании лица пропавшим без вести, не только желательна, но и необходима.

Адвокат сформирует доказательственную базу, необходимую для удовлетворения судом требований заинтересованного лица, и выполнит необходимые функции представителя в судебном процессе.

Источник: https://protocol.ua/ua/ni_pisma_ni_vestochki_priznanie_litsa_propavshim_bez_vesti/

Проблемы семей тех, кто пропал без вести: что должен урегулировать новый закон | ВОСТОК-SOS

Когда подавать в суд, если человек пропал без вести?

На данный момент законодательно не определена процедура предоставления правового статуса без вести пропавшего, его содержание; не предусмотрен механизм учета таких лиц, обмена информацией, касающейся без вести пропавших лиц, между государственными и негосударственными органами, отсутствует единая база данных. Также пока не существует механизма государственной поддержки родственников без вести пропавших лиц.

Отсутствие адекватной нормативно-правовой базы, определяющей статус лиц, пропавших без вести в ходе вооруженного конфликта на Донбассе, и социальные гарантии членам их семей, еще более усугубляет и без того бесконечно тяжелую личную трагедию, которую переживает каждый человек, не знающий о судьбе своего родственника.

Основная проблема заключается в том, что существующие положения законодательства о без вести пропавших в рамках уголовного права не могут быть применены эффективно в ситуации исчезновения в результате продолжающегося вооруженного конфликта на Донбассе.

Начать можно с того, что нет даже полной и точной статистике о количестве пропавших без вести в зоне боевых действий украинских граждан.

https://www.youtube.com/watch?v=3giMBX6PKRA

По данным общественной организации «Мирный берег», собранным совместно с БФ «Восток-SOS» и другими гуманитарными организациями, оказывающими помощь людям, которые попали в плен, их семьям и семьям пропавших без вести, отсутствует информация о судьбе 562 человек, из которых 228 — гражданские лица, 335 — военные.

Однако вряд ли можно считать эти данные всеобъемлющими. Эта информация основана преимущественно на обращениях людей, ищущих своих близких, непосредственно в «Восток-SOS» или одну из партнерских общественных организаций, передающих сведения в общую базу данных. Поэтому, соответственно, реальная цифра может быть значительно больше.

Так, Международный Комитет Красного Креста (МККК) оценивает число пропавших без вести в ходе войны от тысячи до полутора тысяч. В настоящее время МККК продолжает поиски 695 человек, родственники которых обратились в Красный Крест с просьбой открыть дело из-за пропажи родных.

Некоторые общественные организации называют даже большие числа, до двух и более тысяч человек. Расходятся даже сведения у различных государственных структур. Уполномоченная президента Украины Ирина Геращенко весной 2018 г. говорила о 483 пропавших без вести украинцев.

Глава Службы безопасности Украины, в структуре которой находится Объединенный центр по координации поиска, освобождению незаконно лишенных свободы лиц, заложников и установлению местонахождения без вести пропавших в районе проведения АТО, несколько ранее озвучивал данные о 403 пропавших без вести в ходе войны украинцах, из них 123 — военнослужащие. При этом согласно цитировавшийся ранее информации Луганской военно-гражданской администрации, неизвестна судьба 572 объявленных в розыск в зоне конфликта украинцев. Данные национальной полиции говорят о еще большем количестве пропавших без вести. К этому следует добавить, что на оккупированной территории также составляют списки из сотен украинских граждан, пропавших, по мнению де-факто властей т.н. «народных республик», на территории Украины.

Расхождение в статистике объясняется отсутствием единой базы данных о пропавших без вести именно в связи с вооруженным конфликтом, содержащей полные сведения. Представляется необходимым на законодательном уровне определить, кого следует считать пропавшим без вести в ходе вооруженного конфликта, для возможности классифицировать подобные дела и вести отдельный общий реестр таких дел.

Семьи пропавших без вести находятся в крайне тяжелом психологическом и социальном положении. К отсутствию информации о близком человеке и, зачастую, утрате кормильца (большинство пропавших без вести в зоне конфликта — мужчины) добавляются трудности бюрократического характера.

Полиция, особенно вначале конфликта, зачастую отказывалась принимать от родственников заявления о пропаже без вести, утверждая, что оно должно быть подано по месту постоянной регистрации или по месту совершения предполагаемого преступления (например, похищения), т.е., часто на оккупированной территории.

Хотя законодательная база позволяет подавать заявление о пропаже человека в любое отделение полиции, зачастую родственники этого не знали. Однако, на самом деле, подача заявления мало что меняла в жизни родственников пропавших без вести.

Проводить следственные действия физически невозможно, и, по мнению многих семей, правоохранительные органы часто вообще не прилагают усилия для розыска.

Между тем, даже при отсутствии возможности проводить следственные действия на предполагаемом месте исчезновения или похищения человека, следователь может помочь членам семьи пропавшего без вести — например, направлением на бесплатную ДНК-экспертизу, которую без такого направления можно сделать только за деньги, а это недешевая процедура.

Отсутствие достоверной информации о пропавшем члене семьи тяжело воспринимается родными.

Более того, непредоставление такой информации может расцениваться международным правом как форма жестокого обращения, что с учетом отсутствия расследования, т.е.

, невыполнения государствам своих позитивных обязательство по защите прав граждан, теоретически может быть основанием для подачи иска в Европейский суд по правам человека.

https://www.youtube.com/watch?v=_3BFvuZw9-E

Если правовой статус пропавших без вести военнослужащих и их семей в какой-то степени защищен, то гражданские лица не получают никаких социальных и правовых гарантий в случае исчезновения в ходе военного конфликта члена семьи (часто — кормильца).

Собственно, признание (через суд) человека безвестно отсутствующим только делает возможным, например, операции с недвижимостью, если он был совладельцем, или является основанием для того, чтобы его жена могла выезжать с ребенком за границу без доверенности.

К сожалению, даже это иногда становится основанием для злоупотреблений — когда заявления о признании мужа безвестно отсутствующим подаются их женами (или бывшими женами) даже в том случае, если на самом деле он находится на оккупированной территории или за границей, например, на заработках.

Эта проблема в какой-то степени тоже является следствием отсутствия адекватного расследования заявлений о пропаже без вести (зачастую фактическое местонахождение человека по крайней мере в неформальном порядке можно предположительно установить простым поиском по социальным сетям) и единого электронного реестра, в котором фиксировались бы только проверенные, однозначные случаи.

БФ «Восток-SOS» работает с семьями без вести пропавших с 2014 года. В общей сложности более 280 таких семей получили от Фонда помощь разного характера — юридическую и гуманитарную (продуктами, лекарствами, гигиеническими наборами, в отдельных случаях одеждой). В отдельных случаях «Восток-SOS» предоставляет социально-психологическое сопровождение.

Очень часто родным пропавших без вести необходимо просто внимание и понимание их ситуации. В силу того, что государство не признает за ними никакого официального статуса, такие люди чувствуют себя ненужными, брошенными один на один со своими проблемами.

БФ «Восток-SOS» и другие общественные организации помогают им справляться с разного рода сложностями посредством предоставления информационной и юридической помощи, например, разъясняя, как правильно взаимодействовать с силовыми структурами, как оформить документы, запросы, необходимость проведения экспертизы ДНК, гуманитарной помощи, а также предоставляя эмоциональную поддержку и социальное сопровождение на постоянной основе.

«Восток-SOS» ведет системную работу с родственниками без вести пропавших. Каждая семья — это отдельный случай, который требует индивидуального подхода.

Источник: https://vostok-sos.org/problemy-semej-tekh-kto-propal-bez-vesti-chto-dolzhen-uregulirovat-novyj-zakon/

Заявление о признании безвестно отсутствующим

Когда подавать в суд, если человек пропал без вести?

Заявление о признании безвестно отсутствующим — скачать образец 

Полная информация о признании гражданина безвестно отсутствующим. Образцы заявлений о признании безвестно отсутствующим для всех ситуаций. Скачать образцы бесплатно. посмотреть рекомендации по составлению. Вопросы юристу по оформлению и подаче заявления в суд.

Что значит признать безвестно отсутствующим

Безвестно отсутствующий — это гражданин, местонахождение которого неизвестно длительное время, в отношении которого вынесено решение суда о признании его безвестно отсутствующим. 

Безвестное отсутствие — отсутствие сведений о месте пребывания гражданина в месте его жительства. Местом жительства признается то место, где данное лицо постоянно или преимущественно проживает.

Граждане обязаны регистрироваться по месту жительства, поэтому длительное отсутствие по месту регистрации при отсутствии сведений о местонахождении гражданина дает возможность признать его безвестно отсутствующим.

 Срок, в течение которого гражданин должен отсутствовать составляет 1 год.

Статья 42 ГК РФ. Признание гражданина безвестно отсутствующим
Гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания.

https://www.youtube.com/watch?v=yOSSnYW1XmY

При невозможности установить день получения последних сведений об отсутствующем началом исчисления срока для признания безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц — первое января следующего года.

Если гражданин отсутствует в месте жительства более 5 лет или пропал при обстоятельствах, угрожавших смертью или предполагающих смерть при определенных обстоятельствах, то правильным будет объявить его умершим.

Обратите внимание!
Заявление об объявлении умершим

Последствия признания гражданина безвестно отсутствующим

В результате признания гражданина безвестно отсутствующим возникают материальные и нематериальные последствия.

К нематериальным последствиям отсутствия можно отнести, в частности необходимость защиты его конституционных, трудовых и личных неимущественных прав, кроме этого возникают и другие личные последствия, которые, как правило, не имеют правовых последствий.

К материальным последствиям можно отнести:

  1. установление доверительного управления имуществом (возможно до принятия решения о безвестном отсутствии);
  2. приватизация имущества;
  3. расторжение брака (подача заявления о расторжении брака возможна и до вынесения решения);
  4. усыновление и иные формы принятия детей безвестно отсутствующего на воспитание;
  5. содержание лиц, находящихся на иждивении пропавшего лица;

Имущество, оставшегося после без вести пропавшего, передается в доверительное управление. Должен быть заключен соответствующий договор доверительного управления имуществом.

Следует учитывать возможность того, что гражданин признанный безвестно отсутствующим вдруг объявиться. В этом случае решение суда отменяется. Также отменяются все меры, принятые в отношении имущества.

Порядок отмены решения и образцы заявлений: статья 280 ГПК РФ. Последствия явки или обнаружения места пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим или объявленного умершим

Перед составлением заявления

Перед составлением заявления нужно собрать пакет документов, подтверждающих доводы заявителя. В таких делах заявителю необходимо доказать следующие обстоятельства:

  1. заинтересованность в признании безвестно отсутствующим. У заявителя должны быть основания для обращения в суд и решение суда должно иметь для него правовые последствия. В суд необходимо будет представить документ, подтверждающий этот интерес.
  2. место жительства пропавшего гражданина. Нужно будет представит справку с места жительства гражданина, домовую книгу, другие документы, подтверждающие, что он по этом адресу проживал вплоть до своего исчезновения.
  3. отсутствие в месте жительства в течение более 1 года. Лучшим письменным доказательством отсутствия будут материалы розыскного дела в ОВД или у судебных приставов (когда разыскивают должников). Так же в качестве доказательств можно использовать справки различных учреждений, где гражданин стоял на каком-то учете. Часто в суд приглашают в качестве свидетелей знакомых, соседей или родственников пропавшего, которые могут подтвердить факт отсутствия.

Перед подачей заявления оплачивается госпошлина, размер которой соответствует пошлине по делам особого производства. Актуальный размер госпошлины на сегодняшний день всегда можно узнать здесь: госпошлина в суд.

Как составить и подать заявление о признании безвестно отсутствующим

Заявление о признании безвестно отсутствующим подается в районный (городской) суд по месту жительства заявителя (статья 276 ГПК РФ).

При составлении заявления следует руководствоваться общими правилами (статья 131 ГПК РФ), с учетом особенностей установленных для таких заявлений (статья 277 ГПК РФ). Рекомендуется придерживаться при составлении заявления представленным образцом, чтобы избежать ошибок.

актуальный размер оплаты госпошлины на сегодняшний день:
госпошлина в суд

В качестве заинтересованных лиц указываются близкие родственники потерявшегося гражданина, органы власти и учреждения, куда придется потом обращаться с решением суда о признании безвестно отсутствующим.

В тексте заявления нужно подробно описать цель обращения в суд, отношения, которые связывали заявителя и пропавшее лицо, обстоятельства исчезновения и предпринятые меры по розыску.

Следует учитывать, что ранее 1 года исчезновения обращаться в суд смысла не имеет. Если где-то были сведения о гражданине в течение этого года и они станут известны суду, то в удовлетворении требований будет отказано.

У суда есть обязанность (статья 278 ГПК РФ) запрашивать дополнительные сведения о пропавшем.

И в суд могут поступить сведения, что этот гражданин в течение последнего года получил заработную плату или пенсию, посещал поликлинику или покупал билеты, а также другим образом себя как-то проявил. 

Образец заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим

В _____________ (наименование суда)

Заявитель: __________________________

(ФИО полностью, адрес)

Заинтересованное лицо: ____________

(ФИО полностью, адрес)

Я являюсь _________ (указать, кем приходится заявитель лицу, признаваемому безвестно отсутствующим), который до «___»_________ ____ г. постоянно проживал по адресу: _________ (полный адрес места жительства безвестно отсутствующего).

«___»_________ ____ г. _________ (ФИО гражданина) ушел из дома и больше не вернулся _________ (необходимо подробно указать обстоятельства исчезновения гражданина).

Предпринятые меры по поиску _________ (указать, какие меры были приняты для поиска) результатов не дали.

Признание _________ (ФИО лица) необходимо для _________ (указать цель признания безвестно отсутствующим).

На основании изложенного, руководствуясь статьями 131—132, 276—277 Гражданского процессуального кодекса РФ,

Прошу:

  1. Признать _________ (ФИО гражданина) безвестно отсутствующим с «___»_________ ____ г.

Перечень прилагаемых к заявлению документов (копии по числу лиц, участвующих в деле):

  1. Копия заявления
  2. Документ, подтверждающий уплату госпошлины
  3. Документы, подтверждающие, что заявитель заинтересован в признании гражданина безвестно отсутствующим
  4. Справка о месте жительства безвестно отсутствующего
  5. Справка ОВД или от приставов о розыскных мероприятиях
  6. Другие доказательства, подтверждающие, что гражданин безвестно отсутствует более года в своем месте жительства

Дата подачи заявления «___»_________ ____ г.           Подпись заявителя _______ 

Скачать образец заявления: 

  Заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим

Ответы юриста на частые вопросы

С чего правильно будет начать признание безвестно отсутствующим?

Начинать всю процедуру следует со сбора документов. Лучшим вариантом будет подать в розыск и обращаться в суд дождавшись 1 года с момента регистрации заявления на розыск и проведения розыскных мероприятий.

Достаточно ли справки от судебных приставов о том, что местонахождение не известно для подачи в суд заявления о признании безвестно отсутствующим? Или нужна справка именно из полиции?

Достаточно будет справки от судебных приставов, поскольку служба занимается розыском лиц, обязанных уплачивать алименты. При необходимости суд самостоятельно запросит от приставов необходимые материалы по розыску.

Узнала, что можно объявить человека безвестно пропавшим и подать на пособие ребёнку, как по потере кормильца. Документы от приставов имеются. Кого указать в заявлении заинтересованным лицом?

В качестве заинтересованных лиц, в этом случае, указываются близкие родственники гражданина (например, его родители) и местное Управление Пенсионного Фонда РФ.

Бывший муж должник по алиментам. Находится в розыске у судебных приставов в другом городе. Я хотела узнать какие документы мне надо предоставить в суд чтобы его признали без вести отсутствующим? Розыскное дело как затребовать?

В этом случае будет достаточно запросить у приставов справку о результатах розыска, которую приложите к своему заявлению о признании безвестно отсутствующим. Дело на руки вам не выдадут.

Как быть, если районный суд отказал признать бывшего супруга без вести отсутствующим? Он находиться в розыске. Документы от судебных приставов представлены в суд в полном объеме.

Обжалуйте судебное решение, если с ним не согласны. Повторно можно будет подать заявление, когда на руках будут доказательства отсутствия в месте жительства более 1 года.

Источник: https://vseiski.ru/zayavlenie-o-priznanii-bezvestno-otsutstvuyushhim.html

Верховный суд объяснил, кого можно признать безвестно отсутствующим

Когда подавать в суд, если человек пропал без вести?

Верховный суд РФ впервые разъяснил, кого и как можно признать “безвестно отсутствующим”. В решении суда подчеркнуто – разъяснения нужны не мертвым, они нужны живым. Родные пропавшего человека могут с таким решением суда в руках получить пенсии, другую социальную помощь, распорядиться имуществом пропавшего.

Не умер, не заболел, а просто куда-то исчез – так можно сказать о гражданах, которые вышли из дома и туда больше не вернулись. Подобных случаев гораздо больше, чем нам кажется.

Исчезает, по данным официальной статистики, приблизительно 30-35 тысяч человек ежегодно – население не очень большого провинциального города.

Кто-то из ушедших граждан вернется домой, кого-то рано или поздно найдут живым или мертвым, а остальные будут считаться “безвестно отсутствующими”.

Исчезает, по данным официальной статистики, приблизительно 30-35 тысяч человек ежегодно – население не очень большого провинциального города

Вот такой, кстати, немаленькой категорией граждан и занялась Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ.

В частности, она пересматривала результаты интересного судебного спора – женщина с тремя детьми на руках просила признать ее мужа безвестно отсутствующим.

В суде истица, жительница Псковской области, рассказала, что ее муж в 2012 году уехал на Украину, и с тех пор о нем ни слуху ни духу.

Полиция получит доступ к геоданным потерявшихся людей

Спустя месяц после его отъезда обеспокоенная тем, что супруг не откликается, женщина пошла в правоохранительные органы и написала заявление – исчез муж.

Прошло пять лет, и гражданка снова пошла в полицию с аналогичным заявлением – найдите человека. На этот раз она получила ответ, что в полиции супруга ищут, так как подозревают его в совершении преступления.

Письмо заканчивалось тем, что полицейские написали следующее: все меры, которые они предприняли, результата так и не дали.

Суду истица объяснила, что у нее на руках оказались три девочки, и она просит суд установить юридический факт, что ее муж “безвестно отсутствующий”.

Это необходимо, чтобы оформить пенсии на детей по потере кормильца и решить вопрос “о назначении доверительного управляющего для управления и сохранности имущества ее мужа”.

Городской суд, выслушав гражданку, ей в иске отказал. А областной суд согласился с таким выводом.

Пришлось женщине дойти до Верховного суда РФ.

Там проверили материалы дела, обсудили доводы истицы и заявили, что “есть основания для отмены состоявшихся судебных решений”. По мнению Верховного суда РФ, нарушения норм права в этом вердикте допустили и городской, и областной суды.

Гражданин может быть признан судом “безвестно отсутствующим”, если в течение года по месту его жи-тельства ни у кого нет сведений, где он находится

Вот аргументы Верховного суда. Из материалов дела видно, что истица вышла замуж в 1998 году и в браке родились три дочери. Осенью 2012 года гражданка обратилась в местное ОВД с заявлением об исчезновении мужа. Спустя пять лет принесла туда же аналогичное заявление.

В деле есть сообщение следственного управления УМВД по Псковской области датированное 2017 годом. В нем говорится, что еще летом 2012 года было возбуждено уголовное дело и муж истицы в нем значится как обвиняемый, которого объявили в розыск. Сначала в федеральный розыск, потом – в международный.

Но так как гражданина не нашли, уголовное дело приостановили. Есть в деле и другие документы из местной полиции. В них сказано, что “в рамках разыскного дела местонахождение гражданина до настоящего времени не установлено”.

Такие же показания дал в суде и начальник отдела оперативно-разыскной работы местного подразделения полиции. Отказывая гражданке, городской суд заявил, что предоставленной ею информации недостаточно, чтобы признать ее супруга безвестно отсутствующим.

На взгляд суда, “имеются основания полагать”, что ее муж не пропал, а “умышленно скрывается с целью уклонения от наказания”. Областной суд такая аргументация устроила. А вот Верховный суд РФ – нет.

Суды признали 129 алиментщиков без вести отсутствующими

Свои доказательства высокая судебная инстанция начала с того, что напомнила про 42-ю статью Гражданского кодекса. В ней сказано, что гражданин может быть признан судом безвестно отсутствующим по заявлению “заинтересованных лиц”, если в течение года по месту его жительства ни у кого нет сведений, где он находится.

https://www.youtube.com/watch?v=G-Z-BLXKUlw

Верховный суд подчеркнул: институт признания гражданина безвестно отсутствующим – это удостоверение в суде факта “длительного отсутствия гражданина в месте его постоянного жительства”, если оказались безуспешными попытки найти, где человек обитает и получить хоть какие-то сведения о нем.

Суд напомнил: институт признания человека отсутствующим “имеет целью предотвращения” возможных негативных последствий. Причем как для самого пропавшего человека, так и для “других лиц, в том числе имеющих право на получение от него содержания”.

В этой витиеватой фразе сказано, что признать человека отсутствующим важно для граждан с таким пропавшим человеком связанным, ведь от этого часто зависят какие-то “социальные гарантии в имущественной и неимущественной сфере”.

Полиция должна подтвердить в суде, что искала пропавшего и не нашла. Сергей Михеев

Из материалов дела видно, что с осени 2012 года о пропавшем человеке у близких нет никаких сведений. Это родные подтвердили в суде. Ничего не дали и оперативно-разыскные мероприятия полиции. В городском суде представители соцзащиты и Пенсионного фонда не возражали, чтобы гражданина признать отсутствующим.

ВС разъяснил права граждан в программе по расселению аварийного жилья

В этом деле, подчеркнул Верховный суд, юридически значимым, применительно к 42-й статье Гражданского кодекса было выяснение судом, есть ли какие-либо сведения о том, где гражданин находится. Но городскому суду оказалось достаточным для отказа только то, что супруг находится в розыске и может “умышленно скрываться”.

По заявлению Верховного суда РФ, сам по себе факт объявления человека в розыск из-за возбуждения уголовного дела без оценки всех сведений, полученных в результате такого розыска, не может быть основанием для отказа в просьбе – признать гражданина безвестно отсутствующим. Это судебные инстанции не учли, заявил Верховный суд. Так что отказ истице Верховный суд назвал “неправомерным”. Все решения по этому делу отменены, и Верховный суд велел спор пересмотреть с учетом своих разъяснений.

Источник: https://rg.ru/2018/11/19/verhovnyj-sud-obiasnil-kogo-mozhno-priznat-bezvestno-otsutstvuiushchim.html

Если гражданин пропал без вести…

Когда подавать в суд, если человек пропал без вести?

Когда человек пропал без вести — страдают его родные и близкие. Помимо этого, безвестное отсутствие гражданина может стать причиной определенных юридических проблем. Например, его имущество остается без собственника, возникает налоговая задолженность, иждивенцы пропавшего остаются без средств к существованию и прочее     

Для защиты прав и законных интересов как самого пропавшего, так и иных граждан, закон дает возможность признать человека безвестно отсутствующим. И это происходит исключительно по решению суда.

Суд своим решением может признать гражданина безвестно отсутствующим, если в течение 1 года по месту его постоянного проживания нет сведений о том месте, где он пребывает (статья 77 Гражданского кодекса Кыргызстана).

При невозможности установления дня получения последних сведений об отсутствующем началом безвестного отсутствия считается 1-е число следующего месяца, а при невозможности установить этот месяц — 1-е января следующего года.

 

С заявлением о признании человека безвестно отсутствующим вправе обратиться в суд любое заинтересованное лицо (родственники, кредиторы, участники общей собственности и т.д.).

Заинтересованность может носить разный характер, но определяющим является наличие правоотношений между заявителем и тем гражданином, в отношении которого подается заявление.

Но вот работодатель не наделен правом подачи заявления о признании работника безвестно отсутствующим, поскольку он может прекратить трудовые правоотношения с пропавшим и без судебного решения.

В заявлении о признании гражданина безвестно отсутствующим должны быть указаны:

а) цель признания гражданина безвестно отсутствующим;

б) обстоятельства, подтверждающие безвестное отсутствие гражданина;

в) срок отсутствия пропавшего человека.

К нему прилагаются доказательства фактов, на которые ссылается заявитель (справка адресного бюро о последнем месте жительства пропавшего; справка из милиции о том, что пропавший разыскивался, но не было установлено место его нахождения; справка от работодателя; объяснительные родственников, друзей, соседей и др.). То обстоятельство, что доказательства не приложены к заявлению в момент его подачи в суд, не служит основанием для отказа в принятии заявления к производству суда, так как они могут быть представлены впоследствии.

Подобное заявление рассматривается судом в срок до 2-х месяцев со дня принятия его к производству. По результатам рассмотрения заявления суд может признать гражданина безвестно отсутствующим либо отказать в удовлетворении требования заявителя.

Решение о признании гражданина безвестно отсутствующим является основанием для назначения управляющего имуществом отсутствующего, если, конечно, в этом есть необходимость. В таком случае управляющий выдаёт из этого имущества содержание иждивенцам пропавшего, погашает долги и исполняет иные обязательства безвестно отсутствующего.

В случае появления гражданина, который был признан отсутствующим, или обнаружения его места пребывания судебное производство возобновляется по его требованию или иску заинтересованных лиц и выносится новый акт. Вновь вынесенное решение является причиной для отмены управления имуществом.

ОБРАЗЕЦ ЗАЯВЛЕНИЯ

                                                                          В ___________ районный суд ______________ области

                                                                         Заявитель: ____(ФИО полностью)___

                                                                         Адрес:  _____(адрес заявителя)______

                                                                         Телефон: ________________________

                                                                         Заинтересованное лицо: ___________

                                                                         Адрес: __________________________

                                                                         Телефон: ________________________

ЗАЯВЛЕНИЕ

о признании безвестно отсутствующим

Я являюсь _________ (указать, кем приходится заявитель лицу, признаваемому безвестно отсутствующим), который до «___»_________ ____ г. постоянно проживал по адресу: _________ (полный адрес места жительства безвестно отсутствующего).

«___»_________ ____ г. _________ (ФИО безвестно отсутствующего) ушел из дома и больше не вернулся _________ (необходимо подробно указать обстоятельства исчезновения гражданина).

Предпринятые меры по поиску _________ (указать, какие меры были приняты для поиска безвестно отсутствующего) результатов не дали.

Признание _________ (ФИО безвестно отсутствующего) необходимо для _________ (указать цель признания безвестно отсутствующим).

На основании изложенного, руководствуясь статьей 77 Гражданского кодекса КР, статьями 277 и 278 Гражданского процессуального кодекса КР,

Прошу:

Признать ________ (ФИО гражданина) безвестно отсутствующим с «___»________ ____ г.

Ходатайство:

Для подтверждения отсутствия _________ (ФИО безвестно отсутствующего) более года по своему месту жительства прошу допросить свидетелей:

  1. _________ (ФИО свидетеля, адрес);
  2. _________ (ФИО свидетеля, адрес).

Перечень прилагаемых к заявлению документов (копии по числу лиц, участвующих в деле):

  1. Копия заявления;
  2. Документы, подтверждающие, что заявитель заинтересован в признании гражданина безвестно отсутствующим;
  3. Справка о месте жительства безвестно отсутствующего;
  4. Справка из МВД о розыскных мероприятиях;
  5. Другие доказательства, подтверждающие, что гражданин безвестно отсутствует более года в своем месте жительства.

 «___»_________ ____ г.                       _________________                          ФИО заявителя

                                                      (подпись заявителя)

Источник: http://precedentinfo.kg/2017/02/13/esli-grazhdanin-propal-bez-vesti/

Юр-решение
Добавить комментарий