Акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учёта воды

Придется ли платить больше за коммунальные услуги, если счетчик в квартире вышел из строя?

Акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учёта воды

Сохранение счетчиков – обязанность собственника квартиры. Что делать, чтобы поломку не посчитали вмешательством в работу прибора учета и не доначислили плату за коммунальные услуги?

В квартире Сергея Демченко в 2015 г. была произведена опломбировка прибора учета воды. В 2017 г. во время проверки были установлены повреждения контрольной пломбы и индикатора антимагнитной пломбы. Проверяющие составили акт о выявлении несанкционированного вмешательства в работу прибора учета. В связи с этим ТСЖ произвело доначисление платы за коммунальные услуги. 

Демченко не согласился с требованиями ТСЖ об уплате данной суммы и обратился в суд. Однако суд признал правоту управляющей компании и отказал в признании акта о выявлении несанкционированного вмешательства в работу прибора учета и доначисление платы незаконными1. Почему суд пришел к такому выводу – рассмотрим ниже.

Согласно п. 81 Правил предоставления коммунальных услуг2 оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод их в эксплуатацию и их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником.

По заявлению собственника квартиры лицо, предоставляющее коммунальные услуги (это может быть управляющая организация, ТСЖ или ресурсоснабжающая организация), осуществляет ввод прибора учета в эксплуатацию без взимания платы.

Ввод в эксплуатацию должен быть осуществлен не позднее месяца с момента установки прибора учета и оформлен соответствующим актом.

При этом прибор должен быть утвержденного типа и должен пройти проверку согласно требованиям законодательства об обеспечении единства измерений.

Управляющая организация вправе при очередной проверке без взимания платы установить контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, а также пломбы и устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, которые собственник обязан сохранять.

Управляющая организация обязана проверять состояние приборов учета и достоверность сведений об их показаниях не реже одного раза в год. Приборы учета, установленные внутри квартиры, управляющая организация вправе проверять не чаще одного раза в три месяца, а если прибор установлен вне квартиры – не чаще одного раза в месяц.

Представитель управляющей организации проверяет:

  • целостность прибора учета, отсутствие механических повреждений и не предусмотренных изготовителем отверстий или трещин, плотное прилегание стекла индикатора;
  • наличие и сохранность контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб, а также пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета;
  • отсутствие свободного доступа к элементам коммутации (узлам, зажимам) прибора учета, позволяющим осуществлять вмешательство в его работу.

1. Управляющая организация направляет собственнику не позднее 14 дней до проверки письменное извещение о дате и времени ее проведения, о необходимости допуска представителя с разъяснением последствий бездействия собственника или его отказа в допуске к приборам учета.

2. Собственник обязан обеспечить допуск в квартиру представителя для проведения проверки в указанное в извещении время.

Если собственник не может обеспечить допуск в квартиру, он обязан сообщить об этом управляющей организации не позднее двух дней до даты, указанной в извещении, и обозначить иные возможные даты и время. При этом предложенная дата не может быть ранее двух дней с даты, когда поступило предложение от собственника, и позднее трех дней с даты, указанной в извещении о проведении проверки.

3. Управляющая организация обязана провести проверку в согласованные сроки. По ее итогам составляется акт проверки.

Если собственник не обеспечил допуск представителя управляющей организации, составляется акт об отказе в допуске к прибору учета. В этом случае управляющая организация обязана провести проверку и составить акт проверки в течение 10 дней после получения от собственника, отказавшего в допуске к прибору учета, заявления о готовности обеспечить такой допуск.

В соответствии с п. 81 (11) Правил предоставления коммунальных услуг при обнаружении в ходе проверки нарушений состояния прибора учета управляющая организация составляет акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора. Акт составляется в двух экземплярах и подписывается представителем управляющей организации, проводившим проверку, и собственником или его представителем. 

Он включает следующие сведения:

  • дату, место, время составления акта;
  • обстоятельства, в связи с которыми проводилась проверка, и выявленные нарушения;
  • состав лиц, участвовавших в проверке и составлении акта;
  • подписи исполнителя и потребителя коммунальных услуг;
  • отметку об отказе потребителя от подписания акта и информацию о причинах такого отказа (при наличии);
  • возражения потребителя в связи с выявленным нарушением;
  • иные обстоятельства, связанные с нарушением.

Если прибор учета установлен в квартире, куда не может быть осуществлен доступ без присутствия собственника, управляющая организация производит перерасчет платы за коммунальную услугу и направляет потребителю требование о внесении доначисленной суммы.

Перерасчет производится за период, начиная с даты установления пломб, но не ранее чем с даты проведения предыдущей проверки и не более чем за три месяца, предшествующих дате проверки прибора учета, при которой выявлено несанкционированное вмешательство, и до даты устранения такого вмешательства. Перерасчет производится исходя из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления коммунальных услуг, с применением повышающего коэффициента 10.

Согласно п. 81 (11) Правил предоставления коммунальных услуг перерасчет платы за услугу может быть произведен не только в случае нарушения целостности прибора учета, но и из-за необеспечения сохранности контрольных пломб и индикатора антимагнитной пломбы.

Показательным примером является случай Сергея Демченко, о котором упоминалось выше. Так, суд указал, что сохранность прибора учета является обязанностью собственника жилого помещения.

Поскольку в ходе проверки было выявлено повреждение пломб и антимагнитной пломбы, был составлен акт о несанкционированном вмешательстве в работу индивидуального прибора учета.

Суд пришел к выводу, что управляющая компания правомерно произвела доначисление платы за коммунальные услуги.

Прибор учета считается вышедшим из строя в случае:

  • неотображения прибором результатов измерений;
  • нарушения контрольных пломб или знаков поверки;
  • механического повреждения прибора;
  • превышения допустимой погрешности показаний прибора;
  • истечения межповерочного интервала поверки приборов учета.

При выявлении неисправности прибора собственник обязан незамедлительно известить об этом управляющую организацию. Он должен сообщить показания прибора учета на момент возникновения неисправности и обеспечить его ремонт или замену в течение 30 дней.

Если требуется демонтаж прибора, необходимо известить управляющую организацию об этом не менее чем за два рабочих дня.

Демонтаж и последующий монтаж выполняются в присутствии представителя управляющей организации, за исключением случаев, когда он не явился к сроку демонтажа, указанному в извещении.

После установки прибор учета вводится в эксплуатацию и опломбируется. За повторное опломбирование при нарушении пломбы собственником управляющая организация может потребовать плату.

Суды отмечают, что перерасчет возможен только при наличии вины (умысла или неосторожности) собственника. Встречаются случаи, когда нарушение целостности пломбы возникло в результате устранения утечек или протечек. В качестве примера рассмотрим ситуацию, в которой оказался житель Омска.

В ходе проведения технического обслуживания газового оборудования была выявлена утечка газа. Специалист предпринял попытку ее устранить.

В результате была нарушена целостность пломбы, о чем собственник сразу сообщил в ресурсоснабжающую организацию.

После организация провела проверку, составила акт несанкционированного вмешательства и произвела доначисление платы, а затем обратилась в суд с иском о взыскании задолженности с собственника.

Суд установил отсутствие его вины в повреждении контрольной пломбы, позволяющей фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, и пломбы-наклейки завода-изготовителя.

В решении суда отмечено, что если нарушение целостности прибора учета или контрольных пломб произошло не по вине собственника, то расчет платы должен быть осуществлен по среднемесячному объему потребления за период с даты нарушения контрольной пломбы (если дата и соответствующие ей показания прибора учета зафиксированы в сообщении собственника) до даты ввода прибора в эксплуатацию (включительно). Суд отказал в удовлетворении исковых требований ресурсоснабжающей организации3.

Таким образом, управляющая организация должна доказать факт несанкционированного вмешательства, а собственник вправе представить доказательства отсутствия такого вмешательства.

Однако во избежание подобных ситуаций важно извещать управляющую организацию о нарушении целостности пломбы или выходе прибора из строя, а в акте несанкционированного вмешательства отражать свою позицию в связи с выявленным нарушением.

1 Решение Советского районного суда г. Брянска от 24 мая 2018 г. по делу № 2-1698/2018. Апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 28 августа 2018 г. по делу № 33-2926/2018.

2 Постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»).

3 Апелляционное определение Омского областного суда от 19 декабря 2018 г. по делу № 33-8307/2018.

Источник: https://www.advgazeta.ru/ag-expert/advices/pridetsya-li-platit-bolshe-za-kommunalnye-uslugi-esli-schetchik-v-kvartire-vyshel-iz-stroya/

О праве управляющей организации применять коэффициент 10 при вмешательстве в работу индивидуальных приборов учёта

Акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учёта воды

Верховный суд РФ рассмотрел административный иск потребителя о признании недействительными норм ПП РФ № 354, которые прописывают правила применения повышающего коэффициента при расчёте платы за коммунальные услуги при наличии акта о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учёта. Рассказываем о решении ВС РФ.

Механические повреждения ИПУ считаются вмешательством в его работу

Количество потребляемых ресурсов в помещениях многоквартирного дома должно фиксироваться индивидуальными приборами учёта воды, газа, электроэнергии, тепла. За состояние счётчиков отвечает собственник помещения, в котором они установлены (п. п. 42, 80 ПП РФ № 354).

Если при осмотре состояния прибора учёта на ПУ обнаружены следы действий, которые могли исказить данные счётного механизма, то исполнитель коммунальной услуги составляет акт о несанкционированном вмешательстве (п. 2 ПП РФ № 442, п. 81(11) ПП РФ № 354).

К подобному вмешательству относятся механическое повреждение корпуса счётчика или заводских пломб, антимагнитных пломб, установка магнитов, подключение к сети и трубопроводу в обход счётчика и другое.

На основании составленного в установленном порядке акта безучётного потребления ресурсов исполнитель КУ доначисляет плату за коммунальный ресурс в соответствии с п.п. 62, абз. 6 п. 81(11) ПП РФ № 354, если доступ к ИПУ в отсутствие потребителя невозможен. Объём определяется согласно нормативам потребления ресурса, установленных в регионе РФ, с применением повышающего коэффициента 10.

Период, за который делается расчёт, начинается с даты предыдущей проверки ИПУ до даты составления акта, но при этом не может быть больше трёх месяцев.Как составить акт о безучётном потреблении, чтоб его не оспорил суд

При выявлении вмешательства в работу ПУ при расчётах применяется повышающий коэффициент

С подходом к расчёту платы за коммунальный ресурс при несанкционированном вмешательстве в работу прибора учёта в соответствии с абз. 6 п. 81(11) ПП РФ № 354 не согласился собственник помещений в одном из многоквартирных домов Белгорода.

У собственника вышел из строя прибор учёта газа, и он подал заявку в РСО на замену и опломбировку нового счётчика.

Исполнитель КУ по газоснабжению при демонтаже старого счётчика нашёл механические повреждения его корпуса и составил акт о несанкционированном вмешательстве в его работу.

Расчёт платы по такому акту был произведён в соответствии с п. 62 ПП РФ № 354 с применением норматива потребления ресурса и коэффициента 10.

Потребитель посчитал, что исходя из максимальной мощности установленного в квартире газового оборудования за три месяца он мог максимально потребить объём ресурса, который меньше в 5,8 раз объёма газа, рассчитанного исполнителем КУ, и отказался платить указанную в квитанции сумму.

Поставщик газа подал иск в суд. Суд первой инстанции отказал РСО, исходя из того, что счётчик был заменён и опломбирован поставщиком ресурса, соответственно, РСО признала, что прибор вышел из строя, и произвёл его замену.

РСО подала апелляцию и выиграла дело в областном суде. Апелляционный суд отметил, что поскольку при демонтаже старого прибора учёта были выявлены механические повреждения в виде отверстий в корпусе счётчика и потребитель не оспаривал данный факт, подписав акт осмотра ИПУ, то факт несанкционированного вмешательства в работу счётчика доказан.

Поэтому суд удовлетворил иск РСО с требованием взыскать с потребителя полную сумму по рассчитанному объёму КР согласно акту о несанкционированном вмешательстве в работу ИПУ. Решение суда первой инстанции было отменено.

Потребитель обратился в Верховный суд РФ с просьбой признать частично недействующим абз. 6 п. 81(11) ПП РФ № 354 в части применения повышающего коэффициента 10 при перерасчёте платы при обнаружении несанкционированного вмешательства в работу прибора учета.

Истец настаивал на том, что указанная норма ПП РФ № 354 не соответствует ч. 1 ст. 1, ст. 426 ГК РФ, ст. 1, ч. 1 ст. 157 ЖК РФ и ставит потребителей, у которых нет приборов учёта, в более выгодное положение по сравнению с собственниками помещений, оснащённых ИПУ.Как отличить безучётное потребление ресурса от бездоговорного

Повышающий коэффициент стимулирует потребителей не допускать повреждения ИПУ

Верховный суд РФ, рассматривая административный иск, указал на то, что оплата энергии производится потребителем за фактически принятое им количество ресурса в соответствии с данными учёта в соответствии с ст. 544 ГК РФ. При ненадлежащем исполнении обязательств должник должен возместить кредитору причинённые убытки (ч. 1 ст. 393 ГК РФ).

Ч. 1 ст. 157 ЖК РФ предусмотрено, что при расчёте платы за коммунальные услуги в помещениях многоквартирных домов, которые должны быть оснащены приборами учёта, но ИПУ в них отсутствуют, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги. Порядок расчёта определяет Правительство РФ.

ВС РФ отметил, что положения абз. 6 п. 81(11) ПП РФ № 354 соответствуют требованиям ЖК РФ и в случае причинения реального имущественного ущерба исполнителю при несанкционированном вмешательстве в работу ПУ является допустимым механизмом его возмещения. Такие нормы ПП РФ № 354 стимулируют потребителей не допускать несанкционированного вмешательства в работу прибора учёта.

При этом для расчёта платы за коммунальный ресурс для потребителей, не установивших приборы учёта, имея для этого техническую возможность, также применяются повышающие коэффициенты (ст. 13 № 261-ФЗ). Следовательно, такие потребители не имеют преимущества по сравнению с собственниками, установившими счётчики в своих помещениях.

Административный иск собственника был отклонён, апелляционная жалоба также не удовлетворена судом.Как ввести в эксплуатацию и опломбировать индивидуальный счётчик 

Помнить

Требования п. 81(11) ПП РФ № 354 соответствуют нормам Жилищного и Гражданского кодексов РФ и введены, чтобы стимулировать граждан следить за состоянием установленных индивидуальных приборов учёта коммунальных ресурсов и не допускать вмешательства в их работу.

Управляющие организации, являясь исполнителями коммунальных услуг в многоквартирных домах, имеют право проводить проверки состояния ПУ в жилых помещениях хотя бы раз в год, но не чаще чем раз в три месяца (п. 83 ПП РФ № 354).

Если в ходе проверки установлен факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учёта, составляется акт о безучетном потреблении (п. 81 (11) ПП РФ № 354).

Сделать это необходимо с учётом всех требований к документу, изложенных в п. 85 (1) ПП РФ № 354.

В таком случае потребитель не сможет оспорить акт, и УО получит право произвести доначисление платы в соответствии с абз. 6 п. 81(11) ПП РФ № 354.

Источник: https://roskvartal.ru/kommunalnye-uslugi/10244/o-prave-uo-primenyat-koefficient-10-pri-vmeshatelstve-v-rabotu-ipu

Что делать, если собственник вмешивается в работу ИПУ

Акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учёта воды

Безучётное потребление энергоресурсов – проблема, захлестнувшая сектор ЖКХ. Несмотря на ужесточение законодательства в отношении недобросовестных потребителей, граждане продолжают воровать, вынуждая соседей оплачивать неучтённое потребление.

Масштабы энерговоровства впечатляют. Только по данным ПАО «МРСК Центра и Приволжья» в 2016 году было зафиксировано 12 239 фактов хищения электроэнергии общим объемом 178,4 миллионов кВт/ч на сумму свыше 500 миллионов рублей. И это только те случаи, которые удалось выявить и доказать.

Хищение энергоресурсов в многоквартирных домах ведет к задолженности управляющих организаций перед ресурсоснабжающими компаниями. Коммерческие потери последних приводят к росту тарифов. Повышение цен на коммунальные услуги провоцирует новые неплатежи и воровство.

Мы вводим экономическую ответственность для тех, кто занимается кражей ресурсов.

Андрей Чибис, заместитель министра строительства и ЖКХ РФ

Из этого замкнутого круга невозможно выбраться в одиночку. Нужны общие усилия управляющих и ресурсоснабжающих организаций, правоохранительных органов и производителей индивидуальных приборов учета (ИПУ).

На практике управляющие организации и поставщики энергоресурсов одиноки в своей «борьбе за честный киловатт» и часто не знают, как действовать при обнаружении фактов хищения.

Как жильцы потребляют электроэнергию после введения ограничения

Причин всего две: несовершенство традиционных средств измерения, которые, несмотря на заверение производителей, подвержены воздействию внешнего магнитного поля, и постоянное снижение реальных доходов граждан. Хотя, как показывает судебная практика, к воровству энергоресурсов чаще прибегают лица, чьи доходы выше прожиточного минимума.

Главный неплательщик – полностью самодостаточный гражданин с доходом выше среднего, уверенный в том, что платить за коммунальные услуги – последнее дело.

Андрей Чибис, заместитель министра строительства и ЖКХ РФ

Собственник вмешивается в работу ИПУ: что делать?

Проблема хищения энергоресурсов обостряется тем, что на смену традиционным «жучкам» и «трансформаторам» пришёл неодимовый магнит, позволяющий блокировать счётный механизм ИПУ без нарушения целостности пломб. Ни одна трасологическая экспертиза не способна выявить и доказать факт «магнитного воровства». Поэтому «продвинутые» энергетики устанавливают на счетчики специальные пломбы-индикаторы магнитного поля.

Антимагнитная пломба – действенный способ борьбы с хищением электроэнергии. Уже первые результаты анализа энергопотребления показали положительный эффект. Индивидуальные приборы учета за первый месяц после установки пломб стали фиксировать в среднем на 200 кВт.ч больше, чем до этого. Это значит, что абоненты прекращают воздействовать на счетчики с целью искажения показаний.

Игорь Чиченин, заместитель директора филиала АО «ДРСК» «Амурские электрические сети»

Другим способом пресечь энерговоровство является замена индукционных приборов учёта на электронные, которые не реагируют на воздействие внешнего магнитного поля. Однако и эти ИПУ можно вывести из строя. Например, воздействуя на них электрошокером.

Наиболее эффективной мерой пресечения хищения энергоресуросов представляется внедрение автоматизированных систем учёта электроэнергии (АСКУЭ) и воды (АСКУВ). С этим согласны и в Минстрое:

Мы хотим, чтобы приборы учета были максимально комфортными и автоматическими, чтобы происходило дистанционное считывание данных, чтобы не приходилось лазить в стояки и звать сантехников. Наша задача – сделать цифровое ЖКХ, внедрить автоматизацию.

Андрей Чибис, заместитель министра строительства и ЖКХ РФ

Переход на автоматизацию учёта энергоресурсов позволяет фиксировать факты несанкционированного вмешательства в работу ИПУ с указанием точного времени и места воздействия, регистрационного номера счётчика и данных об абоненте.

Как выявить и зафиксировать факт вмешательства в работу ИПУ

Исполнители коммунальных услуг подозревают потребителей в безучетном потреблении энергоресурсов в ряде распространенных случаев:

  1. Потребитель передает неестественно низкие показания по сравнению с остальными жильцами многоквартирного дома. При этом известно, что он постоянно проживает в квартире и пользуется электроприборами.
  2. Показания, передаваемые в зимние месяцы, ниже, чем в летние.
  3. Передаваемые показания резко снизились по сравнению с аналогичными периодами прошлых лет.

Чтобы снять подозрения, необходимо демонтировать прибор учёта, заменив его на временный, который должен быть поверен и опломбирован после установки. Затем счётчик следует передать на независимую трасологическую экспертизу, которая подтвердит или опровергнет факт оказания воздействия (кроме остановки счётного механизма с помощью магнита).

На основании заключения эксперта вы сможете взыскать с потребителя доначисленную сумму платежей за потребленную услугу самостоятельно или в судебном порядке.

Если на ИПУ абонентов установлены пломбы-индикаторы магнитного поля, процедура упрощается. Достаточно убедиться, что пломба нарушена, чтобы иметь основание для составления Акта о несанкционированном вмешательстве работу ИПУ (далее – Акт).

О факте магнитного воздействия на прибор учета свидетельствуют: разрушение индикатора магнитного поля, нарушение целостности или отсутствие ранее установленной пломбы, несовпадение номера пломбы с данными, внесенными в журнал регистрации антимагнитных пломб.

Андрей Оноприенко, ведущий судебный эксперт ООО «Энерго-Эксперт», г. Пятигорск

Если в ходе рейда или при плановой проверке ИПУ в многоквартирном доме (далее – МКД) были выявлены вмешательства собственников помещений в работу устройств, необходимо действовать в порядке, предусмотренном пунктом 81 (11) «Правил предоставления коммунальных услуг» (далее – Правила № 354):

  1. Составить Акт.
  2. Заново рассчитать плату за потребленную коммунальную услугу, начиная с даты последней проверки.
  3. Потребовать от потребителя внести доначисленную плату за энергопотребление в полном объеме.

Это общий алгоритм действий. Но есть ряд нюансов.

  • Если вмешательство в работу счетчика обнаружено в нежилом помещении многоквартирного дома, нужно составить и уведомить ресурсоснабжающую организацию о нарушении режима энергопотребления. В этом случае поставщик коммунального ресурса самостоятельно пересчитает плату за потребленную услугу.
  • Если зафиксировано вмешательство в работу ИПУ, который установлен в помещении, свободном для доступа исполнителя коммунальной услуги без присутствия потребителя, следует ограничиться составлением Акта. В перерасчете платы за энергопотребление и направлении потребителю требования об оплате доначисленного объема услуги нет необходимости.

Как правильно составить акт о несанкционированном вмешательстве в работу ИПУ

Акт составляется непосредственно после обнаружения вмешательства и в обязательном порядке содержит следующую информацию:

  • дата, время и место составления Акта;
  • причины проведения проверки ИПУ;
  • наименование выявленного несанкционированного вмешательства и связанные с ним обстоятельства;
  • объяснения и / или возражения потребителя (или его представителя) в связи с обнаруженным фактом вмешательства в работу ИПУ;
  • перечень лиц, которые участвовали в проверке прибора учета и составлении Акта.

Документ составляется в двух экземплярах, каждый их которых должен быть подписан потребителем и исполнителем (в лице представителя) коммунальной услуги. Один экземпляр Акта остается у исполнителя услуги, второй вручается потребителю или направляется в его адрес заказным письмом с уведомлением.

В случае, если потребитель отказывается подписать Акт, необходимо дополнить документ отметкой об отказе с указанием причин (не обязательно).

Затем следует доначислить плату за потребленную коммунальную услугу, начиная с даты последней проверки ИПУ (но не более чем за три месяца до выявления несанкционированного вмешательства в его работу), заканчивая датой устранения нарушения потребителем.

Пересчёт основывается на объёме потребления коммунальной услуги, который определяется по действующему нормативу, с применением повышающего коэффициента – 10.

Если будет доказано, что собственник помещения использует специальные устройства для «скручивания» показаний приборов учёта или магниты, нарушителя ждёт повышающий коэффициент в 10-кратном размере.

Андрей Чибис, заместитель министра строительства и ЖКХ РФ

После проведения перерасчёта необходимо направить потребителю требование о внесении доначисленной платы за коммунальные услуги, которое составляется в свободной форме.

Чтобы потребитель не сомневался в правомочности требования, в его тексте следует сослаться на пункт 81(11) Правил № 354. Это увеличит возможность взыскания суммы доначисленной платы в досудебном порядке.

В соответствии с пунктом 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса РФ, потребитель коммунальной услуги обязан исполнить требование даже в том случае, если он отказался получить документ или ознакомиться с ним.

Если после направления требования потребитель не внёс доначисленную плату за коммунальную услугу, ее исполнитель – управляющая или ресурсоснабжающая организация – имеет право взыскать плату через суд.

Контролеры составили акт о вмешательстве в работу счетчика воды: чем это грозит и что делать

Акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учёта воды

Российские законы разрешают коммунальной компании проводить осмотр установленных у потребителя приборов учета. Во время этого мероприятия в первую очередь проверяется, не пытался ли хозяин повлиять на работу счетчика. В этой статье пойдёт речь об акте о несанкционированного вмешательства в работу прибора учёта, в каком случае оформляется этот документ и каковы последствия.

Что значит несанкционированное вмешательство

Под несанкционированным потреблением следует понимать вмешательство в работу измерительного устройства с целью искажения показаний водомера либо его полной остановки. То есть целью является намеренное повреждение прибора.

В соответствии с условиями ст.81(11) Правил, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, счётчик должен быть защищён от вторжения в его работу. С этой целью на водомеры устанавливаются контрольные и антимагнитные пломбы.

Перечислим показатели, которые могут указывать о вмешательстве в работу счётчика воды:

  1. Нарушена целостность корпуса прибора.
  2. Имеются механические повреждения на корпусе водомера.
  3. Присутствуют трещины.
  4. Стекло счётчика холодной или горячей воды прилегает неплотно и имеется свободный доступ к дисплею.
  5. Отсутствуют или оторваны пломбы и индикаторы.
  6. Возможно добраться до узлов учёта, вмешательство в работу которых позволит исказить получаемые данные.

Если присутствует хотя бы один из перечисленных факторов, у проверяющей стороны есть повод составить акт о несанкционированном вмешательстве в работу.

Кто и как фиксирует нарушение

На основании пп. 82, 83 Правил 354 коммунальная компания имеет право один раз в три месяца (не чаще) осуществить следующие действия:

  • проверять достоверность передаваемых потребителем показаний при помощи сверки имеющихся показаний с реальными на счётчике;
  • проверять состояние счётчика, его наличие, целостность, присутствие пломб и пр.

То есть коммунальная компания имеет право прийти в домой и проверить исправность водомера не только по заявлению потребителя, но и самостоятельно.

Итогом такого осмотра может быть составление следующих документов:

  1. Акт визуального осмотра счётчика с фиксацией его показаний. Этот документ оформляется, если не выявлено никаких недостатков при осмотре.
  2. Акт о несанкционированном вмешательстве в работу. Этот документ оформляется, когда после обследования счётчика будут обнаружены нарушения.

Документы оформляются по заранее составленным образцам, по формам, содержание которых должно соответствовать условиям действующих законов.

Порядок проведения подобных проверок прописан в п. 85 Правил 354, согласно которым коммунальная компания перед осмотром должна согласовать с потребителем время доступа в помещение для проведения осмотра. Сделать это можно как устно, так и письменно за 14 дней до даты предполагаемой проверки. Письменное извещение должно содержать следующие сведения:

  • дату и время проведения работ;
  • контактные данные, по которым можно согласовать иную дату и время осмотра. Важно, что она должна быть не позднее 2 дней до даты указанной в извещении;
  • данные лица, ответственного за проведение работ.

Последствия

Последствия составления акта о несанкционированном (самовольном) вмешательстве в работу прибора учёта будут выражаться в необходимости уплаты определённой суммы. Размер этой суммы будет значительно выше средней ежемесячной платы за потреблённый ресурс. Именно поэтому она квалифицируется как штраф.

Узнать о размере начислений можно из квитанции. Кроме этого, абонент имеет право направить в адрес коммунальной компании письмо с просьбой о предоставлении разъяснений о порядке произведённых начислений по акту.

Абоненту будет предоставлено время на добровольную уплату начисленных сумм. При отсутствии возможности произвести своевременную оплату он может просить о заключении соглашения о погашении задолженности за потреблённую воду с возможностью предоставления рассрочки.

При не оплате задолженности в срок коммунальная компания имеет право выставить абоненту пени за просрочку оплаты в порядке ч.14 ст. 155 ЖК РФ.

В случае нарушения сроков оплаты выставленных квитанций коммунальная компания имеет право обратиться за принудительным взысканием указанной суммы через суд.

В большинстве случаев со счёта абонента просто будет списана сумма задолженности, на основании полученного поставщиком судебного приказа. Судебный приказ выдаётся судьёй единолично, без вызова сторон по делу в заседание.

Законом предусмотрена процедура отмены этого акта, но для этого потребуется наличие определённых знаний.

В некоторых случаях коммунальные компании имеют право ограничить подачу ресурса по положениям, прописанным в п. 119 Правил 354. В качестве примера можно привести работу энергосбытовых компаний, поставляющих такой ресурс как электричество.

Поэтому сразу же после получения квитанции с большими начислениями, во избежание подобных ситуаций рекомендуем обратиться за разъяснениями в свою управляющую компанию.

Ответственность и штрафы

Действующие нормативные акты не содержат ответственности – штрафа за нарушение работы прибора учёта.

Изменения будут выражаться в доначислении платы. Расчёт будет осуществляться по условиям п. 62 Правил 354. Формула для расчёта: пропускная способности водопроводной трубы * количество дней несанкционированной работы водомера. Дата предыдущего осмотра водомера будет начальной – от которой необходимо осуществлять расчёт.

Общий срок начислений за вмешательство не может превышать три предыдущих месяца, предшествующие дате обнаружения вмешательства в работу прибора учёта.

Но даже за три месяца это значительная сумма – сотни тысяч рублей.

Перерасчёт

Добиться перерасчёта платы за акт можно только на основании отмены этого документа. Однако для этого потребуются знания, которые помогут найти недочёты и ошибки в самой процедуре составления документа либо в его форме. Как правило, сделать это можно только при помощи юристов в сфере ЖКХ, либо через суд.

Как избежать наказания

Если вы случайно повредили пломбу или счетчик, необходимо сразу же, не дожидаясь прихода контролеров, написать заявление в управляющую компанию с объяснением, что именно произошло, и вызвать специалиста для повторной опломбировки. Тогда счётчик со случайно сорванной пломбой приравнивается к выходу водомера из строя. Начисление платы в этом случае производится, исходя из среднего расхода на период не более 3 месяцев.

Если же был составлен акт о несанкционированном вмешательстве, то санкции намного серьезнее. В месяц, следующий за месяцем составления акта, абоненту придёт квитанция с требованием об оплате. Согласно ст. 155 ЖК РФ оплатить её нужно до 10 числа следующего месяца. Впоследствии при нарушении сроков оплаты будут начисляться пени.

Добиться перерасчёта по причине отмены акта можно лишь при помощи обращения в контролирующие органы либо в суде.

В этом случае можно действовать следующим образом:

  1. Направить заявление в надзорные органы – ГЖИ РФ, Прокуратуру РФ, которыми будет инициирована проверка по данному факту. Итогом будет решение о правомерности либо неправомерности действий со стороны коммунальной организации.
  2. Направить документы в суд.Сделать это можно без обращения в контролирующие органы. Результатом будет решение, подлежащее безусловному исполнению.

Вмешательство в работу прибора учёта воды недопустимо. Законом запрещено потребителю вмешиваться в работу прибора и производить какие-либо с ним манипуляции без согласования с коммунальной компанией.

Любые действия со счётчиком могут послужить основанием для составления акта о вмешательстве в его работу.

Впоследствии потребителю будет выставлен огромный счёт на оплату, содержащий доначисление платы за весь период несанкционированного потребления.

Источник: https://oschetchike.ru/vody/nesanktsionirovannoe-vmeshatelstvo-v-rabotu-pribora-ucheta

Верховный суд РФ: О несанкционированном подключении и вмешательстве в работу приборов учета

Акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учёта воды

РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации

от 20.12.2013 г.

№АКПИ13-1027

Об отказе в признании частично недействующим пункта 62 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354

в составе:судьи Верховного Суда Российской Федерации Петровой Т.А.при секретаре Калугине Н.А.с участием прокурора Степановой Л.E.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Тулиновой Л.В.

о признании частично недействующим пункта 62 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354, установил:

пункт 62 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г.

№ 354 (далее – Правила), предусматривает, что при обнаружении осуществленного с нарушением установленного порядка подключения (далее – несанкционированное подключение) внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам исполнитель обязан незамедлительно устранить (демонтировать) такое несанкционированное подключение и произвести доначисление платы за коммунальную услугу для потребителя, в интересах которого совершено такое подключение, за потребленные без надлежащего учета коммунальные услуги.

Доначисление размера платы в этом случае должно быть произведено исходя из объемов коммунального ресурса, рассчитанных как произведение мощности несанкционированно подключенного оборудования (для водоснабжения и водоотведения – по пропускной способности трубы) и его круглосуточной работы за период начиная с даты осуществления такого подключения, указанной в акте о выявлении несанкционированного подключения, составленном исполнителем с привлечением соответствующей ресурсоснабжающей организации, до даты устранения исполнителем такого несанкционированного подключения.В случае если несанкционированное подключение потребителя к внутридомовым инженерным системам повлекло возникновение убытков у другого потребителя (потребителей), в том числе в виде увеличения начисленной ему (им) исполнителем и уплаченной им (ими) платы за коммунальную услугу, то такой потребитель (потребители) вправе требовать в установленном гражданским законодательством Российской Федерации порядке возмещения причиненных ему (им) убытков с лица, которое неосновательно обогатилось за счет такого потребителя (потребителей).

При обнаружении исполнителем факта несанкционированного вмешательства в работу индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, расположенного в жилом или нежилом помещении потребителя, повлекшего искажение показаний такого прибора учета, исполнитель обязан прекратить использование показаний такого прибора учета при расчетах за коммунальную услугу и произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу для потребителя исходя из объемов коммунального ресурса, рассчитанных как произведение мощности имеющегося ресурсопотребляющего оборудования (для водоснабжения и водоотведения – по пропускной способности трубы) и его круглосуточной работы за период начиная с даты несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, указанной в акте проверки состояния прибора учета, составленном исполнителем с привлечением соответствующей ресурсоснабжающей организации, до даты устранения такого вмешательства.

Если дату осуществления несанкционированного подключения или вмешательства в работу прибора учета установить невозможно, то доначисление должно быть произведено начиная с даты проведения исполнителем предыдущей проверки, но не более чем за 6 месяцев, предшествующих месяцу, в котором выявлено несанкционированное подключение или вмешательство в работу прибора учета.Тулинова Л.В. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим указанного нормативного предписания в целом, однако фактически оспаривает его в той мере, в которой при обнаружении организацией, предоставляющей коммунальные услуги, факта несанкционированного вмешательства в работу индивидуального прибора учета, расположенного в домовладении, повлекшего искажение показаний такого прибора учета, эта организация прекращает использование показаний такого прибора учета при расчетах за коммунальную услугу и производит перерасчет размера платы за коммунальную услугу для потребителя исходя из объемов коммунального ресурса, рассчитанных как произведение мощности имеющегося ресурсопотребляющего оборудования (для водоснабжения и водоотведения – по пропускной способности трубы) и его круглосуточной работы за период начиная с даты несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, указанной в акте проверки состояния прибора учета, составленном исполнителем с привлечением соответствующей ресурсоснабжающей организации, до даты устранения такого вмешательства.

Заявитель считает, что указанное нормативное положение имеет неясное содержание. Полагает, что понятие «несанкционированное вмешательство» в нем не определено, позволяет произвольно оценивать условия эксплуатации индивидуального прибора учета и впоследствии осуществлять перерасчет размера платы по правилам, изложенным в этом положении, которые, по его мнению, неправомерно предписывают производить этот расчет исходя из мощности имеющегося ресурсопотребляющего оборудования и его круглосуточной работы. В обоснование нарушения своих прав Тулинова Л.B. ссылалась на составление энергосбытовой компанией акта о неучтенном потреблении электроэнергии, объем которой рассчитан на основании пункта 62 Правил.

Источник: http://izhcommunal.ru/dir/sud_nesankcionirovannoe_podkljuchenie_i_vmeshatelstvo_v_rabotu_priborov_ucheta/21-1-0-979

Юр-решение
Добавить комментарий