Как избежать выплаты по договору на целевое обучение?

Целевое направление 2019: что такое, стоит ли брать, плюсы и минусы?

Как избежать выплаты по договору на целевое обучение?

В горячке вступительной кампании абитуриенты чуть ли не душу дьяволу готовы продать за столь желанное место в вузе. Для некоторых спасательным кругом становится целевое направление. Адукар изучил Положение о целевой подготовке и расскажет, что такое целевое направление, кто и где может его получить, какие есть плюсы и минусы.

Что такое целевое направление?

Целевое направление позволяет бесплатно получить профессионально-техническое, среднее специальное, высшее (бакалавриат и магистратура) и послевузовское образование (аспирантура, докторантура). Договор о целевой подготовке — документ, который подписывается тремя сторонами: абитуриентом, организацией-заказчиком и учреждением образования.

Организации, которым нужны определённые специалисты, могут подавать заявки в местные или республиканские органы госуправления, в подчинении которых находятся учреждения образования, где готовят таких специалистов.

Затем органы управления, куда поступают заявки на целевую подготовку, формируют цифры целевого набора с учётом планируемого приёма и сообщают эти сведения Министерству образования, организациям-заказчикам и учреждениям образования.

Подавать заявку на целевую подготовку кадров могут государственные и частные организации.

Для кого предназначено целевое направление?

Обзавестись целевым направлением может не каждый. Целевая подготовка кадров предусмотрена для региональных организаций, где есть нехватка специалистов. Так жителям областных центров и столицы обучение по целевому направлению пока не положено. Прописка не играет ключевой роли, т. е.

брать целевое можно в организации, которая находится не в том городе, где прописан абитуриент. Главное — в какой организации абитуриент хочет взять целевое направление, есть ли у неё такая возможность.

Однако Министерство образования планирует изменить условия предоставления целевого направления.

Как получить целевое направление?

Можно пойти двумя путями. Позвони в приёмную комиссию вуза, колледжа или лицея и узнай, из каких организаций можно приносить целевое направление на интересующую специальность. Больше ориентируешься на место отработки, тогда обратись в организацию, где хотел бы работать, и спроси о возможности получить целевое направление.

Обзавестись целевым направлением можно в приёмной комиссии учреждения образования при условии, что есть вакантные места на целевую подготовку.

Сколько мест выделяется на целевиков?

Количество мест для целевиков ограничено и составляет до 60% от плана набора для сельскохозяйственных специальностей, до 50% – для специальностей профиля «Здравоохранение» и до 40% – для всех остальных.

Получив на руки долгожданное направление, расслабляться не стоит, ведь в вузе (лицее, колледже) придётся пройти по конкурсу среди целевиков. К примеру, на какую-то специальность выделено три места на целевую подготовку, а желающих пять.

Из них выберут первых трёх с наибольшим количеством баллов, оставшиеся два могут участвовать в общем конкурсе.

Если целевые места не заполнятся, их по усмотрению учреждения образования могут передать на общий конкурс или оставить вакантными. Во втором случае на свободные места, заключив договор о целевой подготовке, могут перевестись студенты этой же специальности или схожей, причём с платного отделения тоже.

Можно взять целевое направление и не подавать его в приёмную комиссию, а участвовать в общем конкурсе.

К слову, студент-целевик ничем не отличается от остальных бюджетников, кроме срока отработки.

Много целевых мест выделяют медицинские колледжи и университеты

Сколько отрабатывать по целевому направлению?

Получившим высшее образование — не менее пяти лет, среднее специальное — не менее трёх лет, профессионально-техническое — не менее двух.

В срок обязательной отработки по желанию выпускника может быть включён, к примеру, период прохождения военной службы по призыву или в резерве Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях Беларуси, декретный отпуск (до достижения ребёнком возраста трёх лет). Учёба в магистратуре и аспирантуре на сокращение времени отработки не влияет.

Причины не отрабатывать по целевому направлению

Во время обучения договор может быть расторгнут по следующим причинам:

— установление гражданину, не достигшему 18-летнего возраста, инвалидности;

— установление гражданину инвалидности I или II группы;

— установление одному из родителей или мужу (жене) гражданина инвалидности I илиII группы или инвалидности ребенку гражданина;

— возникновение медицинских противопоказаний к работе по получаемойспециальности (направлению специальности, специализации) и присваиваемойквалификации;

— ликвидация организации-заказчика;

— досрочное прекращение образовательных отношений по обстоятельствам, не зависящим от воли гражданина, учреждения образования.

Причины не отрабатывать по целевому направлению прописаны в Положении о распределении. Это может произойти из-за получения инвалидности, болезней, несовместимых с работой по специальности, ликвидацией учреждения, выдавшего целевое направление и т. д.

Если уж совсем не хочется работать по целевому направлению, можно вернуть средства, затраченные на обучение.

Стоит ли брать целевое направление?

Заключение такого договора подойдёт тем абитуриентам, которые планируют вернуться после учёбы в родные края или хотят заранее обеспечить себя рабочим местом.

Если же для тебя главная цель — обучение на бюджете, лучше семь раз подумать, прежде чем решиться на заключение данного договора. Никто не знает, как повернётся жизнь через несколько лет, и спасательный круг может оказаться тяжкой обузой.

Юридическая консультация не будет лишней при подписании столь серьёзного документа.

***

Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях ВКонтакте, Instagram, , ASKfm и поделись постом с друзьями. А мы сделаем ещё больше материалов, которые пригодятся тебе для учёбы.

Перепечатка материалов с сайта adukar.by возможна только с письменного разрешения редакции. info@adukar.by

Источник: https://adukar.by/news/celevoe-napravlenie

Обучение без отработки, или Когда деньги можно не возвращать – ilex

Как избежать выплаты по договору на целевое обучение?

Иногда выпускники-бюджетники отказываются работать по распределению либо хотят уволиться до окончания срока обязательной отработки. В таких случаях приходится возмещать государству затраты на обучение. Но есть исключения.

С кого могут потребовать возмещение

Возвращать деньги за обучение обязаны молодые специалисты (в том числе молодые рабочие (служащие)), которые не отработали по распределению (направлению) определенный срок .

Чтобы стать молодым специалистом, нужно отучиться на дневном отделении за счет бюджета и получить свидетельство о направлении на работу. И не обязательно получать бесплатное среднее специальное или высшее образование на дневном отделении все время. Достаточно и половины срока .

Обратите внимание!
Если молодой человек учился на дневном отделении платно, его тоже могут распределить (направить) на работу. Но исключительно по желанию. Если он передумает или вскоре захочет уволиться, никаких ограничений для этого не будет .

Вернуть деньги, вложенные государством в образование, в определенных случаях должны те, кто планировал пойти работать в Вооруженные Силы (другие войска и воинские формирования), ОВД, Следственный комитет, Госкомитет судебных экспертиз, органы финансовых расследований Комитета госконтроля, органы и подразделения МЧС .

Обратите внимание!
Если за учебу платил работодатель, стоит изучить договор на обучение. Он может предусматривать обязанность компенсировать затраты в случае досрочного увольнения.

Сколько надо отработать, чтобы не платить

Срок обязательной отработки указывается в свидетельстве о направлении на работу. Он начинается с даты заключения трудового договора. Для медиков — с даты заключения трудового договора по должности врача-специалиста. Интернатура в срок отработки не входит .

Обратите внимание!
По желанию молодого специалиста в срок отработки засчитают отпуск по уходу за ребенком до трех лет, службу по призыву и в резерве . Как показывает судебная практика, зачет возможен независимо от времени, когда проходила военная служба — в период обучения или после.

С кого не взыщут возмещение

Молодые специалисты, кроме учившихся по договору о целевой подготовке

Освобождаются от возмещения расходов на обучениеУсловия освобождения
1. Дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; лица от 18 до 23 лет, которые потеряли последнего из родителей в период обучения.2. Дети-инвалиды в возрасте до 18 лет, инвалиды I или II группы.3. Лица, уволенные в связи с переходом на выборную должность на профессиональной основе (например, на должность депутата Парламента, члена Совета Республики, председателя профсоюза) .4. Лица, отслужившие после распределения (направления) в армии по призыву, а также по контракту (отслужившие не менее срока отработки).5. Лица, которые имеют льготы в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС
1. Лица, уволенные по причине:— сокращения или закрытия организации (ИП) ;— нарушения нанимателем норм о труде ;— состояния здоровья, препятствующего продолжению работы ;— длительной нетрудоспособности (больше четырех месяцев, не считая больничного в связи с родами) ;— восстановления на работе ранее выполнявшего ее работника ;— нарушения правил приема на работу .2. Лица, у которых один из родителей, или муж (жена) — инвалид I или II группы, или ребенок-инвалид.3. Лица с медицинскими противопоказаниями к работе по специальности, квалификации.4. Беременные женщины, матери (отцы), имеющие ребенка до трех лет.5. Лица, мужья (жены) которых работают и постоянно проживают в Беларуси не по месту распределения (направления);6. Дети военнослужащих, сотрудников ОВД, органов госбезопасности, финансовых расследований Комитета госконтроля, которые стали инвалидами, погибли при боевых действиях или выполнении служебных обязанностейВо-первых, молодой специалист должен обратиться за перераспределением (последующим направлением).Во-вторых, учреждение образование не должно иметь возможности перераспределить молодого специалиста (в зависимости от категории):— на другую работу;— на другую работу по месту жительства его, его детей; по месту жительства (работы) родителей, супруга

Молодые специалисты, которые учились по договору о целевой подготовке .

Освобождаются от возмещения средств на обучениеУсловия освобождения
1. Лица, поступившие на военную службу по контракту, которые отслужили не менее срока отработки
2. Дети-инвалиды до 18 лет, инвалиды I или II группы.3. Лица, у которых один из родителей, или муж (жена) — инвалид I или II группы, или ребенок-инвалид.4. Лица с медицинскими противопоказаниями к работе по специальности, квалификации.5. Лица, уволенные по причине:— сокращения или закрытия организации (ИП) ;— нарушения нанимателем норм о труде ;— состояния здоровья, препятствующего продолжению работы ;— длительной нетрудоспособности (больше четырех месяцев, не считая больничного в связи с родами) ;— восстановления на работе ранее выполнявшего ее работника ;— нарушения правил приема на работуВо-первых, молодой специалист должен обратиться за последующим направлением.Во-вторых, учреждение образование не должно иметь возможности перераспределить молодого специалиста (в зависимости от категории):— на другую работу;— на другую работу по месту жительства его, его детей; по месту жительства (работы) родителей, супруга

Источник: https://ilex.by/news/obuchenie-bez-otrabotki-ili-kogda-dengi-mozhno-ne-vozvrashhat/

Целевиков найдут. И накажут?

Как избежать выплаты по договору на целевое обучение?

Депутаты Госдумы РФ намерены обсудить меры наказания нерадивых выпускников вузов. Речь идет о молодых специалистах, которые, отучившись по целевому договору и получив диплом, не желают иметь дело с работодателями, отправившими их учиться.

Соответствующий законопроект вскоре должен пройти первое чтение в нижней палате парламента. Документ гласит, что причины, по которым студент, отучившийся по целевому набору, может отказаться от заранее оговоренной работы, должны быть прописаны в федеральном законе.

Ветер перемен дует из Кирова

В Заксобрании Кировской области, где «родился» проект закона, уверены, что пока эти условия регламентируются самими работодателями, выпускники-целевики и дальше будут от них бегать. Не все же предприятия настолько подкованы, чтобы грамотно составить такой договор.

В новом законе предлагается установить четкий перечень оснований для освобождения гражданина от исполнения обязательства по трудоустройству.

Войти в него должны следующие пункты: наличие заболевания, препятствующего трудоустройству, признание гражданина инвалидом I или II группы, необходимость ухода за больным отцом, матерью, ребенком, предоставление работы не по месту службы супруга-военнослужащего, наличие обстоятельства, не зависящего от воли гражданина.

Отдельным пунктом предусматривается повышение уровня материальной ответственности гражданина при неисполнении своих обязательств в иных случаях — с двукратного возмещения размера расходов, связанных с предоставлением ему мер социальной поддержки, до четырехкратного. «Данная мера основана на том, что нынешняя сумма штрафа не стимулирует граждан к исполнению своих обязанностей по трудоустройству и им выгоднее заплатить этот штраф и, получив образование, трудоустроиться самостоятельно», — поясняют авторы законопроекта.

Это предложение, напомним, не первая попытка ужесточить ответственность слишком хитроумных целевиков. Наказание для них ввел и федеральный закон «Об образовании», действующий с сентября 2013 года.

Согласно ему, если выпускник-целевик не приходит работать на предприятие, с которым вуз заключил контракт, или предприятие отказывает ему в работе, то нарушитель должен в двукратном размере возместить государству все расходы, связанные с предоставлением мер социальной поддержки.

Удачно устроились

С каждым годом целевой набор укрепляет свои позиции в вузах, причем речь идет в том числе о социально значимых специальностях. Так, в 2015 году по этому показателю лидировали медицинские вузы — в них целевики заняли 43% бюджетных мест. На инженерные специальности целевой прием составил около 13% от общего числа бюджетных мест. На педагогические специальности — 10%.

В прошлом году целевая подготовка «добралась» даже до госслужащих. Президент подписал закон, согласно которому органы местного самоуправления будут заключать с желающими получить соответствующее образование специальный договор.

В нем указано, что после обучения служащий должен будет отработать по специальности определенный срок. В каждом договоре он будет устанавливаться индивидуально, но точно не превысит пяти лет.

Право на обучение имеют все совершеннолетние граждане России, кто еще не получал среднее профессиональное или высшее образование за счет бюджетных средств.

Учить госслужащих будут на деньги из местного бюджета. Предполагается, что желающих получить такое образование будет настолько много, что договоры с ними придется заключать на конкурсной основе. Информацию о конкурсе организаторы будут размещать в СМИ не позже чем за месяц до его начала.

А нужен ли закон?

Перечень условий, по которым целевой договор может быть нарушен, действительно должен быть регламентирован на федеральном уровне, уверен Александр Шершуков, секретарь Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР).

Правда, вовсе не для того, чтобы студент не обманул работодателя, а чтобы не ущемлялись права самих молодых специалистов.

«В противном случае у работодателей может появиться соблазн составить договор таким образом, чтобы удержать с молодого специалиста неустойку даже в том случае, если он не может прийти работать на предприятие по объективным причинам», — пояснил эксперт.

Впрочем, сами работодатели страдают от происков вчерашних студентов намного чаще. Причем главным образом удар приходится на государственные учреждения образования и здравоохранения.

«Я с большим трудом себе представляю, что эта проблема распространена в частном бизнесе, — отметил Михаил Тарасенко, первый заместитель председателя комитета Госдумы РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов.

 — Что, скажем, металлургическое предприятие отправило на учебу студента, вложило в его обучение деньги, а после окончания вуза молодой специалист развернулся и демонстративно отказался на этом предприятии работать. Как правило, договоры с целевиками эти предприятия составляют таким образом, что нарушить их без возмещения всех затрат работодателя просто невозможно».

В то же время, по мнению Михаила Тарасенко, для федерального законодательства норма с перечнем условий, по которым можно целевой договор разорвать, выглядит избыточной. «Вносить ее в закон — то же самое, что микроскопом забивать гвозди», — пояснил он.

По словам депутата, перечислять такие условия нужно в ведомственных документах.

А предприятиям и государственным учреждениям стоит более грамотно составлять соответствующие договоры, чтобы убрать оттуда лазейки, которыми могут воспользоваться несостоявшиеся работники.

Не фиксируют побега целевиков и транспортные вузы — 100% молодых специалистов отрасли возвращаются работать на те предприятия, которые отправили их учиться.

«Целевой набор в профильные вузы в нашей сфере составляет до 70%, причем 50% этих детей — выходцы из семей железнодорожников», — подчеркнул Борис Левин, президент Ассоциации вузов транспорта, ректор Московского государственного университета путей сообщения.

При этом, по словам эксперта, семейные традиции — далеко не единственное, что удерживает новоиспеченных железнодорожников от соблазна нарушить договор о целевом обучении. «У нас работодатели ежегодно оплачивают практику студентов на рабочих местах.

В общей сложности за время обучения студента работодатель тратит на него около 300 тысяч рублей», — рассказал Борис Левин. Отказаться работать на этом предприятии без возмещения этих сумм по условиям договора невозможно.

Возьмем, к примеру, государственные университеты путей сообщения Новосибирска, Омска, Иркутска, а также Улан-Удэнский колледж железнодорожного транспорта. Только им в 2015 году Восточно-Сибирская железная дорога за целевую подготовку студентов перечислила более 34,3 млн рублей. Кроме того, свыше 8,6 млн рублей составили выплаты дополнительной стипендии студентам-отличникам.

Врачи и учителя — в первых рядах

Намного острее проблема стоит в учреждениях системы здравоохранения.

«Многие целевики, отправленные на учебу государственными больницами и поликлиниками, действительно впоследствии отказываются устраиваться к ним на работу и уходят в частные клиники, — признала Разиет Натхо, член комитета Госдумы РФ по охране здоровья.

 — Поэтому очень важно, чтобы молодой специалист, отучившийся в вузе на бюджетном месте, но решивший в итоге нарушить целевой договор, нес настолько ощутимую финансовую ответственность, что ему пришлось бы просто отказаться от этой идеи».

Решить проблему необходимо как можно быстрее: несмотря на все предпринимаемые в последнее время меры, дефицит медицинских кадров в стране сохраняется.

«Мало того что медработников отдельных специальностей остро не хватает, так еще ежегодно достигают пенсионного возраста и уходят с работы около 50 тысяч врачей», — отметила Разиет Нахто.

К тому же доля целевиков в вузах, подведомственных Минздраву, будет увеличиваться: если в 2016 году таких студентов в них около 50%, то в планах правительства довести их количество до 90%.

Очередной способ борьбы за кадровую оснащенность государственных больниц и поликлиник в Минздраве уже нашли и недавно обнародовали.

Планируется запретить молодым медикам работать в частных клиниках, не отработав несколько лет в государственных медицинских учреждениях.

Срок, который необходимо будет отработать, в настоящее время обсуждается, но уже известно, что он точно не будет превышать пять лет.

Не «забывают» о целевиках и в Министерстве образования и науки. «Инструменты целевого приема мы активно используем для реализации проекта «Новые кадры для оборонно-промышленного комплекса», — рассказал заместитель министра образования Александр Климов.

 — В рамках проекта подготовки кадров для оборонно-промышленного комплекса обучается свыше 6 тысяч студентов-целевиков».

По словам замминистра, в настоящее время в Минобрнауки разрабатываются поправки в закон об образовании, которые «уточнят работу по целевому обучению» и предпишут обязательную трехлетнюю отработку целевиков на предприятиях, отправивших их учиться.

Источник: https://iz.ru/news/605269

Все особенности целевого обучения

Как избежать выплаты по договору на целевое обучение?

Нынешнее образование достаточно дорогое, а на немногочисленные бюджетные места всем не попасть. Но есть еще один спасательный круг для поступающих — это целевое обучение.

Что такое целевое обучение?

Целевое обучение — это возможность бесплатно учиться по направлению от предприятия или учреждения. Оформляется трехсторонним договором между государственным учреждением, вузом и студентом.

После завершения учебы в университете выпускник обязательно должен отработать 3 года в организации, направившей его на обучение и оплатившей всю стоимость его учебы.

В случае нежелания отрабатывать студент должен вернуть полную стоимость обучения, оплаченного ему предприятием.

Плюсы и минусы обучения по целевому направлению

Достоинства:

– гарантированное трудоустройство после окончания вуза;– обучение на бюджетной основе; – возможность получать стипендию; – обеспечение местом для прохождения ознакомительной и преддипломной практики в государственном учреждении;

– помощь и поддержка от организации во время обучения (помощь в сборе материалов для курсовых работ и научных статей).

Недостатки такого обучения заключаются в том, что где бы вы ни учились и какие бы у вас ни были планы, после завершения университета вы должны будете работать в том городе, в котором вам выдали направление.

Например, студент обучался в престижном московском вузе, после окончания которого он может трудиться на достойной работе в столице. Но направление на учебу, допустим, давала администрация Иркутской области.

Значит, ему положено вернуться в Иркутскую область.

Помимо таких ситуаций, вам никто не обещает высокую оплату труда. Может случится и так, что в организации, в которой вы обязаны отработать свое обучение, будет низкая заработная плата или отсутствие карьерного роста.

Также не стоит забывать, что при целевом обучении смена специальности будет невозможна. Только если она не связана тесно с другой. В любом случае, вам предстоят сложные переговоры с вашей организацией-донором. И, безусловно, от вас будут ждать хорошей учебы.

Как поступить на целевое обучение?

Для этого необходимо пройти конкурсный отбор, так как количество целевых мест ограничено. В университете, в котором вы планируете учиться, нужно заполнить заявление на целевое обучение и предоставить его приемной комиссии вместе с направлением, выданным организацией.

Фактически претендентам приходится выдержать два конкурса. Предприятие может самостоятельно установить форму и правила проведения внутреннего отбора среди абитуриентов, желающих поступить по целевому направлению.

По его итогам на выделенное количество мест организация рекомендует несколько человек, между которыми уже на уровне вуза, согласно общим правилам приема, также проходит свой конкурс. Он проводится на основании результатов ЕГЭ.

Обычно средний балл поступающих на целевые места ниже, чем у тех, кто поступает на бюджет.

Приказ о зачислении «целевиков» появляется раньше приказа о зачислении остальных студентов. Это плюс для тех абитуриентов, которые не прошли по целевому набору — еще остается время подать документы на общих основаниях.

Каковы шансы попасть на целевое место?

На самом деле, шансы не так уж велики. В списки тех, о ком будет ходатайствовать предприятие в вузе, попадают абитуриенты, которые каким-либо образом уже знакомы с этим предприятием. Получается, знакомым с организацией желательно надо быть со школьной скамьи.

Многие руководители предприятий «присматривают» себе будущие кадры именно на этапе, когда они учатся в школе. Какие способы попасть в поле зрение организации существуют? Например, всевозможные конкурсы, которые она проводит среди учащихся региона.

Или встречи со школьниками на предприятии, тематические олимпиады, организатором или спонсором которых оно выступает.

Руководители наблюдают: у кого горят глаза, кто высказывает заинтересованность, кто показывает себя с лучшей стороны — у того есть все шансы попасть в заветный список направляемых абитуриентов.

Еще в «целевики» обычно попадают абитуриенты, чьи родители долгие годы трудятся на предприятии и пользуются авторитетом. Дети часто выбирают профессию родителей, и в таких случаях руководство идет им навстречу.

Также велики шансы у тех, кто имеет среднее специальное образование и уже трудится на предприятии. Обычно руководство вуза поддерживает их стремление продолжить учебу и получить высшее образование и дает направление.

В каких случаях можно не отрабатывать стоимость обучения?

Конечно, после окончания университета не всем захочется отрабатывать свой долг. Здесь некоторые студенты начинают искать пути «откосить». Уважительной причиной для отказа от отработки является:

– инвалидность 1-й или 2-й группы у выпускника, его жены/мужа или кого-то из родителей; – декретный отпуск; – наличие ребенка до 3 лет или до 6 лет, если по заключению ВКК (врачебно-консультационной комиссии) ребенок нуждается в уходе; – одинокая мать или отец с ребенком до 14 лет; – уход выпускника вуза в армию;

– поступление в институт или университет, если выпускник закончил техникум, колледж.

Опять же, в каждой организации свои требования. Где-то уход в армию, к примеру, не освободит вас от отработки, а просто оттянет этот срок. Так что по таким вопросам лучше разговаривать непосредственно со своим будущим работодателем и уточнять у него условия.

Разрыв же контракта по вине заказчика может быть осуществлен в случае, если предприятие не в состоянии предоставить выпускнику работу по специальности в соответствии с медицинским заключением, а также в случае банкротства заказчика.

Какие вузы в Иркутске принимают абитуриентов на целевое обучение?

Целевой набор, как правило, проходит в отраслевые вузы (энергетические, нефтегазовые, путей сообщения, легкой промышленности и другие). В Иркутске все государственные вузы набирают студентов на целевое обучение.

Где-то прием на целевые места осуществляется практически по всем направлениям:

– Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет.

– Иркутский государственный университет путей сообщения.

– Восточно-Сибирская государственная академия образования.

– Восточно-Сибирский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации.

– Иркутская государственная сельскохозяйственная академия.

В некоторых вузах набор ведется только по определенным направлениям:

– Иркутский государственный университет. Целевые места есть в институте математики, экономики и информатики по всем его профилям. Также они есть на некоторых специальностях института социальных наук, международного института экономики и лингвистики, юридического института и геологического факультета.

– Байкальский государственный университет экономики и права. Целевой набор проходит по специальностям: юриспруденция, экономика, менеджмент, государственное и муниципальное управление.

– Иркутский государственный лингвистический университет набирает «целевиков» на некоторые специальности гуманитарно-педагогического факультета, перевода и переводоведения, восточных языков, социальных наук и европейских языков.

– Иркутский государственный медицинский университет. Целевые места есть на таких специальностях, как лечебное дело, педиатрия, медико-профилактическое дело, стоматология, медицинская биохимия и фармация.

Используйте любую возможность для получения образования. Если вы ответственный и целеустремленный человек, то вас обязательно отметят в организации. В перспективе у вас будет возможность сделать карьеру и получать достойную зарплату.

Источник: https://www.irk.ru/news/articles/20120702/training/

Студентов-целевиков обяжут не менее трёх лет отработать по договору

Как избежать выплаты по договору на целевое обучение?

Учащийся Новосибирского промышленно-энергетического колледжа в лаборатории электроизмерений и метрологии. Евгений Курсков/ТАСС

Абитуриентов, поступающих в институты по целевому набору, лишили сразу двух лазеек: возможности поступить в престижный вуз с низкими баллами по ЕГЭ, а потом увильнуть от обязательной отработки на предприятии, которое пять лет оплачивало обучение.

И то и другое теперь будет караться серьёзными штрафами.

Целевое обучение, согласно закону, подписанному Владимиром Путиным 4 августа, станет регулироваться трёхсторонним договором между абитуриентом, заказчиком обучения и администрацией образовательного учреждения.

Государство тратит деньги, а специалистов нет

Принятые в весеннюю сессию парламентом поправки в Закон «Об образовании» существенно ужесточают механизм целевого обучения. Решение подготовить изменения в кабмине приняли ещё два года назад, по итогам совещания с участием премьер-министра Дмитрия Медведева в Чувашии.

Существующую систему целевого обучения председатель Правительства назвал профанацией: бюджет тратит огромные средства на подготовку студентов, государственные структуры, направляющие целевиков, их не востребуют, а больницы и школы не получают молодых специалистов.

Читайте по теме

Действительно условия целевого приёма позволяли абитуриентам со слабыми знаниями обойти более сильных конкурентов. Для этого выпускнику школы достаточно было заключить договор с «направляющей» организацией, после чего он мог поступать в вуз по специальному конкурсу.

Если, к примеру, проходной балл на престижную специальность — 240 баллов, то абитуриент, у которого на один балл меньше, уже не поступит, а вот «целевика» с 130 баллами зачислят. После защиты диплома выпускник вуза был обязан явиться в организацию, которая направила их на обучение, и заключить трудовой контракт.

На деле возвращались лишь единицы, и никаких санкций для тех, кто уклонился от обязательной отработки, предусмотрено не было.

«Новый закон полностью меняет эту систему и делает её доступной, понятной и прозрачной», — подчеркнула глава Комитета Совета Федерации по образованию, науке и культуре Зинаида Драгункина.

Нужные профессии определит Правительство

С вступлением закона в силу определять список профессий для целевого обучения будет Правительство в соответствии с потребностями экономики. Поэтому выучиться за счёт предприятия-спонсора на экономиста и юриста вряд ли получится — таких специалистов в стране переизбыток, в то время как врачей, учителей, инженеров по-прежнему не хватает.

Новый закон полностью меняет эту систему и делает её доступной, понятной и прозрачной.

Выбить целевое направление на факультет международных отношений школьнику из маленького городка тоже не удастся. Ведь главный принцип целевого обучения — обеспечить регионы необходимыми специалистами.

Именно поэтому разработанный Минобрнауки документ расширяет список заказчиков целевого обучения.

Теперь готовить рабочие кадры за свой счёт могут предприятия оборонно-промышленного комплекса и дочерние компании госкорпораций. 

«Расширение спектра заказчиков, которые могут участвовать в целевом наборе, позволит увеличить количество выпускников, работающих по специальности.

Таким образом, национальная экономика получит дополнительные возможности», — считает первый заместитель председателя Комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Владимир Гутенёв. Читайте по теме

Кроме того, участниками договора о целевом обучении станут не две стороны (абитуриент — будущий работодатель), как раньше, а три. Ей станет вуз, в чьи обязанности входит проверка договора, организация конкурса в пределах квоты целевого приёма и создание условий для успешной подготовки молодого специалиста.

За отчисление штраф, за отказ работать по договору — неустойка

Студентам, обучающимся по договору целевого обучения, новый закон даёт возможность учиться за счёт бюджета и вместе с тем получать социальную поддержку от будущего работодателя. Однако при неисполнении условий контракта платить ему также придётся «по двум счетам».

Вот как эта норма будет реализована на практике. По закону, «целевик» обязуется успешно осваивать образовательную программу. Как он с этим справляется, решит сам заказчик, который теперь имеет право запрашивать данные об успеваемости своего подопечного.

Так что прогул лекций и несданная сессия могут рассматриваться как нарушение контракта со всеми вытекающими отсюда последствиями. В случае отчисления из вуза студент должен будет самостоятельно восстановиться в институте и учиться там уже за свои деньги.

В противном случае ему также грозит штраф.

Расширение спектра заказчиков, которые могут участвовать в целевом наборе, позволит увеличить количество выпускников, работающих по специальности.

После окончания обучения выпускник обязан не менее трёх лет отработать в организации заказчика. В случае неисполнения этого пункта он должен в полном объёме возместить расходы, понесённые заказчиком на социальную поддержку студента.

А вот возмещать средства за получение образования придётся третьей стороне — вузу, который вернёт эти деньги в бюджет.

Дело в том, что закон предусматривает повышение ответственности всех сторон при целевом образовании, причём не только друг перед другом, но и перед бюджетом.

Читайте по теме Ответственность, как уточняет член Комитета Госдумы по образованию и науке Алёна Аршинова, в том числе предусмотрена и для работодателей, которые нередко не выполняют своих обязательств перед выпускниками.

С 2019 года заказчик не сможет отказать целевику в трудоустройстве или устроить его на более низкую, чем указано в договоре, должность. «Речь идёт о взыскании неустойки в размере затраченных на обучение студента средств, если работодатель не исполнил обязательства по трудоустройству», — поясняет Аршинова.

Причём неустойку предприятие будет платить в размере, равном трёхкратной величине среднемесячной зарплаты в субъекте, на территории которого должен быть трудоустроен гражданин.

Абитуриентов 2018 года все эти изменения не коснутся. Но уже в следующем году, как предполагают депутаты и сенаторы, целевое обучение перестанет рассматриваться исключительно как способ хорошо пристроить детей с невысокими знаниями, а в вузах наконец появится конкурс «целевиков», что позволит обеспечить страну высококвалифицированными специалистами.

Источник: https://www.pnp.ru/social/studentov-celevikov-obyazhut-ne-menee-tryokh-let-otrabotat-po-dogovoru.html

​Есть ли будущее у целевого обучения?

Как избежать выплаты по договору на целевое обучение?

Такая система подготовки специалистов была введена еще в СССР: стране нужны были кадры в разных областях экономики – инженеры, врачи, учителя, агрономы. Абитуриенты из разных регионов, национальных республик, предприятий зачислялись в вуз вне конкурса в рамках предоставленных заказчику квот и были обязаны отработать по договору в организациях, которые его направили на учебу.

Таким образом, договор о целевом обучении накладывал обязательства на обе стороны: заказчик должен был обеспечить трудоустройство выпускника, а также меры социальной поддержки в процессе обучения, а тот в свою очередь – отработать положенный срок по специальности.

В 1990-е годы традиция целевого приема была продолжена, но очень скоро в этой сфере стали накапливаться серьезные проблемы.

Так, по оценкам экспертов, половина студентов, принятых по соответствующей форме, не заканчивали вуз. Более половины договоров на целевое обучение формально вообще не содержали обязательств трудоустройства, более чем в 40% документов отсутствовали меры социальной поддержки студентов.

По данным департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки, студенты-целевики в 50% случаев не попадали на те предприятия, от которых проходили обучение. Не случайно в прошлом году Минобрнауки инициировал изменения в ст.71.1.

Закона «Об образовании в РФ», которая касалась особенностей приема на целевое обучение по образовательным программам высшего образования.

С 1 января 2019 года эти изменения вступили в силу, а постановлением правительства от 21.03.2019 г. № 302 установлены новые правила целевого обучения.

Например, расширено количество заказчиков целевого обучения, в числе которых не только крупные госпредприятия, но и частные организации, включая индивидуальных предпринимателей.

Вузы будут принимать целевых студентов по отдельному конкурсу в рамках квоты и на перечень специальностей, утвержденных правительством.

Сторонами договора могут быть не только заказчик (будущий работодатель) и студент, но и образовательная организация, в которой он собирается пройти целевое обучение.

Принципиальное отличие нового Положения от ранее действовавшего – усиление ответственности гражданина или заказчика за несоблюдение условий договора.

Если заказчик не трудоустроил гражданина, он выплатит штраф образовательной организации, в которой тот обучался.

Также и гражданин может быть оштрафован, если не отработает положенный по закону трехлетний срок в организации, пославшей его на учебу.

Впрочем, в постановлении правительства прописаны условия расторжения договора, освобождающие от ответственности выпускника, отучившегося по целевой форме (например, уход за больными родственниками), или приостанавливающие действие договора (в случае медицинских противопоказаний, выявленных у гражданина, его временной нетрудоспособности или беременности и родов). В свою очередь освобождается от исполнения обязательств организация-заказчик в случае ее ликвидации или прекращения экономической деятельности. Также договор утрачивает свою силу, если образовательная организация, в которой обучается «целевой студент», лишается лицензии или аккредитации.

Интересно, что на пресс-конференциях, посвященных итогам приемной кампании, представители вузов говорили о том, что квоты на целевое обучение в этом году оказались заполненными только частично. Свободные места были выставлены на общий конкурс в рамках бюджетного приема.

По словам ректора МГУ Виктора Садовничего, университету было выделено в этом году 405 целевых квот для бакалавров, а пришел только 91 человек. «Эти места, конечно, не пропали, их заняли ребята, поступающие на общих основаниях», – отметил Виктор Антонович.

«Мы ждали, честно говоря, около 1000 заявлений на целевое обучение, но их оказалось гораздо меньше – около 200, и зачислили из них 128 человек, средний балл составил 75,57 (при среднем балле на обычные бюджетные места в этом вузе свыше 90 баллов. – О.Д.

)», – сказала ответственный секретарь приемной комиссии, проректор по маркетингу и работе с абитуриентами Финансового университета при правительстве РФ Светлана Брюховецкая на пресс-конференции, состоявшейся 16 августа в ИЦ «Известия».

То же самое подтвердил и проректор по учебно-методической работе РЭУ им. Плеханова Петр Карасев. Причину этого он видит в том, что «сложно соблюсти все юридические тонкости» при приеме на целевое обучение.

Прокомментировать ситуацию с целевым обучением по новым правилам мы попросили главного сотрудника Института образования НИУ ВШЭ Ирину Абанкину.

– Почему, по Вашему мнению, потребовались законодательные изменения в части целевого обучения?

– Проблема с целевым набором назревала уже в течение многих лет. Дело в том, что до этих новых правил целевой прием постепенно превращался во всё более безответственную процедуру, которая позволяла, минуя конкурс, поступить в университеты.

Университеты получали запросы, подписанные губернаторами или даже правительствами регионов, с просьбой зачислить тех или других ребят в рамках целевого приема.

При этом конкурс на целевые места проводил сам регион, направлявший студента, а вуз, доверяя региону, запрашивал за счёт федерального бюджета дополнительные места.

– Почему не работали договоры о целевом приеме?

– Потому что менялись обстоятельства, ребята назад не возвращались, а главное, ни сам регион, ни те или другие фирмы, корпорации и организации социальной сферы, которые его направляли на учебу, не брали на себя обязательства по трудоустройству целевого выпускника.

То есть финансовой ответственности сторон в договоре прописано не было.

В результате главная задача целевого приема – насыщение кадрами региональной экономики или социальной сферы – не выполнялась, и нередко целевой прием превращался в удобный способ отправить тех или других ребят в престижные вузы вне конкурса.

В конце концов решили, что ситуация должна быть принципиально иной. Действительно, теперь, по новым правилам, пусть и отсроченно, но работодатель берёт на себя обязательства трудоустроить таких выпускников.

В первую очередь ответственность падает на государственные корпорации, организации социальной сферы, которые имеют устойчивое бюджетное финансирование. При этом вуз берёт на себя обязательства скорректировать программу обучения целевых студентов в соответствии с требованиями работодателя. И сами целевики должны соответствовать определённым требованиям, они тоже берут на себя обязательства освоить эту программу и потом отработать.

– Почему в этом году квоты на целевое обучение оказались незаполненными?

– Не так просто вычленить ту группу, в которой сойдутся интересы всех сторон – и семей абитуриентов, и университета, имеющего программы для качественной подготовки кадров, и регионов с работодателями, которые через четыре-пять лет гарантированно примут на работу молодого специалиста-целевика.

Для этого у организации должны быть планы стратегического развития как минимум на пять лет и понимание того, какие кадры понадобятся к этому сроку. То есть целевое обучение оказалось схемой с взаимно жёсткими обязательствами – схемой, достаточно сложно реализуемой для того, чтобы превратиться в сколько-нибудь серьёзный массовый поток.

Неудивительно, что места, запланированные для целевого приёма, оказались заполненными только отчасти.

– Не кажется ли Вам, что исключения, прописанные в постановлении правительства, позволяющие выпускнику избежать трудоустройства по месту назначения (например, уход за больными родственниками или собственная болезнь, инвалидность), могут стать своеобразными лазейками для не очень добросовестных людей?

– Конечно, Вы совершенно правы, но исключить эти ситуации тоже нельзя.

Основную угрозу я вижу не в «лазейках», а в заинтересованности каждой из сторон брать на себя довольно жёсткие и долгосрочные обязательства.

Давайте я приведу пример. У нас с 2013 года действует государственная программа финансирования обучения за границей для граждан России, поступивших в ведущие зарубежные университеты. Называется эта программа «Глобальное образование» http://educationglobal.

ru/o_programme/, и она подразумевает, что если российский студент зачисляется в зарубежный университет, он получает стипендию, грант на проживание, а по окончании образования он обязан вернуться на родину и отработать здесь по специальности.

В противном случае он должен в многократном размере вернуть все затраченные на него средства. В связи с серьезными рисками даже небольшое количество выделяемых в рамках этой программы мест оказывались невостребованными, но вовсе не потому, что молодые люди не хотели возвращаться.

Просто в процессе учёбы за границей они начинали работать, встраиваться в рынок труда, накапливать связи, профессиональный опыт, а здесь их никто не ждал с распростёртыми объятиями, и надо было начинать все заново.

Я сама старалась трудоустроить человека, который закончил один из ведущих университетов в мире по программе подготовки психологов, работающих с детьми-инвалидами. Но практически невозможно было это сделать, поскольку у нас таких центров специализированных очень мало, места там все так или иначе заняты.

В школах мы знаем, как идёт сокращение педагогов-психологов. В конце концов выпускнице престижного вуза предложили полставки в учреждении дополнительного образования на очень непривлекательную заработную плату.

Так что не было смысла учиться за границей для того, чтобы получить рабочее место на частичную занятость.

У нас очень стрессовая экономика, мы уже за последние 10 лет испытали много падений, подъёмов и потом снова стагнаций, и уверенности в какой-то пятилетней перспективе недостаточно для того, чтобы считать целевое обучение массовой формой и эффективным решением проблемы.

– Новые правила значительно расширили круг организаций, получающих право направлять студентов на целевое обучение. Это могут теперь делать не только органы государственной власти и крупные госкорпорации, но даже индивидуальные предприниматели (ИП). Как вы оцениваете их возможность участия в таком долгосрочном проекте?

– Нередко кадры нужны так называемым «газелям».

Это очень подвижные предприятия, как правило, среднего бизнеса, которые растут очень высокими темпами: не менее 20% составляет рост объема выпускаемой ими продукции и услуг в течение трёх лет.

«Газели» развиваются, очень гибко реагируя на рынок, меняя направления деятельности, и, конечно, не в состоянии связать себя долгосрочными обязательствами.

ИП тоже рискуют, потому что неизвестно, сохранятся ли они через 4–5 лет.

– Каковы Ваши прогнозы на ближайшее будущее?

– Я думаю, что постепенно ситуация выровняется: к этой системе привыкнут, больше освоят, появится уже какая-то технологичность и по части заключения таких договоров, и по их выполнению.

Немаловажно и то, что сейчас все инвестиции, которые делаются в развитие высокотехнологичных производств в разных регионах нашей страны, в том числе за счёт национальных проектов, позволят предприятиям строить долгосрочные планы, и целевая подготовка кадров для разных сфер экономики станет все более востребованной.

И целевой прием действительно обретет реальный смысл.

Источник: https://vogazeta.ru/articles/2019/8/26/opinion/9087-est_li_buduschee_u_tselevogo_obucheniya

Юр-решение
Добавить комментарий