Как оспорить результаты камеральной проверки?

Порядок обжалования акта налоговой проверки

Как оспорить результаты камеральной проверки?

Довольно часто по итогам налоговых проверок – как камеральных, так и выездных, – инспекторы приходят к выводу, что компания нарушила налоговое законодательство.

В таком случае проверяющие должны зафиксировать результаты проверки (факт нарушений) – составить акт и передать его налогоплательщику. Однако не надо сразу опускать руки, если ИФНС доначислила огромные суммы налогов и штрафы.

Их можно снизить или вообще отменить! Для этого существует процедура обжалования. Какие на это отводятся сроки и каков порядок обжалования – читайте в нашей публикации.

1C-WiseAdvice делает все для того, чтобы уберечь вашу компанию от излишнего внимания контролирующих органов.

Наш подход во многом является «зеркальным отражением» методик, используемых государственными органами для отбора компаний на плановые и внеплановые проверки. Такую технологию мы называем «риск-ориентированный подход».

Ее выполнение мы обеспечиваем двумя способами: с помощью внутренней автоматизации и регулярного аудита работы наших сотрудников.

Наш метод работы позволяет избежать доначислений и санкций (штрафов, пеней) по итогам камеральных и выездных проверок.

Сроки обжалования налоговой проверки

Окончание налоговой проверки не означает, что компания тут же должна оплатить доначисления. Отметим, что об окончании камеральной проверки компания узнает не всегда: налоговики составляют акт только при обнаружении нарушений.

«Полезная бухгалтерия» от 1С-WiseAdvice

Специалисты нашей компании знают, что и как проверяет ИФНС, осознают все риски и возможные потери для бизнеса.

Поэтому в процессе ведения клиента наши бухгалтеры всегда увязывают бухгалтерский учет с налоговым. Вся отчетность клиента тщательно перепроверяется по сотне контрольных соотношений.

Тем самым снижается риск возникновения претензий на камеральных проверках и риск доначислений – на выездных.

Если налоговики составили акт, неважно по завершению проверки какого вида (выездной или камеральной) – требования едины. В частности, в акте будет упомянуто право на обжалование (Приложение № 28 к приказу ФНС России от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@), причем сами формулировки не регламентированы. Например, в актах 2018 года инспекторы пишут так:

Кроме того, компания обязательно получит уведомление о времени и месте рассмотрения материалов проверки (абз. 1 п. 2 ст. 101 НК РФ), вне зависимости от того, подана жалоба на акт налоговой проверки или нет. Причем инспекция должна иметь подтверждение, что уведомление компанией получено (абз. 3 п. 2 ст. 101 НК РФ).

Обжалование результатов проверки будет в пользу компании при отсутствии подтверждения об уведомлении. Как правило, достаточно единственного аргумента – налогоплательщик был лишен возможности присутствовать на рассмотрении материалов проверки.

Однако какой бы однозначной ситуация не была, всегда могут возникнуть различные нюансы, и для полного успеха проще поручить обжалование профессионалам.

Обжалование не зависит от вида проверки

Иногда компании полагают, что обжалование камеральной проверки можно заменить уточненной декларацией. Эти заблуждения основаны на том, что таким способом обычно прерывают камеральную проверку. Например, когда компания получила требование из налоговой инспекции о предоставлении документов (информации) или пояснений.

Поскольку камеральная проверка имеет более узкую специализацию, чем выездная, то многие компании не привлекают к процессу обжалования сторонних специалистов. Однако если речь идет о значительных суммах, то сторонний юрист может увидеть возможности их уменьшения на основании огромного опыта работы с другими компаниями.

Порядок обжалования – досудебный

Обжалование решения по итогам проверки включает в себя обязательный досудебный этап. То есть оспорить решение напрямую в суде – нельзя, для начала жалоба на решение должна уйти в региональное управление ФНС России.

Как правило, налоговое управление редко встает на сторону налогоплательщика, и отстаивать правоту приходится в суде. Причем доначисления налоговая инспекция обычно списывает по инкассо, не дожидаясь суда. Решение о взыскании задолженности инспекторы должны вынести в течение двух месяцев с даты окончания срока на добровольную уплату налога по требованию.

Однако имеется возможность приостановить исполнение решения налогового органа путем ходатайства в рамках судебного обжалования о принятии обеспечительных мер в виде запрещения инспекции совершать действия по принудительному взысканию доначислений и приостанавливать операции по счетам в банках.

Шаг 1. Получение акта налоговой проверки

С этого момента начинается отсчет срока возражений. Способам вручения (отправки) акта посвящен довольно объемный раздел 7 Письма ФНС России от 25.07.2013 № АС-4-2/13622.

Указанное письмо разъясняет особенности выездных проверок. При этом его положения о процедурных моментах, связанным с актированием, вполне можно применять и к камеральным проверкам. Вне зависимости от вида проверки инспектор может вручить акт лично, а также отправить его:

  • по телекоммуникационные каналы связи (далее – ТКС);
  • заказным письмом.

При личном получении акта проставляйте дату получения собственноручно. Нередки случаи, когда инспекторы проставляют более ранние числа. Например, из-за выхода за регламентированные сроки проверки. Для суда затягивание сроков большой роли не играет, а вот если вы пойдете на компромисс с инспектором, то уменьшите себе время на подготовку возражений.

При взаимодействии по ТКС у компании фактически есть не четыре, а пять недель для подготовки возражений. Такая поблажка возникает из-за отправки подтверждения о получении корреспонденции из налоговой (сделать это нужно на шестой рабочий день).

Самый неприятный вариант – когда акт отправлен обычной почтой и шел дольше, чем шесть дней с момента его отправки. Время на подготовку возражений из-за почтовой задержки не увеличивают.

Отметим, что заказные письма инспекторы обычно используют, когда представитель компании отказался получить акт и факт отказа зафиксирован. Таким образом отказ в получении акта может привести к сокращению сроков подготовки возражения из-за некорректной работы почты.

Шаг 2. Подготовка текста возражений

При формировании возражений по акту налоговой проверки имеет смысл использовать рекомендации самих налоговиков (Информация ФНС России «Подача возражений на акты налоговых проверок», опубликовано на сайте www.nalog.ru 16.04.2018). Сложность представляет основная часть возражений, где необходимо:

  • изложить свои позицию;
  • перечислить нарушенные положения налогового законодательства.

Очевидно, что для составления основной части компаниям чаще всего необходима помощь налогового юриста. Если решите формировать возражения самостоятельно соблюдайте основные правила:

  • формулируйте доводы четко и лаконично;
  • прорабатывайте только те моменты, с которыми не согласны (акт не обязательно обжаловать целиком);
  • предметом возражений делайте выводы контролеров, а не превышение сроков или нарушение процедуры истребования документов (в последнее время нарушение процедуры на отмену доначислений не влияют);
  • излагайте возражения с учетом последовательности конкретных пунктов акта и, если есть возможность – обязательно указывайте по какому пункту акта возражаете;
  • прежде всего ссылайтесь на нормы Налогового кодекса, затем – на подходящие письма Минфина или ФНС (если письмо размещено на сайте ФНС как обязательное для применения налоговыми инспекторами, обязательно укажите на это);
  • полезна ссылка на письмо ФНС от 23.09.2011 № ЕД-4-3/15678 – в нем как раз дана установка инспекторам руководствоваться разъяснениями с сайта их ведомства;
  • используйте письма регионального управления ФНС, не говоря уже о письменных ответах своей инспекции в ваш адрес, если таковые есть;
  • приводите судебную практику в пользу налогоплательщиков и сообщите налоговикам, что судьи скорее всего, отменят доначисления.

Судебная практика, на которую идет ссылка, должна максимально соответствовать именно вашей ситуации. При этом в первую очередь ссылайтесь на решения ВАС, затем – на постановления арбитражного суда вашего округа.

К сожалению, даже при наличии судебной практики в пользу налогоплательщиков инспекторы не всегда идут на уступки.

Шаг 3. Отправка возражений в ИФНС

Для защиты своих интересов компания должна иметь подтверждение представление в инспекцию не только самих возражений, но и всех приложений к ним. Если представляете возражения в бумажном виде (по почте или лично), то обязательно перечислите подробно все приложения с указанием количества листов.

При отправке по ТКС реестр документов, прилагаемых к возражениям, формировать не нужно. За вас это сделает сама программа, формирующая обращение налогоплательщика.

Особых требования к названиям приложений, направляемых по ТКС, налоговые органы не предъявляют. Даже если файлы будут поименованы, как «Screenshot» проблем не возникнет. И все же для удобства прилагаемые файлы целесообразно называть так, чтобы было понятно их содержание.

Единственная особенность отправки по ТКС – тема обращения налогоплательщика. Большинство инспекций просят, чтобы в, отправляемого по ТКС были указаны, в том числе ФИО налогового инспектора (например, в скобках). В данном случае это будут ФИО инспектора (инспекторов), составивших акт.

Благодаря тому, что в настоящее время прохождение почтовых отправлений можно отследить на сайте Почты России, такой вариант отправки возражений вполне допустим. Однако и в этом случае будет не лишним использовать ТКС.

Если видите, что почта работает нерасторопно – сообщите в инспекцию об отправке возражений с приложением квитанции. Необходимость в таких дополнительных действиях вызвана негативными ситуациями, возникающими в результате:

  • задержки почтовых отправлений;
  • некорректной обработки почтовой корреспонденции в самой налоговой инспекции.

Возражения можно сдать в канцелярию инспекции лично. При этом обязательно иметь при себе второй экземпляр (можно без приложений) для того, чтобы инспекция могла поставить отметку.

Шаг 4. Участие в рассмотрении возражений налоговой

Присутствие представителя компании на рассмотрении материалов проверки, в том числе возражений – не обязательно. Их могут рассмотреть и без вас. Только убедитесь, что возражения действительно получены.

Если инспекция настроена на компромисс, то найти время на посещение инспекции нужно. Не лишним будет посещение инспекции и для того, чтобы показать: компания готова идти до конца.

Зачастую налоговики проходят через все процедурные моменты обжалования, невзирая на свою явную неправоту.

Экспертная поддержка клиентов

Клиентам, которые обслуживаются в 1С-WiseAdvice, мы всегда готовы оказать всестороннюю экспертную поддержку. В частности, мы всегда отстаиваем интересы наших клиентов во взаимоотношениях в ИФНС, готовим аргументированные ответы на запросы и требования, даем пояснения, готовим возражения, а также до конца боремся за благоприятный для клиента исход по итогам проверки (вплоть до суда).

Источник: https://1c-wiseadvice.ru/company/blog/poryadok-obzhalovaniya-akta-nalogovoi-proverki/

Как правильно оспорить решение по итогам камеральной проверки

Как оспорить результаты камеральной проверки?

Изменения в налоговом законодательстве, принятые в течение 2013 года, свидетельствуют об усилении налогового контроля.

С 1 января 2014 года расширен перечень поводов для проведения камеральной проверки: подача уточненной декларации, в которой заявлена меньшая сумма налога к уплате, чем в предыдущей декларации, а также наличие убытка, даже по итогам расчетного периода, ведут автоматически к проверке данных декларации.

С начала 2015 года будет расширен и “арсенал” мер камеральной проверки. При камеральной проверке деклараций НДС налоговые органы получат возможность входить в помещения налогоплательщика и осматривать их, что, вероятнее всего, обернется большим количеством разногласий и споров.

Чем закончится проверка? Этот вопрос задает себе каждый налогоплательщик в ожидании акта. Проверка – как камеральная, так и выездная – дает возможность налоговикам выяснить, правильно ли налогоплательщик определил налоговую базу и посчитал сумму налога за определенный период.

Чаще всего проверка направлена не столько на выявление ошибок в расчетах, сколько на установление фактов и обстоятельств хозяйственной деятельности, значимых для исчисления налога.

Обычно фокус проверки направлен на выявление фактов скрытой реализации, уменьшения прибыли за вычетом необоснованных расходов, неправомерного применения вычетов НДС, несоблюдения условий для льготного режима.

Проверяя содержание хозяйственных операций, налоговый орган может оценить отношения с контрагентами не так, как они определены договором, а на основании их действительного экономического содержания.

Такие факты, если они свидетельствуют о нарушении налогового законодательства (например, о занижении суммы налога к уплате) должны быть отражены в акте проверки. Но наиболее значимая часть акта – это выводы проверяющих и их рекомендации по устранению нарушений.

В большинстве случаев речь идет о размере налога, подлежащего доплате, пени, а также о применении мер ответственности в виде штрафа.

В первую очередь компания вправе заявить в письменной форме возражения на акт. По новым правилам срок для подачи возражений составляет один месяц.

Если факты установлены или изложены в акте неверно или выводы явно не соответствуют обстоятельствам, четкая позиция организации может повлиять на позицию налогового органа, заставить его пересмотреть итоги проверки и принять иное, более благоприятное для налогоплательщика решение.

Даже если в результате сократится количество спорных эпизодов, это облегчит дальнейшую защиту. К сожалению, акты проверок часто представляют собой бессистемное изложение фактов, не имеющих отношения к делу, и выводов, не подчиненных законам логики.

Это связано с тем, что зачастую налоговые органы приводят различные факты только для того, чтобы сформировать заведомо предвзятое, негативное отношение к компании. Например, подробно исследуется, что налогоплательщик является частью группы лиц и является взаимозависимым по отношению к некоторым своим контрагентам.

Но гражданский оборот внутри одной группы лиц не является сам по себе предосудительным, если он не влечет искусственного перемещения прибыли из сферы действия российских налогов. В таких случаях уже на этапе возражений следует заявлять требование об исключении таких “фактов” из акта проверки.

Даже если акт в результате не будет пересмотрен, правильно структурированные возражения позволят с самого начала выявить суть разногласий, свести спор к значимым позициям и отбросить все лишнее. Уже на этом этапе следует закладывать грамотную юридическую позицию, которая будет проводиться на всех стадиях защиты, включая судебный процесс.

Решение, вынесенное по итогам проверки, оспаривается в административном порядке, то есть нужно обращаться с жалобой в вышестоящий налоговый орган. Без административного обжалования нельзя обратиться в суд.

В последнее время вышестоящие налоговые органы все чаще выполняют действительную функцию фильтра.

На этом этапе часто удается исключить явно необоснованные претензии, что позволяет сконцентрировать усилия защиты на самых существенных моментах.

Решение вступает в силу в течение 1 месяца с момента его вручения налогоплательщику. Решение может быть направлено по почте заказным письмом в адрес нахождения компании.

К такому способу налоговый орган вправе прибегнуть, если он сочтет невозможным вручить решение налогоплательщику лично под расписку. В случае отправки по почте решение будет считаться врученным на шестой день после отправки вне зависимости от того, получил ли его налогоплательщик на самом деле.

Таким образом, на налогоплательщика перекладываются негативные последствия, вызванные утратой письма или задержкой при его доставке.

Пока решение не вступило в силу, на него подается апелляционная жалоба. Вступление в силу в этом случае смещается до завершения апелляционного обжалования. Сам налогоплательщик исключен из процедуры рассмотрения своей жалобы.

Его позиция оценивается на этом этапе исключительно с точки зрения того, как она изложена в письменном виде. жалобы, ее структура, порядок изложения контраргументов и их документальное обоснование имеют первостепенное значение. Решение по апелляционной жалобе должно быть принято в течение одного месяца.

Если срок рассмотрения истек, а решение так и не принято, организация может обратиться в суд. Если срок для подачи апелляционной жалобы пропущен и решение вступило в силу, у фирмы остается шанс подать обычную жалобу в вышестоящий налоговый орган.

Право на судебную защиту в этом случае возникает также в момент, когда обжалование завершается неблагоприятным решением или решение не принимается в установленный срок.

Источник: https://rg.ru/2014/03/18/proverka.html

Как обжаловать камеральную проверку

Как оспорить результаты камеральной проверки?

Камеральная проверка проводится ИФНС по месту нахождения. Распоряжение руководителя налоговой и участие налогоплательщика (далее по тексту также — декларанта) при этом не требуется. Как установлено, полномочный сотрудник ИФНС в рамках своих обязанностей занимается проверкой на протяжении трех месяцев после представления декларации.

Согласно ст. 88 НК РФ во время проверки подвергаются анализу данные поданной отчетности и прочих документов, характеризующих деятельность плательщика. В частности, сравниваются задекларированные показатели с имеющимися в ИФНС.

Необходимые мероприятия по части проверки (истребование пояснений, документации, иное) инспектор вправе производить только в период проверки, т. е. на протяжении 3 месяцев. Истребование осуществляется согласно ст. 93 НК РФ.

Сайт ФНС.

Результаты камеральной проверки и оформление акта

Если по итогам проверки обнаружены несоответствия, ошибки, противоречия в задекларированных сведениях и показателях об этом сообщают декларанту. Попутно от него требуют:

  • представить пояснения по выявленным нарушениям;
  • сделать необходимые правки, внести исправления.

Данные предписания нужно выполнить за пять дней. Если после представления пояснений либо при отсутствии таковых ИФНС по факту установит совершение правонарушения, то составляется акт проверки. Его форма по КНД 1160098 утверждена Приказом ФНС № ММВ-7-2/628@от 07.11.2018.

К настоящей форме приобщается документация, подтверждающая факты обнаруженных налоговых нарушений. Акт вручается плательщику на протяжении 5 дн. под расписку. Все директивы акта обязательны для исполнения.

При уклонении от получения акта, его направляют адресату заказным письмом, а сам факт уклонения отображают в акте. Во избежание подобных «щекотливых» ситуаций, следует заранее предпринимать меры по их недопущению.

Перенос срока возможен. Например, если налогоплательщик не может по уважительным (независящим от него) причинам подойти и забрать акт в определенное время. При подобных обстоятельствах можно просто позвонить инспектору по контактному телефону, все объяснить и договориться о встрече на другой день.

Пример 1. Какие ненормативные акты может обжаловать налогоплательщик

К числу ненормативных актов, которые можно оспорить, относятся: требования об уплате налогов, неустойки, штрафа, решения о налоговых взысканиях, о приостановке операций по счетам плательщика и прочее.

Возражения декларанта на акт камеральной проверки

Получив соответствующий акт из налоговой о результатах проверки, которые свидетельствуют о налоговых нарушениях, декларант вправе с ним не согласиться. Основание: п. 6 ст. 100 НК РФ. В данной ситуации говорят об оспаривании ненормативного акта ИФНС.

О полном либо частичном несогласии с актом он может письменно сообщить ИФНС. Для подачи подобных возражений установлен десятидневный срок. С учетом поступивших возражений ИФНС принимает итоговое решение.

Срок рассмотрения возраженийРешение    ИФНС(по возражениям)
Установлен п. 1 ст. 101 НК РФ(стандартно он длится до окончания десятидневного срока, отведенного для подачи возражений)Привлечь декларанта к ответственности за совершенное правонарушениеОтказать в привлечении декларанта к ответственности

Принятое решение вступает в силу на протяжении месяца с момента его вручения адресату. Если декларант не согласен с ним, он вправе его оспорить в порядке, предусмотренном ст. 101.2, а также 137 — 140 НК РФ.

Возможность оспаривания решений по итогам камеральной проверки

Итак, оспорить решения по итогам проверки, действия либо бездействие должностных лиц можно в строгом порядке, определяемом НК РФ.

Важно! Необходимо соблюдать внесудебный порядок обжалования результатов камеральной проверки.

Это значит, что обращаться в суд можно только после того, как пройдена процедура досудебного урегулирования спора. Данная процедура включает: апелляционное обжалование решения и подачу жалобы через свою ИФНС в вышестоящую инстанцию. Т. е. все виды жалоб изначально подаются в ту ИФНС, которая принимала решение по итогам проверки, а она далее передает их в вышестоящий орган.

Причем оспариванию подлежит как не вступившее в силу решение по итогам проведенной проверки, так и уже действующее. Как свидетельствует абз. 2 п. 2 ст. 139 НК, срок для оспаривания действующего решения более длительный.

Особенности обжалования
Не вступившие в силу решения ИФНС обжалуются в месячный срокДействующие решения ИФНС по камеральным проверкам можно оспорить на протяжении годаОспорить можно как все решение, так и его часть.Жалоба подается только в письменном виде

Досудебное урегулирование споров не требует уплаты госпошлины, а также предполагает оперативное рассмотрение жалоб и выполнение принятых по ним решений.

После прохождения всех указанных этапов обжалования при отрицательном решении, полученном из вышестоящей ИФНС, декларант вправе подать иск в суд. Для этого отведен трехмесячный срок.

Апелляционное обжалование решения ИФНС, не вступившего в силу

При данных обстоятельствах апелляция подается в ИФНС, которая принимала оспариваемое решение, любым доступным способом. Далее она в трехдневный срок перенаправляется в полномочную вышестоящую инстанцию на рассмотрение.

Для составления жалобы ФНС РФ предлагает использовать образец, размещенный на ее официальном сайте. Лицо, которое подает жалобу, должно указать следующие сведения:

  1. Реквизиты налоговой, которая приняла оспариваемое решение (название, адрес).
  2. Свои данные (название, место жительства (нахождения), ИНН).
  3. №, дату принятия решения, на которое подается апелляционная жалоба.
  4. Собственно решение (привлечение к ответственности либо об отказе в таковом).
  5. Свои доводы, причины несогласия с названым решением ИФНС.
  6. Прошение (просьба отменить решение полностью либо в конкретной части).
  7. Способы получения ответа на апелляцию (на бумаге, в электронном виде, через личный кабинет).
  8. Приобщенные документы, которые подтверждают доводы заявителя, а также полномочия его представителя (если таковой имеется).
  9. Датировку, личную подпись.

По итогам рассмотрения подобную апелляцию могут удовлетворить (полностью, частично) либо нет. При положительном ответе действие оспариваемого решения отменяется (полностью либо частично). При его отмене возможно также принятие нового решения. Вышестоящая ИФНС вправе признать действия ответственных лиц незаконными и принять решение по существу.

При отрицательном ответе на жалобу оспариваемое решение ИФНС возымеет действие. После этого его обжалование возможно в порядке, предусмотренном для подачи жалобы на уже действующее решение (описан далее).

К сведению, если по каким-то причинам декларант не успел подать на апелляцию, и решение уже вступило в силу, то он вправе подать жалобу уже на действующее решение, минуя этап апелляции.

Жалоба на решение по камеральной проверке

На данном этапе пойдет речь о жалобе на решение, вступившее в силу.

Жалоба — это письменное обращение налогоплательщика, который считает, что действия конкретного должностного лица либо налогового акта, решения нарушают его права. Об этом напоминает ФНС, ссылаясь на ст. п.

1 ст. 138 НК РФ. Целью жалобы стоит устранение нарушений в отношении прав налогоплательщика, принятие всех необходимых для этого мер.

Отсюда следует, если гражданин считает, что уже действующее решение ИФНС нарушает его права, он вправе его оспорить. Т. е. право на обжалование за ним сохраняется и здесь.

Согласно общему административному порядку декларант вправе подать жалобу вышестоящему налоговому органу. Если он откажет заявителю, то тот может обратиться в последнюю инстанцию — суд.

Способы подачи жалобы
 Лично либо через полномочного представителя (при наличии у него заверенной нотариатом доверенности) Путем отправки заказного письма со вложением на почтовый адрес вышестоящей ИФНСНа сайте ФНС:через кнопку «Обратиться в ФНС России»(см. раздел «Обращения граждан»);личный кабинет пользователя

На период рассмотрения жалобы действие решения по камеральной проверке приостанавливается. По итогам ее рассмотрения принимается одно из решений, перечисленных выше (см. варианты решений по апелляционной жалобе).  Как установлено НК РФ, ответ должны вручить (направить) заявителю на протяжении трех дней после принятия.

Как правильно написать жалобу: что включить в содержание

Жалоба оформляется письменно, пишется в свободной форме. Ее содержание определяет ст. 139.2 НК РФ. Тем не менее на сайте ФНС представлен образец жалобы, который также можно использовать в данном случае.

Следует заметить, что, он мало чем отличается от предложенного выше образца апелляционной жалобы. По сути, указывать в нем нужно аналогичные данные, как–то:

  1. Название, адрес налоговой (адресата).
  2. Обязательно данные заявителя.
  3. Реквизиты оспариваемого решения.
  4. Обоснование несогласия.
  5. Требования (в виде просьбы).
  6. Способ отправки ответа.
  7. Список приобщенных документов (оформляется приложением).
  8. Датировку с подписью (заявителя либо его полномочного представителя).

Если обратиться к нормам НК РФ, то им особых требований по части написания, оформления жалоб не предъявляется. Та же ст. 139.2 НК РФ подтверждает, что оба вида жалоб составляются по аналогии. В содержании прописываются перечисленные выше сведения.

В дополнение к ним могут записываться: телефон, факсы, эл. адреса, т. е. все данные, которые будут содействовать своевременному рассмотрению обращений. Настоящая статья также предусматривает приобщение к жалобе подтверждающих материалов.

Некоторые особенности подачи жалоб на сайте ФНС: на что обратить внимание

Возможность дистанционной подачи жалоб предусмотрена на сайте ФНС (www.nalog.ru). Создать обращение можно при помощи сервиса «Обратиться в ФНС России». Его можно найти в разделе «Электронные сервисы».

Рис. 1. Обращение в ФНС РФ.

ФНС предлагает два варианта обращений. Первый касается некорректного содержания уведомления, требования либо квитанции по части налоговых платежей. Для обращений, запросов предусмотрена вторая форма. Она заполняется согласно требованиям ФЗ РФ № 59 от 02.05.2006 и представляет отдельный интерес.

В частности, заявителями могут выступать: юрлицо физлицо, ИП. Ключевые моменты: текст обращения должен содержать ФИ заявителя, адрес для ответа (почтовый либо электронный), суть вопроса. обращения не должно превышать 4000 зн. Прикрепить к нему можно файлы до 5.5 Мб и только тех форматов, которые там указаны. Рассмотрение подобного обращения по ФЗ РФ № 59 длится обычно до 30 дн.

На сайте ФНС можно отслеживать статус поданной жалобы (иных обращений). Для этой цели предназначен сервис «Узнать о жалобе». Собственно результат ее рассмотрения можно выяснить через сервис «Решения по жалобам».

Распространенные ошибки при обжаловании камеральной проверки

Ошибка 1. Срок проведения камеральной проверки исчисляется исключительно с даты, которая следует вслед за днем декларирования. На него не влияет день начала проверки.

Это значит, что инспектор может начать проверку в любой день, не обязательно сразу после поступления декларации. Но на исчисление срока это никак не повлияет (применительно к п. 2 ст. 6.1 и п. 2 ст. 88 Н РФ).

Ошибка 2. Следует знать, что срок, который учрежден для проведения камеральной проверки, продлению не подлежит.

Ошибка 3. Акт по результатам камеральной проверки оформляется по завершению трехмесячного срока и только тогда, когда выявлены нарушения норм НК РФ.

Источник: https://zhaloba24.ru/kak-napisat-zhalobu-na-akt-kameralnoj-proverki/

Как оспорить результаты налоговой проверки — Audit-it.ru

Как оспорить результаты камеральной проверки?

Светлана Калинкина, Руководитель проектов налогового консалтинга АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ»

Причины возникновения налоговых споров

Конечно, введение досудебного порядка рассмотрения налоговых споров, принятого Федеральным законом от 02.07.

2013 № 153-ФЗ, позволило сократить количество споров в суде, при том, что налоговые органы стали более качественно проверять доводы налогоплательщиков еще на стадии рассмотрения материалов проверки и на стадии досудебного обжалования.

Это привело к тому, что до суда в большинстве случаев доходят только действительно сложные и неоднозначные моменты по исчислению налогов.

Но тем не менее налоговые споры являются наиболее распространёнными в арбитражной практике.

Основной причиной возникновения налоговых споров является несогласие с результатами проверок. Так, при проведении камеральных проверок наиболее часто предметом спора является отказ налогового органа в возмещении НДС.

При проведении выездных проверок – это споры, связанные с доначислениями и штрафными санкциями в результате занижения выручки, непринятия расходов в целях исчисления налога на прибыль, вычетов по НДС и т.д.

Также бывают локальные споры в случае, если налоговый орган отказывает в зачете или возврате излишне уплаченных вами налогов, или блокирует расчетный счет.

Во всех этих случаях можно смело начинать спорить.

Итак, организация получила решение налоговой инспекции и узнала, что у нее назначена выездная проверка, либо сдала декларацию и получила требование о предоставлении документов. Собственно, с этого момента и необходимо начинать подготовку аргументов по возможным спорам с налоговой инспекцией.

Любая проверка начинается с истребования документов. Поэтому хочется подробно остановиться на этом этапе, и рассказать о том, как исполнять требования о предоставлении документов, и что необходимо знать об истребовании документов.

Истребование документов

Согласно пункту 1 статьи 93 НК РФ налоговый орган, проводящий налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы.

При выездной проверке налоговый орган вправе потребовать любые документы, относящиеся к проверяемым налогам и периодам, указанным в решении о проведении выездной проверки.

А вот при проведении камеральной проверки перечень оснований, по которым налоговый орган вправе затребовать дополнительные документы и пояснения, ограничен. К таким основаниям в частности относятся:

  • обнаружение в декларации ошибок, несоответствия или выявления, что сведения, содержащиеся в декларации, противоречат сведениям из представленных вами документов;

В этом случае налоговый орган вправе потребовать пояснения или исправленную (уточненную) декларацию (п. 3 ст. 88 НК РФ).

  • заявление в декларации по НДС суммы налога к возмещению;

В этом случае налоговый орган вправе потребовать документы, подтверждающие правомерность вычетов по НДС.

  • представление уточненной декларации, в которой заявлена сумма налога к уплате меньше, чем в ранее представленной декларации за тот же период;

В этом случае налоговый орган вправе потребовать предоставление пояснений, обосновывающих уменьшение суммы налога к уплате.

  • представление уточненной декларации, в которой по сравнению с ранее представленной декларацией увеличен убыток или уменьшена сумма налога, исчисленная к уплате.

В этой ситуации необходимо предоставить не только пояснения, но и любые документы, подтверждающие обоснованность уменьшения суммы налога к уплате или увеличения убытка, в том числе и первичные документы, и регистры налогового учета.

Права налогоплательщика

Многие компании, увидев огромный объем документов (а в последнее время складывается практика, что при проведении выездной проверки налоговые органы запрашивают много аналитической информации), отвечают налоговому органу, что НК РФ это не предусмотрено, либо игнорируют данные требования и, соответственно, в ответ получают претензии со стороны налогового органа в виде штрафных санкций.

Следует напомнить, что пунктом 3 статьи 93 НК РФ установлена обязанность налогоплательщика предоставить документы в течение 10 дней (рабочих) со дня получения соответствующего требования налогового органа.

Но, в случае, если налогоплательщик не имеет возможности представить документы в течение установленного срока, он может перенести сроки их предоставления.

Для этого в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, необходимо направить уведомление в ИФНС – по утвержденной форме, с указанием причин, по которым они не могут быть представлены в установленные сроки, и указать сроки, в течение которых налогоплательщик сможет это сделать.

В качестве таких причин могут быть указаны, например, значительный объем запрашиваемых документов, отсутствие сотрудников (например, главный бухгалтер находится на больничном или в командировке. (тогда необходимо приложить документы, подтверждающие соответствующий факт).

После получения уведомления налоговый орган в течение двух дней со дня получения вправе продлить сроки представления документов или отказать в продлении сроков, о чем выносится отдельное решение.

К сожалению, причин по которым налоговый орган может оказать в продлении срока законодательством не предусмотрено. Рекомендуем независимо от того, подано ли уведомление, постараться представить документы в срок, потому что в его продлении может быть отказано.

Если компания не представит документы вовремя, налоговый орган может оштрафовать и размер штрафа будет зависеть от количества неподанных документов.

Подготовка возражений на акт выездной проверки

Итак, проверка прошла, организация получила акт проверки.

Следующей важной частью спора является подготовка возражений. Общий срок подготовки возражений – 1 месяц с даты получения акта.

Какие доводы приводить в возражениях – решать самой организации. В данном вопросе следует опираться на конкретную ситуацию.

И возможно излагать не все «козыри», а оставить их на дальнейшее рассмотрение, например, в жалобе или суде.

Но, здесь необходимо подойти объективно, так как некоторые арбитры высказывают «недовольство» в случае, если налогоплательщик заявляет аргументы, которые он раньше не раскрывал ни возражениях, ни в апелляционной жалобе.

Рекомендуем проверить арифметику и правильность всех расчетов, а также соответствии их первичным документам. Ошибки бывают и в этом случае.

Также мы рекомендуем в доводах на акт проверки указывать на разъяснения ФНС России и Минфина, (ведь налоговый орган обязан ими руководствоваться, особое внимание на письма ФНС, обязательные к исполнению территориальными налоговыми органами, опубликованными на сайте nalog.ru), а также на сложившуюся арбитражную практику по оспариваемому вопросу.

Мы рекомендуем, очень тщательно подходить к данному вопросу и изучать обзоры судебной практики по налоговым спорам, которые регулярно публикует ФНС России. Причем следует отметить, что в этих обзорах размещены дела, которые рассматриваются в пользу не только налоговых органов, но и дела, в которых позицию налоговых органов арбитражные суды не поддержали.

Если налоговый орган, рассмотрев возражения организации, отказал в удовлетворении, и вынес решение о привлечении организации к налоговой ответственности, то ее ждет следующая ступень в доказывании своей правоты-это подача апелляционной жалобы. Ее можно подать в течение месяца со дня вручения решения по проверке (п. 9 статьи 101 НК РФ).

Апелляционное обжалование решения налогового органа в вышестоящий налоговый орган

Это стадия спора – очень важная и здесь есть ряд преимуществ:

Во-первых, подача апелляционной жалобы отложит момент вступления решения в законную силу до дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе или со дня принятия решения об оставлении жалобы без рассмотрения (пункт 9 статьи 101, статья 101.2 НК РФ). В этом случае у организации появляется отсрочка от уплаты налогов, пени и штрафов, отраженных в решении налоговой инспекции.

Во-вторых, есть шанс, что вышестоящий налоговый орган может принять решение в пользу организации, то есть отменить полностью или в части решение нижестоящей инспекции и принять по делу новое решение., которое вступит в силу со дня его принятия (пункт 2 статьи 101.2 НК РФ).

Но, в настоящее время, как показывает статистика, процент жалоб налогоплательщиков, которые удовлетворяют вышестоящие налоговые органы в рамках досудебного обжалования, неуклонно сокращается. Поэтому особо важно уделить внимание подготовке своей позиции и подтверждающих ее документов.

Жалоба на любое решение ИФНС составляется в письменной форме и может быть направлена в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

При составлении апелляционной жалобы рекомендуем:

  • излагать свои доводы четко, ясно, делая ссылки на конкретные нормы законодательства; 
  • если в решении несколько нарушений, то рекомендуем разделить его на эпизоды;
  • отражать все доводы и доказательства, чтобы потом это не было использовано против организации налоговым органом и не возникал вопрос при рассмотрении в суде;
  • ссылаться на документы, которые подтверждают выводы организации, и безусловно, они должны быть составлены безупречно, не говоря уже о том, организация должна быть готова представить их в случае необходимости;
  • в доводах указывать разъяснения ФНС России и Минфина, а также решения судов по аналогичным ситуациям

Также хотим обратить внимание на следующие моменты:

  • срок подачи апелляционной жалобы лучше не нарушать, так как законодательство не предусматривает возможность его восстановления. Если апелляционная жалоба подана с нарушением срока, то вышестоящий налоговый орган оставит ее без рассмотрения. Основание –подпункт 2 пункта 1, пункт 4 статьи 139.3 НК РФ
  • четко соблюдать все требования жалобы, предусмотренные налоговым кодексом. (пункты 2- 6 статьи 139.2 НК РФ)
  • апелляционная жалоба на решение подается в вышестоящий налоговый орган не напрямую, а через налоговый орган вынесший это решение. Это значит, что именно инспекция, руководитель которой (его заместитель) вынес решение по проверке, должна передать жалобу со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган. Передать жалобу вместе со всеми документами налоговые органы должны в течение трех рабочих дней со дня поступления жалобы. (пункт 1 статьи 139 НК РФ).При этом Налоговый кодекс РФ никак не регулирует ситуацию, когда апелляционная жалоба направляется налогоплательщиком по ошибке непосредственно в вышестоящий налоговый орган. На практике часто такие жалобы остаются без рассмотрения. Иногда вышестоящий налоговый орган принимает такую жалобу к рассмотрению, но не в апелляционном, а в обычном порядке

По результатам рассмотрения жалобы вышестоящий налоговый орган обязан принять одно из следующих решений:

  • отменить решение нижестоящего налогового органа,
  • оставить решение нижестоящего налогового органа без изменения, а жалобу – без удовлетворения,
  • отменить или изменить решение налогового органа полностью или в части и принять по делу новое решение.  

Если организация уже оспорила решение инспекции в апелляционном порядке полностью, его новое административное обжалование по тем же эпизодам в том же налоговом органе бесперспективно. Вышестоящий налоговый орган не станет рассматривать поданную организацией обычную жалобу, сославшись на ее повторность (подпункт 4 пункта 1 статьи 139.3 НК РФ).

Однако в течение трех месяцев после принятия вышестоящим налоговым органом решения по апелляционной жалобе организация может обжаловать его в ФНС России (пункт 2 статьи 139 НК РФ).

Если организация не подавала апелляционную жалобу на решение, то по истечению месяца с даты вручения решения, оно вступит в силу.

Источник: https://www.audit-it.ru/articles/account/court/a53/972130.html

Как оспорить результаты налоговой проверки

Как оспорить результаты камеральной проверки?

Снижение деловой активности и затянувшийся экономический кризис никак не повлияли на уменьшение налоговой нагрузки на малый и средний бизнес, более того — необходимость наполнения бюджета в условиях кризиса и необъявленной войны привела к повышенному вниманию контролирующих и фискальных органов к предпринимателям.

Несмотря на декларируемое государством упрощение ведения бизнеса, по данным исследования, проведенного в июне 2016 года The EY Middle Market survey, 76% опрошенных украинских компаний отмечают рост общего количества налоговых проверок и их агрессивности.

Проверяющие нынче стали более изобретательными и придирчивыми, зачастую используя мнимые предлоги к проведению проверок и надуманные претензии к предприятиям.

Очень часто контролеры соглашаются закрыть глаза на некоторые надуманные нарушения, уменьшить сумму доначисленных налоговых обязательств и штрафов, но взамен ожидают от предпринимателя получение неправомерной выгоды. А если тот заартачится, то в качестве средства принуждения и шантажа будет использовано открытое уголовное дело.

Кратко и по делу в Telegram

Поэтому очень важно рассмотреть юридические аспекты оспаривания результатов налоговых проверок. Начнем с того, что по результатам проверки в течение 5 рабочих дней со дня ее окончания налоговики составляют Акт о ее результатах, на подписание которого обычно вызывают директора и главного бухгалтера предприятия.

Хочу акцентировать внимание на бессмысленности отказа от подписания акта проверки, поскольку это не освобождает налогоплательщика от обязанности уплатить определенные по результатам проверки денежные обязательства.

Значит документ подписывать нужно, но с возражениями, например, с такой формулировкой: “Акт подписывается с возражениями, которые будут представлены в предусмотренный законом срок”.

Это позволит уже на этапе подачи возражений дать свои письменные замечания и документы, которые по тем или иным причинам не были проверены.

https://www.youtube.com/watch?v=SWJdRzv8PZ0

Важно помнить, что возражения на Акт нужно предоставить не позднее 5 рабочих дней со дня получения/подписания.

В подавляющем большинстве случаев возражения на Акт налоговиками не принимаются и далее налогоплательщик получает Налоговое уведомление-решение с доначисленным налоговым обязательством и штрафом. Этот документ вручается лично под расписку представителю налогоплательщика или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении на юридический адрес предприятия.

Если почтовая служба не может вручить налогоплательщику налоговое уведомление-решение по каким-либо причинам, вроде его отсутствия по официальному адресу, оно все равно считается полученным в день, указанный почтовой службой в уведомлении о вручении!

Получив Налоговое уведомление-решение, можно пойти тремя путями: заплатить в бюджет, обжаловать его в суде или в вышестоящем налоговом органе (административное обжалование).

В некоторых случаях целесообразно сначала пройти всю процедуру административного обжалования (которая с учетом времени на прохождение корреспонденции может занять более 6 месяцев) и только после этого обращаться за судебной защитой.

Пока существует “двухуровневая” система административного обжалования, хотя проектом изменений в Налоговый кодекс предполагается, что жалобы налогоплательщика будут рассматриваться только в одной инстанции — в спецоргане при Министерстве финансов (что кажется более справедливым, поскольку жалобы будет изучать структура, находящаяся вне “системы”).

Первичная жалоба об отмене налогового уведомления-решения подается в вышестоящий налоговый орган (например, в Главное управление ГФС в Киеве) в течение 10 дней с момента получения Налогового уведомления-решения. К жалобе прилагаются копии документов, расчеты, а также доказательства, которые налогоплательщик считает необходимым подать.

Одновременно с подачей жалобы обязательно нужно письменно уведомить налоговый орган, который вынес уведомление-решение (районную налоговую), о его обжаловании в вышестоящий орган.

По результатам рассмотрения жалобы руководитель вышестоящего налогового органа должен принять мотивированное решение и направить его налогоплательщику (лично под расписку или заказным письмом с уведомлением о вручении) в течение 20 дней с момента получения жалобы. Также руководитель налогового органа может принять решение о продлении срока рассмотрения жалобы (но не более чем на 60 дней), о чем письменно уведомить налогоплательщика в течение 20 дней с момента получения жалобы.

В случае полного или частичного отказа удовлетворить первичную жалобу, что чаще всего и происходит, налогоплательщик имеет право подать повторную жалобу уже в Государственную фискальную службу Украины в течение 10 дней с момента получения ответа на первичную жалобу.

Одновременно с подачей жалобы налогоплательщик также обязан письменно уведомить все нижестоящие налоговые органы о дальнейшем обжаловании Налогового уведомления-решения.

По результатам рассмотрения жалобы руководитель главного налогового органа также должен принять мотивированное решение и направить его плательщику налогов (лично под расписку или заказным письмом с уведомлением о вручении) в течение 20 дней с момента получения жалобы.

Руководитель налогового органа может принять решение о продлении срока рассмотрения жалобы (аналогично не более чем на 60 дней) и письменно уведомить об этом плательщика налогов в течение 20 дней с момента получения жалобы.

Что дает административное обжалование:

1. В некоторых случаях вышестоящие налоговые органы если не полностью, то хотя бы частично пересматривают решения нижестоящих инстанций в пользу налогоплательщика.

2. На время административного обжалования сумма налогового обязательства, указанная в обжалуемом Налоговом уведомлении-решении, считается несогласованной.

3. Налогоплательщик может предоставить свои устные и письменные возражения, недостающие документы, лично участвовать в рассмотрении жалобы (чего зачастую никто не делает, а напрасно), тем самым усилить свою позицию для возможного дальнейшего судебного обжалования.

4. Если налогоплательщик обжалует решение контролирующего органа в административном порядке и/или в судебном, сообщение лицу о подозрении в совершении уголовного преступления по уклонению от уплаты налогов не может основываться исключительно на этом решении контролирующего органа до окончания процедуры административного обжалования или до окончательного решения дела судом.

5. Начало досудебного расследования в отношении налогоплательщика или уведомление о подозрении в совершении уголовного преступления его служебным (должностным) лицом не может быть основанием для приостановления производства по делу или оставления без рассмотрения жалобы (иска) такого налогоплательщика, поданной в суд в рамках процедуры обжалования решений контролирующих органов.

Тем не менее, на практике административное обжалование зачастую не приносит результатов (особенно по претензиям налоговиков к “фиктивности контрагента”), за исключением явных недочетов, на которые вышестоящие органы уже не могут закрыть глаза, что оставляет налогоплательщику право обжаловать налоговое уведомление-решение уже в судебном порядке.

Иски об оспаривании Налоговых уведомлений-решений подаются в специализированные административные суды (по месту нахождения налогоплательщика) и в силу определенных правовых коллизий важно не затягивать с их подачей и не забывать при этом оплатить госпошлину (судебный сбор).

Хотелось бы отметить, что несмотря на широко бытующее мнение о том, что судиться с государством бесперспективно, по обобщенным данным более 70% дел по искам к налоговым органам решаются в пользу налогоплательщиков, но это уже предмет другой статьи.

Я настоятельно советую активно обжаловать налоговые уведомления—решения и привлекать к этой работе профессионалов. Пока у нас в стране решения о нарушении принимает человек, а не компьютер, фактов злоупотребления служебным положением будет предостаточно.

Источник: https://delo.ua/businessman/kak-osporit-rezultaty-nalogovoj-proverki-322379/

Юр-решение
Добавить комментарий