Как проверить наличие авторских прав на игру, если разработчики закрылись?

Компьютерная игра: защита интеллектуальных прав разработчиков

Как проверить наличие авторских прав на игру, если разработчики закрылись?

игра включает в себя много составляющих – это исходный код программы, графика, музыка, сценарий, персонажи и т.д. Все эти объекты могут охраняться интеллектуальными правами. Разберемся, какие права есть у разработчиков компьютерных игр и как их защитить.

В законодательстве Российской Федерации нет указания на компьютерную игру как на отдельный объект интеллектуальных прав. На практике компьютерные игры относят к программам для ЭВМ и/или к составным произведениям (которые включают в себя несколько объектов интеллектуальных прав). И в том, и в другом случае речь идет об авторских правах.

Части игры могут быть запатентованы как промышленные образцы или зарегистрированы в качестве товарных знаков. По порядку:

1. Авторские права

Авторскими правами могут быть защищены: — Исходный и объектный код программы; — Графические элементы; — Тексты внутри игры (правила, указания героям, диалоги); — Саундтреки; — заставки; — Шрифты; — и другое (перечень не исчерпывающий). Отдельно стоит сказать про охрану сюжета игры. В законе напрямую про сюжет тоже нет ни слова. Обычно сюжеты приравниваются к идеям. Идеи же охране не подлежат. Если было бы иначе, то это сильно ограничивало возможность создания новых игр, поскольку количество сюжетов конечно. Например, сюжет (какая-нибудь старая игра вроде «Супербратьев Марио») и (современная игра, где, например, сюжет – спасти даму сердца из замка злодея) имеют похожие сюжеты. Авторское право хорошо тем, что для возникновения прав не требуется регистрация в государственных органах (они действуют с момента создания в объективной форме). Однако это не означает, что для создания прав не требуется никаких документов. Важно правильно оформить документы о создании игры (подробнее ниже).

Осторожно! Вышесказанное также означает, что нельзя просто так использовать чужие объекты в своей игре. Любой из описанных выше объектов по умолчанию охраняется авторским правом и его использование без разрешения правообладателя запрещено.

Иными словами, чтобы быть спокойным, когда используешь «картинки из Интернета», не надо использовать картинки из интернета. С бесплатными сайтами, где можно скачать любой контент нужно быть осторожным – очень часто это пиратский склад с условными «дисклеймерами», которые, кстати говоря, в России не действуют.

Самый верный путь – покупка лицензий на нужные объекты на проверенных крупных сайтах, заказ разработки необходимых объектов или самостоятельное их создание.

2. Товарные знаки

В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы: — Название игры, имена персонажей, названия игровых миров и т.д.; — Изображения персонажей, оригинальных элементов игры и т.д. GTA, The Sims, Need for speed, World of Warcraft, Half Life. Все герои Angry birds зарегистрированы как товарные знаки по отдельности. Зеленый пламбоб (кристалл над головой персонажа из Sims) тоже зарегистрирован в качестве товарного знака. Зарегистрированный товарный знак № 395564, правообладатель Электроник Артс Инк. В суде проще доказать, что использование отдельного элемента из игры является нарушением исключительных прав, если такой элемент зарегистрирован как товарный знак. Кроме того, с товарными знаками проще зарабатывать на узнаваемой атрибутике игры – продавать лицензии производителям одежды, детских игрушек, канцтоваров и т.д. Для того, чтобы зарегистрировать товарный знак, нужно убедиться, что обозначение (картинка, название и т.п.) соответствует требованиям закона, и никто его еще не зарегистрировал. Кратко эти требования сводятся к тому, чтобы товарный знак не вводил потребителей в заблуждение и обладал различительной способностью. Полный список оснований для отказа в регистрации содержится в ст. 1483 Гражданского кодекса Российской Федерации. Товарные знаки нужно регистрировать в Роспатенте. Регистрация длится в среднем 8-12 месяцев. Срок охраны – 10 лет, можно продлять неограниченное количество раз.

3. Патенты

Интерфейс игры или его части могут быть запатентованы в качестве промышленных образцов (охраняется внешний вид).
Танк из World of tanks зарегистрированный Wargaming.net Limited в качестве промышленного образца Промышленные образцы так же, как и товарные знаки, регистрируются в Роспатенте. Срок охраны – 5 лет, можно продлевать несколько раз на еще 5 лет, но всего не более 25 лет. Немного об оформлении отношений с работниками. Поскольку интеллектуальная собственность нематериальна, чтобы права на созданные разработчиками результаты интеллектуальной деятельности перешли компании, важно всё правильно «задокументировать». Есть два варианта оформления отношений – по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера (ГПХ). Закон устанавливает, что по общему правилу, если работник разработал какой-либо объект интеллектуальных прав, права на него принадлежат работодателю. Но не все так просто. Типовых договоров для этого недостаточно. Важно, чтобы по документам было видно следующее: — Создание интеллектуальной собственности входит в обязанности работника; — Работнику давалось задание на создание конкретного объекта; — Работник получил авторское вознаграждение (и это не то же самое, что зарплата); — Работник передал права на объект работодателю (оформляется актом приема-передачи). В случае с договором ГПХ тоже важно, чтобы было понятно, разработку какого объекта вы заказывали и что получили в итоге. Техническое задание должно быть подробным, по результатам работы должен быть подписан акт с приложением результатов работы. Правообладатель вправе запретить использовать его объекты без разрешения (такое право может использоваться как понуждение к заключению лицензионных договоров с регулярными выплатами роялти), а также взыскать компенсации или убытки. При взыскании компенсаций не нужно доказывать размер убытков. Суд определяет, принадлежит ли право истцу и нарушил ли его ответчик. На размер компенсации влияет способ использования, срок, совершается ли такое нарушение впервые и др. Существует несколько способов расчета компенсаций, самый простой — это взыскание от 10 000 руб. до 5 000 000 руб. за одно нарушение. Другой способ расчета используется, когда есть подтвержденные данные о количестве пиратских копий. Например, есть сведения об изготовлении партии нелицензионных дисков. Для подсчета компенсации берется стоимость партии такого количества лицензионных дисков и умножается на два. Таких споров очень много. Некоторые правообладатели устраивают «рейды» по нарушителям по всем регионам страны. Помимо гражданской ответственности возможно привлечение к административной и даже уголовной. И если уголовных дел не так уж много, то административные штрафы взыскиваются часто – при нарушении авторских прав штрафы могут достигать 40 000 руб. за нарушение, по товарным знакам – до 200 000 руб. С конфискацией контрафакта и средств для его производства.

В заключение отмечу, что последние несколько лет защита интеллектуальной собственности в России становится трендом. Сейчас уже не стоить и думать о создании продукта с использованием пиратского контента, а профессиональные разработчики компьютерных игр в первую очередь ещё до начала работ предпочитают озаботиться будущей защитой результатов интеллектуальной деятельности.

Источник: https://habr.com/ru/post/413651/

Проверка авторских прав на : авторское право на видео и музыку и его защита

Как проверить наличие авторских прав на игру, если разработчики закрылись?

О самом важном для каждого автора канала на .

AIR Academy

Авторское право является одной из животрепещущих тем на , особенно среди авторов из стран СНГ, которые еще не так осведомлены в данном вопросе, как их западные коллеги.

Прежде всего, давайте определим понятия авторский контент и авторское право.

Авторский контент – это текстовое содержание, изображения, аудио, видео и прочие файлы любых расширений, самолично созданные автором (то есть от начала и до конца).

Авторское право – это юридический термин, используемый для описания прав, которыми обладают авторы на созданные ими литературные и художественные произведения, представленные в материальной форме.

Авторское право распространяется на такие виды контента:

  • аудиовизуальные произведения (телешоу, фильмы, онлайн-видео и т. д.),
  • звукозаписи и музыкальные композиции,
  • письменные произведения (лекции, статьи, книги, нотные записи и т. д.),
  • произведения изобразительного искусства (картины, плакаты, реклама и т. д.),
  • видеоигры и компьютерные программы,
  • драматические произведения (пьесы, мюзиклы и т. д.).

Не охраняются авторским правом:

  • идеи,
  • факты,
  • нематериальные процессы,
  • названия и заголовки произведений.

За соблюдение авторских прав на отвечают несколько функций

1. Content ID (подробнее о ней вы можете прочитать в данной статье.)

2. Форма уведомления о нарушении авторских прав. Любой автор, который увидел, что его произведение используется на без соответствующего разрешения, может сообщить об этом, используя специальную форму.

3. Программа проверки контента ( Content Verification Program Application). При помощи которой можно автоматизировать процесс уведомлений о нарушении авторских прав и блокировать видео нарушителей.

https://www.youtube.com/watch?v=Byy1hlVK1tU

Существуют случаи, при которых использование чужих работ, защищенных авторским правом, не будет являться нарушением. Это так называемое добросовестное использование. С подробной информацией о данном понятии вы можете ознакомиться в Справочном центре .

Важно помнить, что владелец авторских прав всегда может подать жалобу на ваше видео, даже если вы:

  • – указали правообладателя (в самом видео, в его названии или описании);
  • – не монетизируете видео, которое нарушает авторские права;
  • – нашли похожие видео на ;
  • – купили контент в iTunes или других музыкальных сервисах, на CD или DVD-диске;
  • – самостоятельно сделали запись с телевизора, радио или в кинотеатре;
  • – указали, что не намереваетесь нарушать авторские права других пользователей.

Подробнее рассмотрим аспекты авторского права на некоторых видах контента на .

Игровой контент 

Большинство правообладателей игр разрешают публикацию видео с геймплеем. Подробнее о политике авторского права необходимо узнавать на официальных ресурсах разработчиков игр. Практически во всех играх присутствует музыкальное сопровождение.

Важно помнить, что правообладатель на музыку может разрешить ее использование исключительно в игре, то есть на весь остальной производный контент разрешения может не быть.

Авторы часто сталкиваются с проблемой получения заявок Content ID или жалоб за нарушение авторских прав именно на аудиодорожку видео с геймплеем.

Во избежание таких неприятных моментов мы рекомендуем не использовать фрагменты прохождения игры с аудиосопровождением или заменять оригинальную музыку на треки с очищенными авторскими правами.

Демонстрация интерфейса ПО, онлайн-сервиса в видео 

Как и в случае с компьютерными играми, правообладатели ПО могут разрешать демонстрацию интерфейса программы в видео. Но также необходимо узнавать политику по авторскому праву конкретного разработчика. Например, компания Adobe запрещает показ интерфейса программы Photoshop в видео.

ТВ-контент, спорт, концерты и прочее

Обратите внимание, что если вы снимали (вживую или с монитора) концерт, презентацию, выступление, спортивное или другое событие, телепередачу, сериал и тому подобное, это не значит, что у вас есть право на публикацию данного видео. Необходимо также узнавать политику правообладателей.

Даже у артистов, выступающих на определенных мероприятиях и тематических концертах, в большинстве случаев нет прав на публикацию видео со своим выступлением на этих мероприятиях на сторонних ресурсах (в т.ч. ).

Кавер-версии

Авторы, участвующие в партнерской программе , могут зарабатывать на своих роликах с кавер-версиями.

Для этого владельцы музыкальных издательств должны заявить права на такие видео, и часть доходов начнут получать авторы.

Вы сможете получать доход от ролика с кавер-версией, когда рядом с ним на вкладке “Коммерческое использование” появится сообщение: “Монетизировать видео. Это мое исполнение песни другого автора”.

Такое сообщение отображается в том случае, если оригинальная музыкальная композиция добавлена правообладателем в систему Content ID. Это относится как к новым, так и к старым загрузкам. В Менеджере видео вы можете посмотреть, разрешено ли коммерческое использование ранее добавленных видео с кавер-версиями.

Не все правообладатели могут разрешить монетизацию кавер-версий. Кроме того, такой тип доходов не разрешен для роликов, которые:

  • содержат коммерческую звукозапись, например, караоке или инструментальное сопровождение;
  • являются записями концертных выступлений.

Если вы использовали в своем видео аудио популярного исполнителя и хотите узнать его политику по использованию данного произведения, советуем воспользоваться разделом Условия использования музыки в Творческой студии канала. 

При использовании чужих произведений в своих видео, мы советуем вам всегда получать письменное разрешение на их использование.  Для удобства пользователей в Справочном центре подробно расписано, что необходимо включить в комплект документов.

Также очень важно помнить, что законодательство по авторскому праву может отличаться в зависимости от страны, в которой были зарегистрированы произведения.

Изучил все аспекты соблюдения авторских прав на ? Тогда самое время перейти на следующий уровень! Записывайся на курс AIR Academy. Мы научим тебя создавать качественный контент, успешно его продвигать на и получать с этого достойную прибыль.

Источник: https://academy.air.io/blog/proverka-avtorskikh-prav-na-youtube

Игровые стримы и авторские права

Как проверить наличие авторских прав на игру, если разработчики закрылись?

Друзья, сегодня хочу затронуть интересную и актуальную тему. Это ИГРОВЫЕ СТРИМЫ.

К написанию этого материала меня, как это обычно бывает, подтолкнуло обращение клиента. Стримы (прямые трансляции в сети) прохождения компьютерных игр сейчас очень популярны.

Такие ролики находят своих зрителей как среди детской, так и среди взрослой аудитории и хорошо монетизируются.

Суть таких трансляций состоит в том, чтобы показать зрителям процесс прохождения компьютерной игры или какие-либо особенности или секреты игры или достижения игрока.

Как нам с Вами известно, компьютерная игра является охраняемым объектом авторских прав. Полагаю, что в существующих реалиях будет не совсем правильным воспринимать компьютерную игру как «голую» программу для ЭВМ.

Все-таки, современные игры больше напоминают аудиовизуальные произведения; они обладают своими персонажами, имеют оригинальный саундтрек, сценарий и т.д.

Я придерживаюсь мнения, которое неоднократно высказывалось многими правоведами и согласно которому компьютерная игра – это мультимедийный продукт, который, в свою очередь, является разновидностью сложных объектов (см. ст.1240 ГК РФ).

Сложный объект – это такой объект, который включает в себя множество различных охраняемых объектов авторских прав.

В случае с компьютерной игрой всё именно так и обстоит, т.к. игра состоит, как из самого кода программы для ЭВМ, так и из музыкальных произведений, произведений дизайна, изобразительного искусства, в игре есть персонажи, которые тоже охраняются и т.д. Таким образом, мы имеем сложный результат интеллектуальной деятельности.

Правообладателем компьютерной игры является компания-разработчик. Именно эта компания выступает (если придерживаться терминологии ГК) лицом, организовавшим создание сложного объекта. И именно компания-разработчик заключает договоры с авторами всех объектов, входящих в игру и приобретает по этим договорам или исключительное право или право использования этих объектов.

Как известно (ст.1229 ГК РФ), только правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности. Другие лица не могут использовать результат интеллектуальной деятельности без согласия правообладателя.

С точки зрения закона стриминг – это один из способов использования результата интеллектуальной деятельности. Если придерживаться терминологии ГК, то стриминг можно определить как сообщение по кабелю или же доведение до всеобщего сведения (см. ст.1270 ГК РФ).

При этом можно говорить об использовании при стриме как сложного объекта (игры) целиком, так и об использовании его частей (музыки, персонажей).

При этом права на аудиовизуальное произведение, появляющееся в результате трансляции (права на сам стрим), принадлежат тому, кто эту трансляцию делает.

Таким образом, с точки зрения закона, трансляции игрового процесса должны осуществляться только с согласия правообладателей игр. Так, например, известный сервис Twitch, заключив в прошлом году соглашение с Blizzard, получил возможность транслировать чемпионат лиги Overwatch. К слову, сумма сделки составила $90 000 000.

То есть если четко следовать закону, то правообладатель игры может в любой момент потребовать прекращения использования его игры в ролике; выражаясь современным языком – кинуть страйк.

Однако не все так категоричны. Есть и правообладатели игр, которые не видят в стримах по их играм ничего плохого и разрешают всем желающим создавать видео на основе их игр и использовать такие ролики.

Например,  компания Ubisoft (разработчик и издатель Assassin’s Creed) разрешает всем желающим создавать видео с использованием игр компании. На официальном сайте компании содержится специальное заявление об этом.

Как пишет разработчик, видео должно отвечать определенным требованиям (они перечислены) и тогда к Вам не возникнет вопросов.

Более того, «видео может использоваться для заработка в рамках официальных методов, которые утверждены на сайте, на котором они размещены, например, размещая объявления на сервисе ».

Не отстает и Steam. Площадка тоже не имеет ничего против использования игр в видео материалах и позволяет монетизировать такие видео через партнерские программы и других сервисов.

Таким образом, стриминг игр может быть вполне легальным. Основная рекомендация для блоггеров и стримеров – на этапе планирования эфира ознакомиться с позицией разработчика игры, которую Вы собираетесь использовать и исходить из требований правообладателя игры.

© Андрей Макаров, 2019г.

Источник: https://zakon.ru/Blogs/igrovye_strimy_i_avtorskie_prava/78489

Юр-решение
Добавить комментарий