Как провести аукцион по 223 фз пошаговая инструкция

Электронный аукцион по 223 ФЗ по новым правилам: пошаговая инструкция

Как провести аукцион по 223 фз пошаговая инструкция

Электронный аукцион по 223-ФЗ — это один из видов конкурентных закупок, которому в обновленном законе с 01.07.2018 будет уделено особое внимание. Рассмотрим нововведения подробнее.

Начнем с того, что сведения о такой процедуре необходимо разместить в ЕИС для неограниченного круга лиц. При проведении закрытых торгов заказчик должен направить приглашения и документацию минимум двум подходящим участникам (ч. 3 ст. 3 № 223-ФЗ).

Благодаря такой процедуре, как открытый аукцион 223 ФЗ, покупатель может выбрать поставщика, который:

  • отвечает установленным требованиям;
  • предложит наименьшую цену за свои товары или услуги.

Но воспользоваться этим способом закупки можно только в случаях, которые прописаны в Положении о закупках. Иначе заинтересованные лица смогут обжаловать закупку в ФАС. Также не стоит забывать и про аукционный перечень, утвержденный ПП РФ № 616 от 21.06.2012. Товары, которые входят в него, можно закупать только в электронной форме.

Любой аукцион в электронной форме 223 ФЗ должен быть вписан в план закупок, опубликованный в ЕИС. Организовать торги можно не раньше дня, когда сведения о закупке будут включены в план. Опять же, нарушение этой нормы может повлечь за собой обжалование.

Аукцион по 223 ФЗ: пошаговая инструкция

Теперь давайте разберемся, как регламентирует 223 ФЗ проведение аукциона.

После принятия решения о проведении закупки заказчик готовит следующие документы:

  1. Извещение.
  2. Документацию.
  3. Проект договора.

Эти бумаги должны быть опубликованы в ЕИС минимум за 15 дней до даты окончания приема заявок. Информация в них не должна противоречить букве закона и Положению о закупках.

Одновременно с этим, если аукцион в электронной форме проводится среди субъектов малого и среднего предпринимательства, то сроки проведения составляют:

  • не менее чем 7 дней для подачи предложений, в случае, если НМЦД меньше 30 млн. руб;
  • не менее чем 15 дней, если НМЦД больше 30 млн. руб;

Такие особенности с 01.07.2018 будет иметь аукцион по 223 ФЗ, инструкция по заполнению документов представлена ниже.

Согласно ч. 8 и 9 ст. 4 223-ФЗ в извещение включают следующие сведения о:

  1. Заказчике.
  2. Предмете сделки и ее условиях.
  3. Закупочной процедуре (вид торгов — аукцион 223 ФЗ, сроки начала и окончания подачи предложений, адрес ЭТП, процесс подведения итогов).
  4. Обеспечении заявки (если установлено в Положении и при НМЦК более 5 млн. руб.).

Документацию составляют на основе извещения, но с более подробным описанием продукции (услуг, работ) и условий сделки (ч. 18 ст. 3.2, ч. 10 ст. 4). Здесь же указывают:

  1. Требования к участникам.
  2. Инструкцию, по которой должна быть составлена заявка на аукцион по 223 ФЗ.
  3. Порядок разъяснений положений документации.
  4. Этапы и порядок подведения итогов.
  5. Шаг торгов.
  6. Дата определения победителя.
  7. Сроки и порядок изменения документации.

Наконец, проект договора составляют, основываясь на документации и извещении. При этом его дополняют пунктами про ответственность сторон и условиями приемки.

После размещения в ЕИС вышеуказанных бумаг начинается прием предложений участников. Далее поставщики принимают участие в аукционе по 223 ФЗ — подают ценовые предложения. В ходе торгов определяют победителя.

Завершающий этап закупки — заключение договора.

Важно учесть, что переговоры между покупателем, оператором ЭТП и участником запрещены ч. 9 ст. 3.3 № 223-ФЗ при условии, что благодаря им кто-то получает преимущества для участия в торгах, либо создается риск разглашения конфиденциальной информации.

Выявление участников и определение победителя

Каждый из этих этапов подразумевает составление протокола (ч. 13 и 14 ст. 3.2). Срок размещения в ЕИС — 3 дня с даты подписания.

Первый из таких документов — протокол рассмотрения первых частей заявок. Его оформляют после открытия доступа к заявкам. Здесь же указывают сведения об отклоненных и причины отказа.

После получения ценовых предложений заказчик оформляет итоговый протокол, где прописывает:

  1. Сведения о победителе.
  2. Общее число поданных заявок.
  3. Порядковые номера остальных заявок, ранжированные по цене.

В Положении или документации заказчику может быть дано право отклонять предложения и на этапе подведения итогов. Информацию о причинах отказа в допуске также необходимо указать в протоколе.

Аналогичный документ оформляют для закупки, которая признана несостоявшейся (не было подано ни одной заявки, либо никого из участников не допустили). Причем такой статус покупатель может присвоить тендеру в любой момент со дня начала рассмотрения предложений (п. 5 ч. 13, п. 7 ч. 14 ст. 3.2).

Протокол подводит итог и аукциону, на который была подана только одна заявка. В случае, если она допущена, договор могут заключить с единственным участником.

Порядок и срок заключения договора

После окончания тендера заказчик вносит в проект договора сведения о победителе и его цене.

Контракт подписывают не ранее 10 дней и не позднее 20 дней с момента публикации в ЕИС протокола подведения итогов. Сам контракт размещают в ЕИС в течение 3 дней с даты подписания.

Продление этого срока возможно, когда требуется одобрение контрольного органа, либо если рассматривают жалобу по закупке.

В этих случаях договор заключают в течение 5 дней после получения разрешающих документов от контрольного органа.

В случае изменения существенных условий сделки обновленный договор должен быть опубликован в ЕИС не позже 10 дней после внесения правок (ч. 5 ст. 4).

Стоит отметить, что в Положении заказчику может быть дано право заключить сделку с несколькими участниками торгов.

Источник: https://goscontract.info/tender/elektronnyy-auktsion-po-223-fz-po-novym-pravilam-poshagovaya-instruktsiya

Электронный аукцион по 223-ФЗ: сроки и этапы проведения

Как провести аукцион по 223 фз пошаговая инструкция

В рамках 223-ФЗ заказчику предоставляется возможность проводить такую торговую процедуру, как открытый аукцион в электронной форме. Он представляет собой способ проведения закупки, при котором победителем становится участник, предложивший мимимальную цену контракта при условии соответствия поданной заявки требованиям документации, причем определение лидера проводится путем торгов.

Особенности процедуры

Основной особенностью процедуры становится наличие стадии торгов. Все участники, чьи заявки признаны соответствующими требованиям документации, получают допуск на участие в аукционе.

В ходе торгов они поочередно предлагают цену контракта.

В современных закупках чаще применяется аукцион на понижение, то есть каждая следующая цена поданная участником, должна быть ниже последней лидирующей.

Организатор закупки обязан разместить всю необходимую информацию на ООС. В этом случае аукцион называется открытым. Законодательством предусмотрен ряд случаев, когда процедуру можно проводить в закрытой форме, то есть сведения о ней разрешено не публиковать на официальном сайте. К ним относят:

  • Закупки, составляющие государственную тайну.
  • Закупки товаров и услуг, входящих в специальный перечень, сформированный правительством Российской Федерации.
  • Закупки, стоимость которых не превышает 100 000 рублей при условии, что годовая выручка заказчика составляет менее 5 миллиардов рублей и 500 000 рублей, если выручка больше 5 миллиардов рублей. 

В 223-ФЗ установлены определенные требования извещения о закупке. В нем обязательно должна содержаться информация о способе проведения процедуры, сведения об организаторе, предмет договора, место и сроки поставки, НМЦК, а также сроки и место рассмотрения заявок.

Требования предъявляются и к самой аукционной документации. В ней должны содержаться следующие сведения:

  1. Требования к поставляемому товару или услугам, включая технические характеристики, условия поставки или оказания услуг.
  2. Требования к составу заявки, инструкция по ее оформлению.
  3. Требования к описанию объекта закупки.
  4. Порядок формирования НМЦК. 
  5. Сроки проведения всех этапов процедуры. 
  6. Критерии оценки заявок.

Если какие-либо вышеперечисленные сведения не указаны, участник вправе подать запрос на разъяснение документации. В ситуации, когда организатор не реагирует на доводы участника, потенциальный поставщик имеет право обратиться с жалобой в УФАС.

Этапы проведения аукциона и регламентированные сроки

Вся процедура состоит из следующих этапов:

  1. Согласно утвержденному план-графику закупок на текущий год заказчик разрабатывает аукционную документацию и формирует извещение.
  2. Извещение и необходимые документы размещаются на ЭТП и дублируются на ООС. Сделать это необходимо минимум за 20 дней до даты завершения срока подачи заявок. 
  3. Этап формирования участниками заявок. Это время, которое отводится потенциальным поставщикам для изучения всей документации, разработки своего предложения и оформления заявки. На этот этап отводится минимум 20 календарных дней. 
  4. Если участником был подан запрос на разъяснение аукционной документации, то на ООС должен появиться ответ заказчика. На это заказчику отводится не больше трех дней с момента поступления запроса. Если потребуется внесение изменений в документацию, то дата подачи заявок должна быть перенесена. 
  5. Этап рассмотрения заявок. Заказчик оценивает заявки участников на предмет их соответствия требованиям аукционной документации. По результатам этого формируется протокол рассмотрения заявок. Все участники получают извещение о допуске или не допуске к участию в аукционе.
  6. Стадия торгов. На этом этапе участники,  допущенные к аукциону, подают свои предложения о цене контракта. Шаг аукциона определяется аукционной документацией. Он может быть фиксированным и выражаться в определенной сумме или плавающим. Разбег шага всегда находится в пределах от 0,5 до 5% от НМЦК. Победителем признается тот участник, чья цена окажется наиболее выгодной.   
  7. Заказчик формирует и размещает на ЭТП и ООС итоговый протокол, в котором указывается победитель закупки. На это ему отводится три дня с даты проведения торгов. 
  8. Заключительный этап – заключение договора. Контракт должен быть подписан обеими сторонами в течение 20 дней с момента формирования итогового протокола.

Любой организатор закупки имеет право отказаться от проведения закупки. Сделать он это может не позднее, чем за три дня до даты проведения торгов. 

Форма проведения аукциона и критерии оценки заявок

Подавляющее большинство современных аукционов проводится в электронной форме. Для этого используется функционал, выбранной организатором, ЭТП. Это позволяет значительно упростить и ускорить процедуру.

Критерии оценки заявок заказчик определяет самостоятельно. Они должны быть обязательно прописаны в аукционной документации. Чаще всего применяются следующие критерии:

  1. Правильность оформления заявки, наличие всех необходимых документов.
  2. Отсутствие участника в РНП.
  3. Соответствие предлагаемого участником предмета закупки заявленным требованиям. 

Аукцион – самая востребования форма проведения закупки. Она позволяет заказчику заключить контракт по минимально возможной цене.

Источник: https://GoszakupkiRF.ru/poleznye-stati/93-elektronnyj-auktsion-po-223-fz

Торги по 223-ФЗ: что это такое

Как провести аукцион по 223 фз пошаговая инструкция

Как правило, электронный аукцион по 223-ФЗ заказчики проводят при соблюдении одного из двух условий: для определения победителя важна только цена договора или закупаемые товары, работы или услуги можно сравнивать только по ценам. Аукцион по 223-ФЗ может проводиться в закрытой и открытой форме, а также с ограниченным участием.

Проведение торгов по 223-ФЗ

О проведении конкурентных закупок говорится в ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ. В том числе в ней сказано о правилах проведения аукциона.

По 223-ФЗ открытый аукцион в электронной форме – это способ закупки, при котором победителем становится участник, предложивший наиболее низкую цену договора и подавший заявку, которая соответствует всем требованиям заказчика.

Если при проведении аукциона цена договора снижена до нуля, торги проводятся на право заключить договор. Победителем в такой ситуации становится участник, предложивший самую высокую цену за право заключить договор.

При подготовке к открытому аукциону 223-ФЗ заказчик разрабатывает закупочную документацию и создает комиссию, которая впоследствии будет оценивать заявки. В документации может содержаться требование о предоставлении обеспечения заявки. Это возможно, если начальная цена договора больше 5 млн руб. Размер обеспечения не может превышать 5% от стартовой цены.

Любой участник аукциона по 223-ФЗ вправе подать запрос на разъяснение документации о закупке. Заказчик обязан дать ответ в течение 3 рабочих дней. Он размещается в ЕИС.

Подать запрос можно не позднее чем за 3 дня до конца срока направления предложений участников. Каждый участник может подать на электронный аукцион по 223-ФЗ только одну заявку.

До конца установленного срока ее можно отозвать или изменить.

Заказчик вправе отменить конкурентную закупку, в том числе и аукцион по 223-ФЗ, в части одного лота или целиком. Сделать это можно до конца срока подачи заявок.

По итогам аукциона договоры можно заключить с несколькими участниками. Закон оставляется это на усмотрение заказчика.

Обратите внимание, что подписать договор нужно не ранее 10 дней с даты подведения итогов закупки, но не позднее 20 дней.

Вопрос из практики

Как провести закупку по 223-ФЗ?

Отвечает Константин Эделев, эксперт Системы Госзаказ

Чтобы провести закупку по Закону № 223-ФЗ, опишите в положении способы и порядок закупок. Далее подготовьте техзадание, рассчитайте НМЦД, включите закупку в план и создайте закупочную комиссию.

Проведите открытую или закрытую закупку либо выберите поставщика на электронной площадке. Соблюдайте правила для торгов среди МСП.
По итогам закупки заключите договор с победителем, а затем разместите отчет в ЕИС. Детально закупочные процедуры опишите в положении.

Читайте подробнее о подготовительных этапах закупки, выборе поставщика и отчетности.

Задайте вопрос эксперту Системы Госзаказ

↻ Вернуться к началу

Электронные торги по 223-ФЗ

О том, как проводится открытый аукцион в электронной форме 223-ФЗ, вкратце сказано в ст. 3.3 Закона о закупках отдельными видами юрлиц. Подавать заявки, направлять запросы о разъяснениях документации нужно через функционал электронной площадки.

Там же проводится процедура снижения цены. Чтобы получить доступ к личному кабинету, участнику необходимо аккредитоваться на ЭТП и получить цифровую подпись. Порядок проведения электронного аукциона по 223-ФЗ подразумевает, что каждый участник вправе подать только одну заявку в установленные заказчиком сроки.

Сроки проведения электронного аукциона по 223-ФЗ

Каждый заказчик указывает сроки проведения открытого аукциона по 223-ФЗ в своем положении о закупках.
Например, у «Транснефть – Сибири» этот период составляет 20 дней. Главное, чтобы у участников было не менее 15 дней на направление предложений.

Срок подачи заявок на участие в электронном аукционе по 223-ФЗ для субъектов малого бизнеса установлен в ст. 3.4 223-ФЗ. Если начальная цена меньше 30 млн руб., на подачу заявок дается как минимум 7 дней. Если стоимость обязательств больше 30 млн руб., направлять предложения можно в течение 15 дней.

Что должно быть в извещении электронного аукциона

Извещение о закупке и способе определения поставщика – это неотъемлемая часть закупочной документации. Сведения в извещении и других документах должны совпадать. Как составить и опубликовать извещение об электронном аукционе – читайте подробно в инструкции

Закон №223-ФЗ устанавливает некоторые требования к составлению извещения об электронном аукционе. В этот документ, публикуемый не менее чем через двадцать дней до дня окончания подачи заявок в ЕИС, следует внести такие сведения, как (ч.9 Ст.4):

  • способ, которым будет проводиться закупка: открытый конкурс / открытый аукцион / иной способ, утвержденный положением о закупке;
  • полные реквизиты и контакты заказчика (офиц.наименование, место нахождения, почтовой адрес и индекс, адрес электронной почты, контактный номер);
  • предмет закупки с указанием количества товара либо объема работ и услуг, подлежащих поставке или предоставлению, а также место выполнения;
  • для конкурентных способов определения поставщика, особенно для электронного аукциона, также важна информация об НМЦК или лота и сроках, в которые будет проведена процедура;
  • порядок предоставления документации о закупке;
  • дата начала и окончания срока подачи заявок и порядок подведения итогов.

Что должно быть в документации об электронном аукционе

В документации к электронному аукциону, публикуемой на Официальном сайте ЕИС, должен присутствовать целый перечень документов, определенные также в положении о закупке (ч.10 ст.4):

  • требования к безопасности, качеству, тех.характеристикам, потребительским свойствам;
  • требования , форме, оформлению и составу заявки на участие;
  • требования к описанию участниками закупки товара, работы или услуги;
  • место, условия и временные рамки выполнения обязательств по контракту;
  • НМЦК или конкретного лота;
  • порядок оплаты товара или выполненной работы;
  • наглядный расчет участником цены контракта / лота в целях антидемпинговых мерах;
  • критерии оценки и сравнения заявленных предложений.

Учтите, что описание параметров предмета закупки не должно быть слишком расплывчатым. Для удобства проведения процедуры стоит перечислить критерии, согласно которым будет оцениваться соответствие заявок требованиям заказчика.

↻ Вернуться к началу

Открытый аукцион в электронной форме 223-ФЗ: пошаговая инструкция

Порядок проведения аукциона зависит от конкретного заказчика. У некоторых компаний аукцион подразумевает три этапа: рассмотрение первых частей заявок, процедура снижения цены и оценка вторых частей. У других торги одноэтапные. Участники подают заявки в течение срока, указанного в документации о закупке, комиссия оценивает их, допускает или не допускает участников до аукциона.

На самой процедуре аукциона максимальная цена договора снижается на шаг. Победителем признается лицо, предложившее наиболее низкую цену. В любом случае в течение срока подачи заявок участники могут запрашивать у заказчика разъяснения по документации. Когда заявку могут не принять:

  • превышена цена договора (максимальная цена всегда указана в документации о закупке, превышать этот показатель нельзя);
  • предоставлена недостоверная информация;
  • участник не соответствует требованиям;
  • участник уже заключал договоры с заказчиком, которые были расторгнуты по инициативе заказчика или по суду;
  • несоответствие товаров, работ, услуг и условий, которые предложил участник, требованиям документации о закупке;
  • наличие сведений в реестрах недобросовестных поставщиков;
  • не было предоставлено обеспечение заявки.

С июля вступили в силу отложенные изменения в Закон № 223-ФЗ. Поменялось многое, в том числе отчетность. Читайте о том, какие сведения теперь публиковать, о каких закупках можно не отчитываться, и смотрите, как сформировать отчеты в ЕИС.
Из статьи вы узнаете:☆ Какие отчеты теперь публиковать ☆ О каких закупках можно не отчитываться ☆ Как формировать отчеты в ЕИС.

Узнать подробности

Когда период подачи заявок заканчивается, комиссия переходит к оценке предложений. По итогу рассмотрения некоторых участников могут не допустить до процедуры снижения цены.

Если аукцион трехэтапный, то после процедуры снижения цены заказчик ранжирует поданные заявки от самого выгодного ценового предложения до самого невыгодного и оценивает вторые их части. Если аукцион одноэтапный, победителем признается участник закупки, первым предложивший наиболее низкую цену договора.

Шаг аукциона по 223-ФЗ

Аукционная комиссия определяет шаг снижения цены. Максимальная цена последовательно снижается на этот шаг, а участники выражают свое согласие заключить договор на таких условиях.

Для субъектов малого бизнеса шаг аукциона по 223-ФЗ составляет 0,5 процента до пяти процентов начальной цены договора. Такое требование установлено в законе.

Снижать цену можно на величину в пределах этого шага.

Участник не может подать ценовое предложение, превышающее стоимость, названную предыдущим участником, а также равное нулю. В ходе аукциона заказчик вправе менять величину шага. Однако это правило не распространяется на закупки у СМП.

Ответственность и регулирование аукционов по 223-ФЗ

В Законе 223-ФЗ основное внимание уделено именно заказчикам и алгоритму их действий при составлении документов, а также их обнародования.

А именно, в соответствии со ст. 2 Закона №223-ФЗ, каждый заказчик должен разработать и утвердить положение о закупке. Это положение, в котором заказчик, должен предусмотреть и указать все необходимые моменты, и является основным документом для проведения аукционов по 223-ФЗ.

↻ Вернуться к началу

Что должно быть в Положении о закупке

Положение о закупке – это правовой акт, регламентирующий правила закупки конкретного заказчика.

Принимает такое положение любая организация, закупочная деятельность которой регулируется 223-ФЗ, однако типовое положение, которое утверждают головные государственные учреждения и предприятия, принимают за образец и обязательный к принятию документ государственные и муниципальные органы, бюджетные и унитарные организации нижестоящих звеньев (ч.2.2. ст.2 Закона № 223-ФЗ).

Что и как изменить в положении о закупке, чтобы оно соответствовало измененному закону, 7 образцов для нового положения о закупке

Именно типового положения касаются большинство пунктов Закона 223-ФЗ, устанавливающих нормы для составления документации. Типовое положение должно включать в себя сведения, которые запрещено менять дочерним и нижестоящим учреждениям и предприятиям при разработке собственного положения. (ч.2.3. ст.2 Закона № 223-ФЗ).

Среди таких сведений следующие:

  • Требования к закупке (качество и особенности поставки товаров или выполнения услуг);
  • Алгоритм подготовки и проведения процедур закупки, а также диапазон выбора способов закупки;
  • Условия применения правил исполнения процедуры закупки;
  • Порядок подписания и исполнения обязательств по контракту и т.д.

Правовой основой для составления такого положения являются ст.2 Закона 223-ФЗ, а также статьи 447-449 Гражданского Кодекса РФ.

↻ Вернуться к началу

Переторжка по 223-ФЗ

При проведении электронного аукциона в рамках 223-ФЗ, вероятен исход, при котором окончание торгов и выбор победителя еще не завершены, при том, что формальная часть процесса подошла к концу.

Это происходит, когда заказчик не удовлетворен поступившими предложениями либо в силу отсутствия удовлетворяющих требованию заказчика заявок, либо из-за наличия целого ряда отвечающих ожиданиям предложений, среди которых чрезвычайно трудно вычислить победителя.

Процедуру переторжки можно представить в виде дополнительного времени в футбольном матче, когда основное время уже закончилось, а счет вничью. Такая процедура направлена, на снижение цены и окончательного определения победителя.

Заказчик имеет право это сделать, однако он обязан прописать это условие в документации и в собственном положении о закупках, которое заказчик публикует в ЕИС (Ч.1 Ст.4 223-ФЗ). Поскольку в тексте самого Закона 223-ФЗ отсутствует переторжка как законодательное понятие, следует в документах к каждому конкретному случаю закупки прописывать возможность и процесс повторных торгов.

Как правило, в переторжке участвует не все, кто подал заявки, а только те, кто сделал наиболее выгодные предложения на фоне остальных участников.

↻ Вернуться к началу

Источник: https://www.pro-goszakaz.ru/article/102984-qqq-18-m10-torgi-po-223-fz

Открытый аукцион в электронной форме 22-ФЗ — пошаговая инструкция 2019

Как провести аукцион по 223 фз пошаговая инструкция

Пошаговая инструкция для заказчика по электронному аукциону по 223-ФЗ 2019 года:

  1. Готовим документацию, проект договора и формируем извещение.
  2. Выявляем участников и определяем победителя.
  3. Заключаем с победителем договор.

Разберем каждый этап подробно с образцами и рекомендациями.

Подготовительный этап

Заказчик, который приобретает товары, работы и услуги по нормам закона о закупках отдельными видами юридических лиц (223-ФЗ), вправе проводить открытый аукцион в электронной форме 223-ФЗ.

Это конкурентная закупочная процедура, позволяющая электронно выбрать наиболее подходящего под требования заказа поставщика товаров, работ или услуг, предложившего наименьшую стоимость исполнения договора (ч. 3, 3.1 ст. 3, ч. 18 ст. 3.2 223-ФЗ). Но понимание, что это такое «открытый аукцион по 223-ФЗ», не поможет его провести.

И прежде чем перейти к самой процедуре, понадобится подготовительный этап, причем некоторые действия не связаны напрямую с тендером, а сделать их нужно задолго до его начала. С этого и начнем.

Пошаговая инструкция к открытому аукциону в электронной форме 223-ФЗ подразумевает, что заказчик имеет максимальную информацию о технических, количественных, качественных и эксплуатационных характеристиках приобретаемой продукции и представляет их потенциальным исполнителям в аукционной документации.

Правила проведения электронной аукционной процедуры необходимо прописать в Положении о закупке — это обязательный документ для всех заказчиков по 223-ФЗ, проводить без него закупки нельзя. В положении необходимо указать о возможности проведения открытого аукциона, иначе проведенная процедура может быть признана недействительной (ч. 2 ст. 2, ч. 9, п. 1 ч. 10 ст. 3 223-ФЗ).

Не допускается проводить заказ и заключать договор по позиции, которая не включена в план закупок организации-заказчика.

Аукционные процедуры, участниками которых признаются только субъекты малого и среднего предпринимательства, могут проводиться строго на тех электронных площадках, которые утверждены Распоряжением Правительства. Это единственное отличие, которое содержит пошаговая инструкция для заказчика по проведению аукциона по 223-ФЗ для МСП. В списке 8 электронных площадок:

  1. Агентство по государственному заказу Республики Татарстан.
  2. Единая электронная торговая площадка (ЕЭТП).
  3. Российский аукционный дом (РАД).
  4. ТЭК-Торг.
  5. Электронные торговые системы (ЭТС).
  6. Сбербанк-АСТ.
  7. РТС-тендер.
  8. Электронная торговая площадка ГПБ.

Шаг 1: подготовка документации, проекта контракта и извещения

Пошаговая инструкция по аукциону в электронной форме по 223-ФЗ включает несколько этапов, первый из которых — формирование закупочной документации. В состав документов необходимо включать те, которые указаны в положении о закупке заказчика. По общему правилу, к аукционной документации относятся:

  • описательная часть — информационная карта, техническое задание, спецификация продукции и проч.;
  • извещение;
  • проект договора.

Документы для электронного аукциона надлежит подготовить и опубликовать в ЕИС не позднее чем за 15 дней до момента окончания приема заявок от потенциальных поставщиков. Представим сроки проведения электронного аукциона по 223-ФЗ в таблице (сроки по процедуре для субъектов МСП).

УсловиеСроки
Начальная (максимальная) цена договора меньше 30 млн руб.Извещение публикуется не менее чем за 7 дней до момента окончания подачи заявок
Начальная (максимальная) цена договора свыше 30 млн руб.Извещение публикуется не менее чем за 15 дней до момента окончания подачи заявок

Сведения, включенные в извещение, не должны расходиться с информацией, указанной в аукционной документации, а также с нормами 223-ФЗ и положениями о закупке. Данные, которые нужно включить в извещение, перечислены в ч. 8, 9 ст. 4 223-ФЗ:

  • наименование, адрес и контакты заказчика;
  • предмет договора и его основные условия;
  • сведения о самом заказе — способ определения поставщика, адрес ЭП в сети Интернет, сроки и регламент процедуры;
  • обеспечение заявки (при необходимости).

Аукционная документация должна содержать параметры, указанные в извещении, а также иную подробную информацию (ч. 18 ст. 3.2, ч. 10 ст. 4 223-ФЗ):

  • о предмете заказа — его описание и все предъявляемые к продукции требования;
  • о предмете договора и основных условиях его исполнения — правила формирования цены, срок, адрес и порядок поставки и проч.;
  • требования, предъявляемые к участникам электронного аукциона;
  • порядок описания предлагаемой продукции потенциальными поставщиками;
  • регламент предоставления разъяснений;
  • этапы электронного аукциона и шаг процедуры;
  • сроки и правила рассмотрения заявок, порядок внесения изменений в аукционную документацию.

Проект договора составляется на основании конкретных потребностей организации-заказчика.

Все параграфы должны быть прописаны строго на основании ГК РФ, 223-ФЗ, положения о закупке, извещения и документации об электронном аукционе.

В договор в обязательном порядке вносится порядок его исполнения: сроки и правила поставки, приемки и оплаты поставленных товаров, работ, услуг. Прописывается ответственность сторон.

Шаг 2: обработка заявок и определение победителя

Когда все заявки на участие в процедуре рассмотрены, формируется протокол рассмотрения первых частей заявок. Так выявляются участники электронного аукциона. В протокол рассмотрения первых частей заявок необходимо включить информацию, предусмотренную положением о закупке (ч. 13, 14 ст. 3.2 223-ФЗ):

  • количество поданных предложений от потенциальных поставщиков;
  • дата и время регистрации заявок.

Когда организации-заказчику направлены окончательные ценовые предложения, составляется протокол подведения итогов электронного аукциона. В нем фиксируются данные о количестве поданных заявок. Порядковые номера им присваивают в зависимости от выгодности предложения: самое выгодное будет первым. Затем в итоговом протоколе нужно отобразить сведения о победителе (ч. 14 ст. 3.2 223-ФЗ).

В ходе проведения аукционных процедур составляются и другие протоколы. Правила формирования можно найти в ч. 13, 14 ст. 3.2:

  • протокол признания электронного аукциона несостоявшимся;
  • протокол рассмотрения единственной заявки на участие в закупке.

Шаг 3: заключение договора с победителем

После выявления победителя заказчик включает сведения о поставщике и о предложенной им цене в ранее составленный проект договора. Контракт заключается в период от 10 до 20 дней после публикации протокола о подведении итогов заказа. Когда договор заключен, необходимо разместить соответствующие сведения в ЕИС не позднее 3 рабочих дней после даты заключения.

Заказчик вправе включить в положение возможность заключения контракта с несколькими участниками заказа (ч. 28 ст. 3.2 223-ФЗ).

Если для конкретной закупки требуется одобрение вышестоящего органа или решение ФАС по рассмотрению жалобы, срок заключения договора продлевается до 5 рабочих дней с момента получения одобрения или решения.

Если необходимо изменить существенные условия соглашения (цена, порядок и объемы поставки), то такую информацию надлежит разместить в ЕИС в десятидневный срок после утверждения коррективов (ч. 5 ст. 4 223-ФЗ).

Можно ли отменить электронный аукцион по 223-ФЗ

Да, при необходимости аукцион можно отменить. Порядок отмены нужно прописать в положении заказчика.

Аукцион можно отменить до окончания срока подачи заявок или в любой момент, если наступило обстоятельство непреодолимой силы. Необходимо подготовить решение об отмене электронного аукциона и опубликовать его в ЕИС в этот же день (ч. 5, 6, 7 ст. 3.2 223-ФЗ).

Разъяснения по теме

Основные тезисыРеквизиты документаСкачать
Электронный аукцион с ограничениями для СМСП нужно проводить на электронных площадках, которые утверждены Распоряжением ПравительстваРаспоряжение Правительства № 1447-р от 12.07.2018Скачать

Источник: https://gozakaz.ru/kak-provesti-elektronnyj-aukczion-po-223-fz/

Гайд по участию в закупках

Как провести аукцион по 223 фз пошаговая инструкция

Статья актуальна на 1 июля 2019

Если вы впервые участвуете в закупках, наше руководство подскажет, с чего начать подготовку, кто ваши заказчики, что поможет искать закупки лучше, как подавать заявку, что такое финансовое обеспечение и что делать после завершения закупки.

Компании, которые частично или полностью принадлежат государству, обязаны проводить конкурсы на закупку товаров, работ и услуг. Закупки есть почти в любой сфере, в любом регионе. Деньги на них заложены в бюджете, а для малого бизнеса действуют квоты. Это хорошая возможность расширить бизнес.

Заказчик размещает закупки разными способами, в зависимости от того, по каким критериям будет отбирать поставщика. Также государство установило, что часть товаров можно закупать только аукционом. Самые популярные способы закупок по итогам 2017 года — электронный аукцион, конкурс и запрос котировок. Подробнее о способах закупок.

Закупка — это форма размещения заказа на поставку товаров и услуг. Закупку проводит заказчик с помощью конкурентных или неконкурентных способов отбора поставщиков.

Закупки делят на три группы в зависимости от заказчиков:

1. Госзакупки по 44-ФЗ. Их проводят все государственные и муниципальные организации, которые живут за счет бюджета, например, больницы, школы, детсады, городские администрации и т.д. Закупки проводятся по устанавленным государством правилам.

Заказчик публикует план закупок, по которому поставщик заранее может спланировать свою деятельность. Когда извещение о закупке опубликовано или заказчик отправил приглашение к участию, участник подает заявку. Победителя определяют по самой незкой цене или по заранее озвученным критериям (цена, опыт,  квалификация и т.д.).

Закупка завершена, когда контракт заключен, все обязательства исполнены, а исполнитель получил деньги. 

2. Закупки по 223-ФЗ.  Их проводят:

  • компании с долей государственного имущества от 50%, их «дочки» и «внучки»,
  • естественные монополии (нефтегазовые компании, РЖД и другие), 
  • организации, которые занимаются регулируемыми видами деятельности (энергетика, водоснабжение),
  • бюджетные учреждения, которые проводят закупки за счет грантов, средств субподряда и собственных денег. 223-ФЗ дает больше свободы действий. Например, организация может проводить закупки на любой ЭТП, устанавить свои критерии отбора победителей, сроки проведения закупок. Исключение составляют только закупки у малого и среднего предпринимательства. Их могут проводить на ЭТП госзакупок четырьмя видами закупок: аукцион, конкурс, запрос котировок и предложений. 

3. Коммерческие закупки. Их проводят коммерческие организации. Заказчики сами определяют правила проведения закупок и требования        к поставщикам. Конкурсы и аукционы проводятся в соответствии с Гражданским кодексом.

Проще начинать участвовать в закупках по 44-ФЗ: государственные организации чаще проводят конкурентные процедуры — конкурсы, аукционы, запросы котировок.  Большинство закупок по 223-ФЗ заказчики проводят у единственного поставщика: без конкурса, а закупают у подрядчика, которого выбрали сами. Подробнее о разнице между 44-ФЗ и 223-ФЗ.

Где и как искать закупки?

Закупки по 44-ФЗ обязательно публикуются на zakupki.gov.ru — в Единой информационной системе закупок (ЕИС). При этом электронные процедуры дублируются на восьми федеральных электронных площадках: Сбербанк-АСТ, РТС-тендер, Росэлторг, НЭП, ZakazRF, Lot-online, ТЭК-Торг, ЭТП Газпромбанка (ГПБ). 

Закупки по 223-ФЗ публикуются на zakupki.gov.ru и на электронных площадках, которые соответствуют требованиям заказчика. Заказчик вправе не публиковать на zakupki.gov.ru, только если:

  • цена закупки не превышает 100 000 руб.
  • цена закупки не превышает 500 000 руб. и годовой оборот заказчика более 5 млрд. руб.

Коммерческие закупки публикуются по усмотрению заказчика на его собственном сайте или на коммерческих торговых площадках.

Zakupki.gov.ru

Здесь публикуют все закупки 44-ФЗ, закупки по 223-ФЗ от 100/ 500 тыс. рублей (в зависимости от годового объема закупок заказчика)

ЭТП госзакупок Здесь публикуют и проводят все электронные закупки по 44-ФЗ и закупки среди малого и среднего бизнеса по 223-ФЗ
Коммерческие ЭТПЗдесь публикуют и проводят закупки по 223-ФЗ и коммерческие закупки
Контур.Закупкиzakupki.gov.ru + 229 ЭТП 

Несколько советов

  • Прежде, чем принимать участие, проверьте, что ваши товары и услуги востребованы в регионе. Найдите закупки по своей отрасли, ОКПД2 или ключевым словам и посмотрите, много ли закупок, кто основные заказчики, как они размещают, какие конкуренты.
  • Важно правильно настроить запрос, чтобы находить все нужные закупки и не находить лишнее. Для поиска можно использовать ключевые слова, ОКПД или отрасль, указывать регион. Чтобы оптимизировать поиск, можно сохранить регулярный запрос как шаблон и подписаться на новые закупки по нему. Подробнее о поиске в Контур.Закупках
  • Учитесь находить скрытые закупки: некоторые заказчики пытаются ограничить круг участников, но эти преграды можно обходить. Подробнее — в статьях о серых схемах и некопируемой документации.
  • Ищите планы-графики: из них можно узнать, на какой месяц заказчик запланировал интересные вам закупки.

Состав извещения о закупке

Извещение о закупке — документ, объявляющий о проведении процедуры отбора поставщика.

Извещения об открытых процедурах доступны всем участникам. Извещения о закрытых процедурах напрямую отправляют приглашаемым в закупку участникам, их нельзя публиковать в открытых источниках.

Извещение о закупке имеет определенную структуру. Коммерческие организации ориентируются на форму извещения на площадке и могут заполнять не все поля. Заказчики по 44-ФЗ и 223-ФЗ должны заполнять всю информацию, которая позволит поставщику определить, подходит ему закупка или нет.

Заказчики по 44-ФЗ и 223-ФЗ всегда указывают в извещении:

  • Название закупки.
  • Информацию о заказчике и его контактные данные.
  • Начальную максимальную цену контракта (НМЦ) — предельное значение, обоснованное с помощью:
    • государственной статистической отчетности,
    • zakupki.gov.ru,
    • реестра контрактов,
    • информации о ценах производителей,
    • общедоступных результатов изучения рынка,
    • исследований рынка, проведенных по инициативе заказчика.
  • Обеспечение заявки — страховка на случай, если победитель закупки откажется подписывать контракт (всегда для конкурсов и электронных аукционов по 44-ФЗ, для остальных процедур — по желанию и возможности заказчика). Подробнее об обеспечении заявки и контракта. 
  • Обеспечение исполнения контракта — залог деньгами или в виде банковской гарантии, которое предоставляет победитель закупки при заключении контракта. Его вносят, чтобы покрыть возможный ущерб заказчика, если поставщик некачественно исполнит или не исполнит свои обязательства (всегда для конкурсов и электронных аукционов по 44-ФЗ, для остальных процедур — по желанию заказчика). 
  • Порядок проведения (даты подачи  и рассмотрения заявок, подписания контракта и др.).
  • Требования к поставщикам
  • Ограничения и преференции. Преимущества могут быть предоставлены субъектам малого предпринимательства, российским поставщикам и продукции российского производства, предприятиям уголовно-исправительной системы, обществам инвалидов. Ограничения в основном связаны с поставками иностранных товаров (так называемый национальный режим). 
  • Адрес ЭТП — для электронных закупок.

К извещению заказчики прикладывают документацию с техническим заданием или спецификацией, проект контракта, при необходимости форму заявки, обоснование НМЦ и обоснование самой закупки (для закупок по 223-ФЗ).

Закупка может состоять из одного или нескольких лотов. В каждом лоте указывают объект закупки, НМЦ, заказчик, требование к обеспечению, объекты лота, время и место поставки. При участии в многолотовой закупке на каждый лот подается отдельная заявка.

Как подать заявку на участие?

Посмотрите, в каком виде она проводится: бумажном или электронном. 

Бумажный вид
(запрос котировок, конкурс)
Лично или почтой.
Электронный вид
(подавляющее большинство закупок по 44-ФЗ и все закупки среди малого и среднего бизнеса по 223-ФЗ проводят  в электронном виде)

На электронной торговой площадке, где проводится закупка. Для участия нужно:

Следуйте требованиям заказчика
Все требования к поставщикам и конкретные характеристики товаров прописаны в документах к закупке. Посмотрите, цена товара указана с НДС или без, измерения даны в мм или см и т д.

Следите за изменениями в документации и сроками подачи заявок
Заказчик может вносить изменения в закупку после размещения. Важно отслеживать их, чтобы случайно не отправить заявку по старой документации или в другое время. В Контур.Закупках вы автоматически будете узнавать об изменениях, если закупка сохранена в избранном.

Внимательно отнеситесь к оформлению заявки
Заказчик может отклонить заявку из-за того, что документы в ней идут не по порядку или предоставлена недостоверная информация. Почитайте, какие документы нужно приложить к заявке.

Заложите время на дополнительные процедуры
Если отправляете пакет документов почтой, закладывайте время на доставку. Заранее получите сертификат электронной подписи, если  участвуете в электронной процедуре.

У вас есть право подать запрос на разъяснения заказчику или жаловаться в ФАС, если документация не соответствует требованиям закона или заказчик необоснованно отклонил вашу заявку.

Если не получается пройти аккредитацию, заказчик отклонил заявку или попалась сложная закупка с объемной документацией, обратитесь к специалистам по сопровождению.

Результаты торгов

Если вы победили, подпишите контракт в прописанный в закупке срок: на бумаге или на ЭТП, если закупка проходила в электронном виде. В аукционе и конкурсе нужно предоставить обеспечение контракта. 

Если вы не победили, изучите результаты в итоговом протоколе закупки:

  • сколько было участников и какую цену они предлагали,
  • на сколько процентов снизилась цена,
  • кто признан победителем.

Узнав победителя, выясните, как часто он выигрывает закупки этого заказчика, конкурентную ли цену предлагает, нет ли сговора? Если есть подозрения, на закупки этого заказчика можно больше не терять время. 

В конкурсе анализ закупки поможет понять, по каким критериям вы проиграли, чего вам не хватило для победы: опыта, квалифицированных кадров, лицензий? Это поможет скорректировать стратегию участия в следующих тендерах.

Все участники в течение 5 дней после объявления победителя могут обжаловать в ФАС итоги состоявшегося тендера. Результаты закупки отменят, если обнаружат серьезные нарушения.

Источник: https://Zakupki.Kontur.ru/site/articles/91-guide

Юр-решение
Добавить комментарий