Что делать, если страховая компания требует денег за возмещение ущерба потерпевшей стороне?

Что делать виновнику ДТП,чтобы не пришлось платитьиз своего кармана?

Что делать, если страховая компания требует денег за возмещение ущерба потерпевшей стороне?

При оформлении ДТП нужно учитывать все тонкости отечественного страхового законодательства, иначе придётся возмещать ущерб из своего кармана. Этого легко избежать при соблюдении ряда простых рекомендаций. Итак, что следует предпринять, чтобы не пришлось самостоятельно оплачивать ремонт машины пострадавшего?

Можно покинуть место происшествия без оформления документов, но только когда есть пострадавшие, которым требуется экстренная медицинская помощь. Если состояние травмированного человека не позволяет дождаться медиков, следует самостоятельно доставить его в больницу любым доступным способом, а затем вернуться на место аварии.

Факт перевозки пострадавшего в больницу должен быть подтвержден документально. Для этого нужно взять соответствующую справку в медицинском учреждении.

Если в процессе транспортировки пришлось прибегнуть к услугам такси, в дополнение к справке от медиков следует приложить документы, подтверждающие оплату поездки.

В остальных случаях оставление места происшествия будет расцениваться как нарушение ПДД. Конечно же, это не повод для отказа в возмещении ущерба, так что потерпевший всё равно получит страховое возмещение. Однако впоследствии страховщик непременно предъявит виновнику аварии регрессное требование.

При оформлении дорожного происшествия в соответствии с условиями «Европротокола» виновнику аварии необходимо незамедлительно связаться со своей страховой компанией. При этом следует узнать, как именно можно направить страховщику заполненное извещение о ДТП. По закону на передачу этого документа отводится пять рабочих дней (кроме выходных праздников).

При нарушении упомянутого условия страховая компания получает право на взыскание с виновника аварии всей суммы возмещения, выплаченного пострадавшему. Если не удается дозвониться до менеджеров или они избегают контакта, следует переслать извещение заказным письмом (с уведомлением и описью вложений).

Страховая компания вправе осмотреть не только машину пострадавшего, но и транспорт виновника дорожного происшествия. При этом менеджеры обязаны организовать осмотр в течение пятнадцати дней с момента аварии (кроме выходных праздников). Если отремонтировать машину раньше, страховщик получает право на регресс.

В некоторых случаях страховая компания может счесть осмотр автомобиля виновника аварии напрасной тратой времени. При этом не стоит полагаться на устные заверения менеджеров. Ремонтировать машину раньше упомянутого срока можно только после получения письменного разрешения от страховой компании.

Порой столкновение транспортных средств обходится без видимых повреждения каких-либо деталей. Как правило, после такого события водители предпочитают просто разъехаться.

При этом всегда есть риск, что другой водитель вернется на место аварии и обратится в ГИБДД.

Если машина второго участника аварии получила скрытые повреждения, подобная ситуация может обернуться серьёзными проблемами со страховой компанией.

Чтобы гарантированно обезопаситься от возможного регресса, следует получить расписку об отсутствии имущественных претензий вследствие дорожного происшествия.

При этом в документе должна быть указана следующую информацию:

  1. Время, дата, координаты места аварии.
  2. Марка, модель и регистрационный знак каждой машины.

Также нужно указать сведения обо всех участниках инцидента. При возникновении разногласий между водителями такой документ поможет доказать, что действия виновника аварии были согласованы с пострадавшим.

Кроме того, расписка понадобится при оформлении происшествия по «Европротоколу». В такой ситуации максимальная выплата составляет пятьдесят тысяч рублей, а весь ущерб сверх этой суммы возмещает водитель-виновник. Как известно, всегда есть риск ошибки при оценке размера ущерба на месте аварии.

Соответственно, в такой расписке должна быть фраза «не имею финансовых претензий к виновнику ДТП в части, превышающей пятьдесят тысяч рублей». Наличии этого документа позволит без опасений оформить происшествие в рамках «Европротокола».

Если стоимость ремонта превысит размер максимальной выплаты по ОСАГО , недостающую сумму оплачивает виновник аварии (если у него нет полиса ДСАГО). При малейших сомнениях относительно итоговой стоимости ремонта машины пострадавшего нужно непременно поддерживать с ним связь.

Это позволит заблаговременно узнать о необходимости дополнительных затрат. Естественно, расходы потерпевшего должны быть подтверждены заключением независимого эксперта. В любом случае стоит перепроверить заключение экспертизы на предмет ошибок.

Иногда для завышения размера ущерба оценщики включают в отчёт лишние детали или используют прочие хитрости. Конечно же, можно оспорить такое заключение в судебном порядке, что позволит уменьшить расходы на компенсацию ущерба сверх максимальной выплаты по договору ОСАГО.

Последний совет вряд ли поможет виновнику ДТП, но нельзя его не коснуться, ведь это одно из оснований для регресса. Речь о достоверности сведений при оформлении электронного полиса ОСАГО. Если автовладелец при заключении договора через Интернет указал в анкете заведомо ложные сведения, которые привели к занижению платежа, то страховая компания вправе предъявить регресс.

Например, некий гражданин застраховался по ОСАГО через сайт страховой компании. При этом он занизил мощность двигателя своего автомобиля. Некоторое время спустя гражданин спровоцировал дорожную аварию. В такой ситуации его страховая компания оплатит восстановление транспорта пострадавших, а затем потребует у виновника ДТП компенсации понесённых расходов.

Чтобы избежать подобной ситуации, нужно тщательно проверить достоверность сведений в полисе и заявлении ещё на стадии оформления страховки.

Источник: https://www.inguru.ru/kalkulyator_osago/stat_stal_vinovnikom_dtp

С виновника дтп могут потребовать деньги даже, когда есть автогражданка

Что делать, если страховая компания требует денег за возмещение ущерба потерпевшей стороне?

«И зачем мне такая страховка, если я еще и оказалась в должниках?!»

– В августе прошлого года я стала виновником ДТП. Пострадавших, к счастью, не было. Приехали сотрудники ГАИ, составили протокол, через неделю я уплатила штраф и думать забыла про эту ситуацию, – рассказывает свою ситуацию читательница.

Вполне логично, ведь именно для таких ситуаций и придумали полис гражданской ответственности владельцев транспортных средств, в народе – автогражданку. Вы покупаете страховку, а страховая компания берет на себя определенный риск.

Если вы принесете ущерб имуществу или здоровью пострадавшего, то страховая компания обязуется его возместить. Конечно, не в полном объеме, а в пределах установленного лимита (сейчас действует норма – 10 тысяч евро).

Свою же машину вы будете чинить сами, если, конечно, у вас нет полиса КАСКО. Казалось бы, все просто. Но не тут-то было!

– Через полгода мне позвонили сотрудники одной столичной фирмы. Ей принадлежит машина, с которой я столкнулась. Оказывается, по автогражданке они получили не полное возмещение ущерба.

Им выплатили около 10 млн. рублей, а на ремонт фирма потратила около 12 млн. Недостающие 2 млн. белорусских рублей мне предложили выплатить самостоятельно, – продолжает историю девушка.

– Но ведь лимит страховки не исчерпан!

При встрече учтивый сотрудник фирмы показал нашей героине документы о том, какие повреждения были зафиксированы в машине экспертом страховой компании, счета-фактуры на оплату ремонтных услуг, бланки о переводе денег из страховой компании. Действительно, все сходилось: сумма в 2 млн. рублей повисла в воздухе.

– Эти деньги мне предложили вернуть добровольно, сказали даже, что можно написать расписку и выплатить всю сумму частями. В страховой компании же мне сказали, что деньги выплатили с учетом износа автомобиля. Проще говоря, с учетом его возраста. А остальные деньги страховая компания имеет право не платить по закону. Какой же тогда смысл автогражданки, если я еще и в должниках оказалась?!

Как выяснилось, подобные истории – далеко не редкость.

Например, на одном из интернет-форумов один из водителей-виновников ДТП рассказал, что ему вообще пришло письмо из страховой компании потерпевшего! Ситуация примерно такая же: потерпевший в ДТП Иванов получил полное возмещение ущерба по полису Каско в страховой компании N.

После этого страховая компания N обратилась в страховую компанию М, в которой виновник ДТП застраховал свою гражданскую ответственность. Страховая компания М выплатила страховой компании N только часть денег – 1,5 млн. рублей из 2,4 млн. рублей. Остальное предложили доплатить виновнику аварии.

«Комсомолка» решила разобраться, кто же прав в этой ситуации и как быть, если вам пришло письмо с требованием «доплатить недостающую сумму»?

ЗВОНОК В СТРАХОВУЮ КОМПАНИЮ

«Страховой выплаты должно хватить на ремонт машины»

– В последнее время подобные случаи происходят довольно часто. И всегда это шок для наших клиентов, – пояснил специалист отдела по транспортному страхованию одной из белорусских компаний.

– Почему так происходит? Дело в том, что по полисам страхования гражданской ответственности мы производим все выплаты и начисления в соответствие с нормами законодательства (указ президента №530 от 25.08.2006 года. – Ред.), а не по фактическим затратам на ремонт и с учетом износа автомобиля.

И тарифы эти абсолютно реальные, за эти деньги можно починить машину. Условно говоря, у машины в аварии повреждено крыло 10-летнего автомобиля. Эксперт делает заключение, что его нужно заменить, и оценивает ущерб в определенную сумму.

Но человек едет на дорогой сервисный центр и ставит там новое крыло в два раза дороже! А ведь мог бы обойтись бэушным. А если машина куплена в салоне и обслуживается в фирменном центре, то ремонт тоже будет дороже, хотя это не значит, что он будет хуже того, что сделают на СТО, которые рекомендует страховая компания.

БУДЬ В КУРСЕ!

Когда автогражданка не поможет виновнику аварии

Законом определены случаи, когда страховая компания вообще не будет выплачивать по полису автогражданки ни копейки. Не будет страховым случаем ситуация, если:

– вред жизни, здоровью или имуществу был причинен умышленно;

– ДТП не было зарегистрировано в ГАИ;

– машина использовалась в спортивных соревнованиях, гонках, тренировках;

– вред был причинен в результате военных действий, народных волнений, забастовок и так далее.

Кроме того, страховая компания имеет право выставить регрессный иск (то есть вернуть деньги, которые она выплатила пострадавшему), если:

– виновник ДТП управлял машиной в состоянии алкогольного опьянения;

– у виновника ДТП не было водительских прав;

– ДТП было совершено на угнанной машине.

(Полные правила автогражданки можно прочитать в Положении о страховой деятельности, утвержденном указом №530 от 25 августа 2006 года или уточнить в своей страховой компании).

ЕСТЬ ВОПРОС

Перестанет ли действовать страховка после ДТП?

– Страховой полис у виновника ДТП не аннулируется и продолжает действовать до того срока, на который вы его заключили, – пояснили в страховой компании. – Однако лимит ответственности (максимальная сумма, которую могут выплатить потерпевшему) в случае, если произойдет очередное ДТП, будет уменьшена на сумму выплаты по первому ДТП.

КОММЕНТАРИЙ ЮРИСТА

«Если лимит страховки не превышен, волноваться не стоит»

На вопросы отвечает Директор ООО «Юридическая группа «ВЕРДИКТ БАЙ» Илья Латышев:

– На каком основании потерпевший может потребовать возмещение ущерба с виновника ДТП? В каком случае виновник обязан эти деньги возместить?

Таких оснований два. Первое – если у виновника ДТП и у потерпевшего отсутствуют договоры обязательного страхования ответственности. Второе – если размер причиненного вреда превышает лимит ответственности страховой компании (в этом случае виновник ДТП обязан возместить разницу).

– Может ли страховая компания виновника выплатить не всю сумму ущерба?

Страховая компания выплачивает потерпевшему ущерб, причиненный его транспортному средству, в том размере, который определит специалист по оценке транспортных средств.

И на практике наиболее типичной является ситуация, когда специалист по оценке определяет ущерб в одном размере, а потерпевший считает, что на самом деле ущерб больше (либо тратит на ремонт больше денег, чем выплатила страховая компания). Именно тогда и возникает соблазн обратиться к виновнику ДТП и потребовать доплатить разницу.

Обращаться по этому вопросу в страховую компанию люди не рискуют, т.к. понимают, что получить доплату от человека (причем очень часто не сведущего в юридических вопросах) будет намного проще и быстрее, чем от страховой компании, имеющей штат профессиональных юристов.

– Так что же делать виновнику ДТП, если к нему обращается потерпевший и предлагает добровольно, в рассрочку возместить ущерб (недостающую сумму), но при этом лимит по страховому полису не превышен? Как себя вести при подобных звонках?

Я бы рекомендовал для начала просить потерпевшего изложить свои требования в письменном виде со ссылкой на законодательство. Думаю, что на этом этапе отсеются требования 90% потерпевших. По требованиям тех потерпевших, которые изложат их письменно, можно будет разбираться и письменно же отказывать.

Основание для отказа – норма законодательства о том, что потерпевший или его наследник вправе предъявить причинителю вреда иск о возмещении вреда на сумму, превышающую установленные лимиты ответственности в случае, если сумма возмещения вреда превышает эти лимиты.

То есть в ситуации, когда лимиты ответственности не превышены, требовать доплаты с виновника ДТП потерпевший не имеет права. Он может обратиться в страховую компанию, оспорить размер оценки ущерба.

Если на уровне страховой компании он не встретит согласия со своей позицией, то может подавать иск в суд и отстаивать свою позицию там.

– Как себя вести, если пришел вызов в суд (например, можно ли не идти, а написать заявление, чтобы страховую компанию привлекли как соответчика)?

Не ходить в суд – не самая лучшая тактика. Если приходит повестка из суда, то я бы рекомендовал обратиться к хорошему адвокату и отстаивать свои права с его помощью. Что касается страховой компании, то ее в любом случае необходимо привлекать в процесс и «переводить стрелки» на нее.

– Могут ли взыскать с виновника ДТП утрату товарной стоимости автомобиля потерпевшего?

В белорусском законодательстве отсутствует определение понятия «утрату товарной стоимости», есть только норма о том, что страховая компания не возмещает потерпевшему моральный вред, упущенную выгоду либо утрату товарной стоимости транспортного средства.

Поэтому потерпевший может требовать взыскания суммы, на которую, по его мнению, уменьшилась товарная стоимость автомобиля, с виновника ДТП. И суд теоретически может взыскать эту сумму, если потерпевший докажет, что утрата товарной стоимости автомобиля является его убытками.

– Как поступать в следующей ситуации: потерпевший в ДТП получил деньги по полису КАСКО, его страховая компания обратилась в страховую компанию виновника и по автогражданке получила часть денег. недостающую часть денег страховая компания виновника требует от виновника ДТП.

По этой ситуации скажу так.

У нас есть четкое правило, что если у потерпевшего есть страховка КАСКО, а у виновника ДТП – «автогражданка», то потерпевший сначала получает выплату по автогражданке от страховой компании виновника ДТП, а потом уже – выплату по КАСКО от своей страховой компании. Причем выплата по КАСКО идет в пределах разницы между суммой, полученной по автогражданке, и суммой, начисленной по КАСКО.

Страховая компания виновника ДТП может требовать от него возмещения ей выплаченной суммы (так называемый «регресс») только в строго определенных случаях. Например, если виновник ДТП совершил ДТП умышленно, если он был в состоянии алкогольного опьянения или «под кайфом», если он совершил ДТП на угнанном автомобиле и т.д.

В иных случаях – и под такие случаи подпадает большинство ДТП – страховая компания не имеет права регресса к виновнику ДТП. В этом и состоит суть страхования: человек платит страховой компании за то, что риск возмещения причиненного им ущерба несет именно страховая компания без возможности по общему правилу перевыставить эти деньги на него.

Источник: https://www.kp.by/daily/24438/604719/

Страховая хочет взыскать с меня деньги, что делать?

Что делать, если страховая компания требует денег за возмещение ущерба потерпевшей стороне?

Страховой полис ОСАГО рассчитан на то, чтобы возмещать убытки при ДТП потерпевшей стороне. Такой вариант удобен для водителей, однако имеет ряд нюансов. Многие автовладельцы сталкиваются с ситуацией, когда страховая компания возмещает пострадавшему убытки и начинает требовать их возврата с виновника ДТП. Для владельца актуальным становится вопрос о том, что в таких ситуациях делать.

Может ли страховая компания взыскать деньги с виновника ДТП?

Чтобы определить правомерность требований страховой компании, следует учитывать такие понятия как суброгация и регрессия. В первом случае происходит подмена плательщика — страховая компания выплачивает нужную сумму, после чего требует ее с должника.

Регрессия — это принятие на себя обязательств по выплате. Однако если будет установлено, что виновник ДТП нарушил правила дорожного движения, то есть сознательно причинил ущерб, страховая компания вправе взыскать деньги с виновника ДТП.

Основания

Требование о возмещении ущерба в порядке регресса предъявляется на основании умышленного причинения вреда. Есть определенный перечень ситуаций, когда страховые компании вправе взыскать деньги с виновника ДТП:

  • алкогольное или наркотическое опьянение, из-за которого была нарушена концентрация;
  • вождение без водительских прав или при истечении срока действия удостоверения;
  • при отсутствии записи о водителе в страховом полисе ОСАГО;
  • если виновник ДТП скрылся с места происшествия;
  • если авария произошла вне срока, указанного в полисе ОСАГО;
  • при умышленном нанесении вреда.

Однако не каждое нарушение правил дорожного движения трактуется умышленным причинением ущерба, за которое допускается взыскать деньги с виновника ДТП. Чтобы оспорить полученное уведомление, рекомендуют обратиться к юристу за консультацией и рассмотрением дела в индивидуальном порядке.

Как избежать регресса?

Избежать регресса и желания страховых компаний взыскать деньги можно следующими путями:

  • концентрация во время движения, отсутствие злоупотребления алкоголем;
  • поддержание страхового полиса ОСАГО в актуальном состоянии, без нарушения сроков;
  • наличие информации о водителе в бланке полиса ОСАГО, его отсутствие является нарушением;
  • наличие водительских прав, а также доверенности на управление указанным транспортным средством.

Не допускается и скрываться с места аварии. Такое действие расценивается как отказ от помощи пострадавшим и влечет не только штраф и лишение водительских прав, но и уголовную ответственность.

Куда обращаться?

Если страховая компания решила взыскать деньги, водителю следует внимательно ознакомиться с полученным уведомлением.

Чтобы оспорить регрессивный иск против виновника ДТП в районном суде, представляют доказательства, указывающие на отсутствие оснований для взыскания.

Таковыми могут являться протоколы с места аварии, свидетельские показания, иные документы, указывающие на невозможность применения регрессии.

Если же в уведомлении указывается на принцип суброгации, учитывают, может ли он применяться согласно заключенному договору по страхованию ОСАГО.

При его наличии страховые фирмы могут взыскать деньги с виновника ДТП. Консультация с юристом по данному вопросу поможет выявить нужные аспекты в индивидуальном порядке.

Рекомендуется всю процедуру доверить специалисту для достижения лучшего эффекта.

Как доказать невиновность?

Чтобы взыскать с виновника ДТП деньги, страховые компании направляют уведомление. Водителю следует обратить на него пристальное внимание.

Срок исковой давности, по которой страховая компания может требовать возврат денег — 3 года. Если этот период с момента аварии истек, то виновник подает ответное заявление об истечении исковой давности. На его основе дело закрывается и взыскать деньги коллекторы не могут.

Обращают внимание и на виновность в аварии. Страховая компания представляет случившееся как преднамеренное действие водителя.

Если он может представить доказательства отсутствия умышленных действий и вынужденное нарушение правил дорожного движения, взыскать с него деньги через суд сложнее.

В качестве доказательств представляют протокол с места событий, результаты тестов, иные свидетельства.

Отдельное внимание следует обратить на запрашиваемую сумму. Страховые компании редко утруждают себя точными подсчетами. Однако есть ряд аспектов, по которым общую сумму оспаривают:

  • в уведомлении указываются повреждения, за устранение которых пытаются взыскать деньги — если виновник ДТП знает, что по его вине они не могли произойти, требования подлежат обжалованию;
  • расчет ремонтных работ может быть приведен в соответствии с текущими ценами, а не стоимостью на момент их проведения;
  • во внимание не принимается износ деталей, а также их замена — взыскать деньги с виновника ДТП могут за аварийные узлы.

При получении уведомления рекомендуется сразу обращаться к специалистам. Квалифицированный юрист рассмотрит дело и порекомендует те шаги, которые если не оспорят попытку взыскать деньги, то существенно снизят выплачиваемую сумму.

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных): (8 4,13 из 5)
Загрузка…

Источник: https://classomsk.com/vzyskat/straxovaya-xochet-vzyskat-s-menya-dengi-chto-delat.html

У виновников дтп появился законный шанс избежать выплат потерпевшим за свой счет

Что делать, если страховая компания требует денег за возмещение ущерба потерпевшей стороне?

Украинские водители, ставшие виновниками ДТП, получили возможность избежать регрессных исков от страховщиков при нарушении сроков извещения об убытке по полису «автогражданки».

(Речь идет о случаях, когда страховые компании, компенсировав ущерб потерпевшим, предъявляют финансовые претензии своим клиентам — виновникам ДТП.) Это стало возможным благодаря недавнему постановлению Верховного суда Украины (ВСУ).

«ФАКТЫ» попросили страхового консультанта Леонида Кипермана рассказать о новшествах, связанных со страхованием автомобилей.

— О каком именно нарушении правил обязательного страхования идет речь в постановлении Верховного суда Украины?

— Напомню, что Закон Украины «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств» обязывает владельца полиса «автогражданки» в течение трех рабочих дней после ДТП с участием застрахованного автомобиля сообщить своей страховой компании об аварии, в ходе которой нанесен ущерб третьим лицам.

В противном случае страховщик имеет право после выплаты возмещения потерпевшему взыскать в порядке регресса (обратного требования) полную сумму компенсации со своего клиента — виновника ДТП.

Единственное исключение — если виновник ДТП документально подтвердил, что он не имел возможности своевременно известить страховщика, например, из-за того, что сам пострадал в той же аварии и находился в больнице.

Многолетний опыт страховщиков ОСАГО («автогражданки») говорит о том, что среди всех указанных в этом законе разновидностей регрессных сумм, получаемых со своих клиентов — виновников ДТП, доля средств, которые взыскиваются из-за несвоевременного уведомления об аварии, наибольшая.

Недавнее постановление Верховного суда Украины может существенно усложнить жизнь страховщикам. Постановление ВСУ было принято в связи с обращением одной из украинских страховых компаний, которая не сумела в судах трех инстанций (включая кассационную) добиться выплаты по регрессному иску, хотя не получила письменного сообщения о ДТП от своего клиента — виновника аварии.

Верховный суд постановил: если факт наступления страхового случая зафиксирован правоохранительными органами, виновник ДТП привлечен к административной ответственности, а страховщик выплатил страховое возмещение, то сам по себе факт несообщения о ДТП не может быть основанием для взыскания с виновника выплаченной суммы возмещения в порядке регресса.

Юридическая аргументация этого решения ВСУ практически полностью переписана из другого постановления.

Причем оба документа игнорируют тот факт, что закон, регулирующий отношения по ОСАГО, имеет преимущество перед прочими нормами законодательства (в частности, Гражданским кодексом Украины), о чем, кстати, четко сказано еще в одном постановлении Верховного суда, принятом в тот же день, 22 марта 2017 года, по другому актуальному вопросу «автогражданки».

— Фактически Верховный суд поощрил водителей игнорировать требование закона. Собираются ли страховщики как-то реагировать?

— Из второго постановления ВСУ можно сделать следующий вывод: если какая-то норма, связанная с «автогражданкой», прямо регулируется законом, то все прочие нормы гражданского и хозяйственного законодательства использоваться не должны.

То есть страховщик ОСАГО после проведения выплаты потерпевшему в ДТП имеет право обратиться с регрессным иском к виновнику аварии при несвоевременном получении от него сообщения о ДТП в письменной форме. Главное — не забывать ссылаться на соответствующие статьи Гражданского кодекса и закона об ОСАГО.

Тогда свою позицию можно отстоять во всех судах — до Верховного включительно.

— Насколько часто автомобилисты не информируют свою страховую компанию о ДТП?

— В среднем в 2—4 процентах случаев возмещения ущерба по «автогражданке». Конечно, здесь не учтены ДТП с участием водителей, которые, лишь бы уклониться от штрафов полиции, приобретают недействительные полисы компаний, ушедших с рынка ОСАГО.

Большинство автомобилистов знают о возможности регрессного иска и вовремя сообщают страховщикам об аварии — изначально, как правило, по телефону с использованием горячих линий. А операторы кол-центров напоминают клиентам о необходимости подачи письменного извещения о ДТП.

— На наших дорогах появилось огромное количество автомобилей с иностранными номерами. Нередко такие машины, на которых ездят наши соотечественники, попадают в ДТП. Страхуют ли украинские компании транспортные средства с иностранной регистрацией?

— Закон об ОСАГО дает полную возможность владельцу машины с иностранными номерами застраховать свою гражданскую ответственность на фактический период нахождения авто на территории Украины.

— Высоки ли шансы получить компенсацию за ущерб, причиненный машиной с зарубежными номерами?

— Если автомобиль с иностранной регистрацией фактически эксплуатируется на территории Украины и на него оформлен полис «автогражданки», то при ДТП по вине водителя этого транспортного средства страховщик по полису ОСАГО обязан выплатить возмещение потерпевшему на общих основаниях.

Если же виновник аварии — водитель автомобиля с иностранной регистрацией — оказался без страховки, то потерпевшие вправе рассчитывать на компенсацию от Моторного (транспортного) страхового бюро Украины (МТСБУ). Однако МТСБУ проведет выплату только в случае, если на дату аварии в отношении машины потерпевшего действовал свой полис ОСАГО.

— В Украине уже полгода работает система прямого урегулирования убытков (ПУУ) по «автогражданке».

Владельцы полисов компаний, поддерживающих эту услугу, могут обратиться за возмещением убытков к своему страховщику.

Компания компенсирует ущерб своему клиенту, а затем самостоятельно разбирается со страховщиком виновника ДТП. Часто ли наши водители пользуются этой возможностью?

— По данным МТСБУ, с 1 декабря 2016 года по 31 марта 2017 года возмещения на условиях прямого урегулирования получили примерно 15 процентов потерпевших, выплачено 28 миллионов 930 тысяч гривен.

https://www.youtube.com/watch?v=4h7FS8AOf38

Клиенты уже успели оценить преимущества новой системы. Страховщики, которые участвуют в системе прямого урегулирования, выплачивают компенсации быстрее. В целом средний срок возмещения убытков по ДТП, произошедшим после 1 декабря 2016 года, составляет 47 дней, а по системе прямого урегулирования — около 35 дней.

Страховая компания понимает, что, выплачивая возмещение своему клиенту, она устанавливает с ним долгосрочные отношения. Поэтому старается производить выплаты быстро и справедливо.

— Сколько страховых компаний уже присоединились к новой системе?

— Сейчас участниками добровольной системы прямого урегулирования являются всего 18 страховых компаний. Еще две вскоре могут присоединиться к проекту. В целом они охватывают около 55 процентов рынка ОСАГО в Украине.

— Знаю, что такая система давно и успешно действует за рубежом. Украинские клиенты ее тоже оценили по достоинству. Почему же многие страховщики не спешат присоединиться к ней и она «пробуксовывает»?

— Многих страховщиков сдерживают жесткие требования к платежной дисциплине членов пула. Все его участники перечисляют средства в гарантийный фонд, из которого впоследствии происходят взаиморасчеты между компаниями.

Процедуры проводятся автоматически, а за пополнением фонда следит МТСБУ. Если страховая компания нарушает платежную дисциплину, то сумма необходимого взноса увеличивается вдвое.

При повторном нарушении рассматривается вопрос об исключении компании из системы.

Страховщики, сроки выплат которых по полисам ОСАГО значительно больше, чем у участников системы прямого урегулирования, не стремятся примкнуть к ней, чтобы не ухудшить свой рейтинг.

Думаю, конкуренция на рынке «автогражданки» постепенно усилит желание страховых компаний присоединиться к системе ПУУ.

— При введении механизма прямого урегулирования убытков руководство МТСБУ утверждало, что система не повлияет на стоимость полиса ОСАГО. Однако появилась информация, что за новый сервис приходится дополнительно платить до 300 гривен. Возможно, удорожание полиса тоже отрицательно влияет на популяризацию системы?

— Никакого удорожания полисов ОСАГО в связи с введением механизма ПУУ не произошло. Но некоторые компании вывели на рынок договоры добровольного страхования наземных транспортных средств (КАСКО) с наименованиями, похожими на термин «Прямое урегулирование». Страховой платеж по ним и составляет упомянутые 300 гривен (или около того).

Читайте нас в Telegram-канале, и

Источник: https://fakty.ua/237937-u-vinovnikov-dtp-poyavilsya-zakonnyj-shans-izbezhat-vyplat-poterpevshim-za-svoj-schet

Потерпевшим в ДТП на заметку: новая судебная практика взыскания с виновника ДТП ущерба сверх страхового возмещения без учета износа деталей и запчастей

Что делать, если страховая компания требует денег за возмещение ущерба потерпевшей стороне?

Многие автомобилисты, которые понесли убытки в результате дорожно-транспортного происшествия, сталкиваются с невозможностью добиться возмещения причиненного ущерба в полном объеме даже в судебном порядке.

Устоявшаяся практика судов

В случае, когда страховое возмещение недостаточно для того, чтобы полностью возместить причиненный вред, потерпевший вправе обратиться в суд с требованием к виновнику ДТП о возмещении разницы между страховым возмещением и фактическим размером ущерба.

Однако, до недавнего времени такая схема зачастую работала только в теории, когда как на практике возмещение ущерба в полном объеме было практически невозможно. Разница между реальным ущербом и страховым возмещением может составлять десятки тысяч рублей.

Суды при рассмотрении таких споров указывали, что расчет стоимости восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства для целей определения размера ущерба, возмещаемого причинителем вреда, осуществляется в соответствии с методикой, которая в свою очередь предусматривает расчет причиненного ущерба с учетом износа деталей и запчастей.

Указанную позицию судов закрепил и Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016 г.

Вместе с тем, указанный подход судов не отвечает требованиям действующего законодательства, вытекающим из деликтных обязательств причинителя вреда.

Так в силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Исходя из этого, лицо, которое понесло убытки в результате повреждения имущества третьими лицами, может в силу закона рассчитывать на восстановление своих нарушенных прав.

Применительно к случаю причинения вреда транспортному средству это означает, что в результате возмещения убытков в полном размере потерпевший должен быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы его право собственности не было нарушено, то есть ему должны быть возмещены расходы на полное восстановление эксплуатационных и товарных характеристик поврежденного транспортного средства.

Новый взгляд суда на существующую проблему

В марте 2017 года Конституционный суд РФ, решения которого обязательны для всех судов на территории Российской Федерации, выразил позицию, в корне изменившую положение дел в случае взыскания ущерба, причиненного потерпевшему в результате ДТП.

Конституционный Суд РФ разъяснил, что институт обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, введенный в действующее законодательство с целью повышения уровня защиты прав потерпевших при причинении им вреда при использовании транспортных средств иными лицами, не может подменять собой институт деликтных обязательств, регламентируемый главой 59 ГК Российской Федерации, и не может приводить к снижению размера возмещения вреда, на которое вправе рассчитывать потерпевший на основании общих положений гражданского законодательства.

При этом, “Единая методика определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства” обязательства вследствие причинения вреда не регулирует.

Следовательно, потерпевший при недостаточности страховой выплаты на покрытие причиненного ему фактического ущерба вправе рассчитывать на восполнение образовавшейся разницы за счет лица, в результате противоправных действий которого образовался этот ущерб, путем предъявления к нему соответствующего требования.

Соответственно, при исчислении размера расходов, необходимых для приведения транспортного средства в состояние, в котором оно находилось до повреждения, и подлежащих возмещению лицом, причинившим вред, должны приниматься во внимание реальные, т.е.

необходимые, экономически обоснованные, отвечающие требованиям завода-изготовителя, учитывающие условия эксплуатации транспортного средства и достоверно подтвержденные расходы, в том числе расходы на новые комплектующие изделия (детали, узлы и агрегаты).

Как следует из постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», если для устранения повреждений имущества истца использовались или будут использованы новые материалы, то за исключением случаев, установленных законом или договором, расходы на такое устранение включаются в состав реального ущерба истца полностью, несмотря на то что стоимость имущества увеличилась или может увеличиться по сравнению с его стоимостью до повреждения.

Поскольку полное возмещение вреда предполагает восстановление поврежденного имущества до состояния, в котором оно находилось до нарушения права, в таких случаях — притом что на потерпевшего не может быть возложено бремя самостоятельного поиска деталей, узлов и агрегатов с той же степенью износа, что и у подлежащих замене, — неосновательного обогащения собственника поврежденного имущества не происходит, даже если в результате замены поврежденных деталей, узлов и агрегатов его стоимость выросла.

Впоследствии из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016 г.), был исключен пункт 22, который закреплял противоречащую принципам действующего законодательства позицию судов.

Новая практика

После изложения Конституционным Судом РФ своей позиции относительно порядка определения размера причиненного в результате ДТП ущерба мы начали активно применять данную позицию на практике.

В нашем архиве уже имеются положительные решения о взыскании с виновника ДТП ущерба сверх страхового возмещения без учета износа деталей и запчастей.

Если Вы столкнулись с тем, что выплаченного страховой компанией страхового возмещения недостаточно для возмещения реального ущерба, обращайтесь в наше адвокатское бюро «Антонов и партнеры».

Наш адрес: г. Самара, пр-т. Карла-Маркса, д. 192, оф. 619

Телефон для предварительной записи: +7 (846) 212-99-71

Адрес электронной почты: 2717371@gmail.com

С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры».

Задайте их прямо сейчас здесь, или позвоните нам по телефонам в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71  (круглосуточно), или приходите к нам в офис на консультацию (по предварительной записи)!

Источник: https://pravo163.ru/poterpevshim-v-dtp-na-zametku-novaya-sudebnaya-praktika-vzyskaniya-s-vinovnika-dtp-ushherba-sverx-straxovogo-vozmeshheniya-bez-ucheta-iznosa-detalej-i-zapchastej/

Пришел регресс страховой компании. Что делать? | Страховой юрист

Что делать, если страховая компания требует денег за возмещение ущерба потерпевшей стороне?

     Бытует мнение, что при иске страховой компании в порядке регресса совершено ничего сделать нельзя.  Это мнение ошибочное. Каждый случай особый и требует индивидуального подхода. В половине регрессных исков (если не больше) есть возможность, если не полностью уйти от ответственности, то существенно уменьшить суму требований страховщика.

Регресс  – право страховщика на выдвижение в пределах фактически оплаченной страхователю суммы возмещения (ущерба) к третьей стороне, которая виновата в страховом случае, с целью получения от нее компенсации за нанесенный вред.

     Мы в своей практике довольно часто сталкиваемся с ситуацией, когда на наших клиентов страховая компания подает иск в суд в порядке регресса.

     Прежде всего, давайте разберемся с тем, на чем именно основывается подача иска страховой компании.

     Нормативная база. Подача страховой компании иска в суд в порядке регресса предусмотрено:

Ст.993 Гражданского кодекса Украины, а именно:

 «К страховщику, который выплатил страховое возмещения по договору имущественного страхования, в размере фактических расходов переходит право требования,  которое страхователь либо другое лицо которое получило страховое возмещение, имеет к лицу, ответственному за причинение ущерба.»

Ст. 27 Закона Украины «О страховании», а именно:

«К страховщику, который выплатил страховое возмещения по договору имущественного страхования, в размере фактических расходов переходит право требования,  которое страхователь либо другое лицо которое получило страховое возмещение, имеет к лицу, ответственному за причинение ущерба».

     При трактовке указанных норм можно увидеть следующее (возьмем к примеру ДТП):

     Страховщик, который застраховал потерпевшее лицо по договору КАСКО, после выплаты страхового возмещения имеет право стянуть выплаченную суму с виновника ДТП. Т.е. виновник ДТП должен возместить страховой компании потерпевшего суму выплаченного страхового возмещения по КАСКО.

     Также законодателем предусматривается возможность регресса (иска страховщика) страховой компании по ОСАГО к своему же страхователю – виновнику ДТП. Т.е.

страховщик по ОСАГО – выплачивая страховое возмещения потерпевшему в ДТП имеет право подать иск на возмещение к своему же страхователю – виновнику ДТП, но исключительно в случаях которые предусмотрены частью 1 ст.

38 Закона Украины «О Обязательном страховании гражданско-правовой ответственности собственников транспортных средств», а именно :

а) если страхователь (водитель) управлял  транспортным   средством   в  состоянии  алкогольного,  наркотического  или  другого  опьянения или под воздействием  медицинских  препаратов,  которые  снижают  внимание и скорость реакции.

б) если страхователь (водитель) управлял транспортным  средством  без  права  на  управление транспортным средством соответствующей категории;

в) если страхователь (водитель) скрылся с места ДТП, либо отказался пройти медицинское обследование относительно употребления алкоголя, либо употребил алкоголь сразу после ДТП.

г) если  дорожно-транспортное происшествие вызвано   несоответствием  технического  состояния  и  оборудования  транспортного  средства  существующим  требованиям Правил дорожного движения.

д) если страхователь (водитель) не уведомил Страховщика о наступления ДТП, в сроки  предусмотрены законом;

ж) если страховой случай наступил с использованием застрахованного транспортного средства в  период, что  не предусмотренный договором страхования.

     Также Моторно-транспортное страховое бюро Украины (МТСБУ) имеет право подать регрессный иск в случае:

а) если собственник транспортного средства-виновник ДТП не застраховал свою гражданскую ответственность.

     И к лицам:

а) к водителю транспортного средства, который угнал транспортное средство.

б) к страховщику, который не выплатил страховое возмещение.

г) к предприятию, учреждению, организации, которые отвечают за состояние дороги, если   причиненный в результате  дорожно-транспортного происшествия вред возник по их вине.

д) к лицам, которые указаны в п.13.1. Закона, управлявшими транспортными средствами в состоянии алкогольного либо другого опьянения.

     По причинам регрессных исков МТСБУ более детально остановимся в следующих статьях.

     Выше мы уже разобрались, что такое регресс, на чем он основывается, и когда он возможен. Теперь давайте определимся, что делать, если страховая подала на Вас в суд.

     Куда приходит иск и что он собой представляет.

     Прежде всего, иск от страховой подается по Вашему зарегистрированному месту жительства. Пакет документов, который приходит к Вам состоит из определения суда, искового заявления, документов, которые прилагаются к исковому заявлению.

     Теперь определимся, что нужно делать, если к Вам пришел иск от страховой:

1) Уточните и зафиксируйте дату судебного заседания

2) Полностью изучите иск и документы на котором он основывается

3) Поднимите весь свой пакет документов по данному ДТП

4) Изучите суму требований

5) Найдите несоответствия, ошибки, пропуски, другие неточности, что указаны в иске и в приложенных документах (поверьте, они есть почти всегда)

6) Тщательно готовьтесь к судебному заседанию

     На что нужно обратить внимание во время изучения иска:

1) На исковую давность.

     Как правило, с момента происшествия по которому пришел регресс и до момента подачи на вас в суд проходит много времени. Обратите внимание, не прошла ли исковая давность обращения Страховщика в суд.

2) Наличия у Вас на момент ДТП полиса обязательного страхования гражданской ответственности

     Так как именно Ваш страховщик должен нести ответственность

3) Были ли выплаты Вашей компанией по ОСАГО страховой, которая подала на Вас иск.

4) На суму требований.

     Помните, что Страховщик имеет право требовать от Вас только суму фактической выплаты. Требования оплаты экспертизы, пени и других выплат – незаконно.

5) На документы, которые подтверждают суму требований.

     Помните, что счет СТО, счет-фактура не являются надлежащими документами, которые подтверждают суму требований. Детально на этом обстоятельстве мы остановимся в следующих статьях.

6) На соответствия всех прилагаемых документов и на правильность составления иска.

     Также очень часто происходит ситуация, когда к Вам пришел иск от страховой, а Вы застрахованы по ОСАГО. Здесь бывают несколько вариантов.

     Первый. Это когда Ваша страховая компания по ОСАГО не выплатила потерпевшему и его Страховой по договору страхования ответственности, и Страховая потерпевшего подала на Вас в суд.

     В таком случае в обязательном порядке нужно привлекать своего Страховщика по ОСАГО к судебному разбирательству.

     Второй. Это когда Ваша страховая по ОСАГО выплатила страховое возмещения потерпевшему либо его страховой компании, но этой выплаты не достаточно чтобы полностью покрыть убыток.

     Здесь можно выделить два под варианта.

     Первый – это когда Ваша страховая по ОСАГО выплатила весь свой лимит, который предусмотрен полисом.  В такой ситуации ваша страховая по ОСАГО исполнила все свои обязательства и разбираться со страховой которая подала на Вас иск нужно будет самому.

     Второй  – это когда Ваша страховая выплатила не весь свой лимит, и страховая потерпевшего требует разницу между своим убытком и сумой что оплатила Ваша страховая с Вас. В таком случаи Вам также нужно привлекать Вашу страховую  к судебному разбирательству.

     Более детально ситуацию, когда к Вам пришел регресс, а Вы застрахованы по ОСАГО мы рассмотрим в следующих статьях. 

     Не забывайте, что самостоятельное разбирательство с регрессными исками Страховщиков похоже на самолечение. Бывает удачное, а бывает далеко не очень. При получении регрессного иска рекомендуем обратиться за необходимой консультацией в наш офис, во избежание негативных последствий в будущем.

Комментариев

Источник: http://insur-law.com.ua/prishel-regress-straxovoj-kompanii-chto-delat/

Юр-решение
Добавить комментарий