Имеет ли право гражданин предъявить требование о прямом возмещении убытка в свою страховую компанию?

Администрация Староюрьевского района

Имеет ли право гражданин предъявить требование о прямом возмещении убытка в свою страховую компанию?

Финансовая грамотность

Виртуальное ОСАГО

 Электронная система обязательной страховки ОСАГО, запущенная в рамках пилотного проекта два года назад, с 1 января 2017-го стала обязательной опцией для всех страховых компаний, которые имеют лицензию на оформление ОСАГО.

 Электронное ОСАГО (е-ОСАГО)  для большинства автовладельцев является новым сервисом. Однако ничего сложного в общении со страховщиком по интернету нет.

Для оформления такого полиса необходимо получить от страховой компании идентификаторы в виде логина и пароля, которые позволят осуществить персонализированный вход в информационную систему страховой компании через ее официальный сайт, и подать заявку на приобретение электронного полиса ОСАГО.

Идентификаторы (логин и пароль) должны быть переданы вам по электронной почте, смс-сообщением либо при личном обращении в офис страховой компании.

 «После авторизации на официальном сайте выбранной страховой компании следует заполнить заявление в электронной форме.

Страховая компания обязана предоставить возможность оплаты полиса е-ОСАГО банковской картой на своем официальном сайте, дополнительно вам могут быть предложены иные способы оплаты» –   отмечает управляющий Отделения по Тамбовской области ГУ Банка России по Центральному федеральному округу Михаил Носенков.

  Полис е-ОСАГО направляется покупателю не позднее рабочего дня, следующего за днем зачисления денежных средств на расчетный счет страховой компании. Оформленный полис будет отправлен на адрес электронной почты, указанный при регистрации, или будет доступен в «личном кабинете» на сайте страховой компании.

Вам необходимо распечатать на бумаге полис ОСАГО, полученный в электронном виде, и в случае необходимости предъявлять его сотрудникам полиции.

При необходимости изменения ранее указанных сведений необходимо направить в страховую компанию соответствующее заявление в электронной форме.

Переоформленный полис ОСАГО в виде электронного документа направляется клиенту в срок не позднее двух рабочих дней с момента подачи заявления или уплаты страхователем дополнительной страховой премии,  если это  предусмотрено.

Если у вас возникли вопросы с заключением договора е-ОСАГО в электронном виде, можно направить обращение в Службу по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров через интернет-приемную на сайте www.cbr.ru. К обращению рекомендуется приложить скриншот экрана мобильного устройства или персонального компьютера с фиксацией даты и времени обращения к сайту страховой компании.

Обращения автовладельцев в Банк России,  которые  поступили в январе – сразу  после запуска системы обязательного е-ОСАГО, показывают:  существенная часть жалоб касается вопросов коммуникации со страховой компанией, сложностей с созданием личного кабинета на сайте страховщика, заполнением заявления на страхование в электронном виде, несоответствием данных, указанных в заявлении, с базой АИС РСА. Другой блок проблем, с которыми обращаются автовладельцы – технические сбои или проведение технологических работ на сайте страховщика.  Потребители также жалуются на невозможность купить полис на сайте выбранной потребителем страховой компании, поскольку идет перенаправление на сайт другого страховщика. Необходимо отметить, что в ряде регионов РФ с лета прошлого года действует система Единого агента РСА (Российского союза автостраховщиков) и выбор страховой компании может осуществляться по установленной РСА процедуре – номеру ПТС автомобиля. При этом важно, что полис любой компании из числа членов РСА является гарантией получения страховой защиты.

Как при покупке электронного полиса ОСАГО не стать жертвой мошенников?

Приобретение е-ОСАГО набирает популярность у водителей – этим стали пользоваться мошенники для обогащения за чужой счет. И хотя электронное ОСАГО все страховые компании, имеющие такую лицензию, оформляют в обязательном порядке только с начала 2017 года, к концу января уже были обнаружены около десятка фальшивых сайтов.

Причем, подделками оказались якобы интернет-ресурсы нескольких крупных страховщиков и даже Российского союза автостраховщиков. Вероятно, в последнем случае мошенники хотели, чтобы клиенты пользовались фальшивыми ссылками на сайты страховых компаний, думая, что это публикуемые сайте РСА официальные адреса продажи электронных полисов ОСАГО.

Однако мошенники не успели воспользоваться этой разработкой.

Надо сказать, что фальшивый сайт обычно имеет очень схожий дизайн с оригиналом, может предоставлять возможность оформить полис онлайн и оплатить его на сайте. Важное отличие поддельного сайта страховщика от настоящего – название страницы.

Мошенники дают фальшивке имя, схожее с названием подлинного сайта. Обычный пользователь может и не заметить непривычного написания сайта, разницы в одну – две буквы, и окажется на поддельной странице.

Ссылки на фальшивые сайты можно встретить в поисковых системах, в соцсетях, в электронных письмах.

К сожалению, после подобной «покупки» автовладелец не получает подлинного полиса ОСАГО.

Мошенники могут выслать своему «клиенту» на электронную почту переделанный файл настоящего бланка е-ОСАГО с печатями и поддельными подписями.

Подобные «полисы» недействительны: их нет в базах данных страховых компаний и Российского союза страховщиков, а при проверке ГИБДД наличие поддельного документа будет приравнено к отсутствию полиса.

Кстати, нужно иметь в виду, что мошенники помимо денег за фальшивый полис получают от неосторожного клиента и различные персональные данные (информацию о его банковской карте, пароль от электронной почты и т. д.) и могут использовать это в своих целях.

Чтобы избежать обмана, следует оформлять е-ОСАГО только на официальном сайте страховой компании, продающей электронные полисы. Чтобы узнать правильный адрес сайта страховщика, нужно использовать список на сайте РСА (www.autoins.ru) в разделе «Электронный полис ОСАГО».

Рекомендуется внимательно проверять соответствие адреса сайта официальному сайту страховой компании, а также изменение этого адреса при переходе на новые страницы сайта.

Одним из признаков сайта-клона может считаться предложение оплатить полис ОСАГО через сервис электронных кошельков.

Также не следует пользоваться услугами сайтов – «посредников», которые продают полисы разных компаний, поскольку посредничество в е-ОСАГО запрещено законом.

Если вы все-таки стали жертвой обмана, следует обратиться в правоохранительные органы.

Страховщики под контролем

 Электронная система обязательной страховки ОСАГО, запущенная в рамках пилотного проекта в 2015г., с 1 января 2017г.

стала обязательной опцией для всех страховых компаний, имеющих лицензию на оформление е-ОСАГО.

По данным Российского союза автостраховщиков, уже 54 компании начали их продажи, а количество оформленных за январь электронных полисов автогражданки  превысило  190 тыс. экземпляров.

Банк России внимательно контролирует, как страховщики соблюдают требования по бесперебойности продаж электронных полисов ОСАГО. Отдельное внимание уделяется  вопросам коммуникация со страховой компанией, сложности с созданием личного кабинета на сайте страховщика, заполнения  заявлений на страхование в электронном виде, несоответствия данных, указанных в заявлении, с базой АИС РСА.

Если у вас возникли вопросы с заключением договора е-ОСАГО в электронном виде, можно направить обращение в Службу по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров через интернет-приемную на сайте www.cbr.ru. К обращению рекомендуется приложить скриншот экрана мобильного устройства или персонального компьютера с фиксацией даты и времени обращения к сайту страховой компании.

«Электронный полис ОСАГО необходимо покупать только на официальном сайте страховой компании. Любые другие способы приобретения полиса – через агентов и других посредников – незаконны.

При заполнении заявки на оформление полиса четко следуйте инструкциям и не забывайте о мерах компьютерной безопасности», –  отмечает управляющий Отделения по Тамбовской области ГУ Банка России по Центральному федеральному округу Михаил Носенков.

Вы также можете проверить правильность расчета стоимости полиса ОСАГО – методику расчета и правила применения понижающих или повышающих коэффициентов устанавливает Банк России. В случае несогласия с итоговой стоимостью полиса ОСАГО вы можете отказаться от его оплаты и обратиться в страховую компанию для уточнения стоимости.

Разъяснения Банка России

Об ОСАГО

Страховщик отказывается заключать со мной договор ОСАГО, ссылаясь на то, что нет бланков. Может ли он отказать мне на таком основании, и куда я могу обратиться с жалобой?

Действия страховой компании в этом случае не отвечают требованиям действующих нормативных правовых актов. Статья 15.34.

1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает ответственность должностных лиц за необоснованный отказ страховщика от заключения публичных договоров, предусмотренных федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования.

Согласно статье 1 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» договор ОСАГО является публичным.

В силу пункта 3 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации отказ страховщика от заключения договора ОСАГО, при наличии возможности заключить такой договор, не допускается.

Если страховая организация уклоняется от его заключения, лицо, получившее отказ, вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.

При этом сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора, должна возместить другой стороне причиненные этим убытки.

В случае если Вы считаете, что страховая организация неправомерно уклоняется или отказала в заключении договора ОСАГО, Вам необходимо получить подтверждение данного факта.

Заявление о заключении договора страхования по установленной форме может быть направлено посредством ФГУП «Почта России» на почтовый адрес страховой организации с уведомлением о вручении, что позволит доказать факт его получения.

Также отказ в заключении договора ОСАГО может быть зафиксирован иными законными способами, в том числе с помощью фото-, аудио- или видеоустройств, свидетелей, позволяющими сделать вывод о факте правонарушения (включая информацию о том где, при каких обстоятельствах и с какой целью производилась запись; электронную дату фиксации нарушения).

При наличии доказательств нарушения страхового законодательства Вам следует направить жалобу на действия страховщика и имеющиеся доказательства в Службу по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров Банка России.

Направлять обращение следует по по адресу: г. Тамбов, ул. Октябрьская, 7. Также обращение можно направить, заполнив электронную форму на официальном сайте Банка России: www.cbr.ru.

Задать вопрос можно по телефону контактного центра Банка России: 8-800-250-40-72 (для бесплатных звонков по России).

Источник: http://r43.tmbreg.ru/finansovaya-grammotnost1.html

Что делать при ДТП в 2019 году: порядок действий, 8 советов

Имеет ли право гражданин предъявить требование о прямом возмещении убытка в свою страховую компанию?

В 2018 году в России ГИБДД было зарегистрировано более 168 000 дорожно-транспортных происшествий.

А число мелких аварий, участники которых решают конфликт без представителей органов правопорядка, подсчитать и вовсе не представляется возможным.

Каждый водитель, даже самый аккуратный, ежедневно рискует попасть в ДТП и боится этого. Но за рулем будет куда спокойнее, если точно знать, как действовать в случае аварии.

Каждый день в России происходит около 450 ДТП

Мы подготовили для вас видео с короткой и понятной справкой о порядке действий при ДТП. А дальше подробно разберем, как вести себя, если вы стали участником аварии.

Первые действия в случае попадания в ДТП

Если вы попали в аварию, в первую очередь оцените обстановку и выполните следующие обязательные действия:

  1. Заглушите мотор.
  2. Включите стояночный тормоз.
  3. Включите аварийные сигналы.
  4. Установите знак аварийной остановки сзади автомобиля на расстоянии 15 метров, если находитесь в населенном пункте, и 30 метров, если авария произошла за пределами населенного пункта.

Установка аварийного знака – обязательное действие при ДТП

  1. Если есть пассажиры – опросите и осмотрите их на наличие травм.
  2. Подойдите к машине/машинам других участников ДТП, установите наличие в салоне пострадавших.
  3. Вместе со вторым водителем сфотографируйте место происшествия в разных ракурсах. Необходимо, чтобы по снимкам было легко понять, где находятся автомобили, какие повреждения ими получены. Фотографируйте так, чтобы в кадре были номера машин. Дополнительно можно провести видеосъемку.
  4. Если пострадавших нет, после фото/видеосъемки уберите автомобили с дороги, чтобы они не создавали препятствий другим участникам дорожного движения. Это требование является обязательным согласно пункту 2.6.1 ПДД РФ.

Дальнейшие действия зависят от того, какой вред причинен имуществу и участникам ДТП и как владельцы автомобилей договорились оформлять аварию.

Как быть, если виновник аварии скрылся с места ДТП?

Скрыться с места ДТП водитель может по разным причинам. Если авария серьезная, это обычно попытка избежать ответственности. Если же владельца машины рядом нет и повреждения незначительные, например, немного помят бампер или треснуло зеркало, виновник может не заметить их по невнимательности.

Если виновник ДТП скрылся, выполните все предусмотренные ПДД действия при аварии и как можно быстрее сообщите об инциденте в полицию или ГИБДД.

Попытайтесь найти свидетелей и попросите у них контактные данные, чтобы они могли дать показания в вашу пользу.

По возможности, запишите как можно больше подробностей о виновнике ДТП: марку, модель, цвет, госномер автомобиля, направление, в котором он скрылся и т. д.

Скрывшегося с места ДТП водителя ждет лишение прав на 1-1,5 года или арест на 15 суток

Что делать, если виноват?

Вы виноваты в ДТП? Не пытайтесь скрыться с места аварии, иначе рискуете лишиться прав или сесть за решетку на 15 суток, даже если нет пострадавших. Помните, что попытки избежать наказания обычно заканчиваются дополнительными штрафами, увеличением срока лишения свободы и другими неприятным последствиями.

Выполните все предусмотренные ПДД действия, в том числе по фиксации места ДТП. Если ущерб незначительный, попытайтесь договориться со вторым участником аварии об урегулировании конфликта без привлечения ГИБДД. Если есть пострадавшие или причинен серьезный ущерб чужому автомобилю, дождитесь представителей ГИБДД и страховой компании.

Чтобы понести наказание только за то, в чем вы действительно виноваты, следите, чтобы все обстоятельства аварии отражались в протоколе и других документах объективно, принимайте активное участие в экспертных действиях. При необходимости можете привлечь независимых экспертов. Обязательно запрашивайте копии всех документов, которые предъявляются пострадавшей стороной в страховую компанию или судебные органы.

Что делать, если у виновника нет ОСАГО?

В ч. 1 ст. 1064 ГК РФ и в ст.4 ФЗ № 337 от 28.11.2011 года говориться, что виновник ДТП обязан возместить ущерб, причиненный пострадавшему. Это правило действует и в случае отсутствия у него полиса ОСАГО.

Вы можете договориться с виновником аварии об оплате ремонта автомобиля в добровольном порядке или же обратиться для возмещения ущерба в судебные органы.

Если виновник готов возместить ущерб добровольно, но нужной суммы у него при себе нет, как и возможности сразу перевести деньги вам на карту, не забудьте составить расписку.

Если у виновника аварии нет страховки, он все равно обязан возместить ущерб

Кстати, за езду без страховки или с просроченным полисом виновному в аварии водителю придется заплатить штраф в размере 800 рублей (ст. 12.37 КоАП РФ).

Оформление ДТП без пострадавших

ДТП, в которых нанесен ущерб только имуществу участников, оформляются двумя способами – без участия инспекторов ГИБДД и с их участием. Рассмотрим каждый вариант.

По европротоколу

С июля 2015 года большинство ДТП могут оформляться без участия инспектора ГИБДД. Участники аварии сам фиксируют ее факт и сообщают о ней в страховую компанию. На ближайший пост ГИБДД или в отделение полиции передается только извещение. Это так называемый «европротокол». ДТП по нему можно оформить, если:

  • участвует не более 2 автомобилей;
  • повреждено только имущество участников аварии;
  • не нанесен ущерб государственному имуществу;
  • у обоих участников оформлены полисы ОСАГО;
  • у участников аварии нет разногласий по поводу виноватой стороны, обстоятельств ДТП, размера ущерба.

Максимальная сумма возмещения ущерба по европротоколу – 100 000 рублей. В Москве и Санкт-Петербурге она увеличена до 400 000 рублей, если обстоятельства аварии зафиксированы с помощью специального приложения или системы ГЛОНАСС.

В течение 5 дней после оформления европротокола пострадавшей стороне необходимо обратиться в страховую компанию. Там потребуется предъявить извещение, заполнить заявление, пройти оценку повреждения авто и подписать акт.

Для получения страхового возмещения по европротоколу важно правильно заполнить извещение об автоаварии и составить схему ДТП

С участием ГИБДД

Если у участников аварии есть разногласия или ущерб автомобилям явно превышает установленные для европротокола суммы, то нужно вызывать на место ДТП инспектора ГИБДД. Представитель Госавтоинспекции проводит следующие действия:

  • осматривает место происшествия, при необходимости огораживает его;
  • если виновник аварии скрылся, выявляет направление его движения;
  • обеспечивает присутствие на месте происшествия водителей и свидетелей, если должна прибыть оперативная группа;
  • опрашивает свидетелей;
  • проводит замеры, составляет схему ДТП;
  • заполняет протокол;
  • предоставляет участникам ДТП возможность ознакомиться с протоколом.

Протокол подписывается участниками аварии только в том случае, если они согласны с его содержанием.

По итогам оформления ДТП нужно получить следующие документы:

  • Постановление об административном нарушении, если водитель нарушил ПДД.
  • Протокол ДТП со схемой аварии, перечнем механических повреждений ТС, показаниями участников и свидетелей.

Эти документы, а также извещение о страховом случае по форме страховой компании, передаются страховщику для получения компенсации по полисам ОСАГО или КАСКО. Они же необходимы для предоставления в судебные органы, если возмещение ущерба приходится требовать через суд.

Инспектора ГИБДД осматривают место ДТП и составляют его схему

При оформлении ДТП можно вызвать аварийного комиссара – независимого или от страховой компании. Но учтите, что специалист только помогает правильно оформить аварию, свидетелем он не является.

Оформление ДТП с пострадавшими

Если после ДТП вы обнаружили, что ваши пассажиры, водитель или пассажиры другого автомобиля получили травмы, необходимо выполнить следующие действия:

  • определить состояние пострадавших путем внешнего осмотра и опроса;
  • оказать первую помощь. Порядок действий можно найти в Памятке МЧС;
  • вызвать бригаду скорой помощи;
  • если пострадавший в критическом состоянии – организовать его срочную доставку в медицинское учреждение на своем транспорте или на проезжающем мимо автомобиле. В этом случае вы не будете считаться скрывшимся с места ДТП;
  • вызвать полицию, сообщив, что в ДТП есть пострадавший/пострадавшие;
  • дождаться приезда представителя Госавтоинспекции;
  • дать подробные пояснения по ДТП;
  • подписать протокол, предварительно ознакомившись с его содержанием. Если вы не согласны с протоколом и инспектор не вносит в него ваши замечания, не ставьте подпись.

Какая ответственность предусмотрена за невыполнение обязанностей в связи с ДТП?

Статьей 12.27 КоАП РФ устанавливаются меры наказания для граждан, которые не выполняют свои обязанности в связи с дорожно-транспортными происшествиями. Приводим их в таблице.

Нарушение Мера наказания
Невыполнение предусмотренных ПДД обязанностей, связанных с ДТП Штраф в размере 1 000 рублей
Оставление места ДТП виновником аварии, если нет признаков уголовного преступления Лишение права на управления автомобилем на 1-1,5 года или лишение свободы на 15 суток
Невыполнение требований о неупотреблении алкогольных, наркотических и психотропных веществ после ДТП до проведения освидетельствования/освобождения от освидетельствования Лишение права на управления автомобилем на 1,5-2 года и штраф в размере 30 000 рублей

Ответственность за ДТП, в которых есть тяжело пострадавшие или погибшие люди, устанавливается Уголовным Кодексом РФ. Виновник такой аварии может получить наказание в виде принудительных работ или лишиться свободы на срок до 9 лет по статье 264 УК РФ.

Типичные ошибки при попадании в ДТП

Мы рассказали, что нужно делать при ДТП, а теперь перечислим, чего делать нельзя, если вы не хотите получить отказ в компенсации ущерба от страховой компании, нарваться на штрафы и другие наказания.

В состоянии стресса из-за аварии многие водители допускают следующие ошибки:

  1. Вносят некорректные данные в протокол, извещение о страховом случае и другие документы. Не торопитесь и несколько раз проверьте все сведения, включая дату рождения, госномер автомобиля и т. д.
  2. Забывают зафиксировать место ДТП на фото/видео или делают это неправильно.
  3. Неправильно или неполно заполняют форму европротокола. Обязательно пользуйтесь инструкцией по заполнению извещения, которая всегда к нему прилагается, вносите полные сведения в каждую графу документа. Уделяйте особенное внимание составлению схемы ДТП.
  4. Договариваются о добровольном возмещении ущерба без привлечения страховой компании и не составляют расписку.
  5.  

  6. Подписывают протокол, не ознакомившись с его содержанием.
  7. На эмоциях совершают неосмотрительные действия – скрываются с места аварии, затевают драку с другими участниками ДТП и т. д. В этой ситуации обычное ДТП, которое можно было оформить без привлечения ГИБДД, нередко перерастает в уголовное дело.

Не поддавайтесь эмоциям, если попали в ДТП

Обезопасить себя от ДТП на 100% невозможно. Даже если вы откажетесь от личного транспорта, вы все равно можете стать участником аварии как пешеход или как пассажир автобуса или такси.

Но все же, если соблюдать ПДД и не отвлекаться от дороги, шансов попасть в ДТП куда меньше.

А чтобы точно знать, как вести себя в случае аварии, распечатайте и положите в бардачок короткую памятку или сохраните нашу статью в закладках браузера своего смартфона.

Источник: https://www.tts.ru/blog/pdd-shtrafy/chto-delat-pri-dtp/

Арбитражный суд Волго-Вятского округа

Имеет ли право гражданин предъявить требование о прямом возмещении убытка в свою страховую компанию?

Проблемы правового регулирования страховых отношений

ВОПРОС 1. В соответствии с частью 5 статьи 10 Закона РФ от 27.11.

1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» в случае утраты, гибели застрахованного имущества страхователь, выгодоприобретатель вправе отказаться от своих прав на него в пользу страховщика в целях получения от него страховой выплаты (страхового возмещения) в размере полной страховой суммы.

Когда и в какой форме страхователем (выгодоприобретателем) должен быть выражен такой отказ от прав на поврежденное застрахованное имущество?

Может ли собственник застрахованного имущества отказаться от своих прав на него после выплаты страховщиком страхового возмещения не в полном объеме, а за вычетом стоимости годных к реализации остатков, при условии, что годные остатки находятся в распоряжении страхователя (выгодоприобретателя)? 

Рекомендации НКС: Применительно к статье 408 Гражданского кодекса Российской Федерации страхователю или выгодоприобретателю необходимо в срок, установленный договором для осуществления страховой выплаты, принципиально и однозначно выбрать способ выплаты страхового возмещения.

При этом страхователь (выгодоприобретатель) обязан письменно уведомить страховщика об отказе от своих прав на поврежденный автомобиль и явно выразить свою волю на получение страхового возмещения в полном объеме.

Одновременно страхователь вправе предложить страховщику в определенный срок принять годные к реализации остатки транспортного средства.

Страховая организация самостоятельно определяет размер страхового возмещения и производит выплату страхового возмещения в размере страховой суммы за вычетом амортизационного износа и стоимости годных остатков автомобиля в случае, если годные к реализации остатки транспортного средства остались у страхователя, а собственник имущества не отказался от своих прав на него в пользу страховщика и не уведомил последнего о таком намерении, при этом в адрес страховщика поступили только заявления о перечислении страхового возмещения на расчетный счет без указания иных вариантов выплаты страхового возмещения.

После исполнения страховщиком своих обязательств по договору имущественного страхования какие-либо перерасчеты суммы страхового возмещения или доплаты не допускаются.

Такая практика страховых выплат (за минусом стоимости годных остатков) применяется по договорам КАСКО (страхование ущерба), где предусмотрено уменьшение суммы выплаты на сумму стоимости годных остатков, либо выплата в полном размере, но так называемые годные остатки транспортного средства страховая компания оставляет себе.

Положения пункта 5 статьи 10 Закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации» не применимы к ОСАГО, так как пункт 4 статьи 3 названного Закона предусматривает, что условия и порядок осуществления обязательного страхования определяются федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования. Договор ОСАГО заключается на определенных условиях, не зависящих от воли страховой компании, а именно – на условиях Правил № 263, принятых во исполнение Закона об ОСАГО.

С учетом подпункта «а» пункта 63 Правил № 263 страховые компании должны выплатить полную стоимость без каких-либо удержаний стоимости годных остатков (с учетом лимита в 120 000/160 000 рублей), поскольку ни Правила № 263, ни Закон об ОСАГО не предусматривают никаких вычетов из этой суммы. При чем даже если в этом случае возникает неосновательное обогащение вследствие полной страховой выплаты, такое обогащение не подпадает под действие статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации.

ВОПРОС 2. Каков предельный размер страховой выплаты каждому потерпевшему на основании ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» при причинении вреда имуществу нескольких потерпевших?

Рекомендации НКС: В системе обязательного страхования гражданской ответственности величина страховой суммы определена в законодательном порядке.

Согласно статье 7 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» страховая сумма, в пределах которой страховщик обязуется при наступлении каждого страхового случая возместить потерпевшим причиненный вред, составляет в части возмещения вреда, причиненного имуществу нескольких потерпевших, – 160 тысяч рублей и не более 120 тысяч рублей при причинении вреда имуществу одного потерпевшего.

Исходя из системного толкования названной нормы права в корреспонденции со статьями 3, 6, 7, 12 и пунктом 3 статьи 13 названного Закона при определении подлежащей возмещению суммы одновременно нескольким потерпевшим устанавливается общая предельная сумма выплаты на всех потерпевших в размере 160 000 рублей, которая выплачивается пропорционально отношению страховой суммы к сумме заявленных требований, но не более 120 000 рублей на одно лицо.

Иными словами, если один из потерпевших понес убытки на сумму менее 40 000 рублей, то другому потерпевшему не может быть выплачена сумма, превышающая 120 000 рублей.

В противном случае ущемлялись бы права единственного потерпевшего в ситуации, когда вред причинен имуществу одного лица.

Кроме того, ограничение размера выплаты в пределах 120 000 рублей на одно лицо (при нескольких потерпевших) служит также для защиты прав остальных потерпевших, поскольку не исключается вероятность их более позднего по сравнению с первым потерпевшим обращения за выплатой страхового возмещения.

ВОПРОС 3. Страховая компания в порядке суброгации требует взыскать со страховщика (ОСАГО) виновного в ДТП лица страховое возмещение.

Может ли быть при этом удовлетворено требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами (ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации) или о взыскании законной неустойки (ст.

13 Закона об ОСАГО) в связи с просрочкой выплаты страхового возмещения по ОСАГО?

Рекомендации НКС: В соответствии с пунктом 1 статьи 965 Гражданского кодекса Российской Федерации, если договором имущественного страхования не предусмотрено иное, к страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит в пределах выплаченной суммы право требования, которое страхователь (выгодоприобретатель) имеет к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования.

При заявлении страховой компанией одновременно с требованием о взыскании со страховщика (ОСАГО) виновного в ДТП лица страхового возмещения либо требования о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами (ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации), либо о взыскании законной неустойки (ст. 13 Закона об ОСАГО) в связи с просрочкой выплаты страхового возмещения по ОСАГО следует учитывать следующее.

Неустойка, предусмотренная в статье 13 Закона об ОСАГО, – это специальная ответственность страховщика перед потерпевшим, поэтому переходить в порядке суброгации право требования такой неустойки не может.

Право на получение неустойки, о которой идет речь в статье 13 Закона об ОСАГО, не включено в содержание деликтного обязательства, возникающего между потерпевшим и причинителем вреда.

Неустойка по статье 13 Закона об ОСАГО нацелена на обеспечение защиты прав потерпевшего, поэтому применяется только в случае предъявления потерпевшим к страховщику требования о выплате страхового возмещения.

Статья 395 Гражданского кодекса Российской Федерации носит общий характер и применяется при неосновательном пользовании или удержании денежных средств лицом, обязанным выплатить денежные средства, в связи с чем именно данная норма подлежит применению при обращении страховщика, выплатившего страховое возмещение, в порядке суброгации к страховщику причинителя вреда. 

ВОПРОС 4. Потерпевший в ДТП предъявил иск к страховщику (ОСАГО) гражданской ответственности причинителя вреда о взыскании 120 000 рублей страхового возмещения за причиненный вред имуществу и 5000 рублей расходов по оценке стоимости ремонта транспортного средства. Подлежит ли удовлетворению иск в части взыскания расходов по оценке ущерба?

Рекомендации НКС: В соответствии со статьей 7 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» страховая сумма, в пределах которой страховщик обязуется возместить причиненный вред имуществу одного потерпевшего, составляет не более 120 000 рублей.

В соответствии с пунктом 5 статьи 12 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» стоимость независимой экспертизы включается в состав убытков, подлежащих возмещению страховщиком.

Анализируя сочетание этих двух правовых норм, можно утверждать, что стоимость независимой экспертизы, проведенной страхователем, включается в страховую выплату в размере 120 000 рублей.

Если же стоимость экспертизы не укладывается в рамки закрепленного законом лимита ответственности страховщика, то оставшаяся денежная сумма в силу статьи 1072 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит возмещению с причинителя вреда.

ВОПРОС 5. Федеральным законом от 01.12.

2007 № 306 были внесены изменения в статью 12 Закона об ОСАГО, согласно которым размер подлежащих возмещению убытков при повреждении имущества потерпевшего определяется в размере расходов на материалы и запасные части (с учетом износа комплектующих), необходимые для восстановительного ремонта и расходов на оплату работ, связанных с таким ремонтом. Изменился ли в связи с этим подход к решению вопроса о взыскании величины утраты товарной стоимости транспортного средства?

Рекомендации НКС:  В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются реальный ущерб (стоимость утраченного имущества, иные расходы, которые лицо произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права), а также упущенная выгода (неполученные доходы, которые потерпевший получил бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено).

Утрата товарной стоимости представляет собой уменьшение стоимости транспортного средства, вызванное преждевременным ухудшением внешнего (товарного) вида автомобиля и его эксплуатационных качеств в результате снижения прочности и долговечности отдельных деталей, узлов и агрегатов, соединений и защитных покрытий вследствие дорожно-транспортного происшествия и последующего ремонта, поэтому наряду со стоимостью ремонта и запасных частей относится к реальному ущербу и возмещается в денежном выражении.

Отсутствие в законодательстве специальных норм, регулирующих вопросы, связанные с утратой товарной стоимости и определением ее величины, не может служить основанием к отказу в возмещении в рамках договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств причиненного в результате уменьшения стоимости автомобиля реального ущерба, размер которого может быть определен специалистами в области автотехнической экспертизы.

Источник: http://fasvvo.arbitr.ru/node/13139

Андрей Егоров: «Соотношение деликтного и страхового требований»

Имеет ли право гражданин предъявить требование о прямом возмещении убытка в свою страховую компанию?

На конференции Исследовательского центра частного права 31 октября 2018 г. я сделал доклад на тему того, как соотносятся между собой требования к причинителю вреда и к страховщику, если ответственность причинителя застрахована им в обязательном или добровольном порядке. И выяснил при подготовке, что подавляющее большинство юридического населения России неправильно читают ст.

1072 ГК РФ. Там сказано, что юридическое лицо или гражданин, застраховавшие свою ответственность в порядке добровольного или обязательного страхования в пользу потерпевшего (ст. 931, п. 1 ст. 935 ГК РФ), в случае, когда страховое возмещение недостаточно для того, чтобы полностью возместить причиненный вред, возмещают разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба.

Зачем законодатель придумал эту норму, не очень понятно. В основе ее, конечно, лежит идея о том, что потерпевший не может получить одну и ту же сумму собственных потерь два раза, сначала со страховщика, а потом со страхователя.

Такое явление, кстати говоря, некоторые прогрессивные современные ученые называют солидарной множественностью должников1. И мне лично их позиция нравится.

Из нее, в частности, следует, что, если потерпевший желает обратиться к обоим (страховщику и причинителю вреда), он не должен разделять свое требование (как это происходит на практике — см., например, постановление АС Волго-Вятского округа от 26.05.2017 № Ф01-1521/2017 по делу № А31-9697/2015).

Потерпевший должен требовать удовлетворения требования в части страховой суммы солидарно, а в оставшейся части — с причинителя вреда. При этом контроль за тем, чтобы кредитор не получал исполнения дважды, должен осуществляться на стадии исполнительного производства.

Ключевой вопрос при толковании данной нормы: она имеет регуляторное или разъясняющее (уточняющее) значение?

Если она имеет всего лишь разъясняющее значение (без нормы можно было бы обойтись, и законодатель придумал ее для удобства), то норма никак не влияет на право кредитора (потерпевшего) получить возмещение по своему выбору от страховщика или от причинителя вреда. Сразу оговорю, что считаю эту позицию единственно верной.

Единственная проблема «разъясняющего» подхода — непонятно, зачем причинитель вреда страховал свою ответственность, если потерпевший может выбрать прямое обращение к нему, а не к страховщику? Сделает ли подобное обращение бессмысленным само страхование?

Ответ: если потерпевший обратится к причинителю вреда, последний, выплатив кредитору причитающееся ему, имеет право потребовать от страховщика выплаты в свою пользу. Тем самым интерес причинителя вреда, ради которого он страховался, не ущемляется. Он получает компенсацию (если вред причинен им не умышленно) за счет страховщика.

Этот важнейший принцип страховое право должно поставить во главу угла. Если у судов будет его принятие, не будет риска ущемления прав причинителя, и, значит, не придется толковать ст. 1072 ГК РФ в регуляторном ключе.

Нормативное обоснование «разъясняющего» подхода находим в п. 4 ст. 931 ГК РФ.

Цитируем документ

В случае, когда ответственность за причинение вреда застрахована в силу того, что ее страхование обязательно, а также в других случаях, предусмотренных законом или договором страхования такой ответственности, лицо, в пользу которого считается заключенным договор страхования, вправе предъявить непосредственно страховщику требование о возмещении вреда в пределах страховой суммы.

Мы видим, что закон говорит лишь о праве, но не об обязанности потерпевшего.

Если же норма ст. 1072 ГК РФ несет на себе регуляторную нагрузку, то в чем смысл регулирования? Неужели в том, чтобы предписать порядок защиты потерпевшим своих прав и установить очередность, согласно которой он должен сначала обратиться к страховщику и лишь в оставшейся части к причинителю вреда?

Увы, большинство юристов, похоже, полагает именно так. Мало кто из них выходит с прямыми требованиями к причинителям вреда, избегая исков к страховщикам. Столь же малое количество заявляет сразу требование о солидарном взыскании основного долга с обоих должников.

Помимо тактических неудобств, которые влечет такой подход, а именно: непонятно, зачем обязывать потерпевшего судиться со страховщиком, если он находится где-то в другом регионе; зачем заставлять проводить два процесса; как быть с пропуском срока исковой давности по требованию к причинителю, если разбирательства со страховщиком затянутся, и т.п. — его основной порок в том, что он кардинально нарушает принцип относительности обязательства.

Этот принцип изложен в п. 3 ст. 308 ГК РФ: обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (для третьих лиц).

Это ключевой довод в пользу «разъясняющего» подхода к правовому значению ст. 1072 ГК РФ. Не может иметь места ситуация, когда должник по обязательству (в данном случае — из причинения вреда), заключив соглашение со страховой компанией, может осложнить правовое положение кредитора. Двое не могут обижать третьего. У них это не может получаться в принципе! А в России получается…

Вот что говорит Пленум Верховного суда РФ в п. 35 постановления от 26.12.2017 № 58 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Цитируем документ

Причинитель вреда, застраховавший свою ответственность в порядке обязательного страхования в пользу потерпевшего, возмещает разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба только в случае, когда страхового возмещения недостаточно для полного возмещения причиненного вреда (ст. 15, п. 1 ст. 1064, ст. 1072 и п. 1 ст. 1079 ГК РФ).

Увидев в этом разъяснении слово «только», я не могу не признать, что в постановлении закреплен прямо выраженный «регуляторный» подход.

И все же сохраняется надежда на позитивную практику. Особый интерес в этой связи может порождать Определение ВС РФ от 17.05.2018 № 305-ЭС17-20897 по делу № А40-210876/2016.

В данном деле преодолена следующая правовая позиция нижестоящих судов.

Цитируем документ

Источник: https://www.eg-online.ru/article/384537/

Юр-решение
Добавить комментарий