Действительно ли есть закон

Украина приняла закон о государственном языке. Что будет с русским?

Действительно ли есть закон

Святослав Хоменко, Виталий Червоненко Би-би-си, Киев

Правообладатель иллюстрации AFP/Getty Images Image caption У здания Рады активисты требовали принятия закона

Верховная рада Украины в четверг приняла закон об украинском языке как государственном. Он обязывает каждого гражданина владеть украинским и ограничивает использование некоторых языков, в том числе русского. Би-би-си рассказывает, как будет работать закон.

Документ определяет украинский язык как единственный государственный и официальный на территории Украины. В законе ничего не говорится о русском языке, зато английский упоминается 18 раз.

Сторонник закона – спикер Рады Андрей Парубий – во время обсуждения назвал защиту украинского языка вопросом национальной безопасности для страны.

“В 2014 году русские танки заехали туда, где был русский язык, там принимали российских военных. Украинский язык – это основа украинского государства, закон об украинском языке – демонстрация уважения украинцев к самим себе”, – говорила с трибуны парламента депутат Виктория Сюмар.

Оппоненты во главе с депутатом Вадимом Новинским утверждали, что этот закон раскалывает страну, и призывали ввести трехлетний мораторий на рассмотрение подобных документов.

“Этот закон не про защиту украинского языка, а про запрет разговаривать на каком-либо другом языке везде, кроме бытовой сферы”, – говорил депутат Александр Вилкул.

Рада рассматривала языковой закон на протяжении двух месяцев. Он может стать одним из последних документов, подписанных уходящим президентом Петром Порошенко, еще одним убежденным сторонником этого закона.

Обязанность знать язык

Media playback is unsupported on your device

Владение языком – закон для гражданина Украины

В соответствии с законом украинский язык становится обязательным для использования на всей территории Украины органами центральной и местной власти, а также в прочих сферах общественной жизни.

Действие закона не распространяется на сферы частного общения и осуществления религиозных обрядов, однако он обязывает каждого гражданина страны владеть государственным языком.

Правообладатель иллюстрации EPA

Для тех граждан Украины, которые не имели возможности овладеть украинским, государство создаст сеть центров изучения языка во всех регионах. Обучение в них будет бесплатным.

Претенденты на получение украинского гражданства должны будут сдать языковой экзамен. Исключение составляют лица, гражданство которым предоставляется за особые заслуги или принятие которых в гражданство составляет государственный интерес для Украины. Они будут обязаны изучить язык на протяжении одного года после получения паспорта.

Закон устанавливает, что владеть государственным языком и использовать его во время выполнения служебных полномочий должны президент, члены правительства, полицейские, офицеры вооруженных сил, прокуроры, судьи, адвокаты, нотариусы, руководители образовательных учреждений всех форм собственности и медработники государственных и коммунальных учреждений.

Учат в школе

Украинский провозглашается языком образовательного процесса. Представители национальных меньшинств имеют право получить дошкольное и начальное образование на своем языке, представители коренных народов – речь идет, судя по всему, о крымских татарах – смогут получить на своем языке среднее образование.

В государственных образовательных учреждениях некоторые дисциплины могут преподаваться по-английски или на других официальных языках ЕС.

Возможно, это реверанс в сторону Венгрии, которая протестовала против расширения сферы употребления украинского языка в образовании (попасть под его действие должны были и свыше 70 венгерских школ Закарпатья, в которых обучаются более 16 тысяч детей). Для русского языка такой возможности не предусматривается.

С 2030 года украинский станет языком проведения внешнего независимого оценивания (украинский аналог ЕГЭ).

Правообладатель иллюстрации EPA Image caption После почти двух месяцев работы над поправками депутаты приняли закон – “за” проали 278 депутатов

Закон устанавливает, что через год после его публикации языком публичных научных мероприятий станет украинский или английский. Исключением будут только мероприятия на тему иностранного языка или литературы – однако и в этом случае никто не может быть лишен права выступить на нем по-украински.

“Творческий замысел”

Через два года после вступления закона в силу сопровождение всех концертов и других культурных мероприятий должно проводиться на украинском языке. Использование других языков разрешается только в том случае, если это “оправдано творческим замыслом организатора”.

Если, допустим, ведущий концерта не знает украинского, его выступления должны будут переводить.

Отдельно в законе упоминается о мероприятиях, проводимых в рамках выполнения обязательств перед Европейским союзом вещателей. Видимо, на тот случай, если в будущем Украина примет Евровидение. Особенности конферанса на таких мероприятиях определяются договоренностью сторон.

Закон закрепляет уже существующую на Украине практику кинопоказов с обязательным дублированием фильмов на украинском языке. Допускается показ фильмов на иностранном языке с украинскими субтитрами, но количество таких фильмов не может превышать 10% от общего числа для конкретного кинотеатра.

Субтитрами должны сопровождаться и театральные представления на иностранных языках, проходящие в государственных и коммунальных театрах Украины.

Отдельно прописано, что языком туристического и экскурсионного обслуживания на Украине является украинский. Иностранный язык разрешено использовать для обслуживания иностранцев и лиц без гражданства.

Телевизор и газеты

Через два года после вступления закона в силу доля украинского языка на общенациональных телеканалах и радиостанциях должна составлять 90% от эфирного времени, для местных теле- и радиостанций требования не такие жесткие – там эта квота будет составлять 80% от суммарной длительности программ.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Активисты празднуют принятие закона о языке

Все печатные СМИ Украины должны быть переведены на украинский язык. Издание газет и журналов на иностранных языках в принципе не запрещено, однако они обязательно должны иметь украинскую версию аналогичного объема и содержания.

Срок для перехода печатных СМИ на новые рельсы – два с половиной года для общенациональных газет и журналов, пять лет для местных изданий. Эти требования не распространяются на крымскотатарский, английский и официальные языки Евросоюза.

Без русского интерфейса

Закон предписывает, что все компьютерные программы, которые продаются на Украине, должны иметь интерфейс на украинском и/или английском или другом языке ЕС. А в работе органов центральной и местной власти должны использовать программы с интерфейсом на украинском – или в крайнем случае английском языке. На русском – нельзя.

Через три года сайты зарегистрированных на Украине СМИ и хозяйственных субъектов, реализующих товары и услуги, а также их странички в соцсетях должны быть переведены на украинский.

Закон не запрещает им иметь и иноязычные версии, однако на украинской должно быть не меньше информации – и грузиться она для украинских пользователей должна по умолчанию.

Правообладатель иллюстрации Getty Images

Как говорить с врачом

Через полтора года после вступления закона в силу украинский станет языком обслуживания потребителей в разных сферах на территории Украины. Это означает, что предприятия всех форм собственности – от ресторанов до интернет-магазинов – должны обслуживать клиентов на украинском языке.

Впрочем, закон допускает, что персональное обслуживание клиента по его просьбе может осуществляться на другом языке, приемлемом для сторон.

Похожие нормы будут действовать и в сфере здравоохранения: украинский провозглашается официальным языком этой сферы, однако если обращающийся за медицинской помощью человек попросит об этом, его могут обслужить на приемлемом для всех сторон языке.

Однако документы, касающиеся состояния здоровья пациента, могут быть написаны только на украинском языке.

Новые чиновники

Закон предусматривает создание на Украине двух новых государственных органов, связанных с обеспечением статуса украинского языка.

Национальная комиссия по стандартам государственного языка будет утверждать и контролировать соблюдение правил правописания и терминологии, разрабатывать условия экзаменов и содействовать использованию в различных отраслях украинских слов и словосочетаний вместо иноязычных терминов.

Задачей уполномоченного по защите государственного языка станет защита прав граждан Украины на получение информации и услуг на государственном языке и устранение препятствий и ограничений в использовании государственного языка, сказано в законе.

Уполномоченный будет принимать жалобы на нарушение закона о государственном языке, он сможет обращаться за помощью к сотрудникам полиции.

Штрафы, но не тюрьма

Отдельно в законе прописываются штрафы за нарушения его норм – правда, их начнут налагать лишь через три года после вступления закона в силу.

Невыполнение законных требований уполномоченного по защите государственного языка будет караться штрафом в 1700-3400 гривен (4100-8300 рублей). За нарушение правил применения языка в делопроизводстве и правоохранительных органах предусмотрены штрафы в размере от 3400 до 6800 гривен (8200-16400 рублей).

В сфере культуры, образования и рекламы штрафы составят 3400-5100 гривен (до 12000 рублей). Для печатных СМИ вводятся штрафы в размере 6800-8500 гривен (16000-20000 рублей). Повторное нарушение языкового закона на протяжении года приведет к штрафу в 8500-11900 гривен (20600-29000 рублей).

В первоначальном варианте законопроекта речь шла о том, что попытки предоставления официального статуса любому другому языку должны рассматриваться как действия, направленные на насильственное изменение или свержение конституционного строя. Однако в окончательно принятом законе этого положения нет.

Так же в нем нет и предложения арестовывать на срок до шести месяцев виновных в “публичном унижении или пренебрежении государственным языком”.

Порошенко и Зеленский

Дискуссия о языковом законе была важной частью только что закончившейся на Украине президентской кампании.

Действующий президент Петр Порошенко шел на выборы с лозунгом “Вера, язык, армия” и публично поддерживал инициативы, направленные на расширение сферы использования украинского языка. В ночь после проигранных им президентских выборов Порошенко заявил, что собирается подписать языковой закон, если депутаты Рады успеют принять его на протяжении ближайшей сессионной недели.

В четверг, после принятия парламентом этого закона, Порошенко еще раз подтвердил решимость подписать этот закон. На принятие Радой закона о языке отреагировал и победитель президентских выборов Владимир Зеленский.

Эксперты указывают, что ядро электоральной поддержки Зеленского – русскоязычные регионы юго-востока Украины. Можно предположить, что там отношение к только что принятому закону будет неоднозначным.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption У Зеленского с украинским языком сложности. Сейчас он пытается углубить свои знания, ему ищут репетитора, рассказывала его супруга в интервью BBC News Украина

В своем заявлении Зеленский указал, что поддерживает позицию о статусе украинского языка как единственного государственного – однако, по его мнению, государство должно содействовать его развитию путем стимулов и позитивных примеров, а не запретов и наказаний.

“Сегодня тяжело спрогнозировать последствия принятия этого закона – его окончательный текст с учетом всех поправок пока недоступен.

После моего вступления на пост президента будет проведен тщательный анализ этого закона, чтобы убедиться, что в нем соблюдены все конституционные права и интересы всех граждан Украины.

По результатам анализа буду реагировать в соответствии с конституционными полномочиями президента Украины и в интересах граждан”, – заявил Зеленский.

Источник: https://www.bbc.com/russian/features-48053536

Что такое единый налоговый платеж

Действительно ли есть закон

Мы не планировали подробно разбирать эту тему: чего только не напишут в интернете. Но писем с вопросами стало слишком много, а спорное видео набирает сотни тысяч просмотров. Пришла пора разобраться с добровольными платежами в налоговую. Да, такие действительно есть — и их можно не вносить. Но это не значит, что налоги отменили и можно отказаться от них с помощью заявления.

Вот как все обстоит на самом деле: объясняем закон и развенчиваем мифы.

В основе слухов о добровольности налогов — федеральный закон № 232-ФЗ. Такой закон на самом деле действует с 1 января 2019 года. Он ввел в налоговый кодекс статью 45.1 о едином налоговом платеже физического лица.

Все это стало результатом ошибочного толкования закона или желания намеренно ввести людей в заблуждение. А вот как работают эти нормы на самом деле.

Единый налоговый платеж — это новая сущность в налоговом кодексе, до 2019 года такого вообще не было. Его суть в том, что налоги физлиц можно платить авансом, не дожидаясь уведомления.

Но это добровольный платеж: государство предоставило такую возможность и объяснило, как ею пользоваться, куда платить, когда можно зачесть или вернуть.

В Т—Ж об этом платеже еще год назад вышел подробный разбор.

Физические лица платят три налога за свое имущество: на недвижимость, транспорт и землю. Инспекция считает суммы налогов и раз в год присылает уведомления каждому собственнику: вот сколько вы должны заплатить в бюджет до 1 декабря. Платить имущественные налоги — это не право, а конституционная обязанность.

О целесообразности этого платежа долго спорили, и она до сих пор не очевидна, но все-таки закон приняли — и возможность вносить налоги авансом теперь есть у каждого.

Платить налог на имущество, землю и машину — это обязанность, которую никто никаким законом не отменял. Но платить их авансом с помощью единого налогового платежа — это право. Вы можете вносить деньги на авансовый кошелек, а можете не вносить. Никто не заставит.

Говорят, что раз платеж добровольный, то он якобы не будет нигде учитываться. Это неправда. В законе есть целый раздел о том, куда попадают деньги и как потом засчитываются при уплате налогов.

В прошлом году мы проводили эксперимент, чтобы проверить, как работает механизм единого платежа. Не все прошло гладко: в день уплаты налога суммы с авансового кошелька не списались и в личном кабинете появилась задолженность по земельному налогу. Но через несколько дней все исправилось: деньги автоматически погасили остаток долга по имущественным налогам без начисления пеней.

С 2020 года неудобство с зачетом аванса только в последний день устранили. Теперь его засчитают не 1 декабря, а раньше, чтобы к сроку уплаты был понятен остаток. Если решите платить налоги авансом, не переживайте: деньги попадут куда положено, даже если вносить их не за себя.

Как сэкономить на налогах или не платить их вообщеРассказываем о законных способах в нашей рассылке дважды в неделю

В налоговом уведомлении могут быть указаны не только имущественные налоги. Еще там может быть налог на доходы — но не тот, что удерживает работодатель с зарплаты, а тот, что налоговый агент не смог удержать из вашего дохода.

Советчики из интернета призывают идти в налоговую инспекцию и писать заявление: я, мол, отказываюсь платить налоги, потому что они стали добровольными, вот вам ссылка на закон. Но это не поможет.

Даже если заявление примут, в ответ придет разъяснение о том, что налоги нужно платить, их не отменяли и могут взыскать принудительно — по судебному приказу или через пристава.

Работникам предлагают отказаться от уплаты НДФЛ — тоже по заявлению на работе. А пенсионеров отправляют в пенсионный фонд, чтобы у них перестали удерживать налог с пенсии. Но работодатель все равно будет выдавать зарплату за вычетом налога на доходы, а НДФЛ с пенсий и так не удерживают.

Как-то специально отказываться от единого налогового платежа не нужно. Если хотите — вносите его через личный кабинет. Если не хотите платить налоги авансом — просто ничего не делайте, писать заявление не придется.

Налоги на самом деле можно не платить, значительно их уменьшить или забрать из бюджета то, что туда уже перечислили. Для этого нужно использовать льготы и вычеты, следить за изменениями в законах и правильно их использовать.

Например, нужно вовремя подать заявление о льготе для мамы-пенсионерки, чтобы ее освободили от налога на квартиру и землю. Можно за пять минут прекратить регистрацию машины на свое имя, чтобы не платить за нее транспортный налог после продажи. Или собрать с платных клиник справки о расходах на анализы, лечение зубов и прием лора, чтобы вернуть 13% с помощью социального вычета.

И это точно не слухи.

Источник: https://journal.tinkoff.ru/fake-news/dobrovolnye-nalogi/

Языковой закон толкают к изменениям: что рекомендует Украине Венецианская комиссия

Действительно ли есть закон

Закон “Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного” стал одним из последних, подписанных президентом Петром Порошенко: он одобрил его 15 мая, за четыре дня до завершения полномочий.

Уже тогда было известно, что документ точно вызовет вопросы в отношениях с европейскими партнерами.

И речь идет не только о Венгрии, которая видит в нем очередные притеснения прав венгерского меньшинства на Закарпатье и поэтому была самой яркой в ​​претензиях к Украине.

Было заранее известно, что закон будет критиковать также Европейский Союз, который многократно и настойчиво просил отправить его на проверку в Венецианскую комиссию.

Украинская власть отказывалась это делать, тем самым только подтверждая: авторы документа осознают, что критика закона неизбежна.

В конце концов закон попал в “Венецианку” даже против воли Украины, а 6 декабря та завершила процедуру и приняла свои рекомендации.

Для сторонников этого закона они более чем тревожны. Количество замечаний, рекомендаций и чуть ли не требований к нему так велико, что их, вопреки традиции, даже не вынесли в раздел “выводов” (поскольку тот стал бы чрезмерно большим)!

И хотя “Венецианка” в своих решениях прописывает рекомендации, а не обязательства, нет сомнения, что просто игнорировать их Украина не сможет. Потому что международное давление будет слишком высоким.

Часть рекомендаций, скорее всего, придется воплотить, изменив закон о языке (к тому же в выводах ВК действительно есть обоснованные и логичные претензии), а по другим придется долго и терпеливо доказывать, что эти предложения вредны и Украина не будет их воплощать. Так же, как это было с идеями “Венецианки” о восстановлении русскоязычных школ.

Поэтому есть смысл разобраться, что именно “Венецианка” порекомендовала Украине.

Сначала о позитиве.

То, что государственный, украинский язык должен иметь особый статус и защиту, в Совете Европы полностью поддерживают. И что особенно важно, там осознают, что во времена СССР вес русского языка на территории Украины была существенно выше, и поэтому сейчас государственный язык нуждается в дополнительной поддержке.

В выводах ВК это несколько раз подчеркивается, в том числе – с упоминанием о продолжающемся российско-украинском конфликте.

“Учитывая особую роль в Украине русского языка (наиболее употребительного языка меньшинств, а также главного языка для общения многих представителей меньшинств, отличных от русского), а также учитывая притеснения украинского языка в прошлом, Венецианская комиссия полностью понимает необходимость в мерах по поддержке украинского как государственного”, – говорится, в частности, в документе.

“Венецианка” отдельно отметила важность “усиления роли украинского языка в обществе”, и похвалила украинский закон о госязыке за то, что он не только декларирует эти цели, но и “возлагает на государство обязанность предоставить каждому гражданину Украины возможность овладения государственным языком через образовательную систему, организовывать бесплатные курсы украинского языка для взрослых и принимать позитивные меры по содействию доступа к кинофильмам и другой культурно-художественной продукции на украинском языке”.

Но дальше начинается критика. И ее – намного больше.

Среди претензий “Венецианки” есть те, которые Украина долгое время игнорировала и, вполне вероятно, продолжит игнорировать и в дальнейшем. Они касаются защиты русского языка.

Такие требования выдвигались и к языковой статье образовательного закона.

Там в украинском законодательстве появилось разделение языков меньшинств на три группы: официальные языки ЕС (это, в частности, венгерский, румынский, польский, болгарский), языки коренных народов (таким статусом в Украине обладает только крымскотатарский), а также “другие”. Именно в последнюю группу попадает русский.

“Венецианка” еще тогда критиковала такое распределение, называя его искусственным, и сейчас в целом сохранила подход. Эксперты ВК считают, что эти нормы языкового закона нужно изменить, как минимум, сократив разницу между тремя группами. В этой рекомендации, по сути, “Венецианка” встала на защиту русского языка, который по действующему законодательству получает меньше всего прав.

Но есть и изменения к лучшему.

Заметно, что в Совете Европы стали более скептически относиться к сообщениям о “притеснениях русскоязычных”.

Венецианская комиссия признала: сокращение прав русского языка по сравнению с языками других меньшинств в некоторых моментах может иметь объективное и разумное обоснование.

Это – зацепка, которую Украина наверняка использует.

Здесь стоит напомнить, как Киев отнесся к выводам ВК по образовательному закону. Тогда Украина обязалась выполнить все рекомендации “Венецианки”, которые касаются прав венгерского меньшинства, и решила проигнорировать требования, касающиеся усиления роли русского языка.

С “зацепкой” в новом решении ВК у официального Киева будут дополнительные основания избрать такую ​​тактику и сейчас.

Отдельные нормы языкового закона настолько потрясли членов ВК, что те решили говорить с Украиной даже не “рекомендациями”, а категоричными высказываниями, вроде “этого не должно быть в законе”, “это необходимо изменить”.

Это, к примеру, регулирование туристической отрасли, где, по мнению ВК, украинский вводится непродуманно. Далее – прямое цитирование вывода:

“Согласно статье 23.8, языком туристических и экскурсионных услуг является государственный язык, хотя услуги могут предоставляться иностранцам или лицам без гражданства на других языках. Это является нарушением свободы выражения взглядов, закрепленной в статье 10 ЕСПЧ, а к тому же, вероятно, не помогает достичь какой-либо законной цели.

Кроме того, это положение сложно реализовать. Услуги обычно предоставляются группам туристов, где могут быть одновременно граждане и не граждане Украины. Было бы нереально надеяться, что поставщик таких услуг каждый раз будет проверять, являются ли его клиенты гражданами или нет и не отвечать на вопросы на другом языке, заданные клиентом, который является гражданином.

Человек не должен нести наказание за это”.

Одна из главных претензий экспертов Совета Европы к Украине – это недостаток ясности в том, как будут применяться нормы нового закона на практике и какую защиту получат языки меньшинств. В том числе из-за того, что проект закона “О меньшинства”, который Рада обязалась принять не позднее начала 2020 года, до сих пор не подан в парламент.

Один из примеров неясности, который приводит ВК, касается нормы о том, что “каждый гражданин Украины должен владеть государственным языком”. Это вообще правильная норма, отмечают в “Венецианке”. “Однако не совсем понятно, какие последствия ждут граждан, которые не выполняют это требование”.

По мнению экспертов ВК, в ряде случаев закон о языках позволяет даже привлекать людей к уголовной ответственности без четко прописанных оснований.

“Уголовные положения закона должны быть максимально четкими и однозначными и предсказуемыми в их применении. Действующий закон содержит положения, которые не соответствуют этим стандартам…

Учитывая указанные выше замечания, Комиссия рекомендует законодателю рассмотреть возможность отмены механизма подачи жалоб и санкций, установленного Законом, или по крайней мере ограничить его…

” – говорит вывод, напоминая, что нечетко выписанные нормы уголовного права сами по себе являются нарушением, за которое государство может понести ответственность.

Так, наказанные за нарушение “языкового закона” граждане, вероятно, будут иметь основания обратиться в ЕСПЧ и получить от Украины компенсацию.

Отдельный блок претензий касается применения языков меньшинств государственными должностными лицами, действующими в экстренных случаях.

Венецианская комиссия приветствует то, что “в сфере здравоохранения, медицинской помощи и медицинских услуг” закон позволяет по просьбе лица предоставлять услуги не на государственном языке. Но вывод ВК поднимает вопрос: почему речь идет только о медицине?

“Такую же возможность следует предоставить всем службам, которые работают в чрезвычайных ситуациях, представляющих угрозу для жизни, физического или психического состояния людей, например службы спасения, пожарных и т.д.

Сюда также следует отнести учреждения для пожилых людей, которые не обязательно представляют собой медицинские учреждения – поскольку такие люди часто относятся к меньшинствам и могут не владеть на достаточном уровне украинским”, – говорится в выводах “Венецианки”.

Так же (и вполне уместно) ВК отмечает, что иногда есть потребность общаться не только на украинском языке с правоохранителями или даже представителями армии.

И здесь уместно вспомнить неславянские венгерское и румынское меньшинства, представителям которых (особенно взрослым и пожилым людям) может быть объективно сложно овладеть украинским языком.

Нет никаких сомнений, что Будапешт обратит внимание на этот и следующие пункты.

“Венецианка” отмечает, что в районах компактного проживания таких меньшинств (в том числе в венгерских городах и селах) “госслужащие могли бы предоставлять государственные услуги, особенно те, что касаются чрезвычайных ситуаций, как на украинском, так и на языках меньшинств”. ВК также напомнила, что это – обязательства Украины в рамках конвенций Совета Европы.

А еще, по мнению ВК, закон устанавливает слишком жесткие требования для политических партий и объединений граждан, обязывая их принимать свои решения исключительно на украинском языке.

“Эта обязанность является ограничением свободы ассоциаций, что влечет за собой право на самоорганизацию.

Такое ограничение служит законной цели общественного порядка, поскольку делает возможным наблюдение государственными органами за деятельностью партий, ассоциаций и других юридических лиц… Однако термин “учредительные документы и решения” неясен..

. Это требование должно ограничиваться только теми документами и решениями, которые касаются публичных функций”, – говорится в решении ВК.

Наконец, стоит выделить претензии “Венецианки” по поводу ограничения языка масс-медиа, которых в решении немало.

Языковой закон ужесточает требования к языковым квотам, увеличивая долю украинского языка для национальных и региональных вещателей с 75 до 90 процентов, а для местных вещателей – с 60 до 80 процентов.

“Поскольку эти положения применяются и к частным телерадиокомпаниям, они ограничивают право на свободу выражения и право лиц, принадлежащих к национальным, религиозным и языковым меньшинствам, на использование собственного языка или культуры… Они оставляют очень мало места для использования языков меньшинств”, – считает “Венецианка”, отмечая, что это решение нарушает положения ряда международных конвенций, участником которых является Украина.

Также ВК выступает против обязательства, наложенного на печатные средства массовой информации, о выпуске также украиноязычной версии.

* * * * *

Это – не полный перечень претензий и замечаний к украинскому закону, изложенных в решении Венецианской комиссии. Но даже этого достаточно, чтобы быть уверенным: просто так закрыть глаза на эти рекомендации украинская власть не сможет (слишком большим и порой очень обоснованным будет международное давление). И, вероятно, не только не сможет игнорировать вывод ВК, но и не захочет.

Итак, в ближайшее время вполне вероятно появление проекта закона об изменении языкового законодательства.

За его содержанием надо следить. В частности, для того, чтобы после правки закон не стал разбалансированным в другую сторону и не потерял свою нынешнюю главную цель, которую Венецианская комиссия на этот раз отдельно и несколько раз похвалила – это цель защиты государственного языка, у которого до сих пор в течение нескольких десятилетий не было достойной поддержки.

В отличие от русского языка, у которого такой поддержки было предостаточно.

Сергей Сидоренко,

редактор “Европейской правды”

Источник: https://www.eurointegration.com.ua/rus/articles/2019/12/6/7103953/

Названы главные законы 2019 года, которые изменят нашу жизнь

Действительно ли есть закон

Во время длинных новогодних каникул в России вступят в силу около пятидесяти новых законов. Сегодня мы расскажем о некоторых из них, которые много обсуждали в период их разработки и принятия. Также эксперт “Российской газеты”, практикующий юрист Денис Зайцев назвал четыре, на его взгляд, важнейших закона 2019 года, которые изменят жизнь россиян.

В январе вводится новый сервис платежной системы Банка России, так называемый сервис быстрых платежей. Об этом говорится в Указании Банка России от 29.10.2018 N 4949-У.

Названы наименее закредитованные регионы России

Система позволит мгновенно переводить денежные средства между клиентами как одного, так и разных банков по номеру телефона, адресу электронной почты, через мессенджеры и социальные сети. Как ранее писала “Российская газета”, тариф оператора сервиса для банков не превысит шести рублей за операцию, также предусмотрен льготной период.

Перечень тарифов на услуги Банка России в сервисе быстрых платежей можно посмотреть здесь.

Бизнес застрахуют от банкротства банков

С 1 января средства малых предприятий (юрлиц) будут застрахованы. Об этом говорится в Федеральном законе от 3 августа 2018 г. N 322-ФЗ. Отмечается, что система страхования банковских вкладов распространится на деньги малых предприятий.

Таким образом, бизнесмены, хранящие средства компании в банке, смогут вернуть до 1,4 миллиона рублей, если кредитная организация обанкротится.

Как уже сообщалось в “Российской газете”, под действие закона попадут почти три миллиона малых предприятий, а общая сумма страхового покрытия составит около двух триллионов рублей.

Размер пособия по безработице вырастет почти в два раза

В России вырастут пособия по безработице. Об этом говорится в Постановлении Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2018 г. N 1375 г.

Москва “О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2019 год”. Минимальный размер пособия составит 1500 рублей (до этого было 850 рублей), максимальная – 8 тысяч рублей (4900 рублей).

Для граждан предпенсионного возраста коридор значения – от 1500 до 11280 рублей.

Минтруду предложили расширить список профессий для женщин

Кроме того, с 1 января пособия будут выплачиваться в первые три месяца в размере 75 процентов среднемесячного заработка, а в следующие три месяца – в размере 60 процентов, но не выше установленной максимальной величины пособия и не ниже минимальной величины.

Россияне станут выходить на пенсию позже

С 1 января меняется пенсионное законодательство.

Об этом говорится в Федеральном законе от 3 октября 2018 года № 350-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий”.

В документе отмечается, что процесс изменения будет поэтапным – с 2019 года по 2028 год. В конечном итоге на пенсию граждане России будут выходить позже: мужчины – в 65 лет, женщины – в 60 лет. Сейчас, соответственно, 60 и 55 лет.

Как увеличить пенсию за счет “приобретенных” баллов

Изменение пенсионного законодательства в 2019 году затронет мужчин, которым в следующем году исполнится 60 лет, и женщин, которым будет 55 лет.

Для этих граждан предусмотрен выход на пенсию на 6 месяцев позже указанного возраста, то есть в 60,5 лет мужчинам и в 55,5 лет – женщинам. Те, кто достигнет возраста 55, 60 лет (женщины и мужчины соответственно) в 2020 году, уйдут на пенсию спустя 1,5 года.

И только c 2028 года мужчины будут выходить на пенсию в 65 лет, женщины – в 60 лет.

Изменение пенсионного законодательства не затронет нынешних пенсионеров. Все пенсионные выплаты и льготы будут производиться для них, как и раньше.

В январе граждан ждет прибавка к пенсии

С 1 января страховые пенсии неработающих пенсионеров вырастут на 7,05 процента. Таким образом, пенсия в среднем по России составит 15,4 тысячи рублей (сейчас 14,4 тысячи рублей). Будут увеличены и социальные пенсии – на 2,4 процента. После повышения среднегодовой размер такой пенсии составит 9,2 тысячи рублей.

Работодатель оплатит путевку в санаторий

С 1 января 2019 года организации смогут оплачивать своим сотрудникам затраты на отдых в России до 50 тысяч рублей и снизить на сумму этих расходов налогооблагаемую базу налога на прибыль. Это предусматривает Федеральный закон от 23 апреля 2018 г. N 113-ФЗ “О внесении изменений в статьи 255 и 270 части второй Налогового кодекса Российской Федерации”.

Названы самые популярные достопримечательности России

Компенсация касается не только самих работников. Расходы, говорится в законе, “на оплату услуг по организации туризма, санаторно-курортного лечения и отдыха на территории Российской Федерации” также могут быть компенсированы супругам работников, их родителям, родным и приемным детям до 18 лет, а также детям до 24 лет, если они обучаются на дневных отделениях.

Невозвратные билеты будут продавать в поездах

С первого января на поездах дальнего следования будут продавать невозвратные билеты. Об этом говорится в Федеральном законе от 18 апреля 2018 г.

N 73-ФЗ “Федеральный закон О внесении изменений в статью 83 Федерального закона “Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации”. Он будет стоить дешевле обычного билета, но вернуть его пассажир сможет только в четырех случаях. Первый – если пассажир внезапно заболел.

Второй – если умер кто-то из членов семьи. Третий – если пассажир получил травму. Четвертый – если отправление поезда было отменено.

Как уже писала “Российская газета”, невозвратные билеты можно будет взять только в купе, сидячие вагоны, вагоны люкс и СВ.

Выбор юриста

Специально для “Российской газеты” Денис Зайцев, руководитель налоговой практики юридической компании BMS Law Firm, выделил четыре закона, вступающих в силу в 2019 году. И оценил их влияние на жизнь россиян.

Ставка НДС станет выше

С 1 января 2019 года ставка НДС повышается с 18 до 20 процентов (это не коснется товаров социального назначения, а также лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения, которые сохранят льготную ставку в 10 процентов). Об этом говорится в Федеральном законе от 3 августа 2018 г. N 303-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах”.

Для бизнеса это в первую очередь дополнительные расходы на переоборудование программного обеспечения, настроенного на прием платежей по прежней ставке, и увеличение суммарных требований при спорах с налоговыми органами. Но в связи с тем, что это косвенный налог, его непосредственное повышение больше отразится на потребителях, так как цены на товары увеличатся.

Сельхозпроизводители с 2019 года начнут платить НДС

На фоне падения курса рубля и уровня реальных доходов населения это может привести к снижению покупательской способности граждан. “По оценкам Банка России, диапазон вклада НДС в инфляцию с учетом всей совокупности факторов достаточно широк и составляет от 0,6 до более 1,5 процентного пункта”, говорится в августовском докладе ЦБ “Об оценке влияния повышения основной ставки НДС на инфляцию”.

Плюсом может стать позитивное влияние на экономику РФ в будущем, так как полученные таким образом средства предполагается направить на развитие здравоохранения, образования, науки, экологии и т.д.

Если власти смогут использовать деньги эффективно, то в долгосрочной перспективе это станет драйвером роста экономики России, что приведет и к благоприятным последствиям для населения: рост доходов, повышение уровня медицины, образования и так далее.

Понятие “дача” юридически упразднят

С 1 января 2019 года вступает в силу закон № 217-ФЗ “О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ”, упраздняющий само понятие “дачное хозяйство”.

Теперь вместо девяти организационных форм объединений дачников останутся две: садоводческие и огороднические товарищества. Соответственно, вместо дач будут участки, предназначенные для садоводства или огородничества.

В целом, это правильное решение, так как слишком много организационных форм приводило к путанице.

При досрочной оплате взносов дачники получат скидку

Для граждан самым важным является не сам факт упразднения дачных хозяйств, а то, что на садовых участках можно будет возводить капитальные строения. Значит, в жилых домах можно оформить постоянную регистрацию – так желаемую многими “прописку на даче”.

В теории это возможно и сейчас, но процедуру обещают намного упростить после вступления закона в силу. Стоит учитывать, что на участках для огородничества возводить капитальные строения нельзя.

Поэтому при покупке земли и дома теперь надо обращать внимание на вид разрешенного использования земельного участка, чтобы впоследствии не возникло проблем со строительством и регистрацией.

Самозанятые станут платить налоги

С 1 января 2019 года в четырех регионах России – Москве, Московской и Калужской областях, Республике Татарстан – вводится экспериментальный налоговый режим для самозанятых граждан.

Об этом говорится в Федеральном законе от 27 ноября 2018 г. N 422-ФЗ. Если он будет успешным, его действие распространят и на другие территории.

Предполагается, что граждане будут регистрироваться в налоговых органах с помощью специального приложения “Мой налог”.

Силуанов допустил введение моратория на проверки самозанятых

Ставка налога равна 4 процентам для тех, кто работает (продает товары и услуги) с гражданами, 6 процентов – для тех, кто работает с юридическими лицами. Причем платить страховые взносы не нужно. Новый налоговый режим будет способствовать выходу из тени самозанятых граждан.

На это надеются инициаторы закона. Эксперты, правда, сомневаются, предполагая, что, скорее всего, большинство самозанятых проигнорирует нововведение.

В то же время это благоприятный закон для граждан, так как при желании они смогут законно осуществлять деятельность “на себя”, которая не является предпринимательством.

Дольщики получат страховку от обмана застройщиков

С 1 июля 2019 года застройщики переходят на эскроу-счета, на которые дольщики будут класть деньги при заключении договора участия в долевом строительстве.

Это означает, что застройщики будут использовать для строительства домов банковские кредиты, а доступ к средствам дольщиков смогут получить только после введения здания в эксплуатацию.

Предполагалось, что это коснется только тех домов, квартиры в которых будут проданы после 1 июля 2019 года.

Минстрой повысил стоимость жилья для 12 регионов

В связи с этим застройщики начали массово получать разрешения на строительство и заключать договоры в отношении проектов, которые пока существуют только в теории.

Чтобы эту практику прекратить, депутаты предложили сделать обязательным переход на эскроу-счета с 1 июля 2019 года для всех проектов.

Исключения определит Минстрой, который позволит достраивать по старой схеме “реальные” проекты. 18 декабря эти поправки прошли второе чтение в Госдуме.

С одной стороны, цены на объекты действительно могут вырасти, так как застройщики просто не успеют “перенастроиться” на новый режим работы. Но, скорее всего, это будет временное повышение цен, так как в дальнейшем на фоне конкуренции они снова понизятся.

С другой стороны, переход на эскроу-счета – правильный шаг для долевого строительства. Проблема обманутых дольщиков для России стоит очень остро, а все предыдущие попытки ситуацию исправить не решили проблему кардинально.

Поэтому решение ограничить доступ застройщика к средствам дольщиков – это та мера, которая не позволит эти деньги потратить на сторонние цели.

К тому же банки будут строже проверять и компании, и проекты, так как они будут рисковать своими средствами, что приведет к уходу с рынка сомнительных застройщиков. В целом, это положительные изменения для сферы строительства.

Подробнее о законах, вступающих в силу в январе, читайте в номере “Российской газеты” 9 января 2019 года.

Источник: https://rg.ru/2018/12/25/nazvany-glavnye-zakony-2019-goda-kotorye-izmeniat-nashu-zhizn.html

Юр-решение
Добавить комментарий