Как мне получить авторские права на свои иллюстрации с персонажем и защитить их от копирования?

Как защитить авторское право на фотографию или компьютерную программу

Как мне получить авторские права на свои иллюстрации с персонажем и защитить их от копирования?

В проекте FINANCE.TUT.BY «Просто о сложном» мы вместе с экспертами юридической компании Revera разбираемся в нюансах документов, которые хотя бы раз в жизни приходится подписывать каждому человеку. Сегодня вместе с юристом Юлией Прокопенко поговорим об авторском праве.

Reuters

По законодательству авторским правом охраняется любое произведение, которое является результатом творческой деятельности автора.

Это могут быть литературные (книги, статьи), научные (статьи, диссертации, презентации), музыкальные (с текстом и без текста) произведения, произведения изобразительного искусства (скульптура, живопись, графика и т.п.

), компьютерные программы, аудиовизуальные произведения (фильмы, клипы и т.п.). Кроме того, авторское право может распространяться и на часть произведения — например, на название или персонаж произведения.

— Перечень объектов авторского права не является закрытым, поэтому произведением, подлежащим охране авторским правом, может быть признано и произведение, не указанное в перечне Закона, в то же время являющееся результатом творческой деятельности (например, интернет-сайт), — объясняет Юлия Прокопенко.

Получается, что критерий творческой деятельности является той категорией, которая во многом остается на усмотрение суда в случае возникновения спора. Как правило, для признания произведения результатом творческого труда судом назначается экспертиза. Большинство экспертов все-таки рассматривают произведение с точки зрения новизны, оригинальности, уникальности и неповторимости.

Reuters

Как и во многих странах, в Беларуси действует презумпция авторства. Это значит, что автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, пока не доказано иное. Причем доказать то, что лицо, которое указано в качестве автора, автором на самом деле не является, должно будет лицо, которое оспаривает презумпцию.

ВАЖНО! Знак копирайта — «с» в окружности с указанием имени правообладателя и года первого опубликования произведения — не является основанием для возникновения авторского права, а используется по желанию правообладателя для информирования о том, кому принадлежит исключительное право на данное произведение. Знак копирайта не является дополнительной гарантией, авторство может быть оспорено вне зависимости от его наличия или отсутствия.

— В качестве доказательств того, что произведение было создано конкретным лицом, могут использоваться доказательства возникновения произведения в объективной форме, например, почтовое удостоверение (при пересылке произведения автором самому себе), негативы фотографий, черновые варианты произведений, депонирование (регистрация объекта авторского права), — разъясняет юрист Revera.

Reuters

— Сразу оговорюсь, что регистрация объектов авторского права (чаще всего это компьютерные программы) не является обязательной процедурой, влияющей на возникновение авторского права, — уточняет Юлия Прокопенко. Правовая охрана объектов интеллектуальной собственности возникает в силу факта их создания. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется соблюдение каких-либо формальностей.

Надо понимать, что регистрация компьютерной программы — это не 100%-ная гарантия защиты вашего права, и, более того, такая регистрация в принципе опровержима. Но регистрация компьютерной программы подтверждает, что конкретное лицо создало конкретную программу в определенный период времени.

— Когда два лица указывают себя автором программы, либо одно лицо оспаривает авторство другого, либо при возникновении иного спора регистрация компьютерной программы будет являться одним из доказательств того, что в момент регистрации компьютерная программа существовала и автором программы было заявлено лицо, указанное в свидетельстве о регистрации компьютерной программы, — объясняет тонкости законодательства Юлия Прокопенко.

Например, две компании, А и В предлагают к продаже мобильные приложения, указывая себя автором на экземпляре программы. Компания, А предъявляет требования к компании В о нарушении авторских прав. При этом компания В зарегистрировала компьютерную программу с указанием себя в качестве автора спорного приложения.

В этом случае компания, А обязана будет опровергнуть авторство компании В. При этом у компании В будет дополнительное доказательство авторства — свидетельство о регистрации компьютерной программы. Оно не является неопровержимым доказательством, но вместе с тем усложняет компании, А процесс опровержения факта авторства компании В.

Дмитрий Брушко, TUT.BY

Зарегистрировать компьютерную программу в Беларуси можно в Национальном центре интеллектуальной собственности (стоимость 333 000 рублей). Популярно депонирование в US Copyright Office — Бюро регистрации авторских прав при Библиотеке Конгресса США, поскольку зачастую продажа компьютерных программ ориентирована на американский рынок.

Кстати, помимо регистрации компьютерных программ, US Copyright Office депонирует ряд иных объектов авторского права: литературные произведения, произведения визуального искусства, записи композиций, исполнение (включая музыку, слова песен, сценарии и т.п.), аудиовизуальные произведения, выпуск серийного издания (например, журнал).

Стоимость регистрации в US Copyright Office (при подаче заявки онлайн) для всех объектов составляет 35 долларов (при условии, что произведение создано одним автором, который и является заявителем, произведение не является служебным). В иных случаях стоимость регистрации составляет 55 долларов.

ВАЖНО! Приобретение права на объект авторского права возможно на основании договора уступки исключительного права, договора о создании и использовании объекта авторского права, лицензионного договора, авторского договора, в результате создания служебного произведения.

Никакие договоры, по которым переходят (возникают) права на объекты авторского права, регистрировать (в том числе в Национальном центре интеллектуальной собственности) не нужно.

Reuters

Не каждое произведение, созданное работником, является служебным произведением.

— Для того чтобы произведение было признано служебным, это произведение должно быть создано автором по заданию нанимателя или в порядке выполнения обязанностей, обусловленных трудовым договором.

Поэтому, например, дизайн упаковки, созданный креативным экономистом, не будет являться служебным произведением, — приводит пример Юлия Прокопенко.

—  Точно так же не делает произведение служебным создание произведения из материалов нанимателя, если эта работа не обусловлена заданием нанимателя или трудовым договором.

При этом задание нанимателя необходимо оформлять соответствующими приказами о создании конкретного произведения конкретным работником.

ВАЖНО! Во избежание спорных ситуаций создание каждого объекта авторского права лучше всего закреплять в документах, будь то докладные записки или акты приема-передачи объекта. Даже если речь идет об этикетках, которых может создаваться на предприятии достаточно много, соответствующие акты лучше подписывать. Это может обезопасить нанимателя как в споре с работником, так и в споре с иными лицами, претендующими на авторство.

По умолчанию переход исключительного права на служебное произведение от работника к нанимателю осуществляется автоматически, никакие дополнительные договоры о передаче исключительных прав заключать не надо.

Вместе с тем в договоре (трудовом или гражданско-правовом) наниматель и работник могут договориться об иной принадлежности исключительного права, например, что все имущественные права принадлежат работнику. В таком случае передача права от работнику к нанимателю должна осуществляться на основании авторского договора.

Или же в договоре может быть предусмотрено возникновение ограниченного права использования произведения нанимателем (например, ограничение по территории или способам использования).

— Выплата авторского вознаграждения автору за созданное произведение (сверх заработной платы) допускается только в том случае, когда соответствующее условие включено в договор между нанимателем и работником, — напоминает юрист компании Revera.

Reuters

— Если создание объекта авторского права поручается автору, не являющемуся работником, то отношения могут регулироваться договором о создании объекта авторского права, — говорит Юлия Прокопенко.

Правда, такой договор может быть заключен только с автором (т.е. физическим лицом), но не юридическим лицом. Такой договор должен определять цели либо способы использования произведения, т.е. фактически автор может ограничить использование объекта авторского права.

Поэтому, если заказчик заинтересован в использовании объекта авторского права без ограничений, способы использования должны быть прописаны максимально широко с условием невозможности использования автором данного произведения указанными способами.

При этом важно помнить, что нельзя ограничить творческую деятельность автора в создании в будущем произведений определенного рода либо в определенной области, а равно обязать автора передать права на произведения, которые будут созданы в будущем.

Как и в случае со служебными произведениями, передачу объекта авторского права необходимо оформлять актом приема-передачи конкретного объекта с описанием этого объекта (лучше с приложением фото, эскизов, копий и т.п.).

Reuters

В кратком виде алгоритм действий может быть сведен к следующим основным шагам.

  1. Если нарушены права в сети Интернет, можно ожидать, что нарушитель удалит спорный объект так же быстро, как он появился. Поэтому в целях фиксации нарушения имеет смысл обратиться к нотариусу с целью обеспечения доказательств (с 12 июля 2014 года нотариусы уполномочены составлять такие протоколы). Протоколы, составленные российским нотариусами, также на практике принимаются судом.
  2. В зависимости от объекта авторского права, права на которые нарушены, зачастую имеет смысл обратиться к администратору сайта. В настоящее время многие информационные ресурсы, в том числе поисковые системы и социальные сети, устанавливают упрощенные правила проверки и удаления, блокировки нелегально размещенного контента (Google, , , Instagram, , LinkedIn, В Контакте и др.). Для обращения с заявлением о нарушении зачастую достаточно заполнить и отправить специальную форму.
  3. Обращение в правоохранительные органы по факту нарушения прав на объекты авторского права.

ВАЖНО! За незаконное распространение или иное незаконное использование объектов авторского права предусмотрена административная ответственность по ст. 9. 21 КоАП с возможностью наложения штрафа на нарушителя — физическое лицо от 20 до 50 базовых величин, на ИП — до 10 базовых величин, на юридическое лицо — до 300 базовых величин (для всех субъектов предусмотрена возможность конфискации предмета административного правонарушения).

Стоит иметь в виду, что привлечение или непривлечение к административной ответственности не препятствует обращению в суд с гражданско-правовым иском. При этом факт привлечения к административной ответственности не будет принят судом в качестве доказательства нарушения авторского права.

Уголовная ответственность за нарушение авторских прав также возможна, однако только в случае, если преступление совершено в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение либо при получении дохода в крупном размере (более 500 базовых величин).

  1. Направление претензии нарушителю. Направление претензии не является обязательным в случае, если требование предъявляется физическим лицом или к физическому лицу, но обязательно по спорам между юридическими лицами. Тем не менее, направление качественно составленной претензии может помочь разрешить имеющиеся претензии, не доводя дело до суда. Если доказательства обеспечены, то сторона, направляющая претензию, ничем не рискует.
  2. Обращаться в суд с иском. Такую форму защиты используют не все лица, считающие, что их право нарушено, что связано как со спецификой и сложностью данной категории дел (уже на этапе признания произведения подлежащим охране авторским правом могут возникнуть вопросы), а также со значительными судебными расходами (которые в случае выигрыша дела будут возложены на ответчика).

Reuters

Исключительной компетенцией на рассмотрение споров, связанных с защитой авторского права, обладает Судебная коллегия по делам интеллектуальной собственности Верховного суда. Ее решения вступают в законную силу немедленно и не могут быть обжалованы в кассационном порядке.

Пошлины за заявление неимущественного требования (например, требование об удалении незаконного контента) составляет 20 базовых величин для физических лиц и 50 базовых величин — для юридических за каждое требование. При заявлении имущественного требования, например, о взыскании компенсации, пошлина составляет 5% цены иска.

В зависимости от характера нарушения авторского права истец может требовать:

— признания права (признание автором конкретного произведения);

— восстановления положения, существовавшего до нарушения права;

— пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (например, требование об удалении пиратского контента);

— возмещения убытков либо выплаты компенсации в размере от десяти (1,8 миллионов бел. руб.) до пятидесяти тысяч базовых величин (9 миллиардов бел. руб.). Это требование наиболее часто заявляется правообладателями. За первое полугодие 2015 г.

 коллегий было рассмотрено 36 дел в области защиты авторского права, 27 из которых — это иски о взыскании компенсации. Компенсация может быть заявлена вместо требования о взыскании убытков, при этом размер убытков доказывать не надо, выбор размера компенсации остается на усмотрение истца. Важно доказать сам факт нарушения авторского права.

Вместе с тем окончательный размер компенсации определяется судом исходя из характера нарушения;

— компенсации морального вреда (может быть заявлено только физическими лицами, поскольку для юридических лиц возможность требования компенсации морального вреда законом не предусмотрена);

— изъятия материальных объектов, с помощью которых нарушено исключительное право, и материальных объектов, созданных в результате такого нарушения (например, изъятие незаконно опубликованных книг);

обязательной публикации о допущенном нарушении с включением в нее сведений о том, кому принадлежит нарушенное право.

партнер проекта

Компания Revera — один из лидеров белорусского рынка юридических услуг. Юристы компании совместно со специалистами Министерства экономики и Министерства иностранных дел Республики Беларусь ежегодно готовят справочник Doing Business in Belarus как официальное пособие для инвесторов.

Источник: https://finance.tut.by/news465385.html

Как современный закон защищает права писателя

Как мне получить авторские права на свои иллюстрации с персонажем и защитить их от копирования?

С распространением интернета вопрос сетевого пиратства и неправомерного использования результатов чужого интеллектуального труда стоит очень остро. Мы надеемся, что знакомство с основными аспектами авторского права поможет вам почувствовать себя более уверенно и избежать неприятностей.

Писателю нужно знать об авторском праве на книгу всё. По двум причинам. Во-первых, это знание поможет ему защитить свои творения от недобросовестного использования. В наши дни копирование и публикация информации в сети занимает считанные секунды.

И всегда найдется «добрый человек», который отправит нужную книгу в свободное плавание. Так что каждому автору важно понимать, какие права ему принадлежат.

Во-вторых, и сам писатель может невольно стать правонарушителем, если он не обладает юридическими знаниями.

История

Относительно недавно (в историческом масштабе) человечеству не приходило в голову заботиться об авторстве творений. Писатели и поэты легко заимствовали темы, сюжеты и идеи для своих произведений.

Крылов перерабатывал Лафонтена, Шекспир использовал придуманные до него сюжеты, легенды о Фаусте, Дон Жуане, народные сказки привлекали многих авторов, которые уверенно ставили на обложке свое имя. Так же обстояло дело и с другими продуктами интеллектуальной деятельности.

Законодательно защищать права авторов на их произведения стали лишь в начале XVIII века. В 1710 году вступил в силу первый в истории закон об авторском праве — Статут королевы Анны. Под его защиту попадали авторы книг, карт и чертежей.

Право на владение своим произведением предоставлялось на 14 лет, далее его можно было продлить на такой же срок.

В России зачатки авторского права на книги появились лишь в 1828 году. Тогда в Цензурном уставе появилась глава, в которой оговаривались права сочинителей на свои труды.

Справедливости ради стоит отметить, что сроки были весьма впечатляющими: автору давалось исключительное право на владение своими произведениями в течение всей его жизни, и еще 25 лет после смерти автора правами обладали его наследники.

В 1911 году был принят новый закон, в рамках которого было закреплено, что любая работа могла свободно переводиться на иностранный язык.

С приходом к власти Советов появились новые нюансы. Так, например, по решению властей некоторые работы могли быть признаны государственным достоянием и переходили в собственность государства.

Сегодня авторское право на книги в России регулируется множеством документов, включая Всемирную Женевскую конвенцию об авторском праве, действующую в нашей стране с 1973 года, и Бернскую конвенцию об охране художественных и литературных произведений, вступившую в силу на территории РФ с 1995 года.

Авторское право сегодня

Согласно современному законодательству все права на созданное произведение принадлежат автору в течение всей его жизни, а затем — его наследникам еще 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом кончины автора.

По прошествии этого времени произведение становится общественным достоянием (public domain) — и его можно использовать без каких-либо ограничений или выплат.

До этого момента творение защищено законом, и только правообладатель вправе определять способы и формы жизни произведения.

Для того чтобы результат вашего творчества был неприкосновенен, он не обязательно должен быть обнародован.

Уже достаточно того, что вы его произвели в материальной и/или объективной форме, то есть, если говорить о литературе, создали на бумаге или ином реальном или виртуальном носителе.

Для охраны вашего опуса авторским правом не требуется никакой его регистрации или соблюдения формальностей, хотя для полной уверенности и спокойствия в случае возникновения споров не помешает засвидетельствовать дату создания произведения у нотариуса.

Запрещено, что не разрешено

Вы написали роман или в процессе работы завершили всего лишь несколько глав — на все это уже никто не вправе посягнуть. Нельзя использовать произведение без письменного разрешения автора или иного правообладателя. В частности, запрещено без лицензии автора:

  • Корректировать, редактировать, искажать произведение, нарушая его целостность
  • Копировать и воспроизводить произведение каким-бы то ни было способом полностью или частично
  • Распространять произведение любыми способами. Нельзя размещать в интернете в свободном доступе безвозмездно или за плату, продавать через торговые точки, раздавать экземпляры чужого произведения прохожим
  • Публичнодемонстрировать, исполнять произведения на публике (на сценах театров, на экранах, озвучивать по радио)
  • Перерабатывать каким-либо образом, например, в электронный или аудиовизуальный формат
  • Переводить на другие языки

Оформление книги и иллюстрации, если они были созданы специально для вашего произведения, также охраняются законом, и их использование без ведома их творца строго запрещено.
Если вы хотите оформить свою книгу фотографиями или рисунками, найденными в сети, вам необходимо получить разрешение у правообладателей изображений. Иначе включение таких иллюстраций в книгу незаконно!

Плагиат

Основными правонарушениями в сфере авторских прав являются пиратство (т.е. незаконное копирование и распространение копий произведения с целью извлечения дохода) и плагиат, или «литературное воровство». Оно заключается:

  • в опубликовании под своим именем чужого произведения полностью или его части
  • в издании под своим именем произведения, созданного в соавторстве, без указания имен соавторов
  • в заимствовании отрывков из чужих произведений без указания источника заимствования

Важно знать, что плагиат — отнюдь не безобидная форма нарушения авторских прав. Она предусматривает весьма серьезное наказание, а именно один из следующих видов ответственности (в зависимости от степени вины):

  • материальную ответственность нарушителя в виде выплаты компенсации правообладателю до пяти миллионов рублей по решению суда
  • штраф с конфискацией контрафактных произведений
  • лишение свободы виновного лица на срок от двух до шести лет

Будьте добросовестны! Не присваивайте авторство на чужие произведения, создавайте свои уникальные творения!

Есть условия, при которых допускается свободное использование произведения без ведома автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора и источника заимствования:

  • Цитирование в разумном объеме. Это очень сложный вопрос, так как законом не установлены четкие границы дозволенного. Если без цитаты нельзя обойтись, нужно помнить, что она должна иллюстрировать или подтверждать основную мысль, быть уместной и не слишком объемной
  • Использование чужого произведения в качестве иллюстраций в образовательных целях. Например, фрагмент рассказа или фотография могут быть частью учебной презентации для школьников или студентов, чтобы продемонстрировать особенность жанра или художественного стиля
  • Воспроизведение без извлечения прибыли рельефно-точечным шрифтом или другими специальными способами для слепых, кроме произведений, специально созданных для таких способов воспроизведения

Пародии и карикатуры можно создавать свободно, ни у кого не спрашивая разрешения

Дружба дружбой..

Если вдруг вы, подобно Ильфу и Петрову, творите вместе с товарищем, то в вашем случае важно знать о двух видах соавторства: делимом и неделимом. В первом случае часть произведения, созданная одним из авторов, может быть использована отдельно и независимо от других частей.

Во втором — части каждого из авторов неразрывно связаны и представляют единое целое. Авторские права на книгу принадлежат обоим совместно и в равной степени. Чтобы между авторами не было недопонимания и размолвок на почве общего дела, лучше заключить между соавторами соглашение.

В соответствии с российским законодательством (п. 7 ст. 1259 Гражданского кодекса РФ) авторское право охраняет не только произведение в целом, но и любую его часть, в том числе его название и имена персонажей при условии, что они являются самостоятельным результатом творческой деятельности автора и обладают уникальностью, оригинальностью и новизной.

Важно помнить, что авторским правом не охраняется использование общеупотребительных слов или словосочетаний, используемых автором в качестве названия произведения.

Например, ничто не мешает вам озаглавить свое стихотворение «Кинжал», хотя произведения с таким названием уже есть у Лермонтова, Пушкина и Брюсова. Но если речь пойдет об оригинальном словосочетании, то повторов быть не должно.

Так, в соответствии с законодательством название книги Дины Рубиной «Белая голубка Кордовы» охраняется авторским правом, но эти три слова по отдельности или в других сочетаниях могут использоваться свободно.

Писатель — профессия творческая, а творчество предполагает и полет фантазии, и свободу выражения мысли. Но все же общество ставит нам рамки, определенные законом.

Он защищает автора, но он же требует от него дисциплины и ответственности. Авторские права на книги гарантируют писателю неприкосновенность его труда.

Давайте уважать труд собратьев по перу и создателей художественных ценностей — это залог открытого и честного арт-пространства.

Переходите в редактор и начните писать книгу прямо сейчас или загружайте готовую рукопись, чтобы опубликовать ее в нашем каталоге! 

Источник: https://bookscriptor.ru/articles/79690/

Татуировка как произведение искусства: кто защитит права авторов

Как мне получить авторские права на свои иллюстрации с персонажем и защитить их от копирования?

С наступлением эры высоких технологий создатели художественных произведений все чаще задумываются о защите авторских прав в цифровой среде. Тату-художники – не исключение, ведь нередко эскизы создаются с помощью цифровых планшетов, а затем заливаются в сеть.

Однако получившие недавно огласку разбирательства тату-художников по факту нарушения авторских прав заставляют задуматься, кому же все-таки принадлежат права на изображение, носителем которого выступает человек.

По закону татуировки и их эскизы, как и любые другие авторские графические изображения, являются объектами интеллектуальной собственности и защищаются авторским правом, а значит копирование и незаконное тиражирование изображений татуировок запрещено.

Иными словами, ношение татуировки и ее демонстрация на открытых участках тела не является нарушением авторских прав, а вот цифровое воспроизведение, когда фактически создается цифровая копия татуировки, признается нарушением.

Врачи предостерегают от татуировок людей с ослабленным иммунитетом

Показательный пример – создание компьютерной копии персоны, имеющей татуировки, например, в качестве персонажа компьютерной игры или мультипликационного героя.

Оказывается, если разработчики компьютерной игры или мультфильма пожелают воспроизвести персонажа с максимальной точностью, т.е.

со всеми его татуировками, им придется выкупить права на последние у тату-художников, авторов изображений.

Подобный случай произошел с двумя известными персонами в США: баскетболистом Леброном Джеймсом и бойцом UFC Карлосом Кондитом, цифровые копии которых фигурировали в компьютерных играх. Тату-салоны, клиентами которых были знаменитые спортсмены, выдвинули претензию разработчикам компьютерных игр и потребовали восстановления справедливости.

Закон в данном случае на стороне тату-художников. Татуировка, как и любой другой жанр изобразительного искусства, является объектом авторского права.

Отличие лишь в том, что вместо холста или электронного планшета тату-художник использует человеческое тело.

В законодательном же плане это ничего не меняет – эскиз татуировки, выполненный на бумажном или электронном носителе, является авторским произведением и объектом интеллектуальной собственности, как и любое другое изображение или иллюстрация.

Этот факт подтверждает директор Ассоциации правообладателей по защите и управлению авторскими правами в сфере искусства (УПРАВИС) Эрик Вальдес-Мартинес: “Объектов авторского права очень много. Если говорить про искусство, то это не только картины, музыка и фильмы, но еще и тату, графика и прочее. Татуировка – это такой же объект авторского права, как и картина.

И заявляется об авторстве аналогичным образом. Ведь если у вас есть диск с фильмом, то вы владеете этим цифровым накопителем, т. е. диском, а не правами на фильм. То же самое и с татуировкой. Когда разработчики игр получают согласие на использование персонажа, то это не значит, что они получают разрешение на использование его тату.

Единственное исключение – договор с автором на отчуждение прав”.

Представители тату-индустрии согласились дать комментарии о столкновении с нарушениями авторских прав и своем отношении к проблеме.

Вот как проблему авторства комментирует одна из самых известных и высокооплачиваемых российских тату-художниц Sasha Unisex:

“Мы защищаем авторское право на рисунки и эскизы татуировок.

В первую очередь факт создания произведений фиксируется с помощью фото- и видеосъемки, которые сами по себе становятся отдельными объектами защиты от использования третьими лицами.

Совместно с юристами мы отслеживаем и выявляем факты нарушения наших авторских или исключительных прав… Мы осуществили регистрацию товарного знака с логотипом и коммерческим обозначением Sasha Unisex”.

Похожую точку зрения высказала и другая известная российская тату-художница Саша Масюк (Sashatattooing), которая сейчас постоянно проживает и работает в США: “Я против использования моих идей/рисунков/проектов где угодно без моего согласия. Я сталкиваюсь каждый день с копиями моих работ другими татуировщиками. Конечно, хотелось бы правосудия”.

Стоит отметить явную готовность авторов официально защищать права на свои произведения. О том, какими способами автор может зарегистрировать права на объект интеллектуальной собственности и в дальнейшем защитить себя от нарушений, рассказал юрист, владелец юридической компании “Катков и партнеры” и член Совета ТПП РФ по интеллектуальной собственности Павел Катков:

“Первый способ защиты авторских прав тату-художников – депонирование дизайнов. Это можно сделать у разных депозитариев. Среди широко известных депозитариев я выделяю Национальный реестр интеллектуальной собственности – n’RIS. Существует также нотариальное депонирование.

Депонирование позволяет автору татуировки зафиксировать, что именно он и именно в данный момент создал данное произведение. Второй способ охраны прав такого автора – регистрация дизайна будущей татуировки в качестве товарного знака.

Так, например, часто защищают персонажей мультипликационных фильмов, регистрируя соответствующих персонажей-мультяшек в виде товарных знаков”, – заявил Павел Катков.

Что такое депонирование и как оно может помочь тату-художникам, а также другим владельцам объектов интеллектуальной собственности защитить свои права, рассказал коммерческий директор n’RIS Григорий Туринцев, который также прокомментировал общую ситуацию в отрасли:

“Любое несогласованное с художником или автором картины воспроизведение самой картины или ее части в печатных изданиях или рекламных материалах является нарушением. Допустим, если я нарисую Чебурашку и стану использовать это изображение даже в авторской переработке, я все равно использую персонаж, защищенный авторским правом.

Насчет переработки изображения в виде компьютерного персонажа: любое авторское изображение – исполнено ли оно на холсте, на фотобумаге или на теле человека – является авторским и, соответственно, защищается авторским правом.

Приходя к мастеру за татуировкой, человек должен оплатить его работу по созданию эскиза и получить у него согласие на дальнейшее использование. Иными словами, выкупить у мастера права.

Это нужно для того, чтобы далее в полной мере реализовывать свои права на участие в проектах, где изображение человека будет выполнено в цифровом формате.

В сервисе n‘RIS пока не было прецедентов депонирования изображений татуировок, но теоретически это вполне возможно. Даже целые каталоги таких эскизов можно задепонировать и монетизировать. Тату-художник может демонстрировать smart-контракт о депонировании как доказательство того, что он заявил права на свое изображение”.

В ответ на очевидный запрос рынка на высокотехнологичные решения в области защиты авторских прав начинают создаваться технологии, способные сделать процесс регистрации и подтверждения авторского права более простым и эффективным.

Раскрыта тайна древнеегипетской мумии с татуировкой

Несмотря на явную положительную тенденцию, не все мастера настроены оптимистично. О сложностях с подтверждением авторских прав и в целом ситуации с незаконным копированием размышляла тату-художница Мария Саммер: “Насколько мне известно, у нас на права (прим. ред. – на регистрацию авторского права) можно подавать только в момент создания.

У меня был печальный опыт, когда крупная сеть магазинов использовала мои эскизы в коммерческих целях, и продавались они в виде переводилок. Я обратилась к юристам и хотела заявить об авторских правах на данные изображения. Мне отказали сразу, сказав, что в моем случае авторство можно подтвердить только путем разбирательств.

В итоге магазин снял с производства мои дизайны добровольно”.

Однако не все тату-художники столь трепетно относятся к копированию своих идей. Есть и те, кого копирование не только не смущает, а даже, наоборот, радует.

Так, тату-художник Sanches Tattoo в своем комментарии подчеркнул, что российское законодательство в отношении авторского права нельзя сравнивать с США и назвал защиту татуировок авторским правом бессмысленной, сославшись на то, что Россия и Америка представляют собой два разных правовых поля. “Лично я только порадуюсь, если кто-то будет копировать мои идеи”, – заявил тату-художник.

Безусловно, автор имеет право поступать со своими произведениями как угодно, однако мнение Sanches Tattoo поддерживает меньший процент художников.

Подводя итог, несложно увидеть, что на сегодняшний день тату-художники (как и художники вообще) остаются одними из самых уязвимых представителей творческих профессий. В нынешнюю цифровую эпоху довольно сложно отследить случаи нарушения авторских прав и зафиксировать факт незаконного копирования.

Единственный совет, который можно дать авторам, – самим заботиться о защите авторских прав на объекты интеллектуальной собственности, чтобы избежать финансовых и репутационных проблем. Как мы уже убедились, сегодня для этого появляется все больше эффективных инструментов.

Источник: https://rg.ru/2019/01/22/tatuirovka-kak-proizvedenie-iskusstva-kto-zashchitit-prava-avtorov.html

Юр-решение
Добавить комментарий