Имеет ли право УК брать плату за ОДН одновременно по нормативу и по факту?

Минстрой объяснил, как платить за общедомовые нужды

Имеет ли право УК брать плату за ОДН одновременно по нормативу и по факту?

Минстрой разрешил платить за содержание общего имущества в многоквартирном доме меньше нормативов — по показаниям общедомовых счетчиков.

С 1 января за общедомовые нужды платят по региональным нормативам. Некоторые управляющие компании использовали новый закон, чтобы дополнительно обогатиться за счет жильцов. Они начисляли оплату за общедомовые нужды по нормативам, даже если в доме экономили электроэнергию и воду на общие нужды.

Минстрой объяснил, когда можно платить меньше нормативов. Если расход ресурсов по общедомовому счетчику ниже нормы, оплачивать нужно только фактическое потребление.

Стоит проверить свои квитанции и разобраться с управляющей компанией.

Еще Минстрой поручил регионам учитывать технические особенности домов, даже если эти параметры не указаны в общих правилах. Например, в общих правилах нет энергосберегающих мероприятий, но их нужно принимать во внимание.

В многоквартирных домах есть общее имущество: подъезды, двор, лифт, домофон, подвал. Их нужно убирать, освещать и отапливать. Эти расходы пропорционально распределяются между собственниками квартир.

Платить за содержание общего имущества жильцы должны по закону. Эти платежи начисляют по умолчанию, от них нельзя отказаться. В каждом квитке за коммунальные услуги уже есть эта сумма.

УК сами вписывали в квитанции счета за общедомовые нужды — без контроля и по своим схемам. А с поставщиками ресурсов рассчитывались по фактическому потреблению. Это позволяло им извлекать прибыль за счет жильцов дома. Например, сдавать лифтерную под салон красоты, а расход воды распределить между жильцами.

Или теща директора управляющей компании живет в вашем доме и не платит за свет. Ее расходы включают в квитанции других жильцов. Никто не сможет проверить начисления, поэтому все платят за соседку под видом общедомовых нужд.

Присмотрись 

Источник: https://journal.tinkoff.ru/news/odn-minstroy/

Правила предоставления коммунальных услуг | республиканская служба государственного строительного и жилищного надзора республики бурятия

Имеет ли право УК брать плату за ОДН одновременно по нормативу и по факту?

1. ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗМЕРА ПЛАТЫ ЗА КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ, ПОТРЕБЛЕННЫЕ В ЖИЛОМ И В НЕЖИЛОМ ПОМЕЩЕНИИ

1.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАЗМЕРА ПЛАТЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ НОРМАТИВОВ ПОТРЕБЛЕНИЯ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ

1. Вопрос

Учитывая, что количество потребителей будет определяться исходя из фактически постоянно и временно проживающих граждан в жилом помещении, может ли исполнитель осуществлять расчет исходя из имеющихся у него данных о количестве зарегистрированных, либо только руководствоваться информацией, предоставленной самим потребителем? А если такая информация не будет предоставлена или не совпадет с количеством зарегистрированных (будет меньше), какие действия исполнителя будут правомерными?

Ответ

Исполнитель определяет размер платы за коммунальные услуги исходя из количества зарегистрированных граждан и обязан сделать перерасчет лишь при предоставлении потребителем документов, подтверждающих его временное отсутствие в жилом помещении.

Что касается временно проживающих и не зарегистрированных в жилом помещении граждан, то информация о них предоставляется самим потребителем исполнителю.

2. Вопрос

В квартире или в жилом доме нет индивидуального прибора учета воды. Фактическое количество проживающих без регистрации превышает количество прописанных. Кто уполномочен зафиксировать фактическое количество проживающих для начисления по нормативам?

Ответ

По данному вопросу нормы в Правилах № 354 отсутствуют.

Как показывает практика, Управляющие организации в одностороннем порядке либо с привлечением граждан, проживающих в этом МКД, составляют акты о проживании в жилом помещении граждан, на основании которых начинают начислять плату за коммунальные услуги из расчета установленного количества проживающих.

Однако в случае обращения собственника такого жилого помещения в суд с заявлением о неправомерности начислений, суды не во всех случаях оценивают акты о проживании, составленные управляющей организацией, как достаточное доказательство факта проживания граждан.

По нашему мнению, при составлении подобных актов УО целесообразно привлекать участкового уполномоченного полиции, так как именно это должностное лицо полномочно по КоАП РФ составлять протоколы об административных правонарушениях за проживание по месту пребывания без регистрации.

На основании проверки, проведенной участковым, появляется возможность установить персональные данные проживающих граждан и впоследствии привлечь их к участию в судебном процессе в качестве свидетелей или 3-х лиц.

Кроме этого соответствующие материалы проверки могут быть приобщены к делу в качестве доказательств.

3. Вопрос

Собственники в квартире не прописаны, в квартире фактически проживают квартиранты. Как производить расчет платы за холодное водоснабжение при отсутствии ИПУ и ОПУ?  

Ответ

В указанном случае возможно применить норму ч.11 ст.

155 ЖК РФ о том, что неиспользование собственником помещения (ввиду отсутствия его прописки) не освобождает такого собственника от внесения платы за коммунальные услуги и начислять плату по нормативам потребления на количество собственников, руководствуясь при этом и нормой ч.2 ст.

153 ЖК РФ о возникновении у собственника обязанности по внесению платы за коммунальные услуги с момента возникновения права собственности на помещение.

Или  возможно установить договором управления порядок актирования фактов проживания потребителей в жилых помещениях с последующим предъявлением такого акта и счетов на оплату собственнику соответствующего помещения. Однако несогласие собственника вносить плату за коммунальные услуги исходя из количества проживающих у него квартирантов, не заявленных им в качестве проживающих, не позволит управляющей организации получить соответствующую плату.  

4. Вопрос

Если в квартире не зарегистрирован собственник производятся ли на него начисления?

Ответ

В соответствии с ч.2 ст.153 ЖК РФ собственник обязан вносить плату за коммунальные услуги с момента приобретения права собственности.  В соответствии с ч.11 ст.155 ЖК РФ неиспользование помещения не является основанием для невнесения платы за коммунальные услуги.

При временном отсутствии потребителей – размер платы, определенный исходя из норматива потребления, пересчитывается за период временного отсутствия. Считаем, что при использовании ч.11 ст.

155 ЖК РФ можно начислять плату собственнику помещения при отсутствии заявления о временном отсутствии потребителей в  соответствующем помещении.

5. Вопрос

Если квартира в собственности не одного собственника, а по 1/2, 1/3 и т.д. то начисления по нормативам производятся по каждому собственнику квартиры?

Ответ

Да, плата за коммунальные услуги определяется соответственно количеству собственников (считающихся проживающими до представления заявления о временном отсутствии – в соответствии с ч.11 ст.155 ЖК РФ), вне зависимости от доли каждого собственника в общей долевой собственности на жилое помещение.

6. Вопрос

Собственник уведомляет о своем отсутствии в течение пяти лет. Мы ему не начисляем услуги, а у него в квартире в течение всех пяти лет проживают трое других людей (например, сдает квартиру в аренду без уведомления). Как быть в такой ситуации с начислениями?

Ответ

В этой ситуации необходимо выявлять и фиксировать факты проживания граждан в жилом помещении и производить начисления исходя из количества проживающих граждан и установленного периода их проживания.

Рекомендуем факты проживания граждан фиксировать с участием участкового уполномоченного полицейского, так как именно это должностное лицо в соответствии с КоАП РФ полномочно рассматривать дела о проживании граждан без регистрации.

7. Вопрос

Как производить начисления по коммунальным услугам, если в квартире проживают незарегистрированные граждане и собственник помещения не ставит их на регистрационный учет?

Ответ

Расчет размера платы осуществляется исходя из количества зарегистрированных граждан до установления и фиксации факта проживания других граждан в порядке проверки исполнения требований административного законодательства о регистрационном учете граждан, либо управляющей организацией самостоятельно с привлечением иных лиц.

8. Вопрос

Как принудить собственника направить заявление в УО о наличии проживания в его квартире незарегистрированных жильцов. Какие санкции к ним можно применить? Может ли их обязать суд?

Ответ

Суд обязать собственника направить такое заявление не может.

Санкцией, которой можно воздействовать на собственника, является возмещение убытков.

Способом защиты права управляющей организации в данном случае является требование о возмещении убытков, причиненных бездействием собственника, не сообщившего о проживающих. Факт бездействия обязана доказывать управляющая организация.

9. Вопрос

Источник: http://rsgji.ru/pravila-predostavleniya-kommunalnyih-uslug/

Как не разориться на ОДН? Общедомовые нужды снова станут предметом судебных тяжб | Бизнес-класс Архангельск

Имеет ли право УК брать плату за ОДН одновременно по нормативу и по факту?

Платежи за коммунальные ресурсы на содержание общего имущества многоквартирных домов в Архангельске в январе-феврале неожиданно выросли в несколько раз.

Особенно резко подскочила плата за электроэнергию.

Всему виной недоработка законодателей, которые с 1 января 2017 года фактически разрешили применять при расчетах за общедомовое потребление не показания счетчиков, а нормативы.

Новый порядок начисления платы за общедомовые нужды (ОДН) предусматривает следующее: она должна быть «не выше норматива», умноженного на площадь помещений общего пользования.

Данной новацией предполагалось ограничить платежи населения за ОДН, приравняв их к общему нормативу, ведь во многих домах плата по факту слишком высока и такая ситуация не стимулирует управляющие компании снижать потери. Логика понятна, но на деле оказалось все совсем не так.

Некоторые управляющие компании и ТСЖ воспользовались возможностью получить дополнительный доход благодаря двусмысленной формулировке в законе. Мол, раз «не выше норматива» – значит, можно и норматив.

В результате по всей стране граждане стали заваливать письмами надзорные органы и жаловаться на возросшую плату за ОДН. Люди негодовали: зачем мы устанавливали общедомовые приборы учета, если считать снова стали по нормам?

Смотря как считать

Свет, вода, канализация – если в доме есть прибор учета, счета выставляются согласно реальному потреблению, если нет – по региональному нормативу: такая вроде бы понятная трактовка реформы порядка сбора платежей появилась в письме Минстроя.

К слову, только 14 февраля, когда волна недовольства дошла до стен Кремля. Но и эту трактовку многие управдомы продолжают игнорировать, ссылаясь на то, что разъяснения министерства к нормативно-правовым актам не относятся.

Налицо коллизия нормотворчества: законодатель явно не продумал точную формулировку.

«При поступлении жалоб от собственников на неправомерность начислений мы будем смотреть журналы учета показаний общедомовых приборов учета», – предупредила еще в конце января на совещании с управляющими компаниями начальник отдела контроля соблюдения порядка расчета и взимания платежей Госжилинспекции Архангельской области Светлана ПАШКОВА. – Случаи завышения платы следует расценивать как обман потребителя».

По ее словам, на первом этапе реформы плата за общедомовое потребление может быть разной – то есть, вноситься в счета по факту каждый месяц, а вот уже с 1 июня должен применяться только норматив, который установит орган исполнительной власти субъекта.

С нового года в ГЖИ поступило не так много жалоб по расчетам за ОДН: если в некоторых регионах рассмотрено по 50-70 обращений граждан, то в Архангельской области их едва наберется десятка два. Одна из главных причин – задержка расчетов: данные за январь многие собственники получили только в начале марта.

Все это объясняется неразберихой с новыми правилами, которые неожиданно появились за несколько дней до конца года.

«Конечно, от изменений пострадали энергоэффективные дома, где расчет ресурсов по факту оказался ниже, чем норматив. Но сегодня нет никаких сомнений в том, что в таких случаях любая управляющая компания, ТСЖ или кооператив вправе взять за основу именно показания счетчиков.

Главное, чтобы это было согласовано с советом дома, а общих собраний собственников проводить не требуется, так как инициатива не ухудшает положения граждан. Вы можете хоть каждый месяц изменять плату, выставляя счета по фактическому объему.

Этот вопрос уже закрыт», – заявила на II региональном форуме управляющих компаний в Архангельске 17 марта генеральный директор Аудиторского консультационного центра «Жилкомаудит», к.э.н. Ирина МАЛИКОВА.

Другое дело, если расчеты по фактическим показаниям счетчиков в норматив не укладываются, и тогда управляющая компания несет убытки. Тут выход один: созывать общее собрание собственников и предлагать им оплачивать разницу из своего кармана. И такие случаи тоже не единичны, учитывая, к примеру, резкое снижение нормативов на электричество.

Меньше в разы

Итак, с 1 июня 2017 года коммунальные ресурсы, используемые на общедомовые нужды, будут рассчитываться только по нормативам. Их регионы утвердят самостоятельно исходя из конструктивных особенностей домов. Этих новых цифр управляющие компании ждут настороженно, так как с большей долей вероятности они будут приняты не в их пользу…

Как, в частности, уже произошло с нормативами на электричество на ОДН в Архангельской области. До 1 января 2017 года плата рассчитывалась исходя из норматива 4 кВт*ч на кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества (для домов с централизованным отоплением и горячим водоснабжением), и 7 кВт*ч (для общежитий коридорного типа).

Данные показатели закреплялись постановлением министерства энергетики и связи Архангельской области от 17 августа 2012 года №9-пн еще за подписью нынешнего главы МО «Город Архангельск» Игоря ГОДЗИША. Однако эти тарифы были отменены Верховным судом РФ по иску управляющей компании из Архангельска «Профмастер».

Сейчас действуют новые: для многоквартирных домов без лифтов 0,73 кВт*ч на кв. м в месяц, а для домов с лифтами – 2,2 кВт*ч.
Этими цифрами должна руководствоваться любая УК при расчете платежей за ОДН.

Более того, за несколько лет применения тарифов, оспоренных в суде, должен быть сделан перерасчет, а излишне уплаченные потребителем деньги возвращены или зачтены в последующие периоды оплаты.

Эта правовая норма закреплена тоже сравнительно недавно: соответствующие разъяснения даны 27 декабря 2016 года в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ №63. Таким образом, перерасчет платежей должна провести Архангельская сбытовая компания.

«Норматив на электричество снизился, но при этом значительно увеличилась площадь помещений, к которым он применяется – это места общего пользования, включая чердаки и подвалы», – объясняет заместитель директора ГБУ Архангельской области «Региональный центр по энергосбережению» Валерий ХВОСТОВ.

Это значит, что плата за ОДН для домов в Архангельской области либо должна остаться прежней, либо незначительно измениться. Проблема в другом: где взять реальные расчетные площади чердаков и подвалов?

С линейкой по подъезду

Представители УК заявили, что в технических паспортах данные о площадях в домах отсутствуют, особенно если говорить про чердаки и подвалы. Информацию о так называемой уборочной площади применять тоже нельзя, так как кадастровые инженеры включают в нее не только площадь горизонтального сечения лестничных клеток, но и вертикальные промежутки между ступеньками.

Заместитель министра ТЭК и ЖКХ Тамара ЛЕМЕШЕВА предложила заказывать акты замеров в подразделениях АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», которые можно оформлять в виде приложений к техпаспортам. По ее словам, данный вариант наиболее приемлем и для органов жилищного надзора, которые будут проверять основания расчетов за ОДН. Эта позиция поддержана Госжилинспекцией.

«У нас есть очень нехорошие примеры по некоторым регионам, когда органы госжилнадзора заняли следующую позицию: если УК или ТСЖ не располагают подтверждающими документами о площади помещений общего имущества, они не имеют право начислять плату за содержание по новому порядку. Поэтому в интересах управляющих организаций обеспечить актуальные расчеты по всем домам», – считает генеральный директор АКЦ «Жилкомаудит» Ирина МАЛИКОВА.

К тому же, данная информация должна размещаться в ГИС ЖКХ с 1 июля, а с 1 января 2018 года компании рискуют заплатить большие штрафы за невыполнение этой нормы.

Нормативы нужно пересдать

До 1 июня Правительство Архангельской области должно утвердить новые нормативы на ОДН. При этом законодательство дает органам исполнительной власти достаточную свободу, чтобы учесть все нюансы проблемных норм.

Так, если для определения площадей помещений общего имущества для расчета ОДН по водоснабжению и сточным водам Правила установления и определения нормативов №306 содержат четкий перечень помещений, то при расчете норматива на электроэнергию субъект РФ вправе самостоятельно сделать выборку (п.2. ч.1. ст.36 ЖК РФ).

В министерстве ТЭК и ЖКХ уже заявили, что вновь будет применяться аналоговый метод, а не расчетный. Только снова все упирается в площади: информацию нужно актуализировать, а времени остается совсем мало – всего каких-то два месяца.

«Уже есть субъекты РФ, которые установили одинаковые площади для расчета и по воде, и по электроэнергии. Граждане стали задавать вопросы.

Например, « а у нас не освещается подвал, мы должны его учитывать?» Не важно: жилищное законодательство не предусматривает какую-то зависимость – освещается подвал или нет – есть площадь общего имущества, она и берется в расчет», – пояснила Ирина Маликова.

В ряде регионов органы исполнительной власти запретили включать в плату за содержание жилого помещения расходы на холодную и горячую воду, если в подъездах нет водоразборных устройств – то есть вода на общедомовые нужды не используется. Аналогичные трактовки можно встретить относительно канализации. Правовую норму собственники понимают буквально: если нет в доме общего туалета, значит и за отведение сточных вод платить не нужно.

«Такие решения не соответствуют новым нормам жилищного законодательства, вступившим в силу с 1 января 2017 года.

Так, Минстрой России не ставит обязанность потребителей производить оплату коммунальных ресурсов, используемых при содержании общего имущества, исключительно в зависимость от наличия ресурсопотребляющего оборудования, включенного в состав этого имущества, – отмечает Ирина Маликова.

– Правила № 354 не содержат описание случаев, когда снабжение холодной водой, горячей водой, электрической энергией осуществляется непосредственно в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, или отведение сточных вод производится из таких помещений».

По ее словам, региональные нормативы могут быть не только уменьшены, но и увеличены в зависимости от дифференциации.

Кроме того, субъекты РФ должны учесть платежи энергоэффективных домов – те случаи, когда размер платы за ОДН был существенно ниже существующих нормативов.

Иначе в судах придется снова объяснять, откуда что появилось, ведь случаи признания нормативов на ОДН незаконными для Архангельской области не единичны.

Что-то нужно менять

В Государственной Думе пытаются урегулировать проблемные вопросы с платой за ОДН.

Законопроект о порядке оплаты расходов на общедомовые нужды внесли депутаты комитета по ЖКХ во главе с Галиной ХОВАНСКОЙ («Справедливая Россия») и Александром СИДЯКИНЫМ («Единая Россия»), документ уже прошел первое чтение.

В частности, предлагается плату за ОДН определять согласно нормативам, но если на общем собрании собственниками принято иное решение – можно платить по факту.

Авторы законопроекта обратили внимание на то, что отсутствие законодательной возможности оплачивать расходы на общедомовые нужды в объеме фактически потребленных коммунальных ресурсов «деструктирует положения о повышении энергоэффективности, все проведенные ранее мероприятия по энергосбережению в домах и не стимулирует жителей к их проведению».

Источник: https://bclass.ru/region/zhkkh/kak-ne-razoritsya-na-odn-obshchedomovye-nuzhdy-snova-stanut-predmetom-sudebnykh-tyazhb/

Платежи за общедомовые нужды разорят управляющие компании Зауралья

Имеет ли право УК брать плату за ОДН одновременно по нормативу и по факту?

В Курганской области управляющие компании заявили о грядущем массовом банкротстве из-за того, что им приходится из своего кармана оплачивать сверхнормативное потребление электричества и воды в местах общего пользования многоэтажек.

Напомним, в апреле этого года вступили в силу поправки в Жилищный кодекс, которые позволяют собственникам жилья в многоквартирных домах (МКД) заключать прямые договоры с поставщиками ресурсов, минуя управляющие компании (УК).

Курганская область в этом плане оказалась впереди планеты всей: здесь еще с 2010 года потребители напрямую заключают договоры с ресурсоснабжающими организациями и рассчитываются с ними через Единый расчетный кассовый центр, поэтому плата за общедомовые нужды (ОДН) никак не затрагивала интересы УК.

Как соблюсти баланс в тарифах ЖКХ при росте НДС

Все изменилось с января прошлого года, когда в федеральное законодательство были внесены очередные поправки, благодаря которым ОДН превратились из коммунальной услуги в жилищную.

Разница принципиальная: за коммунальные услуги (электроэнергию, воду, тепло, газ) мы платим ресурсоснабжающим организациям, а жилищные оказывает УК по договору управления многоквартирным домом.

Плата за ОДН теперь включена в строку “содержание жилого помещения” и рассчитывается по нормативам, установленным в регионах. Это расходы на подъезды, двор, лифт, домофон, подвал: их нужно мыть, убирать, освещать и отапливать.

Сюда же входят потери коммунальных ресурсов при авариях, вода, которую используют при промывке и опрессовке инженерных систем и на полив газонов и клумб, а также обслуживание детских площадок, уличное освещение.

Все эти траты пропорционально распределяются между собственниками квартир, они платят за ОДН управляющей компании, а она уже рассчитывается с поставщиками. Жители рассчитываются по нормативу, а если расходы на ОДН оказываются больше, то разницу должны оплачивать УК.

По замыслу разработчиков закона, такая мера призвана стимулировать коммунальщиков заниматься энергосбережением, следить, чтобы жители вовремя передавали показания счетчиков, не было порывов и утечек в инженерных сетях, хищений и незаконных подключений.

Но эти благие намерения обернулись настоящей головной болью для управляшек Курганской области и поставили их на грань выживания, поскольку ресурсные компании выставляют УК счета по фактическому потреблению, а оно порой в несколько раз превышает норматив.

Потери включили в счет

Самый крупный счет, который получил директор шадринской управляющей компании Юрий Соловьев за ОДН – 110 070 рублей 51 копейка.

Такую сумму генерирующая компания выставила УК за месяц – за 743 кубометра горячей воды, израсходованной на общедомовые нужды в пятиэтажном доме на 74 квартиры, где живут всего 118 человек.

Раньше, когда поставщиком коммунальных ресурсов была сама УК, дом тратил не более 15 кубов – в деньгах выходило 2096 рублей, в норматив укладывались. Откуда теперь набежало в 50 раз больше, если в доме не было протечек, аварий, в подвале сухо?

В России упросят оплату услуг ЖКХ

Представители УК попытались разобраться. Причина крылась в законе физики. В домах установлены счетчики и на подающем, и на обратном трубопроводах. Как известно, чем вода горячее, тем больше ее объем. Таким образом, на выходе без всяких утечек потери оказались существенными.

Но это только техническая сторона проблемы, не самая серьезная. А главная беда в том, что УК, по сути, приходится платить за нерадивых собственников квартир, которые вовремя не передают показания индивидуальных приборов и не рассчитываются за потребленные ресурсы. Наказать таких неплательщиков УК не может.

Да что там, не в состоянии даже выяснить, сколько в доме таких жильцов, потому что доступа к их счетчикам у управляшки нет: право контролировать показания раз в полгода имеют лишь ресурсоснабжающие организации. По их данным, показания счетчиков передает лишь треть жителей.

Кстати, во многих других регионах показания индивидуальных счетчиков снимают специалисты УК как исполнители коммунальных услуг, и там подобных проблем нет.

– Суть ОДН ушла как таковая, – сокрушается Юрий Соловьев.

– Если раньше это были действительно траты на обслуживание мест общего пользования, то сейчас – разница между показателями общедомовых и поквартирных приборов учета.

Сколько ресурсов конкретно идет на обслуживание мест общего пользования, не знает никто. Справедливо тогда было бы в законе поменять название с ОДН на “возмещение затрат в пользу ресурсоснабжающих организаций”.

Ресурсные компании выставляют УК счета по фактическому потреблению, а оно порой в несколько раз превышает норматив

Кстати, жители многоэтажек могут на общем собрании принять решение и взять все расходы на ОДН на себя, но такое случается крайне редко – проще все свалить на УК. По мнению Соловьева, там, где установлены общедомовые приборы учета, нужно вообще отменить нормативы. Это будет мотивировать собственников вовремя передавать показания, а главное – повысит их ответственность по отношению к соседям.

Не платить за соседа

Оплата сверхнормативного потребления коммунальных ресурсов на ОДН волнует не только шадринцев. Недавно в Кургане прошла встреча городских властей с руководителями управкомпаний, ресурсоснабжающих организаций, старшими домов, общественниками.

Директора УК приводили поистине астрономические цифры, например, в прошлом году одной компании за горячую воду ресурсники предъявили к оплате на 262 тысячи рублей больше, чем начислено собственникам жилья. За холодную воду начислено 150 тысяч рублей, а поставщик потребовал 347 тысяч.

По данным директора другой управляшки, за месяц в дом поступило 600 кубометров холодной воды, из них жители израсходовали 80 – остальное якобы пошло на ОДН. И таких примеров много.

Где УК взять деньги на оплату сверхнормативного потребления? Источник один – статья расходов на содержание и текущий ремонт дома. Иными словами, у тех же собственников квартир. Но и этих средств порой не хватает.

Ситуация накаляется: УК отказываются платить, поставщики ресурсов подают на них в суд. К ним претензии тоже не предъявишь: они работают строго по закону. А пока идут разбирательства, долги обрастают пенями и штрафами.

Если дело так пойдет и дальше, сетуют коммунальщики, их ждет банкротство.

По мнению коммунальщиков, там, где установлены общедомовые приборы учета, нужно отменить нормативы. Это мотивирует жильцов вовремя передавать показания и повысит их ответственность по отношению к соседям

Городские власти перспектива оставить дома без обслуживания, конечно, не устраивает.

– Граждане и управкомпании должны передавать показания приборов учета ежемесячно. Пока этого не будет, ситуация не изменится, – заявила представитель энергосбытовой компании Анжела Быкова.

По данным мэрии, в Кургане 1866 многоквартирных домов, в 70 процентах из них созданы советы, выбраны председатели, старшие по подъездам. По мнению чиновников, именно на этот актив нужно опираться поставщикам ресурсов и УК, чтобы вместе навести порядок с передачей показаний счетчиков.

К слову, в маленьких домах, где почти все друг друга знают, проблем с выявлением недобросовестных плательщиков почти не возникает.

А вот в многоэтажках на сотни квартир все сложнее: во-первых, многие просто не пускают к себе проверяющих, во-вторых, и самим активистам не слишком хочется наживать себе врагов.

По мнению члена жилищно-бытовой комиссии городского совета ветеранов Владимира Семенова, в каждом доме есть такие, кто не платит годами, поэтому проблему нужно решать на законодательном уровне, а не вынуждать УК и добросовестных жителей платить за своих соседей.

Источник: https://rg.ru/2018/07/18/reg-urfo/platezhi-za-obshchedomovye-nuzhdy-razoriat-upravliaiushchie-kompanii-zauralia.html

Вс рф: управляющая компания обязана оплачивать ресурсы для общедомовых нужд, даже если у нее нет договора с рсо, а все собственники помещений платят напрямую

Имеет ли право УК брать плату за ОДН одновременно по нормативу и по факту?

Новости и аналитика Новости Вс рф: управляющая компания обязана оплачивать ресурсы для общедомовых нужд, даже если у нее нет договора с рсо, а все собственники помещений платят напрямую

Если УК управляет многоквартирным домом, то даже в отсутствие договорных отношений она должна оплатить РСО стоимость коммунальных услуг, израсходованных на общедомовые нужды. Собственники помещений – даже при наличии договоров с РСО – оплачивать “общедомовые” коммунальные услуги не должны. Однако УК включает названные расходы в состав платы за содержание жилого помещения.

К такому выводу пришел Верховный Суд Российской Федерации, рассматривая спор между водоканалом и УК по поводу взыскания с последней задолженности за услуги холодного водоснабжения на содержание общего имущества в многоквартирных домах (Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 16 июля 2018 г. N 308-ЭС18-3279).

УК категорически отказывалась платить, опираясь на следующие умозаключения:

  • лицом, обязанным производить РСО оплату поставленных коммунальных ресурсов является, по смыслу Жилищного кодекса и Гражданского кодекса, исполнитель коммунальных услуг. Он же вправе требовать оплаты предоставленных коммунальных услуг от потребителей;
  • по общему правилу УК приобретает статус исполнителя коммунальных услуг не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному ей с РСО. До указанного момента исполнителем коммунальных услуг является ТСЖ (если договор управления с УК был заключен органами управления ТСЖ и именно оно ранее выполняло функции исполнителя) или сама РСО;
  • договорные отношения между водоканалом и УК отсутствуют;
  • при этом если УК фактически управляет общим имуществом МКД, собственники помещений вносят ей плату за коммунальные услуги, а РСО выставляет счета за поставку соответствующего ресурса, то отношения между УК и РСО можно квалифицировать как фактически сложившиеся договорные отношения по снабжению ресурсом по присоединенной сети, а за самой УК признать статус исполнителя коммунальных услуг;
  • однако в рассматриваемом случае – в отсутствие договора водоснабжения между РСО и УК – водоканал выставлял платежные документы именно потребителям (собственникам и нанимателям помещений), а не УК, и оплачивали эти счета тоже потребители непосредственно и напрямую, минуя счета УК;
  • следовательно УК не является исполнителем коммунальной услуги, а значит, и оплачивать “общедомовую” холодную воду не обязана.

Арбитражные суды двух инстанций полностью поддержали УК и отказали водоканалу.

Однако ВС РФ не мог согласиться с указанными выводами. Он обратил внимание на следующее:

  • бремя расходов на содержание общего имущества в МКД несут собственники помещений в многоквартирном доме;
  • при этом расходы на оплату коммунальных ресурсов, в том числе холодной воды, потребляемых при содержании общего имущества в МКД, включены в состав платы за содержание жилого помещения;
  • плата именно за коммунальные услуги может вноситься потребителями услуг либо УК, либо напрямую ресурсоснабжающей организации;
  • однако плата за коммунальные ресурсы, потребленные при содержании общего имущества в МКД, – поскольку она включена в состав платы за содержание жилого помещения, а не платы за коммунальные услуги, – с 1 января 2017 года при управлении МКД УК подлежит возмещению потребителями услуг исключительно данной УК, но не РСО;
  • следовательно, независимо от решения собственников МКД, РСО не вправе предъявлять им и взимать плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества МКД, а потребители не могут быть обязаны оплачивать непосредственно РСО покупку коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании общего имущества МКД и необходимых, в том числе для надлежащего оказания услуг по содержанию общего имущества МКД;
  • сам по себе факт отсутствия договорных отношений между водоканалом и УК в рассматриваемом случае не изменяет статуса УК по отношению к собственникам помещений в МКД как исполнителя коммунальных услуг и лица, осуществляющего содержание общего имущества МКД, ведь УК обязана содержать общедомовое имущество МКД, предоставлять собственникам помещений весь комплекс коммунальных услуг по общему имуществу МКД и принимать от жителей МКД плату за содержание жилого помещения.

Значит, указал ВС РФ, УК даже в случае прямых заключенных договоров между собственниками помещений МКД и РСО обязана в целях содержания общего имущества МКД заключить с РСО договор, которым определить виды и объем коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества МКД и подлежащего оплате именно управляющей организацией, а не потребителями. А названные расходы УК, в свою очередь, включает в состав платы за содержание жилого помещения.

Противоположная позиция, ошибочно поддержанная судами, сводится, по существу, к полному освобождению УК от оплаты стоимости ресурса, отпущенного на общедомовые нужды, что противоречит требованиям п. 4 ст. 1, ст.ст. 10, 544 ГК РФ.

Итог: предыдущие судебные акты отменены, а дело передано на новое рассмотрение в суд первой инстанции, который должен будет, в том числе, рассмотреть вопрос о злоупотреблении управляющей компанией своим правом вследствие уклонения от заключения договора на поставку коммунального ресурса на общедомовые нужды.

Документы по теме:

  • Жилищный кодекс Российской Федерации
  • Гражданский кодекс Российской Федерации

Источник: http://www.garant.ru/news/1209544/

Юр-решение
Добавить комментарий