Как получать повышенные суммы выплат по исполнительному листу?

Удержания по исполнительным листам: определяем сумму и сроки удержания в сложных ситуациях

Как получать повышенные суммы выплат по исполнительному листу?

  • Новости
  • Расчеты с работниками

Удержания по исполнительным листам: определяем сумму и сроки удержания в сложных ситуациях 12 сентября 2019 Алексей Крайнев Юрист по налоговым, трудовым и гражданским правоотношениям

Зачастую бухгалтеру на предприятии приходится удерживать из зарплаты работников суммы по поступившим в организацию исполнительным документам. Мы разберем сложные случаи, и на конкретных примерах покажем, как правильно определить сумму удержания в нетипичных ситуациях.

В соответствии с п. 2 и 3 ст. 99 Федерального закона от 02.10.07 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» по исполнительному документу (нескольким документам) с должника-гражданина может быть удержано не более 50% заработной платы и иных доходов.

Указанное ограничение не применяется при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца и возмещении ущерба, причиненного преступлением.

В этих случаях размер удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина не может превышать 70%.

Рассчитывайте зарплату с удержанием алиментов в веб-сервисе Рассчитать бесплатно

Таким образом, из заработной платы сотрудника в любом случае не может быть удержано более 70%. Причем, удержание в указанном размере возможно исключительно для удовлетворения приведенных выше требований (алименты на несовершеннолетних детей, вред здоровью и т.д.). Если же взыскание производится для удовлетворения прочих требований, то взыскивается не более половины заработка.

Казалось бы, простое правило, но на практике оно все равно вызывает проблемы. Особенно, когда в организации имеется несколько исполнительных листов, каждый их которых предписывает производить удержания в определенной сумме. Рассмотрим конкретные примеры.

Удержания по кредиту: не больше половины

У нас работает сотрудник, у которого идут удержания по исполнительному листу в размере 1/3 зарплаты по алиментам на ребенка. А теперь пришел еще один исполнительный на 50% удержаний из его доходов для погашения взятого кредита в банке. Сколько можно удержать у сотрудника в данном случае?

Давайте разбираться. Как уже упоминалось, при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей можно удерживать до 70% заработка. А вот при взыскании в пользу банка удержать можно не более половины заработка.

Как эти два правила совместить в рассматриваемом случае? Для ответа нужно обратиться к положениям п. 1 ст. 111 Закона № 229-ФЗ.

Там сказано: если взысканной с должника суммы недостаточно для удовлетворения в полном объеме всех требований по всем исполнительным документам, устанавливается очередность удовлетворения.

В частности, в первую очередь удовлетворяются требования по взысканию алиментов, возмещению вреда, причиненного здоровью, возмещению вреда в связи со смертью кормильца, возмещению ущерба, причиненного преступлением, а также требования о компенсации морального вреда.

Тогда как требования банков по взысканию задолженности по договорам удовлетворяются только в четвертую очередь. Далее, в п. 2 ст.

111 Закона № 229-ФЗ, сказано, что каждая взысканная с должника сумма сначала направляется на погашение требования первой очереди, а требования каждой последующей очереди удовлетворяются после удовлетворения требований предыдущей очереди в полном объеме.

Получается, что в рассматриваемой ситуации работодателю сначала надо полностью «расплатиться» с требованиями по алиментам, т.к. это первая очередь. Для этого достаточно взыскать всего лишь треть заработка. Значит, данное требование будет исполнено в полном размере, даже если удержано 50% заработка. Так что оснований для взыскания за пределами 50% от заработка (до 70%) в данном случае не возникает.

Оставшуюся после перечисления алиментов часть от удержанной половины заработка нужно перечислить по второму исполнительному листу в пользу банка. И таким образом поступаем вплоть до полного удовлетворения соответствующего требования банка (п. 2 ст. 99 Закона № 229-ФЗ). При условии, конечно, что в этот период не прекратится взыскание алиментов.

Приведем пример. Предположим, заработная плата сотрудника составляет 10 000 рублей в месяц. У него есть два несовершеннолетних ребенка, на содержание которых и взыскиваются алименты. Работником предоставлены заявление и документы на соответствующий стандартный налоговый вычет, а сумма его дохода с начала года еще не превысила 350 000 рублей. Рассчитаем сумму удержаний.

Как мы помним, в силу п. 1 ст. 99 Закона № 229-ФЗ размер удержания из зарплаты исчисляется из суммы, оставшейся после удержания налогов. Значит, в данном случае размер удержания будет определяться исходя из 9 064 рублей (10000 – (10000 — 1400*2) * 13%).

Соответственно, удержано по обоим исполнительным листам будет 4 532 руб. (9064 ∕ 2). Из них во исполнение требований по уплате алиментов будет перечислено 3 021,33 руб. (9064*1/3), а оставшаяся часть (1 510,67 руб.

) будет перечислена во исполнение требований банка.

Бесплатно рассчитывать зарплату с удержанием алиментов и стандартными вычетами по НДФЛ

Алименты на детей и супругов

На работника поступили 3 постановления об удержании.

Первое — на содержание супруги в размере 0,6 величины прожиточного минимума для трудоспособного населения по нашему региону ежемесячно (на данный момент это 11 907 х 0,6 = 7 144,20 руб.).

Второе — на содержание сына в размере 1/4 доходов ежемесячно. И третье — на содержание дочери в размере 1/6 доходов ежемесячно. Какой будет предельный размер удержаний в этой ситуации? Как распределять взысканное между тремя иждивенцами?

Как уже говорилось, при взыскании алиментов размер удержания может достигать 70% заработной платы. Но при этом речь в законе идет о взыскании алиментов именно на несовершеннолетних детей. Хотя, как следует из ст.

90 Семейного кодекса РФ, суммы, выплачиваемые на содержание бывшего супруга, также признаются алиментами.

Но поскольку алиментами на содержание детей они не являются, то для удовлетворения этих требований удержать можно не более половины заработка.

В то же время, устанавливая очередность удовлетворения требований по нескольким исполнительным листам, законодатель не отделил алименты на детей от прочих алиментов. Значит, для целей очередности и распределения денег взыскания по всем трем исполнительным листам будут относиться к одной очереди — к первой.

Поэтому в данном случае будет действовать правило п. 3 ст. 111 Закона № 229-ФЗ.

Там сказано: если взысканная с должника денежная сумма недостаточна для удовлетворения требований одной очереди в полном объеме, то они удовлетворяются пропорционально причитающейся каждому взыскателю сумме, указанной в исполнительном документе.

Значит, алгоритм действий в данном случае будет таким. Сначала из заработка сотрудника должна быть удержана сумма алиментов на содержание супруги и обоих детей в пределах 50% заработка сотрудника. Удержанная таким образом сумма распределяется между всеми взыскателями пропорционально причитающейся каждому из них сумме. После этого нужно произвести доудержание алиментов на детей с тем, чтобы взыскание не превышало 70% заработка. Удержанная сумма распределяется только между детьми пропорционально причитающейся каждому из них сумме. Посмотрим на примере. Предположим, заработная плата сотрудника составляет 10 000 руб. и он имеет право на стандартный вычет по обоим детям. Тогда сумма заработной платы, из которой будут проводиться удержания, составит 9 064 руб. (10 000 – (10 000 -1 400 × 2) × 13%). Теперь, исходя из этой суммы, определим причитающуюся детям сумму: сын должен получить 2 266 руб. (9 064 × 1/4), а дочь — 1 510,67 руб. (9 064 × 1/6).

Теперь удерживаем половину заработка (4 532 руб.) и распределяем эту сумму между всеми тремя взыскателями. Доля супруги составит (4532 ∕ (7 144,2+2 266+1 510,67)) × 7 144,2 = 2 964,74 руб. Доля сына составит (4 532/(7 144,2 + 2 266 + 1 510,67)) × 2 266 = 940,36 руб. и доля дочери (4 532 ∕ (7 144,2 + 2 266 + 1 510,67)) × 1 510,67 = 626,90 руб.

Дальше определяем сумму, которую можно дополнительно удержать на содержание детей (в пределах 70% заработка): 9 064 × 70% – 4532 = 1812,8 руб. Удерживаем ее и распределяем между двумя детьми пропорционально их долям. Доля сына (1 812,8 ∕ (2 266+1 510,67)) × 2 266 = 1 087,68 руб., а доля дочери – (1 812,8 ∕ (2 266+1 510,67)) × 1 510,67 = 725,12 руб.

Итого супруга получит 2 964,74 руб., сын — 2 028,04 руб. и дочь — 1 352,02 руб.

Сроки удержания

Не меньше сложностей возникает и при определении периода, в течение которого нужно проводить удержания. Причем, вопросы вызывает установление как начальной, так и конечной даты взыскания. Еще сложнее дело обстоит с задолженностью за прошлые периоды.

Возможны ли удержания задним числом?

В середине мая 2019 года в бухгалтерию поступил судебный приказ, датированный 30.01.19., в котором указано, что, начиная с 20 января, необходимо ежемесячно взыскивать с сотрудника алименты в размере 1/4 заработка. С какого срока нужно сделать расчет алиментов?

Ответ на этот вопрос находим в п. 3 ст. 98 Закона № 229-ФЗ.

Там сказано, что лица, выплачивающие должнику зарплату или иные периодические платежи, со дня получения исполнительного документа от взыскателя обязаны удерживать денежные средства из заработной платы и иных доходов должника в соответствии с требованиями, содержащимися в исполнительном документе. Здесь напомним, что судебный приказ также является исполнительным документом (пп. 2 п. 1 ст. 12 Закона № 229-ФЗ).

Таким образом, начинать удержания нужно с того момента, когда бухгалтерия получила судебный приказ, т.е. в данном случае в мае.  

Осталось определить какую сумму нужно будет взыскать при первой выплате: ¼ от текущего дохода, или с учетом задолженности. В силу п. 3 ст. 102 Закона № 229-ФЗ размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в долях к заработку должника, определяется исходя из заработка и иного дохода должника за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось.

Если взыскание производится по решению судебного пристава, то задолженность определяется именно приставом и указывается в постановлении (п. 2 ст. 102 Закона № 229-ФЗ).

В данном же случае организация проводит взыскание непосредственно на основании исполнительного документа. Это значит, что ей необходимо выполнить требования п. 3 ст. 102 Закона № 229-ФЗ самостоятельно и определить размер задолженности за период с 20.01.

2019 по дату получения приказа, в течение которого алименты, установленные этим документом, не удерживались.

Данная задолженность определяется исходя из заработка сотрудника за указанный период и удерживается из текущих выплат одновременно с алиментами с учетом ограничения в 70 процентов от выплачиваемой суммы, установленного п. 3 ст.

99 Закона № 229-ФЗ, вплоть до полного погашения.

То есть при первой после получения судебного приказа выплате зарплаты у работника может быть удержано до 70 процентов заработка, если это необходимо для погашения задолженности по алиментам, образовавшейся с января.

Источник: https://www.buhonline.ru/pub/beginner/2018/1/13110

В каких случаях могут производиться удержания из пенсий

Как получать повышенные суммы выплат по исполнительному листу?

В связи с участившимися обращениями граждан в территориальные органы ПФР, разъясняем предусмотренный пенсионным законодательством порядок удержаний из пенсий.

Удержания из пенсий могут производиться на основании:

–  исполнительных документов;

– решений судов о взыскании сумм пенсионного обеспечения и фиксированных выплат вследствие злоупотребления со стороны гражданина;

– решений органов ПФР, которые осуществляют пенсионное обеспечение, о взыскании пенсии и фиксированной выплаты к ней, излишне выплаченных пенсионеру в связи с нарушением   ими законодательства.

На основании исполнительных документов производятся следующие взыскания:

– на алименты;

– задолженности по кредитам, коммунальным платежам, административные штрафы, налоги и сборы;

– возмещение материального ущерба, причиненного юридическому либо физическому лицу;

– возмещение вреда, причиненному здоровью;

– возмещение ущерба, причиненного преступлением и другое.

Ежемесячный процент удержания в пределах установленного Законом размера указывает судебный пристав-исполнитель в постановлении об обращении взыскания на пенсию.

В рамках открытого исполнительного производства пристав-исполнитель уведомляет пенсионера о размере взыскания и сроке для добровольного погашения долга.

Если пенсионер не имеет возможности расплатиться по исполнительному листу одномоментно, документ передается в территориальный орган пенсионного фонда по месту регистрации должника для принудительного удержания долга из пенсии.

В соответствии с Законом может быть удержано не более 50 процентов, а в установленных случаях (удержание алиментов на несовершеннолетних детей, возмещение вреда, причиненного здоровью, возмещение вреда лицам, понесшим ущерб в результате смерти кормильца, и возмещение за ущерб, причиненный преступлением) – не более 70 процентов пенсии.

На основании решений органов ПФР производятся удержания излишне выплаченных сумм пенсий и социальных выплат, возникших по вине пенсионеров.

Есть категории граждан, у которых наиболее часто встречаются случаи образования задолженности:

1) Пенсионеры–студенты, которым выплачивается пенсия по утере кормильца или находятся на иждивении своих родителей, которые получают повышенную пенсию на иждивенца.

При установлении данной пенсии или повышения одно из условий – обучение студента на дневном отделении.

После отчисления из учебного заведения, переводе на заочное обучение либо призыва в армию эта категория пенсионеров теряет право на получение пенсии, однако забывает сообщить в ПФР о данном факте.

2) Граждане, которые осуществляют уход за детьми-инвалидами, инвалидами 1 группы, престарелыми лицами (старше 80 лет). Здесь надо напомнить, что получать данные выплаты могут трудоспособные неработающие граждане.

В этой группе основная масса переплат происходит по причине того, что граждане, которые оформили уход за своими дедушками и бабушками, за соседями и т.д., через некоторое время могут забыть, что они не должны устраиваться на работу.

Если выяснится, что ухаживающий работал либо сам вышел на пенсию, то переплату необходимо вернуть.

3) Граждане, которые получают минимальную пенсию (ниже прожиточного минимума пенсионера). В данном случае лицу устанавливается федеральная или региональная социальная  доплата.  Доплата  назначается  только неработающим пенсионерам. После выхода на работу выплата социальной доплаты прекращается, а излишне выплаченная сумма средств подлежит взысканию с пенсионера.

Все пенсионеры, которым установлены выплаты, связанные с обучением либо трудоустройством, при назначении пенсии, социальной доплаты и компенсации подписывают обязательство, четко определяющее ограничения и сроки, в которые им необходимо сообщить в ПФР обо всех изменениях. Если все-таки переплата произошла, гражданин должен возвратить все незаконно полученные средства в бюджет ПФР. При отказе от добровольного возмещения излишне выплаченных сумм, переплата взыскивается по решению суда.

В некоторых, предусмотренных законом, случаях удержания из пенсионного обеспечения могут производиться и без согласия  пенсионера, по решению территориального органа ПФР. Сумма удержания в данном случае составляет не более 20% от размера пенсии. Копия вынесенного решения территориального органа доводится до заявителя.

Источник: http://www.pfrf.ru/branches/adygea/news~2019/02/07/176031

Алименты с военнослужащих: особенности расчета

Как получать повышенные суммы выплат по исполнительному листу?

Состав и порядок выплаты денежного обеспечения военнослужащих несколько отличается от заработной платы, что влечет за собой некоторые нюансы расчета и удержания налогов и сборов, определения базы для удержания алиментов. О них и пойдет речь в консультации.

Размер алиментов

Алименты – это удержания из доходов, которые производятся в соответствии с законодательством или на договорных началах с одного члена семьи в пользу другого, не имеющего средств к существованию или имеющего их недостаточно.

Одним из основных видов алиментов являются алименты на содержание несовершеннолетних детей, что регулируется гл. 15 Семейного кодекса (далее – СК).

СК не устанавливает конкретного размера алиментов, он определяется судебным решением или на договорных началах. В то же время согласно ч. 2 ст. 182 СК минимальный размер алиментов не может быть меньше 30 % прожиточного минимума (далее – ПМ) для ребенка соответствующего возраста (за исключением случаев определения размера алиментов в твердой денежной сумме).

Напомним, ПМ для соответствующих категорий населения определяется законом о госбюджете на соответствующий год. В 2016 году установлены следующие минимальные размеры алиментов по возрастным категориям детей (см. табл. 1).

Таблица 1

(грн.)

Таблица для печати доступная на странице: https://uteka.ua/tables/20356-0

Месяцы 2016 года

Дети в возрасте до 6 лет

Дети в возрасте от 6 до 18 лет

Минимальный размер алиментов

ПМ

Минимальный размер алиментов

ПМ

1

2

3

4

5

Январь – апрель

350,10

1 167,00

436,50

1 445,00

Май – ноябрь

368,40

1 228,00

459,30

1 531,00

Декабрь

393,90

1 313,00

491,10

1 637,00

Способы уплаты и основания для удержания

Военнослужащий может уплачивать алименты:

  • в добровольном порядке – на основании рапорта (ст. 187 СК), в котором указываются: Ф. И. О. получателя алиментов, его местожительство, сведения о ребенке, на которого уплачиваются алименты (имя и дата рождения), размер и срок уплаты алиментов, банковские реквизиты для их получения (при наличии такого счета у получателя). Военнослужащий может в любое время подать новый рапорт с изменениями размера и получателя алиментов;
  • по договору, составленному между родителями и нотариально заверенному (ст. 189 СК). В договоре обязательно прописываются размер алиментов и сроки их выплаты;
  • в принудительном порядке по решению суда – на основании поступающих в воинскую часть постановления госисполнителей, где определено, в пользу кого, в каком размере и до какого периода (возраста ребенка) производится удержание алиментов (на практике это самый распространенный вид удержания).

Все вышеуказанные документы, которые являются основаниями для удержания алиментов, регистрируются в делопроизводстве воинской час­ти и передаются в финансово-экономическую (бухгалтерскую) службу для проведения расчетов по удержанию алиментов. Кроме того, эти документы отражаются в разд. 2 Книги денежных удержаний и взысканий (приведена в приложении 2 к Инструкции, утвержденной приказом Минобороны от 19.12.14 г. № 905), в которой указываются:

  • основание для удержания алиментов: номер, дата и регистрационный номер документа (рапорт, договор, наименование суда, принявшего решение, номер судебного дела, исполнительный лист и т. п.);
  • должность, воинское звание, Ф. И. О. военнослужащего – плательщика алиментов;
  • размер удержания, кому перечисляется, в отношении каких лиц проводится удержание (с указанием дат рождения детей), срок удержания, наличие задолженности и другие данные, необходимые для расчета алиментов.

В этой Книге ведется оперативный помесячный учет удержания алиментов и отражаются: период, сумма денежного обеспечения, из которой удерживаются алименты, размер удержанных алиментов (с указанием номера расходной ведомости), сумма, перечисленная получателю алиментов, и остаток задолженности (при ее наличии). Итоги по удержанным и перечисленным алиментам подводятся ежеквартально и за год.

После регистрации постановления госисполнителей, заявления, договоры, на основании которых с военнослужащих удерживаются алименты, хранятся в том же порядке, что и другие документы.

При переводе плательщика алиментов на новое место службы начальник финансово-экономической службы (главный бухгалтер) в трехдневный срок обязан вернуть госисполнителю исполнительный лист с отметкой о новом месте службы военнослужащего и сообщить об этом переводе получателю алиментов.

В случае увольнения военнослужащего из ВСУ и в других случаях, когда он теряет право на получение денежного обеспечения, госисполнителю возвращается исполнительный лист с отметкой о том, что новое место жительства такого военнослужащего не известно, или указанием военкомата, в который военнослужащий направлен для постановки на учет после увольнения. Одновременно эти данные сообщаются и получателю алиментов.

В таком же порядке получателя алиментов информируют о прекращении удержания алиментов в добровольном порядке или на основании договора при переводе на новое место службы или увольнении из ВСУ.

Аналитический учет алиментов

Данные о том, что военнослужащий является плательщиком алиментов, фиксируются в денежном аттестате, который выдается при выбытии из воинской части и служит основанием для зачисления на денежное обеспечение по новому месту службы. В аттестате указываются: размер удержания, последний месяц, за который удержаны алименты, и дата их перечисления получателю.

В качестве варианта организации аналитического учета удержания алиментов из денежного обеспечения можно предложить ведение учета расчетов по алиментам в электронном виде в карточке, которую по окончании года следует распечатать и приложить к исполнительному листу (см. образец). Такая карточка поможет и в составлении отчета по исполнительному листу для исполнительной службы, который, как правило, подается каждые 6 месяцев.

Картка розрахунків з утримання аліментів
з військовослужбовця військової частини А0000

Платник аліментів – капітан Іванов Іван Іванович.

Виконавчий лист від 04.05.16 р. № 465/6606/14-ц Франківського районного суду м. Львова.

Источник: https://uteka.ua/publication/budget-13-byudzhet-oplata-truda-i-kadrovaya-rabota-50-alimenty-s-voennosluzhashhix-osobennosti-rascheta

Юр-решение
Добавить комментарий